ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
С.М. Плиев
Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье дается определение сущности государства и государственности, даются классификации видов государств, таких как мини-государство, мега-государство, суверенное государство и другие Анализируя различные типы государств, автор делает попытку определить, к какому типу государств относится Республика Южная Осетия.
Ключевые слова: государство, государственность, Южная Осетия, правовое государство, становление, суверенитет.
Фактический статус Республики Южная Осетия позволяет определить ее и как «государство», и также к ней применимо и понятие «государственности», когда особое положение РЮО может быть альтернативной формой традиционного государства со всеми его известными атрибутами. Рассматривая подобные РЮО государственные образования, М.В. Ильин полагает, что «за привычными для нас словами государство (the state etc.), а тем более государственность (statehood, stateness etc.), скрывается не одно ясно концептуализируемое явление или предмет изучения, а целый набор разнородных явлений и предметов, выражаясь образно — существа разных видов и пород» [5].
Вопрос о значении государства очень сложен, многогранен и уходит глубоко в древность, как и само государство. Издревле и до наших дней многие ученые пытаются дать точное определение государства, но до сих пор не существует понятия, общепринятого по всему миру.
Институт государства, как и любой другой политический институт, непрерывно эволюционирует и видоизменяется в ходе исторического процесса. Происходящие в настоящее время трансформации института государства обусловлены постиндустриальным транзитом — переходом к постиндустриальному развитию, который предопределили политические, социальные, экономические и технологические феномены ХХ в. Эти же феномены оказали и оказывают значительное влияние на развитие современного государства, определяют направления его трансформации [15].
Необходимо проанализировать, что понимается под терминами «государство (the state ect.) и «государственность» (statehood, statenness etc.).
Как в ранние периоды истории, так и в современности термином «государство» определяют зачастую разные явления. Государством именуют и огромную Римскую империю, и античный Рим, который является всего лишь определенным образом организованным городом [4]. К государствам причисляют не только
античные города-государства, но и средневековые вольные города, а также Западный Берлин, просуществовавший с 1949 по 1990 г.
Исторически сложилось так, что нет такого государства, которое бы зародилось в античный период и осталось неизменным по сей день. В различные исторические периоды государствам присущи различные характеристики. При определении государства следует учитывать исторические условия, при которых зарождалось государство и его общество. Государство не может находиться в одинаковом состоянии.
В истории происходили и происходят процессы распада, слияния, разделения государств. Примером этому служит опыт развития государств в ХХ в. — распавшиеся после Первой мировой войны Австро-Венгерская монархия, в конце века Чехословакия, Югославия. В 1922 г. РСФСР, Белоруссия, Украина и Закавказская Федерация объединились в одно государство СССР. Так же в 1958 г. Сирия и Египет объединились в ОАР. ХХ в. характеризуется увеличением числа государств в мире. Можно отметить, что в 1900 г. насчитывалось всего около 57 государств, а в конце века их число превысило 200. Только в результате освобождения от колониальной зависимости в Африке и Азии возникло более 90 государств.
После провозглашения права наций на самоопределение усилились процессы суверенизации, породившие политико-территориальные образования, имеющие атрибуты государства, но не признанные большинством существующих государств. Таким образом, самостоятельно существуют такие отделившиеся от государства образования, как Южная Осетия, Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика.
В нынешний период истории можно говорить об универсализации конституционных характеристик государства в западном мире. Государства Европы, Америки создают стандарты современных характеристик государства, а именно — многие государства хотят быть демократичными, правовыми, социальными, прописывая эти основы в своих конституциях. «В современных условиях прежние общечеловеческие ценности получили новое звучание и новое дополнение. Все чаще речь идет не просто о равноправии, а о социальном равноправии, не только о политической, но и социальной демократии. Появились требования социально ориентируемой (государством) экономики, социальной справедливости, обеспечением государством человека» [22].
Государство не может обладать одинаковыми характеристиками в разные периоды истории, но, как показывает история, государство — это универсальное явление. Государства могут распадаться, но вновь и вновь возникают новые государства, это и является доказательствам того, что государство является устойчивым явлением.
Чтобы понять, что такое государство, необходимо выяснить его сущность. Выявление сущности государства не просто наводит на понимание государства, развитие его определения, но и помогает отличить его от государственных образований. Государство может быть завоевано другим государством, находиться
в состоянии кризиса или просто находиться на грани распада, но сущность его остается неизменной.
В XXI в. в основном говорят о классовости и общесоциальности государства. Классовый подход был выработан марксисткой теорией государства и права, которая рассматривала государство как орудие классового господства, представляющее интересы экономически господствующего класса. Некоторые из авторов советского периода говорили о двойственной сущности государства: «Государство одинаково необходимо как для руководства общественными делами, так и для эксплуатации» [13].
В конце ХХ в. авторы полагали, что государство, реализуя общесоциальные дела, в то же время всегда обеспечивает интересы определенных привилегированных слоев, стоящих у власти. А.Б. Венгеров пишет: «Оно выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач» [1].
Роянов Ф.М. и Гарданов А.Ш. определяют различные взгляды о сущности государства, суть которых сводится к показанию общесоциальной сущности государства или осуществлению государством своей работы в интересах того или иного класса [18].
Государство, являясь формой организации общества, управляет обществом по средствам суверенной политической власти. Многие авторы отмечают также, что сущность государства составляет государственная власть, которая осуществляет управление всем обществом [17].
В самом деле, только государственная власть способна обеспечивать устойчивость и жизнеспособность такого весьма сложного и меняющегося образования, как общество. Власть государства распространяется на всех лиц, живущих постоянно или находящихся временно на территории определенного государства. Государственная власть всегда стремится к удержанию целостности общества, к стабильности в обществе. С одной стороны, выполняя функции судьи в обществе, с другой стороны — функции, необходимые для жизни всего общества в целом (допустим такие, как оборона).
Государственная власть как одна из разновидностей публичной власти присуща только государству. Так, Г.Ф. Шершеневич утверждает, что только государственная власть превращает массу людей в государство [23].
Все государства существуют в своих территориальных границах. В результате возникновения государства происходил переход от родоплеменной к территориальной организации общества. Отличительным свойством ранних государств является территория. Любое современное государство имеет территорию, территория является необходимой материальной составляющей существования государств.
Государственная территория включает в себя сушу, воды и воздушное пространство над ними. К примеру, в ст. 67 Конституции Российской Федерации написано: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» [8].
В научных исследованиях отмечается, что государство для признания его таковым не обязательно должно иметь четкую границу государства. Так, в 1913 г. ряд государств признал Албанию, несмотря на отсутствие точно определенных границ, а Израиль был принят в состав ООН несмотря на споры по вопросу о его границах [2].
Споры о территории во все времена были камнем преткновения государств. В настоящее время данная проблема не исчерпала свой потенциал, приобретя несколько иную окраску. Все больше наций стремятся к государственной организации, пытаются отделиться от государства, в составе которого они находятся.
Одной из основных составляющих государства является народ. Определение «народ» обозначает не просто наличие некого населения в границах государства, но и его непосредственную связь с государством в политической, социальной, экономической, правовой и других сферах. Народ представляет собой одно целое. Все люди в целом и каждый по отдельности ощущают свою принадлежность к определенному народу отдельного государства. Следует отметить, что территория, население, публичная власть как основные характеристики государства весьма важны для молодых государств, поскольку именно эти признаки позволяют отличить государство от другого рода государственных образований.
Чтобы понять государство как форму организации общества, нужно подробнее рассмотреть функции государства. Карл Маркс отмечал, что «государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как различенная деятельность» [10]. Л.С. Санистебан определяет функциональную характеристику государства: «государство — не более чем определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях» [19].
Государственные функции отражают его сущность и назначение. Главная цель государства — регулировать общественные отношения, выступать судьей в обществе, гарантировать обществу его существование.
В.О. Тененбаум полагает, что понятие и функции государства подчеркивают содержание и механизм государства. Отмечается, что функции являются элементом содержания и структуры государства. Тененбаум отмечает: «Функция как элемент содержания указывает на определенный вид деятельности государства, а как элемент формы — на соотношение этого вида деятельности с другими видами. Если в категории „содержание государства" политика государства, его деятельность выступают как нечто однородное, общее, не расчлененное, то понятие функции вносит в эту однородность членение, следовательно, структуру» [20]
Таким образом, государство является функционирующей организацией, которая в большинстве случаев стремится к выполнению потребностей в обществе, тем самым еще раз подчеркивается его универсальный характер, не случайное, а вполне закономерное его существование.
Государство в то же время является самостоятельным образованием, которое объединяет и при необходимости организует общество, часто в значительной степени не учитывая его потребности и интересы. Государство может также осу-
ществлять функции, совершенно не отвечающие, а зачастую и вовсе противоречащие интересам общества.
Идет постоянный процесс развития, усложнения, изменения общества. Вместе с ним меняется и государство, а также его цели и задачи. Можно выделить следующие виды государств.
Мега-государства — крупные государства мира, обладающие большим экономическим и военно-политическим потенциалом. Одной из основных функций мега-государств является организация и контроль мирового порядка. Это традиционная и важная роль крупных держав мира. Мега-государства являются концентраторами людских, материальных, медийных ресурсов планеты, обладают сильнейшим по силе оружием и уникальными инструментами влияния на политику всего мира.
Мини-государства — это сравнительно маленькие государства с относительно умеренными внешними аспектами суверенности и слабой статусностью. Их отличительной особенностью является блоковость, многовекторность во внешней политике, вхождение в наднациональные государственные структуры при наличии во многом формального суверенитета. Они обладают относительно малым населением и территорией. Их потенциал и территория используется мега и макро-государствами, а также мощными международными организациями.
Непризнанные государства — государства, не имеющие полной международной правосубъектности. Официально не признанные большинством государств мира, такие государства образуют класс «непризнанных», или «самопровозглашенных», государственных образований. Часто это разные по своей сути политические образования с проблемными внешними аспектами суверенности и неопределенной статусностью. У такого рода государств ярко выражен конфликт между необходимостью занять достойное место среди субъектов мировой политики и ограниченностью ресурсов для достижения этой задачи. Нередко это стремление сталкивается с противодействием влиятельных мега- и макрогосударств. Как правило, эти государства пользуются международным покровительством со стороны мега- либо макро-государства, которому передаются полномочия по обороне и внешней политике.
Рассмотрим также определение государства с юридической точки зрения и попытаемся дать определение правовому государству.
Правовое государство — это демократическое государство, где превалирует право, во главе угла стоит верховенство закона, равенство всех перед законом и, конечно, перед независимым судом, где учитываются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти лег принцип разделения властей.
В российской юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых довольно высока. Приведем некоторые из этих определений и выводы ученых.
Так, А.В. Малько считает, что в правовом государстве создаются условия для определенных ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений [9].
Ю.А. Нисневич, говоря об основных признаках правового государства, отмечает, что ключевой признак правового государства состоит в том, что в таком государстве высшей социальной ценностью признается человек, его права и свободы, основной перечень которых был установлен Всеобщей декларацией прав человека [14].
Относительно недавно в политической науке стал использоваться термин «государственная состоятельность» (1). Этот факт символизировал рост интереса исследователей к процессу государственному строительству и к политическому актору в начале 1970-х гг.
Родоначальником в плане использования термина «государственная состоятельность» является Дж.П. Неттл, который ввел его в 1961 г. [3].
В дальнейшем термин «государственная состоятельность» интерпретировался многими ученными. Одни оценивали термин «государственная состоятельность» с точки зрения эффективности государства, другие с позиции размеров государства, трети относительно боевого потенциала государства.
Изучив эти подходы, автор согласился с подходом М. Ильина, который предположил, что «требования к государственной состоятельности государства будут различаться для мега-государств (производителей и экспортеров международных общественных благ), макро-государств (относительно стабильных участников циркуляции международных общественных благ), мини-государств (преимущественно импортеров международных общественных благ), микро-государств (полностью зависимых от международных общественных благ)» [6].
В сложившейся на сегодняшний день ситуации Южная Осетия находится в стадии начального становления государства. Основой его построения является ориентация общества на верховенство закона, на верховенство прав человека, на постепенное внедрение в республике демократических ценностей для создания полноценного демократического общества.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Законодательная власть облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал [11].
Трудности в определении государства связаны как с субъективными, так и объективными факторами. Суть субъективных факторов заключается в невозможности одинакового восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, а объективных — в сложности и многогранности самого государства как явления. Трудности в определении понятия «государство» усу-
губляются также тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления [19].
Классическая теория государства и права выделяет следующие признаки для характеристики государства: территория, население, публичная власть [7]. Всеми этими признаками обладает и Южная Осетия.
Несколько иначе трактует признаки государства марксистская теория государства и права: публичная власть, разделение населения по территориальному признаку в зависимости от места жительства, налоги, займы, векселя. Именно в этих признаках видит марксистское учение о государстве наиболее общие характерные черты, которые отличают его как от первобытнообщинного строя, так и от других политических организаций общества [21]. Южная Осетия также обладает всеми этими атрибутами.
Суверенитет также является камнем преткновения для многих ученных. Это не удивительно, ведь с момента своего возникновения суверенитет был разменной монетой для различных групп или слоев населения.
Создание любого государства начинается с определения его суверенитета, потому что именно суверенитет и делает государство государством и дает ему всю полноту политической власти. Различные трактовки суверенитета практически всегда были волеизъявлением политической или экономической элиты. Именно поэтому и нельзя обойтись без соотношения власти и суверенитета, которые многими авторами признаются как составными признаками государства.
Следуя вышесказанному, можно сделать вывод о том, что три основных принципа государства выглядят следующим образом: суверенная политическая власть, территория и население.
Для полного понимания политической системы Южной Осетии рассмотрим положения Конституции Республики, в которой четко видно, что она обладает суверенной политической властью со всеми присущими этому деталями, такими как аппарат управления, законодательная система, судебная система, правоохранительная система, финансовая система, и другие виды государство образующих систем. Публичная власть Южной Осетии не зависит ни от властей Грузии, ни от властей Российской Федерации.
Можно подвергать сомнению соответствие мировым стандартам публичной власти Южной Осетии, но это будет не самый принципиальный вопрос. Причина непринципиальности проста — наряду с Южной Осетией во многих странах, в том числе и всемирно признанных, проходит модернизация и постоянное совершенствование государственных институтов.
На данный момент Южная Осетия обладает всеми основными классическими признаками государства — суверенной публичной властью, территорией и населением. После начала процесса международного признания спорным становится само поднятие вопроса о принадлежности территории Южной Осетии.
Территория Южной Осетии является этнической территорией, на которой происходит становление молодого государства Южная Осетия. И на территорию этого молодого государства распространяется один из фундаментальных принципов международного права нерушимости границ и территориальной целостности.
Южная Осетия имеет свое гражданство, также граждане могут иметь двойное гражданство. По Конституции Южной Осетии получение гражданства осуществляется без всякого рода дискриминации, гражданство доступно каждому, родившемуся в Южной Осетии, включая неэтнических осетин, а также всех желающих при исключительных условиях. Наряду с гражданством Южная Осетия имеет свою символику — флаг, герб, гимн.
Что касается признания государств, в международном праве бытуют две теории, которые по-разному подходят к трактовке данного вопроса: декларативная и конститутивная.
Декларативная теория утверждает, что государство есть субъект международного права с момента его возникновения. Признание государства не наделяет его международной правосубъектностью, а лишь констатирует уже существующий факт и подталкивает вхождение нового государства в общую систему международных отношений.
Конститутивная теория базируется на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства неравнозначно возникновению субъекта международного права. И государство может стать субъектом международного права после обширного признания. Эта теория оправдывала и оправдывает в настоящее время произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств [12].
На основе анализа эмпирических данных и экспертных оценок выявлены и описаны уточняющие и дополнительные свидетельства предпочтительности и применимости теории «государственной состоятельности» к анализу государственности Республики Южная Осетия.
Республика Южная Осетия сегодня позиционирует себя в качестве суверенного государства, формирует свою суверенную политику, создает достойные условия для функционирования социальной, экономической, финансовой систем. Однако попытки суверенизации и независимого экономического развития еще не привели к полному успеху, что можно видеть по размеру и структуре расходов государственного бюджета.
В настоящее время борьба за всеобщее признание государственности на международной арене и обеспечение безопасности республики отошла на второй план. На первое место выходят задачи по завершению восстановительного периода и переход к устойчивому экономическому росту, который в настоящее время невозможен без финансово-экономической поддержки Российской Федерации. Партнерство Южной Осетии и Российской Федерации основано на общих целях по обеспечению безопасности в регионе и повышению уровня жизни югоосетинских граждан и т.д.
Ключевой проблемой Южной Осетии на современном этапе развития является создание новых государственных институтов и восстановление доверия к уже существующим властным органам через очищение кадров государственных служащих от коррупции предыдущего президентства. Так же важнейшей проблемой является демографическая ситуация в республике. Последствия 20-летней войны с Грузией и системный кризис власти, экономики и социальной сферы резко ухудшили демографическую ситуацию и здоровье населения Южной Осетии.
Сегодняшнее демографическое неблагополучие страны оценивается экспертами как демографическая катастрофа. Осетинский народ в РЮО фактически находится на грани физического вымирания. Немаловажен и консенсус элит, осознание политиками страны единых целей и задач по преодолению кризиса в Южной Осетии.
Объединяющим всю политическую элиту и общество основанием должно стать единое понимание и интерпретация событий последних 20 лет истории. Про-говаривание причин и условий образования государственности стало своеобразной системой внушения и самовнушения, признания реальных и, возможно, единственных побед осетинского народа и его политической элиты на пути за независимость и жизнь в период после признания суверенитета государства.
На фоне невыполнения и провала политики по восстановлению экономики и неудачного формирования действенных институтов современного государства почти сакрально звучали вброшенные в массовое сознание слова о том, что Южная Осетия, пережившая войну 2008 г., сумела сохранить свою независимость. Немаловажное значение имеет и то, что Российская Федерация, признавшая независимость Республики Южная Осетия первой, является могучим стратегическим партнером молодого государства.
Несмотря на трудности, Республика Южная Осетия имеет хорошие перспективы стать в обозримом будущем самодостаточным государством, в котором будет обеспечен приемлемый уровень жизни населения. Главным условием этого является осуществление эффективного государственного менеджмента, направленного исключительно на реализацию национальных интересов народа Южной Осетии. Республика Южная Осетия имеет достаточно земельных, природных, трудовых, энергетических, производственных и других ресурсов, чтобы удовлетворить материальные и духовные потребности своего народа, чтобы стать страной с высоким уровнем социально-экономического развития.
Южная Осетия, всегда стремившаяся к независимости, сегодня этот шанс получила. И сейчас можно говорить о том, что Южная Осетия является государством, частично признанным, обладающим всеми классическими признаками государства, такими как население, территория, Конституция, законно избранные органы государственной власти, государственные языки, система образования, история, культура и другими. Следовательно, РЮО вполне может претендовать на всеобщее признание и укрепление своей государственности.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) Это словосочетание предложил М. Ильин для перевода термина stateness, подчеркнув тем самым отличие от статусности (statehood).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
[2] Воронин А.А. Территориальная государства, теоретические и исторические аспекты: Дисс. ... канд. юр. наук. Ярославль, 2003.
_ 9 [20 [21 [22 [23
Государство как концептуальная переменная. Nettel, 1968.
Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М., 1999.
Ильин М.В. Альтернативные формы суверенной государственности. URL:
http://www.igpi.ru/bibl/other_articl/1253005141.html.
Ильин М. Пределы государственной состоятельности стран мира // Политическая наука. М., 2011. № 2.
Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2007. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 1.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. М., 2006. Мушкин А.Е. Государство и право-исторические разновидности органов и норм управления обществом. Ленинград, 1969.
Нисневич Ю.А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. М., 2012. Нисневич Ю.А. Трансформации института государства в условиях постиндустриального развития // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2011. № 2 (61). Kelsen Н. General Theory of Law and State. N.Y., 1961.
Пянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема «Понятие сущность и назначение государства» // Сибирский юридический вестник. 2001. № 3. Роянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышление о государстве. Уфа, 1994. Санистебан Л.С. Основы политической науки / пер. с испанского. М., 1999. Тененбаум В.О. Государство система категорий. Саратов, 1971. Фактуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. ШершеневичГ.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1808.
5
6
REFERENCES
[1] Vengerov A.B. Teorija gosudarstva i prava. M., 1996.
[2] Voronin A.A. Territorial'naja gosudarstva, teoreticheskie i istoricheskie aspekty. Diss. kand. jur. nauk. Jaroslavl', 2003.
[3] Gosudarstvo kak konceptual'naja peremennaja. Nettel, 1968.
[4] Dzheri D., Dzheri Dzh. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar'. M., 1999.
[5] Il'in M.V. Al'ternativnye formy suverennoj gosudarstvennosti. URL: http://www.igpi.ru/bibl/ other_articl/1253005141 .html.
[6] Il'in M. Predely gosudarstvennoj sostojatel'nosti stran mira // Politicheskaja nauka. M., 2011. № 2.
[7] Kol'jar K. Mezhdunarodnye organizacii i uchrezhdenija. M., 1972.
[8] Konstitucija Rossijskoj Federacii. 12 dekabrja 1993 g.
[9] Mazutov N.I., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava. M., 2007.
[10] Marks K., Jengel's F. Soch. M., 1955. T. 1.
[11] Marchenko M.N. Problemy teorii gosudarstva i prava. M.: TK Velbi; Prospekt, 2006.
[12] Mezhdunarodnoe pravo / Pod red. G.V. Ignatenko i O.I. Tiunova. M., 2006.
[ 13] Mushkin A.E. Gosudarstvo i pravo-istoricheskie raznovidnosti organov i norm upravlenija obshhestvom. Leningrad, 1969.
[14] Nisnevich Ju.A. Gosudarstvo XXI veka: tendencii i problemy razvitija. M., 2012.
[15] Nisnevich Ju.A. Transformacii instituta gosudarstva v uslovijah postindustrial'nogo razvitija // Politija: Analiz. Hronika. Prognoz. 2011. № 2 (61).
[16] Kelsen N. General Theory of Law and State. N.Y., 1961.
[17] Pjanov N.A. Konsul'tacii po teorii gosudarstva i prava. Tema «Ponjatie sushhnost' i naznachenie gosudarstva» // Sibirskij juridicheskij vestnik. 2001. № 3.
[18] Rojanov F.M., Gardanov A.Sh. Razmyshlenie o gosudarstve. Ufa, 1994.
[19] Sanisteban L.S. Osnovy politicheskoj nauki / per. s ispanskogo. M., 1999.
[20] Tenenbaum V.O. Gosudarstvo sistema kategorij. Saratov, 1971.
[21] Faktullin F.N. Problemy teorii gosudarstva i prava. Kazan', 1987.
[22] Chirkin V.E. Sovremennoe gosudarstvo. M., 2001.
[23] Shershenevich G.F. Obshhee uchenie o prave i gosudarstve. M., 1808.
TYPOLOGY OF UP-TO-DATE STATES CONSIDERING THE PRESENT CONDITION OF THE STATEHOOD OF THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA
S.M. Pliev
The Department of Comparative Political Studies Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article gives definitions to such terms as state and statehood, gives classification of types of states, such as a mini-state, a mega-state, a sovereign state and so on. Analyzing different types of states, the author tries to determine the type of the Republic of South Ossetia state
Key words: state, state, South Ossetia, legal state, formation, sovereignty.