Научная статья на тему 'Структуризация целей деятельности Объединенной судостроительной корпорации'

Структуризация целей деятельности Объединенной судостроительной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / СТРУКТУРА ЦЕЛЕЙ / МЕТОД ИЕРАРХИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальман А. А., Гладышев И. Ю.

Рассмотрены проблемы судостроительной отрасли экономики страны. Выполнена структуризация целей Объединенной судостроительной корпорации в соответствии с целями развития отрасли в виде иерархической системы. Предложен метод количественной оценки деятельности корпорации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problems of the Russian shipbuilding industry. According to the purposes of development of the shipbuilding industry JSC «United Shipbuilding Corporation» targets structuring is made on a basis of hierarchical system. The method of quantitative estimation of the corporation activity is also demonstrated

Текст научной работы на тему «Структуризация целей деятельности Объединенной судостроительной корпорации»

^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПу^^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внутренний маркетинг в управлении внутрикорпоративными рынками [Электронный ресурс] / Е.Л. Драчева, А.М. Либман. - Режим доступа: http:// www .ippnou.ru/article.php?idarticle=001047

2. Особенности внутреннего маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fastpad. ru/page

3. Внутренний маркетинг персонала в российских компаниях [Электронный ресурс] / Денис Лобанов. -Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/node/1980

4. Корпоративная культура [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/pages/okk/okk.php

5. Психологический контракт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/

УДК 621.13.214

А.А. Сальман, И.Ю.Гладышев

Структуризация целей деятельности Объединенной судостроительной корпорации

Судостроение представляет собой отрасль, обладающую значительным научно-техническим и производственным потенциалом, позволяющим оказывать существенное влияние на экономическое развитие страны как напрямую - за счет увеличения объемов производимой и реализуемой продукции, так и косвенным образом -способствуя развитию технологий в смежных отраслях промышленности. Осознание данного факта руководством ведущих мировых стран выражается в особом внимании к обеспечению активной морской деятельности, к развитию морских и судостроительных технологий, значительной поддержке национальных судостроительных компаний.

Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации, произошедшие в конце XX века, негативным образом сказались на отечественной судостроительной промышленности, что проявилось в снижении объемов производимой продукции, уровня научно-технических разработок, темпов обновления основных фондов предприятий отрасли и т. д. Реализация научно-технического и производственного потенциалов судостроения, таким образом, оказалась невозможной.

Неэффективность функционирования судостроительной отрасли в целом потребовала пересмотра государственной политики в части ее развития. Это выразилось в разработке ряда документов концептуального и планового характе-

ра, в которых Правительство Российской Федерации четко проводит политику консолидации всех судостроительных мощностей, где имеются реальные предпосылки для выпуска судостроительной продукции как военного, так и гражданского назначения, отвечающей современным требованиям и способной конкурировать на мировом рынке.

Наиболее важный из таких документов -«Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (далее - Стратегия), под которой понимается «взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера, в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах» [5].

В соответствии со Стратегией судостроительная промышленность должна внести вклад в решение следующих приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России [5]:

- повышение обороноспособности страны;

- повышение конкурентоспособности и качества продукции судостроения;

- расширение высокотехнологического экспорта наукоемкой продукции;

- ликвидация критического научно-технического отставания от промышленно развитых стран мира;

- обеспечение необходимого уровня обновляемое™ основных фондов предприятий;

- повышение инновационной активности предприятий отрасли;

- формирование рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения на основе развития взаимодействия государства и частного бизнеса (государственно-частного партнерства).

- сохранение и расширение рабочих мест;

- повышение оплаты и производительности труда.

- увеличение вклада судостроения в прирост ВВП не менее чем в два раза за 10 лет за счет роста промышленного производства в отрасли.

В рамках определенных Стратегией направлений, обеспечивающих эффективное динамичное развитие отрасли, предусматривается создание в судостроительной промышленности интегрированных корпоративных структур, основанных на государственном капитале.

Предполагается, что в результате проведенных и запланированных мероприятий будут созданы мощные конкурентоспособные на мировом рынке интегрированные структуры, сконцентрировавшие в своем составе госсобственность, что обеспечит возможность осуществлять действенный государственный контроль и влияние за процессами дальнейшего развития этого важнейшего сектора оборонно-промышленного комплекса страны.

Создание таких структур означает принудительное внедрение со стороны государства в судостроительной отрасли таких прогрессивных форм организации производства, как централизация, концентрация, диверсификация.

Централизация представляет собой объединение фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением, которое ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации.

В части создания интегрированных структур в судостроении централизация осуществляется как в отношении производства, что проявляется в увеличении его масштабов в результате объединения предприятий в одно укрупненное хозяйство под единым управлением, так и в отношении капитала, что означает увеличение его размеров в результате объединения.

Концентрация представляет собой процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Предполагается, что в отношении интегрированных структур судостроения концентрация производства будет достигаться за счет его интенсификации - при одновременном избавлении от избыточных мощностей или их использовании для производства продукции, не имеющей отношения к основной деятельности, т. е. диверсификации производства.

Диверсификация означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной фирмы. Диверсификация отражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные для накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и для направления их на освоение других видов продукции, создание новых производств и оказание услуг.

Диверсификация является одним из перспективных путей решения задачи дополнительной загрузки мощностей интегрированных структур судостроения, в определенной степени выравнивающим колебания спроса на основную продукцию.

Наиболее ярким воплощением реализации этих форм организации производства в судостроительной промышленности является образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 394 от 21.03.07 г. открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).

Основными целями Объединенной судостроительной корпорации провозглашены следующие [3]:

- сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса;

- обеспечение безопасности и обороноспособности государства;

- концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-Морского Флота, а также развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.

Анализ целей развития судостроительной промышленности и целей ОСК позволяет сделать вывод о том, что последние сформулированы достаточно широко. Вследствие этого возникает необходимость конкретизации целей деятельности ОСК с учетом целей развития отрасли в целом, а также возможности их последующей детализации и формализации в интересах оценки эффективности функционирования новой структуры.

С учетом вышеизложенного цели деятельности Объединенной судостроительной корпорации можно представить следующим образом:

- обеспечение мобилизационных мощностей производства;

- обеспечение передового уровня разработок морской техники;

- обеспечение требуемых темпов обновляемо-сти основных фондов;

- обеспечение роста объемов производимой продукции;

- обеспечение занятости трудоспособного населения;

- привлечение внебюджетных источников финансирования;

- разработка и внедрение передовых технологий производства.

Такая конкретизация позволяет цели развития судостроения и цели деятельности ОСК представить в виде следующей иерархической системы целей (см. схему).

Национальные интересы в соответствующих сферах деятельности, составляющие верхний уровень, определяются Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Качественный анализ роли Объединенной судостроительной корпорации в реализации национальных интересов РФ позволяет сделать вывод об ее участии в данном процессе применительно ко всем основным сферам деятельности государства.

Осуществление количественной оценки деятельности ОСК возможно при трансформации представленной системы целей путем добавления других субъектов судостроительной отрасли с использованием метода анализа иерархий [6].

Применение данного метода также целесообразно для оценки эффективности и сравнения вариантов организации интегрированной структуры по совокупности надсистемных показателей, отражающих возможности ОСК как компонента системы национальной безопасности и субъекта отечественной экономики.

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»

Цели деятельности ОСК

Обеспечение мобилизационных мощностей производства

Обеспечение передового уровня разработок морской техники

Разработка и внедрение передовых технологий производства

Привлечение внебюджетных

источников финансирования

Обеспечение роста объемов производимой продукции

Обеспечение требуемых темпов обновляемо-сти основных фондов

Обеспечение занятости трудоспособного населения

Повышение обороно-способности страны

Повышение конку-рентоспо-собности и качества продукции

Расширение высокотех-нологиче-ского экспорта наукоемкой продукции

Ликвидация критического научно-технического отставания

Обеспечение необходимого

уровня обновляе-мости ОПФ

Повышение инновационной активности предприятий отрасли

Формирование

рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения

Увеличение вклада судостроения в прирост ВВП

за счет роста промышленного производства

Повышение оплаты и производи-тельности труда

и расширение рабочих

Структура целей Объединенной судостроительной корпорации

Таким образом, представление взаимосвязей целей деятельности ОСК, целей развития судостроительной промышленности и сфер деятельности государства в виде иерархической системы целей позволяет оценить роль интегрированной

корпоративной структуры в реализации национальных интересов Российской Федерации, сформировать показатели для оценки эффективности ее функционирования в интересах совершенствования ее деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буренок, В.М. Механизмы управления производством продукции военного назначения [Текст] / В.М. Буренок, Г.А. Лавринов, Е.Ю. Хрусталев. - М.: Наука, 2006. - 303 с.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации [Текст] : утв. Указом Президента Рос. Федерации № 1380 от 17.12.97 г.

3. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация» [Текст] : Указ Президента Рос. Федерации № 394 от 21.03.07 г.

4. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учеб. пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 576 с.

5. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу [Текст] : утв. приказом Минпром-энерго России № 354 от 06.06.07 г.

6. Хрусталев, Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности [Текст] / Е.Ю. Хрусталев. - М.: Наука, 2005. - 427 с. - (Экономическая наука современной России).

УДК 658.3:331.108.26

М.В. Лопатин

Оценка управленческого труда

по результатам деятельности предприятия

В последние годы оценка качества управленческого труда соотносится по целям с оценкой эффективности деятельности предприятий и организаций. Целевая компонента в оценке качества управленческого труда объясняется тем, что цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом [1].

В зависимости от особенностей и специфики деятельности организаций и предприятий цели управленческого труда могут быть персонифицированными и связанными с необходимостью роста доходов, совершенствования работы с клиентами и конкурентами, учета потребностей и необходимости роста качества и уровня жизни

персонала, повышения социальной ответственности за полученные результаты [2].

При оценке качества управленческого труда [3], по нашему мнению, необходимо учитывать и цели, относящиеся к жизнеспособности организаций и предприятий: роста, быстрого роста, стабильного роста, сокращения. Это своего рода динамические цели, достижение которых требует не только количественной, но и качественной оценки [4].

Наличие этих целей обусловливает необходимость формулирования требований к их формированию. Во-первых, цели должны быть достижимыми. Задача руководителя при этом состоит в том, чтобы цели были реалистичными, не выходящими за пределы возможностей персонала. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.