^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПу^^
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внутренний маркетинг в управлении внутрикорпоративными рынками [Электронный ресурс] / Е.Л. Драчева, А.М. Либман. - Режим доступа: http:// www .ippnou.ru/article.php?idarticle=001047
2. Особенности внутреннего маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fastpad. ru/page
3. Внутренний маркетинг персонала в российских компаниях [Электронный ресурс] / Денис Лобанов. -Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/node/1980
4. Корпоративная культура [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/pages/okk/okk.php
5. Психологический контракт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/
УДК 621.13.214
А.А. Сальман, И.Ю.Гладышев
Структуризация целей деятельности Объединенной судостроительной корпорации
Судостроение представляет собой отрасль, обладающую значительным научно-техническим и производственным потенциалом, позволяющим оказывать существенное влияние на экономическое развитие страны как напрямую - за счет увеличения объемов производимой и реализуемой продукции, так и косвенным образом -способствуя развитию технологий в смежных отраслях промышленности. Осознание данного факта руководством ведущих мировых стран выражается в особом внимании к обеспечению активной морской деятельности, к развитию морских и судостроительных технологий, значительной поддержке национальных судостроительных компаний.
Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации, произошедшие в конце XX века, негативным образом сказались на отечественной судостроительной промышленности, что проявилось в снижении объемов производимой продукции, уровня научно-технических разработок, темпов обновления основных фондов предприятий отрасли и т. д. Реализация научно-технического и производственного потенциалов судостроения, таким образом, оказалась невозможной.
Неэффективность функционирования судостроительной отрасли в целом потребовала пересмотра государственной политики в части ее развития. Это выразилось в разработке ряда документов концептуального и планового характе-
ра, в которых Правительство Российской Федерации четко проводит политику консолидации всех судостроительных мощностей, где имеются реальные предпосылки для выпуска судостроительной продукции как военного, так и гражданского назначения, отвечающей современным требованиям и способной конкурировать на мировом рынке.
Наиболее важный из таких документов -«Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (далее - Стратегия), под которой понимается «взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера, в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах» [5].
В соответствии со Стратегией судостроительная промышленность должна внести вклад в решение следующих приоритетных общенациональных и народнохозяйственных задач современного этапа экономического развития России [5]:
- повышение обороноспособности страны;
- повышение конкурентоспособности и качества продукции судостроения;
- расширение высокотехнологического экспорта наукоемкой продукции;
- ликвидация критического научно-технического отставания от промышленно развитых стран мира;
- обеспечение необходимого уровня обновляемое™ основных фондов предприятий;
- повышение инновационной активности предприятий отрасли;
- формирование рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения на основе развития взаимодействия государства и частного бизнеса (государственно-частного партнерства).
- сохранение и расширение рабочих мест;
- повышение оплаты и производительности труда.
- увеличение вклада судостроения в прирост ВВП не менее чем в два раза за 10 лет за счет роста промышленного производства в отрасли.
В рамках определенных Стратегией направлений, обеспечивающих эффективное динамичное развитие отрасли, предусматривается создание в судостроительной промышленности интегрированных корпоративных структур, основанных на государственном капитале.
Предполагается, что в результате проведенных и запланированных мероприятий будут созданы мощные конкурентоспособные на мировом рынке интегрированные структуры, сконцентрировавшие в своем составе госсобственность, что обеспечит возможность осуществлять действенный государственный контроль и влияние за процессами дальнейшего развития этого важнейшего сектора оборонно-промышленного комплекса страны.
Создание таких структур означает принудительное внедрение со стороны государства в судостроительной отрасли таких прогрессивных форм организации производства, как централизация, концентрация, диверсификация.
Централизация представляет собой объединение фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением, которое ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации.
В части создания интегрированных структур в судостроении централизация осуществляется как в отношении производства, что проявляется в увеличении его масштабов в результате объединения предприятий в одно укрупненное хозяйство под единым управлением, так и в отношении капитала, что означает увеличение его размеров в результате объединения.
Концентрация представляет собой процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Предполагается, что в отношении интегрированных структур судостроения концентрация производства будет достигаться за счет его интенсификации - при одновременном избавлении от избыточных мощностей или их использовании для производства продукции, не имеющей отношения к основной деятельности, т. е. диверсификации производства.
Диверсификация означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной фирмы. Диверсификация отражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные для накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и для направления их на освоение других видов продукции, создание новых производств и оказание услуг.
Диверсификация является одним из перспективных путей решения задачи дополнительной загрузки мощностей интегрированных структур судостроения, в определенной степени выравнивающим колебания спроса на основную продукцию.
Наиболее ярким воплощением реализации этих форм организации производства в судостроительной промышленности является образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 394 от 21.03.07 г. открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Основными целями Объединенной судостроительной корпорации провозглашены следующие [3]:
- сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса;
- обеспечение безопасности и обороноспособности государства;
- концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-Морского Флота, а также развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
Анализ целей развития судостроительной промышленности и целей ОСК позволяет сделать вывод о том, что последние сформулированы достаточно широко. Вследствие этого возникает необходимость конкретизации целей деятельности ОСК с учетом целей развития отрасли в целом, а также возможности их последующей детализации и формализации в интересах оценки эффективности функционирования новой структуры.
С учетом вышеизложенного цели деятельности Объединенной судостроительной корпорации можно представить следующим образом:
- обеспечение мобилизационных мощностей производства;
- обеспечение передового уровня разработок морской техники;
- обеспечение требуемых темпов обновляемо-сти основных фондов;
- обеспечение роста объемов производимой продукции;
- обеспечение занятости трудоспособного населения;
- привлечение внебюджетных источников финансирования;
- разработка и внедрение передовых технологий производства.
Такая конкретизация позволяет цели развития судостроения и цели деятельности ОСК представить в виде следующей иерархической системы целей (см. схему).
Национальные интересы в соответствующих сферах деятельности, составляющие верхний уровень, определяются Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
Качественный анализ роли Объединенной судостроительной корпорации в реализации национальных интересов РФ позволяет сделать вывод об ее участии в данном процессе применительно ко всем основным сферам деятельности государства.
Осуществление количественной оценки деятельности ОСК возможно при трансформации представленной системы целей путем добавления других субъектов судостроительной отрасли с использованием метода анализа иерархий [6].
Применение данного метода также целесообразно для оценки эффективности и сравнения вариантов организации интегрированной структуры по совокупности надсистемных показателей, отражающих возможности ОСК как компонента системы национальной безопасности и субъекта отечественной экономики.
ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»
Цели деятельности ОСК
Обеспечение мобилизационных мощностей производства
Обеспечение передового уровня разработок морской техники
Разработка и внедрение передовых технологий производства
Привлечение внебюджетных
источников финансирования
Обеспечение роста объемов производимой продукции
Обеспечение требуемых темпов обновляемо-сти основных фондов
Обеспечение занятости трудоспособного населения
Повышение обороно-способности страны
Повышение конку-рентоспо-собности и качества продукции
Расширение высокотех-нологиче-ского экспорта наукоемкой продукции
Ликвидация критического научно-технического отставания
Обеспечение необходимого
уровня обновляе-мости ОПФ
Повышение инновационной активности предприятий отрасли
Формирование
рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения
Увеличение вклада судостроения в прирост ВВП
за счет роста промышленного производства
Повышение оплаты и производи-тельности труда
и расширение рабочих
Структура целей Объединенной судостроительной корпорации
Таким образом, представление взаимосвязей целей деятельности ОСК, целей развития судостроительной промышленности и сфер деятельности государства в виде иерархической системы целей позволяет оценить роль интегрированной
корпоративной структуры в реализации национальных интересов Российской Федерации, сформировать показатели для оценки эффективности ее функционирования в интересах совершенствования ее деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буренок, В.М. Механизмы управления производством продукции военного назначения [Текст] / В.М. Буренок, Г.А. Лавринов, Е.Ю. Хрусталев. - М.: Наука, 2006. - 303 с.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации [Текст] : утв. Указом Президента Рос. Федерации № 1380 от 17.12.97 г.
3. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация» [Текст] : Указ Президента Рос. Федерации № 394 от 21.03.07 г.
4. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учеб. пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 576 с.
5. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу [Текст] : утв. приказом Минпром-энерго России № 354 от 06.06.07 г.
6. Хрусталев, Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности [Текст] / Е.Ю. Хрусталев. - М.: Наука, 2005. - 427 с. - (Экономическая наука современной России).
УДК 658.3:331.108.26
М.В. Лопатин
Оценка управленческого труда
по результатам деятельности предприятия
В последние годы оценка качества управленческого труда соотносится по целям с оценкой эффективности деятельности предприятий и организаций. Целевая компонента в оценке качества управленческого труда объясняется тем, что цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом [1].
В зависимости от особенностей и специфики деятельности организаций и предприятий цели управленческого труда могут быть персонифицированными и связанными с необходимостью роста доходов, совершенствования работы с клиентами и конкурентами, учета потребностей и необходимости роста качества и уровня жизни
персонала, повышения социальной ответственности за полученные результаты [2].
При оценке качества управленческого труда [3], по нашему мнению, необходимо учитывать и цели, относящиеся к жизнеспособности организаций и предприятий: роста, быстрого роста, стабильного роста, сокращения. Это своего рода динамические цели, достижение которых требует не только количественной, но и качественной оценки [4].
Наличие этих целей обусловливает необходимость формулирования требований к их формированию. Во-первых, цели должны быть достижимыми. Задача руководителя при этом состоит в том, чтобы цели были реалистичными, не выходящими за пределы возможностей персонала. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.