Научная статья на тему 'Перспективы развития судостроительных кластеров в России'

Перспективы развития судостроительных кластеров в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СУДОСТРОЕНИЕ / КЛАСТЕР / COMPETITIVENESS / SHIPBUILDING / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Александр Николаевич, Марченко Сергей Сергеевич

Рассматривается содержание понятия «кластер» как инструмента повышения конкурентоспособности отечественного судостроения. Выделены факторы, обусловливающие актуальность и определяющие условия возникновения кластеров. Проанализирован опыт ведущих судостроительных стран и возможности создания судостроительного кластера на примере С.-Петербурга.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарев Александр Николаевич, Марченко Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the term cluster as a tool for enhancing competitiveness Russian shipbuilding industry is highlighted. The factors, which stipulate actuality and define conditions of shipbuilding clusters appearance are shown. Analysis of the experience of leading shipbuilding countries and possibilities of setting up the shipbuilding cluster in St. Petersburg are analised.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития судостроительных кластеров в России»

УДК 658:629.12 А. Н. Лазарев,

д-р техн. наук, профессор, СПГУВК;

С. С. Марченко,

аспирант,

СПГУВК

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ

PERSPECTIVES OF SHIPBUILDING CLUSTERS DEVELOPMENT IN RUSSIA

Рассматривается содержание понятия «кластер» как инструмента повышения конкурентоспособности отечественного судостроения. Выделены факторы, обусловливающие актуальность и определяющие условия возникновения кластеров. Проанализирован опыт ведущих судостроительных стран и возможности создания судостроительного кластера на примере С.-Петербурга.

In the article the term “cluster” as a tool for enhancing competitiveness Russian shipbuilding industry is highlighted. The factors, which stipulate actuality and define conditions of shipbuilding clusters appearance are shown. Analysis of the experience of leading shipbuilding countries and possibilities of setting up the shipbuilding cluster in St. Petersburg are analised.

Ключевые слова: конкурентоспособность, судостроение, кластер.

Key words: competitiveness, shipbuilding, cluster.

<4

*

Ш

НАСТОЯЩЕЕ время в отечественном судостроении происходит мощный этап реорганизации, и наиболее актуальными вопросами становятся определение отраслевой рыночной стратегии и выбор наиболее эффективных форм организации этого вида бизнеса. Одной из этих форм является кластеризация.

Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1, с. 257].

Кластерный подход, являясь новой технологией повышения конкурентоспособности, преследует ряд целей: усиление конкурентоспособности бизнеса, находящегося на территории региона, поддержание эффективного бизнес-климата, который увеличивает конкурентные преимущества бизнеса и переход к комплексному использованию потенциала развития региона.

Опыт развития судостроительного рынка демонстрирует эффективность кластерного подхода. Использование кластерной структуры отрасли как инструмент политики государства в сфере судостроения широко используется в настоящий момент в странах Западной Европы, Южной Корее и Японии.

Кластерную политику в судостроении также успешно перенимают и развивающиеся страны: примером тому могут служить Морской промышленный кластер в Индонезии, Кластер судостроения Бразилии и др.

В то же время в Российской Федерации кластеры, способные конкурировать на мировом рынке судостроения, почти отсутствуют по причине большого технологического отставания отечественной промышленности, вызванного периодом политических реформ конца прошлого века.

Но изменение структуры рынка за счет перераспределения позиций мировых лидеров судостроения (Китая, Южной Кореи, Японии и др.), а также формирования новых перспективных ниш,

которые обусловлены развитием смежных рынков, создают новые условия для развития отечественного судостроения и выдвигают принципиально новые требования к участникам рынка.

Именно кластерная политика идеально подходит для работы в такой сложной отрасли, как судостроение, поскольку ее сущностью является локализация всех основных звеньев цепи создания стоимости на одной территории и формирование конкурентоспособности входящих в кластер предприятий.

Актуальность концепции кластеров для отечественного судостроения обусловлена следующими факторами:

— большая часть созданного в бывшем СССР промышленного потенциала изначально не была ориентирована на рынок;

— экспортно-сырьевая ориентация национальной экономики не отвечает коренным интересам России;

— стремительно разрушается технологический потенциал страны;

— эффективность российской промышленности находится на крайне низком уровне.

Среди основных условий, способствующих формированию кластеров и определяющих саму возможность их возникновения в конкретном регионе, можно выделить наличие: [2, с. 44]:

— крупных, коммерчески успешных наукоемких компаний, способных финансировать новые проекты и выступить центром кластеризации для более мелких производств;

— НИИ, имеющих накопленные знания и потенциал НИОКР в определенной сфере, конкурентоспособные на мировом уровне, а также опыт коммерциализации технологий;

— малых и средних высокотехнологичных фирм, выступающих в качестве поставщиков для ведущих компаний кластера и осуществляющих собственные инициативные разработки;

— крупных технических университетов, осуществляющих подготовку квалифицированных специалистов по востребованным кластером специальностям, а также ведущих инициативные научные разработки;

—технологических парков, предоставляющих доступ к современной исследовательской инфраструктуре и тем самым способствующих концентрации усилий, снижению издержек и более эффективному распространению знаний;

— общественных групп поддержки (торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации и альянсы, специализированные комиссии и советы при городской или региональной администрации и т. п.), способствующих формированию адекватной информационной среды, что позволяет достичь более глубокого взаимодействия.

Анализ структуры этих условий позволяет судить о том, что, например, Санкт-Петербург в состоянии претендовать на формирование современного конкурентоспособного кластера в судостроении и дальнейшее усиление концентрации судостроительных компаний и смежных производственных предприятий.

К преимуществам формирования судостроительного кластера в Санкт-Петербурге относятся:

— богатая история развития судостроения;

— наличие 43 организаций судостроительной отрасли, в которых работают более 50 тыс. специалистов;

— продукция индустрии судостроения составляет более 50 % от всей продукции ВПК, выпущенной в Санкт-Петербурге;

— наличие всех звеньев цепи создания стоимости, в том числе крупных научно-исследовательских институтов и вузов;

— развит рынок труда;

— благоприятное географическое расположение.

Одним из этапов на пути формирования эффективного кластера стало подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО «Объединенная судострои-

Выпуск 3

Выпуск 3

тельная корпорация» по созданию кластера судостроения в Санкт-Петербурге в рамках IV Петербургского международного инновационного форума.

Основная идея концепции петербургского судостроительного кластера — это поиск путей снижения себестоимости за счет встраивания всех верфей в единую производственную цепочку.

В настоящее время, несмотря на представительный набор судостроительных предприятий, между которыми существует кооперация, полноценного кластерного эффекта не возникает. Компании в основном построены под военные заказы или как верфи двойного назначения, наблюдается технологическое отставание, а на имеющихся мощностях в их существующей конфигурации строить современный флот высокозатратно.

Это определяет тот факт, что без формализации кластера как единого механизма для осуществления совместных действий по экономии издержек невозможно появление глобального игрока, представляющего Россию на мировом рынке судостроения.

Именно кластеризация в российских условиях — главный способ снижения капиталоемкости отрасли, формирования схемы размещения, рыночного и технологического развития, роста квалификации, повышения конкурентоспособности судостроения России на мировом рынке.

Создание высокоэффективного кластера невозможно без создания инновационной системы управления интеллектуальным потенциалом судостроительной промышленности. Данная система позволит осуществлять проектное управление инновационными разработками в судостроении, увеличивать капитализацию судостроительных компаний, повышать конкурентоспособность отечественной продукции судостроения на мировых рынках.

Хотелось бы отметить, что «Объединенная судостроительная корпорация» по состоянию на сентябрь 2011 г. включала более 50 ведущих конструкторских бюро, верфей и судоремонтных предприятий РФ, объединяющих более 70 % отечественного судостроения. В общей сложности на входящих в ОСК предприятиях и в организациях трудятся около 80 тыс. человек. Холдинг, выручка которого в 2010 г. составила 136 млрд руб., предпринимает решительные меры по модернизации основных фондов.

Впервые в России создаются новые судостроительные комплексы в партнерстве с мировыми лидерами отрасли (Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering, Yantai Ruffles). Реализуется подготовительный этап по строительству «Новоадмиралтейских верфей» на о. Котлин под Санкт-Петербургом в рамках СП ОСК с корейским судостроительным гигантом — компанией “STX”. Кроме того, в конце 2011 г. с финским филиалом STX «Объединенная судостроительная корпорация» создала совместное предприятие “Archtech Helsinki Shipyard”, специализирующееся на производстве сложной морской техники для работы в ледовых условиях. Продукция ОСК экспортируется более чем в 20 стран мира.

Все это позволяет судить о наличии перспектив создания и развития высокоэффективных судостроительных кластеров в России с целью повышения конкурентоспособности отечественного судостроения.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. — М.: Издат. дом «Вильямс», 2005. — ^06 608 с.: ил. — Парал. тит. л. англ.

2. Пятинкин С. Ф. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова — Минск: Тесей, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.