нятых позициях резервными подразделениями и отводить в пункты временной дислокации для реабилитации, отдыха и санитарно-гигиенических мероприятий.
Косвенными подтверждениями эффективности предложенной системы первичной психореабилитационной работы можно считать то, что среди санитарных потерь за весь период ведения боевых действий со 2 августа 1999 г. не отмечено психогенных расстройств с полной утратой боеспособности, контроля поведения и последующим психиатрическим диагнозом. Общее количество происшествий, связанных с неадекватным поведением военнослужащих, преступлений на почве аффективных реакций и социально-психологической дезадаптации существенно ниже, чем в целом показатель по войскам, не участвующим в выполнении задач на территории Северного Кавказа. Иными словами, среди военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях жизнедеятельности, достаточно длительный период времени, значительно меньше негативных проявлений нервно-психической неустойчивости и неадекватного поведения.
Необходимость организации психологической реабилитации уже в ходе выполнения боевых задач в рамках психологического сопровождения служебно-боевой деятельности, максимальная приближенность этой работы к району боевых действий продиктована реальной динамикой психических состояний сотрудников и военнослужащих МВД и становится ключевой задачей при реализации системы психологического обеспечения служебно-боевой деятельности.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
Ст. преподаватель В.Г.Лупырь
Омская академия МВД России
Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении на научной основе вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц, в частности — создание профессиограммы юридических профессий (2).
Деятельность сотрудников уголовного розыска относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специальных мероприятий, участие в операциях по задержанию вооруженного преступника, работа с представителями общественности — везде проявляются
различные стороны профессиональной подготовленности человека. Большое значение профессиональные и психологические факторы имеют в предстоящей служебной деятельности и выпускников вузов МВД, в которой субъекты деятельности должны наиболее полно отражать, познавать объект, принимать в различных условиях правильные решения и доводить их до исполнения. Допущение ошибок в этом виде деятельности может вызвать значительные отрицательные последствия.
В связи с этим нельзя не сказать о повышенной психической напряженности, которая непосредственно влияет на профессиональную готовность в процессе служебной деятельности. Эмоциональное напряжение (стресс) возникает в сложных или опасных для осуществления деятельности ситуациях. Психологи установили, что при столкновении человека с резким изменением привычной ситуации, условиями повышенной ответственности за свою работу, дефицитом времени, трудностью решаемых задач, опасностью для жизни и прочим неминуемо возникает психическое состояние повышенного эмоционального напряжения. Оно вызывает активизацию всего организма и влияет непосредственно на профессиональную готовность в экстремальных ситуациях. Все названные условия, вызывающие состояние повышенной психической и физической напряженности, характерны для оперативной работы, однако их воздействие на сотрудника может быть различным, вызывая прекращение или активизацию деятельности (6).
Значительный рост преступности, а также развитие ее наиболее опасных форм: организованной преступности, убийств на сексуальной почве, заказных убийств и т.п. требуют повышения эффективности деятельности правоохранительной системы. Будущим работникам аппаратов уголовного розыска необходимо уметь рационально распределять силы, соизмеряя со своими способностями сохранять результативность своей деятельности на протяжении всего ненормированного рабочего дня, применять профессиональные умения и двигательные навыки, чтобы при наименьшей затрате энергии получать оптимальные результаты. В последовательном развитии таких качеств, как гибкость ума и характера, быстрота мышления, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, мобилизация волевых и физических качеств, большое значение имеют комплексные практические занятия и рекомендации психологической науки (1; 2; 5).
Комплексное формирование профессиональноприкладных качеств строится на закономерностях системы “инспектор уголовного розыска (УР)-на-личие профессионально-прикладных знаний, умений, навыков”, т.е. соотношении между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. Методологическую основу комплексного формирования профессионального мастерства должен составлять системно-структурный анализ процесса формирования знаний, умений и навыков, который рассматривается во взаимосвязи с развитием необходимых профессиональных качеств.
Таким образом, в центре внимания этой дисциплины должны находиться проблемы согласования формирования профессиональных качеств, прочности полученных знаний, умений применять их в экстремальных ситуациях как элементов одной системы.
Профессионально-прикладная подготовка — часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которой учащийся получает необходимые для профессиональной деятельности навыки и умения, а также специальные практические занятия. Профессионально важные качества — индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ним относятся: индивидуально-типологические свойства нервной системы (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность); психомоторные свойства (сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений); мнемические свойства — объем памяти, скорость запоминания, прочность запоминания; мыслительные свойства — гибкость мыслительных процессов, скорость, глубина мышления (4).
Прочность усвоения знаний, навыков, умений — общедидактический принцип профессионального обучения — предполагает такое усвоение знаний, освоение навыков и умений, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут уверенно пользоваться ими как в учебных, так и служебных целях. Прочность усвоенного тесно связана со всеми другими дидактическими принципами профессионального образования. Знания, навыки и умения будут более прочными, если: в восприятии изучаемого материала участвуют разные органы чувств, учащийся воспринимает его сознательно и его мысль работает активно, материал ему доступен, но требует преодоления трудностей, стимулирующих работу мысли, задания даются ему систематично, последовательно и укладываются в его сознании в определенную систему.
Профессиональные навыки и умения усваиваются тем прочнее, чем выше активность и самостоятельность учащихся в процессе выполнения учебных заданий. Важное значение для достижения прочности усвоения имеет также систематический учет успеваемости учащихся, своевременный контроль и оценка полученных ими знаний, навыков и умений.
Таким образом, выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовного розыска характеризуется сложной интеллектуальной деятельностью, отличающейся рядом специфических особенностей и предъявляющей к личности деятеля разнообразный комплекс требований. Исследований в данной области в настоящее время проведено недостаточно и это сказывается на решении практических вопросов а области повышения уровня профессионального мастерства.
В связи с этим весьма актуальной является разработка профессиологических проблем для повышения эффективности деятельности будущих инспекторов уголовного розыска. Анализ специальной литературы (1-6) позволяет определить, что служебная деятельность сотрудников уголовного розыска
рассматривается в трех аспектах, как целесообразная служебная деятельность; как выполнение функциональных обязанностей и, в -третьих, ее связывают с уровнем профессионального мастерства, от которого зависит эффективное либо неэффективное выполнение функциональных обязанностей.
При рассмотрении понятия эффективности выполнения функциональных обязанностей В.Л.Васильев (2) рекомендует обратить внимание на следующие положения:
а) эффективность любого трудового процесса и в особенности многоцелевого, интеллектуальнопрактического труда со сложной структурой, каким является труд инспектора уголовного розыска, может быть исследована лишь с помощью комплексного системного анализа;
б) для повышения эффективности выполнения служебных обязанностей основное значение имеет выявление возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через психологические закономерности различных аспектов профессиональной деятельности;
в) при системном подходе к исследованию эффективности анализируются различные уровни (стороны) деятельности, а также личностные структуры, которые обеспечивают успешность (эффективность) деятельности на данном уровне.
В настоящее время нередки случаи, когда окончившие юридический вуз лица по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином ранговом порядке, нежели это было во время учебы. Успехи в служебной деятельности, особенно связанные с общением, руководством людьми в особых ситуациях, прогнозированием ситуации, определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностями к обучению, но и рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило, не реализуются и не проверяются.
Основная задача нашего профессиографическо-го исследования — выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. При определении этих закономерностей мы использовали методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: психологии труда, юридической психологии, уголовного права, процесса и др. Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы профессиограммы юридических профессий, воспитания профессиональных навыков и умений, профессиональной ориентации, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов.
Системный подход изучения деятельности позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов. Сложный и ответственный труд инспектора уголовного розыска предъявляет к личности работника повышенные требования. Однако многие молодые люди выбирают для себя эту профессию, не имея ясного представления обо всей сложности предсто-
ящей деятельности, и, главное, они не представляют, какие требования будут к ним предъявлены.
Работа в уголовном розыске характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для инспектора УР представляет собой новую задачу. Поэтому эффективность выполнения служебных обязанностей зависит не только от задатков, призвания и образования, но и служебного опыта, комплекса профессиональных навыков и умений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. — М., 1981. — С.356.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 1997. — С.650.
3. Караваев А.Ф. Некоторые проблемы профессионального становления и воспитания специалистов доя ОВД // Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня образования ОВШМ. — Омск: ОВШМ, 1995. — С.27.
4. Коваль В.И., Родионова Т.А. Энциклопедия профессионального образования. — Т.2.— М., 1999.
5. Мартовская И.Д., Стрижов Е.Ю., Цветков В.Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности ОВД: Учеб. пос. — М., 1997. — С.173.
6. Филиппенко В.И. Психологические аспекты работы сотрудников аппаратов уголовного розыска. — Омск, 1994. — С.139.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ МИЛИЦИИ
Преподаватель И.Н.Бобровничий
Барнаульский юридический институт МВД России
Выявление педагогических и психологических факторов, способствующих успешному протеканию процесса профессиональной адаптации участковых инспекторов милиции, проводилось нами на основе педагогического анализа характера и структуры трудностей, с которыми сталкиваются начинающие сотрудники. Проведено изучение группы молодых специалистов ОВД г.Барнаула (317 чел.) в период их адаптации. На первоначальном этапе исследования методом экспертных оценок выявлялись группы факторов, влияющие на процесс профессиональной адаптации. В качестве экспертов выступали 26 руководителей РОВД г.Барнаула, 47 наставников, профессорско-преподавательский состав Барнаульского юридического института МВД России. В соответствии с методом экспертных оценок, наиболее значимыми оказались шесть факторов (табл. 1).
В результатах приведенного ранжирования, по-видимому, отражается подход к воспитательной работе с молодыми сотрудниками, который можно назвать “педагогическим пессимизмом” субъектов
воспитательного процесса. При таком подходе основной причиной неуспешности адаптации предполагаются крайне низкие деловые и моральные качества личности молодого сотрудника, недостаточное материальное обеспечение и невозможность обеспечить молодых сотрудников жильем, а не организация работы с ними. В целом указанная позиция отражает несформированность у определенной части субъектов процесса адаптации установки на воспитательную работу с молодыми сотрудниками, сведение всей работы с ними к передаче профессионального опыта. Таким образом, считая, что результаты ранжирования по степени значимости факторов, влияющих на адаптацию, полученные на первоначальном этапе исследования, не в полной мере отражают истинное их место в этом процессе, тем не менее полагаем, что именно эти факторы оказывают наиболее сильное влияние на процесс адаптации, что и позволило опереться на результаты ранжирования в дальнейшем исследовании.
Для проверки правильности сделанных заключений осуществлено сравнение результатов ранжирования с опросом мнений молодых сотрудников, в том числе уволенных, о факторах, влияющих на адаптацию или дезадаптацию молодых сотрудников (табл. 2). Расчетное значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена г=0,314 указывает на расхождение мнений субъектов и объектов процесса адаптации о роли различных факторов адаптационного процесса в успешности его протекания.
Анализ результатов ранжирования мнений молодых сотрудников о наиболее значимых факторах процесса адаптации позволяет сделать вывод о том, что для них наиболее значимы условия и содержание служебной деятельности, личностная готовность к службе, бытовая сфера. Роль коллектива в процессе адаптации не всегда осознается молодыми сотрудниками. Так, в одном коллективе только 15,0% молодых сотрудников не удовлетворенны условиями службы, а в других коллективах их число составляет 59,0%, что указывает на огромное значение в процессе адаптации заботы о служебном месте сотрудника, четкого распределения обязанностей, контроля и требовательности со стороны руководства. В ходе исследования установлено, что многие молодые сотрудники воспринимают плохую организацию служебной деятельности как невнимание со стороны руководства лично к ним, отсутствие заботы лично о них.
Расчет коэффициента связи по методу Спирмена для результатов ранжирования факторов адаптации, проведенных молодыми сотрудниками (табл. 2), руководителями и наставниками (табл. 3), позволяет выявить степень согласованности мнений о роли этих факторов в успешности адаптации (табл. 4).
Оценка роли и значения различных факторов, влияющих на процесс адаптации, показала, что они наиболее согласованы у руководителей и молодых сотрудников. О полном рассогласовании мнений руководителей и наставников свидетельствует чрезвычайно низкое значение коэффициента Спирмена для этих факторов. Можно предположить, что в та-