Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период'

Социально-психологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
455
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период»

специалиста межличностных отношений с коллегами, руководством; 3) обстановки в колле^к-тиве; 4) характера профессионального интереса у специалиста к избранной деятельности.

Причинами неадаптированное™ слушателей могут быть: 1) несоответствие представления об избранной деятельности с реальной действительностью, порожденное несовершенством профессиональной ориентации школьников;

2) выбор не профессии, а учебного заведения частью школьников, руководствующихся при этом мотивами непрофессионального плана;

3) недостаточный уровень развития специальных способностей;

4) отсутствие творческой активности, которое является следствием сложившегося отрицательного отношения к избранной профессии;

5) неумение работать с людьми и налаживать контакты с ними;

6) выбор профессии не по способностям, а по возможностям;

7) отсутствие внимания, помощи молодому специалисту со стороны старших товарищей и руководства;

8) низкий уровень профессиональных знаний, полученных в школе.

К показателям адаптированное™ будущего специалиста можно отнести: уверенность в себе как в специалисте; ясность самосознания; стремление преодолевать трудности в учебе и будущей работе; удовлетворенность своей профессией; эффективность учебно-профессиональной деятельности; благоприятный характер взаимоотношений с социальным окружением; социометрический статус слушателя в коллективе; осо-знание профессионального долга; наличие системы в учебе; адекватность самооценки; устойчивый профессиональный интерес; постоянное профессиональное самообразование.

Управление процессом профессиональной адаптации слушателей предполагает следующее: ]) оказание методической помощи слушателям; 2) внедрение системы наставничества в коллек-таве; 3) контроль за формированием профессионально-педагогических умений; 4) активизацию профессионального самообразования; 5) формирование ответственного отношения к своей учебе.

Таким образом, социально-психологическая и профессиональная адаптация будущего специалиста понимается как активное приобщение субъекта к новым видам социальной действительности и новым условиям в конкретной социальной среде и предусматривает активную жизненную позицию слушателя или начинающего специалиста, а не созерцательную, и реальное осознание своего социального статуса в коллективе.

Социальнопсихологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период

Канд. педагогических наук V А.0. Караваев,

канд, юридических наук Н.Л. Макаров, канд. юридических наук.доиент A.B. Ивашенко Омский юридический институт МВД России Ст. науч. сотрудник Западно-Сибирского отдела ВНИИ

МВД России И.Ф. Савельев

. В процессе исследования, организованного Западно-Сибирским отделом ВНИИ МВД России в марте-апреле 1995 года, было опрошено 420 молодых сотрудников из различных служб ОВД: уголовного розыска, следствия, отдела по борьбе с экономическими преступлениями, участковые инспектора, ППС, ГАИ и др. со стажем работы до двух лет в возрасте от 20 до 35 лет, проживающих в г. Омске, Омской области и других регионах, в том числе выпускников Омского юридического института МВД России. Интерпретация результатов исследования проводилась как по данным отдельных служб, так и в целом. Зто, естественно, не означает, что психологические различия в профессиональной деятельности сотрудников этих служб отсутствуют. Однако существует большое количество общих моментов в их деятельности. Так, в некоторой степени совпадают формы и методы работы, повышены требования к психологическим качествам сотрудника, имеется определенный риск.

Изучение социально-психологических аспектов профессиональной деятельности молодых сотрудников осуществлялось с учетом мотивов выбора профессии, видения ими перспектив своего служебного роста, проявления инте-

peca к различным областям знаний, особенностей отношения к месту службы и факторов, осложняющих деятельность молодых сотрудников.

Ретроспективный анализ мотивов выбора профессии показал, что основными мотивами у молодых сотрудников были: желание помочь людям, на что указали 28% опрошенных, совет друзей и пример сотрудников, работающих в ОВД (27%), стремление получить юридическое образование (22%), а также желание улучшить свое материальное положение (18%). Не оказали существенного влияния на выбор профессии знания о сотрудниках милиции, полученные из книг, через средства массовой информации, из фильмов приключенческого жанра и др. (табл. 1).

Анализ причин выбора профессии представителями различных служб позволил выявить ведущие и сквозные мотивы.

Ведущими можно считать у сотрудников уголовного розыска — совет, пример работников милиции и стремление получить юридическое образование; у следователей — желание помочь людям и перспектива в образовании; у участковых инспекторов — желание помочь людям и совет сотрудника милиции; у сотрудников ПГ1С

— стремление помочь людям в трудных ситуациях и интерес к юридическому образованию; у сотрудников ГАИ — желание помочь людям и совет сотрудников милиции. В качестве дополнительных причин, приведших к выбору профессии, можно считать и причины материального плана, а в отдельных подразделениях (УР, следствие) — семейные традиции (см. табл. 1).

Сквозными мотивами (т.е. присущими сотрудникам почти всех подразделений) можно считать желание помочь людям, стремление получить юридическое образование и совет сотрудника милиции. Это свидетельствует об их деловой направленности и желании самосовершенствоваться. Проявляется стремление к работе, связанной с общением с другими людьми, к справедливости, правде, моральному удовлетворению, активной, разнообразной деятельности и др. Это вызвано обеспокоенностью высоким

уровнем преступности, желанием сделать профессиональную карьеру в ОВД. Поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий жизни, возможность иметь льготы (мотивы материального характера) и др.

При выборе профессии существенное значение имеет адекватное представление о будущей деятельности, и на вопрос: “Совпали ли Ваши представления о предстоящей практической деятельности, сформированные до службы в ОВД, с той работой, которую Вам приходится выполнять сейчас?” — 27% опрашиваемых ответили, что они полностью совпали, 64% — частично совпали, у 9% сотрудников субъект ивные представления о службе не совпали с реальным положением. У 3,5% молодых специалистов, выпускников вуза МВД представления о практической деятельности, сформированные в вузе, не совпали с теми задачами, которые им пришлось решать на практике. Основная масса опрашиваемых были назначены на должности, не связанные с деятельностью, по профилю которой осуществляется подготовка в вузе, они испытывали серьезные проблемы с недостатком практических навыков, отличались недобросовестностью при прохождении обучения в вузе. В то же время у 12,5% молодых специалистов представления о практической деятельности, сформированные в период обучения, полностью совпали, у 34% — совпали в большинстве, у 45,5% выпускников совпали частично. В целом априорные представления большинства молодых сотрудников ОВД о своей будущей профессиональной деятельности в той или иной степени совпали о реальным положением дел. Зто свидетельствует об их информированности и сформированном профессиональном интересе к деятельности органов внутренних дел.

Необходимо отметить, что молодые сотрудники, для которых основным мотивом поступления на службу в ОВД было желание помочь людям и у которых представления о службе совпали, оказались более эмоционально зрелыми и приспособленными к условиям работы в дан ной системе. Им присуще четкое видение пер-

Таблица 1

Мотивы выбора профессии, %

Мотив УР Следствие Участковые инспектора ппс ГАИ В целом

Традиции семьи 19 14 3 4 10 8

Образы сотрудников милиции из книг, кинофильмов и средств массовой информации 10 6 3 _ 4 .

Совет сотрудника ОВД 28 22 25 20 30 27

Желание помочь людям 21 31 37 31 33 28

Стремление получить юридическое образование 26 29 9 29 13 22

Причины материального характера 8 25 3 9 20 18

Стремление улучшить жилищные условия 4 15 3 — 3

Иное 4 - 12 7 13 10

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, Ns 2 (4) 9

спектив своего служебного роста, в связи с чем они чаще других имеют устойчивые намерения продолжать службу в ОВД. И наоборот, те, кто прибыли на службу в связи с причинами материального характера, чувствуют себя менее защищенными в социальном плане, хуже адаптируются к профессиональной деятельности, чаще утомляются, допускают ошибки, их деятельность менее эффективна, локус контроля имеет экс-тернальный характер, они значительно реже видят перспективу своего служебного роста и др. Для категорий сотрудников с совпадающим представлением о службе характерно желание повысить свой образовательный и профессиональный уровень через подготовку в юридическом вузе. Работа в ОВД дает им возможность лучше ориентироваться в различных вопросах жизни, приобрести уверенность в себе: 41% считают необходимым повышать свой теоретический уровень, 28% надеются приобрести опыт, а 31% молодых сотрудников (по большей части выпускники вуза) считают свой уровень профессиональной подготовки пока достаточным для выполнения служебных задач.

Для сравнения: исследования, проведенные нами в 1994 г., выпускников Омской высшей школы милиции показали, что основная масса их (83,5%) назначены на должности в службах и подразделениях криминальной милиции, 4,5% — в следственных подразделениях, 12% — в других службах. При этом уровень профессиональной подготовки выпускников на момент начала практической деятельности в среднем оценивался их непосредственными руководителями на 6,3 балла (по 10-балльной шкале оценок) / Профессиональный уровень выпускников был оценен не ниже 3 баллов, 7,5% выпускников о цене™ как лица, имеющие идеальный (максимальный) уровень профессио!Ш1ьной подготовленности. В отношении каждого четвертого выпускника не высказано никаких замечаний по поводу их профессиональной подготовки в вузе. Остальным предъявлялись претензии по поводу низкой практической подготовки (45,7%), слабой теоретической подготовки (11,7%), неумения грамотно оформлять служебные, в том числе процессуальные, документы (8,7%), организовать и спланировать служебную деятельность (6,8%), слабой боевой и физической подготовки (3,7%) и др.

Сходные недостатки были присущи выпускникам прошлых лет, с наличием указанных недостатков согласна и большая часть выпускников 1990 г., хотя 46,5% из них утверждают, что в начале практической деятельности они не испытывали никаких затруднений и были достаточно подготовлены. Преодолению проблем, возникающих в связи с недостатком у молодых сотрудников практических навыков, в значительной мере способствует закрепление за ними наставников: 63% выпускников начинали свою практическую деятельность под руководством наставников, 79,5% считают, что каждому выпускнику требуется в начале практической деятельности наставник. Характерно, что лица, имевшие настав-

ника, получают меньше замечаний со стороны непосредственных начальников и реже испытывают' затруднения в начале практической деятельности. На вопрос: “Был ли у Вас наставник?” 71% молодых сотрудников ответили утвердительно, они существенно ощущают его систематическую и действенную помощь; 17% опрошенных считали, что наставник за ними закреплялся формально и помощи им не оказывал, а в 12% случаев наставника не было. Отметим дополнительно, в уголовном розыске наставник был у 86% опрошенных, в следственных подразделениях — 89, ППС — 81, ГАИ — 76%. Таким образом, совершенствование наставничества может оказать существенную помощь в социальной и профессиональной адаптации работников ОВД.

Важное место в адаптации молодого специалиста принадлежит перспективе развития его как профессионала. Неудовлетворенность деятельностью возникает не только в случае несоответствия результатов деятельности возможностям специалистов. Неудовлетворенность возникает, когда они не видят перспективы развития себя как профессионала. Поэтому в работе с молодыми специалистами следует уделять особое внимание раскрытию перспектив перед ними, намечать пути и средства для их достижения. На основании сопоставления положительных и отрицательных характеристик своей профессиональной деятельности молодые сотрудники строят прогнозы относительно возможностей ее дальнейшего продолжения. Так, на вопрос: “Видят ли они перспективу своего служебного роста?” значительная часть (47%) молодых сотрудников ответили утвердительно, а 15% — отрицательно (табл. 2).

Таблица 2

Видение перспективы своего служебного роста молодыми сотрудниками отдельных подразделений, %

Подразделение Да Нет Затруднились ответить

Уголовный розыск 54 13 32

Следствие 56 12 31

Участковые

инспекторы 21 31 46

ППС 49 14 35

ГАИ 33 10 56

В целом 47 15 37

Видение молодыми сотрудниками перспективы профессионального роста имеет существенную связь с возможностью лучшей ориентировки в жизни, повышением профессионального уровня, теоретической подготовки (46%), приобретением опыта (59%). Данные опроса свидетельствуют о том, что половина молодых сотрудников стремятся к повышению теоретической подготовки. При этом среди областей знаний, в которых респонденты хотели бы расширить свой кругозор, наиболее часто упоминаются психо-

логия (47%), экономика (23%), управление (22%), культура (15%), технические науки (16%). Четко прослежено стремление молодых сотрудников получить юридическое образование. Следует добавить, что выпускники школы милиции считают целесообразным углубить навыки оформления разного рода служебной документации, пользования ЭВМ, психологической самоподготовки, боевой и физической .подготовки, тактических приемов решения оперативно-служебных задач и др.

Большое число сотрудников (37%) на вопрос видения перспективы затруднились с ответом, что свидетельствует об отсутствии четкого представления о возможностях служебного роста. Достаточно велико число молодых работников, не видящих перспектив продвижения по службе (24%), среди тех, кто поступил на службу в ОВД г. Омска из других областей. Тем не менее более половины (53%) опрошенных намерены продолжить службу. Отметим, что видение перспективы в период профессионального становления позволяет молодым сотрудникам лучше адаптироваться к деятельности и интенсивно повышать свое профессиональное мастерство. Среди молодых сотрудников, видящих свою перспективу, наблюдается сформировавшийся профессиональный интерес к деятельности. Они не стремятся сменить место службы в ОВД, меньше ошибаются.

Учитывая сказанное, необходимо перед молодыми сотрудниками в период адаптации ставить ближайшие, отдаленные и перспективные

цели, повышать их профессиональный уровень через творческий подход к работе и т. п.

В конкретных подразделениях ОВД наблюдается тенденция стабилизации кадров за счет увеличения до 54% доли молодых работников, не желающих менять свое место работы, а 11% опрошенных хотели бы перейти в другую службу в рамках одного подразделения (табл. 3). В то же время 34% молодых сотрудников (табл. 4) ответили, что будут продолжать работу, однако дальнейшее зависит от развития их жизненной ситуации.

Более всего сомневающихся в целесообразности продолжения своей дальнейшей службы в ОВД (48%) среди пополнения, прибывшего из сельских районов Омской области. Характеризуя молодых работников, прибывших в ОВД г. Омска из сельских районов, необходимо отметить следующее:

— они чаще, чем другие, делали свой выбор профессии по совету знакомого сотрудника милиции (значительно меньше, в отличие от общей массы опрошенных, ими руководило желание помочь людям);

— они склонны повышать свой профессиональный выбор за счет приобретения практического опыта, а не повышения уровня теоретической подготовки;

— желание получить юридическое образование высказывают лишь 34% респондентов этой категории (в общем числе опрощенных этот показатель составляет 53%);

— их меньше устраивает место работы, и они

Результаты опроса относительно смены места службы,

Таблица 3

\ - ' • Отношение к месту службы УР Следствие Участковые инспекторы ППС ГАИ В целом

Не хочу изменений Желаю перейти 65 58 43 38 60 54

в другую службу в этом же ОВД 4 8 18 14 16 И

в другой ОВД без изменения службы 4 2 3 4 — 4

в другой ОВД с изменением службы 2 4 — 13 10 7

Затрудняюсь ответить 23 29 34 27 13 25

Результаты опроса относительно дальнейшей службы в ОВД,

Таблица 4

Намерение УР . Следствие Участковые инспекторы ППС ГАИ В целом

Продолжить службу в ОВД 60 43 46 47 53 53

Не думаю, что еще долго буду работать в ОВД 8 2 3 9 6 4

Искать другую работу вне системы ОВД 2 2 6 2 3 3

Уволиться из ОВД 2 - — 2 — 1

Работать, дальше будет видно 19 43 - 40 31 33 34

Затрудняюсь ответить 6 8 — 7 — 4

чаще высказывают желание перейти в другое Немаловажную роль играют бытовые вопро-

подразделение и в другую службу; сы: лишь 14% опрошенных не нуждаются в улуч-

— им чаще приходится испытывать на себе шении своих жилищных условий, 74% респон-

негативное отношение граждан (возможно, дентов не имеют даже надежды на получение вследствие недостатков общекультурной и про- лучшего, по сравнению с имеющимся у них, фессиональной подготовки, неумения ориенти- жилья. Рассматривая проблемы решения жилищ-роваться в условиях большого города); ного вопроса в органах внутренних дел, мы ус-

— они гораздо реже жалуются на отвлече- тановили, что 40% молодых специалистов пре-

ние от выполнения основных обязанностей и живают в квартире со всеми удобствами, 18% низкую зарплату (очевидно, из-за низкого уров- снимают квартиру (комнату), 19% проживают в ня притязаний и самооценки и т. п.). общежитиях, 8% — в квартире без удобств и 6%

Наиболее престижной среди молодых со- сотрудников проживают в комнатах с подселе-трудниКов ОВД считается работа в таких под- нием. Опрошенные (64%) отметили частое от-разделениях и службах, как подразделения по влечение для выполнения работ, не связанных борьбе с экономической преступностью и уго- с основными функциональными обязанностя-ловный розыск (18%), ГАИ (17%), вневедомст- ми, а 90% респондентов указали на переработку венная охрана (13%). На этом фоне менее пре- (превышение фактической продолжительности стижными выглядят такие службы и подразде- рабочего дня и рабочей недели над законода-ления, как медицинские вытрезвители, прием- тельно определенными нормативами). Итак, от-ники-распределители, изоляторы временного сутствие возможности получить жилье и связан-содержания, служба участковых инспекторов ные с этим семейная и бытовая неустроенность милиции, пожарная охрана. являются одними из основных мотивов уволь-

Большое число молодых сотрудников наме- нения молодых работников из ОВД. рены не увольняться из ОВД, а работать даль- Для 37% молодых специалистов, намерен-

ию, несмотря на предложения о переходе на дру- ных уволиться, основным мотивом принятия гую работу, не связанную со службой в мили- такого решения является низкая заработная пла-ции: 35% молодых сотрудников не решаются та, уровень которой не позволяет удовлетворить принять такие предложения, только 8% респон- необходимые потребности молодого человека (а дентов думали над этим, а 56% опрошенных их тем более молодой семьи) и не соответствует не получали. характеру выполняемой работы. Труд сотрудника

Серьезность намерений продолжать службу милиции требует больших физических и психи-в ОВД объясняется внутренними, зрелыми пси- ческих затрат, особенно в адаптационный пе-хологическими мотивами выбора профессии, риод. Однако больше половины молодых сотруд-призранием, хотя на пути- профессионального ников не приняли решения оставить место служ-становления встречаются различные трудности бы, несмотря на ряд факторов, осложняющих субъективного и объективного характера Напри- жизнедеятельность. Среди этих обстоятельств мер; лишь 8 % молодых сотрудников ответили, 65% опрошенных указывают на неуверенность что защищены в правовом и социальном плане, в своевременном получении заработной платы, 38% — защищены отчасти и 47% — не чувству- 30% — на неопределенный режим работы, 28% 1от этой защиты. — на необустроенность рабочего места и 23%

Таблица 5

Факторы, осложняющие профессиональную деятельность молодых сотрудников, %

Обстоятельства и условия УР Следствие Участковые инспекторы ППС ГАИ В целом

Неопределенный режим работы 45 29 65 22 43 30

Сложный морально-психологический климат в коллективе 8 6 9 5 3 9

Напряженные отношения с командиром, руководством . — 12 3 9 — 9

Неуверенность в своевременном получении заработка 58 68 75 66 70 65

Необустроенность рабочего места 28 27 43 23 20 28

Тяжелые для здоровья физические и психологические нагрузки 15 22 18 4 20 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие необходимых знаний и навыков 10 4 34 12 13 16

Чувство бесполезности своей работы 30 10 12 38 13 11

Негативное отношение со , стороны граждан 10 29 6 20 6 23

респондентов выделяют негативное отношение к сотрудникам ОВД со стороны граждан. Среди субъективных причин, факторов и обстоятельств, осложняющих служебную деятельность, молодые сотрудники выделяют тяжелые для здоровья физические и психические нагрузки (15%), отсутствие необходимых знаний и навыков (16%), чувство бесполезности своей работы и др. (табл. 5).

Значение этих и других объективно существующих факторов особенно возрастает в связи с уже отмечавшимися фактами несвоевременной выдачи заработной платы и др.

Выпускники вуза МВД, например, испытывают неудовлетворенность в решении ряда проблем, с которыми они столкнулись на работе. В их числе: отсутствие возможности нормального проведения досуга (83%), нерешенность жилищно-бытовых вопросов (70%), недостаточное денежное содержание (67%), плохая организация служебной деятельности в подразделении (40%), неудовлетворительные условия службы (31%), плохие взаимоотношения с руководством (20%), проблемы общения с сослуживцами (5%). Возможно, эти обстоятельства сказались на отношении молодых специалистов к работе: только 73% выпускников, по мнению руководителей, хорошо относятся к выполнению своих служебных обязанностей, 2% — неудовлетворительно. Все выпускники, чье отношение к работе признается неудовлетворительным, указывают на наличие у них нескольких проблем, очевидно, сказывающихся на их отношении к служебным обязанностям.

В условиях законодательного запрета на совмещение деятельности сотрудника органов внутренних дел с другими видами деятельности (за исключением научной и преподавательской) напрашивается вывод об определенном побуждении государством корыстных злоупотреблений со стороны должностных лиц.

Таким образом, анализ деятельности молодых специалистов показал, что в период их адаптации и профессионального становления существует множество проблем и трудностей субъективного и объективного характера. Решить их можно путем устранения недостатков нормативно-правового и социально-бытового обеспечения деятельности органов внутренних дел и путем совершенствования социального планирования на уровне конкретного органа или подразделения системы МВД. В сочетании с опорой на положительные психологические качества молодого работника это может способствовать стабильности кадрового состава ОВД, формированию профессионального ядра. В противном случае депрофессионализация, отток молодых кадров станут еще более угрожающими.

В ходе исследований установлено, что кроме профессионально важных качеств значительное место занимают мотивационно-ценностные особенности личности, в частности, специфическая профессиональная мотивация. Наиболее значимыми мотивационными факторами профессионального выбора были желание помочь

людям, совет сотрудника милиции; на одном из последних мест стоит фактор “материального благополучия”. Кандидатов для службы в ОВД привлекают стремление к общению, живой, интересной, не шаблонной работе, желание проверить себя, укрепить волю, быть значительнее в глазах окружающих. У большинства обследуемых сотрудников профессиональный выбор был по-лимотивирован, т.е. в качестве причины поступления на службу они указывали от трех и более факторов. Полимотивированность профессионального выбора можно рассматривать как показатель продуманного и рационального подхода при решении сложных жизненных проблем. В этом случае есть основание предполагать наличие у сотрудников личностной зрелости.

В любой профессиональной деятельности человек так или иначе удовлетворяет возникающие у него потребности. Вместе с тем мотивационная сфера оказывает существенное влияние на качество и эффективность профессиональной деятельности. Среди мотивационных факторов наиболее значимы те, которые способствуют процессу самоактуализации личности, а также те, которые свидетельствуют о наличии смысла собственного существования и самосовершенствования. Стремление к самореализации является показателем мотивационной готовности к службе в ОВД.

Психологические аспекты принятия решений

Доктор педагогических наук, профессор Г.Д, Бабушкин, канд. педагогических наук А.Ф. Караваев, канд. юридических наук Н.Л. Макаров Омский юридический институт МВД России

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел включает в себя множество действий по принятию различного рода решений. В отдельных видах деятельности принятие решений может не лимитироваться временем, и процесс принятия решений может протекать в стандартной обстановке. В других же случаях процесс принятия решений ограничивается временными интервалами, что влечет за собой изменения в психическом состоянии сотрудника. В результате принятие решения затрудняется, Любое решение должно быть принято сбоевременно и правильно. Согласовать эти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.