И. П. Вазилюк
выпускник ДВГУ
Н. В. Кузнецова
кандидат экономических наук, ДВГУ
СТРУКТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ ЯПОНСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ
Практика осуществления прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в Японии ведет отсчет от 1951 г. (табл.1). В данную категорию наряду с прямыми производственными инвестициями включаются капиталовложения в ценные бумаги иностранных юридических лиц, дающие право японскому капиталу на участие в управлении зарубежными компаниями, а также ссуды дочерним компаниям и вклады в организацию СП — иностранным юридическим лицам. После пересмотра в декабре 1980 г. ряда положений закона о валютных операциях в категорию ПЗИ не стали включаться инвестиции в недвижимость за рубежом.
Таблица 1. Японские ПЗИ (1952—1992 гг., млн дол.)1
1951-1978 1979 1981 1883 1985 1987 1988 1989 1990 1991 1992 Сумма
2881 4995 8932 8145 1221 3336 4702 6754 5691 4158 3413 3865
0 7 4 2 0 1 4 8 30
В 60—70-х гг. большинство инвестиций японских компаний было сделано в страны Латинской Америки и Азии, а направлены они были в основном в сырьедобычу, и лишь в виде исключения — в производство в этих регионах.
С конца 70-х гг. в связи с успешным ходом поставок ресурсов акцент стал постепенно смещаться в сторону инвестирования в производство, а также в сферу финансов промышленно развитых стран. Направленность потока этого периода была вызвана в первую очередь дешевизной рабочей силы в развивающихся странах и, как следствие, стремлением сократить производственные издержки. А причиной начала инвестирования в Западную Европу и США явилось желание избавиться от образовавшегося торгового дисбаланса между Японией и странами вышеуказанных регионов.
Роль японских компаний существенно возросла в последнее десятилетие.
Так, в 1981—1986 гг. на долю Японии приходилось 13% общего объема ПЗИ в мире, в то время как на долю Великобритании — 21%,
США — 18%. Рост японских ПЗИ объясняется тем, что государство придало им роль инструмента, регулирующего внешнеторговый баланс страны, что отразилось в осуществлении мер по либерализации и дерегулированию и в усовершенствовании законов по контролю над валютой и внешней торговлей. Другим фактором роста японских ПЗИ был протекционизм промышленно развитых стран, не только изменивший направления потоков ПЗИ, но и вызвавший рост инвестиций, замещающих торговлю.
Резкий рост курса иены в середине 80-х и, как следствие, ухудшение финансовых результатов экспортной деятельности также явились стимулами к тому, чтобы японские предприятия увеличили вывоз капитала из страны. Начиная с 1987 г. и до конца 1989-го ПЗИ японских фирм увеличивались ежегодно в среднем на 45%, и в 1989 г. их объем составил 67,5 млрд дол., что в долевом соотношении на мировом рынке составило уже более 15% (у США— 29%, Великобритании — 14,8%)2.
Однако с начала 90-х гг. в развитии японской экономики наблюдается спад, резко изменились и внешние факторы формирования производственного процесса в Японии. Глубокие изменения в макроэкономической среде не могли не оказать серьезного воздействия на весь комплекс производственной, сбытовой, финансовой, маркетинговой и, конечно, инвестиционной деятельности японских компаний. В новых условиях инвестиционная политика, роль которой в определении и реализации долгосрочных перспектив развития является определяющей, подверглась качественному пересмотру. Особенно это относится к ПЗИ, эффективность которых зависит не только от воздействия внутренних, но и целого комплекса внешних факторов, таких как движение валютных курсов, макроэкономическая ситуация и политико-инвестиционный климат в принимающей стране, уровень квалификации местной рабочей силы и пр.
В 1990 финансовом году объем ПЗИ японских фирм понизился в сравнении с предыдущим годом на 15,7% и составил 56,9 млрд дол., чему способствовал целый ряд различных факторов. Основной причиной, повлекшей падение японских ПЗИ в 1990 г., стало резкое сокращение финансовой базы инвестиционной деятельности японских компаний. Пришедшееся на 1990 г. незначительное ослабление японской иены на крупнейших мировых валютных рынках (1989 г. — 137,96 иен за 1 дол., а 1990 г. — 144,79) ухудшило общие условия осуществления японскими компаниями зарубежной инвестиционной деятельности. И, наконец, японские фирмы не видели необходимости в форсировании выноса производств за рубеж, т.к. исходили из малой вероятности сколько-нибудь значительного роста курса иены в ближайшем будущем.
По подсчетам некоторых ученых, к 2000 г. по объему ПЗИ Япония значительно обгонит и США, и Великобританию, и этот объем может достичь суммы в 300 млрд дол. По их мнению, этому способствуют следующие факторы: колоссальный внешнеторговый баланс Японии, удорожание иены и широкие возможности для организации
заграничного производства, ограниченные возможности инвестирования в своей стране, вероятность протекционистских мер со стороны США и стран Западной Европы, а также относительная дешевизна инвестиционных проектов в сравнении с их стоимостью в Японии и глобализация основных производств в своей стране. Поскольку эти факторы вряд ли существенно изменятся в течение 90х гг., то понятно, почему прямые инвестиции японцев за рубеж становятся важнейшим фактором в мировой экономике.
В 1990—1992 гг. отраслевая структура ПЗИ японских фирм оставалась достаточно стабильной: около 30% приходилось на инвестиции в обрабатывающую промышленность и 70% — на инвестиции в первичный сектор экономики и сферу услуг. Значительно сократилась доля инвестиций в фирмы, специализирующиеся на операциях с недвижимостью, что явилось отражением тенденции к снижению развития конъюнктуры на рынках недвижимости США и Европы. Наряду с этим с 10% в 1990 г. до 5,3% в 1992 г. сократилась доля ПЗИ в электротехническом машиностроении — отрасли, доминировавшей в ПЗИ Японии в течение второй половины 80-х гг.
Определенные изменения были отмечены и в географической структуре зарубежных инвестиций японских компаний (табл.2)3. Японские бизнесмены предпочитают создавать СП и заключать соглашения об обмене лицензиями в высокотехнологических отраслях, где они, в частности, активно скупают предприятия во многих промыш-ленно развитых странах, особенно в США. В то же время сохраняется и традиционное направление японских ПЗИ в азиатские страны, особенно в новые индустриальные страны (НИС). Если в 60—70-х гг. главной целью большинства японских инвесторов было снижение производственных затрат за счет использования более дешевой рабочей силы в странах Юго-Восточной Азии, то в 80-х гг. — удовлетворение спроса на японские товары и
использование преимуществ международного разделения труда.
Таблица 2. Региональная структура японских ПЗИ (в млн дол.)
Северная Америка 14572 -22,6 169580 43,9
США 13819 -23,3 162373 42,0
Латинская Америка 2726 -18,3 46547 12,0
Каймановы о-ва 647 309,5 8136 2,1
Бразилия 464 171,3 7195 1.9
Азия 6425 8,2 59880 15,5
Гонконг 735 -20,5 11510 3,0
Таиланд 657 -18,6 5887 1,5
Сингапур 670 9,3 7837 2,0
Индонезия 1676 40,5 14409 3,7
Корея 225 -13,5 4623 1,2
Ближний Восток 709 687,8 4231 1,1
Европа 7061 -24,7 75697 19,6
Великобритания 2948 -17,8 29134 7,5
Нидерланды 1446 -26,2 16222 4,2
Африка 238 -68,2 6813 1,8
Всего 34138 -17,9 386530 100,0
В середине 80-х гг. примерно половина всех японских ПЗИ шла в экономику США. Однако в 1990—1992 гг. вследствие затяжного экономического спада доля США в суммарном объеме сократилась ёна-чала до 45,9%, а затем — до 40,5%.
Напротив, доля стран Азии неуклонно возрастает: 1990 г. — 12,4%, 1991 г. — 14,3%, 1992 г. — 18,9%. Необходимо также отметить постепенный перенос сферы интересов японских инвесторов в Азии от че-. тырех «тигров» НИС (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), стоимость рабочей силы в которых постепенно растет вместе с укреплением национальных валют, в более дешевые страны этого же региона — Таиланд, Малайзию, Филиппины, а также в последнее время—в Китай и Индонезию, чьи доли в суммарном объеме ПЗИ Японии выросли с 0,6% и 1,9% в 1990 г. до 3,1% и 4,9% в 1992 г. соответственно4. Большинство этих капиталовложений идет в производственный сектор. Однако со стороны стран этого региона не раз звучали критические замечания по поводу того, что Япония заинтересована лишь в развитии торговли. Это связано с тем, что существуют значительные диспропорции в торговом обмене в пользу Японии.
На настоящий момент все же наиболее выгодным направлением вложения капитала для японских инвесторов считаются НИСы и страны АСЕАН, и, учитывая дальнейшее развитие региональных интеграционных процессов в АТР, можно сделать вывод о том, что сложившаяся тенденция в ближайшее время не претерпит каких-либо особых изменений.
В завершение характеристики современной географической структуры японских инвестиций необходимо отметить, что, несмотря на кажущееся сходство задач, стоящих перед фирмами в их инвестиционной деятельности, анализ на макроуровне указывает на наличие существенных особенностей инвестиционных потоков в США, Западную Европу, Латинскую Америку, страны АТР и другие регионы.
Быстрый рост ПЗИ японских фирм в ЮВА объясняется, как уже не раз указывалось, стремлением снизить издержки производства и обеспечить своим товарам конкурентоспособность на мировых рынках.
Инвестиции в США представляют собой форму преодоления обострившейся в последние три года проблемы дисбаланса в торговом сотрудничестве с Японией. Дальнейшее форсирование японскими фирмами экспорта своих товаров в США может привести к резкой ответной реакции с американской стороны, что подтверждает, например, недвусмысленное высказывание президента Клинтона о возможном введении количественных ограничений в отношении японского экспорта в США5.
Инвестирование японских фирм в экономику стран Западной Европы является реакцией Японии на мощные процессы региональной экономической интеграции на этом континенте. Японские компании, с одной стороны, ожидают, что западноевропейская интеграция расширит рамки экономического сотрудничества, но, с другой стороны, опасаются, что интеграционные процессы будут развиваться в
протекционистском русле, и стремятся обеспечить себе в регионе стабильные позиции путем переноса производства из Японии в Западную Европу как через предприятия со 100-процентным капиталом,так и посредством СП.
Доля СП с участием японских фирм в Западной Европе неизменно растет, и, несмотря на то, что в 90-е гг. темп роста значительно снизился по сравнению, например, с серединой 80-х (тогда только за два года, с 1983 по 1985-й, доля СП в структуре ПЗИ Японии в Европу подскочила с 25,5% до 62,2%6), количество СП продолжает увеличиваться. Так, если в 1981—1982 гг. при участии японских инвестиций было создано 40 японо-западногерманских СП, то в 1983—1984 гг. было заключено уже 85 контрактов об организации СП. А всего в странах Западной Европы в 1984 г. японский капитал участвовал в 865 СП.
Японские фирмы, направляя свои капиталы в Западную Европу (табл.3), ведут достаточно гибкую политику и идут даже на получение заведомо меньшей доли в уставном капитале таких СП, обосновывая свое участие наличием выгодного контракта как с частными, так и государственными предприятиями. Такая «покладистость» японских потенциальных партнеров объясняется тем, что реальной причиной образования японо-западноевропейских СП часто является желание закрепиться на перспективном как по размерам, так и по уровню спроса объединенном рынке Западной Европы, получить необходимый опыт ведения производства в новых условиях и возможность обойти вероятные протекционистские барьеры на пути продвижения именно японских товаров.
Таблица 3. ПЗИ Японии в Западной Европе (млн дол.)7 Страна 1977—1978 1980—1981 1982—1983 1951—1983
Западная Европа 220 578 876 6146
Великобритания 50 186 176 2296
ФРГ 45 110 194 808
Франция 38 83 102 540
Нидерланды 19 41 73 509
Бельгия 21 67 64 462
Стратегия японских корпораций в США во многом схожа с той, которую они осуществляют в Западной Европе, но, в силу того, что противоборство японских и американских компаний значительно жестче, чем японских и европейских, кратко может быть охарактеризована как внешняя технологическая экспансия. Особенности японской стратегии вытекают из специфики внешнеторговой экспансии этой страны: формируются вертикально взаимосвязанные с зарубежными фирмами консорциумы, ставящие перед собой цель захватить определенную долю отраслевых сегментов.
Помогают в этом крупные государственные субсидии (японские) и «агрессивные» цены. Для реализации этой цели японский менеджмент проводит целый комплекс мер, финансируемых тоже за счет государственных источников и частично — за счет частного капитала.
Важнейшие среди них: сосредоточение внимания на внутреннем рынке своей страны, на качестве продукции, сокращение импорта, включение всех накладных расходов в издержки производства продукции, сбываемой на внутреннем рынке, с тем чтобы иметь возможность продавать товары на внешнем рынке по демпинговым ценам — на 10—15% дешевле, чем конкуренты (табл.4).
Таблица 4. «Агрессивные» цены японских производителей при освоении зарубежных рынков*
Вид товара %
Электроутюг 60
Электробритва 63
Цветной сканер 65
Рентген-оборудование 70
Теннисная ракетка 70
Персональный компьютер 78
Фотоаппарат 73
Примечание. За 100% приняты цены национального производителя.
Отличие японской стратегии в США от таковой в Европе состоит в том, что японцы в Америке гораздо менее желанные гости, нежели в странах Общего рынка, а также в том, что японцы не отказываются предоставлять в США в качестве своего вклада в СП новейшую технологию (сравнение затрат японских и американских производителей на НИОКР приведено в табл.5). Причем предоставляемая технология также поступает по чрезвычайно низким ценам («технологический демпинг»), что ставит в определенную зависимость американцев. Однако технологическая зависимость между США и Японией обоюдна, т.к. американцы, со своей стороны, тратят на фундаментальные исследования значительно больше японцев9.
Таблица 5. Затраты на НИОКР и развитие компаний США и Японии (в % от объема продаж)10.
Компания США % Компания Японии % Разниц
General Electric 3,4 Hitachi 7,9 +4,5
General Motors 3,5 Toyota 3,9 +0,4
Du Pont 2, Toray Industries 3,1 +0,4
Eastman Kodak 7,3 Fuji Foto Film 6,6 -0,7
U.S.Steel 0,5 Nippon Steel 1,9 + 1,4
Good Year 2,6 Bridgestone 4,5 + 1,9
В качестве главного мотива американских компаний, создающих у себя на родине СП с участием японского капитала, наиболее часто называется желание приобрести новейшую японскую или американскую же, но переработанную японцами технологию. В то же время главный мотив для японских компаний на американском рынке
— это получение доступа на него. Возможность эффективного межфирменного партнерства двух стран обеспечивается взимодополняющими особенностями экономики США и Японии.
Развитие в США совместных японо-американских предприятий было подготовлено притоком японских ПЗИ в США, темпы роста которых в целом за период 1973—1984 гг. обгоняли темпы роста экспорта примерно в пять раз. Этому способствовал целый ряд факторов: рост прибылей японских компаний, их стремление преодолеть торговые барьеры, высокий курс иены, существенно удорожающий японский экспорт.
Что касается японских инвестиций в США, то только в 1984 г. Япония вложила в экономику этой страны 17 млрд дол. (в 1993 г. — только 13,8 млрд дол.); японские инвесторы имели мажоритарное участие в 342 американских компаниях обрабатывающей промышленности, причем в четверти из них это участие было приобретено за период 1982—1984 гг.
Одновременно с ростом ПЗИ Японии развивались партнерские отношения с американскими фирмами. И особенно часто такое сотрудничество осуществлялось в форме СП. Тенденцией нового времени стало то, что СП с участием японского и американского капиталов начали создаваться именно в США; прежде инициативу проявляли компании США, стремившиеся обосноваться на японском рынке.
Под СП обычно понимают компанию, в которой каждая из сторон имеет долю капитала не менее 5%. За период 1975—1985 гг. число таких компаний в США увеличивалось быстрее, чем число случаев прямого инвестирования; в 1982—1985 гг. на долю СП приходилось 40% инвестиций. Эта тенденция свидетельствует о том, что Япония постепенно переходит от конфронтации к кооперации с американскими компаниями и совместному созданию продуктов и рабочих мест на рынке США.
СП не однородны по национальной структуре: на сегодняшний день число предприятий с миноритарным японским участием примерно равно их числу с мажоритарным участием, а 26% СП созданы на паритетных началах.
Темпы роста японских инвестиций в российскую экономику выглядят не так впечатляюще, как в экономику других развитых стран. Всего с 1987 г. по 1992 г. (свежее данных нет) на территории СНГ создано 74 СП (в России — 70, на Украине, в Казахстане и в Узбекистане — по одному и еще одно СП зарегистрировано в Японии). Динамика создания СП выглядит следующим образом: 1987
— 1, 1988 — 8, 1989 — 20, 1990 — 16, 1991 —21, 1992 — 4.
Подавляющая часть СП расположена в Москве и на Дальнем Востоке, в том числе в Московской области — 19 (Москве — 18), Хабаровском крае — 15 (Хабаровске — 12), Приморском крае — 12 (Владивостоке — 6, Находке — 5), Сахалинской обл. — 12, Иркутской обл. — 4, Камчатской обл. — 2, Магаданской, Амурской, Тюменской, Архангельской, Самарской обл. и Республике Саха — по одному предприятию. По размерам УК (более 2 млн р. в текущих ценах 1992 г.) к наиболее крупным СП из числа созданных в 1987—1992 гг. можно отнести следующие (табл.6):
Название Год создания Уставный фонд Сфера деятельности
Игирма-Тайрику 1987 2,0 Деревообработка
Пиленга-Годо 1988 21,6 Рыбопереработка
Диана 1988 7,0 Рыбопереработка
Авто-Радуга 1988 2,5 Автосервис
Охотск-Суйсан 1989 3,0 Рыбопереработка
Сахалин-Саппоро 1989 5,4 Сервис
Находка-Дайва 1990 10,0 Судоремонт
Олимпия 1990 3,7 Сервис
Джеварт 1990 6,5 Деревообработка
Востокметал 1990 10,47 Металлообработка
Инфатель 1991 7,76 Переработка лома
ТМ Байкал 1991 12,0 Деревообработка
Важно подчеркнуть, что все созданные японскими компаниями СП ориентированы не только на экспорт и оказание услуг, но и на выпуск продукции для поставки на внутренний рынок России. Это позволяет в целом утверждать, что эффективность российско-японских СП несколько выше, чем предприятий, организованных с другими странами.
Основными направлениями деятельности созданных
предприятий являются деревообработка, рыбодобыча и рыбопереработка, гостиничное хозяйство, рестораны,
автотехобслуживание, судоремонт, добыча нефти,
металлообработка, маркетинг, компьютеры.
С японской стороны к созданию СП интерес проявляют главным образом специализирующиеся на торговле с Россией мелкие и средние компании. Можно выделить «Тайрику Боэки» (при ее участии созданы первое советско-японское СП «Игирма-Тайрику», а также «Сахалин-Тайрику» и «Ванино-Тайрику»); «Токио Маруити Седзи» («Океан», «USSR-Japan Trade House», «B.M. Интернэшнл», «Силуэт», «Самар-Опт», «Нептун» (создано в Токио)); «Ниссо-Боэки» («Сонико», «Иннис», «Олимпия», «Рон»); «Эйва Цусе» («Бизнесцентр-Парус», «Востокметалл», «Мирметалл», «Инфатель»); «Морикава Седзи» («Диана», «Маринпекс», «Востокрыбцентр»). При участии крупных, универсальных компаний, таких как Сумитомо, Мицубиси, Мицуи, Ниссе Иваи и т.д., созданы следующие СП: «Миуци» — «Охотск-Суйсан», «Станко-Фанук-Сервис», «ТМ Байкал»; «Сумитомо» — «SU-Тюбу-Центр», «Воскоал»; «Итотю» — «Лидога»; «Нитимэн» — «Сомон»; «Мицубиси» — «Востокрыбцентр». Однако в общем можно сказать, что крупные компании пока все же воздерживаются от серьезных капиталовложений, ограничиваясь в основном открытием в разных, по мнению японцев, важных в стратегическом плане российских городах представительств своих компаний, с помощью которых они могут постоянно держать руку на пульсе российской экономики.
По уровню культурного и производственного развития Приморский край — ведущий регион российского Дальнего Востока (таблица 7). Важнейшие отрасли экономики — рыбная (38% дальневосточных
объемов), морской транспорт (80% перевозок в регионе), машиностроение, горнорудная и лесная промышленность.
Таблица 7. Удельный вес Приморского края в производстве основных видов продукции Дальнего Востока1
Вид деятельности Удельный вес, %
Добыча рыбы и морепродуктов 38,0
Вывоз леса 18,0
Производство продукции судоремонта 62,2
Производство цемента 65,0
Производство риса 100,0
Производство сои 19,4
Производство зерна 30,0
Производство молока 25,0
Производство мяса 27,0
Производство продукции пищепрома 37,0
Производство консервов всех видов 50,0
Первая зарубежная инвестиция в Приморском крае была зарегистрирована в 1989 г., однако основная их масса (в частности,
через СП) стала возможна в 1991 г. после того, как этот, прежде
«закрытый», регион стал значительно доступнее для посещения иностранцами.
Совместное предпринимательство в Приморском крае развивается стремительными темпами. Если в 1990 г. насчитывалось лишь 24 действующих СП, то в 1991 г. их было уже 127, в 1992 г. — 247, 1993 г.— 474 (табл.8)12.
Таблица 8. Зарегистрированные в Приморье предприятия с иностранными инвестициями
Совместные предприятия 255
Филиалы СП 42
Отделения 6
100% иностранные предприятия 32
Филиалы иностранных компаний 9
Дочерние компании со 100% 3
Интересы японских инвесторов сосредоточены главным образом на использовании рыбных запасов, а также имеющихся в крае технологических разработок, связанных с углубленной переработкой морского сырья и морепродуктов. В качестве основных направлений деятельности российско-японских СП необходимо отметить также туризм, строительство и эксплуатацию гостиниц, автосервис и продажу автомобилей.
Японцы образуют СП с присущей им осторожностью и основательностью: «Если хотят открыть у нас производственное СП, то стараются довести проект до стадии завершения и, как правило, выпускают продукцию», — такую оценку их деятельности дает Андрей Загуменных, председатель комитета по внешнеэкономическим и региональным связям Приморского края13.
В основном экспортируется сырье: рыба, лес, руда. Но есть совершенно другой тип. Такой, как у российско-японских СП «Лидога» (глубокая переработка леса), «Дайсин-Дальморепродукт». Вообще японцы придумывают самые невероятные сферы приложения своих инвестиций, причем так, что это становится интересно и для России. Хорошие перспективы с точки зрения реализации проектов российско-американских и российско-японских СП имеют лесоперерабатывающая и рыбная промышленность региона, сельское хозяйство и туризм.
В структуре импорта, осуществляемого российско-японскими СП, преобладают автомобили и запасные части к ним, телевидеоаппаратура, продукты питания.
Несмотря на определенные трудности реформирования экономики нашей страны, очевидна выгодность международного сотрудничества в области совместного предпринимательства для многих стран, в частности, для Японии. Причем такое взаимовыгодное сотрудничество при разработанности законодательной базы может охватывать не только сырьевые отрасли, но и производственные, что сегодня так необходимо России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Составлено по: Japan 1994. An International Comparison. Tokyo, 1995. P. 100.
2 Цифры приводятся по: Japan 1994...; Совместное предпринимательство в современной мировой экономике: Реф. сб. М., 1991. С.62; Ноздрев Н. Прямые зару бежные капиталовложения японских фирм: структура и динамика //ПДВ. 1994. №3. С.66. 3
Составлено по: Беляев М. Японский капитал в Англии //МЭМО. 1985. №7.
С.51.
* Ноздрев Н. Указ. соч. С.69.
6 Там же. С.70.
СП в практике международных экономических отношений. М.: Внешторгиз-дат, 1989. С.46.
7 Составлено по: Japan 1994... Р. 134.
8 Составлено по: Abegglen J.C., Stalk G., Kaisha: The Japanese Corporation. New York, 1985. P.55.
9 Луцкая Е.Е. Международное межфирменное сотрудничество //Совместное предпринимательство в современной мировой экономике: Сб. ст. М.: ИНИОН, 1991. С.54. 0
^ Составлено по: Abegglen J.C. et alt. Op. cit. P. 120.
Источник: Кузнецов В.М., Кузнецова Н.В. Экономический комплекс Дальнего Востока. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. С.78.
Попова Т. Второе открытие Приморья // JV. 1994. №1. С.12—13.
3 Там же. С.13.
Natalia V. Kuznetsova,
Igor P. Vazilyuk
The structure of foreign Japanese investments
The article is devoted to economic relations between Russia and Japan in the sphere oh joint ventures. The content of article proves huge potentiol of Russia in external trade relations which are all participating contries.