Научная статья на тему 'Развитие российско-японских экономических отношений на современном этапе'

Развитие российско-японских экономических отношений на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Н. В., Говор Ю. В.

In this article the problems of structure of foreign trade turnover between Russia and Japan are considered. The authors analyse the reasons of the decline of turnover, offer posibilities for stabilization of economic and trade relations between the two countries. A particular emphasis is laid on the role of Japan in Russia's economic stabilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development

In this article the problems of structure of foreign trade turnover between Russia and Japan are considered. The authors analyse the reasons of the decline of turnover, offer posibilities for stabilization of economic and trade relations between the two countries. A particular emphasis is laid on the role of Japan in Russia's economic stabilization.

Текст научной работы на тему «Развитие российско-японских экономических отношений на современном этапе»

ЭКОНОМИКА

Н. В. Кузнецова,

кандидат экономических наук

Ю. В. Говор,

выпускница Восточного института ДВГУ

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Японская ассоциация содействия международной торговле (ДЖЕТ-РО) в 1993 г. опубликовала доклад о состоянии торговли в регионе российского Дальнего Востока. Согласно докладу в регионе произошло резкое сокращение экспорта угля и древесины — традиционной основной экспортной продукции. В то же время благодаря помощи развитых стран расширился импорт продовольственных товаров и одежды. Основными яартнерами России являлись Япония, Китай и Корея, удельный вес торговых сделок которых превышал 80%. Ведущее место среди стран, партнеров российского Дальнего Востока по объему экспорта, занимает Япония (например, в 1993 г. — 47,2%У.

В целом объем российско-японской торговли невелик. По данным Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству, на январь-июнь 1995 г. объем японского экспорта в Россию составил лишь 0,28% всего японского экспорта, импорт — 1,53%, а доля России в общем торговом обороте Японии — 0,81%2.

По данным таможенной статистики Министерства финансов Японии, в 1996 г. структура японского экспорта в Россию была следующей: металлообрабатывающие станки — 8,9%,

коммуникационное оборудование — 8,3, офисное оборудование — 7,3, автомобили — 7,8, сталь — 6,8, телевизоры — 5,5, прочее — 47,5%. По тем же данным, структура японского импорта составляла: сталь — 3,8%, уголь — 5,5, лес и лесоматериалы — 16,1, морепродукты —27,7, цветные металлы— 37,7, прочее — 9,25%3.

Если в 1970 г. среди торговых партнеров Японии СССР и КНР занимали равные позиции (диапозон был крайне незначителен и составлял 0,7%), то в дальнейшем торговля с КНР резко увеличилась: в 1995 г. доля в торговом обороте Японии по экспорту — 5%, по импорту — 10,7%4.

Задавать сегодня вопрос, почему так происходит, нелепо, поскольку ситуация в стране очевидна даже для маленьких детей, которые знают, что в стране нет денег, нет отечественных товаров, скоро не будет отечественного образования. Перечень того, чего нет и чего не станет, можно продолжать бесконечно. Так, в январе-апреле 1997 г. российский внешнеторговый оборот сократился по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. на 2% и составил 49,4 млрд. дол. Главной причиной сокращения общего объема внешнеторгового оборота России является продолжающееся падение товарооборота со странами СНГ, который в январе-апреле 1997 г. снизился на 11% против уровня прошлого года. Высокие темпы инфляции в бывших советских республиках влекут за собой рост издержек производства, что снижает конкурентоспособность товаров, производимых в большинстве стран СНГ и, соответственно, уменьшает их привлекательность для импортеров. Экспорт из России в страны СНГ также сокращается, что объясняется неблагополучным положением со взаиморасчетами.

Сократились экспортные поставки России в страны дальнего зарубежья. В марте 1997 г. спад составил 6%, в апреле — 4% по сравнению с аналогичными месяцами 1996 г., что вызвано конъюнктурными колебаниями. Так, в марте-апреле цены на мировом рынке упали практически на все основные товары российского экспорта, в том числе на нефть и нефтепродукты — на 15—20%, на цветные металлы — на 5—15%. Поэтому даже при продолжающемся росте физических объемов экспорта нефти (8%), нефтепродуктов (32%), алюминия (3%), меди (16%), никеля (48%) стоимостный объем экспортных поставок в страны дальнего зарубежья сократился. Сохраняется негативная тенденция увеличения доли сырья в общем объеме экспорта и уменьшение доли машин и оборудования. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в I квартале 1997 г. возрос до 52% против 44% в I квартале 1996 г., а доля машин и оборудования сократилась до 6,2% против 6,6%.

Посмотрим на проблему низкого товарооборота между Японией и Россией с точки зрения экономического интереса к нашей стране Японии. Проблема неплатежей постоянно преследует экономику России. По данным Внешэкономбанка, объем задолженности Российской Федерации перед Японией по состоянию на 1 января 1994 г. по банковским, финансовым, коммерческим кредитам и облигационным займам составил 7,8 млн. дол.5 По данным японской стороны, общая сумма просроченной коммерческой задолженности российских внешнеторговых организаций по сделкам с японскими фирмами на конец 1993 г. — 1,6 млрд. дол.

В соответствии с устоявшейся практикой рассмотрение вопросов погашения задолженности осуществляется в рамках переговоров в Парижском и Лондонском клубе кредиторов. Однако в процессе урегулирования японо-российских споров были созданы два клу-

ба кредиторов: Токийский клуб, объединивший крупные и средние торговые фирмы, такие как «Мицуи», «Итотю», «Канэмацу», «Марубэ-ни», «Мицубиси», «Токио Боэки» и др.( август 1992 г.), и группа торговых кредиторов, в которую вошли 43 компании со средним и мелким капиталом с объемом консолидированных* долговых обязательств около 165 млн. дол.

В последнее время в российско-японской торговле возникает все больше споров, когда стороны вынуждены обращаться в арбитраж. Главные причины разногласий — некомпетентность партнеров (в основном мелких фирм), незнание правовых особенностей, а также деловой практики страны, выбор непроверенного или неблагонадежного партнера, отсутствие системы проверок на надежность и финансовую стабильность, нежелание проводить экспертизу товаров.

Специфика товаров также влияет на ситуацию. Российский

экспорт состоит в основном из сырья, и по таким товарам, как

металлы, уголь, где идут большие партии, отношения между партнерами складываются, как правило, долговременные, а, следовательно, споров и претензий мало. Основные претензии предъявляются по лесным товарам, рыбе и морепродуктам,

конъюнктура рынка которых постоянно меняется. В Японии, где

потребляется огромное количество рыбной продукции, рынок формирует покупатель и к качеству товара предъявляются самые высокие требования. Рыба является основой российского экспорта в Японию. В последнее время наблюдается тенденция к росту поставок, причем сотрудничество развивается по многим направлениям.

Для российских рыбаков японский рынок привлекателен прежде всего тем, что он ориентирован на дорогую продукцию. Однако в связи с приватизацией государственных рыбных хозяйственных организаций многие из них оказались раздроблены на мелкие акционерные и частные компании. Сейчас каждое российское судно, являясь субъектом ВЭС, способно переваливать продукцию в море через борт, скрывать или уменьшать выручку. В результате, по данным японской статистики, из России поступает рыбы более чем на 1 млрд. дол., а по данным общественной статистики, из России ее уходит гораздо больше.

В Дальневосточном бассейне добывается 99% всех лососевых, 100% крабовых, более 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, 100% трепангов, около 90% водорослей их общего вылова в Российской Федерации. По японским данным, объем ввозимой российской рыбопродукции в Японию в 1994 г. почти в 5 раз выше, чем показывает российская отчетность, а в 1995 г. —уже в 6,5 раза. При этом японская статистика не учитывает всего объема торговых операций. При разгрузке в японских портах обычно проверяется не количество груза, а документы на ввозимый товар, а они часто не совпадают с количеством реально ввозимого груза. Поэтому некоторые эксперты оценивают стоимость российских поставок рыбной продукции не в 1 млрд. дол., а немного более 1,5 млрд. дол.

Сравнительный анализ, проведенный в марте 1996 г.

заведующим лабораторией Научно-исследовательского института статистики территории Хоккайдо господином Н.Араи, показал, что за 1994 г., например, экспорт крабов в Японию по российской статистике составил 7285 т на 90,476 млн. дол., а по японской — 38688 т на 510,973 млн. дол., т. е. японские данные в 5 раз превысили соответствующие показатели российского учета. Для общего

количества морепродуктов (включая лососевые) аналогичное превышение составляет 2,5 раза — по физическому объему и 3,6 раза — по стоимости. Причинами такого расхождения является, по мнению японского ученого, во-первых, контрабанда

незадекларированного в российской таможне товара или занижение его количества при таможенном оформлении; во-вторых, — поставка непосредственно в Японию морепродуктов, вылавливаемых в

экономической зоне России. Особенно эти проблемы присущи

экспорту в Японию российских крабов6.

Начиная с 1995 г. рынок реализации живого камчатского краба был полностью разрушен. Экспорт его из России настолько возрос, что фактическая цена упала до 2—3 дол. за 1 кг. Тем не менее массовый завоз живого краба повлиял на снижение цен в розничной торговле не в такой степени и разница в цене между оптом и розницей оседает в основном в торговых и перерабатывающих предприятиях Японии. Так, по данным оптовой торговой фирмы «Саппоро Чуо Суй-сан», которая реализует краба на Хоккайдском оптовом рынке на 300 млн. дол., в 1995 г. только 1 из 5 кг импортного живого краба прошел через оптовое торговое звено рынка, попав в государственный статистический учет импорта. Поэтому очевидно, что вопросы регулируемости внешнеэкономической деятельности российских рыбохозяй-ственных предприятий, экспорта ими продукции в Японию по демпинговым ценам требуют практического решения, в том числе и в интересах японской стороны.

Значительную часть импорта составляют подержанные автомобили. При этом удивительную приспособленность к российскому рынку продемонстрировали маленькие японские компании, занимающиеся утилизацией автомобилей. Ремонт и сервисные услуги по эксплуатации машин весьма дорого обходятся как индивидуальному потребителю Японии, так и любой компании, в связи с чем на утилизацию идут не только машины облегченного класса, но и микроавтобусы, джипы и др. Компании, которые разбирают и демонтируют устаревшие автомобили, получают как бы двойную выгоду: с одной стороны — от дилера автомобильной компании, с другой — от российского покупателя. Японские компании-«мусорщики» обеспечивают 95% импорта автомобилей в Россию. За последние 3—4 года они практически полностью взяли под контроль рынок подержанных автомобилей на Дальнем Востоке. Однако для автомобильной индустрии Японии это всего лишь 0,5%7.

В 90-е годы большое распространение получила бартерная торговля. Этот метод торговли в современных условиях превратился в весьма неэффективный, неэквивалентный примитивный обмен де-

шевого валютного сырья на дорогой ширпотреб, лишающий страну валютных поступлений.

Состояние российской экономики дает возможность как расширить российско-японскую торговлю, так и изменить структуру экспорта. Например, становится невыгодно экспортировать в Японию просто древесину по низким ценам. Затратив немного средств на переоборудование деревообрабатывающих предприятий и изучив спрос японского рынка на товары из древесины, можно наладить выпуск изделий, пользующихся спросом, и продавать их по более высоким ценам.

Имеет смысл несколько ограничить процесс выхода на рынок российских предпринимателей с поставками топливно-сырьевых товаров, а также поощрять вывоз сырья через крупные специализированные акционерные компании с государственным участием. Это позволило бы установить лучший контроль за экспортом, снизить объем продаж сырья по бросовым ценам, ликвидировать возможность утаивания валютных поступлений.

Один из наиболее важных элементов экономики — инвестиции. И в этом направлении сегодня наблюдаются большие трудности. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение правительства: с конца 50-х годов — снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х — их абсолютное сокращение, с начала 90-х годов — превращение инвестиций в отрицательную величину. Так, за периоде 1991 по 1996 г. объем валовых инвестиций в России снизился на 71%8.

В 1991—1996 гг. экономический спад заключался в резком снижении производства продукции, разрушении производственной базы, недоиспользовании наличного производственного потенциала, который к тому же характеризовался значительной степенью изношенности. Особенно это касается его активной части — оборудования, имеющего более короткие сроки износа, чем здания и сооружения. Быстро нарастает массовое выбытие оборудования. В такой ситуации необходимо незамедлительно менять инвестиционное поведение, либо уже в ближайшие 7—10 лет Россия в массовом масштабе перейдет на доин-дустриальные технологии со всеми вытекающими последствиями.

Нехватка ресурсов для целей производственного накопления в России порождена теми проявлениями структурного кризиса экономики, которые обусловили низкий платежеспособный спрос именно на продукцию инвестиционного назначения. Только цивилизованный рынок как регулятор экономических процессов смог бы обеспечить накопление и эффективное производственное использова-. ние капитала.

Однако этого не происходит, и средства, которые могли быть использованы в стране для финансирования инвестиций, или уходят в «теневой» сектор ( включая вывоз за рубеж), или хранятся у населения в качестве личных накоплений. По официальным данным, доходы теневой экономики в России составляют четверть ВВП, а по независимым экспертным оценкам — почти в 2 раза больше. По официаль-

ным данным, из России ежегодно «убегает» за границу от 5 до 12 млрд. дол.9

Внутренний рынок России оказался «раскрытым» перед внешним в одностороннем порядке. Либерализация экспорта и импорта стала работать на использование российского капитала для создания дополнительных рабочих мест и инвестиций не внутри страны, а в странах-конкурентах, что лишает национальную экономику необходимых финансовых ресурсов. Это происходит за счет роста экспорта сырьевых товаров и полуфабрикатов, оттока из страны капитала и расширения импорта продукции, конкурирующей с продукцией отечественных производителей, что подавляет их деятельность.

Не смогла исправить или улучшить положение государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. На начальном этапе реформ государственное регулирование иностранных инвестиций осуществлялось на основе Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятого 4 июня 1991 г. Этот закон обеспечивал достаточно льготный режим: освобождение от уплаты НДС и таможенной пошлины при ввозе товаров, составляющих вклад в уставной капитал, возможность свободно распоряжаться произведенной продукцией и полученной валютной выручкой и т.д. Впоследствии многочисленные дополнительные льготы были предоставлены иностранным инвесторам соответствующими указами Президента России и постановлениями правительства. Однако не удалось создать целостный механизм по работе с иностранными инвесторами, решить законодательно очень важные для инвесторов вопросы концессионных договоров и соглашений о разделе продукции. Если учесть, что с 1995 г. начался процесс законодательного устранения индивидуальных внешнеэкономических льгот, то очевидно, что в настоящее время иностранный инвестор оказывается в России в достаточно неопределенном правовом поле.

В результате за пять лет не был разработан и внедрен в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий поступление зарубежного капитала в экономику России. Например, в 1996 г. в Россию из-за рубежа поступило, по официальным данным, 6,5 млрд. дол. инвестиций, т. е. в 2,5 раза меньше, чем в 1995 г. При этом доля прямых капиталовложений в их структуре не превысила одной трети. Примерно такая же сумма из этих средств была направлена на приобретение ценных бумаг10.

Зарубежных инвесторов от рынка России отпугивает целый ряд обстоятельств: отсутствие стабильного законодательства,

учитывающего современные российские социально-экономические реалии; недоступная для понимания, с точки зрения цивилизованного бизне-са,система налогообложения; криминогенная обстановка вкупе с коррумпированным государственным аппаратом. Но эти же причины препятствуют активизации деятельности и отечественных инвесторов, имеющих на руках финансовые ресурсы, не позволяют им эффективно работать в структуре национальной экономики, а не выво-

зить эти ресурсы за рубеж или обменивать наличные средства на иностранную валюту. По некоторым оценкам, в 1996 г. население купило 33 млрд. дол.

Создание благоприятных, а точнее, нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а значит, и в регионы — актуальная задача, решение которой носит чисто прагматический характер. Внешнеэкономическая стратегия государства должна быть сориентирована на отечественного производителя и инвестора при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного режима.

Рассмотрим существующий инфляционный климат на примере Приморского края. Приморье не только испытывает те же трудности, что и вся страна, но, по данным Приморского комитета госстатистики, здесь наблюдается более интенсивное снижение инвестиционной активности, чем по стране. Так, в 1996 г. уровень инвестиций в экономику края снизился по сравнению с 1990 г. на 92,8% 1\

Между тем в экономическом отношении Приморье является наиболее развитой частью Дальневосточного региона. На его долю приходится 39% валового общественного продукта региона, 26% продукции промышленности и столько же сельского хозяйства, здесь проживает 29% населения Дальнего Востока. В крае производится 96% вырабатываемых в России бора и боропродуктов, 80% плавикового шпата (необходимого компонента для производства алюминия), 70% свинца в концентрате, 90% вольфрама в

концентрате, 25% олова. Край богат лесом и рыбой, имеет все виды транспорта, наиболее развит из которых морской. Город Находка является свободной экономической зоной. Казалось бы, существуют все предпосылки для зарубежных инвестиций, особенно из Японии — одного из ближайших соседей и самой развитой страны АТР, к тому же активно вывозящей средства за рубеж12.

Вместе с тем текущее состояние и перспективы социальноэкономического развития Приморья, которые в значительной степени зависят от эффективности инвестиционной деятельности, обусловлены некоторыми специфическими факторами, определяющими особенности формирования территориальной структурной политики:

- высоким уровнем влияния на экономику края федеральных

фун

кций и интересов, реализуемых как на территории края, так и через нее (оборонная, экспортно-импортная, обеспечение отдаленных рай онов);

- специализацией промышленности на мореходной и транспор-тно-транзитнои функциях;

- географической близостью к странам Тихоокеанского бассей на, в результате чего край имеет наиболее благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности;

- обострением энергетической и транспортной проблем как глав ным фактором спада, опережающим спад производства в добываю щем секторе экономики;

- кризисной ситуацией в военно-промышленном комплексе, которая поставила в особо тяжелые условия моногорода (Арсеньев, Большой Камень).

В результате опережающего повышения транспортных (особенно железнодорожных) тарифов и общего изменения ценовых пропорций в экономике России по сравнению с мировым рынком Приморье оказалось практически отрезанным от промышленно развитых районов страны, что немедленно сказалось как на вывозе, так и ввозе продукции.

В АТР переплетаются национальные интересы многих стран — Японии, США, Китая и, конечно, России, являющейся тихоокеанской державой, причем Японию принято считать «ведущим гусем», т.е. наиболее развитой из стран АТР и наиболее активно вкладывающей средства в развивающиеся страны этого региона.

Казалось бы, Приморье, находящееся в эпицентре этого региона, должно быть обречено на внимание иностранных инвесторов. Однако этого не происходит, в том числе и в свободной экономической зоне Находка. И если в 1992—1993 гг. наблюдался рост активности зарубежных инвесторов, то с 1994 г. он резко пошел на убыль. Их деятельность осложняют несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов. Таковы основные проблемы и по всей территории России.

Как мотивируют отсутствие интереса сами японские инвесторы? С компанией «Мицуи» связан ряд крупных проектов в России. И вот что считает советник «Мицуи» господин Суэтоми, один из «генераторов» современной политики фирмы в отношении России, специалист в области экономического сотрудничества между двумя странами: «Японцы обычно ассоциируют Россию с

неопределенностью, отсутствием правовой стабильности. Конечно, мы не могли не учитывать этого момента, когда выходили на российский рынок, но все-таки решили продолжать работать в России. Ведь неопределенность должна когда-то закончиться. Но многие, оценивая положение, думают, что лучше направлять капиталы во Вьетнам, а не в Россию. Мы всегда думали, что в вашей стране есть возможность для большой работы. Одним из критериев при принятии решений по тому или иному проекту является еще и степень влияния местной администрации. Как только Россия продвинется еще дальше к рыночной экономике, будут доминировать, в том числе и у нас, подходы, оценивающие экономический потенциал региона, наличие рабочей силы, природных ресурсов, производственных мощностей. Но сейчас главное условие — обеспечение финансирования.

Поэтому вряд ли инвестиции пойдут в свободные экономические зоны, например в Находку. Что такое свободная зона? На определенной территории устанавливается одинаковый с действующим в западных странах правовой режим. В Находке решением правительства зона установлена, однако в подавляющем числе случаев в отличие от Китая на ее территории применяется внутреннее законодательство. Очевидно, русским не нравится идея выделения территории, полного неприменения на ней внутренних и введения западных законов. Если, например, в Государственной Думе России будет принят закон о действительном создании зоны в Находке, об «отставке»

внутреннего законодательства и применении международных законов, капитал туда пойдет сразу»13.

Существует еще одна проблема. Японские компании работают в России на основе предоставления кредитов. Хотя США и западноевропейские страны также предоставляют кредиты, они более склонны к прямым инвестициям. В этом и состоит различие в подходах Японии, с одной стороны, США и западноевропейских стран

— с другой. Период же, когда крупные проекты выполняются на основе государственных кредитов, долгим не будет. Рынок России постепенно меняется. Если правовая стабильность станет достижима, то можно будет серьезно говорить об осуществлении прямых инвестиций из Японии одновременно с развитием сотрудничества в рамках помощи и на основе кредитов, а также технической помощи Японии российским реформам, что, в частности, отражено в «Плане Хасимото» по оказанию поддержки российской торговле и промышленности, подготовленном МВТП Японии14. Япония предоставляет помощь в структурном плане — поддерживает торговлю и промышленность, чего из западных стран почти никто не делает.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Экономика внешних связей России. М.: БЭК, 1995.

2 Экономическая хроника //Япония сегодня. 1995. №8. С.27.

3 Давыдов О. Россия и АТР: перспективы развития торгово-экономического и интеграционного сотрудничества //Внешняя торговля. 1996. №3. С.2—7.

4 Овчинников В. Дальневосточный треугольник: подобно России и Китаю Япо ния должна быть заинтересована во многополярной структуре мира //Российская газета. 1997. 11 сент.

5 Юдин М. Японо-российские торгово-экономические отношения //Япония се годня. 1994. №10. С.8—12.

6 Казаков И.В. Общая «рыбалка»— ключ к созидательному сотрудничеству Рос сии и Японии в канун XXI века //Цеповая информация. 1997. №3. С.53—77.

7 Смирнова В.А. О рынке автомобилей в Приморском крае //Вестн. Дальне-вост. гос. академии экономики и управления. Владивосток, 1995. №1. С.66—68.

8 Бугаев Ю. Новый век — новые отношения //Япония сегодня. 1998. №1. Сб.

9 Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М., 1993.

10 Гельбрас В. Восточная стратегия России //Азия и Африка сегодня. 1996.

№6. С.2-7

11 Крецу Н.С., Коротченков А.М. Инвестиционный климат Приморья: проблемы отраслевой и региональной экономики //Вестн. Дальневост. гос. академии экономи ки и управления. Владивосток, 1997. №2. С.40—46.

12 Бурый А. Реформа на Дальнем Востоке и развитие международного сотруд ничества //Проблемы Дальнего Востока. 1996. №1. С.42—46.

13 Суэтоми Т. Беседа с советником японской компании «Мицуи» //Внешняя торговля. 1996. №4. С.23—25.

14 Хасимото Р. Доктрина Хасимото //Япония сегодня. 1997. №5. С.2—3.

Natalia V. Kuznetsova, Julia V. Govor

Development of Russian-Japanese Economic Relations at Present Stage

In this article the problems of structure of foreign trade turnover between Russia and Japan are considered. The authors analyse the reasons of the decline of turnover, offer posibilities for stabilization of economic and trade relations between the two countries. A particular emphasis is laid on the role of Japan in Russia's economic stabilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.