К. КУБОТА, выпускник ДВГУ, Япония Н. И. ФОКИН, кандидат экономических наук, ДВГУ
ЭКСПОРТ ЯПОНСКОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Новые тенденции в экспорте японского капитала и инвестиционной активности российских регионов стали оформляться и набирать силу десять лет назад. Точкой отсчета новейшей истории инвестиционных отношений России и Японии стало открытие города Владивостока.
Для Владивостока и Приморского края, как и для всей России, наступило время больших перемен и еще больших ожиданий. И это были ожидания не только со стороны россиян. Жители соседних стран, и в первую очередь Японии, также были уверены, что культурные и инвестиционно-торговые связи между ними и россиянами взлетят на небывалую высоту.
После открытия Владивостока в нем основали представительства шесть крупнейших японских универсальных торговых компаний: Мицуи и Ко. Лтд., Сумитомо Корпорейшн, Мицубиси Корпорейшн, Иточю, Марубени, Нишеиваи. Во Владивостоке разместили свои филиалы четыре японских телекомпании: КИК, КТУ, НВС, ИТУ. Все они, как и многие россияне и японцы, надеялись, что Приморский край и его административный центр будут динамично развиваться. И разве могло быть по-другому, если принять во внимание высокообразованное население, богатые лесные и морские ресурсы, выгодное экономико-географическое положение рядом с Японией, Китаем, Кореей?
Десять лет спустя можно и нужно подвести итоги.
Перемены произошли, но ожидания во многом не оправдались как для россиян, так и для японцев. Во Владивостоке остались представительства только двух крупных японских компаний и представительство одной телекомпании. Японский капитал уходит из города и края. Почему? Куда? Из-за чего или из-за кого? В нашей статье мы и предпримем попытку исследовать эти вопросы и попытаемся приблизиться к ответам на них.
Кризисные явления последнего десятилетия ушедшего века изменили статус России в мировой экономике. Предпринятые российским народом и правительством попытки преодолеть эти явления привели к существенному (и не во всем к худшему) изменению экономического портрета страны, в том числе его инвестиционного профиля. Именно с анализом этих изменений и связан поиск ответа на вопросы, почему, куда, из-за кого или из-за чего японский капитал покидает город Владивосток и Приморский край.
Методологическая база исследования - неоклассическая концепция анализа последствий инвестиций для стран инвесторов и реципиентов. Эта концепция основана на модели Кларка и понимании межстранового движения капитала как особого вида международной торговли товарами, объясняемой наличием межвременных сравнительных преимуществ. Эмпирическая база исследования - статистические данные Всемирного банка, Японского рейтингового центра по инвестиционной информации, Госкомстата России и его региональных подразделений, официальные материалы Приморской краевой и Владивостокской городской администраций, а также материалы собственных наблюдений и исследований.
Прежде всего, рассмотрим ответы, лежащие на поверхности.
1. Японский капитал уходит из-за сложностей в собственной экономике. Они не имеют никакого отношения к исследуемой проблеме. Стагнационные явления последнего десятилетия ушедшего века не изменили статуса Японии как ведущей экономической державы, хотя и поставили для ее народа и правительства много острых вопросов. Это не помешало стране войти в XXI век хотя и с упавшим на четверть по сравнению с 1996 г., но тем не менее впечатляющим объемом зарубежных инвестиций - 40 млрд дол.: Отметим, что эта сумма равна бюджету Российской Федерации в 2001 г.
2 Из России уходит не только японский, но и в целом иностранный капи тал, объем иностранных инвестиций в экономику России снижается2. Одну из возможных причин этого можно найти в материалах обострившейся в последнее время дискуссии о потребности России в инвестициях. Тезис «Больше инвестиций - выше экономический рост», т. е. «Чем больше, - тем лучше», уже не воспринимается как аксиома. Наиболее концентрированно эту позицию выразил советник президента по экономическим вопросам А. Илларионов: «Искусственное стимулирование притока инвестиций явля ется делом вредным, наносящим ущерб экономике страны»3. Такая позиция имеет право на существование. Макроэкономические последствия притока иностранных инвестиций имеют разные знаки для потребителей, произво дителей, работодателей, правительства, и при достижении критической точки результирующая этих последствий для нации будет иметь знак ми нус. Но очевидно одно, что до этой точки еще далеко, о чем свидетельству ют экспертные оценки потребностей России в инвестициях. Например, по данным Всемирного банка потребность только одной нефтегазовой отрасли в инвестициях составляет 10-20 млрд дол. в год4.
3. Японский капитал уходит потому, что он уже решиллроблему своего присутствия во Владивостоке и Приморье, как и в других регионах в рамках существующих в России экономических возможностей. Каким образом? В первую очередь - путем наводнения российского рынка подержанными японскими автомобилями, т. е. через существенную автомобилизацию жизни российских дальневосточников. Не отрицая взаимовыгодности этого процесса для обеих сторон, отметим три обстоятельства. О каких исполь зованных возможностях японского капитала можно говорить при торговле подержанными автомобилями? О каком присутствии японского капитала
можно говорить в условиях зависимости ситуации от обозначенного Россией торгового режима? Кроме того, следует принять во внимание неоднозначное и мало исследованное действие многих неэкономических факторов. Важнейший из них связан с распространенным среди политиков мнением о том, что массовый ввоз подержанных импортных автомобилей наносит ущерб престижу России. Именно поэтому предпринимаются попытки повысить пошлины на ввоз автомобилей, пересадить российских чиновников на автомобили отечественного производства.
Рассмотренные ответы, конечно же, имеют право на существование. Эти факторы важно и нужно учитывать при оценке общественного мнения, однако они не могут служить достаточной базой для принятия инвестиционных решений в сфере внешнеэкономической политики и международного бизнеса. Эти решения должны учитывать новый инвестиционный климат в России и опираться на новые экономические и инвестиционные реалии.
Одной из современных тенденций в этой сфере является изменение соотношения центра и регионов в их деятельности по привлечению иностранных капиталовложений, а именно - усиление инвестиционной активности регионов. Каковы основания для особого выделения данной «региональной» инвестиционной характеристики новой России?
Прежде всего, происходит смена типа управления инвестиционным процессом. Иностранные инвесторы уже не имеют дело с жестко выраженной вертикалью управления. Оно принимает сетевой характер с доминирующей в организационно-правовом плане горизонталью второго уровня, к которой мы относим администрации краев и областей. СССР был очень надежным партнером-реципиентом, и японские предприниматели хорошо помнят те времена, когда бизнесом с Россией можно было заниматься только через Москву, а областные и краевые власти не могли являться стороной переговоров и контрактов. В настоящее же время проблемы лицензионного и в целом правового, а также информационного обеспечения инвестиций более эффективно решать с региональной, а не с федеральной властью.
Кроме того, происходит смена точек концентрации инвестиционного процесса и аккумуляции инвестиций. В советские времена и вплоть до кризиса 1998 г. такой точкой была экономика Москвы. В1997 г. 78% всех прямых иностранных инвестиций в Россию приходилось на Москву. В настоящее время все больше предприятий с иностранным капиталом регистрируются и работают в регионах. К 2000 г. московская доля прямых иностранных инвестиций в российскую экономику упала в 4 раза - до 18%.
Следует учесть и региональные подвижки в потоках иностранного капитала. По данным Госкомстата России, в 1999 г. общий объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 4,3 млрд дол. Из них 1 млрд дол. получила Сахалинская область, впервые возглавив по этому показателю таблицу российских регионов, что связано с введением в эксплуатацию нефтяного месторождения и строительством завода по переработке нефти и газа. Второе место заняла Москва- 787 млн дол. (18% от всего объема инвестиций), третье -Краснодарский край - 495 млн (11 %), четвертое - Московская область - 390 млн дол. (9%).
Используя материалы инвестиционного рейтинга российских регионов, подготовленные журналом «Эксперт», рассмотрим, как изменились рейтинговые позиции регионов за последние два года (1999
- 2000 гг.)5. В десятку лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску постоянно входят лишь четыре региона: Москва, Московская область, Татарстан и Краснодарский край. Наиболее значительные изменения произошли в составе регионов, лидирующих по инвестиционному риску. Первую десятку покинули Санкт-Петербург, Нижегородская, Тверская и Ярославская области. Место выбывших заняли Краснодарский край, Саратовская область, Башкортостан и Ненецкий автономный округ. Внутри этой группы Москва сохраняла лидерство, но наиболее существенно продвинулась Новгородская область. Именно по этой причине инвестиционную ситуацию в Новгородской области мы используем в качестве базовой для нашего последующего сравнительного анализа.
Одна из новых тенденций в инвестиционной активности регионов связана с изменением места и роли природно-ресурсной составляющей их инвестиционного потенциала. На наш взгляд, это означает следующее: природные ресурсы в сравнении с институциональной, инфраструктурной, производственной, финансовой, трудовой и другими составляющими потенциала играют все меньшую роль в определении конечных характеристик инвестиционного потенциала и его рейтинга. Приведем несколько примеров. Самарская область: 47 место в рейтинге природно-ресурсного потенциала, 7- в рейтинге суммарного
инвестиционного; Республика Татарстан, соответственно, - 46 и 8 места; Краснодарский край - 28 и 10; Свердловская область - 8 и 4 места; Московская область - 51 и 3; Приморский край - 18 и 20 места. В целом из 10 регионов России с наиболее высоким рейтингом инвестиционного потенциала у 6 регионов природно-ресурсный потенциал оценивается крайне низко6. Есть основания оценивать корреляцию между природноресурсным и инвестиционным потенциалами как отрицательную.
На наш взгляд, действует и более глубинный фактор, отдаляющий инвестиционные и торговые связи экономик двух стран. В 70-е гг. Япония привела свою политику в соответствие с моделью Хекшера-Олина, что, в частности, выразилось в снижении доли низкотехнологичных и трудоемких производств. Укрепились и позиции японских транснациональных корпораций, стал набирать силу процесс переноса производства за рубеж как в развивающиеся, так и в развитые страны. Это придало импульс более активному включению Японии в международные внутриотраслевые инвестиционные и торговые связи. Данный тип связей развивается между странами, равнонаделенными ресурсами, т. е. между подобными странами, что принципиально отличает их от связей межотраслевого типа, возникающих между странами с разнонаделенными ресурсами. Появляющаяся таким образом возможность воспользоваться эффектом масштаба приводит к тому, что относительные цены уже не играют прежней роли в определении характеристик инвестиционных и торговых потоков.
В результате японский бизнес теряет былую заинтересованность в уникальных и относительно дешевых российских ресурсах и переориентируется на инвестиции и торговлю со странами по принципу двойного подобия - торговли подобных стран подобными товарами. Очевидно одно: богатые природные ресурсы России и ее
дальневосточных регионов все больше теряют свою инвестиционную привлекательность. Поэтому их одностороннюю интеграцию в мировую экономику через экспортно-ориентированное развитие сырьевых отраслей без инвестиций в другие сектора экономики, на наш взгляд, следует признать тупиковой. Такая ситуация значительно ограничивает и перспективы развития российско-японских экономических связей.
В настоящее время их состояние в инвестиционной сфере характеризуется следующими показателями. На Россию приходится около 1% общего объема прямых иностранных инвестиций в мире. Прямые японские инвестиции в Россию в 1999 г. составили 152 млн дол. Это всего лишь 5% от общего объема прямых инвестиций в российскую экономику, что значительно меньше, чем инвестиции из других стран, среди которых с огромным отрывом лидируют США.
По отношению к Приморскому краю картина выглядит следующим образом. По состоянию на начало 2001 г. в крае зарегистрировано 1200 предприятий с иностранными инвестициями. Свыше половины из них заняты в сфере торговли, общественного питания и коммерции, 22% - в промышленном секторе. Накопленный объем инвестиций в крае приблизился к 300 млн дол., 20% от этой величины приходится на долю Японии. Наибольшее число действующих предприятий создано при участии капитала из Китая
- 34% всего объема инвестиций, США — 11, Республики Корея - 11, Японии
- 7%. Динамика поступления инвестиций в край является отрицательной с
1996 г. (по данным за 1996 -1999 гг.)7.
Набирает силу и такая тенденция, как повышение роли субъективного фактора в формировании инвестиционного климата России. Ее появление связано с увеличением числа действующих субъектов инвестиционного процесса на уровне областей и краев. Мы считаем, что относительно низкие инвестиционные характеристики Приморского края в сравнении с другими регионами во многом объясняются деятельностью местной исполнительной и законодательной власти. Для сравнения мы рассмотрели инвестиционную ситуацию в Новгородской области. Вывод таков: условия для деятельности иностранных инвесторов, созданные в Новгородской области, значительно более прозрачны, понятны, просты и дают больше стимулов, например, в части, касающейся предоставления налоговых льгот.
Рассмотрим некоторые факты, подтверждающие этот вывод.
Ни Приморский край, ни Новгородская область не могут в полном объеме определять налоговый режим для предприятий с иностранными инвестициями. Существует федеральное законодательство, и нужно платить федеральные налоги. Однако в части, зависящей от краевых, областных и городских властей, подходы к определению налоговых ставок в рассматриваемых регионах принципиально различаются.
7. Зак. 1327
В Приморском крае налоговые ставки предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимся производственной деятельностью, зависят от времени с начала реализации проекта, которое составляет 5 лет8. При обязательном 13-процентном налоге на прибыль, идущем в федеральный бюджет, предприятие в первый и второй год работы платит 18%, третий год
- 22,25%, четвертый - 26. При этом задаются условия предоставления льгот по четырем позициям: месту регистрации, оплаченной доле иностранного инвестора в уставном фонде предприятия в относительном и абсолютном измерении и доле в выручке от производственной деятельности. В пятый и последующие годы налоговая ставка является максимально возможной
- 35%, в том числе 13% - в федеральный бюджет, 17 - в краевой, 5 - в го родской. Но если предприятие прекращает свою деятельность до истечения 5-летнего срока с момента государственной регистрации, то сумма налогов подлежит внесению в бюджет Приморского края в полном объеме.
В Новгородской же области предприятие с иностранными инвестициями платит только 13% в федеральный бюджет. В бюджеты других уровней выплаты по этому налогу не производятся в течение всего периода до полной окупаемости проекта. Верхняя граница этого периода не устанавливается9. Кроме того, предприятия полностью освобождены от таких местных налогов, как сбор на содержание муниципальной милиции (в Приморском крае - 3% от прибыли), налог на содержание жилищного фонда (в Приморском крае 1,5% от прибыли), налог на имущество предприятия (в Приморском крае он не платится только два первых года с момента начала реализации проекта). Органы власти области гарантируют иностранным инвесторам, что законодательные условия для их компаний на региональном уровне не станут менее благоприятными, чем во время принятия решения об инвестировании.
Все эти меры в целом и обеспечивают Новгородской области значительно более высокий уровень привлечения иностранных инвестиций, что подтверждается следующими фактами. При значительно меньших (в 3 раза) и населении, и территории Новгородская область получает в 2 раза больший объем прямых иностранных инвестиций. Российские и иностранные эксперты считают инвестиционный климат в Новгородской области одним из наиболее благоприятных среди регионов России. Специалисты Всемирного банка относят Новгородскую область к первой шестерке регионов России с наилучшим инвестиционным климатом.
Повышение роли субъективного фактора в условиях несовершенства законодательной базы инвестиций может приводить к возникновению проблем с местной властью и российскими партнерами. Примером может служить гостиница «Санта» на Сахалине. Японо-российское совместное предприятие «Сахалин - Тайрику» было зарегистрировано в 1989 г. Целью его создания было строительство первоклассной гостиницы. Она и была построена в 1993 г. в городе Южно-Сахалинске. Доля японской стороны в капиталовложениях составила 50%, в абсолютном значении - 5 млн дол. Доля российской стороны была обеспечена Сахалинской судоходной компанией «Саско». Но 24 июня 1998 г. все имущество гостиницы «Санто» было
перерегистрировано на российского участника инвестиционного проекта, что фактически означало захват собственности иностранного инвестора. В настоящее время дело слушается в суде, и сам факт его возникновения показывает японским предпринимателям сложность и неопределенность бизнеса с Россией.
В целом в России пока существует неблагоприятный инвестиционный климат, т.е. ситуация, когда не только иностранный капитал не идет в Россию, но и российский капитал ищет возможности легализации и применения за рубежом. Об этом свидетельствует и оценка России японским рейтинговым центром по инвестиционной информации.
Основу оценки определяют следующие факторы.
Первый относится к рынку капиталов и выражается в вопросе, существует ли в России стабильный финансовый рынок. В настоящее время приходится констатировать отсутствие работающих механизмов перераспределения ликвидности в банковском секторе, чрезмерно узкий спектр рублевых финансовых инструментов, низкую доходность производства. Сказываются и чрезмерная спекуляризация рынка, и неустойчивость рубля по отношению к иностранным валютам. Наблюдается и несоответствие по срокам ресурсов банков и спроса реального сектора на кредиты.
Второй фактор относится к рынку труда и концентрируется вопросе, имеются ли в России качественные трудовые ресурсы. В целом при положительном ответе на этот вопрос приходится учитывать и такие кризисные явления, как снижение агрегированного показателя «индекс человеческого развития», низкий уровень состояния здоровья и высокую смертность, особенно среди трудоспособных мужчин, что беспрецедентно для развитых стран и не позволяет в полной мере реализовать высокий уровень образования и квалификации населения. России угрожает нарастающее отставание в развитии человеческого капитала.
Третий фактор относится к рынку сырья и материалов и концентрируется в вопросе, может ли этот рынок обеспечить стабильность поставок сырья, материалов и запчастей. В настоящее время производственно-кооперационные связи в экономике России характеризуются относительно низкой надежностью, что приводит к повышению затрат предприятий реального сектора и к ощутимым потерям от несвоевременности и неточности исполнения контрактных обязательств.
Четвертый фактор относится к рынку сбыта. Его оценка предполагает поиск ответов на многие вопросы, важнейший из которых - какова покупательная способность населения. Несмотря на восстановление доходов населения, уровень благосостояния россиян все еще значительно отстает от предкризисных значений.
Пятый фактор относится к институциональной основе экономики: стабильности правительства, сформированности законодательной базы хозяйственной жизни, уровню общественного порядка.
Оценка, которую ежегодно дает данный центр, определяет ставку торгового страхования и условия предоставления инвестиций с учетом «кан-
три», т. е. «странового» и коммерческого риска. «Кантри» риск включает такие составляющие, как выполнение государством своих обязательств, стабильность политической обстановки, возможность конфискации имущества, вероятность внутренних беспорядков, войн и забастовок, уровень коррумпированности и преступности, развитость налоговой системы, степень дефицитности бюджета, уровень инфляции и др. Составляющие коммерческого риска связаны с возможностью банкротства партнера, невыполнением договорных обязательств, омертвением запасов, изменением курса валют, условиями транспортировки, сохранностью продукции, финансовым риском.
Оценка России невысока. Ее общий рейтинговый индекс по состоянию на январь 2000 г. равен 2,9 10. Это значение совпадает с индексом Бангладеш -страной, с которой Россия делит 89 место в рейтинговом списке. Она находится в последней «Е» зоне вместе с такими странами, как Ирак, Пакистан, Куба, Монголия, Северная Корея, Югославия. По рейтингу ее опережают такие страны, как Венесуэла, Боливия, Зимбабве, Кения, Танзания, Алжир. Отметим, что ставки страхования для стран, находящихся в группе «Е», в 8 раз менее выгодны, чем для стран группы «А», в которой в свое время находился и Советский Союз.
Однако, несмотря на приведенные низкие оценки, Россия все еще остается потенциально привлекательной страной для Японии. Но эта, подчеркнем, потенциальная привлекательность базируется только на официальной, правительственной основе. Например, Президентом России В. Путиным во время его визита в Японию в сентябре 2000 г. было предложено рассмотреть вопрос об экспорте российской электроэнергии из Сахалина в Японию. Японская корпорация «Марубэни» и российский энергетический монополист РАО «ЕЭС России» пришли к соглашению о разработке этого проекта. На него уже выделено 13 млрд иен. В соответствии с проектом «Марубэни» 1 трлн иен (около 8 млрд дол.) будет вложен в строительство крупной электростанции на Сахалине, откуда энергия по подводному кабелю будет передаваться на Японские острова. К этому проекту «Марубэни» планирует привлечь и другие японские компании -торговые дома, потребителей электроэнергии и производителей электрооборудования, с тем чтобы заручиться финансовой поддержкой со стороны японского правительства. По расчетам, природный газ, добываемый на месторождениях Сахалин — 1 и Сахалин - 2, сможет закрутить турбины электростанции мощностью в 4 тыс. мегаватт. «Марубэни» и РАО «ЕЭС России» планируют, что экспорт российской электроэнергии в Японию начнется в 2010 г.
В рамках другого совместного контракта корпорации «Сумитомо» и «Эбара» получили заказ на поставку труб для водоочистного завода, прокладки водопровода и канализации в районе Владивосток - Находка. Контракт рассчитан на срок до 2003 г. 85% предполагаемых средств поступит из Японского банка международного сотрудничества под гарантии российского правительства.
В то же время инвестиционное поле российско-японского сотрудничества не ограничивается исключительно
«ресурсонаправленными» проектами с поддержкой правительства России. Примером может служить деятельность японских компаний «NEC» и «Ajinomoto», которые ищут и находят в России партнеров по налаживанию бизнеса в сфере средств телекоммуникаций и биотехнологий. «NEC» получила заказ от российской фирмы на аппаратуру для спутника связи. «Ajinomoto» создала совместное предприятие с российским научно-исследовательским центром «Генетика». Возникают и новые сферы предпринимательства. Так, за последние два года в России открылись около сотни японских ресторанов. Руководство компании «Еренотаки» - оператора сети японских закусочных - заключило контракт с российским партнером «Веста-Центр-Интернешнл» о проведении консультационного обслуживания открывшихся в России точек.
Некоторые японские компании выражают уверенность, что экономическая ситуация в России в скором времени улучшится. В пользу такого вывода свидетельствуют и экономические результаты России за после-кризисные годы. В 2000 г. они превзошли самые оптимистичные ожидания. Валовой внутренний продукт страны вырос на 7,6%, что на 5,9% выше предкризис-ного максимума, достигнутого в
1997 г.11 Это вселяет определенные надежды. Например, Игараси Хироси - менеджер корпорации «Бриджстоун», считает, что, хотя Россия еще находится на пути к восстановлению экономики, там появился новый класс людей и бизнес с Россией можно расширять. В феврале 1999 г. эта компания - крупнейший производитель автомобильных покрышек - основала в Москве оптовую компанию по поставкам в Россию своей продукции. В 2003 г. в России, вероятно, будут работать пять фирменных магазинов и около 200 посреднических компаний. Именно из таких конкретных, хотя, может быть, и не всегда значительных в денежном выражении, взаимовыгодных бизнес-проектов должна складываться картина российско-японского экономического сотрудничества.
Несмотря на наметившиеся подвижки, у японских компаний, ведущих деловые операции с Россией, еще немало проблем. По мнению японской стороны, главной опасностью для России является неопределенность в стабильности экономики, ее исключительно высокая зависимость от мировой конъюнктуры сырьевых рынков и то обстоятельство, что предприятия обрабатывающих отраслей практически лишены доступа к финансовым ресурсам, без которых невозможен рост промышленного производства и инвестиционного спроса. Поэтому резкого улучшения инвестиционного климата в России ожидать не приходится. Переломить ситуацию можно, только целенаправленно двигаясь в сторону улучшения инвестиционного климата. Такое движение требует учета новых тенденций в инвестиционной активности российских регионов.
1JETRO White Paper on Foreighn Direct Investment 2000. Р.1б. http://www.jetro.go.jp
2 Данные из аналитического доклада одной из самых крупных мировых инвестиционных структур «Шродер Саломон Смит Барни» SSSB // Известия. 2001.17 мая. С.5.
3 Мнение о негативных последствиях стимулирования иностранных инвестиций стало получать активное публичное звучание в 2001 г. См., например: Илларионов А. Экономи ческие мифы не вечны // Известия. 2001.1б мая. Сб.
4 Экономика. Делить нужно уметь // Известия. 2001.18 мая. С.4.
5 Данные взяты из инвестиционного рейтинга российских регионов в 1999 -2000 гг., со ставлено журналом «Эксперт» //Эксперт. 2000. 41. С.б8-94.
6 Там же.
7 Инвестиционная деятельность в Приморском крае: Официальный сайт администрации Приморского края http:// www.primorsky.ru
98 Там же.
9 Инвестиционная деятельность в Новгородской области: Официальный сайт админи страции Новгородской области http:// region.adm.nov.ru.
10 Учияма конуэй. Учебный курс по практике торговых операций в Японском центре во Владивостоке. Токио. Япония: Токио Рисерч Интернешнл. 2001. С.8
1 Данные независимой аналитической группы Центра развития. Обзор экономики России на старте нового тысячелетия: поможет ли оптимизм// Известия. 2001.19 апр.
Koichi Kubota
Nikolai I. Fokin
Export of japanease capital and investment activity of russian regions: new tendencies on the border of centures
The article is devoted to the problems in Russian investment climate in connection with Japanease - Russian investmet links. The authors examine new role of russian regions and central authorities in forming of invesyment climate. The comparative analyses of some regions in russian foreighn direct investment inflows is made. The authors proves, that relative abundance of natural resourses does not garantee investment inflow. Different valuations made by japanease investors are used in order to formulate the content of new tendencies in Russian foreighn investment inflow.