Научная статья на тему 'Структура военно-профессиональной ориентации в системе военно-политической работы с военнослужащими по призыву'

Структура военно-профессиональной ориентации в системе военно-политической работы с военнослужащими по призыву Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СРЕДА / ПРОФЕССИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MILITARY-VOCATIONAL GUIDANCE / MILITARY-POLITICAL WORK / CONSCRIPTION SERVICEMEN / PEDAGOGICAL SYSTEM / ENVIRONMENT / PROFESSION / RUSSIAN ARMED FORCES / PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Евгений Александрович, Акольников Андрей Сергеевич, Валов Виктор Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы совершенствования кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, без решения которых невозможно современное военное строительство, объясняется необходимость непрерывной военно-профессиональной ориентации военнослужащих на различных этапах военной службы. Как организованная педагогическая система, военно-профессиональная ориентация военнослужащих имеет цель (системообразующий компонент), обусловленную, с одной стороны, интересами Вооруженных Сил в развитии своего кадрового потенциала, с другой, интересами самих военнослужащих в поддержке профессионального самоопределения. Ученым предписано в качестве первого исследовательского шага установить макросистему, т. е. внешний уровень анализа, среду, в которой существует ограниченная совокупность компонентов и относительно которой она может быть обособлена. Для военно-профессиональной ориентации военнослужащих такой макросистемой выступает военно-политическая работа, пришедшая на смену системе работы с личным составом, а еще ранее воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждая такая смена, как правило, предполагала появление (или возобновление) нового функционала.The paper discusses the problems of improving the personnel potential of the Armed Forces of the Russian Federation, without the solution of which modern military construction is not possible. It also points out the need for continuous military professional orientation of servicemen at various stages of military service. As an organized pedagogical system, the military professional orientation of military personnel has a goal (system-forming component), determined, on the one hand, by the interests of the Armed Forces in developing their personnel potential, and, on the other, by the interests of the military people themselves in supporting professional self-determination. Scientists are prescribed as a first research step to establish a macro system, i.e. external level of analysis, an environment in which there is a limited set of components and with respect to which it can be isolated. For the military professional orientation of military personnel, such a macro-system is military-political work, which replaced the system of work with personnel, and even earlier educational work in the Armed Forces of the Russian Federation. Each such change, as a rule, assumed the appearance (or renewal) of a new functional.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляков Евгений Александрович, Акольников Андрей Сергеевич, Валов Виктор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура военно-профессиональной ориентации в системе военно-политической работы с военнослужащими по призыву»

УДК 37.022-057.36

Поляков Евгений Александрович

соискатель Омского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры тактики, начальник связи Новосибирского высшего военного училища

Акольников Андрей Сергеевич

старший преподаватель кафедры разведки (и воздушно-десантной подготовки) Новосибирского высшего военного училища

Валов Виталий Владимирович

преподаватель кафедры разведки (и воздушно-десантной подготовки) Новосибирского высшего военного училища

СТРУКТУРА

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО ПРИЗЫВУ

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы совершенствования кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, без решения которых невозможно современное военное строительство, объясняется необходимость непрерывной военно-профессиональной ориентации военнослужащих на различных этапах военной службы. Как организованная педагогическая система, военно-профессиональная ориентация военнослужащих имеет цель (системообразующий компонент), обусловленную, с одной стороны, интересами Вооруженных Сил в развитии своего кадрового потенциала, с другой, интересами самих военнослужащих в поддержке профессионального самоопределения. Ученым предписано в качестве первого исследовательского шага установить макросистему, т. е. внешний уровень анализа, среду, в которой существует ограниченная совокупность компонентов и относительно которой она может быть обособлена. Для военно-профессиональной ориентации военнослужащих такой макросистемой выступает военно-политическая работа, пришедшая на смену системе работы с личным составом, а еще ранее - воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждая такая смена, как правило, предполагала появление (или возобновление) нового функционала.

Ключевые слова:

военно-профессиональная ориентация, военно-политическая работа, военнослужащие по призыву, педагогическая система, среда, профессия, Вооруженные Силы Российской Федерации, кадровый потенциал.

Polyakov Evgeniy Aleksandrovich

PhD student, Omsk State Pedagogical University, Senior Lecturer of the Tactics Department, Communications Chief of Novosibirsk Higher Military School

Akolnikov Andrei Sergeevich

Senior Lecturer, Intelligence Department (and Airborne Forces), Novosibirsk Higher Military School

Valov Vitaliy Vladimirovich

Lecturer, Intelligence Department (and Airborne Forces), Novosibirsk Higher Military School

STRUCTURE OF MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE SYSTEM OF MILITARY-POLITICAL WORK WITH CONSCRIPTS

Summary:

The paper discusses the problems of improving the personnel potential of the Armed Forces of the Russian Federation, without the solution of which modern military construction is not possible. It also points out the need for continuous military professional orientation of servicemen at various stages of military service. As an organized pedagogical system, the military professional orientation of military personnel has a goal (system-forming component), determined, on the one hand, by the interests of the Armed Forces in developing their personnel potential, and, on the other, by the interests of the military people themselves in supporting professional self-determination. Scientists are prescribed as a first research step to establish a macro system, i.e. external level of analysis, an environment in which there is a limited set of components and with respect to which it can be isolated. For the military professional orientation of military personnel, such a macro-system is military-political work, which replaced the system of work with personnel, and even earlier - educational work in the Armed Forces of the Russian Federation. Each such change, as a rule, assumed the appearance (or renewal) of a new functional.

Keywords:

military-vocational guidance, military-political work, conscription servicemen, pedagogical system, environment, profession, Russian Armed Forces, personnel potential.

Военно-профессиональная ориентация военнослужащих - одно из перспективных направлений развития кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, реализуемое

через привлечение на военную службу людей, разделяющих ее смыслы, идеи, идеалы и ценности, обладающих устойчивой мотивацией профессионального выбора и профессионального развития, связывающих с профессией свои жизненные планы и перспективы, сознательно принимающих предстоящие условия профессиональной деятельности. В аспекте развития кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации военно-профессиональная ориентация становится частью предпрофессиональной (общеобразовательной профильной) и профессиональной подготовки военнослужащих, причем на каждом этапе профессионального пути, от профессионального выбора до окончания военной карьеры, она имеет свои специфические задачи. В ином, личностном аспекте военно-профессиональная ориентация - это система педагогической деятельности, осуществляемой Вооруженными Силами Российской Федерации в интересах личности, избирающей военную службу по контракту, включающая в себя обучение, воспитание и развитие личности, помощь ей в обоснованном выборе (или отказе от него) военной профессии и специальности, а также поддержку процессов профессионального самоопределения на начальных этапах профессионального пути.

Центральным процессом развития личности в системе военно-профессиональной ориентации выступает формирование ее военно-профессиональной направленности. Относительно этого процесса выстраивается система педагогической деятельности, а также определяются принципы военно-профессиональной ориентации: погружения в военно-профессиональную деятельность; полной информированности о профессии и себе как ее субъекте, прогнозирования индивидуальной траектории развития в профессии; целенаправленного развития субъекта профессии; свободы в ситуации множественности выбора [1].

Уникальность и своеобразие педагогических систем, как утверждали В.П. Беспалько, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина [2] и др., заключаются в том, что их системное свойство всегда связано с необходимым и изначально планируемым изменением личности. Интеграция интересов в единой цели, как мы уже писали, вполне достижима, если в качестве ключевого процесса изменения личности (в специально созданных условиях военно-профессиональной ориентации) рассматривать развитие ее военно-профессиональной направленности. Однако такая формулировка является обобщенной и пока еще не в полной мере отвечает критериям педагогического целеполага-ния: объективности, проверяемости, достижимости, конкретности, конструктивности и простоты.

Ресурсом развития кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Адаптированные к условиям военной службы, освоившие воинскую учетную специальность, знакомые с нормами и ценностями военного социума военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, способны осуществлять более осознанный и обоснованный выбор военной профессии. Военно-профессиональная ориентация военнослужащих срочной службы способна привлечь в профессию людей, разделяющих ее смыслы, идеи, идеалы и ценности, обладающих устойчивой мотивацией профессионального выбора и профессионального развития, связывающих с профессией свои жизненные планы и перспективы, сознательно принимающих предстоящие условия профессиональной деятельности. Условия и среду организации военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы в воинской части создает военно-политическая работа, обладающая собственной инфраструктурой, ресурсами и технологиями. Благоприятной предпосылкой развития военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы является закрепление за системой военно-политической работы задачи совершенствования кадрового потенциала.

Как организованная педагогическая система, военно-профессиональная ориентация военнослужащих имеет цель, обусловленную, с одной стороны, интересами Вооруженных Сил в развитии своего кадрового потенциала, а с другой, интересами самих военнослужащих в поддержке профессионального самоопределения. Военно-профессиональная деятельность является перспективной сферой реализации молодых людей, в силу своего богатства обеспечивающая индивидуальные траектории профессионального развития военнослужащего, однако, способность обоснованно выбирать, планировать и реализовывать путь в профессию возникает как результат определенного развития военнослужащего, в том числе и в системе военно-профессиональной ориентации. Оптимальным «вход в профессию» может быть в том случае, когда избираемые каналы получения военной профессии совпадают с уровнем развития военно-профессиональной направленности. Актуальной задачей военно-профессиональной ориентации становится обеспечение адекватного выбора каждым военнослужащим, принявшим решение о дальнейшей службе по контракту, канала получения военной профессии, а также подготовка его к реализации профессиональных планов.

Несмотря на свою значимость и возможности в развитии кадрового потенциала Вооруженных Сил, инструменты военно-профессиональной ориентации разворачиваются преимущественно для отбора кандидатов в военные вузы и рассчитываются на аудитории учащихся стар-

ших классов. Разработка специальной системы военно-профессиональной ориентации военнослужащих, проходящих срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, с учетом условий обучения и воспитания, которые создает военно-политическая работа в войсках, психологических и социальных характеристик целевой аудитории и других особенностей военной службы остается нерешенной научной задачей.

Цель военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы, которая может быть сформулирована как развитие в процессе срочной службы такой военно-профессиональной направленности, которая обеспечивает военнослужащему устойчивое и обоснованное решение о дальнейшей военной службе по контракту и адекватный выбор канала вхождения в профессию. В большинстве случаев речь, как показывает практика, идет о повторном профессиональном выборе. Так, проводя исследование среди призывников на Областных сборных пунктах Омской и Новосибирской области (670 обследованных), мы выяснили, что почти 60 % респондентов уже сделали свой профессиональный выбор, но:

- в ряде случаев он был обусловлен ограниченными возможностями получения профессионального образования, в том числе территориальными и инфраструктурными ограничениями, результатами ЕГЭ, возможностями последующего трудоустройства (47 % респондентов, осуществивших выбор);

- в ряде случаев выбор военной службы по контракту не рассматривался как реальный вариант профессионального выбора (52 % респондентов, осуществивших выбор);

- в ряде случаев выбор военной службы по контракту рассматривался как вероятный, но не был принят из-за отсутствия адекватных представлений о канале вхождения в профессию (27 % всех респондентов);

- в ряде случаев выбор военной службы рассматривается как равнозначный с другими, без окончательного решения (19 % всех респондентов).

Таким образом, потенциальная аудитория военно-профессиональной ориентации достаточно велика, кроме того, учитывая, что положительное отношение к военной службе, которое обеспечивается развитой военно-профессиональной направленностью военнослужащего, обусловливает успешность его боевой подготовки, сознательную дисциплину и многое другое, военно-профессиональная ориентация должна охватывать всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Теоретическое обоснование военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы выполнено нами с использованием основных положений общенаучного системного подхода (И.В. Блаубер, М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин [3]):

- познавательного отношения к исследуемым явлениям и процессам как к системе - «... совокупности элементов, связанных взаимодействием, и в силу этого выступающих как единое целое по отношению к окружающей среде» [4, с. 7];

- признания полисистемности, т. е. одновременного права на существование нескольких системных представлений, возникающих при каждом аспекте исследования явления, процесса;

- исследовательской программы системного подхода.

В исследованиях педагогических явлений и процессов, как пишет А.Г. Кузнецова [5], как правило, применяется универсальная исследовательская программа, предложенная Э.Г. Юдиным. Ученым предписано в качестве первого исследовательского шага установить макросистему, т. е. внешний уровень анализа, среду, в которой существует ограниченная совокупность компонентов и относительно которой она может быть обособлена. Для военно-профессиональной ориентации военнослужащих такой макросистемой выступает военно-политическая работа, пришедшая на смену системе работы с личным составом, а еще ранее - воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждая такая смена, как правило, предполагала появление (или возобновление) нового функционала.

В этом, новом для Вооруженных Сил формате предполагается «... поднять моральный потенциал личного состава на новый, соответствующий современным угрозам и вызовам уровень, сформировать у наших подчиненных политическое сознание и политическую культуру, безусловную поддержку государственной политики в области обороны, высокие идейные и морально-боевые качества, патриотизм, преданность своей Родине, постоянную готовность к выполнению поставленных задач» [6]. Вместе с тем сохранены и традиционные задачи, в том числе развитие кадрового потенциала. Эти задачи и определяют необходимость военно-профессиональной ориентации и образуют так называемые связи порождения.

Как макросистема для военно-профессиональной ориентации, военно-политическая работа характеризуется:

- собственной организацией (целями и задачами, определяющими состав и упорядоченность);

- областью знаний (установленными закономерностями развития личности внутри военно-педагогического процесса) и теоретико-методологическими основами (принципы, подходы, требования);

- нормативной базой (совокупность регламентов военной службы в целом и военно-политической работы в частности);

- инфраструктурой (субъектами (в том числе собственной системой их профессиональной подготовки), управлением (встроенным в систему военного управления), средой (собственным предметно-пространственным, событийным, поведенческим и информационным окружением), ресурсами);

- технологиями (формами, методами и средствами работы).

Вместе с тем военно-политическая работа неотделима от военной службы, интегрирована во все ее составляющие (боевую подготовку, службу войск, повседневную жизнь и досуг), является ее органичной частью. Военно-профессиональная ориентация в своем взаимоотношении с макросистемой - один из видов упорядоченности военно-политической работы, возникающей искусственно для достижения цели, которой мы дали характеристику выше.

Структуру военно-профессиональной ориентации образуют общие виды связей, которые обычно фиксируются при системном анализе явления: связи порождения, строения, взаимодействия, функционирования, управления, преобразования и развития (рис. 1).

В процессе военно-профессиональной ориентации с использованием содержательного, организационного и обеспечивающего компонента происходит изменение основного субъекта -военнослужащего срочной службы, на языке системного анализа - проявляются связи преобразования. В отношении личности они более всего заметны в изменениях военно-профессиональной направленности и ее составляющих.

Адаптация военнослужащих срочной службы и ее обеспечение исследовались весьма активно в советский период развития военной психологии и педагогики, однако сегодня это знание подвергается ревизии.

Рисунок 1 - Структура военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы

С одной стороны, это связано с радикальным изменением условий службы, с другой, с изменением социальных характеристик и прежде всего адаптационного потенциала призывного контингента. Итогом успешной адаптации военнослужащего срочной службы считается выработка им индивидуальной модели поведения, имеющей социальный, социально-психологический и психологический уровни [7], согласующейся с военной средой и военной службой, но такая модель далеко не всегда означает положительное отношение к военной службе и внутреннее принятие ее норм. Именно поэтому следует разграничивать адаптационный период, который установлен для военнослужащих срочной службы законом и этап адаптации в системе военно-профессиональной ориентации.

Состав системы военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы образуют целевой, содержательный, организационный, процессуальный, субъектный и результативно-оценочный компоненты, а также компоненты обеспечения и управления.

Целевой компонент военно-профессиональной ориентации отражает ее цель, определяемую, с одной стороны, потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации в развитии своего кадрового потенциала через привлечение на военную службу по контракту военнослужащих с развитой военно-профессиональной направленностью личности, с другой, потребностями военнослужащих в профессиональном самоопределении.

Содержательный компонент объединяет специально отобранный, структурированный и подготовленный для военнослужащих срочной службы социальный и военно-профессиональный опыт: знания, представления, ценности, технологии, умения и навыки, идеи, коммуникации и пр., освоение которых способно поддержать развитие военно-профессиональной направленности. Он включает в себя когнитивный, мотивационный, аксиологический, прогностический и деятель-ностный содержательные блоки.

Организационный компонент объединяет формы военно-политической работы с военнослужащими срочной службы, которые могут быть использованы для их военно-профессиональной ориентации (формы военно-профессиональной ориентации). К числу основных форм военно-профессиональной ориентации следует отнести учебные занятия по военно-политической подготовке военнослужащих, а также отдельные организационные профориентационные модули предметов боевой подготовки; информирование; пропаганду и агитацию; ознакомление; формирование коммуникаций; консультирование; индивидуальную воспитательную работу.

Субъектный компонент включает, с одной стороны, состав субъектов, принимающих участие в военно-профессиональной ориентации военнослужащих, с другой, содержит основные требования к ним. Процессный компонент программирует изменение военно-профессиональной направленности личности военнослужащего в пространстве воинской части и времени срочной службы и представлен через этапы военно-профессиональной ориентации: адаптации, ориентировки, выбора, поддержки.

В обеспечивающий компонент военно-профессиональной ориентации, создание которого едва ли не предваряет организацию системы, включены необходимые ресурсы, чей состав также определен эмпирическим путем: кадровый, методический, информационный, материальный и временной.

Результативно-оценочный компонент структуры ориентации объединяет планируемый результат военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы с инструментами его оценки. Результат отражает функциональную сторону военно-профессиональной направленности личности и выражен через функциональность направленности - такое ее состояние, которое обеспечивает устойчивое и обоснованное решение о дальнейшей военной службе по контракту и адекватный выбор канала вхождения в профессию.

Таким образом, нами рассмотрена структура и содержание военно-профессиональной ориентации. Следующим шагом нашего исследования системного анализа является описание взаимодействия системы военно-профессиональной ориентации со средой, которое дано нами через характеристику основных каналов вхождения военнослужащих с развитой военно-профессиональной направленностью в профессию.

Ссылки:

1. Лопуха А.Д., Поляков Е.А. Пути формирования военно-профессиональной ориентации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 342-354.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 304 с. ; Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984. 144 с. ; Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований. М., 1980. С. 82-117.

3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997. 448 с. ; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. 383 с. ; Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований [Электронный

ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6738 (дата обращения 24.04.2020) ; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978. 391 с.

4. Блауберг И.В. Указ соч. С. 7.

5. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : монография. Хабаровск, 2001. 152 с.

6. Картаполов А.В. Главный военно-политический орган Вооруженных Сил - век на службе Отечеству [Электронный ресурс] // Красная звезда. URL: http://redstar.ru/nasha-tsel-formirovanie-voina-gosudarstvennika/ (дата обращения 24.04.2020).

7. Неронова О.Э. Специфика адаптации военнослужащих к службе к армии [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. № 3-2. С. 58-59. URL: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_21676010_43340432.pdf (дата обращения 24.04.2020) ; Татьянченко Н.П. Адаптация военнослужащих по призыву к условиям службы // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С. 170-171.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.