Научная статья на тему 'Социальная политика в военной сфере'

Социальная политика в военной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1040
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЕННЫХ КАДРОВ / SOCIAL POLICY / SOCIAL PROTECTION OF SERVICEMEN / MEDICAL CARE / HOUSING PROBLEMS / TRAINING OF SKILLED MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кончугов Анатолий Владимирович, Копылов Игорь Александрович

Статья посвящена тенденциям развития и изменения социальной политики российского государства по отношению к своим вооруженным силам. Авторы рассматривают вопросы социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, среди которых основными являются вопросы обеспечения военнослужащих жильем, достойным медицинским обслуживанием, подготовки квалифицированных кадров для профессиональной армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to development and changing of trends in social policy of the Russian state towards the armed forces. The authors consider issues of social protection of servicemen and their families, such as military housing, decent health care, training of skilled military personnel.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в военной сфере»

Анатолий КОНЧУГОВ, Игорь КОПЫЛОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОЕННОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена тенденциям развития и изменения социальной политики российского государства по отношению к своим вооруженным силам. Авторы рассматривают вопросы социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, среди которых основными являются вопросы обеспечения военнослужащих жильем и достойным медицинским обслуживанием, подготовки квалифицированных кадров для профессиональной армии.

The article is devoted to development and changing of trends in social policy of the Russian state towards the armed forces. The authors consider issues of social protection of servicemen and their families, such as military housing, decent health care, training of skilled military personnel.

Ключевые слова:

социальная политика государства, социальная защищенность военнослужащих, медицинское обслуживание, жилищная проблема, подготовка квалифицированных военных кадров; social policy, social protection of servicemen, medical care, housing problems, training of skilled military personnel.

КОНЧУГОВ

Анатолий Владимирович — к.полит.н., доцент; заведующий кафедрой политологии Военного университета МО РФ

КОПЫЛОВ

Игорь

Александрович —

старший

преподаватель

кафедры

политологии

Военного

университета

МО РФ

dxharald@mail.ru

Реформы, осуществляемые в нашей стране, сталкиваются с большим количеством социальных болезней общества и его институтов, которые становятся препятствиями на пути их реализации. Одним из таких препятствий является современное состояние социальной сферы армии. Государству приходится прикладывать значительные усилия для ее модернизации, восстановления престижа армии, поддержания социального статуса военнослужащего, создания цивилизованных в социальном плане условий военной службы. Однако принимаемые меры пока остаются явно недостаточными и не всегда оправдывают ожидания общества, да и самого государства.

Во все времена государство придавало социальным проблемам военных, мужественно выполняющих свой долг и, как правило, вместе с членами своих семей переносящих все тяготы и лишения службы, особое внимание. Еще в недавнем прошлом, до момента распада СССР, условия жизнедеятельности военнослужащих и уровень их материального обеспечения для большинства населения были в определенной степени критериями благополучия. Соблюдался определенный компромисс между интересами государства и социальными потребностями военнослужащих, опирающийся на идеологически обоснованный статус военного человека, бескорыстно преданного делу защиты Родины.

Для государства и общества в целом реформа вооруженных сил всегда была тяжелым испытанием. Это связано с увольнением людей из рядов вооруженных сил, изменением их социального статуса, адаптацией к новым (гражданским) условиям жизни и деятельности и т.д. Реформа влечет за собой изменение взаимоотношений семьи военного человека с другими слоями общества, социальными институтами, меняет сложившийся образ жизни.

Одним из важнейших инструментов амортизации негативных последствий реформ становится социальная политика государства в отношении вооруженных сил. В самом общем плане она представляет собой деятельность субъектов ее формирования и реализации, направленную на качественное преобразование социально-экономических условий жизни военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала вооруженных сил. Условия жизни должны позволять им как гражданам страны реализовывать свои интересы и потребности, а как военнослужащим — профес-

сионально выполнять свои должностные обязанности по защите Отечества. При этом создание достойных условий жизнедеятельности армии, обеспечение военного человека всеми средствами охраны и защиты жизни, высокопрофессиональная подготовка к ведению боевых действий зависят не только от содержания и направленности социальной политики, но и от наполнения социальным смыслом военной реформы в целом.

Армия цивилизованного, а тем более социального государства должна быть патриотично воспитанной, хорошо вооруженной, образованной и социально защищенной.

Среди множества социальных проблем армии хотелось бы выделить ряд важнейших. Это проблемы, связанные с обеспечением военнослужащих и членов семей жильем, охраной их здоровья, подготовкой социального резерва для комплектования вооруженных сил.

Обеспечение военнослужащих и членов их семей жильем — наиболее острая и трудноразрешимая социальная проблема, которая в современных условиях перестала быть внутриведомственной, приобрела политическую значимость и вызвала общественный резонанс. В последнее время просматривается тенденция уменьшения количества семей военнослужащих, не обеспеченных жилплощадью, наметился сдвиг в решении данной проблемы. Приказ министра обороны Российской Федерации «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений»1 вселяет надежду на то, что процесс получения жилья будет упорядочен. По крайней мере, будут исключены случаи нахождения военнослужащих в распоряжении соответствующих командиров и начальников ввиду необеспеченности жильем свыше 10 лет.

До недавнего времени Минобороны занимало позицию, основанную на том, что лучше купить больше квартир меньшей площади по низкой цене, чем круп-нометражные благоустроенные квартиры.

1 См.: Приказ министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» // Российская газета, 29 окт. 2010 г.

В результате такой политики военного ведомства на балансе Минобороны скопилось 135 тыс. незаселенных помещений. При этом в списках очередников на жилье числится 129 тыс. семей военнослужащих2. На фоне такой статистики решение об увеличении офицерских должностей в армии на 70 тыс. сразу же после сокращения практически 200 тыс. офицеров представляется весьма проблематичным. Если предполагается, что у них будут квартиры, то это не повлияет на решение проблемы с жильем. В противном случае оно опять зайдет в тупик.

Важная социальная проблема — сохранение здоровья военнослужащих. По состоянию здоровья армии можно делать выводы о состоянии здоровья общества в целом и наоборот; можно оценивать ее боеспособность, боевой потенциал, что позволяет возможному противнику наращивать или сокращать свои силы и средства для нанесения достаточного наступательного или ответного удара. По состоянию здоровья личного состава вооруженных сил оценивается морально-психологический компонент боевой готовности армии, рассчитываются вероятные психологические потери и т.д.

Здоровье как важнейший фактор поддержания высокой боевой готовности вооруженных сил является достоянием не только индивидуальным или семейным, но и обретает социально-политическое значение. Возможно, именно этим продиктовано стремление современного руководства страны и Министерства обороны достичь такого положения дел, чтобы в армии служили только здоровые люди. По крайней мере, в планах реформирования военной медицины сформулирована цель: к 2012 г. 95% военнослужащих должны быть здоровыми.

Большинству аналитиков понятен общий замысел реформы военно-медицинской службы, серьезных противопоказаний к ее осуществлению нет. Как заявлено, в результате реформы максимально сохранятся военно-медицинские структуры, все учреждения стационарного и амбулаторно-поликлинического типа. Военная медицина должна войти в рамки тех лимитов численности, которые определены в соответствии с их новым

2 Жилье для армии // http://www.rg.ru /2010/10/29/гЫНуо.Ыт1

обликом. Офицерский состав военномедицинской службы к 2016 г. планируется сократить в 2,8 раза (с 15 963 до 5 800 чел.). Расформировываются 22 госпиталя из 191. Будут ликвидированы 17 лазаретов. Количество военных поликлиник сократится со 124 до 41. Закроют 5 санаториев (их останется 40). До 2013 г. будут упразднены все военно-медицинские институты, в т.ч. Саратовский и Самарский — в 2010 г., Томский — к 2011 г., Государственный институт совершенствования врачей Минобороны — к 2013 г.1

В ходе оптимизации структуры вооруженных сил 30% должностей офицеров заменят на должности гражданского персонала, который, в свою очередь, должен быть сокращен со 145 тыс. до 97 тыс. чел. Замена офицерских должностей на гражданские позволит сохранить специалистов высокого уровня подготовки. Таким образом, им предоставляется возможность продолжить работу по специальности после увольнения в запас. Офицерские должности тех специалистов, которые определяют боевую готовность медицинской службы (хирурги, анестезиологи-реаниматологи, терапевты) сохраняются. Однако, скорее всего, это приведет к оттоку военных специалистов по причине низких тарифных сеток оплаты труда в военном ведомстве по сравнению с гражданскими учреждениями. Ко всему прочему, количество гражданских должностей превышает количество увольняемых специалистов. В ближайшей перспективе они будут укомплектовываться сугубо гражданскими лицами, возможно никогда не имевшими никакого отношения к военной службе, не знающими ее специфических особенностей. Это может в значительной степени стать причиной дефицита специалистов по определенным направлениям.

Оптимальным вариантом замены офицерских должностей на гражданские могло бы стать «огражданивание» воинских коллективов в процентном соотношении 50 на 50 или хотя бы 60 на 40. Однако некоторые учреждения, например амбулаторно-поликлинического типа, планируется перевести полностью на гражданские должности. Учитывая эту тенден-

1 См.: Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2009 году. — М. : Социологический центр ВС РФ, 2009.

цию, более целесообразно было бы часть гражданского населения перенаправить в эти учреждения, пусть даже с большим процентом оплачиваемых услуг, чем установлено сейчас, а не ликвидировать их. Обученных военных врачей можно переводить в категорию офицеров запаса и по контракту, заключаемому после завершения обучения, направлять на работу в удаленные районы страны, где есть учреждения, а работать некому. Так можно было бы осуществить частичную консервацию стратегического потенциала военно-медицинских учреждений.

Меры государства по решению проблем здоровья военнослужащих и членов их семей уже долгое время не приносят желаемого результата. Конституционные гарантии медицинской помощи не согласуются с политическими заявлениями органов власти, уровнем финансирования военной медицины, реальными потребностями людей. Спектр медицинских услуг, предоставляемых военнослужащим и членам их семей, их выбор и качество очень ограниченны. Для большинства военнослужащих практически недоступны высокотехнологичные и дорогие виды лечения.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей выделено в приоритетное направление Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 г., принятой на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 28 марта 2008 г. Однако исследователи социальноэкономического положения военнослужащих предполагают, что проводимая реформа приведет к диспаритету качественных показателей военно-медицинской сферы. Создается впечатление, что новая модель военно-медицинской службы формируется для того, чтобы осуществлять медицинское обеспечение военнослужащих исключительно в мирных условиях.

Одна из остро обсуждаемых проблем — подготовка квалифицированных кадров для профессиональной армии. В ряде стран уже существует такое понятие, как социальный резерв для выполнения особого вида государственной службы. Это связано с подготовкой и обучением допризывной молодежи, отбором кандидатов

для прохождения службы в вооруженных силах, совершенствованием образовательного процесса в вузах. Готовить защитников Отечества необходимо современными, научно обоснованными способами и методами, по долгосрочной программе.

Реализация программы подготовки должна начинаться после получения призывником паспорта гражданина России и постановкой его на всероссийский воинский учет. В военкомате необходимо не просто заполнить анкету будущего воина, но и составить полную картину о внутреннем и внешнем мире предполагаемого воина. При этом следует использовать разнообразные тесты для исследования физических, моральных, духовных и образовательных качеств. В дальнейшем необходимо проводить данное тестирование каждый год, чтобы при наступлении призывного возраста можно было проанализировать весь путь развития молодого человека, положительные и отрицательные тенденции его роста.

Для поднятия престижа военной службы необходимо создать прозрачную вертикаль служебной деятельности будущего офицера. Перед каждым получением нового звания соискатель должен проходить профессиональный отбор путем сдачи установленных экзаменов и тестов. Они должны быть максимально открытыми, чтобы не было возможности поставить на престижную должность «своего человека». Данные по всем тестам/экзаменам должны храниться в личном деле профессионального военного и в единой системе государственного контроля.

С укрупнением отдельных высших военно-учебных заведений, сокращением некоторых учебно-научных и научноисследовательских подразделений вузов, НИИ гуманитарного профиля или их «огражданиванием» встал вопрос о дальнейшей работе в сфере военной науки и образования большой группы преподавателей, которые до настоящего времени занимали военные должности. Большинству из них из-за потерь в оплате труда приходится уходить в гражданские учебные заведения. Даже гражданские

педагоги отказываются приходить работать в военные вузы на должности доцента и старшего преподавателя, не говоря уже о должности преподавателя, из-за низкой оплаты труда. Средний возраст оставшихся преподавателей стремительно растет, отсутствует пополнение научных рядов молодыми специалистами, что может в конечном итоге негативно сказаться на учебном процессе (проще сказать, некому будет преподавать). Ликвидация факультетов, осуществляющих подготовку военных педагогов, отсутствие набора в адъюнктуру загоняет решение этой проблемы в тупик.

Крайне необходимо, чтобы все вопросы оптимизации военной организации государства закреплялись в нормативно-правовых документах федерального уровня. В этом плане следует обратиться к опыту ФРГ, где все решения по реформированию армии принимаются бундестагом — высшим законодательным органом власти. Было бы полезно, чтобы, например, Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года, имеющая статус федерального закона или утвержденная указом президента Российской Федерации, обладала бы большей политической и юридической силой, выражала волю не только государства, но и учитывала мнение граждан России. Таким прецедентом в настоящее время явилось обсуждение всеми гражданами страны проекта закона «О полиции». Общество, таким образом, подключилось к решению современных проблем в милиции.

Социальная политика государства в военной сфере претерпевает в настоящее время значительные изменения. Ее обновление, повышение эффективности должны способствовать решению вопросов социальной защищенности военнослужащих, которые были затронуты в данной статье. По мнению авторов, это явилось бы залогом успешного реформирования современной российской армии, послужило бы укреплению могущества и силы Российской Федерации как современного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.