Научная статья на тему 'Структура ценностных ориентаций современной молодежи'

Структура ценностных ориентаций современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1466
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ / ПОНЯТИЕ "СОВРЕМЕННОСТИ" / "ЖИЗНЕННЫЙ МИР" МОЛОДЕЖИ / МОЛОДОСТЬ / РАЗУМ / СВОБОДА / "ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ" / УСТРЕМЛЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ / УНИВЕРСАЛИИ "ПОНИМАНИЯ" И "ВЗАИМОПОНИМАНИЯ" МЕЖДУ ЛЮДЬМИ / ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ЧУВСТВО МОЛОДЕЖИ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ / ORIENTATIONS OF THE YOUTH / YOUTH / FREEDOM / ASPIRATION TO THE FUTURE / MODERNITY / LIFE WORLD / REASON / UNIVERSALISM / MUTUAL UNDERSTANDING / PRAGMATIC SPRINT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бадретдинова Г. З.

В статье исследуется структура ценностных ориентаций современной молодежи, отличающейся богатством своего «жизненного мира». Молодежь объединяет в себе креационные и когнитивные аспекты человеческой деятельности. Однако автор разрабатывает концепцию, согласно которой «молодость», как неотъемлемая характеристика и «субстанция» духовной жизни, постоянно устремлена к будущему человека как «вопросу». Структура ценностных ориентаций современной молодежи предполагает разработку «генетического метода», который может быть истолкован как путь для возвращения на подлинную «родину» молодых людей, тех, кто тихо и вяло отстает от сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE VALUE ORIENTATIONS OF THE YOUTH

The structure of value orientation of the modern young people having an extremely rich “life world” is analyzed in the article. The youth combines both creative and cognitive aspect of human activity. However, the author develops the conception according to which “the youth” as an inseparable characteristics and “substance” of spiritual life that is constantly aspired to the human beings future as “a problem”. The structure of value orientations of modern youth presupposes the elaboration of “a genetic method” which can be explained as a way to return to the genuine “native land” those young people who quietly and inertly lags behind the today’s reality. The article analyses the structure of value orientation of the modern young people (first, this very orientations onto the epoch which crystallizes those values by which the youths consciousness’ must be led; second, the orientation onto “the intelligence” sculpted in the fact that the youth avoids “the authoritarian reason”; third, the aspiration of the young people to the future; fourth, the structural element of the value orientation being understand and mutual the value above values; fifth, the structural element of the value orientation of the young people is like the mentality itself, which is hostile to the narrow pragmatic spirit). However, orientations of the value orientations itself presupposes the movement from external feelings to the reflection over the brain actions. Therefore, the structure of the value orientations itself is connected with the idea according to which the youths consciousness is located on “the surface” of the spiritual life of the young generation itself troubled by both moral and spiritual problems.

Текст научной работы на тему «Структура ценностных ориентаций современной молодежи»

УДК 37.03

СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© Г. З. Бадретдинова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 68 98.

Email: [email protected]

В статье исследуется структура ценностных ориентаций современной молодежи, отличающейся богатством своего «жизненного мира». Молодежь объединяет в себе креацион-ные и когнитивные аспекты человеческой деятельности. Однако автор разрабатывает концепцию, согласно которой «молодость», как неотъемлемая характеристика и «субстанция» духовной жизни, постоянно устремлена к будущему человека как «вопросу». Структура ценностных ориентаций современной молодежи предполагает разработку «генетического метода», который может быть истолкован как путь для возвращения на подлинную «родину» молодых людей, тех, кто тихо и вяло отстает от сегодняшнего дня.

Ключевые слова: структура ценностных ориентаций молодежи, понятие «современности», «жизненный мир» молодежи, молодость, разум, свобода, «хронологическое время», устремленность в будущее, универсалии «понимания» и «взаимопонимания» между людьми, внешнее и внутреннее чувство молодежи, онтологическая ограниченность ценностных ори-ентаций молодежи.

Современная молодежь есть весьма сложный субъект, которая отличается богатством своего внутренного «жизненного мира». Молодежь подобна «молнии», ассоциирующей себя со «светом» и духом «просвещения». Молодежь объединяет в себе креационные и когнитивные аспекты человеческой деятельности. Но нас здесь интересует вопрос о самой «молодости», как «субстанции» человека, устремленного к самому будущему человека, как к вопросу и как к бесконечной задаче.

Ценностные ориентации носят сложный социально-психологический феномен, где изучаются направленность и содержание активности личности, общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Ценностные ориентации (лат. опеш — определение своего положения в пространстве), по мнению А. В. Петровского, характеризуют «политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом — индивидом или группой — окружающей действительности и ориентации в ней» [1].

Социализация молодёжи и выбор ею активной жизненной позиции охватывает почти все сферы жизнедеятельности личности, которая реализуется в обучении и воспитании, в усвоении и преобразовании опыта старших поколений.

Наиболее важными социально-психологическими регуляторами данного вопроса и одновременно показателями определенного статуса молодёжи в социуме выступают ценностные ориентации, социальные нормы поведения и установки, Так же, несомненно, выступают и тип сознания, потребностей, характер деятельности, специфика проблем, типичные образцы поведения, интересов, ожидания молодёжи.

Формирование ценностных ориентаций современной молодежи — сложный и длительный

процесс, который имеет научное обоснование психологических механизмов, лежащих в их основе и условий развития данных ориентаций.

Система ценностных ориентаций определяет многоуровневую структуру. Так, З. И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» [2].

Во «Всемирной энциклопедии: Философия. ХХ век» под ценностными ориентациями понимаются предпочтения или отвержения определённых смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Они задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, представления о должном и т.д. [3].

Итак, характеристика ценностных ориентаций включает :

- иерархию ценностей;

- соотношение целей и средств;

- значимое и относительно незначимое;

- позитивно-негативную асимметрию;

- монотипичность — политипичность структуры ценностей;

- гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентаций;

- проясненность — размытость ценностей.

Таким образом, можно сказать, что ориентации современной молодежи формируются в процессе социализации и выражаются, в основном, в целях, интересах личности, идеалах, убеждениях.

Согласно системному подходу, в ценностных ориентациях как психологическом механизме мож-

но выделить три аспекта: объективный, субъективный, интернациональный.

Объективный аспект ценностных ориентаций предполагает достижение материальных благ и определенного социального статуса, а также эстетические и религиозные ценности.

Субъективный аспект заключается в приобретении собственного жизненного опыта во всех сферах жизни, самопознании, удовлетворении собой, самоанализе и рефлексии и духовном развитии.

Интернациональный аспект ценностных ори-ентаций характеризует взаимодействие индивидуальных ценностей человека с окружающим миром, людьми.

Все эти вышеперечисленные аспекты ценностных ориентаций охватывают, в основном, определенные уровни регуляции поведения человека.

Однако в поведении личности могут быть реализованы не все значимые ценности. Конечно, все обстоятельства зависят от множества невидимых и видимых причин, субъективного и объективного плана.

Когда эмоции и чувства выступают в качестве источника активности, который стимулирует фантазию и побуждает человека проектировать возможные действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких условиях данной информации, прежде всего, бывает недостаточно, и тогда в помощь приходит воображение, и где проектируется пути достижения главной цели, намечаются все те ситуации, условия и результаты деятельности в эмоционально яркие цвета, которые проявляются в мечтах и грезах.

Обычно пути достижения главных целей, где человек с помощью воображения и мышления готовит заранее, переносятся автоматически в реальную жизнь и получают форму мотивов, подталкивающих человека совершать определенные поступки. Этим они контролируют и направляют поведение личности. Обычно достижение определенных целей, получение конкретного результата, реализация заданной программы поведения имеет для человека личностный смысл. У современной молодежи больше всего это связано с самоутверждением среди сверстников.

На сегодняшний день формирование ценностных ориентаций современной молодежи имеет сложный и противоречивый характер. С конца ХХ в. в сознании современной молодежи отмечается ярко выраженные тенденции прагматизации и индивидуализации, где на первый план выходит материальные ценности: профессиональный рост, материальное обеспечение, достижение престижных статусов.

Среди особенностей сознания современной молодежи, которые влияют на формирование ценностных ориентаций в процессе социализации, выделяют психическую неустойчивость, способность

запоминать и перерабатывать большой поток информации, восприимчивость. Однако главными особенностями сознания современной молодежи являются критичность мышления, поиск аргументации оригинального решения, стремление дать собственную оценку разным явлениям. Так, еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные данному возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической деятельности, неполной включённостью в систему общественных отношений. Все эти черты поведения современной молодёжи сочетаются противоречивыми с формами и качествами, как подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира, стремление к идентификации и обособлению, конформизму и негативизму. Подобное формирует противоречивость сознания современной молодежи.

Итак, противоречивость сознания заключается в стремлении к жизненному самоопределению и путанице ролей; появлению планов на будущее и мыслей о прошлом; самоопределении в вопросах: каким быть? и кем быть? и концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми; четкой половой поляризации в формах межличностного поведения и смешение форм полоролево-го поведения; становлении мировоззрения и путанице в моральных и мировоззренческих установках.

В ходе изучения вопросов манипулирования сознанием современной молодежи необходимо уделить особое внимание такой особенности сознания, как внушаемость. Суть теории заключается в готовности индивида подчиниться активным воздействиям людей, СМИ и принимать их действия как свои собственные.

Молодость, трактуемая как первенство субъекта над его природным и социальным окружением, выступает подлинной основой «генетического метода». Этот «метод» может быть истолкован как путь для возвращения на «родину» молодых людей, кто тихо и вяло отстает от сегодняшнего дня. Молодые люди всегда стремились к тому, чтобы реализовать свою систему ценностных ориентаций.

Молодежь не должна походить на тех, кто, скорее, из-за собственной слабости, не в состоянии преодолевать жизненные препятствия. Кроме того, с современными молодыми людьми существуют и те, которые «не только чужды всякой хитрости, но которых можно было назвать неодновременными [4].

Это — не только все люди, живущие в отдаленных местностях, остающихся чуждыми бегу времени, но и люди, руководствующиеся «смутным чувством», где сам «разум не может действовать через свободу».

Вне всякого сомнения, молодое поколение должно соотноситься с эпохой, которая выкристаллизовывает те ценности, которыми она должна руководствоваться. «Несомненно, что эпоха может быть познаваема ... только в тех нациях, которые стоят на вершине культуры своего времени; и так как культура странствует от народа к народу, то одна и та же эпоха также переселяется от народу к народу, при всех переменах в климате и местности всегда оставаясь неизменной в своем принципе» [3].

Объединяя все народы «в одну великую семью», время как бы задергивает «на одном месте» весьма значительную часть хронологического времени. Молодость, в этом плане, как жизненный принцип эпохи, указывает на весьма полезные примеры этого течения событий в истории.

Остановимся на самих фактах данного суждения от истории.

Молодость вовсе не склонна к тому, что бы следовать власти «принуждения» со стороны «слепого авторитета», в который постепенно превратился «разумный инстинкт» [5].

Молодежь, хотя и подвластна голосу «разума», тем не менее, она ищет экзистенциальных основ своего существования. И она сторонится авторитарного рассудка и ищет тех, кто олицетворяет собой «дух» представителей разных столетий.

Есть разные молодые люди. Одни достаточно чужды бегу времени (это, в основном люди, живущие в небольших городах). Они мелкобуржуазны по своему духу и провинциальны. Эти молодые люди, в основном, являются выходцами из среды крестьян, рыбаков, хуторян. Само их бытие как бы несет отпечаток «прежних времён».

Другие — современники настоящего, люди, так сказать, современные, ценностные ориентации последних не связаны со всеми импульсами нашего времени, в котором еще много осталось от прежних времен.

Нет! Эти молодые люди умеют, прежде всего, пользоваться теми шансами, которые им предоставляются эпохой. Они не опережают свое время, а, скорее, стремятся не участвовать в событиях они сопротивляются новому и всему значительному в настоящем.

Однако опережение «горизонта событий», устремленность в будущее, предполагает недовольство эпохой, положением людей и ходом дел; саму способность мечтать. Опережение не связано только с духом примирения с существующим положением вещей. Еще, видимо, необходимо и то, чтобы опережение не оставалось абстрактным, путчистски провозглашаемым или же заранее обещаемым счастьем, о котором вообще неизвестно, как же оно достигается [6].

Современная молодежь грезит о будущем прекрасном мире и эта «греза» выглядит особо привлекательной, поскольку сама молодость сопротив-

ляется тому, «что понятно и ясно усматривается». Молодость страны устремлена, в конечном счете, не к эпохе «пустой свободы», а к пониманию всего, что существует. Писательский дух сегодня распространяется все шире, становясь более плоским, и, в конце концов, наступает время того «духовного потока», который уже, постепенно затапливает современность [7].

Собственное понимание происходящих процессов имеет высшую ценность, определяющую все иные ценности. На данном понимании основывается достоинство и признание заслуг личности молодого человека. Речь идет о собственном мышлении человека, которое обращается с вещами не так, как они есть, т.е. существуют, а таким образом, как они могут развиваться, какова их тенденция.

Современную молодежь, другими словами, необходимо учить мыслить. Но мышление, как главная ценность, сопоставима с искусством постоянно «составлять новые мнения». Молодые люди, при этом, не должны полностью ориентироваться на печать, поскольку всё, что отходит в прошлое, как правило, предается забвению. Писатели также идут «своим путем». Читатели, зачастую, довольны тем, что разделываются «со старым»; они спешат к «новинкам, выбор которых большей частью определяется случайностью».

Ценностные ориентации молодежи противятся прагматическому духу. Когда этот «дух» обращает своё внимание на собственную деятельность, то имеет дело с рефлексией. Любая идея в сознании может, конечно же, стать предметом рефлексии. Но рефлексия означает чувство, погруженное во «внутренний мир» человека, т.е. она обращена к молодости, как «внутреннему человеку». Дж. Локк подчеркивает, что речь идет о действительном чувстве, хотя и отличном «от восприятия внешних предметов» [7].

Молодежь, сам «дух» молодости имеет отношение к «сходству» внешнего и внутреннего чувства. Молодость — это вообще способность внимания «как представления». Молодой человек может подвергнуть наблюдению свои ощущения, но, в то же время, может подвергнуть осознанию и сами свои действия по наблюдению за действительностью. Более того, над данным актом «рефлексии» можно надстроить еще один акт рефлексии. Это будет «рефлексия рефлексии» [8].

Ценностные ориентации современной молодежи связаны с внешним чувством, приоткрывающим мир. Но именно во «внутреннем чувстве нам приоткрывается «субъективность», наше «я». Наше эмпирическое сознание как бы оказывается расположенным между двумя границами — «внешнего и внутреннего чувства» [9].

В продолжение данной мысли логично заметить, что сама структура ценностных ориентаций современной молодежи связана с переориентацией «вектора» внимания с внутреннего чувства на

внешние восприятия. Кроме того, структура ценностных ориентаций предполагает движение от внешних чувств к «рефлексии над действиями ума» [10]. Поэтому сама структура ценностных ориентаций молодежи связана с той мыслью, согласно которой сознание молодежи всегда располагается как бы на «поверхности» духовной жизни молодого поколения, а этот молодой «дух», как известно, легко отливается во внешнюю, или внутреннюю форму. Структура ценностных ориентаций молодежи, таким образом, оказывается онтологически ограниченной.

В этом смысле основной проблемой формирования ценностных ориентаций молодежи оказывается проблема соотношения рецептивно-активной природы интеллекта и эмпирического сознания, для того, чтобы обнаружить внеэмпирические структуры, направляющие процесс духовного развития молодежи.

На сегодняшний день в гуманитарных науках проблемы ценностных ориентаций молодежи в ходе социализации скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Хотя, если до этого проблема была связана, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих вопросов, а в настоящее время, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок.

Таким образом, эти кризисные ситуации в различных сферах общества значительно обостряют данное направление и активизируют ее пристальное изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский А. В. Ориентации ценностные. URL: http://wiki.myword.ru/index.php/

2. Файнбург З. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. №25/40. Вып. 2. С. 59-99.

3. Всемирная энциклопедия: Философия. XX век / Под ред. А. А. Грицанова. М.: АСТ, Мн: Харвест, Современный литератор, 2002. 815 с.

4. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: изд-во Урал ун-та, 1997. 400 с.

5. Лукьянов А. В. И. Г. Фихте как историк общественной мысли //общественная мысль: исследования и публикации. Вып.4. М.: наука, 1993.

6. Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2.798 с.

7. Локк Дж. Сочинение в трех томах. М., 1985. Т. 1. C. 155.

8. Щедровицкий Г. П. Рефлексия // Щедровицкий Г.П. Мышление - Понимание - Рефлексия. М., 2005. 800 с.

9. Комаров С. В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.

Поступила в редакцию 02.07.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2014. T. 19. №3

1057

THE STRUCTURE OF THE VALUE ORIENTATIONS OF THE YOUTH

© G. Z. Badretdinova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 68 98.

Email: [email protected]

The structure of value orientation of the modern young people having an extremely rich "life world" is analyzed in the article. The youth combines both creative and cognitive aspect of human activity. However, the author develops the conception according to which "the youth" as an inseparable characteristics and "substance" of spiritual life that is constantly aspired to the human beings future as "a problem". The structure of value orientations of modern youth presupposes the elaboration of "a genetic method" which can be explained as a way to return to the genuine "native land" those young people who quietly and inertly lags behind the today's reality. The article analyses the structure of value orientation of the modern young people (first, this very orientations onto the epoch which crystallizes those values by which the youths consciousness' must be led; second, the orientation onto "the intelligence" sculpted in the fact that the youth avoids "the authoritarian reason"; third, the aspiration of the young people to the future; fourth, the structural element of the value orientation being understand and mutual the value above values; fifth, the structural element of the value orientation of the young people is like the mentality itself, which is hostile to the narrow pragmatic spirit). However, orientations of the value orientations itself presupposes the movement from external feelings to the reflection over the brain actions. Therefore, the structure of the value orientations itself is connected with the idea according to which the youths consciousness is located on "the surface" of the spiritual life of the young generation itself troubled by both moral and spiritual problems.

Keywords: orientations of the youth, modernity, life world, youth, reason, freedom, aspiration to the future, universalism, mutual understanding, pragmatic sprint.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Petrovskii A. V Orientatsii tsennostnye. URL: http://wiki.myword.ru/index.php/

2. Fainburg Z. I. Lichnost' i ee tsennostnye orientatsii. Inform. byulleten' IKSI AN SSSPp. 1969. No. 25/40. No. 2. Pp. 59-99.

3. Vsemirnaya entsiklopediya: Filosofiya. XX vek. Ed. A. A. Gritsanova. Moscow: AST, Minsk: Kharvest, Sovremennyi literator, 2002.

4. Blokh E. Tyubingenskoe vvedenie v filosofiyu [Tubingen Introduction to Philosophy]. Ekaterinburg: izdvo Ural un-ta, 1997.

5. Luk'yanov A. V. I. G.obshchestvennaya mysl': issledovaniya i publikatsii. No. 4. Moscow: nauka, 1993.

6. Fikhte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh [Works in 2 Volumes]. Saint Petersburg: Mifril, 1993. Vol. 2.

7. Lokk Dj. Sochinenie v trekh tomakh [Works in 2 Volumes]. M., 1985. Vol. 1. Pp. 155.

8. Shchedrovitskii G. P. Refleksiya Shchedrovitskii G.P. Myshlenie - Ponimanie - Refleksiya. Moscow, 2005.

9. Komarov S. V. Metafizika i fenomenologiya sub''ektivnosti: istoricheskie prolegomeny k fundamental'-noi ontologii soznaniya [Metaphysics and Phenomenology of Subjectivity: historical Prolegomena to the Fundamental Ontology of Consciousness]. Saint Petersburg: Aleteiya, 2007.

Received 02.07.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.