Научная статья на тему 'О молодежной духовной культуре: проблема поворота к человеку как «Ценности»'

О молодежной духовной культуре: проблема поворота к человеку как «Ценности» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2613
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ / ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЦЕННОСТИ / "ЗЛО" И "ВРЕМЯ" / "ДОБРО" И МИР АБСОЛЮТНЫХ / "ВЕЧНЫХ" ЦЕННОСТЕЙ / ДУХОВНОСТЬ КАК "ЦЕННОСТЬ СВЕРХ ЦЕННОСТЕЙ" / "ДУША" ЧЕЛОВЕКА / МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ "ВИНА" / СОЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ / ИДЕЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бадретдинова Гульназ Зайнетдиновна

В статье исследуется духовная культура современной молодёжи. При этом обсуждается проблема поворота к человеку как ценности. Эта духовная культура связана с самосознанием личности человека, при этом из пространства саморефлексии молодого человека не должен выпадать анализ собственных и духовных качеств и такие сферы бытия, как «семья» и «ценностные ориентации» современной молодёжи. В данной работе рассматривается понятия «молодости», «моральной воли», воли и стремления, к лучшей и более полной жизни. Молодежь объединяет в себе креационные и когнитивные аспекты человеческой деятельности. Однако автор разрабатывает концепцию, согласно которой «молодость», как неотъемлемая характеристика и «субстанция» духовной жизни, постоянно устремлена к будущему человека как «вопросу». Молодые люди ощущают нехватку самого духовного и нравственного начала в бытии. Но сама молодёжь, как социальное явление, есть в настоящее время от нас нечто удаляющееся. Автор обосновывает мысль, что молодёжная духовная культура есть нечто беспокойно эмоциональное, что находится в основе самой тоски к прекрасному. Современная молодёжь стремится узнать из своего бытия некие иллюзии, но далеко не сами духовные страсти. В статье обоснована мысль о том, что сама «молодость» характеризуется определенной «нехваткой» духовности, что, безусловно связано с «изнуряющей одержимостью», пытающейся вписаться в сам «масштаб» человека и мира. Молодые люди не могут представить себе жизнь без определенного смысла, который задаёт систему значений, выступающей нормативной формой ориентации человека на мир, в котором не находится никакого места не только злу, но и времени, т.е. человеку, как ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О молодежной духовной культуре: проблема поворота к человеку как «Ценности»»

УДК 1:316

Бадретдинова Гульназ Зайнетдиновна

Башкирский государственный университет

pedagog zifa@mail.ru

Gulnaz Z. Badretdinova

Bashkir state university

pedagog_zifa@mail.ru

О МОЛОДЕЖНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ:

ПРОБЛЕМА ПОВОРОТА К ЧЕЛОВЕКУ КАК «ЦЕННОСТИ»

THE YOUTH MORAL CULTURE: THE PROBLEM OF CONSIDERING A

MAN AS A "VALUE"

Аннотация. В статье исследуется духовная культура современной молодёжи. При этом обсуждается проблема поворота к человеку как ценности. Эта духовная культура связана с самосознанием личности человека, при этом из пространства саморефлексии молодого человека не должен выпадать анализ собственных и духовных качеств и такие сферы бытия, как «семья» и «ценностные ориентации» современной молодёжи.

В данной работе рассматривается понятия «молодости», «моральной воли», воли и стремления, к лучшей и более полной жизни. Молодежь объединяет в себе креационные и когнитивные аспекты человеческой деятельности. Однако автор разрабатывает концепцию, согласно которой «молодость», как неотъемлемая характеристика и «субстанция» духовной жизни, постоянно устремлена к будущему человека как «вопросу».

Молодые люди ощущают нехватку самого духовного и нравственного начала в бытии. Но сама молодёжь, как социальное явление, есть в настоящее время от нас нечто удаляющееся. Автор обосновывает мысль, что молодёжная духовная культура есть нечто беспокойно - эмоциональное, что находится в основе самой тоски к прекрасному.

Современная молодёжь стремится узнать из своего бытия некие иллюзии, но далеко не сами духовные страсти. В статье обоснована мысль о том, что сама «молодость» характеризуется определенной «нехваткой» духовности, что, безусловно связано с «изнуряющей одержимостью», пытающейся вписаться в сам «масштаб» человека и мира. Молодые люди не могут представить себе жизнь без определенного смысла, который задаёт систему значений, выступающей нормативной формой ориентации человека на мир, в котором не

находится никакого места не только злу, но и времени, т.е. человеку, как ценности.

Ключевые слова: духовная культура современной молодёжи, поворот к человеку как ценности, «зло» и «время», «добро» и мир абсолютных, «вечных» ценностей, духовность как «ценность сверх ценностей», «душа» человека, метафизическая «вина», социальный страх, структура ценностных ориентаций молодежи, идея гармонизации индивидуального и общественного.

Annotation. The article analyses the youth moral culture. Much attention is drawn to the problem of human value. This spiritual culture is closely connected with the self-consciousness of a person. However, a young man shouldn't exclude out of the space of self-reflection the analyses of his own and moral qualities and such spheres of existence as "family" and "value orientation " of the youth.

The paper deals with the ideas of "youth ", "the spiritual will", the will and aspiration to a common, whole and better life. The youth combines both creative and cognitive aspect of human activity. However, the author olevelops the conception according to which «the youth» as an inseparable characteristics and «substance» of spiritual life constantly is aspired to the human beings future as «a problem».

The young people realize the lack of moral and spiritual beginning of existence. But, nowadays, the youth as a social phenomenon become estraged. The author points out that the youth spiritual culture is something uneasy and emotional and it is the foundation of the beauty melancholy. The young people tend to know some illusions not the spiritual passion from their existence.

The idea of the fact that "youth" itself is characterized with the lack of spirituality is reasoned in the article. The author associates this with the "harassing obsession " that tries to involve to "scale" of a man and a world. The young people can't think a life without a definite meaning that determines a system of values that presents as a standard form of a man orientation to the world where there is no place not only to ill but also to time, in other words to a man.

Key words: the spiritual culture of the youth, considering a man as a value, "ill" and "time", "kindness" and "the world of absolute everlasting values", spirituality as a "value over all values ", a soul, metaphysical guilt, social fear, the structure of the value orientations of the youth, the idea of harmonization of individual and social.

В условиях экономического и политического реформирования современного общества значительно изменилась социокультурная жизнь молодого поколения.

Переход к рыночным отношениям вызвал социальное расслоение современного общества, в результате снизился жизненный уровень большинства населения, и это отразилось, в первую очередь, на молодежи. Повсеместно усилилась агрессивность среды и социальная нестабильность, снизилась культура общения между людьми, возросла криминогенная обстановка в стране. В российском обществе зачастую разрушаются

сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, духовная культура человека, снижается роль общественных институтов в социализации молодых людей.

Ценности формируются на протяжении всего процесса воспитания личности. Естественно, основным этапом для успешного формирования нравственно - духовной культуры и активного мировоззрения личности являются молодые люди, т.к. именно в данный период созревают его когнитивные и личностные предпосылки, необходимой для реализации глубинных ценностных ориентаций [6, с.62-66].

Изучая ценностные ориентации личности в молодом возрасте, Молчанов С.В. установил, что структура ценностей современной молодежи отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (забота о благополучии других людей и общества), а наименее предпочитаемыми являются ценности традиций.

Проблема ценности рассматривается в трудах Н.И. Лапина, Н.Смелзера, Д. Пантича, В.А. Ядова. Исследования в сфере ценностей в современном обществе в отношении современной молодежи были и остаются актуальными.

Определение терминологии "ценность" получило научное подтверждение в середине XIX века. Данное понятие используется в специальной, философской и другой литературе для указания на человеческое, культурное, социальное значение отдельных обстоятельств и явлений действительности. В социологической литературе ценность рассматривается как проблема общесоциальных регулятивных механизмов, как элементы общественного сознания и культуры, где принимаются по отношению к человеку нормативные функции.

В научных изданиях встречается большое количество самых разнообразных определений понятия ценностей, но для основательного изучения данной проблемы необходимо обратиться к истории развития этого понятия в научной литературе.

Духовная культура современной молодёжи определяется, прежде всего, её самосознанием. Суть самосознания состоит в том, что из пространства саморефлексии молодого человека не должен выпадать анализ собственных личностных качеств, особенностей характера, а также такой значимой сферы бытия, как «семья» и ценностные ориентации.

Молодёжь, в буквальном смысле этого слова, сопряжена с полнотой чувственных сил. Общеизвестно и то, что моральная воля, воля к общей, более лучшей жизни определяет духовный мир молодых людей. Молодость, в основном, устремлена в будущее и будущее мира. «Это будущее, - замечает Э.Блох, - постоянно взирает на нас и предопределяет выбор, как добра, так и зла » [2,с.252].

Человек склонен к тому, что постоянно стремится к справедливости, а именно данное стремление связано с тем, что должно очищаться в будущем, и тем самым «приводиться в движение».

Современные молодые люди, со свойственным им оптимизмом, преодолевают настоящий круг событий. При этом они, как правило, остро ощущают нехватку самого духовного и нравственного в бытии. Молодость, как явление, есть сегодня от нас нечто убегающее и постоянно удаляющееся в своём «само - пребывании» в настоящем. Молодёжь открыто и свободно мыслит и уже в этом своём качестве является моральным; ведь «мораль, - как пишет М.К. Мамардашвили, что мысль - это не потуги мысли, а мысль» [4, с.25].

Духовная культура современной молодёжи есть не только нечто направленное до конца, а есть некая эмоциональность, нечто беспокойно - эмоциональное, что находится в «основании обнаружения» [3,с.254]. Молодое поколение скучает по прекрасному, столетиями отделявшемуся от чувств и страстей. Рефлексия над тоской по совершенному есть нечто новое, но далеко не чужеродное. Молодой человек изгоняет из своего бытия некие иллюзии, мании, но далеко не страсти. Современная молодёжь и её духовная культура «схватывают» духовные потребности, а также всё то, что им соответствует в мире. Они полностью одержимы идеей «накопления достоверности» настоящего. А на самом деле получается, что они сталкиваются с «ценностью» ничтожного, которое имеет меньше бытия, принадлежа уже больше «к ничто».

В последние годы в стране сложилась парадоксальная ситуация, с одной стороны, влияние европейской цивилизации неизбежно привело к расширению свободы личности, её независимости и инициативности; с другой стороны, желание молодого человека возложить на себя ответственность только за свои собственные действия и поступки, и при этом, зачастую переложив ответственность за происходящие перемены в жизни на плечи других членов общества. Здесь говорится о кризисе в системе ценностей, что связано с широкомасштабным эгоцентризмом. В поведении молодого человека, как единолично, так и в коллективе, который желает удовлетворить только свои собственные потребности и интересы, прослеживается пренебрежение к другим членам социума. А также, возвышение собственного своего «Я» и в оценивании окружающей действительности через призму: «моё» - «не моё», «выгодно» - «не выгодно». При этом происходит сужение понятия «ответственность», которое включено в систему ценностей, обуславливающих как духовную, так и материальную стороны жизни индивида и общества в целом.

Ценность, будучи идеалом, образцом, наиболее общим требованием, зачастую рассматривается молодыми людьми в качестве некой практической нормы, как «единство объективного и субъективного в поведении человека» [4,с.225]. Быть может, сама современная молодёжь и далека от такого понимания но, тем не менее, философский подход к исследованию ценности, как регулятора поведения человека, направлен на осознание самой способности последнего преобразовать мир и самого себя.

Молодое поколение, как нам представляется, характеризуется не столько обдумыванием возникающих ситуаций, а той определённой «нехваткой» духовности, что, безусловно, включает в себя «изнуряющую одержимость», которая пытается «вписаться» в сам «масштаб» человека и мира. Молодой человек одержим новым и настроен на прекрасный мир, который трансцендентален, а не трансцендентен. Современная молодёжь, вообще, концентрируется вокруг «системы координат», определенной «карты» природного и социального мира, с которой она соотносит своё поведение и свою деятельность. Молодые люди не могут себе представить жизнь без определённого смысла, который задает систему значений, выступающей нормативной формой ориентации человека, причём, зачастую, на мир, в котором не находится никакого места не только злу, но и времени; а зло, как известно, «привязано» к той или иной форме времени; добро же всегда ориентировано на мир абсолютных, «вечных» ценностей.

Духовная культура современной молодёжи противостоит похоти, жажде власти любой ценой, всем бесконечным «вожделениям» человеческой души и даже тому «ожиданию», которое, в принципе, проваливается в процесс бесконечного падения нравов. «Страх, болезнь, отчаяние - таковы особенно разрушительные виды разрушающей несвободы» [5,с.261]. Однако молодёжь сильна тем, что преодолевает «страх - ужас», устремляясь к метафизическому страданию, которое носит духовный характер. Речь идёт, естественно, об известном роде печали, которая выражается в том, что само общество и отдельная личность испытывают «страх» по поводу того, что положительное начало в культуре не может самореализоваться.

Духовность современной молодёжи, реализация последней как «ценности сверх ценностей», состоит в том, что чувство вины указывает молодому человеку на меру несоответствия цели стремления к более лучшему миру, достигнутому результату деятельности. Кроме того, всё это значительным образом мешает молодым людям совершать то, что наше общество должно было бы сделать самостоятельно. Осознание чувства своей вины за всё зло, совершаемое в мире, делает и саму творческую деятельность молодого человека духовной и нравственно более содержательной [6,с.8]. Духовная деятельность, как субстанциальная основа духовной культуры, активизирует сущностные силы молодого человека, который не может существовать без любви, без моральной воли и надежды на более прекрасный мир.

Молодой человек, подверженный страданиям своей «души», связан не только с обострённым стремлением к свободе, но и с самим переходом от духовного переживания к действию, причём, без того, чтобы само единство духовной и культурной жизни оказалось нарушенным.

Когда молодой человек осознаёт своё чувство вины, которое включает в себя духовное переживание неотвратимости непредвидимых

социальных и культурных событий, а также ощущение безвозвратности тех мгновений, когда он был истинным образом счастлив, то сам смысл метафизической вины, по-видимому, совпадает с идеей космической ответственности за всё зло, совершаемое в мире. В данном случае сама метафизическая вина, как «субстанция» духовной культуры, выступает как некий социальный страх, когда сам человек и всё общество в целом опасаются оказаться на пределе своих творческих сил. Эта «метафизическая вина», выступая экзистенциальной характеристикой «я» человека, ощущается именно в те мгновения, когда достижение человеком духовных состояний, т.е., когда он наиболее интеллектуально и духовно страдает от несоответствия своих творческих замыслов социальным реалиям, приходят в тесное соприкосновение с самими особенностями становления страха в условиях современного общества. Данные особенности (корреляция страха с возрастом индивида, наконец, его зависимость от общественных и мировых процессов и т.д.) обусловлены, в конечном счете, пространственными и временными границами страха [4,с.5].

Духовная культура современной молодежи сопряжена с наличием всего богатства «субъективной чувственности». Молодое поколение сегодня ориентировано таким образом, что, «благодаря наличию соответствующего предмета», благодаря «очеловеченной природе», сама деятельность людей оказывается ориентированной на красоту, на природу в её первозданности [8,с.122].

Молодёжная духовная культура включает в себя своеобразные способы и средства отражения действительности: разум и эмоции, чувства и интеллект, рассудок и воображение, память и внимание. С их помощью и осуществляется духовная культура.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что сложность духовной, нравственной деятельности молодежи вполне сопоставима со сложностью самой нравственной деятельности всего общества, «если иметь в виду число составляющих её элементов и связей между ними» [9]. Эти «связи» вполне сопоставимы со сложностью известной нам Вселенной. Это «сложность» может быть соотнесена с тем, что говорит И.Кант; по его мнению, имеются две вещи, поражающие «наше воображение» - это «звёздное небо над нами» и «нравственный закон» внутри нас, т.е. сам внутренний мир человека.

Духовная культура современной молодёжи имеет достаточно сложную структуру, исследование которой позволяет нам обратиться к более пристальному изучению гуманитарных и естественных наук.

Данная культура возникает на «стыке» отдельных естественных наук, так или иначе касающихся «духовной жизни» молодых людей. Духовная культура молодёжи составляет, в этом плане, предмет философии. Представленная духовная культура как поворот к человеку, по сути дела выступает наряду с материальной деятельностью, второй стороной единой духовной жизни общества. По сути, духовная культура

молодёжи - это определённая сторона подлинно человеческой деятельности, как некоего целого.

В духовной культуре современной молодёжи можно различать две стороны социокультурных процессов. Первая сторона связана с духовно - продуктивной деятельностью, т.е. с деятельностью по производству нравственных, духовных ценностей [8, с.31]. А вторая сопряжена с освоением социального опыта. Данный вид духовной культуры К.Маркс и Ф.Энгельс характеризовали как «обработку людей людьми» [5, с.35] .

Таким образом, духовно - практическая деятельность нашего общества включает в себя воспитание, обучение, образование поколений. В этом смысле духовная культура современного поколения есть некая характеристика социальной деятельности, направленная на создание ценностей и усвоение их самими индивидами, где духовная культура представляется как единство, как некий целостный процесс производства духовных продуктов и самих молодых людей, носителей сознательной жизни.

А сама духовная культура современной молодежи, обращенная к человеку, как наивысшей точке ценности, означает некое «удавшееся» бытие. Поэтому, чтобы функционировать диалектически, эта культура призвана побороть метафизическую тоску по более прекрасному миру и в дальнейшей своей жизни должна устремиться к своему настоящему, которое заключается в идее гармонизации индивидуального и общественного.

Литература

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.:Мысль, 1988. -256с.

2. Блох Э. Тюбингенское введение в философию /Пер. с нем. Т.Ю.Быстровой, С.Е.Вершинина, Д.И.Криушова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун -та, 1997. - 400с.

3. Егоров Н.П. Социально - философский анализ вины и страдания человека.авт-т дисс.. канд.филос.наук. - Уфа, 2010. -16с.

4. Мамардашвили М. Кантианские вариации. - М.: «Аграф», 1997. -320с.

5. Маркс К., Энгельс Ф., соч. 2-е изд.т.3 - С.35.

6. Тюрина В.А., Научитель Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. пособие. - К.: ООО "Междунар. фин. агенство", 1998. - 30 с.

7. Фаизова Г.И.Роль страха в современном обществе - авт-т дисс... канд. филос. наук. - Уфа,2010. -16с.

8. Файзуллин Ф.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций / Ф.С.Файзуллин, У.С.Вильданов, Х.С.Вильданов; ИСЭИ УНЦ РАН; отд.соц. и гумм. Наук АН РБ. -М.: Наука, 2008. - 296с.

9. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.

References:

1. Anisimov S.F. Dukhovnye cennosti: proizvodstvo i potreblenie. -M.:Mysl, 1988. -256p.

2. Bloh E. Tyubingenskoe vvedenie v filosofiyu /Per. s nem. T.Y. Bystrovoy, C.E.Vershinina, D.I.Kriushova. -Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 1997. - 400p.

3. Egorov N.P. Socialno - filosofskiy analiz viny i stradaniya cheloveka.avt-t diss. kand.filos.nauk. - Ufa, 2010. -16p.

4. Mamardashvili M. Kantianskie variacii. - M.: «Agraf», 1997. -320s.

5. Marks K., Engels F.,soch. 2-e izd.t.3 - P.35.

6. Tyurin V.A., Nauchitel E.D. Cennostnye orientacii: Ucheb. posobie. -K.: OOO "Mejdunar. fin. agenstvo", 1998. - 30p.

7. Faizova G.I. Rol straha v sovremennom obschestve - avt-t diss.kand. filos. nauk. - Ufa,2010. -16p.

8. Fayzulin F.S. Gnoseologicheskiy analiz cennostey I cennostnyh orintaciy / F.S.Fayzulin, U.S. Vildanov, H.S. Vildanov; ISEI UNS RAN ; otd.soc. i gumm. nauk AN RB. -M.: Nauka, 2008. - 296s.

9. Cennostnie orientacii sovremennoy molodeji [ Elektronny resurs]: http://www. in1.com.ua/article/31402/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.