Научная статья на тему 'Особенности самореализации российской молодежи: социокультурный анализ'

Особенности самореализации российской молодежи: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2776
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ И ЕГО ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ДОЛГОВРЕМЕННАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ / CHARACTERISTICS OF YOUNG PEOPLE'S SELF-REALIZATION / SOCIAL AND CULTURAL IDENTIFICATION / HEALTHY YOUNGER GENERATION / LONG-TERM MORAL GOAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аюпова Альбина Хабибзяновна

В статье рассматривается проблема самореализации российской молодежи, ее особенности и новые формы ее социокультурной идентификации в условиях современного процесса глобализации. Автор обосновывает ту мысль, согласно которой само стремление молодого поколения к самореализации предполагает постановку и осуществление долговременных целей, а также задач, адекватных требованиям и условиям трансформации современного российского общества. Обосновано, что факторы, сдерживающие развитие современного образования (некритическое отношение к предложениям по вестернизации российского образа жизни, процесс деинтеллектуализации, управленческое невежество, боязнь принять на работу сотрудников умнее себя, относительная отдаленность самих последствий реформы образования, бессистемный характер реформ в образовательной и духовной сфере и т. д.), сталкиваются с самим становлением подлинного человеческого начала в человеке, которое связано с развитием гуманитарной культуры самой личности. Современная российская молодежь находится в поисках духовности, но духовность означает признание духа как структурообразующего нравственного «ядра» человека. Вместе с тем, само духовное находится зачастую вне физического плана бытия. Молодежь России охвачена сегодня отрицанием «вечных», абсолютных непреходящих ценностей. Плодами научно-технического прогресса, которым привержена молодежь, пользуются олигархи, бюрократы, но далеко не бедные слои населения. Современный молодой человек, тем не менее, находится в поисках идеалов и «вечных» ценностей с целью выживания в обществе потребления, где ощущается экономический и культурный разрыв между «золотым миллиардом» и остальным человечеством; при этом возникает углубление старых и возникновение новых форм отчуждения. При этом жизнеспособное поколение молодежи, с одной стороны, определяется традиционными ценностями, а с другой требованиями к личности не только собственно переходного периода, но и того будущего состояния общества, согласно которому предстоит создать молодому поколению новый мир духовных ценностей. В процессе социокультурного становления молодежи, при этом, учитываются традиционные ценности российского общества, такие как «дух» коллективизма, дух «альтруизма», самостремление к высоким идеалам, к духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF RUSSIAN YOUNG PEOPLE’S SELF-REALIZATION: SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS

The paper addresses the problem of Russian young people’s self-realizaton, its features and new forms of young people’s social and cultural identification in the context of present globalization process. It is established that it is the younger generation’s pursuit of personal fulfillment that brings about setting and achievement of long-term goals and tasks appropriate to the requirements and conditions of social transformation in the modern Russian society. The author proves that the following factors slow down development of contemporary education: 1) lack of criticism to the westernization of lifestyle in Russia, 2) deintellectualization process, 3) management ignorance, 4) fear to accept more intelligent employees to work, 5) relatively remote effects of reforms in the education system, 6) unstructured character of the reforms in the education system and so on. It is stressed that these factors confront the real process of man’s becoming a humane being connected with the personality’s humanitarian culture development. Today’s Russian young people are looking for spiritual non-material benefits which presuppose that the spiritual is the structural moral “core” of the individual. However, often the spiritual is beyond the physical of existence. Russian young people are denying “eternal”, true imperishable values. Progress in science and technology has resulted in numerous material benefits which are extensively used not only by young people but oligarchs, bureaucrats and the upper social class. It is stressed that today’s young man is in search of higher ideals and “eternal” values in order to survive in consumer society which features a gap between a “golden multi-millionaire” and the rest of people. This gap produces new forms of disposal and makes old ones deeper. The author notes that traditional values make up the healthy younger generation, on the one hand. On the other hand, the transition stage and the pattern of a future society the younger generation have to build specify the requirements necessary to make the younger generation healthy. The following traditional values of the Russian society are taken into account in the process of social and cultural make up of the younger generation: team spirit, spirit of altruism, striving for high ideals and nonmaterial benefits.

Текст научной работы на тему «Особенности самореализации российской молодежи: социокультурный анализ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.6/053.6:13(470)

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

А. Х. Аюпова

CHARACTERISTICS OF RUSSIAN YOUNG PEOPLE’S SELF-REALIZATION:

SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS

A. Kh. Ayupova

В статье рассматривается проблема самореализации российской молодежи, ее особенности и новые формы ее социокультурной идентификации в условиях современного процесса глобализации. Автор обосновывает ту мысль, согласно которой само стремление молодого поколения к самореализации предполагает постановку и осуществление долговременных целей, а также задач, адекватных требованиям и условиям трансформации современного российского общества. Обосновано, что факторы, сдерживающие развитие современного образования (некритическое отношение к предложениям по вестернизации российского образа жизни, процесс деинтеллектуализации, управленческое невежество, боязнь принять на работу сотрудников умнее себя, относительная отдаленность самих последствий реформы образования, бессистемный характер реформ в образовательной и духовной сфере и т. д.), сталкиваются с самим становлением подлинного человеческого начала в человеке, которое связано с развитием гуманитарной культуры самой личности. Современная российская молодежь находится в поисках духовности, но духовность означает признание духа как структурообразующего нравственного «ядра» человека. Вместе с тем, само духовное находится зачастую вне физического плана бытия. Молодежь России охвачена сегодня отрицанием «вечных», абсолютных непреходящих ценностей. Плодами научно-технического прогресса, которым привержена молодежь, пользуются олигархи, бюрократы, но далеко не бедные слои населения. Современный молодой человек, тем не менее, находится в поисках идеалов и «вечных» ценностей с целью выживания в обществе потребления, где ощущается экономический и культурный разрыв между «золотым миллиардом» и остальным человечеством; при этом возникает углубление старых и возникновение новых форм отчуждения. При этом жизнеспособное поколение молодежи, с одной стороны, определяется традиционными ценностями, а с другой - требованиями к личности не только собственно переходного периода, но и того будущего состояния общества, согласно которому предстоит создать молодому поколению новый мир духовных ценностей. В процессе социокультурного становления молодежи, при этом, учитываются традиционные ценности российского общества, такие как «дух» коллективизма, дух «альтруизма», самостремление к высоким идеалам, к духовности.

The paper addresses the problem of Russian young people’s self-realizaton, its features and new forms of young people’s social and cultural identification in the context of present globalization process. It is established that it is the younger generation’s pursuit of personal fulfillment that brings about setting and achievement of long-term goals and tasks appropriate to the requirements and conditions of social transformation in the modern Russian society. The author proves that the following factors slow down development of contemporary education: 1) lack of criticism to the westernization of lifestyle in Russia, 2) deintellectualization process, 3) management ignorance, 4) fear to accept more intelligent employees to work, 5) relatively remote effects of reforms in the education system, 6) unstructured character of the reforms in the education system and so on. It is stressed that these factors confront the real process of man’s becoming a humane being connected with the personality’s humanitarian culture development. Today’s Russian young people are looking for spiritual non-material benefits which presuppose that the spiritual is the structural moral “core” of the individual. However, ofen the spiritual is beyond the physical of existence. Russian young people are denying “eternal”, true imperishable values. Progress in science and technology has resulted in numerous material benefits which are extensively used not only by young people but oligarchs, bureaucrats and the upper social class. It is stressed that today’s young man is in search of higher ideals and “eternal” values in order to survive in consumer society which features a gap between a “golden multi-millionaire” and the rest of people. This gap produces new forms of disposal and makes old ones deeper. The author notes that traditional values make up the healthy younger generation, on the one hand. On the other hand, the transition stage and the pattern of a future society the younger generation have to build specify the requirements necessary to make the younger generation healthy. The following traditional values of the Russian society are taken into account in the process of social and cultural make up of the younger generation: team spirit, spirit of altruism, striving for high ideals and nonmaterial benefits.

Ключевые слова: особенности самореализации молодежи, социокультурная идентификация, молодое поколение и его жизнеспособность, долговременная нравственная цель.

Keywords: characteristics of young people’s self-realization, social and cultural identification, healthy younger generation, long-term moral goal.

Самосознание, как социальная, духовная и культурная ценность, обладает потенцией самореализации. Эта «потенция», или возможность, проявляется прежде всего в том, что чем более идеологизированным оказывается само общество, тем меньше правовых свобод оно

предоставляет для развития самой молодежи, личности человека, тем в меньшей степени оно само нуждается в формировании человеческой индивидуальности и свободы человека, самоопределении последнего (в том числе и молодого человека). В данном отношении, целью

88

А. Х. Аюпова, 2014

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

настоящего исследования выступает исследование особенностей самореализации российской молодежи как интегрированного социального организма, связанного с достижением единства личности как целого.

Тенденцию к самореализации молодежи в этом плане можно проследить в историческом развитии многих стран различного общественно-политического устройства. Так, например, в традиционном обществе социализация личности молодого человека, как правило, направлена на усвоение религиозных ценностей и на соответствующее духовное поведение. При этом, идеалом социокультурного развития личности выступает сама ориентация молодого человека на подчинение власти традиции. Вся «жизнедеятельность» человека в таком обществе строгим образом оказывается регламентированой, а сами проявления индивидуальности в социальной среде сведены к минимуму (ведь индивидуальность, оказывается как бы пропитанной духом моральной регламентации).

Современное общество, устремленное, в конечном счете, к «всечеловеческим ценностям» предъявляет свои требования к личности, формируя духовный мир и индивидуальные способности молодого человека. При этом особенностью самореализации молодежи выступает само ее стремление к самосознанию как переживанию единства и специфичности «Я». Это «Я» представляет собой автономную отдельную сущность, наделенную мыслями, чувствами, самой способностью к действию.

Особенностью самореализации молодежи выступает социализация личности, которая заключена в освоении прошлого культурного опыта. При этом, социализация индивидума, как субъекта деятельности, перехода от монолога общения к диалогу, обращена к самому становлению в человеке образа его «Я» [4, с. 9]. Воспитательный, а, в сущности, культурный процесс, направлен на становление личностных качеств человека. Эти качества направлены на диалоговое общение и социальное творчество.

Однако сам диалог молодого человека с государством и обществом предполагает несколько иной моральный облик молодежи, предполагающий преодоление равнодушного отношения к жизни людей. Молодые люди призваны «снимать» свою раздражительность нравственными и социальными проблемами. Они должны стремиться к «духу» самостоятельности, который практически несовместим с «духом» материальности, характерным для нестабильного «рыночного» общества.

Социальная активность молодого человека поощряется при этом лишь в направлении, определяемом уверенностью в себе «завтрашнем дне», при этом, сама свобода выбора молодого человека осуществляется в границах «всечеловеческой» парадигмы, а проявление индивидуальности допускается в границах установленных норм жизнедеятельности общества и соответствующих социальных групп [3].

Особенностью самореализации российской молодежи выступает понятие «отчуждение», которое оказывается задействованным в критике наличной социальной действительности и действительного опыта приобретения молодежью ценностей. Но данная действительность не сопряжена с идеей социального конст-

руирования реальности. Это конструирование не остается на уровне морального негодования, а как бы приподнимается до выработки положительной, позитивной программы дальнейшего движения в сторону духовного прогресса. В результате, сама значимость понятия «отчуждения» начинает носить не только теоретический, но и практический характер.

Авторская позиция по определению самого понятия «самореализация российской молодежи» связана с выявлением такой сущностной характеристики последней как самосознание молодой человек как бы «выносит себя» и свое сознание вовне, а тем самым обращается на самого себя, т. е. «вовнутрь» своего духовного мира.

Сама жизнедеятельность молодого человека только в том случае характеризуется стабильностью, если оказывается ориентированной на свой собственный «внутренний мир», на сами духовные потребности общества, на надежду его граждан, обрести социальную защищенность и «потенции» к новому развитию связанные с такими тенденциями, одна из которых характеризует развитие духовности за счет новаций, при сохранении традиционной идеи справедливости и спасения мира от зла.

Самореализация российской молодежи связана с преодолением «омертвления» свободолюбивой идеи, причем за счет консервации самой социальной формы (например, славянофинская программа осуществления «православия», «самодержавия» постепенно превращалась в реакционное орудие государственной власти, этот «урок» мы не должны забывать).

Идея самоопределения, самореализации российской молодежи состоит в ее жизненности. Например, идея «народности» вполне может существовать в двух основных формах - прирожденной и культурно-исторической. Но истинная «русская народность, - пишет Л. А. Белоусова - проявляет себя в наклонности к безусловному, субстанциальному, целостности, в отказе от господствующего у нас стремления к подражательности» [1, с. 12].

Сама по себе идея самореализации российской молодежи зависит от целевой ориентации на будущее, но это будущее свершается именно там, где простое «вызывание» давно минувшего не подвергается сомнению историческая и социальная память, таким образом, есть главные «константы» культуры. Заметим, что общество может характеризоваться достаточно высокой социально-экономической и политической стабильностью, но, тем не менее, оно может оказаться в ситуации, когда наблюдается относительно невысокий уровень жизни, а также темпы развития за счет «усреднения» молодой личности в обществе, за счет ограничения ее инициативы и проявления ее индивидуальности. Это противоречие относится к воспоминанию о несохранившемся духовном совершенстве, в сравнении с которым все последующее является лишь искажением духовной сущности молодого человека, который, в принципе, не может остаться не наделенным социальной и нравственной памятью.

Идея «самореализации» современной российской молодежи находит свое отражение в реализации идеи «разнообразия» культурных форм. Демократичное общество обеспечивает реализацию принципа «разнооб-

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

89

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

разия», поскольку не отменяет свободы проявления самой «индивидуальности» человека. Если человек может реализовать свои духовные задатки и свою свободу, то и само общество выступает творчески продуктивным и перспективным. Целостность общества, стабильность его неуклонного развития вперед, обеспечивается, за счет благополучия каждого из его членов. Чем выше уровень духовного, нравственного развития каждого члена общества, тем выше уровень его материального и духовного, нравственного благосостояния, тем существеннее само общество.

Сама система требований, предъявляемых к молодому человеку, определяется исходя из социальноэкономического уклада хозяйственной, экономической и духовной деятельности. Эта система, явно или неявно, задаваемая обществом, основывается на том факте, что молодое поколение может адаптироваться к социальным условиям, которые способствуют дальнейшему самоопределению общества на основе ценностных установок во всех сферах деятельности. Общество, включая и современное российское, обнаруживает себя сегодня в самой «удивительности человеческого становления» [2, с. 313].

Совсем с иной стороны к этому была обращена философская мысль Нового и новейшего времени; сначала, сама «философия возникновения», позднее «философия процесса», которая соответствовала все возрастающему раскрепощению производительных сил» [2, с. 313].

Современная российская молодежь, в этом плане, конечно, может соскальзывать в состояние «индиффе-ренции» своих духовных сил, но она отталкивается от идеи процессуальности и продуктивности самого творческого процесса развития своих производительных, духовных и нравственных сил.

Сегодня, жизнеспособное поколение молодежи, с одной стороны, определяется традиционными ценностями, а с другой - требованиями к личности не только собственно переходного периода, но и того будущего состояния общества, которое предстоит молодому поколению создать и воссоздать. В данном случае в процессе социокультурного становления молодежи следует учитывать традиционные ценности самого российского общества, такие как дух «коллективизма», дух «альтруизма», «самостремление» к высоким моральным идеалам, к духовности, а с другой - ценности демократического общества, преломленные в личностные качества и установки. Но, если посмотреть глубже, то возникает вопрос о том, что складывающееся в целом гуманитарное образование не успевает за бурным развитием материального производства и людей лишенных способности к анализу целей, идеалов, которые не способны сегодня рефлексировать над происходящими событиями и осознанно решать цивилизационные задачи. У молодых людей, в настоящее время, оказалась разрушенной сама смысловая структура бытия, а тем самым, и сама возможность «Я», т. е. самосознания.

В нашей стране на сегодняшний день нет значительного количества субъектов позитивного развития, которые обладали бы способностью к духовному самоопределению, а, самое главное, к «самоочищению».

Диалектика взаимодействия личности молодого человека и общества требует становления такого социокультурного типа личности, который бы обеспечивал свои личностные интересы и саму потенцию к «самоорганизации». Тем самым, обеспечивалась бы устойчивость самого общества, реализация интересов общества и государства в отношении гармоничного, положительного развития.

Духовная устойчивость общества проявляется в полноте возможностей его членов. Эта «полнота» находит свое обнаружение в ожидании более счастливого времени, которое, в свою очередь, сопротивляется непостижимому единству абсолютных, «всечеловеческих» ценностей. Это, на первый взгляд, кажется, парадоксальным, но гуманистический дух всегда находился в оппозиции к «духу», который прославляет господство абсолютных ценностей, всегда заканчивается тоталитарным духом. Молодежь, в данном смысле, открыта миру ценностей, но данное стремление есть, в принципе, некий «образ» уже иной, организующейся социальной реальности, которая постепенно находит свое обнаружение в нравственном самосознании.

Соответственно этому должна быть, в конечном счете, преобразована и сама модель такого культурного типа личности, которая обеспечивается ее жизнеспособностью. Данная модель связана с повышением морального статуса самой личности в обществе. Но молодой личности все же не хватает эвристического потенциала для реализации своих интересов.

Исследователями справедливо подчёркивается мысль о том, что «кризис цивилизации и кризис человека может быть решен только исключительно на путях формирования нового исторического типа личности в рамках новых культурных форм» [5, с. 27]. При этом необходимо заметить, что факторы, определяющие образ современной молодежи, состоят в увеличении самого периода социализации, обучения на путях к достижению экономической и духовной независимости [6, с. 9].

В отечественной литературе наиболее дискуссионными являются вопросы о моделировании личности, молодого человека, которая должна быть положена в основу самой концепции морального воспитания человека. Значительные трудности в создании «идеальной модели» личности вызывает полное отсутствие общей стратегии развития российского общества и то, что оно, по своей сути, разнородно по своему социальному составу. Вместе с тем, нам представляется возможным выделить некие «единые» концептуальные основы модели воспитания человека, приемлемой практически для становления всех социальных слоев нашей страны, хотя по данному вопросу в настоящее время имеются весьма значительные разногласия среди ученых, разрабатывающих проблемы воспитания и духовного становления молодежи, как некой социальной общности.

При этом сам принцип «гуманизма» по отношению к молодому поколению становится в настоящее время ведущим в процессе создания современных концепций права, морали, духа и нравственности.

Выводы, к которым приходит автор, состоят в следующем: 1) особенности формирования стремления молодежи к «самореализации» происходит в системе социальных институтов общества, при этом сам пафос

90 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

духа иррациональности становится весьма губительным для молодых людей; 2) одним из наиболее действенных факторов социализации может выступать поколение жизнеспособной, самореализующейся молодежи, сформированной на основе нового социокультурного типа личности, соответствующего целям и задачам современного этапа формирования гуманного общества; 3) осуществление намеченных преобразований российского общества возможно лишь при условии становления новых поколений молодежи, сочетающих в своем единстве традиционные духовные ценности и особенности духовной культуры, способствующие эффективной жизнедеятельности самого молодого человека в условиях становления саморазвивающейся экономики, ориентированной на моральный, нравственный дух, без этого «духа» самореализация молодежи состояться не может; 4) само стремление молодежи к самореализации, в свою очередь, предполагает постановку и реализацию долговременных целей, а также ситуативных задач, адекватных «духу» общества, обеспокоенного моральными и социокультурными проблемами. Поэтому становится возможным создание системы социализации российской молодежи, направленной на дух ее самореализации, сопряженный с нравственными проблемами.

При этом речь идет о духовных качествах личности, которые обусловливают ее нравственную самореализацию, имеющую выход в сферу неизвестного, творческого начала, освещенного духом человечности. При этом задается не только общая модель, но и сам общекультурный тип молодой личности; тем самым, обеспечивается целостный подход к социокультурному, духовному становлению личности молодого человека, к освоению ценностей «всечеловеческой» культуры.

Особенности самореализации российской молодежи, сопряженные с неспособностью субъекта мыслить самостоятельно, с усилением процесса нивелирования личности, с ослаблением интеллектуальной состав-

ляющей личностной культуры, с понижением роли творческого коллектива в реальном жизненном пространстве, где формируются возможности подлинно гуманной реальности, основанной на развитии сущностных сил человека, которые связаны, в свою очередь с актуальностью идеи самореализации молодежи, упираются в сам дух самореализации, который, как известно, связан с формированием личностных ценностей, являющихся отражением внутренней, духовной сущности самого человека, его богатого внутреннего мира.

Все тайное в существовании молодежи, оказывается овеянным «далью». Люди ищут место молодого поколения там, где выше и соразмернее находится само решение молодых людей казаться выше «изначальной загадки» в каждом проживаемом мгновении [2, с. 277].

Молодежь, в связи с этим, приподнимает в человеке мечты, пробные образы самоосуществления человека. Российская молодежь, воспроизводя картины, пробные образы человека, выступает неким образом еще далеко не распространившимся в необозримые дали. Этот образ влечет за собой беспокойные следствия проживаемых мгновений по пространственновременным «линиям» всех «вещей». Молодежь, в этом плане, несмотря на всю свою духовную обеспокоенность, означает нечто, еще не открывшееся, и как бы останавливается сегодня на одном месте. Молодежь не может, соотносить с каким-то «точечным» мгновением, а на самом деле проявляет себя как процесс еще не полностью реализовавшийся во времени.

Молодежь, как некая жизненная «потенция», или «сила бытия», реализует соблазн о лучшей жизни, а, следовательно, имеет мечту о лучшей жизни существования в «желаемом конце» [2, с. 278]. Молодежь всегда соотносима с теми прекрасными мгновениями, относительно которых можно сказать, что сказал И. В. Гете -«остановись мгновение, ты прекрасно».

Литература

1. Белоусова Л. А. Духовные традиции и новации // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса 27 - 30 июня 2012. Н. Новгород, 2012.

2. Блох Э. Тюбингенское введение в философию / пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криу-шова. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 1997.

3. Гурченко В. Н. Активная жизненная позиция - характерная черта советского человека. Киев, 1978.

4. Кон И. Открытие «Я» . М., 1978.

5. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для ХХ1 века. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Изд. фирма «Лотос», 1991.

6. Молодежь Республики Башкортостан: состояние, тенденции, перспективы. Уфа: Гилем, 2005. 149 с.

Информация об авторе:

Аюпова Альбина Хабибзяновна - старший преподаватель кафедры социальной работы Уфимского филиала Российского государственного социального университета в г. Уфе, Республика Башкортостан, г. Уфа, albinaaupova@ mail.ru .

Albina Kh. Ayupova - Senior Lecturer at the Department of Social Work, Ufa branch of Russian State Social University.

Статья поступила в редколлегию 29.04.2014 г.

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.