Научная статья на тему 'Современные концепции молодежи в изучении межпоколенной коммуникации'

Современные концепции молодежи в изучении межпоколенной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
390
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / SYMBOLIC INTERACTIONISM / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTS / ЦЕННОСТИ / VALUES / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / SELF-ASSERTION / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ / SELF-REALIZATION AND SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Наталья Борисовна

Молодежь является будущим нашей страны. Самореализация, самоопределение, саморазвитие молодого поколения во многом зависит от родителей и семейных взаимоотношений. Социологическое концепции рассматривают становление молодежи и ее развитие с разных позиций. И.М. Ильинский сформировал гуманистическую концепцию молодежи, в которой основная роль в формировании жизнеспособности личности отводится понятиям самоорганизации, самореализации и самовыражения. Суть концепции воспитание жизнеспособного поколения в обществе, в котором происходят глобализационные процессы, деградация различных сфер жизни, деформация духовных ценностей. Е.Л. Омельченко характеризует молодое поколение с точки зрения стилевого анализа жизни молодых людей. Социолог считает, что большое влияние на это оказывает рынок потребительства. Современное потребительство среди молодежи рассматривается как опасная тенденция в поведении молодого поколения. Рассматривая взаимодействия между поколениями сквозь призму символического интеракционизма, отметим, что человеку свойственно строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Большая роль в этом отводится родителям. Я-концепция определяется двумя факторами: действие индивида в конкретной ситуации, и его интерпретация действия других. На формирование Я-концепции оказывают влияние социальные ценности, установки и роли. Ю. Зубок говорит, что современная неопределенность в социальной, экономической и политической жизни определяет неструктурированность социальной системы, в которой наблюдается деформация структур и морально-нравственных устоев, как в обществе, так и на индивидуально-личностном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONCEPT OF YOUTH IN THE STUDY OF INTERGENERATIONAL COMMUNICATION

The youth is the future of our country. Self-realization, self-determination, self-development of the younger generation is largely dependent on their parents and family relationships. The sociological concept of considering the establishment of youth and its development from different perspectives. I.M. Ilyinsky formed a humanistic concept of youth, in which the main role in the vitality of the person assigned to the concepts of self-organization, self-realization and self-expression. The essence of the concept education viable generation in a society in which the globalization processes, the degradation of the various spheres of life, the deformation of spiritual values. E.L. Omelchenko characterizes the younger generation in terms of the stylistic analysis of the lives of young people. The sociologist believes that the great impact it has on the market consumerism. Modern consumerism among the youth is seen as a dangerous trend in the behavior of the younger generation. Looking at the interaction between the generations through the prism of symbolic interactionism, we note that the person can be based on their own ideas about not only their behavior, but also the interpretation of individual experience. Self-concept acts as the active principle, to change it is extremely difficult. A major role in this is given to parents. Self-concept is defined by two factors: the action of an individual in a particular situation, and its interpretation of the actions of others. The formation of self-concept is influenced by social values, attitudes and roles. Y. Zubok said that the current uncertainty in the social, economic and political life determines unstructured social system in which the observed deformation structures and moral foundations, both in society and at individual level.

Текст научной работы на тему «Современные концепции молодежи в изучении межпоколенной коммуникации»

педагогические науки

Н.Б. Горбачева

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖИ...

THE INNOVATIONS OF MYKHAILO KRAVCHUK'S EDUCATIONAL ACTIVITY

© 2015

O.V. Gnepa, researcher

Lesya Ukrainka Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Abstract. Using the historical elements in teaching one assists the students to realize the learning material, to develop future specialists' personal features and to form their ability to use the received knowledge in professional activity. Study of biographies, scientific and pedagogical heritage of prominent representatives of history of Ukrainian pedagogics, for example Mykhailo Kravchuk, influences favorably on the efficiency of university education. His rich and many-sized pedagogical activity (1917-1938) coincided with the cardinal changes in Ukrainian education. M. Kravchuk helped such transformations as opening gymnasia and universities, work of different commissions, scientific and educational societies, creation of labour school and soviet institutes. He was the initiator of many educational reforms, accenting on forming future specialists' professional skills, consideration and development of their creative abilities, organization of students' individual work, discovering of young talents. Having the opportunity to work in a foreign country, M. Kravchuk devoted himself to his native land. His pedagogical activity is glorified by the names of his students: Sergii Korolyov, Arhyp Lyulka, Ivan Skurat, Volodymyr Chelomei, scientists, innovators and designers in aviation, rocket production and cosmonautics. M. Kravchuk's requirements for Ukrainian education are still actual and valuable: the using of native language in teaching, availability of education for everybody. M. Kravchuk's experience and the innovations of his educational activity are especially actual and perspective during the reformation of modern education.

Keywords: teacher, scientist, educational activity, Ukrainian terminology, administrative activity, higher school, independent work, pedagogical system, professional education.

УДК 316.2:316.47

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ

КОММУНИКАЦИИ

© 2015

Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Молодежь является будущим нашей страны. Самореализация, самоопределение, саморазвитие молодого поколения во многом зависит от родителей и семейных взаимоотношений. Социологическое концепции рассматривают становление молодежи и ее развитие с разных позиций. И.М. Ильинский сформировал гуманистическую концепцию молодежи, в которой основная роль в формировании жизнеспособности личности отводится понятиям самоорганизации, самореализации и самовыражения. Суть концепции - воспитание жизнеспособного поколения в обществе, в котором происходят глобализационные процессы, деградация различных сфер жизни, деформация духовных ценностей. Е.Л. Омельченко характеризует молодое поколение с точки зрения стилевого анализа жизни молодых людей. Социолог считает, что большое влияние на это оказывает рынок потребительства. Современное потребительство среди молодежи рассматривается как опасная тенденция в поведении молодого поколения. Рассматривая взаимодействия между поколениями сквозь призму символического интеракционизма, отметим, что человеку свойственно строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Большая роль в этом отводится родителям. Я-концепция определяется двумя факторами: действие индивида в конкретной ситуации, и его интерпретация действия других. На формирование Я-концепции оказывают влияние социальные ценности, установки и роли. Ю. Зубок говорит, что современная неопределенность в социальной, экономической и политической жизни определяет неструктурированность социальной системы, в которой наблюдается деформация структур и морально-нравственных устоев, как в обществе, так и на индивидуально-личностном уровне.

Ключевые слова: молодежь, родители, поколение, символический интеракционизм, концепция, ценности, самоопределение, самоутверждение, самоорганизация, самореализация и саморазвитие.

Современные социально-экономические изменения в стране отражаются на семье, воспитании и социализации личности, взаимоотношениях между поколениями [1]. Трансформация опыта старших членов семьи, традиций, социальных норм и установок осуществляется в процессе межпоколенной коммуникации, которая способствует развитию у молодой личности ответственности и самостоятельности. Проблема дистанции между родителями и подростками проявляется в коммуникации между поколениями. Известный в мировом сообществе исследователей молодежных проблем современный социолог И.М. Ильинский, который в советский период разработал концепцию перестройки в комсомоле, уже тогда выделял общение как главный механизм связи между поколениями: «Комсомол - организатор социального общения молодежи... Общение молодежи - исключительно важный момент обеспечения преемственности поколений». В дальнейшее И.М. Ильинский сформировал гуманистическую концепцию молодежи, в которой основная роль в формировании жизнеспособности личности отводится понятиям самоорганизации, самореализации и самовыражения. Суть концепции - воспитание

жизнеспособного поколения в обществе, в котором происходят глобализационные процессы, деградация различных сфер жизни, деформация духовных ценностей. В данных условиях необходимо сохранить целостность социальной системы, духовно развиваться и воспитать последующие поколение не менее жизнеспособными в биологическом и социальном планах. Поэтому, как утверждает И.М. Ильинский, жизнеспособная личность должна стать индивидуальностью, самостоятельной, со своими смысложизненными установками, самоутвердиться, реализовать свои планы и творческие способности, используя среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Таким образом, молодое поколение должно быть социально активным и ответственным за будущее, в котором «придется оздоровить старые и найти новые ценности, утвердить новую парадигму жизни, новое мышление, новые правила общежития, новую мораль и нравственность» [2, с. 48-59].

Концепция И.М. Ильинского включает восемь базовых положений. Мы рассмотрим те, что относятся к нашей теме: молодежь является объективным общественным явлением, выступающим как большая специфиче-

Н.Б. Горбачева педагогические

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖИ... науки

ская возрастная подгруппа. Суть заключается в том, что молодежь рассматривается как часть чего-то большого - общества и при этом является зависимым элементом -лишь частью общества. Ильинский выделяет проблемы молодежи, связанные с возрастом:

1) - молодость тесно связана с идеей зависимости;

2) - преобладающая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) пока не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;

3) - у большинства молодых людей нет прав в принятии решений, касающихся их жизни;

4) - перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;

5) - молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;

6) - они решают проблему брачного выбора и деторождения.

Таким образом, несмотря на интеллектуальный потенциал и возможность для самоопределения, самоутверждения, самоорганизации, самореализации и саморазвития с целью социальной организации будущего общества, молодое поколение остается в зависимом положении от взрослых, прежде всего, от родителей. Родители и другие агенты социализации должны направлять молодежь, быть трансляторами традиций и при этом опорой молодежи в строительстве будущего [3].

В современных условиях неопределенности и непредсказуемости актуален вопрос о том, как будет проходить взаимодействие двух поколений: во взаимовыручке или потребительском отношении друг к другу.

Современный социолог Е.Л. Омельченко, исследовавшая молодежные субкультуры на Западе и у нас в стране, характеризует молодое поколение с точки зрения стилевого анализа жизни молодых людей. Молодежь проживает большую часть своей жизни во взрослом мире, которому принадлежит, поддерживает и использует его ресурсы, занимая различные позиции в социальных институтах и социальных группах. При этом она всегда остается под давлением общественных проблем: неприятие, исключение, болезнь, отсутствие финансов и другие. Молодежь не всегда использует наследуемый статус и в процессе социализации конструирует свой стиль жизнь. Е.Л. Омельченко считает, что большое влияние на это оказывает рынок потребительства: масс-медиа. Современное потребительство среди молодежи рассматривается как опасная тенденция в поведении молодого поколения. Огромный выбор предлагаемых услуг и товаров, изменчивость моды предполагает экспериментальный характер стиля жизни молодых людей, которые считают себя при этом свободными и способными, таким образом, к самовыражению. Однако, как утверждает ученый, это всего лишь псевдо-свобода, через которую молодежь удовлетворяет свои амбиции, «независимо» выбирая и покупая и конструируя свою «индивидуальную» идентичность и стиль. Испытывая новую свободу на фоне потребительского рынка, молодежь интерпретирует то, кем она является, боясь остаться в стороне от сообщества - аутсайдером. Контролировать родителям процесс вхождения в систему потребления становится все сложнее, так как источники информации - Интернет, реклама, СМИ, цифровая электроника и многообразие гипермаркетов, привносят свой вклад в становлении личности, который может неэффективно влиять на социализацию. Добиться желаемого в потреблении, значит понять жизненные цели и смысл жизни молодежи. Для этого необходимо постоянное общение родителей и молодого поколения [4, с. 130-160].

Рассматривая взаимодействия между поколениями сквозь призму символического интеракционизма, отметим, что человеку свойственно строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому Я-концепция выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Большая 30

в этом отводится родителям, а также учителям.

Взаимоотношения, эмоциональная атмосфера в семье влияют на внутренний мир, характер, установки подростка, связанные с ожиданиями, во многом определяющие характер его действий [5-12]. Я-концепция определяется двумя факторами: действие индивида в конкретной ситуации, и его интерпретация действия других.

Опираясь на концепцию Ч. Кули [13, с. 320-321] «зеркальное Я», основным аспектом символического взаимодействия индивида с семьей является общение между ее членами, относительное постоянство и высокая степень тесных контактов между поколениями. На формирование Я-концепции оказывают влияние социальные ценности, установки и роли.

Благодаря концепции Дж. Мида [14, с. 216.], в которой через освоение культурных ценностей (сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человекам, так и этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Другими словами интерпретация действий индивидов может стать предсказуемой, и в сознании индивида происходит принятие всеобщей оценки.

Однако, как говорит Ю. Зубок, современная неопределенность в социальной, экономической и политической жизни определяет неструктурированность социальной системы, в которой наблюдается деформация структур и морально-нравственных устоев, как в обществе, так и на индивидуально-личностном уровне, что «выражается в распаде ценностных, мотивационных, нормативных структур, в доминировании спонтанно возникающих моделей поведения» [15]. Конечно, выбор из множества альтернатив позволяет молодежи приобрести характер саморегуляции и саморазвития, но это должно подкрепляться опытом взрослых.

Взаимодействие между родителями и подростками основано на коммуникации, в процессе которой они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Поступки и действия, которые совершаются между родителями и подростками, в символизме и в различных современных концепциях молодежи дают возможность интерпретировать поведение друг друга, идентифицировать роль «значимого другого».

К примеру, в исследовании Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, которое состоялось в марте-апреле 2007 года, отмечено, что большинство россиян «находится в разветвленной системе надежных родственно-дружеских контактов, живет с ощущением удовлетворенности возможностями общения, уверенностью в потенциальной поддержке близких в случае необходимости (когда есть, на кого положиться) и в состоянии психологического комфорта без ощущения одиночества» [16].

Межпоколенная коммуникация способствует эффективной социализации молодого поколения, которое ценит семейные узы, взаимовыручку, поддержку и помощь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.

2. Луков Вал. А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи // знание. Понимание. Умение. - 2006 - №2.

3. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011.

4. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Сибирская книга», 2004._

педагогические науки

Ю.В. Гусарова

ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ...

5. Варзиева Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 54-56.

6. Ефимова Д.В. Суицидальное поведение подростка как последствие аномального формирования аутоин-толерантности в структуре его субъектности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 49-52.

7. Королева К.И. Подготовка подростков к продуктивной преобразовательной деятельности как социально-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 101-103.

8. Иванов Д.В. Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 38-41.

9. Кожакина С.О., Александрова Е.А. Принципы и подходы к формированию социальной успешности подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 140-142.

10. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориен-

таций подростков как фактор их социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 94-96.

11. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 75-77.

12. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.

13. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994.

14. Мид Дж. От жеста к символу. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994.

15. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Неопределенность в механизме саморегуляции развития молодежи. Интернет-конференция. Дети и молодежь. 1.03.10 -4.04.10. Электронный ресурс: http://www.ecsocman.edu. шЛсопШ3372699/1Ыех.Ыт1. (последнее обращение 12.12.2014г.).

16. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Под. ред. М.К. Горшкова - М.: 2007. - С. 119.

THE MODERN CONCEPT OF YOUTH IN THE STUDY OF INTERGENERATIONAL

COMMUNICATION

© 2015

N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical work of the department «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The youth is the future of our country. Self-realization, self-determination, self-development of the younger generation is largely dependent on their parents and family relationships. The sociological concept of considering the establishment of youth and its development from different perspectives. I.M. Ilyinsky formed a humanistic concept of youth, in which the main role in the vitality of the person assigned to the concepts of self-organization, self-realization and self-expression. The essence of the concept - education viable generation in a society in which the globalization processes, the degradation of the various spheres of life, the deformation of spiritual values. E.L. Omelchenko characterizes the younger generation in terms of the stylistic analysis of the lives of young people. The sociologist believes that the great impact it has on the market consumerism. Modern consumerism among the youth is seen as a dangerous trend in the behavior of the younger generation. Looking at the interaction between the generations through the prism of symbolic interactionism, we note that the person can be based on their own ideas about not only their behavior, but also the interpretation of individual experience. Self-concept acts as the active principle, to change it is extremely difficult. A major role in this is given to parents. Self-concept is defined by two factors: the action of an individual in a particular situation, and its interpretation of the actions of others. The formation of self-concept is influenced by social values, attitudes and roles. Y. Zubok said that the current uncertainty in the social, economic and political life determines unstructured social system in which the observed deformation structures and moral foundations, both in society and at individual level.

Keywords: youth, parents, generation, symbolic interactionism, concepts, values, self-determination, self-assertion, self-organization, self-realization and self-development.

УДК 378.14

ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

© 2015

Ю.В. Гусарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются технологии Веб 2.0, способствующие формированию у студентов неязыкового вуза социокультурной компетенции. Данное исследование необходимо для понимания того, каким образом можно использовать иностранный язык как возможность воспитания и образования студентов в контексте «диалога культур».

Ключевые слова: технологии Веб 2.0, социокультурная компетенция, иностранный язык, студент, неязыковой вуз.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Все эти изменения диктуют новый подход к обучению иностранным языкам не только школе, но и в вузе. Суть такого обучения заключается не только в

пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в формировании нового взгляда на место зарубежной культуры в учебном процессе. Обучение иностранному языку на основе ознакомления студентов с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для студентов, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.

А это в свою очередь, предполагает поиск новых ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.