УДК 316.277.4:316.4.051.63
МЕЖПОКОЛЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА
© 2015
Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Межпоколенная коммуникация является объектом изучения социологических теорий. В статье рассматривается роль символического интеракционизма во взаимодействии субъектов, в понимании и коммуникации между поколениями. Символический интеракционизм уделяет большое внимание общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.Основная суть данного направления в анализе роли символов и их значений в процессах межличностной коммуникации.В символическом интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических концепциях, сделана попытка выделить социальные факторы, обусловливающие человеческое поведение. Интеракционизм ставит задачи изучения координации поведения людей и способности человека создавать и использовать символы. Сквозь призму символического интеракционизма межпоколенная коммуникация понимается как интерпретация поведения людей, которое основывается на символах, несущих социальную информацию. В статье рассматриваются теории Дж. Мида, Э. Гоффмана, Г. Блумера. Важный момент в теории Дж. Мида - коммуникация, позволяющая рассматривать различные роли поведения индивидов и межпоколенного взаимодействия. Согласно теории Г. Блумера в межпоколенной коммуникации подростки предают значение каждому действию, жестам родителей. Социализация, по мнению интеракциониста, базируется на способности индивидов общаться, которая совершенствуется в процессе социального взаимодействия на протяжении жизни человека. Значит, главное в коммуникации - это достижение взаимопонимания между старшим и молодым поколениями. По мнению Э. Гоффмана, общение - это театр, где каждый выполняет свою роль. Основной темой исследований Гоффмана является обыденное взаимодействие между людьми. Таким образом, родители являются образцом различных ролей, а молодежь учится выполнять их через коммуникационный процесс. Согласно «драматическому подходу» суть межпоколенной коммуникации заключается в том, что и родители и подростки играют каждый свои роли, создавая и поддерживая благоприятную атмосферу в семье. Теории символического интеракционизма имеют большое значение при исследовании межпоколенной коммуникации, так как позволяют анализировать процессы становления личности, социализации, формирования ценностей и отношения между поколениями.
Ключевые слова: символический интеракционизм, коммуникация, концепция, Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, символы, взаимопонимание, взаимодействие, социализация, ценности, роли, родители, подростки, поколение.
Проблему коммуникации все активнее включает в свой дискурс большинство социальных и гуманитарных наук, среди которых предпочтение отдается социологии. Социологические теории коммуникации разрабатываются в следующих направлениях: бихевиоризм и необи-хевиаризм, символический интеракционизм, феноменология, диалектический и неомарксистский подходы, а также структурно-функциональный анализ.
При рассмотрении вопросов, связанных с методологией изучения коммуникационных процессов между поколениями, мы остановимся на символическом инте-ракционизме, который уделяет большое внимание общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. Основная суть данного направления в анализе роли символов и их значений в процессах межличностной коммуникации. В социологическом энциклопедическом словаре символический интеракционизм (лат. «между собой, взаимно» + «деятельный, действенный») означает теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии, кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении [1].
В символическом интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических концепциях, сделана попытка выделить социальные факторы, обусловливающие человеческое поведение. Соответственно ключевым понятием является «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование поведения личности.Все формы социального взаимодействия в обществе, характерные данному направлению, подразумевают общение, основывающиеся на определенных социальных символах - языке,телодвижениях, жестах, культурных и других символах. Таким образом, межпоколенная коммуникация понимается как интерпретация поведения людей, которое основывается на символах, несущих социальную информацию.
Родоначальником символического интеракционизма является Дж. Мид - создатель теории символического смысла в человеческом поведении. В русле интеракци-
онизма развиваются идеи, так называемой социальной драматургии Э. Гоффмана и теория массового поведения (в определении массовой коммуникации) Г. Блумера.
Современные интеракционисты, последователи Дж. Мида считают, что творческий человек развивает не только себя, но и влияет на жизнь общества. Интеракционизм способен объяснить эти социальные изменения. Творческое и активное Я является предпосылкой для появления нового поведения или отклонения от шаблонного поведения, которые, как считают ин-теракционисты, впоследствии являются нормой поведения, и, следовательно, изменениями в обществе. Значит, социальные изменения носят случайный характер и зависят от самой личности [2].
Символический интеракционизм ставит задачи изучения координации поведения людей и способности человека создавать и использовать символы. Однако последние не могут восприниматься всеми членами группы из-за того, что не говорят абсолютно на одинаковом языке, что приводит к отсутствию взаимопонимания. Необходимо решить задачу коммуникативного характера, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.
Таким образом, теории символического интеракцио-низма имеют большое значение при исследовании межпоколенной коммуникации, так как позволяют анализировать процессы становления личности, социализации, формирования ценностей и отношения между поколениями.
Согласно концепции Дж. Мида «обобщенный другой» - субъект, находящийся в общении с различными людьми, которые являются носителями разных программ поведения, принимает и исполняет роль, представляя себя глазами других. В итоге, социализация личности основывается на результате группового общения, которое влияет на индивидуальные и социальные качества индивида, определяемые понятием «Мы». Общество или группа, участвующая в коммуникации, имеет стандарты поведения, всеобщие ценности, на которые ориентируются члены данной группы.
Дж. Мид, определяет социальную организацию как коммуникацию, в которой человек становится соучастником процесса формирования социальной реальности. В работе «Разум, я и общество» Дж. Г. Мида коммуникация предполагает обмен информацией на основе механизма подражания. По словам Мида, подражание зависит от самого индивида и от других, то есть он находится под воздействием не только других, но и самого себя. Личная самость, как считает социолог, формируется под влиянием принятия роли другого, значит, индивид конструирует отношение к самому себе и формирует собственную идентичность. Таким образом, перенимая у других установки через язык (коммуникацию), и отображая их в своем поведении, в личности проявляется самосознание и чувство самости. Другими словами самость по Миду - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.
В механизме формирования самости Дж. Мид отводит роль рефлексивности - способности индивида бессознательно ставить себя на место других, принимать действия других и вести себя также, как другие. Данный механизм помогает людям принимать других такими, какими они есть, лучше понять их и считаться с их мнением. Таким образом, согласно символическому инте-ракционизму рефлексивность позволяет формировать полноценную самость личности, что эффективно влияет на процесс коммуникации с другими людьми [3].
Согласно символическому интеракционизму коммуникация - это не просто реакция, интеракция или взаимодействие, а субъективная осмысленность и направленность на других. Суть коммуникативного действия рождает социальное действие, связанное с поведением других людей. Дж. Мид полагает, что коммуникативные формы в процессе видоизменения и трансформации влияют на развитие общества. Ученого интересует роль общения в поведении индивида, а также окружающих его людей.
Процесс взаимодействия людей рассматривается как непрерывный диалог, в котором участники коммуникации наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них после того, как придадут смысл действию собеседника. С точки зрения Дж. Мида существуют социальные связи, взаимодействия между людьми, которые определяют положение человека в обществе, поэтому, в концепции социолога основным понятием становится термин «коммуникация». Таким образом, социальная структура упорядочивается в результате межличностного общения. Для Дж. Мида важна интерпретация значений, которые воплощаются в символах.
Теория «обобщенного другого» Дж. Мида представляет анализ всеобщих ценностей, установок и стандартов поведения социальной группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Согласно данной теории, индивид в процессе общения, встав на место другого, оценивает себя и свои действия со стороны, видит себя другой личностью, то есть видит себя глазами других людей, с помощью языковых символов.
Согласно теории Мида в процессе общения человек проходит стадии «принятия» и «исполнения» роли, которая отражает процесс социализации. Данное направление рассматривает связь «внутреннего общения» с представлением себя в структуре ролей [4].
Важный момент в теории Дж. Мида - коммуникация, которая позволяет рассматривать различные роли поведения индивидов и межпоколенного взаимодействия. Человек в процессе социализации проходит стадии обучения ролям. Главная роль в этом отводится коммуникации. В нашей работе - отношений подростков с родителями. В коммуникации идет подражание предлагаемых ролей старшего поколения. Молодежь учится сравнивать свои взгляды со взглядами старших, принимать
их мнение или не соглашаться с ним. Коммуникация предполагает сознательное или бессознательное принятие жестов и ролей, которые стимулируют молодежь к тому или иному поведению. Таким образом, молодое поколение проходит один из главных этапов социализации - идентификацию себя с другими. Соответственно, при эффективном взаимодействии всех членов социального общества достигается принятие молодым поколением культурных норм, правил поведения, ценностных установок, которыми руководствовались представители старших поколений. Позиция А.А. Митькина на этот счет такова, что на определенном этапе своего развития индивиду необходимо усвоить устоявшиеся в социуме способы взаимодействия с другими (старшим поколением), для того, чтобы впоследствии стать полноправным субъектом общества [5].
Г. Блумер выявляет ряд социологических проблем процессов социализации, социального контроля, социальной перемены, человеческой групповой жизни, социальной дезорганизации и других, объясненных символическим интеракционизмом в новом свете. Принимая роль родителей, и подвергаясь тем самым социальному контролю, социализация подростка превращается в самооценку, проникая в индивидуальное сознание. Таким образом, социализация человека проходит в символическом поле, стремясь понять действия других и действуя в соответствии с социальными нормами поведения.
Социализация выступает важнейшим механизмом в становлении общества, так как участвует в воспроизводстве субъектов социально-исторического процесса, в обеспечениикультурной преемственности, в поддержании бесконфликтного существования общества посредством адаптации индивида к социальной среде.
В теоретической конструкции Г. Блумера взаимопонимание людей достигается на основе общих смыслов, которые люди придают символам в рамках той или иной культурной среды. Объектомисследований является реальное или ожидаемое и социальное взаимодействие, которое преобразуется в устойчивые модели - социальные институты. Ученый различает три типа объектов: физические объекты, социальные объекты и абстрактные объекты. В процессе социализации индивиды усваивают значения объектов. Традиционный набор значений известен большинству членов общества, однако иногда одни и те же объектыпо-разному определяются. Социализация, по мнению интеракциониста, базируется на способности индивидов общаться, которая совершенствуется в процессе социального взаимодействия на протяжении жизни человека.
Интеракцию Г. Блумер рассматривает как установление взаимосвязи между индивидами и его социально значимых определений. Социолог в своих методологических разработках о коммуникации выделяет два уровня взаимодействия: символический - свойственный только социальному существу и несимволический - свойственный всему живому. Г. Блумер как исследователь коллективного поведения в теории коммуникацииопирался на изучение масс, спонтанно возникающих коллективных группировок [6].
Одним из главных признаков символического ин-теракционизма, как считает Г. Блумер, является достижение организованности и структурности социальных взаимодействий,которые проявляются в том случае, если участники приходят к установлению общих значений объектов и явлений [7].
Символический интеракционизм подчеркивает, что общие интерпретации создаются в определенных ситуациях. Другими словами,модели поведенияопреде-ляются интерпретациями успешных действий. Иногда интерпретации создаются конкретными индивидами, но чаще всего они выступают плодами коллективного творчества, которые проявляются в стереотипизации, общих установках и правилах, ценностных ориентациях [8].
Таким образом, рассматривая межпоколенную коммуникацию сквозь призму теории Г. Блумера, отметим, что главное в коммуникации - это достижение взаимопонимания между старшим и молодым поколениями. Взаимопонимание возможно в том случае, когда будут выработаны общие значения объектов и явлений. Необходимо учитывать, что для каждого индивида, объекты могут принимать разные значения, но существующие нормы, ценности, установки и правила контролируют взаимодействие поколений.
Социолог связывает процесс формирования значений с «личностным Я» [9].
Таким образом, в процессе межпоколенной коммуникации подростки предают значение каждому действию, жестам родителей. Однако, несмотря на установленные социальные правила и нормы поведения, во взаимодействия с представителями старшего поколения подростки могут вносить свои коррективы и новые правила.
По мнению Э. Гоффмана, общение - это театр, где каждый выполняет свою роль. Играя роль, человек имеет перед собой определенную цель и как бы создает свой образ, проецирует самого себя перед зрителями. Для достижения баланса в межличностных отношениях, индивиды осуществляют коммуникативные действия, направленные на получение желаемой ответной реакции. Развитием этого положения является теория американского социолога, создателя драматического подхода в социологии, Э. Гоффмана. «Основная идея состоит в проведении аналогии между социальным миром и миром театра, а социальные роли аналогичны театральным ролям, которые разыгрываются для произведения соответствующего впечатления на участников общения и ответа на их ожидания», - пишет В. Семенова [10]. Театр - это жизнь, а значит и общение. Согласно «драматическому подходу» коммуникация - это «случайный результат, всегда грозящий осложнениями и провалами на сцене, что в повседневной жизни отражено в выражении «выяснить отношения» [11].
Наиболее полно идеи Э. Гоффмана изложены в его монографии «Представление себя другим в повседневной жизни» [12]. Автор рассматривает индивида как носителя разнообразных ролей. Роли в теории Э. Гоффмана не связаны между собой, не зависят от особенностей личности, от содержания выполняемой деятельности, от объективных социально-исторических условий. При этом интеракционист исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами другого, но и корректировать собственное поведение с выгодой для дальнейшего обоюдного взаимодействия.
Для эффективного взаимодействия индивидам необходима информация друг о друге. Однако автор указывает, что индивиды имеют возможность управлять впечатлениями о себе в сознании других людей, выдвигая на первый план информацию, которая, по их мнению, производит наиболее благоприятное впечатление.
На первый план у Э. Гоффмана выходит выразительное поведение, с помощью которогочеловек сознательно или неосознанно производит определенное впечатление на других. Действительное впечатление у адресата следует отличать от того, какое впечатление собирается произвести актор действия. Таким образом, информация об индивиде дает окружающим возможность заранее знать, что можно ожидать от него, как вести себя для того, чтобы вызвать у актора действия желаемую реакцию.
Социолог считает, что выразительное поведение может представить действительные намерения, установки человека, может дать другим неверное представление об акторе, которого он не имел в виду. Однако информация может использоваться и намеренно, чтобы создать обманчивое впечатление о себе или ситуации.
В социальной интеракции индивиды реагируют как
на содержание действия, так и на осознанное и неконтролируемое выразительным поведением истолкование действия самим актором. В зависимости от ситуации участники взаимодействия могут занимать различные позицииповедения:честную, циничную.
Эти факторы взаимодействия Э. Гоффман пытался охватить с помощью драматического анализа, который переносит театральные установки на социальную интеракцию. Чтобы отразить социальные ситуации и интерактивное поведение,ученый использует такие структурные элементы театральной ситуации, как отношения актер-публика, личность-роль, сцена-кулисы [13].
Э. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая внимание на символические формы ролевого поведения. Выбранную роль актор социального действия исполняет в соответствии с атрибутами и декорацией, предвидя реакцию зрителя от увиденного. Часто социальные акторы играют несколько ролей, практикуя перестраиваться с одной роли на последующую.
Э. Гоффман утверждает, что личность является социальной, так как выполняет самые различные роли - от социальных до межличностных. При этом автор утверждает, процесс социального взаимодействия трактуется как процесс приспособления личности к ситуации, а индивид является носителем многочисленных разнообразных ролей. Исследователь основывается на установлениях приемов и условий успешного выполнения роли, под которыми понимается получение личной выгоды для ее исполнителя. Конечным результатом в исполнении роли по Гоффману является создание у других коммуникантов впечатления, что роль выполнена правильно.
Основной темой исследований Гоффмана является повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, то есть обыденное взаимодействие между людьми. Определенный интерес в работах Э. Гоффмана представляет его попытка раскрыть механизм ролевого поведе-ниякак основы фундаментальной упорядоченности повседневной жизни. Он считал, что порядок в поведении и взаимодействии людей является базисом социальной системы. При этом автор говорит, что действие индивида зависит не от механического выполнения правил, а от активного, непрерывного процесса межличностного взаимодействия.
Таким образом, родители являются образцом различных ролей, а молодежь учится выполнять их через коммуникационный процесс. Согласно «драматическому подходу» суть межпоколенной коммуникации заключается в том, что и родители и подростки играют каждый свои роли, создавая и поддерживая благоприятную атмосферу в семье. Роль родителей в коммуникации -показать исполнение роли взаимоотношения подростка со старшими членами семьи, так как те как носители семейных ценностей должны будут исполнить эту роль в собственной семье. Результатом исполненной роли подростком является точка зрения, впечатление старшего поколения как контроль над принятой социальной нормой. Этому способствуют дружеские отношения в семье, частое общение между родителями и молодежью. Только тогда подросток проходит успешную социализацию, эффективное восприятие и исполнение ролей, что содействует упорядоченности общественной жизнь.
Теории символического интеракционизма исходят из того, что социальный мир формируется под влиянием общения людей. Методология символического ин-теракционизма основана на концепции взаимодействия (интеракции), как процесса согласования людьми своих действий с действиями других. В зависимости от ситуации индивиды определяют или модифицируют значения друг друга, ориентируют последующие действия на эти значения. При этом каждый индивид играет свою роль, должную ситуации и способствующую достижению
обоюдной выгоды.
Символический интеракционизм описывает и объясняет массовое поведение и межличностное взаимодействие в различных ситуациях, предполагающих возможность многообразия интерпретаций.
Таким образом, рассмотрение межличностной коммуникации с точки зрения символического интеракци-онизма позволяет определить значение коммуникации в межпоколенном взаимодействии, кроющемся в процессе социализации. Социализирующая информация передается из поколения в поколение согласно культурным нормам и ценностям, которые были установлены обществом и трансформируются в процессе социального взаимодействия на протяжении жизни человека.
Символический интеракционизм к изучению межпоколенной коммуникации позволяет определить механизм ее развития и влияние на развитие общества, порождать одинаковые реакции на языковые символы при общении с любым индивидом, также при обмене символами поставить индивида на место собеседника. Также символический интеракционизм через структуру коммуникационного процесса объясняет развитие социального мира, который состоит из «внутреннего» и «внешнего» общения.
«Внутреннее общение» предполагает связь с представлением себя в структуре ролей: подражание, исполнение, выбор. Принцип символического интеракционизма - человек приобретает социальную общность только в процессе взаимодействия, то естьречевой коммуникации, что является сутью человеческого социального существования [14].
Согласно символическому интеракционизму, коммуникативное действие между членами двух поколений можно рассматривать в рамках трех частей: инициативная информация от старшего поколения; ответное сообщение от молодого поколения; создание общего значения, как итог, в ходе которого рождается действие. Действие предполагает взаимодействие двух разновозрастных поколений, которое основано на возникновении социального сознания. Именно в этом процессе происходит социализация личности. В коммуникационном процессе происходит обмен информацией и опытом между поколениями.
Коммуникация является эффективной, когда ее участники придают общие значения символам. Хочется отметить, что молодежь также играет большую роль в социализации старшего поколения, так как с наличием новаторских идеей, креативного мышления, способностями к восприятию инновационного и воспроизведению в короткие сроки как казалось невозможного, помогает родителям перенимать опыта и навыков у своих детей. Порой родители находятся в положении отсталого поколения из-за ускоренных темпов информатизации. Как говорит Л.Я. Аверьянов, нормы социализации могут быть прошлыми (устаревшими) и прогрессивными [15]. Старшее поколение иногда придерживается консервативных взглядов и норм жизни, которые мешают ему двигаться по пути прогрессивной социализации.
Таким образом, символический интеракционизм рассматривает межпоколенную коммуникацию как форму взаимодействия родителей и подростков, которая базируется на определенных символах. Межпоколенная коммуникация является обменом и интерпретацией информации представителями старшего и младшего поколений. Информация для понимания собеседника принимает знаковую систему кодирования. Однако между различными знаковыми формами отсутствует точное соответствие, поэтому при переводе из одной знаковой системы кодирования в другую предполагается интерпретация информации. Результат интерпретации информации родителей и молодежи влияет на уровень их взаимопонимания и характер взаимоотношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,
B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-воМоск. ун-та, 1978. С. 183-194.
3. КравченкоС.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. МОСКВА -2002.
C.101-107.
4. ГромовИ.А., МацкевичА.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: 1996. 286 с.
5. Митькин А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике. Психология сознания. Под ред. Усманова В. СПб.: 2001. С. 363.
6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. 2 издательство: Экзамен. М.: 2002. 315 с.
7. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: учеб.посо-бие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 72 с.
8. Балог А. Социология - мультипарадигмальная наука? // Социс. 2002. № 7. С. 22-31.
9. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: 2002.
10. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб.пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. М.: Добросвет, 1998.
11. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. 615 с.
12. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Изд-во: КАНОН-пресс-Ц, 2000. 304 с.
13. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С.528-529.
14. Громов И.А., Мзцкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Издательство «Ольга», 1996.
15. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи: Статьи и очерки. М., 2000. 215 с.
INTERGENERATIONAL COMMUNICATION THROUGH THE LENS OF SYMBOLIC INTERACTIONISM
© 2015
N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical workof the department«Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Intergenerational communication is the object of study of sociological theories. The article discusses the role of symbolic interactionism in cooperation entities in understanding and communication between the generations. Symbolic interactionism places great emphasis on communication, interaction, carried out by means of symbols. The main essence of this direction in the analysis of the role of the characters and their importance in the process of interpersonal communication. In symbolic interactionism to a greater extent than in other theoretical concepts, attempt to highlight the social factors that contribute to human behavior. Interactionism want to study the coordination of human behavior and the human ability to create and use symbols. Through the prism of symbolic interactionism intergenerational communication is understood as an interpretation of human behavior, which is based on the symbols that carry social information. The article deals with the theory of J. Mead, E. Hoffmann, G. Bloomer. An important point in the theory of J. Mead -communication, allows us to consider the different roles of individual behavior and intergenerational interaction. According to the theory G. Bloomer in intergenerational communication teenagers betray the value of each action, gestures parents. Socialization, according interactionists, based on the ability of individuals to communicate, which is being improved in the process of social interaction throughout a person's life. Hence, the most important thing in communication - a mutual understanding between the older and younger generations. According to E. Hoffmann, communication -a theater where everyone does their part. The main topic of research Hoffmann is ordinary human interaction. Thus, parents are models of different roles, and young people learn to perform them through the communication process. According to the "dramatic approach" the essence of intergenerational communication is that both parents and teenagers play each their roles, creating and maintaining a favorable atmosphere in the family. Theories of symbolic interactionism are of great importance in the study of intergenerational communication, as they allow analyzing the processes of formation of personality, socialization, values and relationships between the generations.
Keywords: symbolic interactionism, communication, concept, J. Mead, G. Bloomer, E. Goffman, symbols, understanding, interaction, socialization, values, roles, parents, teenagers generation.
УДК 331.103.4
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2015
О.Н. Демушина, кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Волгоградский филиал, Волгоград (Россия)
Аннотация: Автор исследует лояльность персонала коммерческих организаций и факторы, влияющие на её повышение. Выявлена недостаточная изученность способов оценки и возможностей повышения уровня лояльности персонала в организации. Целью представленного исследования является определение, систематизация и анализ факторов, влияющих на лояльность персонала. Установлено, что лояльность персонала включает в себя следующие элементы: верность и преданность компании, соблюдение законов, правил и требований; честность; доброжелательность, приветливость как в отношении организации в целом, так и в отношении её сотрудников; отказ от предосудительных и недоброжелательных действий; стремление приносить пользу организации, готовность прилагать усилия и жертвовать личным ради успеха организации; добросовестное выполнение работы; открытость трудовых мотивов; корректность и толерантность; эмоциональную привязанность к организации; взаимоуважение; намерение продолжать работу в данной организации. В ходе анализа сформулирована развёрнутая классификация факторов лояльности персонала. Анализ и систематизация источников позволяют разделить все факторы на три основные группы: организационные, персональные и внеорганизационные. Данная классификация факторов лояльности позволяет увидеть, что на лояльность персонала влияют как факторы, формируемые организацией, так и персональные характеристики сотрудника, а также факторы, не зависящие от организации. Нематериальные факторы, такие как привлечение сотрудников к долгосрочному планированию в организации, возможности обучения, отсутствие жёстких правил и требований к работнику, оказывают не меньшее влияние на лояльность персонала, чем материальные. Учёт перечисленных факторов, правильная расстановка приоритетов позволят руководителю более рационально использовать человеческий капитал и, соответственно, существенно повысить эффективность предприятия.
Ключевые слова: лояльность персонала, фактор лояльности, коммуникативная компетентность, модель справедливости.
На современном этапе развития экономической системы возрастает значение человеческого капитала в организации. Самыми успешными компаниями становятся те, руководители которых понимают, что главный ресурс их предприятия - сотрудники, и именно от них зависит эффективность работы организации [1].
Но успех компании определяется не только профессионализмом работников, но и их отношением к делу. Здесь на первый план выдвигается феномен лояльности, который в наши дни привлекает всё большее внимание исследователей и практиков менеджмента. Внимание собственников и руководителей различных компаний обращается на показатели лояльности по той причине, что лояльные сотрудники используют все резервы и ре-
сурсы для достижения максимальных результатов в работе. И это оказывает позитивное влияние на результаты работы предприятия в целом.
Растущий интерес к этому явлению также обусловлен тем, что персонал сегодня рассматривается в качестве фактора конкурентоспособности, а верность работников компании - как конкурентное преимущество. Менеджеры видят в укреплении лояльности персонала действенный механизм повышения эффективности организации.
Лояльность персонала сравнительно недавно стала предметом специальных исследований. За рубежом изучению её сущности и опыта практического использования посвящены работы таких специалистов, как