(шУ
№3(6) 2017
Молодой исследователь Дона
УДК 008
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
UDC 008
Д. П. Ашуркин
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Анализируется проблема формирования ценностных ориентаций современной молодежи, выражающих основные цели жизнедеятельности человека. По мнению автора, молодежь занимает немаловажное место в системе общественного производства, так как через молодое поколение происходит передача культурных традиций и социального опыта.
SOME ASPECTS OF VALUE ORIENTATION OF THE YOUTH
D. P. Ashurkin
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
[email protected] The article analyzes the problem of formation of value orientation of modern young people, expressing the main objectives of human life. According to the author, the youth takes an important place in the system of social production, as the transfer of cultural traditions and social practices goes mainly through the younger generation.
Ключевые слова: молодежь, социализация Keywords: the youth, the youth socialization, молодежи, ценностные ориентации, конфликт value orientation, conflict of generations, "value поколений, «ценностный вакуум», vacuum," modern culture.
современная культура.
Введение. С течением лет общество начинает делиться на поколения, что является естественным. У каждого поколения выделяется свой круг интересов. В сегодняшней реальности мы можем наблюдать некий разрыв ценностных идеалов молодежи и старшего поколения. Следовательно, особую актуальность приобретает вопрос формирования у молодежи ценностных ориентаций. Чтобы понять молодое поколение, необходимо дать ответы на следующие вопросы:
• что такое молодёжь?
• чем она отличается от других общественных групп?
• какова роль молодежи в общественном воспроизводстве?
• какое положение эта группа занимает в социальной структуре?
• как строится взаимодействие с другими общественными группами?
Если обратиться к отечественному обществознанию, то можно отметить, что долгое время молодёжь не рассматривалась в качестве самостоятельной социально-демографической группы. Такое выделение противоречило представлениям о классовой структуре общества, а также официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Основная часть. Одно из первых определений понятия «молодёжь» в 1968 г. дал доктор философских наук В. Т. Лисовский: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных
исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1]. Наиболее полное определение сформулировал позднее российский философ и социолог И. С. Кон: «Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и других социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2].
Изучение формирования ценностных ориентаций современной молодежи является весьма актуальной проблемой на сегодняшний день, так как они выражают основные цели жизнедеятельности человека. Автор понимает под ценностными ориентациями социальные установки личности, регулирующие ее поведение. Выбор молодежью ценностных ориентаций зависит от многих факторов, к числу которых можно отнести: культурные традиции, жизненный опыт, приобретенные знания и характер воспитания.
Молодежь представляет собой неотъемлемую часть современного общества, является сложным, самостоятельным социальным механизмом, выступая субъектом разнохарактерных отношений, ставя перед собой цель — развивать свой общественно значимый мир путем взаимодействия со взрослыми, определяя направление совместной деятельности.
Пытаясь выстроить отношения со взрослым поколением, молодежь сталкивается с рядом преград. Первой проблемой во взаимодействии является отсутствие общих идеалов. Ярче всего эта проблема проявляется в приверженности к тем или иным кумирам. Современный молодой человек все чаще становится приверженцем голливудских героев, а его родители, в свою очередь, остаются поклонниками звезд прошлого. В связи с этим возникает ряд моральных, эстетических и бытийных разногласий.
Существует еще одна проблема взаимодействия с молодежью — разность горизонтов. Взрослое поколение видит свое будущее на 15-20 лет вперед, а младшее мыслит с перспективой в 40-70 лет. В этом проявляется одна из самых серьезных проблем, которая может являться преградой осуществления коммуникаций поколений.
Стоит принять во внимание и чрезмерную инфантилизацию молодежи. Примером этого могут служить молодые люди, которые до тридцати лет живут с родителями, не создают семью, не могут найти работу. Живя с родителями, молодые люди пользуются всеми благами, которые были накоплены старшим поколением. Согласно данным социологической статистики, 80 % девушек в возрасте до 25 лет знают многие рестораны своего города, однако сами не умеют готовить, а 80 % юношей этого возраста видят себя среди людей, которые носят костюм, часы с хронометром и работают в офисе.
Важно заметить, что конфликт поколений начинается с семьи. Следовательно, центром конфликта является отсутствие прямого диалога между родителями и детьми. Для решения данной проблемы в каждой семье должен выдвигаться вопрос: какой мой ребенок? Чтобы дать ответ на данный вопрос родители должны осваивать новые площадки для общения. В современных условиях социальные сети должны входить в перечень площадок взаимодействия родителей и детей.
Важно понимать, что молодое поколение — это общественная группа, которая содержит в себе формат и характер будущего. В данном аспекте требуется уделить особое внимание
«социализации», процессу формирования личности молодого человека.
С точки зрения А. М. Караева, под социализацией можно понимать процесс освоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Ученый выделяет в социализации несколько аспектов. Согласно одному из них, социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Второй аспект социализации касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других людей, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями [3]. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.
Можно выделить два основных направления социализации, существующих в наше время, которые зависят от степени развитости чувства целого и силы духа. Молодое поколение, воспитанное на образцах традиционной культуры, сталкивается с противоречиями, разворачивающимися на ментальном уровне, между осознаваемой реальностью и культурными стереотипами восприятия мира. Обладая достаточно развитым чувством целого, человеку такого типа легче соотнести свои действия с осмысленной целостной картиной мира.
Для поколения, растущего вне классической европейской культуры, наиболее характерен конфликт, возникающий на поведенческом уровне. Человек данного типа познает жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая только тех людей, с действиями которых он имеет некоторое сходство. Как правило, такие люди обладают высокой скоростью постижения жизни и наработки навыков ориентирования в круговороте событий. Резкое неприятие новой, неизвестной формы поведения очень часто располагает молодого человека к выбору преступного пути, чему способствует размытость и релевантность ценностных идеалов, отсутствие чувства меры и норм жизнедеятельности.
Если в обществе действуют общепризнанные социальные нормы, то они, как правило, выступают в качестве основных установок на поведение. Вместе с их разрушением происходит разрушение социального порядка.
В ситуации «ценностного вакуума», который характеризуется рассогласованностью и фрагментарностью ценностных регуляторов, индивид не имеет ярко выраженной единой системы поведения, а руководствуется постоянно меняющимися от случая к случаю убеждениями.
Рассогласованность ценностного мира приводит к смешению противоречащих друг другу норм и идеалов. Формируясь в условиях существенной трансформации ценностных идеалов и представлений, молодежь сталкивается с возникающими противоречиями между желаемыми целями и отсутствием возможностей для их реализации через социокультурные и правовые нормы.
В современных условиях перед молодежью особо остро встает проблема самостоятельного выбора между добром и злом без какой-либо опоры на авторитет. Возможно, что именно это становится причиной возникновения и распространения широкого спектра различных субкультур. В культуре современной молодежи в России можно обнаружить как элементы субкультуры, так и контркультуры.
В качестве основной характеристики субкультуры можно выделить явление субъективной неопределенности, размытости ориентиров, безразличное или негативное отношение к общепринятым ценностям. Так, у большого числа молодых людей, обладающих общностью
групповых интересов, стилем жизни и поведения, не наблюдается ярко выраженной личностной идентификации, преобладают поведенческие стереотипы, способствующие деперсонализации установок.
В экзистенциальном преломлении позицию отчуждения можно рассматривать как в отношении к социуму, так и в контркультурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение может выражаться в апатичном отношении к политической жизни общества, что проявляется в конформном принятии позиции наблюдателя. Но стоит заметить, что эмоциональностью, легковерностью и психологической неустойчивостью молодых людей может воспользоваться политическая элита в борьбе за власть.
Заключение. Современное общество обязано создавать благоприятные условия для становления молодого человека, обеспечив его всем необходимым для социализации во всех сферах общественного бытия, по всем векторам современной жизни. Стоит обратить внимание на новые каналы социализации молодого человека, которые приобрели активное развитие в XXI веке (СМИ и Интернет). Телевидение, реклама, игровые технологии должны использоваться в качестве мощных каналов социализации. Для налаживания работы такого канала необходим диалог власти и бизнеса. Должен быть сформирован новый формат отношений между старшим поколением, учебными заведениями и молодым человеком. В рамках данного треугольника видится необходимым способствовать развитию творческого потенциала, формировать ценностные ориентации молодого человека и направлять его физическое, психическое и нравственное развитие.
Библиографический список.
1. Руткевич, М. Н. Социология образования и молодежи / М. Н. Руткевич. — Москва : Гардарики, 2002. — 237 с.
2. Хуажев, М. А. Идеи справедливости в современной социологии молодежи / М. А. Хуажев // Вестник Адыгейского гос. ун-та. — 2010. — № 2 (59). — С. 70.
3. Караев, А. М. Социализация молодежи : методологические аспекты исследования / А. М. Караев // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2005. — № 3. — С. 124-128.