ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 37.061
Н. В. Пигаленкова
ЦЕННОСТНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье автор раскрывает проблемы, стоящие перед современной молодежью, дает оценку ценностным и духовным ориентирам молодежи и отвечает на вопрос: что делать?
In the article the author reveals the problems facing the modern youth, provides assessment of value and spiritual orientations of youth and answers the question: what to do?
Ключевые слова: молодежь, кризис, ценностные ориентации.
Keywords: youth, crisis, value orientation.
Куда движется современная российская молодёжь? Какой багаж ценностей и установок несут молодые люди в новую жизнь? С какими духовными ориентирами они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? В каком направлении нужно двигаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
В последнее время средства массовой информации пестрят сообщениями о пресловутом финансовом кризисе. Общеизвестно, что экономический кризис общества чаще всего сопровождается кризисом ценностных ориентаций. Устойчивое экономическое, политическое, финансовое развитие страны зависит, прежде всего, от социального фактора, а именно от человеческого потенциала, активной части населения. Постараемся выявить предпочтения и приоритеты современного молодого поколения.
1. Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей. В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально-нравственных норм, отсутствия чётких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценно-
стных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличию, социальной пассивности.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодёжи проявляется в её отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодёжь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.
Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодёжь, особенно учащиеся, в качестве пользователей Интернета далеко не всегда эффективно их использует. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодёжь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращёнными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своём подавляющем большинстве молодёжь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями - лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.
В стороне остаются устойчивые мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодёжи, как, впрочем, и всему обществу, присущи растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жёсткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.
Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остаётся материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодёжь в основном отдаёт предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Ставится в основном цель зарабатывания денег, причём любым доступным путём, лишь бы этот путь приносил доход, и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.
Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчётливо вырисовывается среди ещё не выработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое, и на первый план выдвинулось такие, как «ты - мне, я - тебе», «успех любой ценой». Прослеживается чёткая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодёжи чётко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.
В отношении семейных ценностей молодёжь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далёкой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надёжные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит всё более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодёжной среде эгоистичный индивидуалистический
настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую степень коммуникативности проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определённый желаемый статус.
2. Что делать? Хотелось бы подчеркнуть, что молодёжь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально-демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т. д.) И в этой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторые довольно успешно адаптировались к рыночной экономике, благодаря чему оказались в частном секторе, а кто-то строит карьеру и в государственном секторе. Другие не могут самоопределиться, выбрать правильный жизненный путь. Наряду с такими качествами, как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм, тесно уживаются грубость, равнодушие, леность, самоуверенность.
Особенности экономики в рыночных условиях хозяйствования таковы, что коренным образом необходимо пересматривать:
■ систему ценностей, позволяющих выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
■ культуру мышления, представляющую собой духовное образование и характеризующую меру социального развития и чувства ответственности;
■ интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надёжность в различных сферах деятельности.
Внимание к формированию ценностей и ценностных ориен-таций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает каждому особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни.
Целенаправленная работа должна вестись и со средствами массовой информации с целью освещения позитивных моментов
образа жизни. Молодёжь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицательные установки и не развивает у неё позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.
На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияют на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции, и формируется иной тип личности.
Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодёжи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счёте, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодёжи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромную роль должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей.
УДК 37.012:379.8.091.4
Л. Г. Рубис
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
В статье представлена секционная работа в подростковом клубе с детьми и подростками, принципы методических занятий в классе и на природе, главные критерии работы с подростками.
The article presents the cell work in the teen club with children and adolescents, principles of teaching lessons in the classroom and in nature, the main criteria of work with teenagers.