УДК 316.346.32-053.6+316.7 ББК С55.325.1+С55.2
Татьяна Николаевна Бояк,
доктор социологических наук, доцент, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
( Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
Особенности культуры современной сельской молодёжи
Научная статья основана на результатах социологического исследования, проведённого автором в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодёжи Бурятии и Читинской области, ныне Забайкальского края. Отмечается важность роли молодёжи в обществе, зависимость процесса формирования и развития культуры сельской молодёжи от комплекса факторов: молодёжный возраст и обусловленные им особенности; тенденции, наблюдающиеся в молодёжной среде современного российского общества; политические, экономические, социально-культурные реалии российского общества в целом, и сельского населения, в частности; особенности жизнедеятельности в условиях полиэтнического региона, определяющие коммуникацию, взаимодействие между представителями разных национальностей, оказывающие влияние на культуру; этнокультурные особенности села. В контексте рассмотрения влияния данных факторов осуществляется характеристика содержания культуры современной сельской молодёжи, освещаются некоторые проблемы, связанные с условиями социализации исследуемой социально-демографической группы, отмечаются актуальные задачи по решению этих проблем.
Ключевые слова: село, сельская молодёжь, культура, ценности.
Тatyana Nikolayevna Boyak,
Doctor of Sociology, Associate Professor, Eastern-Siberian State Academy of Culture and Arts (Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected]
Features of Modern Rural Youth Culture
The article is based on the results of the sociological research conducted by the author among rural youth of Buryatia and the Chita region, now called the Trans-Baikal region, in 2005-2006. The author analyzes the important role of youth in society, the dependence of the process of formation and development of rural youth culture on many factors: youth age and its peculiarities; trends observed in the youth environment of modern Russian society; political, economic, social and cultural realities of Russian society and the rural population, in particular; polyethnic region living peculiarities that define the communication, interaction between the people of different nationalities and influence on culture; ethnic and cultural peculiarities of the countryside. In the context of the impact of these factors, the author characterizes modern rural youth culture, defines some socialization problems of the considered socio-demographic group and emphasizes some actual tasks for solving these problems.
Keywords: countryside, rural youth, culture, values.
Переживаемые современным российским обществом коренные изменения, обусловленные его трансформацией, возвели проблему предназначения молодёжи в этих изменениях в ранг наиболее значимых. Это закономерно определило усиление научного интереса к проблеме молодёжи, молодёжной культуры. В рамках данной статьи речь пойдет о культуре русской сельской молодёжи, проживающей в полиэтническом регионе (на основе анализа результатов социологическо-
го исследования, проведённого автором в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодёжи Бурятии и Читинской области, ныне Забайкальского края).
Село во все времена признавалось хранителем духовно-нравственной, традиционной культуры народа. Русское сельское население является многочисленной социальнотерриториальной, национальной общностью, поэтому от культуры современной русской сельской молодёжи, содержания её духовно-
180
© т. н. Бояк, 2012
нравственных ценностей во многом зависит не только духовная целостность русского сельского населения, но и России в целом.
Культура рассматриваемой группы, с одной стороны, выступает в качестве субъекта социального развития, с другой стороны, определяется объективными условиями социальной среды, предлагаемыми ей моделями социализации. Формирование и содержание культуры современной русской сельской молодёжи полиэтнического региона определяется комплексом факторов.
1. Определенное влияние оказывают та-киефакторы,какпринадлежность ксоциально-демографической группе «молодёжь», культура и ценностные ориентации современной российской молодёжи. В числе основных группообразующих признаков молодёжи можно выделить возраст и обусловленные им особенности социально-психологического порядка. Ещё А. Смит заметил, что каждый возраст отмечен свойственными ему чертами: «В юном человеке мы любим весёлость и живость, обуславливаемые сильными впечатлениями, производимыми нравящимися ему предметами на его нежные и ещё неопытные чувства... Чрезмерная осторожность и неуместная осмотрительность, простительные у стариков, кажутся нам смешными у молодых людей. Мы прощаем молодому человеку его ветреность, легкомыслие или тщеславие, но не переносим этих недостатков у старика» [7, с. 201].
Особенности социально-психологического порядка проявляются, с одной стороны, в ярко выраженной потребности молодёжи в самореализации, самоутверждении, самовыражении, динамичности, способности к быстрому реагированию на все изменения, происходящие в обществе; с другой стороны - в «переходности». «Переходность» как характеристика молодёжи определяет сложность положения данной социальнодемографической группы в обществе: 1) зависимость от родителей, взрослых формирует у значительного числа молодёжи чувство неуверенности, несостоятельности; 2) отсутствие самостоятельности в принятии жизненно важных решений нередко формирует внутренний протест, несогласие молодых с тем, что в вопросах выбора и самоопределения они ограничены чужой, не своей волей, с которой они вынуждены считаться, даже если эта воля не соотносится с потребностями и интересами самой молодёжи; 3) отношение к молодёжи как к неравноправной, социальнонезрелой, неполноценной группе со стороны агентов социализации и общества в целом,
формирует в сознании молодых людей обострённое чувство социальной несправедливости, ущемленности, определяет её заниженный социальный статус. Такое положение, безусловно, не может устраивать молодёжь; поэтому, руководствуясь потребностью в достижении социального статуса взрослого, стремлением к самовыражению, доказательству своей неповторимости, выработке собственного социального статуса, признаваемого окружающими (сверстниками) как значимого, - молодое поколение выдвигает свою культуру, как альтернативную культуре старшего поколения. Культура молодёжи имеет свои специфические черты (стиль жизни, мода, увлечения, манера общения и др.). Эти черты присущи и русской сельской молодёжи, однако имеют свои особенности, определённые условиями села, препятствующими проникновению и распространению среди молодого поколения «новомодных» образцов стиля жизни горожан, прагматических, утилитарных ценностей, негативных элементов, содержащихся в культуре городской молодёжи (агрессивность, экстремизм, аполитичность, отчуждение от старшего поколения, и др.). В целом же, тенденции, наблюдающиеся в молодёжной среде российского общества, выступают одним из факторов, оказывающим влияние на процессы социализации сельской молодёжи, содержание её культуры. В научных работах, посвященных анализу проблем современной российской молодёжи, отмечается значимость в её культуре установки на самореализацию и таких ценностей, как: свобода, независимость, инициативность, самостоятельность, образование, профессиональная реализация, материальное благополучие. Ф. И. Минюшев пишет, что доминирующими целями в жизни молодёжи являются деньги, образование, профессия, деловая карьер, удовольствия [3, с. 64-71]. В то же время в культуре российской молодёжи сохраняется ориентация на нравственные ценности: «в России сформировался новый тип личности молодого человека. Он сочетает в себе свойства интеллигентного человека, ориентированного на нравственные ценности, с деловой, предпринимательской культурой» [10, с. 61]. Результаты нашего исследования среди русской сельской молодёжи свидетельствуют о том, что в числе её смысложизненных ориентиров «очень важными» являются: хорошая семья - 85,7 %, доброе имя, уважение окружающих - 76,9 %, любовь -
73,4 %, хорошее образование - 73,2 %, дружба - 72 %, реализация в профессиональной сфере - 69,1 %, устроенный быт, фи-
нансовое благополучие - 66,1 %, личностная реализация - 63,9 %, независимость - 63,2 %, образованность, высокая нравственная культура, интеллигентность - 56,3 %, гармония с самим собой, душевное равновесие -
53,7 %. Значимыми моральными качествами для опрошенной нами молодёжи также являются: уважение к родителям, старшим поколениям - 75,8 %, трудолюбие - 74,5 %, честность, справедливость - 70,7 %, доброта, милосердие - 69,7 %, порядочность - 64,9 %, ответственность - 64,2 %, терпимость, стремление понять другого - 53 % и др. Можно сказать, что ценности, актуальные для российской молодёжи, являются значимыми и для сельской молодёжи. Однако в условиях села духовно-нравственные, общечеловеческие ценности в ориентациях молодёжи в целом более выраженно преобладают над утилитарными, прагматическими. Только 9,8% от числа опрошенной сельской молодёжи считает, что политика государства должна быть направлена на распространение утилитарных ценностей.
2. Большая роль в формировании культуры молодёжи принадлежит государству, другим элементам политической системы общества. Вырабатывая и осуществляя соответствующую политику, проводя те или иные реформы, государство воздействует на сложившуюся систему ценностей: стимулирует развитие одних ценностей, сдерживает или препятствует распространению других. Можно сказать, что государство направляет социализацию своих граждан в процессе решения задач, стоящих перед ним, в рамках реализации своих функций. Характер, направленность политики в сфере воспитания и образования во многом определяют содержание культуры молодого поколения.
Государство во многом определяет идеологию общества. Процессы реформирования российского общества, ориентированные на формирование гражданского общества, правового государства, внесли изменения в его жизнедеятельность. Получили развитие демократические принципы в политической системе, частнособственнические, рыночные отношения. Более выраженной стала социальная дифференциация по различным признакам. Актуализация свободы усилила потребности граждан и сельской молодёжи, в частности, в самореализации, самоутверждении, обретении независимости. Поэтому для сельской молодёжи сегодня важно реализоваться не только в семье, но и на работе, как личность, профессионал. Одновременно с этим усиливается моральная ответствен-
ность молодёжи за свои действия, расчёт на самого себя в решении жизненных проблем и задач. Как показали результаты исследования, большинство опрошенной нами сельской молодёжи в регулировании своего поведения руководствуется собственными убеждениями, основанными на разуме -
57,8 % и совести - 43,8 %. Это значит, что у современного молодого поколения вполне высокий уровень моральной саморегуляции: оно самостоятельно в нравственном выборе, осознает собственную ответственность за совершаемые моральные действия. Однако формирование гражданского общества в России находится на начальном этапе. В силу этого идеалы и ценности гражданского общества пока не получают должного закрепления и распространения в его жизнедеятельности. Характер изменений пока является противоречивым, имеет положительные и отрицательные стороны. Низкий жизненный уровень сельского населения не способствует удовлетворению возросших потребностей сельской молодёжи в самореализации. Сложный характер социальных процессов, помноженный на отсутствие в обществе единой идеологии, противоречивость влияния на социализацию молодёжи средств массовой информации, пропагандирующих, с одной стороны, ценности гражданского общества, с другой стороны - худшие антигуманистические образцы массовой культуры, - факторы, негативно отражающиеся на процессах формирования молодёжной культуры. Идеологическая неопределённость вносит в характер формирования духовно-нравственных ценностей молодого поколения, его культуры элемент стихийности, противоречивости. Идеологический плюрализм предполагает осознанный, самостоятельный выбор человеком ценностных ориентиров. В ситуации сосуществования в обществе многих самых разных ценностей (материалистических и общечеловеческих, западных и отечественных, советских и постсоветских), отсутствия единого социально одобряемого идеологического ориентира, выбор необходимых для человека ценностей осуществить крайне сложно. Особенно сложным этот выбор становится для молодёжи, находящейся в стадии активной личностной социализации. Поскольку в условиях идеологической неопределённо-сти, отсутствия чёткой стратегии развития общества функции институтов социализации личности как механизмов, направляющих процесс самоопределения и помогающих молодёжи осуществить выбор необходимых для неё ценностей, - существенно ослаблены и
разбросаны, то данный выбор и ответственность за него возлагается на саму молодёжь. Процесс самоопределения, нахождения своего «я» в многообразном ценностном мире без внешней направляющей помощи ведёт к неоднозначности его результатов. В одном случае этот процесс оборачивается распространением в молодёжной среде девиантных, делинквентных форм поведения,асоциальных, аморальных ценностных установок, деструктивных, противоречивых процессов в ценностном сознании и поведении. В другом случае ценностное сознание молодого человека начинает ориентироваться на разные, порой противоречащие друг другу ценности: одновременно на советские и постсоветские, дорыночные и рыночные, материальные и духовные. Ценностные ориентации приобретают противоречивый, неустойчивый характер в смысле степени преобладания одних ценностей над другими.
Необходимость скрепления общества единой идеологией в ценностном ориентировании личности - важная социальная задача. При этом данная идеология не должна препятствовать развитию гражданского демократического общества и интересов, потребностей личности, составляющих его.
Социальная природа сельской молодёжи заключена в двуединстве, которое выражается в том, что она является, с одной стороны, частью общей социально-демографической группы - «молодёжь», с другой - элементом сельской территориальной общности. Последнее является главным фактором, определяющим видовое своеобразие социальной природы сельской молодёжи, так как её формирование и развитие протекает в селе.
Поэтому категория «сельская молодёжь» в нашем исследовании включает в себя молодых людей, обладающих общими характерными для всей молодёжи возрастными, психофизиологическими характеристиками, но отличающихся специфическим образом жизни, вытекающим из особенностей жизнедеятельности населения села (как социальнотерриториальной общности).
Основываясь на методологических концепциях отечественных социологов, выявляющих характерные черты села и сельской молодёжи, выделим некоторые специфические особенности культуры сельской молодёжи (складывающиеся из многих признаков, основой которых являются различия между селом и городом). [1; 2; 4; 5; 6; 8; 9]. В выделении специфических особенностей сельской молодёжи мы, главным образом, будем опираться на понимание этого вопроса такими
исследователями, как И.Т. Гуцу, С.И. Плаксий [1, с. 11-15].
3. На формирование культуры сельской молодёжи, её специфических черт оказывают влияние особенности социальноэкономического, социально-бытового, социально-культурного, социально-психологического порядка, обусловленные средой села. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Социально-экономические условия жизнедеятельности сельского населения. На образ жизни сельской молодёжи накладывают отпечаток более трудные, чем в городе, социально-экономические условия развития села, которые характеризуются разрушением существовавших ранее производственных отношений, резким падением жизненного уровня населения. Только 25,5 % от числа опрошенной нами сельской молодёжи в той или иной степени удовлетворено своим материальным положением.
Более низкие (в сравнении с городом) социально-экономические условия жизнедеятельности села сказываются на характере труда, который относительно города характеризуется: меньшей его развитостью и меньшим разделением труда; малой механизацией труда, обусловленной более низкой материально-технической базой; преобладанием большей доли ручного труда; преобладанием физического труда над умственным (меньшей долей интеллигенции, большей -рабочих и крестьян); меньшей долей квалифицированного труда (специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование), преобладанием числа лиц с невысоким уровнем образования (неполное среднее, среднее); ограниченностью сфер приложения труда и потому ограниченными возможностями выбора профессии, работы и более высокой безработицы сельской молодёжи; более низким уровнем организации труда и более тяжелыми её условиями; меньшей организованностью и концентрацией людей по месту их профессиональной деятельности (одной площади); меньшей нормированностью, уре-гулированностью рабочего времени.
Труд сельской молодёжи, по сравнению с городской, характеризуется: более ранней возрастной включенностью сельской молодёжи в процесс труда; большой степенью сочетания производственного труда с трудом в домашнем (подсобном хозяйстве); значительно большей определённостью характера труда сельской молодёжи сезонностью работ; большей связью молодёжи с землёй, природой в процессе труда.
Неблагоприятные социально-
экономические условия, низкий жизненный уровень сельского населения лишает молодёжь возможности активной социальнокультурной связи с «внешним миром» (соседними селами, городом, регионом и т. д.), что приводит её «к изолированности», обособленности. Как известно, «изолированность» в любом её проявлении способствует скорее дальнейшей деструктивности, усугублению создавшегося кризисного положения общества, нежели выходу из него.
Сложные социально-экономические реалии российского общества и села в частности отрицательно влияют на жилищные, бытовые, духовные, культурные условия жизнедеятельности молодёжи, препятствуют реализации её жизненных планов, вносят в культуру, процесс её социализации, формирования ценностных ориентаций определённые сложности, деструктивные тенденции, препятствующие интеллектуальному, духовно-нравственному, психофизиологическому развитию личности. Поэтому в культуре современной сельской молодёжи получили распространение такие негативные процессы, как: снижение репродуктивной функции, миграция, ухудшение физического здоровья, социально-психологического самочувствия, неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, безработица, пьянство, оскудение основ нравственной культуры поведения. Более 30 % опрошенных нами молодых людей допускает употребление в речи бранных выражений, нецензурной лексики, грубую прямолинейность, нетактичность в общении; более 40 % опрошенных считает допустимым в поведении руководствоваться принципом «око за око, зуб за зуб».
Преодоление данных негативных процессов прямо зависит от успешности решения задачи социально-экономического развития села.
На характер жизнедеятельности сельской молодёжи влияют и социально-бытовые, социально-культурные особенности села, отличающиеся от города меньшей долей свободного времени и большей ограниченностью способов его проведения; в связи с падением жизненного уровня сельского населения и отсутствием в селах профессиональных учебных заведений - меньшей возможностью для получения профессионального образования и повышения квалификации; меньшей возможностью потребления духовных и материальных благ, в связи с отсутствием в селе театров, музеев, менее развитой сети предприятий, здравоохранительных, культурно-
просветительных учреждений, транспорта, общественно-бытового обслуживания; более неблагоприятными жилищно-коммунальными условиями.
В то же время жизнедеятельность сельской молодёжи отличается: большей рутинностью, трудоёмкостью и занятостью сельской молодёжи в домашнем (личном подсобном) хозяйстве; более медленным проникновением в быт сельской молодёжи различного рода нововведённых ценностей, «веяний современности»; большей распространённостью соседских отношений, родственных форм общения; большей значимостью и укоренённостью в быту традиций, ценностей народной культуры (обрядов, религии и т. д.); большей значимостью домашнего очага (поэтому сельская молодёжь в большей степени, чем городская, привязана к дому); большим «контролем» за поведением членов данной социальной группы со стороны сельской общины, что обусловлено тесными контактами между жителями села и малой плотностью населения; большей количественной средней величиной сельской семьи и более расширенными её функциями, прежде всего, в воспитании.
Социально-культурная сфера современного села сегодня нуждается в особом внимании со стороны государства. её роль в процессах социализации личности, формирования культуры молодого поколения является очень важной. Между тем многие учреждения культуры на селе находятся в состоянии «выживания - вымирания». Только
24,4 % от числа опрошенной нами сельской молодёжи удовлетворено качеством своего досуга.
Социально-психологические особенности образа жизни сельской молодёжи также могут рассматриваться в сравнительном аспекте (выявлении различий между сельской и городской молодёжью) и определяться следующими факторами: малой плотностью населения, оказывающей значительное влияние на характер как внутригрупповых, межгрупповых контактов, так и мировоззренческого, личностного развития; более слабыми социальными контактами как внутри отдельной группы, так и общности в целом; большей значимостью взаимоотношений между жителями села (соседями, родственниками); большей связью (близостью) с природой, придающей образу жизни сельской молодёжи более размеренный ритм и способствующей формированию эмоциональночувственной подвижности; большей значимостью общественного мнения, обусловленной
распространённостью внутригруппового «контроля» и тесными связями между жителями села; локальной замкнутостью села, ограничивающей формы общения и контактов; простотой форм общения, обусловленной тесными связями, контактами между жителями села, значимостью семейно-родственных отношений; большей ролью семьи в формировании ценностных ориентаций личности; национальным составом жителей деревни, особенностями исторического, культурного прошлого села (корней), степенью укоренённости и спецификой народных традиций, этнокультурных связей как внутри молодёжной группы, сельской общины, так между соседними селами.
4. Большую роль в культуре русской сельской молодёжи рассматриваемого полиэтнического региона играют этнокультурные особенности села (религия, традиции, обряды, история, убеждения и т. д.). Они сложились на базе исторического прошлого русского населения страны, но вместе с тем определяются локальными, этнокультурными особенностями функционирования русских в условиях региона. Преломляясь как в индивидуальном, так и в общественном сознании молодёжи, этнокультурные особенности в конечном счете и определяют национальное своеобразие русского села в целом и молодёжи в частности как носителя этого своеобразия, неповторимости, самобытности, подлинно-духовных ценностей.
Сохранение этнонациональных ценностей в культуре современного села является важным фактором формирования ориентации сельской молодёжи на духовнонравственные, общечеловеческие ценности. Результаты исследования позволяют заметить, что современная сельская молодёжь ориентирована на сохранение этнонациональных ценностей. Она положительно относится к народным праздникам - 91,6 %, испытывает потребность в приобщении к их традициям - 81,8 %.
Однако процессы приобщения молодёжи к этнонациональным ценностям сегодня являются неоднозначными. С одной стороны, наблюдается рост национального самосознания российских граждан, усиливается значимость этнонациональных ценностей в социализации молодёжи. С другой стороны, распространение в обществе принципов прагматизма, эгоизма, индивидуализма, антиценностей негативно отражается на характере приобщения современной молодёжи к ценностям этнонациональной культуры, не способствует сохранению самобытности
культуры русского сельского населения (для которой характерен примат духовного над утилитарным, прагматическим) и во многом обуславливает негативные процессы, наблюдающиеся в её среде. Немалая часть опрошенной русской сельской молодёжи уже сегодня ощущает угрозу для своей национальной культуры - 41,8 %.
5. Определённое влияние на формирование культуры современной сельской молодёжи оказывает полиэтническая среда региона. Результаты исследования позволили заметить, что в условиях полиэтничной среды усиливается работа национального самосознания молодёжи, более выраженной становится её потребность приобщения к эт-нонациональным ценностям своего народа, более важное место эти ценности приобретают в ориентациях молодёжи. При этом тесный характер контактов между людьми разных национальностей не способствует возникновению национальных противоречий (только 13,3 % от числа опрошенной нами сельской молодёжи испытывает существенные трудности в межэтническом общении). Однако важным условием гармоничной межэтнической коммуникации является присутствие в национальном характере участников межэтнической коммуникации таких важных черт, как: дружелюбие, открытость, сдержанность и уважение к культурам других народов. Эти черты национального характера, воспитываемые с раннего детства, закрепляются в моральном сознании отдельного человека или этнической группы и позволяют сохранить гармонию межэтнических отношений в условиях полиэтнического региона. Многое также зависит от продуманной национальной политики государства и региона.
Перечисленные факторы не являются, конечно, исчерпывающими при выявлении специфики культуры сельской молодёжи, а лишь позволяют выделить наиболее характерные черты её жизнедеятельности. Следует отметить, что расчленение этих факторов весьма условно и поэтому не предполагает их независимости друг от друга. В реальной жизненной практике они связаны, так что подобное членение, возможно, и имеет смысл только в рамках теории.
Для развития позитивных и преодоления негативных тенденций, наблюдающихся в культуре современной сельской молодёжи, нужны действенные меры, направленные на сохранение и развитие села: улучшение социально-экономических условий жизни на селе; использование запущенных гигантских территорий для развития сельского хозяй-
ства, скотоводства; предоставление сельской молодёжи возможностей трудоустройства, самореализации на селе; повышение престижа жизни на селе; улучшение социальнобытовых условий жизни, развитие социально-
культурной сферы села; формирование в обществе идеологии, способствующей повышению значимости духовно-нравственных, общечеловеческих, гражданско-правовых ценностей в социализации молодого поколения.
Список литературы
1. Гуцу И. Т., Плаксий С. И. Образ жизни молодёжи современного села. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1984. 190 с.
2. Коллектив колхозников: социально-психологическое исследование / под ред. В. Н. Солбоновского. М.: Мысль, 1970. 287 с.
3. Минюшев Ф. И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди (прогноз социолога) // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 64-71.
4. Осинский И. И. Развитие интеллигенции национальных районов Сибири. М.: Наука, 1985. 193 с.
5. Профессиональная ориентация сельской молодёжи. М.: Экономика, 1973. 95 с.
6. Слепенков И. М. Староверов В. И. Социальный портрет современной сельской молодёжи // Социальный облик сельской молодёжи. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1985. 215 с.
7. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351 с.
8. Староверов В. И. Социальная структура сельского населения СССР на этапе развитого социализма. М.: Наука, 1978. 126 с.
9. Социологические проблемы польского города. М.: Прогресс, 1966. 374 с.
10. Стегний В. Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 61.
Spisok literatury
1. Gucu I. T., Plaksij S. I. Obraz zhizni molodjozhi sovremennogo sela. Kishinev:
Kartja Moldovenjaskje, 1984. 190 s.
2. Kollektiv kolhoznikov: social'no-psihologicheskoe issledovanie / pod red.
V. N. Solbonovskogo. M.: Mysl', 1970. 287 s.
3. Minjushev F. I. Duhovnaja zhizn' molodyh rossijan: chto vperedi (prognoz sociologa) // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija.
1999. № 3. S. 64-71.
4. Osinskij I. I. Razvitie intelligencii nacional'nyh rajonov Sibiri. M.: Nauka, 1985.
193 s.
5. Professional'naja orientacija sel'skoj molodjozhi. M.: Jekonomika, 1973. 95 s.
6. Slepenkov I. M. Staroverov V. I. Social'nyj portret sovremennoj sel'skoj molodjozhi
// Social'nyj oblik sel'skoj molodjozhi. M.: Institut sociologicheskih issledovanij AN SSSR,
1985. 215 s.
7. Smit A. Teorija nravstvennyh chuvstv. M.: Respublika, 1997. 351 s.
8. Staroverov V. I. Social'naja struktura sel'skogo naselenija SSSR na jetape
razvitogo socializma. M.: Nauka, 1978. 126 s.
9. Sociologicheskie problemy pol'skogo goroda. M.: Progress, 1966. 374 s.
10. Stegnij V. N., Kurbatova L. N. Social'nyj portret sovremennogo studenchestva // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 2. S. 61.
Статья поступила в редакцию 14.03.2012 г.