Научная статья на тему 'Социализация молодёжи города и села на Урале: общее и особенное'

Социализация молодёжи города и села на Урале: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / СЕЛО / МОЛОДЁЖЬ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУД / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ АССИМИЛЯЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / CITY / VILLAGE / YOUTH / FAMILY / SOCIALIZATION / WORK / EDUCATION / SOCIAL AND SETTLEMENT ASSIMILATION / VALUES AND LIFESTYLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлов Борис Сергеевич, Козлов Вадим Николаевич, Бердник Людмила Павловна

В статье рассматриваются актуальные проблемы процесса социализации городской и сельской молодёжи на Урале в контексте социально-поселенческой ассимиляции. Авторы анализируют особенности городского и сельского образа жизни родительских семей, социально-экономические детерминанты взросления подростков, место и значение социального окружения в становлении поколенческой культуры и жизненного самоопределения молодых уральцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of young generation in towns and villages in the Urals: general and special

The article discusses the current problems of the socialization process of urban and rural youth in the Urals in the context of socio settlement assimilation. The authors analyze the characteristics of urban and rural lifestyles of parent families, the socio-economic determinants of maturing of teenagers, the place and importance of the social environment in the development of generational culture and life of self-determination of young Urals.

Текст научной работы на тему «Социализация молодёжи города и села на Урале: общее и особенное»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 145—149.

УДК 316.34/.35

ББК 60.54

Б. С. Павлов, В.Н. Козлов, Л.П. Бердник

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ ГОРОДА И СЕЛА НА УРАЛЕ:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В статье рассматриваются актуальные проблемы процесса социализации городской и сельской молодёжи на Урале в контексте социально-поселенческой ассимиляции. Авторы анализируют особенности городского и сельского образа жизни родительских семей, социально-экономические детерминанты взросления подростков, место и значение социального окружения в становлении поколенческой культуры и жизненного самоопределения молодых уральцев.

Ключевые слова: город, село, молодёжь, семья, социализация, труд, образование, социально-поселенческая ассимиляция, ценностные ориентации, образ жизни.

Постановка цели и задач воспитания жизнеспособного и самосохраняющего поколения - проблема, которая требует к себе пристального внимания не только родителей, но и специалистов в области экономики, экологии и валеологии, социальной психологии, социологии молодежи, экономической демографии. В условиях процесса урбанизации необходимо создавать такие социально-экономические и педагогические технологии демографической политики, которые были бы способны формировать жизнеспособное и жизнестойкое поколение молодых россиян [1].

Одним из механизмов урбанизации общества является социально-поселенческая ассимиляция, предполагающая сближение образа жизни различных больших и малых социальных групп, проживающих в разных типах поселений. В широком смысле под понятием «ассимиляция» (от лат. аввшиЫю - уподобление, слияние, усвоение) понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности.

Наиболее рельефно имеющиеся социально-поселенческие различия в России отражены в понятии «село-город». Основные ассимиляционные изменения населения предопределяются, прежде всего, процессами, идущими в молодёжной части социума и проявляются в трансформации образа жизни поколений «отцов и детей».

В представленной статье нами использованы материалы ряда комплексных региональ-

ных исследований по проблемам жизнедеятельности сельских и городских семей на Урале, их роли в подготовке детей к вступлению во взрослую жизнь. Конкретно-социологические исследования проводились авторами в 2008-2013 гг. в Институте экономики УрО РАН на базе ряда городов и сельских поселений Урала.

В 2008 г. - в 7-ми городах и 14 сельских поселениях Пермской, Свердловской и Челябинской областей по авторским анкетам опрошено пять категорий респондентов: а) учащиеся средних и старших классов городских школ 900 чел.; б) учащиеся средних и старших классов сельских школ — 540 чел. в) родители опрошенных учащихся городских школ - 770 чел. — «Молодёжь-1».

В 2009 г. - опрос 680 студентов старших курсов технических и гуманитарных факультетов УГТУ- УПИ о причастности молодых людей к религиозной культуре - «Молодёжь-2».

В феврале-марте 2013 гг. - был проведен социологический опрос 510 учащихся средних и старших классов 15 общеобразовательных школ Кировского района г. Екатеринбурга и 300 учащихся 9 школ ЗАТО «Лесной» Свердловской области, связанный с анализом процессов социализации и подготовки молодых горожан к будущей взрослой жизни (юноши — 46%, девушки - 54%) - «Молодёжь-3».

Прежде всего, отметим, что особенности сельского образа жизни (в отличие от городского) связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью их жизнедеятельности ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем в городе, условиями труда; малыми возможностями для профессионально-трудовой мобильности селян; большой слитностью тру-

да и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах. Так, работа на приусадебных участках, в саду и огороде на Урале занимает буквально полжизни селян (в среднем около 180 дней в году); набор занятий в свободное время сравнительно ограничен.

Нашим юным респондентам в ряде уральских городов и сёл «Молодёжь-1», а также в больших и малых городах (Екатеринбурге и Лесном - «Молодёжь-3») задавался вопрос: «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых важных для Вас» — нами были получены следующие ответы - (табл. 1).

Наиболее предпочтительные жизненные ценности, к которым, по мнению молодых горожан и селян, может стремиться молодой человек (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в 2008 г. - опрос 900 городских и 570 сельских подростков: в 2013 г. - опрос 510 подростков г. Екатеринбурга и 300 подростков - ЗАТО «Лесной»).

Прежде всего, не может не удивлять практическая идентичность в распределении ответов у юных горожан и селян в опросе 2008 г. Разница по различным позициям в пределах статистической погрешности. Подобную схо-

жесть в ценностных ориентациях мы связываем, по преимуществу, с воздействием на молодёжь единого в городе и селе информационно-идеологического поля, создаваемого Интернетом телевидением, радио и другими СМИ. Пятилетний лаг, прошедший между опросами («Молодёжь-1» и «Молодёжь-3»), практически не изменил структуру ценностных ориентаций учащихся в сфере материального благосостояния, но несколько повысил претензии и ожидания молодых горожан в сфере духовной жизни («друзья», «досуг», «польза людям», «доброе имя») [2, 3].

Попытаемся ответить на вопрос, в какой мере сегодня родительские семьи «зажигают в детях жажду серьёзного труда». Взрослая жизнь — это не только возрастной период, но и участие в труде, и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе, семейной, даже в том случае, когда сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного (с медицинской точки зрения) риска. Обратимся к результатам опроса «Молодёжь-1». Ответы на вопрос «Умеете ли Вы выполнять (более или менее «сносно») следу-

Таблица 1

Жизненные ценности, к которым следует стремиться Группы учащихся

«Молодёжь-1» «Молодёжь-3»

город село Екат-г Лесной

Хорошая семья и дети 87 88 Н.Д.* н.д.

Хорошие родители н.д. Н.д. 57 62

Хорошее здоровье 68 70 72 78

Хорошие товарищи, верные друзья 66 54 81 77

Любимая работа, успешная деловая карьера 68 67 н.д. н.д.

Возможность обучения в ВУЗе на любимую профессию н.д. н.д. 68 69

Возможность самому зарабатывать деньги для собственных нужд Н.д. н.д. 61 51

Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 46 52 47

Хорошие жилищные условия 42 46 40 49

Сознание того, что приносишь пользу людям 23 25 31 30

Содержательный, интересный досуг 27 20 47 44

Порядочность, совестливость, доброе имя 23 23 30 33

Чувство безопасности от насилия, воровства н.д. н.д. 29 29

Вера в Бога н.д. Н.д. 21 13

* Вставка «н. д.» обозначает, что этот пункт вопроса не был включён в анкету соответствующего опроса.

ющие работы?» показали, что 47 % современных 16-17-летних сельских девушек (заметим, в недалёком будущем - жён, матерей) умеют «варить борщи, супы», 40 % - «стряпать пироги», 17% - заготавливать варенья, соленья? Да, скорее всего, хорошо для семей их родителей и для будущих их собственных семей. Но посмотрим на эти цифры с другой стороны. По самооценкам наших молодых респонден-тов-селянок, к 10-11—у классу 53 % от общего числа опрошенных - «не научились» варить борщ, 60 % - стряпать пироги и 83 % не умеют заготавливать варенья, соленья. Заметим, что речь шла не о городских девушках, максимально «приближенных» к услугам общепита, а о селянах, «приближенных к земле», к натуральному хозяйствованию.

Как показал опрос «Молодёжь-3», «не перерабатывают» особо в домашнем хозяйстве и городские подростки на Урале.. На вопрос анкеты «Какую работу по дому и саду ты выполняешь регулярно (более или менее постоянно)?» ответы учащихся школ двух уральских городов распределились следующим образом (% от общего числа опрошенных по каждому городу; в числителе - ответы респондентов из г. Екатеринбурга 510 чел., в знаменателе - из ЗАТО «Лесной» - 300 чел.): а) выполнение работ в квартире

- убираю пыль пылесосом -67/64

- мою, чищу посуду -65/66

- регулярно хожу в магазин за продуктами -49/51

- делаю влажную уборку, мою полы -46/46

- готовлю еду (суп, второе блюдо) -32/32

- глажу бельё -27/28

«Интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими поколения [4].

Освоение сельской молодёжью «основ» девиантной субкультуры городских сверстников одна из значимых составляющих процесса социально-поселенческой ассимиляции населения [5]. Небезынтересным представляется выявление нравственно-этические позиций молодых людей в сфере асоциальных проявлений и как они отражаются в социализационном процессе. Известно, что в православии к числу восьми греховных страстей отнесены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Грех для христиан - это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении.

Для того чтобы прояснить представления молодежи о грехе, в исследовании «Моло-дёжь-2» молодым людям задавался вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд, являются грехом?». Вот какие мы получили ответы (% от общего числа опрошенных в группе; в числителе - массив в целом - 680 чел.; в знаменателе - студенты, причисляющие себя к православию - 330 чел.):

а) «тяжкий грех»

- убийство -89/93

- самоубийство -80/84

- аборт -72/78

- проституция -64/72

- измена (жене / мужу) -61/66

- гомосексуализм -52/56

- употребление легких наркотиков -50/63

б) «грех средней тяжести»

- ложь в личных интересах -43/51

- ПЬЯНСТВО -43/50

- употребление матерных слов -25/36

- развод в семье -25/34

- курение -25/33

в) практически «не грех»

- посещение стриптиз-бара - 13/20

- половые отношения до вступления в брак для ДЕВУШКИ -13/19

- половые отношения до брака для -9/13

ЮНОШИ

- сокрытие доходов от налоговой инспекции -12/14

В условиях интенсивных миграционных процессов «село-город», отношения крупных городов (в первую очередь, городов-миллион-ников), с одной стороны, и, с другой, мелких городов и сельских поселений, можно представить как патерналистские отношения «старших» с «младшими братьями» в развитии урбанистической культуры России [6]. А итоги этих отношений не радуют. За последние десятилетия с карты РФ исчезли десятки тысяч сёл, деревень, мелких городов. В «Красную книгу поселений» необходимо вносить ещё тысячи ранее процветавших, а ныне стагнирующих городов, рабочих посёлков, крупных поселений. Заметим, что процесс угасания одних поселений идёт, в подавляющем большинстве своём, на фоне стремительного роста и благоустройства незначительного числа крупных и круп-

нейших городов. Не составляют исключения здесь уральские города-миллионники.

Не вдаваясь подробно в обозначенную проблему (это особое исследование), выскажем своё предложение относительно составления и реализации стратегических планов развития таких «успешных» городов. Наращивая свою красоту, фешенебельность, силу и инвестиционную привлекательность, они («старшие урбанистические братья») не должны забывать о глубинных корнях-источниках такого «всплеска» развития. Другими словами, речь идёт о воссоздании своеобразного института «урбанистического патернализма», т.е., заботы и непреложной ответственности больших городов за «социально-экономическое здоровье» и достойное выживание окружающих их селитебных территорий.

Список литературы

1. Павлов, Б.С. Воспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретические и методические аспекты социально-экономического анализа (на примере Урала) / Институт экономики УрО РАН. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. - 575 с.

2. Павлов, Б.С., Бондарева, Л.Н. О проблемах воспроизводства сельского населения на Урале // Аграрный вестник Урала. - 2013, № 12. - С. 90-94.

3. Козлов, В. Н. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества: Голиковские чтения // Сборник научных трудов - № 5 / Отв. ред. А.Ю. Даванков. - Челябинск: ЧелГУ, 2009.- С. 85-88.

4. Павлов, Б.С. Из школьного в рабочий класс. - М. Советская Россия. 1989. - 240 с.

5. Павлов, Б.С. Над опасным «социальным Придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) // Социологические исследования. - 2013, № 2. - С. 69-80.

6. Берсенев, В.Л., Важенин, С.Г., Павлов, Б.С. Особые грани современной российской экономики и не только // Экономика региона. - 2011, № 1. - С. 264-267.

Сведения об авторах

Павлов Борис Сергеевич — ведущий научный сотрудник Института экономики УрО РАН, доктор философских наук, профессор.

[email protected].

Козлов Вадим Николаевич - профессор кафедры социальной работы и социологии ЧелГУ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник.

[email protected].

Бердник Людмила Павловна - доцент кафедры социальной работы и социологии ЧелГУ, кандидат социологических наук.

[email protected].

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 145—149.

SOCIALIZATION OF YOUNG GENERATION IN TOWNS AND VILLAGES IN THE URALS: GENERAL AND SPECIAL

Boris S. Pavlov

Leading Research Officer, Institute of Economics of UB RAS, Doctor of Philosophy, Professor, pav-

lov_boris@mail. ru

VadimN. Kozlov

Senior Research Officer, Candidate of Philosophical Sciences, Professor of Social Work and Sociology Department, CSU, [email protected]

Ludmila P. Berdnik

Candidate of Sociology, Associate Professor of Social Work and Sociology Department, CSU, , soci-

[email protected]

The article discusses the current problems of the socialization process of urban and rural youth in the Urals in the context of socio - settlement assimilation. The authors analyze the characteristics of urban and rural lifestyles of parent families, the socio- economic determinants of maturing of teenagers, the place and importance of the social environment in the development of generational culture and life of self-determination of young Urals.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: City, village, youth, family, socialization, work, education, social and settlement assimilation, values and lifestyles.

References

1. Pavlov, В. S. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala v regione :teoreticheskie I metodicheskie aspekty socialno-economicheskogoanaliza ( na primere Urala)/ Institut economiki Uro RAN - Ekaterinburg: Institut economiki Uro RAN2014. -575 s.

2. Pavlov, B.S., Bondareva, L.N. О problemah vosproizvodstva selskogo naseleniya na Urale// Agrarnuy vestnyk Urala 2013 № 12. S. 90-94

3. Kozlov, V.N. Molodeg как ctrategicheskiy resurs razvitiya rossiyskogo obchestva. Golikovskie chteniya. Sbornik nauchnyh trudov №5 otv A.Y. Davankov. Chelyabinsk: Chelgu 2009 s 85-88

4. Pavlov, B.S. Is shcoly v rabochiy class - M. Sovetskaya Rossia 1989 240 s.

5. Pavlov, B.S. nad opasnym "socialnym Pridon'em" (o deviantnoy subculture podrostkov)// So-ciologicheskie issledovaniya 2013 №2ы 69-80

6. Bersenev, V.L., Vagenin, S.G., Pavlov, B.S. Osobye grani sovremennoy rossiyskoy economiki I ne tolko // Economike regiona 2011 №1 s 264-367

Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.