Дунаева В.И?
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ РОССИИ
Ключевые слова: российская молодёжь, молодежная среда, система ценностей, социально-психологическая ситуация, развитие личности, общественный прогресс, средства массовой информации, процессы глобализации, институты социализации, системный кризис.
Keywords: Russian youth, youth, values, social-psychological situation, personal development, social progress, mass media, globalization, institutions of socialization, systemic crisis.
Процесс становления современной российской молодёжи происходит в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений, в условиях системного кризиса современного российского общества и его институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии). Наблюдается тенденция подмены ценностей высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной стратегии развития, консолидирующей общество, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи, коммерциализации и негативного влияния СМИ, непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания. Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям, закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации молодёжи (растерянности, апатии, пессимизму молодых людей, их неверию в будущее). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи: нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях. Подобные обстоятельства в формирования ценностных ориентиров молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство.
Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения»2.
В целом, положение молодёжи в российском обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит, и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад»3. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
1 Дунаева Валентина Ивановна - к.соц.н., доцент кафедры «Информационное обеспечение управления и производства» факультета «Вычислительная техника» Пензенского государственного университета. E-mail: inoup@pnzgu.ru
2 Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - М., 2011. - № 3. - С. 125.
Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. - М.: МАКС Пресс, 2014. - С. 42.
Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд»1. Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своими сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.
Другая её сторона показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации.
Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обладая социальными, возрастными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.
В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер. Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, поддерживаемая пассивно-потребительским отношением к культуре. Нельзя не отметить и аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что «когда нужно они вспоминают о нас». Может быть поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха»2.
По результатам опросов Фонда общественного мнения, проведённых в 2014 году 53% молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) -получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования. Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение»3. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.
1 Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. - СПб: ИД «Петрополис», 2013. - С. 80.
2
Фонд общественное мнение российский опрос молодежи от 18-23 июля 2014 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // Социологические исследования. - М., 2014. - № 8. - С. 152.
3 Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - М., 2011. - № 3. - С. 113.
Распределение основных ценностей молодых людей1
1. Деньги 35,3%
2. Образование, профессия 31,4%
3. Получить от жизни больше удовольствий 20,7%
4. Деловая карьера 19,6%
5. Любовь 11,6%
6. Секс 8,3%
7. Мир (чтобы не было войны) 7,8%
8. Семья 7,5%
9. Действия ради будущего России 4,5%
10. Идеалы, вера 2,7%
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2014 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:
- Материальное благополучие.
- Ценность «Я» (индивидуализм).
- Карьера (самореализация).
- Семья.
- Стабильность.
- Свобода.
- Уважение к старшим.
- Бог (вера в Бога).
- Патриотизм.
- Долг и честь.
Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе, экспертами были отмечены следующие антиценности:
- Культ денег.
- Безразличие и индивидуализм.
- Вседозволенность.
- Циничный прагматизм, культ карьеры.
- Крах семьи.
- Социальное иждивенчество.
- Сексуальная распущенность.
Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:
- преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;
- вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами.
Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов проведенных в 2013-2014 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В. Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что «в настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучии в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка»2 (см. табл. 2).
Все нижеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе.
Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к утрате ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде.
В ней, как и в современном российском обществе в целом, однозначно отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм и методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.
1 Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2014 года // Социологические исследования. - М., 2014. - № 10. - С. 119.
2
Социология молодёжи. - М.: Гардарики, 2014. - С. 190-193.
Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде
№ Перечень явлений Отрицательная оценка Равнодушие Положительная оценка
1 Нарушение общественного порядка 79 15 6
2 Национализм 71 14 15
3 Экстремизм 69 16 15
4 Незаконное обогащение 64 19 18
5 Иждивенчество 63 28 9
6 Эгоизм 59 25 16
7 Равнодушие 57 34 9
8 Беспринципность 52 31 16
9 Потребительство 43 39 18
10 Подражание западному образу жизни 43 25 32
11 Праздный образ жизни 37 33 30
12 Приспособленчество 31 28 41
13 Карьеризм 16 22 58
Первая проблема, требующая своего решения, - неразработанность теории и методики духовного воспитания молодежи. Большинство рекомендуемых методик носят характер мероприятий в сочетании с тренингами, тестами. Концептуальная разработка воспитания в значительной степени сводится лишь к сфере школьного воспитания. Целесообразно, чтобы кроме педагогов в разработку идеологии воспитательной работы включились философы, социологи, культурологи, психологи и другие специалисты. Только в результате комплексных исследований, на основе выяснения наиболее общих и сложных проблем можно определить более узкие направления духовно-нравственного воспитания. При этом особое значение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития подрастающего поколения. Только на таком теоретическом фундаменте, при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов, может разрабатываться и осуществляться успешная молодежная политика. Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна проводить и завершать воспитательную работу. В связи с этим непременного решения требует целый спектр в равной степени важных вопросов по поддержке института семьи: необходимость поддержки многодетных семей, семей, относящихся к социально незащищенным слоям населения, семей с детьми с ограниченными возможностями развития. Не стоит забывать и о поддержке семей с одаренными детьми, ждут помощи и совершенно обычные, рядовые семьи, которые и создают базу института семьи нашей страны, при этом особого внимания, на наш взгляд, требуют сельские семьи, чьи проблемы зачастую остаются без внимания. Миссия общества - крепкая семья, с верой, с почитанием духовных семейных традиций.
В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. В последнее время в нашей стране возрос интерес к классическому искусству. Об этом свидетельствуют аншлаги, многочасовые очереди на выставки В. Серова, И. Айвазовского в Москве, переполненные залы на концерты классической, духовной музыки. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции через самые разнообразные формы школьной и внешкольной воспитательной работы. Изучение православной культуры в образовательных учреждениях - это еще одно эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания, которое принесет добрые плоды нашему подрастающему поколению в укреплении системы традиционных ценностей.
Трудно переоценить роль педагога и образования в целом в воспитании гражданина. Можно назвать пять основных методов в данном направлении:
- примеры - личный пример или примеры поступков уважаемых людей;
- объяснение правил и моральных норм - следует не только запрещать, но и объяснять;
- призыв к совести, сердцу;
- этическая среда в образовательном учреждении;
- опыт - оказание помощи нуждающимся в заботе людям, опека животных, и т.п.
Если говорить о конкретных принципах работы педагога в области духовно-нравственного воспитания, то следует обратить внимание на следующие составляющие: развитие мотивации и умения осознавать смысл своих действий (рефлексия), создание доброжелательной обстановки при взаимодействии с учащимися, синтез обучения и воспитания в педагогической практике, межпредметность и ориентированность на ожидаемые результаты.
Всех нас в определённой степени объединяет ощущение кризисности исторического момента, его решающей роли в судьбе всего человечества. Для многих ясно, что Россия находится на историческом переломе. Сейчас по-новому встаёт проблема духовного самоопределения Отечества, ибо духовная культура - не «надстройка», а «базис» материальной цивилизации.