УДК 316.4
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ
© Ирина Геннадьевна КОНДРАТЬЕВА
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, аспирант, кафедра коммуникационного менеджмента, e-mail: [email protected]
Рассматривается одна из важнейших проблем современных гуманитарных наук - ценностные ориентации молодежи. Эмпирической базой для проведения вторичного анализа послужило социологическое исследование ценностных ориентаций молодежи.
В результате анализа были выделены наиболее значимые ценностные ориентации современной молодежи отдельно взятого города, тенденции их изменения. Были сделаны следующие выводы. Во-первых, ведущими социальными ориентирами молодого поколения по-прежнему остаются традиционные ценности: семья, здоровье, любовь. Во-вторых, на протяжении последних лет образование уступает место таким ценностям, как самосовершенствование и профессиональная деятельность. Современные молодые люди стремятся успеть все: они хотят самореализоваться, заняв определенное место в обществе, получив значимый социальный статус, не забывая при этом и о развлечениях. В-третьих, результаты исследования отражают и такую тенденцию настоящего времени, как уход молодежи от реального общения в виртуальную реальность.
Также на протяжении последних семи лет многие представители молодежи интересуются политикой и стремятся быть в курсе ее событий, однако количество таких молодых людей с годами постепенно убывает.
И, наконец, ведущей мотивацией к труду у молодежи остается высокий уровень оплаты, во вторую очередь молодых людей интересует соответствие работы собственным интересам.
Отметим, что в целом устремления молодежи г. Заречный скорее можно охарактеризовать как эгоцентричные.
Ключевые слова: молодежь; социальная идентификация; поведение; ценностные ориентации молодежи; социологическое исследование.
Изучение ценностных ориентаций было и остается одним из важнейших направлений в гуманитарных науках. В связи с актуальностью данной темы нами была определена тема исследования.
В качестве объекта исследования выступила молодежь г. Заречный, предметом исследования стали ценностные ориентации молодых людей. Основная цель данной работы - всестороннее изучение и сравнительный анализ ценностных ориентаций молодежи и тенденций их изменения.
Теоретической базой данной статьи явились труды зарубежных и отечественных социологов, психологов, касающиеся проблем ценностных ориентаций личности [1-6]. Отметим, что теория ценностей как основание социальных действий была предложена после введения этого понятия в социологию Максом Вебером [1]. Ученый определил значимость аксиологического подхода в социологических и философских концепциях. К концепции ценностей обращались И. Кант,
Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Штомпка, А. Шопенгауэр, Н.А. Бердяев и другие фило-
софы и социологи ХХ в. Аспекты взаимосвязи ценностных ориентаций и социального действия поднимались в работах В.Т. Лисовского, С.С. Фролова, А.Г. Здравомыслова.
Сегодня под ценностными ориентациями понимаются разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения. Это позволяет нам говорить о том, что ценностные ориентации осознаются личностью и реализуются в ее жизнедеятельности. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру, основу которой составляют мировоззренческие ценности, связанные с целями жизнедеятельности человека, т. е. определяющие цели и смысл жизни человека. Они же обеспечивают относительно устойчивую направленность интересов и потребностей, а следовательно, и мотивации деятельности индивида.
Процесс формирования, изменения ценностных ориентаций, формирования мировоззрения, так же как процесс социализации, происходит на протяжении всей жизни. Человек формирует собственные ценностные
ориентации, которые могут впоследствии претерпевать изменения под воздействием социокультурной среды, в которой живет индивид.
Перейдем непосредственно к исследованию, которое явилось эмпирической базой для проведения нами вторичного анализа. Его основой послужили данные социологического исследования ценностных ориентаций молодежи. Опрос был проведен специалистами МКУ «ЦСП «Семь-Я» (г. Заречный Пензенской области) в апреле 2012 г. в соответствии с реализацией долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории г. Заречного Пензенской области на 20112013 гг.» [7].
Проводя вышеупомянутое исследование, специалисты центра «Семь-Я» исходили из того, что каждый молодой человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлениям, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях. Таким образом, полученные в рамках настоящего исследования данные позволят создать собирательный образ молодого поколения отдельно взятого города.
Целью исследования было выявление основных ценностных ориентиров представителей молодежи г. Заречного и изучение тенденций их изменения, в нем приняли участие 397 жителей города. Выборка формировалась по возрастному принципу респондентов: от 16 до 30 лет.
В данной статье представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций молодежи, выявленных посредством вышеупомянутого социологического исследования. Научная новизна работы состоит в следующем. В первую очередь нами был выявлен ряд тенденций, характерных для современной молодежи при ранжировании основных ценностей. Также были выделены основные направления жизненных ценностей определенного сегмента молодежи - жителей небольшого города. И, наконец, проведенный нами вторичный анализ социологического исследования поможет сложить представление о наиболее значимых аспектах ценностных ориентаций современной молодежи и тенденциях их развития.
Остановимся подробнее на основной единице данного анализа - жизненных ценностях молодежи. Проанализировав результаты социологических исследований, мы пришли к выводу, что ведущими социальными ориентирами молодого поколения неизменно остаются традиционные ценности, среди них семья, здоровье, любовь, образование. Отметим и то, что год от года ценности семьи и здоровья для молодежи остаются наиболее важными, а вот такие ценности, как любовь и образование постепенно отходят на второй план. Вместе с тем образование уступает место подобным себе ценностям - самосовершенствованию и профессиональной деятельности. Например, процент молодежи, выбравшей в качестве жизненной ценности профессиональную деятельность в 2012 г., по сравнению с 2007 г., увеличился на 8,5 %. Мы предполагаем, что подобная ситуация связана с тем, что у респондентов, имеющих высшее образование, возникали трудности при устройстве на работу. Напомним, что в социологическом исследовании принимали участие молодые люди до 30 лет.
Рассмотрим роль в жизни молодых людей и девушек таких ценностей, как свобода и развлечения. Здесь общепринятое мнение о стремительном завоевании вышеперечисленными ценностями высоких позиций подверглось сомнению. Рейтинг данных ценностей в
2012 г. оказался на несколько процентов ниже рейтингов предыдущих лет. Вопреки распространенному мнению молодое поколение понимает всю важность самореализации, отодвигая на второй план развлечения.
Вместе с тем мы не можем интерпретировать данный результат буквально. Выбор в пользу самореализации вовсе не означает, что молодое поколение не находит время на развлечения. Напротив, современные молодые люди стремятся успеть все, при этом они хотят самореализоваться, найти свое место в жизни, заняв определенное место в обществе, получив значимый социальный статус и т. д.
Рассмотрим еще одну доминирующую жизненную ценность опрошенной молодежи - общение с людьми. Здесь полученные результаты отражают тенденцию настоящего времени - уход молодежи в виртуальную реальность. По сравнению с опросами 2007 г. и 2005 г., опрос 2012 г. подтверждает то, что
реальное общение все меньше интересует молодых людей. Безусловно, за последние пять лет онлайн общение на расстоянии, в частности в социальных сетях, стало для молодого поколения доступнее и привлекательнее, чем общение реальное. Молодым людям нравится создавать желаемые образы на страничках в социальных сетях, слушать музыку, делиться впечатлениями, фотографиями с друзьями из соседнего дома, другого города и даже из другой страны.
Также нами был проведен анализ того, как молодые люди и девушки относятся к политике, выборам и общественной деятельности. Отметим, что блок вопросов о политике, выборах и предпочтительных направлениях деятельности молодежной общественной организации был нацелен на выявление степени социальной зрелости анкетируемых и изучение уровня гражданской активности молодых горожан.
Анализ выбранных утверждений, с которыми респонденты были полностью согласны, ярко продемонстрировал отношение молодого поколения зареченцев к политике как сфере деятельности (табл. 1).
Итак, на протяжении последних семи лет многие представители молодежи интересуются политикой и стремятся быть в курсе событий, однако количество таких молодых людей с годами постепенно убывает. А вот
число молодежи, стремящейся «быть от политики подальше», стремительно растет, они объясняют это тем, что им «скучно и неинтересно». Стоит заметить и то, что процент молодежи, желающей заниматься политикой в будущем, остается относительно устойчивым.
Также остановимся подробнее на таком немаловажном явлении современности, как экстремистские организации, безусловно, в данном контексте нас интересует то, как молодежь относится к их деятельности.
На современном этапе развития российской государственности и демократического общества экстремистские организации рассматриваются в качестве наиболее опасной формы организованной преступной деятельности, реальной угрозы общественной безопасности как составной части национальной безопасности страны.
Суммируя негативное отношение опрошенной молодежи к экстремизму («скорее отрицательное» и «отрицательное»), мы получили численное превосходство над положительными оценками респондентов. Но среди них значительное количество тех, кто затруднился с ответом на данный вопрос. Представляется, что определенная часть молодежи Заречного все-таки еще не осознает действительной опасности экстремизма и основывает свои суждения на недостоверной информации или ложных стереотипах.
Таблица 1
Отношение молодежи к политике, %
Варианты ответов 2012 г. 2007 г. 2005 г.
Политикой надо интересоваться, чтобы быть в курсе событий 71,45 72 79
Политика - это скучно и неинтересно, хотелось бы быть от нее подальше 18,37 16 11
Политика - это очень интересное занятие, я хотел(а) бы заниматься этим в будущем 10,71 12 10
Таблица 2
Главные аспекты при выборе работы: мнение молодежи, %
Главные аспекты работы у молодежи
Варианты ответа 2012 г. 2007 г. 2005 г.
Высокий уровень оплаты труда 45,92 47 47
Соответствие интересам, способностям 21,43 30 25
Комфортные условия труда 11,48 10 7
Престиж профессии 10,28 7,4 7
Сплоченный дружный коллектив 4,08 5,2 6
Возможность принести пользу людям 4,59 5,2 6
Затрудняюсь ответить 6,63 3 2
Другое 1,79 2 2
И, наконец, последний пункт исследования центра «Семь-Я», на котором нам бы хотелось подробнее остановиться в данной статье - это мнение современных подростков относительно главных аспектов работы.
В данном случае вопрос: «Какой аспект работы Вы считаете самым главным?» ставил своей целью определить приоритеты молодежи в качественной оценке рабочего места, будущего или настоящего (табл. 2).
Таким образом, на протяжении последних семи лет ведущей мотивацией к труду у молодежи остается высокий уровень оплаты и лишь во вторую очередь - соответствие работы собственным интересам, реализация своих способностей и задатков. Комфортные условия труда зареченская молодежь ставит выше, чем престижность профессии в обществе. Сплоченный и дружный коллектив также не является существенным критерием при выборе места работы. К сожалению, бескорыстные и благородные мотивы трудового поведения («возможность принести пользу людям») все еще играют крайне незначительную роль среди молодежи Заречного. В
2013 г. более чем в два раза увеличилось число тех, кто затруднился с ответом на данный вопрос.
В заключение отметим, что в целом устремления молодежи г. Заречный скорее можно охарактеризовать как эгоцентричные. Наиболее важными ценностями для молодых людей по-прежнему остаются семья, здоровье и любовь. Исследования, проведенные среди молодого поколения в 2012 г., показали, что, по сравнению с 2007 г. и 2005 г., такие ценности, как любовь, образование, свобода, самостоятельность, развлечение и отдых, общение с людьми, общественное признание постепенно становятся все менее значимыми для молодежи. Исследования также отражают и то, что ценности, носящие альтруистический характер, в настоящее время малозначимы для молодых респондентов, т. к. они все чаще делают выбор в пользу личных интересов, находя при этом определенную выгоду.
Приметой времени можно назвать возрождение в 2012 г. таких ценностей среди молодежи города Заречного, как профессиональная деятельность, возможность самосовершенствования, приобщение к культуре.
Выявленные нами основные ценностные ориентации представителей молодого поколения и изученные (на примере одного города) тенденции их изменения являются составной частью российской действительности в целом, отражают ее специфику.
Именно в молодости происходит важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Во время окончательного формирования мировоззрения молодые люди и девушки принимают те решения, которые в дальнейшем определяют будущее, в их числе выбор профессии, первые шаги к созданию семьи, рождению детей и т. д.
В условиях постоянной пропаганды сомнительных ценностей массовой культуры особенно актуальным становится вопрос влияния рекламы на социальную идентификацию молодых людей. Данную проблему призвана решить социальная реклама, несущая положительные жизненные ценности, призывающая к здоровому образу жизни. Сегодня как никогда важна пропаганда подобных ориентиров и ценностей среди молодого поколения, ведь согласно им современная молодежь будут строить будущее страны.
1. Общая социология / сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; пер. В.Г. Кузьминов; под общ. ред. Н.И. Лапина. М., 2006.
2. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М., 2005.
3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
4. Толмачева С.В., Генин Л.В. Реклама глазами молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.
5. Харитонова Н.Г. Массовая культура и социализация молодежи // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке: сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза, 2003.
6. Филин И.В. Реакция молодежи на процессы, происходящие в современном обществе // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке: сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза, 2003.
7. иКЬ: http://www.zarechny.zato.ru/social-sphere /шитар^еш-уа.
Поступила в редакцию 3.09.2013 г.
UDC 316.4
VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH AND THEIR CHANGE TRENDS
Irina Gennadyevna KONDRATYEVA, Penza State University, Penza, Russian Federation, Post-graduate Student, Communicational Management Department, e-mail: [email protected]
The article considers one of the most important problems of modern human sciences, the value orientations of youth. The empirical base for the author of the secondary analysis was the sociological study of value orientations of young people.
The analysis allocated the most important value orientation of modern youth individual city, their trends. The author has made the following conclusions. Firstly, the leading social orientations of the young generation are still the traditional values: family, health, love. Secondly, in recent years the education gives away the values such as self-improvement and professional activities. Modern young people tend to catch everything: they want to fulfill potential, occupying a certain place in society, having received a significant social status, not forgetting about the entertainment. Thirdly, the results of the study reflect this trend as the care of young people from the real communication in virtual reality.
Also, for the past seven years, many young people interested in politics and seek to be abreast of developments, however, the number of young people over the years, gradually decreasing.
And finally, the leading motivation to work with young people is a high level of payment; in the second place the interests of the young people of their own interests.
It is noted that the overall aspirations of the youth of the city Zarechnyj rather be described as self-centered.
Key words: youth; social identification; behavior; value orientations of young people; sociology research.