Научная статья на тему 'Структура тренировочных нагрузок спортсменов игровых видов на разных этапах многолетней подготовки'

Структура тренировочных нагрузок спортсменов игровых видов на разных этапах многолетней подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE / LOAD / TRAINING PROCESS / PLANNING / TEAM SPORTS / СТРУКТУРА / НАГРУЗКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лалаков Г.С.

В настоящее время в игровых видах спорта наблюдается интенсивное повышение спортивного мастерства, которое в первую очередь связано с усилением конкуренции между различными клубными и сборными командами. Удержание командами лидерских позиций в значительной мере будет зависеть от того, в какой степени система подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва будет учитывать основные тенденции развития современных игровых видов спорта. В данном аспекте особую актуальность, на наш взгляд, имеет разработка общих положений, заключающихся в определении рациональной технологии структурной организации тренировочных нагрузок при подготовке спортсменов-игровиков различного возраста и квалификации, основанной на выявлении критериев, позволяющих оптимизировать необходимые соотношения компонентов тренировочной нагрузки при развитии различных физических качеств, совершенствовании технико-тактических действий. Следовательно, важно определить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленно развивать нужные для игрока качества и оптимизировать процесс подготовки. В работе исследовалось влияние тренировочных нагрузок на функциональное состояние спортсменов игровых видов на разных этапах многолетней подготовки. Показана необходимость соотношения и вариативности компонентов нагрузки, которые в значительной степени определяют ее объем, направленность, а также допустимость к применению. На основе экспериментального материала представлена методология оптимизации многолетнего тренировочного процесса спортсменов игровых видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лалаков Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of training loads for team athletes at different phases of long-term training

Currently an intense increase in sports skills is being observed in team sports, which is primarily due to increased competition between club and national teams. The way how teams can hold their leading positions will largely depend on the extent to which the system of training of elite athletes and sports reserve will take into account the main trends in modern team sports. In this context we believe it is of particular relevance to develop general provisions, consisting in the definition of the rational technology of structural organization of training loads in training of team athletes of different ages and skills, based on the identification of criteria that help optimize the necessary ratios of components of training load, along with the development of various physical qualities and development of technical and tactical actions. Therefore, it is important to determine the extent to which the choice of the optimal ratios of components of training load will help in the purposeful development of the qualities necessary for a player and optimize the training process. The influence of training load on the functional state of team athletes at different stages of the long-term training was studied in the present paper. The findings proved the necessity of the correlation and variance of load components, which largely determine its scope, direction and acceptability for use. On the basis of experimental data the methodology of optimization of the long-term training process of team athletes is presented. The methodology includes: allocation of the most significant properties and qualities that determine the success in competitive activity; selection of objective quantitative criteria for these properties and qualities; examination of the content and structure of techniques in the long-term training. Further development of the concept of rationalization of training loads can involve development of individual training programs, as well as individual correction of training loads during a particular session.

Текст научной работы на тему «Структура тренировочных нагрузок спортсменов игровых видов на разных этапах многолетней подготовки»

СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796.91

Поступила в редакцию 16.12.2014 г.

Г.С. Лалаков

1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

STRUCTURE OF TRAINING LOADS FOR TEAM ATHLETES AT DIFFERENT PHASES OF LONG-TERM TRAINING G.S. Lalakov1

1 Siberian State University of Physical Culture, Omsk

Информация для связи с автором: cousi@mail.ru

Аннотация

В настоящее время в игровых видах спорта наблюдается интенсивное повышение спортивного мастерства, которое в первую очередь связано с усилением конкуренции между различными клубными и сборными командами. Удержание командами лидерских позиций в значительной мере будет зависеть от того, в какой степени система подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва будет учитывать основные тенденции развития современных игровых видов спорта.

В данном аспекте особую актуальность, на наш взгляд, имеет разработка общих положений, заключающихся в определении рациональной технологии структурной организации тренировочных нагрузок при подготовке спортсменов-игровиков различного возраста и квалификации, основанной на выявлении критериев, позволяющих оптимизировать необходимые соотношения компонентов тренировочной нагрузки при развитии различных физических качеств, совершенствовании технико-тактических действий. Следовательно, важно определить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленно развивать нужные для игрока качества и оптимизировать процесс подготовки.

В работе исследовалось влияние тренировочных нагрузок на функциональное состояние спортсменов игровых видов на разных этапах многолетней подготовки. Показана необходимость соотношения и вариативности компонентов нагрузки, которые в значительной степени определяют ее объем, направленность, а также допустимость к применению. На основе экспериментального материала представлена методология оптимизации многолетнего тренировочного процесса спортсменов игровых видов.

Ключевые слова: структура, нагрузка, тренировочный процесс, планирование, игровые виды.

Annotation

Currently an intense increase in sports skills is being observed in team sports, which is primarily due to increased competition between club and national teams. The way how teams can hold their leading positions will largely depend on the extent to which the system of training of elite athletes and sports reserve will take into account the main trends in modern team sports.

In this context we believe it is of particular relevance to develop general provisions, consisting in the definition of the rational technology of structural organization of training loads in training of team athletes of different ages and skills, based on the identification of criteria that help optimize the necessary ratios of components of training load, along with the development of various physical qualities and development of technical and tactical actions. Therefore, it is important to determine the extent to which the choice of the optimal ratios of components of training load will help in the purposeful development of the qualities necessary for a player and optimize the training process.

The influence of training load on the functional state of team athletes at different stages of the long-term training was studied in the present paper. The findings proved the necessity of the correlation and variance of load components, which largely determine its scope, direction and acceptability for use. On the basis of experimental data the methodology of optimization of the long-term training process of team athletes is presented. The methodology includes: allocation of the most significant properties and qualities that determine the success in competitive activity; selection of objective quantitative criteria for these properties and qualities; examination of the content and structure of techniques in the long-term training. Further development of the concept of rationalization of training loads can involve development of individual training programs, as well as individual correction of training loads during a particular session.

Keywords: structure, load, training process, planning, team sports.

Введение. В настоящее время в игровых видах спорта наблюдается интенсивное повышение спортивного мастерства, которое в первую очередь связано с усилением конкуренции между различными клубными и сборными командами. Удержание командами лидерских позиций в значительной мере будет зависеть от того, в какой степени система подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва будет учитывать основные тенденции развития современных игровых видов спорта [1, 8, 11].

В данном аспекте особую актуальность, на наш взгляд, имеет разработка общих положений, заключающихся в определении рациональной технологии структурной организации тренировочных нагрузок при подготовке спортсменов-игровиков различного возраста и квалификации, основанной на выявлении критериев, позволяющих оптимизировать необходимые соотношения компонентов тренировочной нагрузки при развитии различных физических качеств, совершенствовании технико-тактических действий. Следовательно, важно опре-

делить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленно развивать нужные для игрока качества и оптимизировать процесс подготовки.

Цель исследования заключалась в теоретическом обобщении положений построения тренировочных нагрузок у спортсменов игровых видов, в основе которых лежит степень соответствия тренировочных нагрузок возрастным особенностям спортсменов игровых видов.

Методика и организация исследования. Исследования проводились с учетом спортсменов, занимающихся баскетболом, футболом, хоккеем: 9-12 лет - группы начальной спортивной специализации; 13-15 лет - группы углубленной тренировки; 16-18 лет - группы спортивного совершенствования; 19 лет и старше - группы высшего спортивного мастерства.

В каждой возрастной группе в исследовании принимали участие от 50 до 60 спортсменов. Было изучено влияние тренировочных нагрузок с различными соотношениями своих компонентов. В каждой возрастной группе было проанализировано 75 вариантов нагрузок. Из них 30 было направлено на развитие различных видов выносливости, 27 - на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств спортсменов и 18 -на обучение и совершенствование технико-тактических действий, а также на поддержание функционального состояния игроков.

Критериями, позволяющими оценить эффективность использования тренировочных нагрузок различного объема и направленности, служили показатели коэффициента выносливости (КВ), которые представляют собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из приоритетных путей совершенствования учебно-тренировочного процесса спортсменов игровых видов является разработка технологии оперативного и перспективного планирования тренировочных нагрузок на основе изучения срочных адаптационных эффектов, вызываемых тренировочными нагрузками различной направленности [2, 5, 9].

Оптимизация учебно-тренировочного процесса предполагает выбор необходимых тренировочных средств и их рациональной структурной организации. Основными факторами, определяющими содержание процесса многолетней подготовки спортсменов игровых видов, являются закономерности возрастного развития. Структурное соотношение компонентов тренировочных нагрузок конкретного занятия обусловлено педагогическими задачами и характером срочных тренировочных эффектов [4, 6, 11].

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации. Возрастные особенности младших школьников требуют очень внимательного индивидуального подхода к ним. У детей этого возраста более низкий уровень развития наиболее важных психофизиологических функций, чем у подростков. Необходимо отметить, что функциональные возможности юного спортсмена определяются прежде всего состоянием его здоровья и индивидуальными особенностями, которые в значительной степени связаны со спортивным отбором и характером тренировочной работы. Под влиянием тренировки у юных игроков формируются определенные типы энергетического обмена и адаптации функций организма, что находит свое проявление в особенностях приспособительных реакций на различные виды нагрузок [8, 10].

На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленным на развитие физических качеств, на обучение и совер-

шенствование технико-тактического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

- по мере увеличения объема тренировочной нагрузки, а также длительности серии упражнений усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что в конечном счете приводит к снижению ее выносливости;

- тренировочные нагрузки, направленные на развитие общей выносливости, независимо от их величины вызывают снижение уровня функционального состояния скоростных и скоростно-силовых качеств, одновременно ухудшая координационные характеристики движений. Наиболее допустимой тренировочной нагрузкой, развивающей у юных спортсменов общую выносливость, является бег на 2000 м;

- критериями, определяющими степень адекватности тренировочных нагрузок функциональному состоянию организма, можно считать показатели коэффициента выносливости -для сердечно-сосудистой системы; результат прыжка в длину с места - для оценки состояния нервно-мышечного аппарата; способность к дифференцировке усилия - для оценки координации движений.

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе углубленной тренировки. В тренировочном процессе юных спортсменов подросткового возраста возникают большие сложности. Происходит бурное развитие различных систем и функций, идет ускоренное развитие мускулатуры, усиливается деятельность эндокринных желез, обуславливающих плохо предсказуемые реакции на мышечную работу.

Однако в то же время высокого уровня развития достигает суставно-связочный аппарат мышц и сухожилий. Координационные способности и структура мышечных волокон приближаются к таковым у взрослого человека. Повышенная возбудимость центральной нервной системы обуславливает высокий процент ошибочных реакций, снижение пространственных, временных и силовых дифференцировок двигательного действия. Происходит стабилизация общей выносливости и создаются благоприятные условия для развития специальной выносливости при наличии высокой работоспособности и функциональных возможностей систем энергообеспечения. Отмечаются высокие темпы прироста скоростных качеств за счет скоростно-силовых проявлений [10]. Это требует строгого соответствия тренировочных нагрузок функциональному состоянию организма.

На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленным на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

- по мере увеличения объема тренировочной нагрузки, а также длительности выполнения серии упражнений происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, что приводит к снижению ее выносливости;

- наиболее допустимой и целесообразной тренировочной нагрузкой, развивающей у юных спортсменов игровых видов общую выносливость, является бег на 3000 м, не вызывающий значительных отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма;

- коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы можно рассматривать как критерий ее активности и напряженности в обеспечении мышечной деятельности. Чем выше коэффициент выносливости, тем напряженнее деятельность сердечно-сосудистой системы и тем больше расходуется ее потенциал.

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе спортивного совершенствования. К началу юношеского возраста основные физиологические си-

стемы уже достигли своей зрелости. Однако в организме еще происходят существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. Продолжают совершенствоваться взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуля-торных процессов. Отмечается резкое расширение резервных возможностей всех органов и систем. Это происходит за счет развития функциональных возможностей периферических органов, а также центральных механизмов управления. К 17 годам системы вегетативного обеспечения выходят на зрелый уровень функционирования, завершается формирование типологических свойств нервной системы [3, 7, 10].

Все те биологические перестройки организма, а также психофизиологические особенности, связанные с окончанием периода полового созревания требуют исключительного внимания при планировании тренировочного процесса. В связи с этим большое значение приобретает вопрос соответствия величины тренировочной нагрузки функциональному состоянию спортсменов игровых видов.

На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленных на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

- деятельность сердечно-сосудистой системы при развивающих нагрузках характеризуется высоким напряжением независимо от объема нагрузки и длительности серии упражнений. При обучающих и поддерживающих нагрузках работа сердечно-сосудистой системы усиливается по мере увеличения как объема нагрузки, так и длительности серии упражнений;

- наиболее допустимой и целесообразной тренировочной нагрузкой, развивающей общую выносливость у спортсменов данного возраста является бег на 4000 м, не вызывающий значительных отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма.

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок у футболистов на этапе высшего спортивного мастерства. На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленных на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

- деятельность сердечно-сосудистой системы спортсменов при развивающих нагрузках характеризуется высоким напряжением независимо от объема нагрузки и длительности серии упражнений. При выполнении нагрузок, поддерживающих функциональное состояние, работа сердечно-сосудистой системы отличается экономизацией деятельности;

- наиболее допустимой и целесообразной тренировочной нагрузкой, развивающей общую выносливость у квалифицированных спортсменов игровых видов, является бег на 5000 м, не вызывающий значительных отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма.

Результаты исследования и их обсуждение. Для поддержания функционального состояния спортсменов игровых видов в процессе многолетней подготовки необходимы тренировочные нагрузки, не вызывающие утомления и не нарушающие координационной структуры двигательного действия. Только необходимое соотношение всех составляющих тренировочной нагрузки обеспечит проявление ожидаемых ответных реакций организма. Нагрузки с оптимально сбалансированными компонентами вызывают наиболее адекватные приспособительные реакции и оказывают более мягкое воздействие на функциональное состояние организма. Сле-

довательно, такие нагрузки в полной мере решают педагогические задачи и способствуют более эффективному управлению подготовкой спортсменов игровых видов, прежде всего на уровне микроструктуры.

Дальнейшая оптимизация процесса многолетней подготовки спортсменов связана с использованием принципа подбора тренировочных нагрузок, обеспечивающих планируемый тренировочный эффект. В качестве критериев, позволяющих программировать тренировочную нагрузку у спортсменов различного возраста и квалификации, могут служить необходимые соотношения таких наиболее значимых компонентов нагрузки, как количество упражнений и их серий, длительность выполнения упражнений и их серий, а также режим работы и отдыха. Такие компоненты нагрузки, как интенсивность выполнения упражнений и координационная сложность, в значительной мере являются маловариативными.

Основой рациональной технологии построения тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии и микроцикле спортсменов различного возраста должна являться методика подбора наиболее оптимальных соотношений количественных характеристик компонентов нагрузки, обеспечивающих появление ожидаемых приспособительных реакций, характеризующих необходимый тренировочный эффект. В качестве критериев, определяющих эффективность оперативного планирования тренировочных нагрузок спортсменов различного возраста, могут служить показатели коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы, результаты прыжков в длину с места и данные силовых дифференцировок двигательного действия. Выбор таких критериев объясняется их высокой надежностью и информативностью, а также простотой использования в спортивной практике.

Проведенное исследование позволило теоретически уточнить и обосновать концепцию о возможности использования срочного тренировочного эффекта для выбора рациональных соотношений компонентов тренировочной нагрузки в зависимости от конкретных педагогических задач и возрастных особенностей спортсменов.

Выводы

1. Результаты исследований и педагогических экспериментов показывают, что структура тренировочных нагрузок, обусловленная необходимым соотношением и вариативностью ее компонентов, в значительной степени определяет как объем и направленность нагрузки, так и ее допустимость к применению. Содержание же нагрузки в большей мере обуславливает ее специализированность. Тренировочные нагрузки с оптимально сбалансированными компонентами вызывают наиболее адекватные приспособительные реакции и оказывают более мягкое воздействие на функциональное состояние организма. Такие нагрузки в полной мере способствуют более эффективному управлению подготовкой спортсменов игровых видов, прежде всего на уровне микроструктуры.

2. Тренировочные нагрузки малого объема, независимо от длительности выполнения серии упражнений, оптимизируют функциональное состояние организма. Нагрузки среднего объема могут рассматриваться как оптимизирующие состояние, так и поддерживающие его на необходимом уровне. Нагрузки большого объема в значительной степени могут служить как развивающие, поскольку их выполнение сопряжено с появлением утомления.

3. Методология оптимизации многолетнего тренировочного процесса спортсменов игровых видов предполагает: выделение наиболее значимых свойств и качеств, определяющих успешность соревновательной деятельности; выбор объек-

тивных количественных критериев этих свойств и качеств; изучение содержания и структуры тренировочных средств в многолетней подготовке.

Дальнейшее развитие концепции рационализации тренировочных нагрузок может заключаться в разработке индивидуальных тренировочных программ, а также в индивидуальной коррекции тренировочных нагрузок в процессе конкретного занятия.

Литература

1. Бальсевич В.К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В.К. Бальсевич, М.П. Шестаков // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 57-62.

2. Евтух А.В. Научно-методические основы многолетней подготовки спортсменов / А.В. Евтух, П.В. Квашук, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 16-19.

3. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки / П.В. Квашук // Вестник спортивной науки. - 2003. -№ 1. - С. 32-35.

4. Козин В.В. Возможности реализации технико-тактической подготовки юных баскетболистов с учетом развития двигательных функций / В.В. Козин, С.А. Кугаевский // Физкультурное образование Сибири. - 2013. - № 1 (30). - С. 66-69.

5. Лалаков Г.С. Исследование срочных тренировочных эффектов после применения нагрузок, направленных на развитие различных видов выносливости при подготовке молодых футболистов / Г.С. Лалаков // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 9. - С. 37-40.

6. Лалаков Г.С. Построение тренировочных занятий в мини-футболе, направленных на развитие специальных скоростных качеств / Г.С. Лалаков, В.В. Козин // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сб. ст. VII междунар. науч. конф., 19-20 апреля 2011 г., БГТУ им. В.Г. Шухова. - Белгород,

2011. - С. 217-222.

7. Лалаков Г.С. Исследование влияния тренировочных микроциклов различной направленности у футболистов 16-18 лет / Г.С. Лалаков, А.Г. Ушаков, В.В. Козин // Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Современный футбол: состояния и перспективы». - М.,

2012. - С. 35-43.

8. Платонов В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В.Н. Платонов // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 9. - С. 18-34.

9. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... докт. пед. наук в виде науч. доклада / А.А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 78 с.

10. Тимакова Т.С. Еще раз о биологическом возрасте / Т.С. Тимакова // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 58-63.

11. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.Ю. Тюленьков. - М., 1996. - 44 с.

References

1. Bal'sevich, V.K. Novye teoreticheskie podkhody k izucheniyu vozmozhnostey cheloveka v sporte vysshikh dostizheniy (New theoretical approaches to the study of human capabilities in the sphere of elite sport) / V.K. Bal'sevich, M.P. Shestakov. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2008. - № 5. - P. 57-62.

2. Evtukh, A.V. Nauchno-metodicheskie osnovymnogoletneypodgotovki sportsmenov (Scientific and methodological foundations of long-term training of athletes) / A.V. Evtukh, P.V. Kvashuk, B.N. Shustin. Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. - № 4. - P. 16-19.

3. Kvashuk, P.V. Differentsirovanny podkhod k postroeniyu trenirovochnogo protsessa yunykh sportsmenov na etapakh mnogoletney podgotovki (Differentiated approach to organization of training process of young athletes at phases of long-term training). Vestnik sportivnoy nauki. - 2003. - № 1. - P. 32-35.

4. Kozin, V.V. Vozmozhnosti realizatsii tekhniko-takticheskoy podgotovki yunykh basketbolistov s uchetom razvitiya dvigatel'nykh funktsiy (Capacities of technical and tactical training of young basketball players in view of development of motor functions / V.V. Kozin, S.A. Kugaevsky. Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri. - 2013. - № 1 (30). - P. 66-69.

5. Lalakov, G.S. Issledovanie srochnykh trenirovochnykh effektov posle primeneniya nagruzok, napravlennykhna razvitie razlichnykh vidov vynoslivosti pri podgotovke molodykh futbolistov (Study of urgent training effects after using loads, aimed at the development of different types of endurance in training of young footnall players). Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 1995. - № 9. - P. 37-40.

6. Lalakov, G.S. Postroenie trenirovochnykh zanyatiy v mini-futbole, napravlennykh na razvitie spetsial'nykh skorostnykh kachestv (Organization of futsal training sessions to develop special speed qualities) / G.S. Lalakov, V.V. Kozin // Physical Education and Sport in higher education. Proceedings of the VII Intern. scientific. conf., April 19-20, 2011 Shukhov BSTU. - Belgorod, 2011. - P. 217-222.

7. Lalakov, G.S. Issledovanie vliyaniya trenirovochnykh mikrotsiklov razlichnoy napravlennosti u futbolistov 16-18 let (Investigation of the influence of various kinds of training microcycles of football players aged 16-18 years / G.S. Lalakov, A.G. Ushakov, V.V. Kozin // Mater. Vseros. nauchno-prakt. konf. "Sovremenny futbol: sostoyanie i perspektivy" (Proc. of All-Rus. theor. and practical. conf. "Modern football: Status and Prospects"). - Moscow, 2012. - P. 35-43.

8. Platonov, V.N. Teoriya periodizatsii sportivnoy trenirovki: istoriya voprosa, sostoyanie, diskussii, puti modernizatsii (Theory of periodization of sports training: background, status, discussions, ways of modernization). Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2009. - № 9. - P. 18-34.

9. Suchilin, A.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki rezerva dlya professional'nogo futbola: dis. dokt. ped. nauk v vide nauch. doklada (Theoretical and methodological bases of preparation of reserve for professional football: doctoral thesis (Hab.) as a scientific report). - Volgograd, 1997. - 78 P.

10. Timakova, T.S. Esche raz o biologicheskom vozraste (Once again on biological age). Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. - № 4. - P. 58-63.

11. Tyulen'kov, S.Yu. Teoretiko-metodologicheskie aspekty upravleniya podgotovkoy vysokokvalifitsirovannykh futbolistov: avtoref. dis. dokt. ped. nauk (Theoretical and methodological aspects of training of elite football players: abstract of doctoral thesis (Hab..). - Moscow, 1996. - 44 P.

НОВЫЕ КНИГИ

Исаев А.П.

Локально-региональная мышечная выносливость в системе подготовки и адаптации бегунов и лыжников-гонщиков в условиях равнины и среднегорья: монография / А.П. Исаев, В.В. Эрлих, В.Б. Ежов. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 286 с.

ISBN 978-5-696-04573-3

Рецензенты:

Д.Г. Миндиашвили, докт. пед. наук, проф., заслуженный тренер СССР, РФ, академик РАО;

B.И. Павлова, докт. биол. наук, проф.;

C.Л. Сашенков, докт. мед. наук, проф.

Представлено применение научно обоснованных концентрированных средств локально-региональных мышечных воздействий в видах спорта, развивающих выносливость. В современных условиях подготовки ее эффективность и спортивная результативность зависят от триады вклада ведущих факторов: среднегорье, локально-региональная мышечная выносливость и ускорение восстановления после больших

тренировочных нагрузок и соревнований. Апробированные в течение трех лет сочетанные средства подготовки обеспечили высокие спортивные результаты в беге и лыжных гонках. В условиях применения указанных технологий подготовлено 22 мастера спорта и 3 мастера спорта международного класса. Вопросы сохранности психофизиологического потенциала и уровня здоровья спортсменов освещаются во всех главах книги.

На основе данных литературы и собственных исследований авторы пришли к обоснованию возможности применения предлагаемых средств тренировки с целью повышения эффективности деятельности, сохранения высокой адаптивности и уровня здоровья спортсменов. Время требует интеграции усилий ученых и спортивных педагогов.

Книга будет полезной для спортивных педагогов, спортсменов, преподавателей и студентов профильных вузов и факультетов, аспирантов, спортивных врачей, менеджеров спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.