Научная статья на тему 'Структура текста виртуального полилога: тред и сообщение'

Структура текста виртуального полилога: тред и сообщение Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛИЛОГ / ТРЕД / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мараховская Татьяна Анатольевна

Цель статьи дать некоторые теоретические сведения о структуре текста виртуального полилога. Рассматриваются механизмы распространения информации в интернет-форумах, где пользователи могут комментировать и обсуждать любые выбранные ими темы. Темой потока или просто «потоком» называется набор сообщений, визуально сгруппированных в иерархию по этой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура текста виртуального полилога: тред и сообщение»

Шприц! Тампон! Зажим! Это соответствует принципам компрессивного построения фраз во время оперативного вмешательства в организм человека. Следующий прием «разрушения» регулярных моделей терминов является прием создания расчлененных экспрессивных синонимов, равнозначных однословным номинациям. Например: диабет — «неинфекционная эпидемия», СПИД — «чума XX века», стенокардия — грудная жаба. Эти наименования представляют собой ассоциативные связи оценочно-экспрессивного ряда врачебной лексики, указывающие на кругозор врачей.

В заключение отметим, что терминологическое пространство является необходимым условием формирования, развития и совершенствования специалиста-медика. Врач как агент соци-

альной деятельности должен выступать в роли организатора коммуникации, обладать представлениями о достижении ее эффективности, правильно использовать специальную лексику.

Список литературы

1. Алексеева, Л. М. Медицинский дискурс. Теоретические основы и принципы анализа / Л. М. Алексеева, С. Л. Мишланова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 200 с.

2. Голованова, Е. И. Когнитивное терминоведение: учеб. пособие. Челябинск : Энциклопедия, 2008. 180 с.

3. Головин, Б. Н. Терминология // Б. Н. Головин, Ф. М. Березин. Общее языкознание. М. : Просвещение, 1979. С. 264-268.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 94-95.

Т. А. Мараховская

СТРУКТУРА ТЕКСТА ВИРТУАЛЬНОГО ПОЛИЛОГА:

ТРЕД И СООБЩЕНИЕ

Цель статьи — дать некоторые теоретические сведения о структуре текста виртуального полилога. Рассматриваются механизмы распространения информации в интернет-форумах, где пользователи могут комментировать и обсуждать любые выбранные ими темы. Темой потока или просто «потоком» называется набор сообщений, визуально сгруппированных в иерархию по этой теме.

Ключевые слова: виртуальный полилог, тред, электронное пространство, интернет-форум.

Электронное пространство интернет-форума (от англ. Internet-forum, синоним: www-conference) представляет собой уникальную, не существовавшую ранее сферу вербального взаимодействия людей и является одним из наиболее эффективных инструментов общения во Всемирной паутине.

Каждый интернет-форум имеет определенное, но в достаточной степени широкое тематическое направление, а типичная иерархия «разделы — темы — сообщения» дает пользователям возможность создавать новые темы в предложенных разделах с последующим их многоплановым обсуждением. Следует подчеркнуть, что подобное разграничение обсуждаемых тем является отличительной чертой интернет-форумов. Оффтоп или оффтопик (от англ. off topic - «вне темы») — отклонение от заданной инициатором треда гипертемы — ча-

сто запрещен правилами форума. К оффтопу можно отнести:

1) флуд (от неверно произносимого англ. flood «наводнение, затопление») - размещение бессмысленных потоков информации, повторяющихся фраз, графических символов, букв, слов, коротких сообщений в тредах интернет-форума;

2) флейм (от англ. flame «пламя») — своеобразную «словесную войну», неожиданно возникшее бурное обсуждение или эмоциональный спор с нарушением правил, в процессе которых собеседники обычно переходят на личности и забывают о первоначальной теме дискуссии.

Основу виртуальной коммуникации интернет-форума составляет письменный полилог, последовательно разрабатываемый в речевом общении группой коммуникантов, при этом связь между виртуальными личностями устанавливается путем обмена электронными сообщениями.

Объединенные общей тематикой и представляющие связанную последовательность вопросов и ответов, такие коммуникативные эпизоды образуют тред (от англ. thread «нить») — метафорическое обозначение хода обсуждения, неформально также называемого «веткой».

Коммуникативное взаимодействие в виртуальном пространстве интернет-форума осуществляется по принципу many-to-many (многие-многим), в силу чего содержание дискуссии становится доступным всему электронному сообществу. Чем более актуальной для партнеров по общению является тема, тем длиннее цепочка вопросов и ответов, составляющих древовидную структуру письменного полилога, участником которого может стать любой пользователь, присутствующий в данный момент на форуме, независимо от того, участвует он в обсуждении предложенной темы или пассивно следит за его ходом.

Языковая структура треда неоднородна, многослойна и иерархична. Сложный речевой вну-тритредовый механизм обеспечивает содержательное развитие письменного полилога, образуя замысловатый мозаичный рисунок — своеобразный коллаж, собранный из открывающих и продолжающих коммуникативные эпизоды сообщений, характеризующийся нелинейностью представляемой информации и предопределяющий характер восприятия языкового произведения. Внося свои тематические предложения и реагируя на тематические предложения других коммуникантов, собеседники имеют возможность поворачивать полилог в соответствии со своими коммуникативными намерениями, направленными на установление и поддержание контакта, передачу информации, взаимный обмен мнениями.

В этой связи имеет смысл подробнее остановиться на коммуникационной модели «адресант — сообщение — адресат», регулирующей взаимодействие между виртуальными личностями.

Адресант своим речевым поведением оказывает воздействие на получателя сообщения — адресата, позволяя последнему занять в отношении себя ответную позицию. Другими словами, коммуникативная направленность каждого ини-

циирующего коммуникативное взаимодействие репликового шага адресанта вызывает определенный реагирующий репликовый шаг адресата. При этом в силу множественности интерпретаций содержания сообщения, реагирующий ре-пликовый шаг необязательно будет ответным, соответствующим смысловой направленности инициирующего репликового шага1. Кроме того, сообщения могут располагаться нелинейно (т. е. отделяться друг от друга другими сообщениями), а также содержать два и более реагирующих шага к различным инициирующим репликам, принадлежащим одному или нескольким участникам виртуального полилога.

Особого внимания требует и рассмотрение структуры поста (от англ. to post «отсылать», «отправлять») — отдельно взятого электронного сообщения, представляющего собой развернутое монологическое высказывание, в большинстве случаев с достаточно высокой степенью информативности. Первый пост в треде, являющийся началом темы для обсуждения, называют корневым или сабжем (от англ. subj, сокращение от subject «предмет», «тема»).

Электронные сообщения очень похожи на почтовые. Каждое из них имеет тему, автора, собственно содержание, указание даты и времени, а в зависимости от механизма функционирования интернет-форума и такие дополнительные атрибуты, как опрос и голосование, позволяющие коммуникантам проголосовать или ответить на указанный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения.

Многие интернет-форумы предлагают также систему личных сообщений, при помощи которой зарегистрированные пользователи могут осуществлять процесс коммуникации индивидуально, как по электронной почте.

Образуя особую коммуникативную среду, интернет-форум не только предоставляет неисчерпаемые возможности для функционирования сетевого языка, но и открывает редкие перспективы для реализации межличностного общения и развития межличностных отношений.

1 Романов, А. А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения. М. : ИЯ АН СССР, 1988. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.