Научная статья на тему 'Структура системы материально-технического обеспечения частной военной компании'

Структура системы материально-технического обеспечения частной военной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин А.Н.

В статье дан анализ системы организации материально-технического обеспечения частной военной компании. Показано, что эта система должна включать себя три компонента: собственную службу материально-технического обеспечения, внешнего стратегического логистического оператора и сотрудничество с подразделениями материально-технического обеспечения вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура системы материально-технического обеспечения частной военной компании»

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧАСТНОЙ ВОЕННОЙ КОМПАНИИ

© Калинин А.Н.*

Вольский военный институт материального обеспечения, г. Вольск

В статье дан анализ системы организации материально-технического обеспечения частной военной компании. Показано, что эта система должна включать себя три компонента: собственную службу материально-технического обеспечения, внешнего стратегического логистического оператора и сотрудничество с подразделениями материально-технического обеспечения вооруженных сил.

Ключевые слова: частные военные компании, материально-технического обеспечение.

Расширение сферы применения частных военных компаний (ЧВК) обуславливает актуальность исследования проблем организации материально-технического обеспечения (МТО) их деятельности.

По нашему мнению, система МТО ЧВК должна включать в себя три компонента:

- В составе ЧВК создается собственное подразделение МТО, не способное полностью удовлетворить все запросы ЧВК, но достаточное для обеспечения мобильности ЧВК. Это подразделение должно обладать необходимыми ресурсами для того, чтобы организовать МТО ЧВК до прибытия в район выполнения задания соответствующих служб внешнего логистического оператора (см. ниже), а также организующее снабжение ЧВК в боевых условиях. Таким образом, собственное подразделение МТО ЧВК выполняет три функции: во-первых, снабжение в условиях отсутствия других операторов МТО (такое отсутствие предполагается достаточно кратковременным), во-вторых, обеспечение связи между внешним логистическим оператором и областью выполнения ЧВК поставленных перед ней задач, в-третьих, текущее снабжение подразделений ЧВК в боевых условиях. При этом размер собственного подразделения МТО ЧВК должен быть не слишком большим, чтобы не становиться источником избыточных затрат (ЧВК должна искать компромисс между экономической эффективностью и способностью полноценно выполнять типичные для нее задания);

- ЧВК заключает долгосрочный контракт на логистическое обслуживание с внешним логистическим оператором. Этот оператор берет на себя организацию МТО ЧВК в небоевых условиях (в том числе и в районе выпол-

* Старший преподаватель кафедры «Организации материального обеспечения».

нения задания) [2, 11]. Если несколько упростить ситуацию, можно утверждать, что частный логистический оператор осуществляет централизованное снабжение ЧВК, тогда как собственное подразделение МТО ЧВК распределяет соответствующие материальные потоки между отдельными подразделениями ЧВК в боевых условиях. Таких операторов-партнеров может быть несколько в зависимости от их специализации, масштаба деятельности и региона базирования. Очевидно, что этот оператор в случае необходимости может привлекать субподрядчиков (прежде всего - локальные складские и распределительные центры, которые будут служить опорной базой снабжения для ЧВК - на эти базы будут поступать товарные потоки от внешнего логистического оператора, чтобы после определенного этапа регистрации, хранения, обслуживания и т.д. быть доставленными силами собственной службы МТО ЧВК в зону выполнения ЧВК своих боевых задач).

Разумеется, такое долгосрочное сотрудничество предполагает наличия у ЧВК алгоритмов управления отношениями с аутсорсером (их описание можно найти в работах [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]). Очевидно, что оптимальными партнерами для ЧВК будут те частные компании, которые уже привлекаются для логистического обслуживания Вооруженных Сил [9, 12, 13]. Во-первых, эти компании уже обладают опытом работы с военной организацией и хорошо представляют ее запросы, во-вторых, факт сотрудничества с Вооруженными Силами указывает на высокую степень надежности таких компаний;

- В случае необходимости ЧВК может привлекать для организации МТО в своих интересах соответствующие подразделения регулярных вооруженных сил. Эти подразделения могут оказывать содействие в выполнении функций как собственной службы МТО ЧВК (в частности, потому, что задание, порученное ЧВК, является слишком масштабным, и по этой причине собственной службы снабжения ЧВК для организации МТО в боевых условиях оказывается недостаточно), так и внешнего гражданского логистического оператора (когда его привлечение оказывается нецелесообразным - например, если в зоне выполнения задания размещены армейские подразделения МТО).

Таким образом, эффективная организация МТО ЧВК предполагает формирование наилучшего (с точки зрения стоящих перед ЧВК задач) распределения функций снабжения между собственным подразделением МТО, внешним логистическим оператором (или группой таких операторов) и подразделениями МТО регулярных вооруженных сил. При этом, как уже было сказано выше, такое распределение должно основываться на поиске оптимального баланса между экономической эффективностью и боеспособностью.

С течением времени гражданские логистические операторы будут брать на себя все больший объем функций, освобождая от выполнения этих функций собственную службу МТО ЧВК. Это связано с тем, что в настоящее вре-

122

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

мя происходит активное привлечение гражданских логистических операторов к удовлетворению потребностей регулярных вооруженных сил в МТО, при этом имеет место или планируется достаточно тесное сращивание армии и частных логистических операторов (достаточно указать на пример военно-логистических центров, создаваемых в рамках программы государственно-частного партнерства для логистического обслуживания Вооруженных Сил Российской Федерации и управляемых частными операторами [9]). Такие операторы будут постепенно накапливать опыт в логистическом обслуживании армии, и благодаря этому будут становиться естественными партнерами для ЧВК.

Список литературы:

1. Вахрушев Ю.М., Руденко А.Е., Курбанов А.Х. Методические основы выбора исполнителей заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в интересах военной организации страны // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7. - С. 342-345.

2. Ворушилин Л., Курбанов А. Может ли компания заниматься логистикой самостоятельно // Логистика. - 2013. - № 12. - С. 57-59.

3. Грошков Д.В. Оценка рисков поставщика вещевого имущества для нужд Вооруженных Сил // Экономика и предпринимательство. - 2013. -№ 11. - С. 490-493.

4. Козин М.Н. Интегральная модель выбора поставщика товаров и услуг с учетом фактора риска // Поволжский торгово-экономический журнал. -2010. - № 1. - С. 11-18.

5. Козин М.Н. Оптимизация выбора поставщика государственного заказа на основе методики управления совокупным риском // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. -2013. - Т. 13, № 2. - С. 192-196.

6. Котляров И.Д. Алгоритм отбора аутсорсеров по критерию способности обеспечить целевые значения показателей, описывающих передаваемый процесс // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. -2012. - № 10. - С. 50-54.

7. Котляров И.Д. Оценка рисков сотрудничества с аутсорсером // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2012. - № 11. -С. 34-37.

8. Котляров И.Д. Аутсорсинг: уточненная классификация и описание этапов внедрения // Экономика и предпринимательство. - 2013. - Т. 7, № 1. -С. 347-351.

9. Крекотнев Р.Н., Курбанов А.Х., Пахомов В.И. Риски государственно-частного партнерства при реализации проектов строительства объектов военно-складской инфраструктуры // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 2. - С. 256-266.

10. Курбанов А.Х. Экономико-математическая модель оценки организационно-экономической эффективности внедрения аутсорсинга // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2012. - № 2. - С. 40-44.

11. Курбанов А.Х., Князьнеделин Р. Оценка и отбор исполнителей государственного заказа // Проблемы теории и практики управления. - 2013. -№ 9. - С. 130-136.

12. Курбанов А.Х., Ямалетдинов А.Ф. Инструментарий управления аут-сорсинговыми отношениями для Внутренних Войск Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 2. - С. 625-642.

13. Плотников В.А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденции строительства военной организации страны (по материалам Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. - 2010. - № 2. - С. 85-88.

14. Самсонова А. С. Метод отбора провайдера услуг технического сервиса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 2. - С. 416-421.

ПРИМЕНЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Клюкин Е.В.*

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург

В статье дана классификация бенчмаркинга применительно к потребностям управления военной организацией. Дано краткое описание способов применения каждого вида бенчмаркинга в управлении военной организацией.

Ключевые слова бенчмаркинг, военная организация.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных бенчмар-кингу в отечественной научно-практической литературе [1, 2, 4, 8, 10], проблематика применения бенчмаркинга в военной деятельности в достаточной степени проанализирована не была (на близкую тематику было опубликовано крайне малое число работ [3, 5, 7]), что, на наш взгляд, не соответствует потребностям военного менеджмента. Бенчмаркинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент управления бизнесом, и мы полагаем, что его

* Начальник вещевой службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.