| Целыковских А. А., Курбанов А. Х., Плотников В. А.
о Система материально-технического обеспечения
§ военной организации государства:
х особенности функционирования и перспективы
£ развития в современных экономических условиях
со
Целыковских Александр Александрович
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург)
Заместитель начальника академии по учебной и научной работе
Доктор военных наук, профессор
Курбанов Артур Хусаинович
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Профессор кафедры материального обеспечения Доктор экономических наук, доцент [email protected]
Плотников Владимир Александрович
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Профессор кафедры материального обеспечения Доктор экономических наук, профессор [email protected]
РЕФЕРАТ
На современном этапе развития российской политической и социально-экономической системы наблюдается усиление степени и дифференциация спектра угроз национальной безопасности. Обеспечение устойчивости развития в такой обстановке требует консолидации ресурсов, выделяемых на решение задач в сфере обороны и безопасности. В этой связи перед ведомственными системами материально-технического обеспечения вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации ставятся новые и сложные задачи военного и экономического характера. Все яснее проступает и тесная взаимосвязь этих задач: решение преимущественно военных вопросов практически на всех уровнях зависит от уровня экономической обеспеченности ресурсами. На основе комплексного анализа в статье рассматриваются перспективы развития системы материально-технического обеспечения военной организации государства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
национальная безопасность, экономический рост, социально-экономическое развитие, военная организация государства, государственный оборонный заказ, материально-техническое обеспечение, государственная политика
Tselykovskikh A. A., Kurbanov A. H., Plotnikov V. A.
System of Material Support of the Military Organization of the State: Features of Functioning and Prospect of Development in Modern Economic Conditions
Tselykovskikh Alexander Aleksandrovich
Military Academy of Logistics named after Army General A. V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russian Federation) Deputy Chief of academy on Educational and Scientific Work Doctor of Science (Military Science), Professor [email protected]
Kurbanov Arthur Husainovich
Military Academy of Logistics named after Army General A. V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of department of material security Doctor of Science (Economy), associate Professor [email protected]
Plotnikov Vladimir Aleksandrovich
Military academy of logistics named after army General a. V. Khrulev (Saint-Petersburg, russian federation) Professor of department of material security doctor of Science (Economy), Professor [email protected]
ABSTRACT
At the present stage of development of the Russian political and social and economic system strengthening of degree and differentiation of a range of threats of national security is observed. Ensuring stability of development in such situation demands consolidation of the resources allocated for the solution of tasks in the sphere of defense and safety. In this regard, new and complex tasks of military and economic character are set for departmental systems of material support of Armed forces, other troops, military formations and bodies of the Russian Federation. Everything appears also close interrelation of these tasks more clearly: the solution of mainly military questions practically at all levels depends on the level of economic security with resources. On the basis of the complex analysis, in article prospects of development of system of material support of the military organization of the state are considered.
KEYWORDS
national security, economic growth, social and economic development, military organization of the state, state defensive order, material support, state policy
о <
Негативные явления в экономике Российской Федерации, обострившиеся в связи с острой фазой кризиса 2008-2009 гг., в полной мере не преодолены до сих пор. В отличие от кризиса 1998 г., сгенерировавшего среднесрочную волну экономического роста, современный посткризисный «отскок» траектории российского ВВП был весьма непродолжительным и вялым: уже с 2012 г. динамика производства существенно замедлилась, грозя перерасти в стагнацию.
2013-2014 гг. принесли российской экономической и политической системам новое «испытание на прочность». Внешнеполитическое давление, связанное с событиями вокруг Крыма и Украины, экономические санкции и ограничения, резкая девальвация национальной валюты, падение мировых цен на нефть и ряд других факторов сформировали для России новую систему вызовов и угроз в социально-экономической сфере. В то же время, эти угрозы (чего никогда ранее не было в постсоветской России) спроецировались в военно-политическую и военно-стратегическую плоскость. Это создало принципиально новую обстановку для дальнейшего устойчивого развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Стало очевидно, что либеральные рассуждения 10-20-летней давности утратили свою актуальность как в экономической, так и в военно-экономической сфере. Они перестали в полной мере соответствовать российским реалиям и ближайшим перспективам развития страны. По нашему мнению, сохранение высокого уровня оборонных расходов сегодня — это не возврат к традициям «холодной войны», а необходимость, обусловленная изменением спектра и интенсивности угроз экономическому и политическому суверенитету Российской Федерации. Реформа в вооруженных силах фактически завершена, они перешли на новые принципы организационного построения, изменилась система базирования, трансформировалась система их задач и целей применения.
Сегодня безусловным приоритетом является полное выполнение утвержденной государственной программы вооружения. Перенос сроков ее исполнения и переУПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ . № 12 . 2014 17
2 смотр структуры (под предлогом экономии бюджетных расходов в кризисный пе-^ риод) может привести к нивелированию усилий по укреплению обороноспособен ности страны, предпринимавшихся в течение последних лет. Да и с экономической о точки зрения это неразумно: на ключевых предприятиях оборонно-промышленного го комплекса завершено техническое перевооружение, завершились работы по раз-х работке и постановке на производство новых и модернизированных образцов вон- оружения и военной техники. Загрузка этих предприятий заказами способна дать < мощный мультипликативный импульс российской экономике, особенно высокого технологичному сектору промышленности, что позволит эффективно решать актуальные сегодня проблемы импортозамещения [1].
Не менее важной задачей для государственной политики в сфере обороны и безопасности является укрепление экономической подсистемы самой военной организации, основу которой составляет система материально-технического обеспечения, находящаяся в ведении Минобороны России. Функционирующая в современных условиях система материально-технического обеспечения военной организации государства — самая масштабная из обеспечивающих государственные институты систем [8]. Она предназначена для выполнения комплекса мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военных потребителей (рис. 1), и включает в себя большое количество структурных элементов: органы военного управления; центры материально-технического обеспечения; соединения, части и подразделения материально-технического обеспечения. Взаимодействие между элементами системы организовано и осуществляется: в масштабах вооруженных сил — через штаб, департаменты и главные управления, в округах — через соответствующие управления и службы.
Система материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации (далее — система МТО ВС РФ) является связующим звеном между народным хозяйством (предприятиями экономического комплекса страны) и военными потребителями, в интересах которых истребуется, производится, оплачивается, получается, хранится и распределяется продукция, организуется выполнение соответствующих работ и услуг (рис. 2). Организация МТО ВС РФ предполагает широкое использование ресурсов предприятий экономического комплекса страны. Рассматриваемая нами система не является автономной и самодостаточной, она встроена в общие экономические процессы и подвержена влиянию не только кризисных явлений в экономике, но преобразований, происходящих в системе государственного управления.
Так, например, в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221), предусматривающей оптимизацию функций органов исполнительной власти, в ВС РФ стало осуществляться внедрение технологии аутсорсинга [9]. Основным поставщиком услуг в интересах ВС РФ было определено ОАО «Оборонсервис» — холдинг. В состав холдинга вошли 10 концернов — «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и «Оборонторг». Среди задач ОАО «Оборонсервис»: организация гарантийного и сервисного обслуживания, модернизации, ремонта и утилизации авиационной техники, вооружения и военной техники, техники гражданского назначения, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области; организация эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизация энергетических объектов; организация торгово-бытового обслуживания и питания в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков.
Если обратиться к истории функционирования ведомственных систем снабжения, можно сделать вывод, что в целях бесперебойного обеспечения военных потребителей
Назначение системы МТО Вооруженных сил Российской Федерации МТО организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности. Цель — поддержание войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению
<
ГО
ГО
О
7s
О m
7s
О х
О <
го
о
го >
го
ho о
Снабжение войск (сил) ВВТ и др. материальными средствами:
• истребование;
• прием;
• учет и хранение;
• обеспечение войск (сил)
Эксплуатация и восстановление ВВТ:
• ввод ВВТ в строй;
• техническое обслуживание;
• заправка ГСМ;
• приведение в готовность
к использованию (боевому применению);
• использование (боевое применение);
• эвакуация;
• ремонт
Обеспечение базирования авиации и сил флота
Перевозки войск и грузов всеми видами транспорта
Подготовка, эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление транспортных коммуникаций
Создание условий для жизни и быта военнослужащих:
• экипировка личного состава;
• приготовление пищи;
• выпечка хлеба;
• помывка личного состава;
• стирка белья;
• химчистка вещевого имущества;
• обеспечение палаточным фондом;
• ветеринарно-санитарный надзор;
• мероприятия пожарной
и экологической безопасности
Рис. 1. Назначение системы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации
_l Источник: разработано А. А. Целыковских на основе положений ведомственных руководящих документов, данных собственных исследо-<D ваний [1; 7]
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
МТО — комплекс мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военной организации государства
Вооруженные силы
Российской Федерации
Система материально-
технического
обеспечения —
как компонент
экономики
Вооруженных сил РФ
Народнохозяйственный комплекс Российской Федерации
Рис. 2. Роль системы МТО ВС РФ
использовались различные приемы, формы и методы. Однако цель их была одна — повысить эффективность системы снабжения армии [6]. Произошедшие в последние несколько лет преобразования порядка материально-технического обеспечения военных потребителей преследовали две основные задачи. Во-первых, было принято решение о необходимости оптимизации структуры затрат на выполнение функций обеспечения войск (сил) продукцией, работами, услугами. Во-вторых, возникла необходимость в повышении эффективности деятельности военной организации путем передачи несвойственных (обеспечивающих) функций сторонним специализированным исполнителям и концентрации ее на основных задачах согласно предназначению.
К 2014 г. стало понятно, что не все предполагаемые целевые показатели реализации технологии аутсорсинга в системе МТО ВС РФ достижимы на практике. Деятельность ОАО «Оборонсервис» и привлекаемых в рамках контрактации подрядчиков не всегда отвечала требованиям закзчика — Минобороны России. Это обусловлено различными причинами, как организационно-экономическими, так и техническими. При этом наблюдается тесная взаимосвязь между первыми и вторыми.
ОАО «Оборонсервис» в последнее время занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Министерства обороны Российской Федерации. Концерну передано значительное количество функций, в том числе и те, которые раньше были прерогативой исключительно ведомственных подразделений (рис. 3).
ОАО «Оборонсервис» уже несколько лет работает с государственным заказчиком, заключено множество государственных контрактов, которые финансируются, часть средств поступает в виде авансовых платежей, некоторые объекты обеспечивающей инфраструктуры (столовые, банно-прачечные предприятия, склады и пр.) переданы холдингу в оперативное управление. Несмотря на это, можно констатировать отсутствие у стейкхолдеров интересов инвестирования в основные фонды. В большинстве случаев наблюдаются краткосрочные вложения с целью получения краткосрочной же прибыли.
Как результат, степень износа основных фондов дочерних и зависимых обществ ОАО «Оборонсервис» остается высокой и достигает в среднем 48,3% (табл. 1). Отчасти этот показатель соответствует данным по стране в целом. Так, по оценкам С. Ю. Глазьева, советника Президента Российской Федерации по развитию евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, износ основных фондов в России к концу 2014 г. составил 48,5% [3, с. 52]).
Несмотря на то, что степень технологической оснащенности и компетенции концерна находится на среднем уровне, в ряде областей производственного ха-
20 40
60
80 100 120
Рис. 3. Доля ОАО «Оборонсервис» в общем объеме удовлетворения потребностей ВС РФ в продукции, работах (услугах) в 2014 г., %
Источник; составлено авторами по данным ОАО «Оборонсервис» [10]
Таблица 1
Состояние основных фондов дочерних и зависимых обществ ОАО «Оборонсервис»
Наименование ОАО Остаточная стоимость основных фондов дочерних и зависимых обществ, млрд руб. Износ основных фондов, % Показатель загрузки производственных мощностей, %
«Ремвооружение» 2,9 49 51
«Авиаремонт» 7,8 34 35
«Спецремонт» 5,2 42 46
«Оборонстрой» 12,4 43 39
«Агропром» 4,8 55 68
«Оборонэнерго» 8,3 86 70
«Славянка» 1,8 58 100
«Красная звезда» Более 0,8 20 55
«Военторг» 5,9 Более 50 78
Источник: данные ОАО «Оборонсервис» [10, с. 25].
рактера ОАО «Оборонсервис», по собственной оценке, достаточной компетенцией не обладает (табл. 2).
Учитывая сложившееся положение с низким качеством услуг, предоставляемых сторонними исполнителями, несоблюдением сроков государственных контрактов, невозможностью выполнения функций по обслуживанию спецпотребителей органами военного управления, сегодня прорабатывается вопрос пересмотра некоторых аспек-
< Таблица 2
Уровень технологической оснащенности предприятий ОАО «Оборонсервис»
о __
Наименование технологии Уровень развития технологии
низкий средний высокий
В сфере ремонта вооружения, военной и специальной техники
Технологии ремонта автомобильной техники •
Технологии ремонта бронетанковой техники •
Технологии ремонта авиационной техники •
Технологии ремонта средств связи •
Технологии ремонта и утилизации боеприпасов •
Технологии проектирования сложных инфраструктурных систем и объектов •
Технологии производства и сборки машин •
Технологии разработки и исследований по морской тематике
Технологии производства информационных систем, решений и их интеграция •
Производство малокалиберного вооружения •
Производство малых летательных аппаратов •
Производство специальной техники и вооружения •
Технологии обеспечения связи •
В сфере материального обеспечения
Технологии производства вещевого имущества •
Технологии производства продуктов питания •
Технологии оказания бытовых услуг •
Источник: данные ОАО «Оборонсервис» [10, с. 28-29].
тов взаимодействия с холдингом. В июне 2014 г. на совещании под председательством Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу принято решение о реформировании ОАО «Оборонсервис», преобразовании его в ОАО «Гарнизон», в состав которого войдут четыре его субхолдинга (единый строительный и жилищно-коммунальный; объединенный ремонтно-производственный; бытового обслуживания и снабжения; предоставления услуг связи и телекоммуникации).
Мы неслучайно уделили внимание особенностям взаимодействия системы МТО ВС РФ с ОАО «Оборонсервис». Происходившая на протяжении 10 лет постепенная интеграция гражданских подрядчиков в ведомственные цепочки снабжения и обеспечения привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, выбранный вектор развития системы МТО ВС РФ должен был способствовать максимальной (там, где это возможно) замене собственных хозяйственных структур гражданскими компаниями и тем самым создать условия для экономии финансовых ресурсов, повышения качества обслуживания (за счет использования более современных технологий), высвобождению военнослужащих от выполнения не свойственных для
них функций [2]. С другой стороны, и этот аспект является гораздо более важным, 2
в настоящее время наблюдается необходимость разрешения ряда системных про- |
тиворечий, возникших в результате использования гражданских подрядчиков в о
обеспечении войск, идентификации долгосрочных ориентиров и вывода рассма- о
триваемой нами системы на прогрессивный путь развития. го
Функционирование системы материально-технического обеспечения военной х
организации государства находится под комплексным взаимодействием четырех н
основных факторов: военно-экономического, информационного, технического и «с
военно-хозяйственного [2]. Остановимся на каждом из перечисленных факторов, т рассмотрим их содержание и степень воздействия на процессы развития рассматриваемой нами системы.
Военно-экономический фактор
Трудности в финансовом секторе экономики, связанные с кризисными явлениями, отразились и на обеспечении военной организации государства новыми образцами вооружения и военной техники. Изменения, происходившие в системе рыночных отношений, поставили систему МТО ВС РФ перед необходимостью решения новых задач [4; 5; 11 и др.]: комплексное исследование конъюнктуры рынка; анализ степени социально-экономического развития регионов страны; размещение государственных заказов; закупки продукции; привлечение сторонних организаций для передачи им отдельных обеспечивающих функций; развитие механизмов государственно-частного партнерства (в том числе в вопросах совместного строительства и использования объектов логистической инфраструктуры) и др.
Информационный фактор
Информационные связи, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, во многом позволяют хозяйствующим субъектам выстраивать эффективную систему сбора, анализа и обмена информацией. Военная организация государства, ввиду особой специфики деятельности, не может в полной мере раскрывать данные о потребностях войск в продукции, работах, услугах, с указанием номенклатуры и объемов поставок. Эти ограничения создают определенные трудности в вопросах оперативного обмена информацией с исполнителями государственных контрактов, делают практически невозможным привлечение консалтинговых компаний с целью повышения эффективности логистических процессов и исключают использование зарубежного программного обеспечения.
Технический фактор
Субъекты и объекты управления логистической системы (системы МТО ВС РФ) развиваются (должны развиваться) на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (речь идет о широком использовании средств автоматизации и компьютеризации), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг, создающих условия для оптимизации деятельности процессов управления материальными потоками при обеспечении военной организации государства. В целом, подобные направления развития системы МТО ВС РФ финансировались и финансируются по остаточному принципу, большая часть военного бюджета идет на модернизацию существующего и закупку нового вооружения и военной техники.
Военно-хозяйственный фактор
Государственная поддержка процессов товародвижения всегда имела особое значение. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов является важным условием развития национальной эко-
2 номики. Речь идет о развитии и поддержании в работоспособном состоянии объ-| ектов логистической инфраструктуры (прежде всего транспортных коммуникаций, о складских комплексов, системы подготовки специалистов и пр.). При этом государ-о ство одновременно решает две задачи, имеющие стратегическое значение, — сти-го мулирует развитие экономики, а также повышает степень готовности ее к мобили-х зации в случае возникновения военной угрозы и в ходе отражения военной агрессии.
При формировании стратегии долгосрочного развития системы МТО ВС РФ не-< обходимо принимать во внимание не только концептуальные взгляды на строительно ство и применение вооруженных сил, но также и тот факт, что совершенствование рассматриваемой системы не может осуществляться самостоятельно и изолированно. В любом случае оно должно быть сопряжено с общими тенденциями развития логистики в России. В настоящее время в этой сфере выделяют пять характерных особенностей [11].
1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).
2. Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, выявлены и апробированы практически все доступные формы и способы в этой сфере. С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек.
3. Фундаментальные изменения в философии формирования запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина — у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.
4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).
5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения.
В соответствии с направлениями развития ВС РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе результатов анализа опыта построения логистических систем, обеспечивающих военные организации, оценки конкурентных преимуществ коммерческих логистических организаций, основными тенденциями развития системы МТО военной организации государства до 2025 г. можно считать следующие (табл. 3):
1) определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга/ инсорсинга;
2) внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях;
3) реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники на всем их жизненном цикле;
4) сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих из промышленности для удовлетворения потребности военных потребителей), устранение избыточных логистических операций;
Таблица 3 <
Возможные направления развития системы МТО военной организации государства: тенденции, перспективы, проблемы практической реализации
Направление развития Ожидаемые эффекты от практической реализации Возможные проблемы
Определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга/ инсорсинга Возможность сохранения положительных результатов от привлечения сторонних организаций в интересах выполнения обеспечивающих функций, отказ от практики аутсорсинга (в отдельных случаях) при принятии решения о нецелесообразности дальнейшего использования данной управленческой инновации Несовершенство инструментария разрешения проблем с недобросовестными исполнителями государственных контрактов на местах ввиду наличия значительного количества субподрядчиков, деятельность которых зачастую не отвечает заложенным (требуемым в рамках государственного контракта) стандартам качества
Внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях Сокращение времени на обработку данных и принятие решений, возможность накопления необходимой статистической информации для построения и применения прогнозных моделей Высокая вероятность несанкционированного доступа к информации, хранящейся на электронных носителях, необходимость постоянного обновления и отладки программного обеспечения
Реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на всем жизненном цикле от этапа разработки до утилизации Построение единой системы управления послепродажным обслуживанием военной продукции, технического обслуживания и ремонта ВВСТ в процессе эксплуатации обеспечивает требуемый уровень технической готовности и снижения ресурсов Низкий уровень технической оснащенности, высокая степень износа основных фондов, низкая квалификация обслуживающего персонала могут создать существенные трудности при реализации данного подхода
Сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих из промышленности для удовлетворения потребности войск (сил))я Снижение затрат в системе закупок и поставок продукции, производимой в интересах военной организации государства, сокращение времени поступления материальных ресурсов, устранение избыточных операций при приемке и грузоперера-ботке продукции, поступающей от изготовителей Нежелание поставщиков продукции брать на себя излишние трансакционные издержки, обусловленные оптимизацией логистической системы. Отсутствие у государственного заказчика эффективных контрольно-аналитических органов, деятельность которых была бы направлена на научное обоснование и методическое сопровождение работы по оптимизации систем снабжения
Направление развития Ожидаемые эффекты от практической реализации Возможные проблемы
Развитие системы эшелонирования запасов путем оптимального размещения стационарных объектов хранения, создания единой логистический системы хранения запасов Создание условий для использования прогрессивных форм складской обработки грузов, снижение потерь материальных ресурсов при доставке и хранении Необходимость выделения значительных объемов финансовых ресурсов. Объединение запасов материальных средств на одной территории (в случае строительства производственно-логистических комплексов) повышает степень их уязвимости
Обеспечение современными техническими средствами Доля современных технических средств к 2020 г. должна составить 70% Наличие системных проблем в ОПК, несовершенство системы госзаказа, санкционная политика западных стран
Повышение эффективности системы взаимодействия органов управления системы МТО ВС РФ с предприятиями местной экономической базы Удовлетворение потребностей войск в продукции, работах, услугах путем селективного использования собственных сил и средств и возможностей местной экономической базы позволяет обеспечить достижение целевых эффектов при заданных затратах Отсутствие эффективной системы взаимодействия органов военного управления и предприятий (организаций) местной экономической базы, в основе которой должен быть соответствующий инструментарий и нормативно-правовая база
Научно-методическое обоснование использования нестандартных подходов для решения внезапно возникающих задач Комплекс нестандартных решений может быть различным. Так, например, возможна организация оперативной переброски войск с использованием общественного транспорта (электропоездов, гражданских самолетов) Низкий уровень гибкости при оперативном принятии решений, алгоритм которых не прописан в действующих руководящих документах, высокая степень рисков и, как следствие, нежелание должностных лиц брать на себя ответственность
Источник: разработано авторами на основе результатов, полученных в ходе собственных исследований [2; 5; 9].
5) развитие системы эшелонирования запасов материальных средств;
6) обеспечение современными техническими средствами подразделений МТО ВС РФ, модернизация и развитие технических средств, стоящих на вооружении;
7) повышение эффективности взаимодействия органов управления системы МТО ВС РФ, ведомственных логистических подразделений с предприятиями местной экономической базы;
8) научно-методическое обоснование использования нестандартных подходов для решения внезапно возникающих задач.
Практическая реализация указанных направлений развития зависит от множества факторов. Задача органов государственного и военного управления — обеспечить получение соответствующих эффектов (речь идет не только о возможном сокра-
щении затрат), корректировке планирующих документов с учетом изменения век- g
тора развития обеспечиваемой системы и возможностей национальной экономики. |
Таким образом, развитие системы материально-технического обеспечения о
военной организации представляет собой непрерывный многоплановый процесс. о
В условиях повышающихся требований к качеству решения вопросов обеспече- m
ния национальной безопасности, санкционной политики Запада в отношении х
России, корректировки планов дальнейшего развития различных отечественных н
отраслей (в том числе — в рамках реализации политики импортозамещения) «с
рассмотренные нами проблемные вопросы имеют важное государственное зна- m чение и требуют не только эффективного решения на практике, но и дальнейшей научной проработки.
Литература
1. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник № 27(545) «О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности» / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2014. С. 7-19.
2. Военная логистика: история, методология, современное состояние и перспективы развития : кол. монография / под ред. А. Х. Курбанова. СПб. : Копи-Р Групп, 2014. 284 с.
3. Глазьев С. Ошибки, которые хуже, чем преступление // Эксперт. 2014. № 44. С. 52-55.
4. Котляров И. Д. Применение аутсорсинга в государственной деятельности в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 112-120.
5. Курбанов А. Х., Плотников В. А. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений // В мире научных открытий. 2013. № 4(40). С. 33-47.
6. Литвиненко А. Н. Принципы адаптивного управления экономическими системами и методы их реализации : монография. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006.
7. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. М. : The Boston Consulting Group (Moscow) Limited, 2014. 44 c.
8. Материально-техническое обеспечение в цифрах / под ред. Д. В. Булгакова. М., 2014. 203 с.
9. Плотников В. А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (по материалам тыла Вооруженных сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 10. С. 85-88.
10. Программа инновационного развития ОАО «Оборонсервис» на 2011-2020 годы. М. : Оборонсервис, 2012. 151 с.
11. Рахматулина С. Ф. Механизм адаптации предприятий оборонно-промышленного комплекса к рынку с использованием аутсорсинга : дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2009. 175 с.
References
1. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Import substitution prospects in high-tech industries of the industry [Perspektivy importozameshcheniya v vysokotekhnologichnykh otraslyakh promyshlen-nosti] // Analytical bulletin. N 27(545) "About measures for realization of import substitution in civil industries of the industry in interests of strengthening of national security" [Analiticheskii vestnik № 27(545) «O merakh po realizatsii importozameshcheniya v grazhdanskikh otraslyakh promyshlennosti v interesakh ukrepleniya natsional'noi bezopasnosti] / Federation Council of Federal Assembly of Russia; Analytical management of the Office of the Federation Council [Sovet Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii; Analiticheskoe upravlenie Apparata Soveta Federatsii]. M., 2014. P. 7-19.
2. Military logistics: history, methodology, current state and prospects of development [Voennaya logistika: istoriya, metodologiya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya] : The collec-
< tive monograph / under the editorship of Kurbanov A. Kh. SPb. : JSC Copy-R Group [Kopi-R x Grupp], 2014. 284 p.
q 3. Glazyev S. Mistakes which are worse, than a crime [Oshibki, kotorye khuzhe, chem prestuple-i nie] // Expert [Ekspert]. 2014. N 44. P. 52-55.
4. Kotlyarov I. D. Application of outsourcing in the state activity in the Russian Federation [Pri-menenie autsorsinga v gosudarstvennoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii] // Questions of the public and municipal administration [Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniya]. 2012. N 2. P. 112-120.
< 5. Kurbanov A. Kh., Plotnikov V. A. Public-private partnership and outsourcing: the comparative m analysis of structure and character of the relations [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i
autsorsing: sravnitel'nyi analiz struktury i kharaktera otnoshenii] // In the world of discoveries [V mire nauchnykh otkrytii]. 2013. N 4(40). P. 33-47.
6. Litvinenko A. N. Principles of adaptive management of economic systems and methods of their realization [Printsipy adaptivnogo upravleniya ekonomicheskimi sistemami i metody ikh real-izatsii] : monograph. SPb. : Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia [Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii], 2006.
7. Logistics in Russia: new ways of disclosure of potential [Logistika v Rossii: novye puti raskryt-iya potentsiala]. M. : The Boston Consulting Group (Moscow) of Limited, 2014. 44 p.
8. Material support in figures [Material'no-tekhnicheskoe obespechenie v tsifrakh ] / Under the editorship of D. V. Bulgakov. M., 2014. 203 p.
9. Plotnikov V. A. Integration of military and civil sectors of economy as a tendency of construction of the military organization of the country (on materials of the Logistic of Armed Forces of the Russian Federation) [Integratsiya voennogo i grazhdanskogo sektorov ekonomiki kak tendentsiya stroitel'stva voennoi organizatsii strany (po materialam Tyla Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii)] // Arms and economy [Vooruzhenie i ekonomika]. 2010. N 10. P. 85-88.
10. The program of innovative development of JSC Oboronservice for 2011-2020 years [Programma innovatsionnogo razvitiya OAO «Oboronservis» na 2011-2020 gody]. M. : Oboronservice, 2012. 151 p.
11. Rakhmatulina S. F. The mechanism of adaptation of the enterprises of defense industry complex to the market with outsourcing use: Dissertation [Mekhanizm adaptatsii predpriyatii oboronno-promyshlennogo kompleksa k rynku s ispol'zovaniem autsorsinga]. Ufa, 2009. 175 p.