Абрамов А.К., Кушнир О.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕЩЕВЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Вещевое обеспечение военнослужащих ВС РФ является одним из видов материального обеспечения. Мероприятия, реализуемые в процессе вещевого обеспечения военнослужащих, имеют не только ярко выраженную социальную направленность, но и во многом определят способность военнослужащих выполнять возложенные на них задачи. В работе рассмотрены методические подходы к оценке эффективности вещевого обеспечения военных потребителей и основные направления развития системы вещевого обеспечения, реализация которых возможна в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Ключевые слова. Военные потребители, военная логистика, вещевое обеспечение войск, вещевое имущество.
Abramov A.K., Kushnir O.G.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE GLOVE MILITARY PROPERTY SYSTEM AND STUDY ITS DEVELOPMENT PROSPECTS
Abstract. In modern conditions ware maintenance personnel of the Armed Forces, it is a type offinancial security. Activities implemented in the process of clothing for military personnel, have not only a clear social orientation, but also largely determine the ability of military personnel perform their tasks. The paper discusses methodological approaches to evaluating the effectiveness of the glove provide military users and the basic directions of development of ware maintenance system that could be implemented in the medium and long term.
Keywords. Military users, military logistics, clothing security, clothing and equipment.
Вещевое обеспечение является видом материального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации(ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов. Включает в себя комплекс мероприятий по определению их потребности в вещевом имуществе и технических средствах вещевой службы (ТС ВС) в соответствии с их предназначением, снабжению таким имуществом и средствами, их разработке, заготовке, содержанию, использованию (носке (эксплуатации), расходу), модернизации, ремонту и утилизации (реализации), а также по осуществлению руководства деятельностью органов вещевой службы ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов по вопросам вещевого обеспечения указанных войск (сил) [7]. От качества и своевременности выполнения мероприятий вещевого обеспечения зависит не только полнота доведения соответст-
ГРНТИ 78.75.45
© Абрамов А.К., Кушнир О.Г., 2016
Алексей Кириллович Абрамов - преподаватель кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург). Олег Григорьевич Кушнир - магистрант кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Абрамов А.К.): 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: abramov_14.09@mail.ru.
вующих видов вещевого имущества до военнослужащего, в соответствии с установленными нормами, но и его способность выполнять поставленные перед ним задачи.
В настоящее время значение вещевого обеспечение существенно возросло. При этом все чаще при рассмотрении проблематики его совершенствования рассматриваются вопросы применения современных управленческих технологий для повышения эффективности системы вещевого обеспечения военнослужащих, доказавших свою результативность в гражданской сфере[2-6]. Вместе с тем, история развития военного дела наглядно показывает, что с изменением тактики ведения боевых действий, разработкой и совершенствованием вооружения и военной техники изменяются и требования к военной одежде, обуви, снаряжению. Данная тенденция особо актуальна и сейчас. Анализ боевых действий и локальных войн во всем мире ещё раз убедительно доказывает необходимость постоянной научной работы по совершенствованию существующих и разработке новых образцов военной одежды, обуви, предметов полевого снаряжения, в особенности специальной формы одежды, поступающей на снабжение частям специального назначения и воздушно-десантных войск. Практически военная форма одежды, особенно полевая, становится одним из элементов обеспечения боевой готовности солдата.
Насколько важны эти проблемы, говорит тот факт, что во многих ведущих странах мира, в особенности входящих в блок НАТО, ведутся научные разработки комплексных программ и проектов, направленных на совершенствование боевой экипировки военнослужащих [8]. Подобными разработками занимаются предприятия и нашей страны. Так, например, в настоящее время разработан, принят и поступает на снабжение военнослужащим всех категорий ВС РФ всесезонный комплект полевого обмундирования. Новая полевая форма включает в себя 23 предмета обмундирования и рассчитана на более длительный период эксплуатации, в отличие от предыдущей полевой формы одежды, однако, стоит отметить, что стоит она в десятки раз дороже.
По сроку носки для военнослужащих по призыву, данный комплект рассчитан на три призыва, т.е. в одном комплекте должно проходить три военнослужащих срочной службы, что не эстетично и не гигиенично: второй и третий призыв военнослужащих срочной службы ходят в затертой изношенной полевой форме. Данные условия носки такой полевой формы, безусловно, сказываются негативно на морально-психологическом состоянии военнослужащих. Причина сложившейся ситуации заключается в особенностях организации нормирования и поставок вещевого имущества, а также наличии единственного поставщика («БТК групп»). Последнее послужило причиной формирования искусственной монополии. Как следствие - высокие цены и недостаточное качества изделий, задержка поставок отдельных предметов вещевого имущества («БТК групп», являясь единым поставщиком и не имея конкурентов, осуществляет поставки готовой продукции исходя из минимизации логистических издержек, что не всегда отвечает ожиданиям по времени поставки заказчика, в лице Министерства обороны Российской Федерации).
Нарушение сроков поставок вещевого имущества, изготовление некачественных предметов вещевого имущества и попытки поставить их в войска является недопустимым, поскольку это приводит к нерациональным затратам бюджетных средств, к финансовому ущербу государства. Кроме того, на отдельных уровнях функционирования системы вещевого обеспечения военной организации государства отмечаются различные недостатки связанные с: неэффективной организацией и контролем отдельных процессов; эксплуатацией технических средств; несоблюдением обязательств со стороны аутсорсинговых компаний, которые выполняют функций по банно-прачечному обслуживанию войск [1]; нарушением порядка носки отдельных предметов военной формы одежды и др. При этом руководством системы материально-технического обеспечения (МТО) ВС РФ существенное внимание уделяется вопросам идентификации и обоснования направления развития соответствующих подсистем [8], в том числе и подсистемы вещевого обеспечения.
Однако, прежде чем рассматривать направления развития данной системы, необходимо определиться с показателями эффективностью её функционирования. При этом мы предполагаем, что, во-первых, оценка эффективности рассматриваемой системы должна осуществляться на всех уровнях (первый уровень - Центр, виды ВС, рода войск; второй уровень - военный округ (флот); третий уровень - войсковой), во-вторых показатели, которые будут предложены в качестве оценочных, не могут быть равнозначными и будут обладать соответствующими коэффициентами весомости, в-третьих, значения определяемых показателей будут определять степень развития отдельных
элементов системы вещевого обеспечения войск (эффективность отдельных процессов) и направления усилий со стороны должностных лиц органов военного управления по приведению рассматриваемой системы к состоянию, характеристика которого соответствует перспективам развития системы МТО ВС РФ.
Рассмотрим перечень предлагаемых нами показателей (критериев) эффективности вещевого обеспечения ВС РФ и дадим их краткую характеристику на примере первого уровня. К основным показателям первого уровня, по нашему мнению, следует отнести:
1. Подсистема подготовки специалистов: укомплектованность специалистами МТО высшей квалификации - рассчитывается как отношение количества специалистов с высшим профессиональным образованием к общему количеству специалистов по соответствующим специальностям; состояние кадровой работы - оцениваются (по вещевой службе) в общей системе оценки центральных органов военного управления МТО, а также в общей системе оценки органов военного управления, организаций МТО;
2. Подсистема управления: степень оперативности принятия решения - рассчитывается как отношение времени, установленного на принятие решения, ко времени, фактически затраченном на принятие решения; степень автоматизации деятельности вещевой службы всех уровней - определяется как отношение фактического количества средств автоматизации к количеству средств автоматизации, положенных по штату;
3. Подсистема вещевого обеспечения: обеспеченность запасами имущества вещевой службы -рассчитывается как отношение комплектов, фактически содержащихся в запасах, к комплектам установленных запасов; степень соответствия возможностей складской базы потребностям войск (сил) по приёму, хранению и выдаче имущества вещевой службы - рассчитывается как отношение фактических возможностей складской базы к необходимым возможностям; степень удовлетворения потребностей войск (сил) в имуществе вещевой службы в установленные сроки - рассчитывается как отношение фактического наличия комплектов в установленные сроки к требуемому количеству комплектов;
4. Подсистема технического (по вещевой службе) обеспечения: оснащённость войск (сил) техническими средствами - рассчитывается как отношение фактического количества технических средств к их штатному количеству; оснащённость войск (сил) современными образцами технических средств - рассчитывается как отношение количества современных технических средств к их фактическому количеству; степень размещения заказа на технические средства в промышленности по расчётному периоду - рассчитывается как отношение суммы заключённых заказов на закупку к сумме выделенных ассигнований на закупку технических средств;
5. Подсистема применения и контроля качества имущества вещевой службы: степень удовлетворения войск (сил) в качественном имуществе вещевой службы - отношение случаев преждевременного износа имущества вещевой службы к нормативной степени износа;
6. Подсистема разработки и постановки на производство технических средств: уровень финансирования НИОКР - определяет степень соответствия объёма денежных средств, требуемых для выполнения НИОКР (в целях обеспечения процесса разработки технических средств, имущества вещевой службы), выделенным ассигнованиям; уровень реализации НИОКР - определяет степень соответствия объёма денежных средств, выделенных на разработку и создание перспективных образцов технических средств, имущества вещевой службы, конечному результату (в виде количества фактически разработанных, принятых на снабжение, допущенных в эксплуатацию образцов); военно-технический уровень разрабатываемых технических средств - характеризует военно-техническую целесообразность разработки группы образцов, рассчитывается как отношение суммы значений характеристик, определяющих предназначение разрабатываемых образцов из состава рассматриваемой группы техники, к их общему количеству; уровень развития научно-исследовательской базы технических средств, имущества вещевой службы - характеризует степень модернизации и развития научно-исследовательской и лабораторно-испытательной базы, необходимой для разработки и испытания перспективных образцов технических средств, имущества вещевой службы; уровень финансирования закупок современных технических средств, имущества вещевой службы - характеризует степень соответствия объёма денежных средств, выделенных по Государственному оборонному заказу (ГОЗ) на расчётный период для закупки современных образцов,
имущества вещевой службы, потребному объёму ассигнований; уровень финансирования закупок современных образцов технических средств - рассчитывается как отношение суммы выделенных денежных средств на оснащение современными техническими средствами к сумме запланированных денежных средств на оснащение ими;
7. Подсистема эксплуатации технических средств: уровень готовности войск (сил) по наличию технически исправных образцов - определяется как отношение количества исправных образцов к их фактическому количеству;
8. Подсистема восстановления технических средств: обеспеченность войск (сил) исправными техническими средствами - определяется как отношение количества исправной техники к количеству техники по штатам; степень удовлетворения потребности войск (сил) в восстановлении технических средств - определяется как отношение количества технических средств, требующих ремонта, к количеству восстановленных технических средств.
Аналогичным образом осуществляется определение показателей на остальных уровнях. После чего органами военного управление принимаются решения о конкретизации направлений развития системы вещевого обеспечения, выборе основных приоритетов. Основными положениями развития подсистемы вещевого обеспечения ВС РФ на современном этапе, по мнению авторов, являются:
1) соответствие организационной структуры, состава и численности организаций и подразделений службы возлагаемым на них задачам, составу, численности и организационной структуре обеспечиваемых войск (сил);
2) отказ от единого поставщика, привлечение к поставкам как можно большего количества поставщиков, с проведением конкурсных мероприятий, что приведет к снижению цен и улучшению качества вещевого имущества;
3) введение системы жесткого контроля качества вещевого имущества от поставщиков (в договорных обязательствах необходимо прописывать штрафные санкции за некачественное поставляемое имущество и несвоевременную поставку);
4) развитие материальной базы вещевого обеспечения (строительство новых и модернизация имеющихся складских ёмкостей в единой системе производственно-логистических комплексов [5], разработка образцов новых полевых технических средств);
5) большое значение имеет разработка и использование инструментов управления экономическим потенциалом регионов с учётом потребностей ВС РФ по видам материального обеспечения в целом, и по вещевому обеспечению - в частности [1].
В заключение отметим, что при развитии системы вещевого обеспечения ВС РФ необходимо принимать во внимание не только концептуальные взгляды на строительство и применение Вооруженных сил, но и то обстоятельство, что совершенствование рассматриваемой системы не может осуществляться самостоятельно и изолированно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонин А.А., Ворушилин Л.В., Курбанов А.Х. Методика оценки экономического потенциала региона для нужд Вооружённых сил // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 856-859.
2. Ворушилин Л.В., Курбанов А.Х., Клюкин Е.В. Алгоритм применения бенчмаркинга в интересах повышения экономической эффективности логистических систем // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 4. Т. 18. С. 46-53.
3. Курбанов А.Х., Клюкин Е.В., Серба В.Я. Специфика применения бенчмаркинга в военной организации // Наука Красноярья. 2016. № 3 (26). С. 183-204.
4. Грошков Д.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Военно-экономическое обоснование вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на основе инновационных управленческих технологий: монография. СПб.: Лема. 2012.
5. Зыков Д.Н., Курбанов А.Х. Идентификация направлений повышения эффективности вещевого обеспечения военных потребителей в единой системе производственно-логистических комплексов // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Курск: ЮЗГУ. 2014. С. 228-230.
6. Курбанов А.Х. (ред.) Военная логистика: история, методология, современное состояние и перспективы развития: монография. СПб.: Копи-Р Групп, 2014.
7. Курбанов А.Х., Корнев А.В. Анализ организационных и экономических аспектов поставок вещевого имущества в вооружённых силах ведущих зарубежных государств // Актуальные вопросы образований и науки. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: Юком, 2014. С. 86-89.
8. Курбанов А.Х., Плотников В.А., Целиковских А.А. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях // Управленческое консультирование. 2014. № 12 (72). С. 16-28.