/У ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ
Курбанов А.Х., Красовитов Р.А.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «ИНДУСТРИИ 4.0» В ИНТЕРЕСАХ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Аннотация. В современных условиях происходит быстрое развитие инструментов повышения эффективности логистических систем, основанных на сочетании гибкого сотрудничества между элементами, входящими в их состав, широкого использования средств автоматизации и адаптации конечного продукта к специфическим запросам конкретного заказчика. Всё это получило название - технологии «Индустрии 4.0». Необходимость повышения эффективности системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в условиях обострившегося геополитического противостояния делает актуальным вопрос оценки целесообразности внедрения инструментов «Индустрии 4.0» в подсистеме вещевого обеспечения ВС РФ.
Ключевые слова. Военные потребители, вещевое обеспечение войск, «Индустрия 4.0».
Kurbanov A.Kh., Krasovitov R.A.
PROSPECTS FOR THE USE OF TECHNOLOGIES «INDUSTRY 4.0» IN THE INTERESTS OF THE RESOURCE SUPPLY OF MILITARY CONSUMERS
Abstract. In modern conditions there is a rapid development of tools to improve the efficiency of logistics systems, based on a combination of flexible cooperation between the elements included in their composition, the widespread use of automation and adaptation of the final product to the specific needs of a customer. All this has received the name - technology "Industry 4.0". In turn, the need to improve the efficiency of the logistics system of the Armed Forces of the Russian Federation (RF Armed Forces), in the context of heightened geopolitical confrontation, in general, makes it relevant to assess the feasibility of implementing the Industry 4.0 tools in the RF Armed Material Support System.
Keywords. Military consumers, clothing support for the troops, Industry 4.0.
Вещевое обеспечение военных потребителей является одним из видов материального обеспечения. В современных условиях оно играет важную роль в военной организации государства, поскольку мероприятия, входящие в его состав, во многом определяют не только способность военнослужащих выполнять поставленные задачи, но и формируют образ представителя Вооруженных сил [1, 10]. В последние пять лет финансирование вещевого обеспечения военных потребителей осуществляется в таком масштабе, который позволяет поставлять вещевое имущество в объеме
ГРНТИ 78.75.33
© Курбанов А.Х., Красовитов Р.А., 2019
Артур Хусаинович Курбанов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).
Роман Александрович Красовитов - старший преподаватель Вольского военного института материального обеспечения.
Контактные данные для связи с авторами (Курбанов А.Х.): 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, дом 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: kurbanov-83@yandex.ru.
среднегодовой потребности. Наибольшие лимиты были выделены в 2014 и в 2015 гг. (36,1 и 31,1 млрд руб., соответственно) (рисунок 1).
40 361 311 30,2
I31'1 30,4 '
IUI
2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Распределение бюджетных лимитов на вещевое обеспечение ВС РФ, 2014-2018 гг., млрд руб. (составлено авторами по материалам анализа статистической информации [3] и результатов исследований,
проведенных А.М. Смуровым и А.А. Целыковских [11])
Вещевое обеспечение постоянно совершенствуется. В настоящее время прорабатывается новый подход к изготовлению военной формы с использованием цифровых технологий, предполагающий её полное соответствие индивидуальным антропометрическим характеристикам военнослужащего. Благодаря этому повысится как качество жизни военнослужащих (за счет более высокого уровня комфорта и более привлекательного внешнего вида), так и их способность выполнять свои боевые задачи (за счет большего удобства). При решении данной задачи органы военного управления используют научный подход.
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно убедиться в том, что вопросам цифровизации экономической и логистической сферы уделяется особое внимание [8]. Речь идет в первую очередь о таких странах, как США, Китай и Германия. В последние годы в мире появилось большое количество программ, инвесторами которых выступают правительства разных стран, и все эти программы направлены на цифровизацию экономики и промышленности. В США это называется «Промышленный ренессанс». В Китае - «Производство 2025» или «Интернет плюс». В Германии -«Промышленность 4.0» или «Промышленная революция 4.0». Во Франции - «Креативная индустрия». Такие программы есть в Корее и Японии [2, 7, 8].
Для России важность проведения в жизнь цифровой революции становится еще выше по причине того, что она позволит нашей стране преодолеть технологическое отставание от экономически развитых стран. Россия по ряду объективных и субъективных причин опоздала с внедрением у себя технологий предыдущих укладов, и все попытки ликвидировать это отставание в настоящее время в лучшем случае ведут к его сохранению (без дальнейшего углубления). Цифровая революция открывает дорогу в новый технологический уклад, и наша страна может сразу приступить к его реализации, таким образом, полностью уничтожив свое отставание за счет отказа от предыдущих укладов.
Предполагается, что в будущем цифровая цепь поставок будет находиться в онлайн (редко офлайн) связи с каждым элементом. Инструментом для связи в настоящее время называют «Интернет вещей» и концепцию «Индустрии 4.0». Рост популярности концепции «Индустрии 4.0», основанной на активном внедрении информационных технологий (включая Интернет вещей) роботизации и гибком производстве, связан с рядом присущих этой концепции преимуществ [6]. По мнению сторонников этой концепции, ее использование способно значительно снизить издержки и повысить качество выполнения соответствующих функций.
Современные технологии «Индустрии 4.0», направленные на массовое производство индивидуализированной продукции, позволяют организовать выпуск военной формы, адаптированной к антропометрическим характеристикам отдельного военнослужащего, и избежать роста затрат (неизбежного в рамках прежней производственной парадигмы при отказе от стандартизированной продукции). Однако, несмотря на активный рост «Индустрии 4.0», соответствующие технологии пока не нашли широкого применения в сфере организации вещевого обеспечения военнослужа-
щих, что обуславливает потребность в изучении их потенциала и в разработке инструментария военно-экономического обоснования их внедрения и применения. Рассмотрим, как может выглядеть применение принципов «Индустрии 4.0» при вещевом обеспечении военных потребителей.
Одним из наиболее ощутимых аспектов четвертой промышленной революции является идея «сервис-ориентированного проектирования». Оно может варьироваться от пользователей, использующих заводские настройки для производства собственных продуктов, до компаний, которые поставляют индивидуальные продукты индивидуальным потребителям (организуют пошив отдельных предметов военной формы одежды военнослужащим по индивидуальным заказам с учетом их антропометрических характеристик). Потенциал такого вида производства огромен. К примеру, связь между умными продуктами «Интернета вещей» и умными машинами, которые их производят, то есть этот «промышленный Интернет», будет означать, что они смогут производить себя самостоятельно и определять целевое производство в зависимости от нужд, определенных ими же. Применительно к военной форме одежды это означает, что, если какой-то предмет «знает» (это достигается наличием специальных датчиков, вшитых, например, в подкладку), что скоро его сроки носки подойдут к концу, он может уведомить фабрику, на которой будет поставлена в очередь задача произвести новый предмет. Когда придет время надеть новую военную форму, она уже будет доставлена домой или в пункт выдачи заказов (рисунок 2).
В карточке военнослужащего содержатся антропометрические
данные, необходимые для пошива военной формы одежды
Организация массового пошива военной формы одежды по индивидуальным характеристикам 2 Производство военной формы
а) на роботизированном конвейере б) с использованием ручного труда
Реинжини
ринг процессов вещевого обеспечения
Управленческие эффекты
Снижение издержек на выполнение операций вещевого обеспечения
3 Доставка заказа 1
а) на дом или в воинскую часть б) в пункт выдачи
заказов
Военные эффекты
Рис. 2. Принципиальная схема функционирования «Индустрии 4.0» при производстве военной формы одежды для военных потребителей и ожидаемые эффекты от её реализации
(разработано Красовитовым Р.А.)
Разумеется, у рассмотренной системы производства военной формы одежды есть определенные риски и ограничения. И для обоснования целесообразности использования инструментария «Индустрии 4.0» в сфере вещевого обеспечения военных потребителей предварительно необходимо выполнить анализ тех преимуществ и недостатков, с которыми будет связано применение соответствующих инструментов. Для этого нужно понимать сущность этого инструментария.
Отличительными признаками «Индустрии 4.0» являются [6, 7]:
1) глубокая информатизация производственных процессов, переход к созданию единой виртуальной среды производственной деятельности. Речь идет о том, что для каждого реального процесса или продукта будет создаваться его виртуальный двойник, на основе которого и будет осу-
ществляться выпуск продукта. Это позволит добиться высокого уровня индивидуализации производимой продукции в сочетании с гарантированным качеством;
2) Интернет вещей, т.е. подключение к интернету и возможность обмена информацией между устройствами - станками, обрабатываемыми изделиями, транспортными средствами и т.д. Применительно к сфере вещевого обеспечения можно говорить, например, об оснащении всех предметов вещевого обеспечения специальными радиоэлектронными метками (ЯРЮ), при помощи которых будет отслеживаться перемещение этих предметов. Это позволит повысить качество контроля запасов вещевого имущества, избежать их потери, упростить распределение предметов вещевого обеспечения среди военнослужащих, а также снизить затраты временных и организационных ресурсов на ведение документооборота;
3) роботизация, т.е. повсеместный отказ от использования человека для выполнения рутинных функций, и замещение его роботами. Перспективным направлением роботизации представляется применение роботов для обслуживания военно-логистических центров, где они могли бы выполнять функции по сортировке, приемке, выдаче и т. д. предметов вещевого обеспечения. Кроме того, они могли бы использоваться в ситуациях, где применение человеческого труда затруднительно вследствие неблагоприятных условий - например, в Арктической зоне Российской Федерации. При этом, однако, необходимо помнить, что с экономической точки зрения применение роботов оправданно только в том случае, если они будут выполнять достаточно большой объем работы (т.е. замещать нескольких работников);
4) «Большие данные» - автоматический сбор, хранение и обработка больших массивов разнородной неструктурированной информации, что позволяет гибко реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к ним, а также выполнять консультативные функции при принятии решений (а для ряда ситуаций полномочия по принятию решений могут быть делегированы автоматизированным системам). В сфере вещевого обеспечения этот инструментарий мог бы применяться для сбора и анализа фактической величины потребления предметов вещевого обеспечения, что позволило бы оптимизировать их распределение (т.е. устранить риски возникновения избытка каких-либо предметов в одних подразделениях, и дефицита этих же предметов - в других подразделениях). Кроме того, его использование целесообразно для сбора и обработки информации о фактических потребностях в предметах вещевой службы с целью их большей адаптации к индивидуальным запросам военнослужащих. Наконец, эти технологии позволят автоматизировать сбор заявок на предметы вещевого обеспечения и принятие решений об их удовлетворении. Здесь также можно указать, что технологии «больших данных» (и близко примыкающие к ним технологии искусственного интеллекта) могут быть использованы не только внутри самой вещевой службы ВС РФ, но и при организации взаимодействия ВС РФ с внешними контрагентами. Например, эти технологии могут быть использованы для обработки заявок поставщиков в рамках закупок для государственных нужд [4, 5, 9], что позволило бы снизить риски коррупции, и повысило бы эффективность удовлетворения потребностей военнослужащих в предметах вещевого имущества.
С учетом изложенного, можно утверждать, что «Индустрия 4.0» постепенно входит в наш мир, и все свидетельствует о том, что её потенциал может быть востребован и при организации материально-технического обеспечения военных потребителей. Реализация данного подхода на практике может послужить импульсом роста отечественной легкой промышленности и повышению её конкурентоспособности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов А.К., Кушнир О.Г. Методические подходы к оценке эффективности системы обеспечения вещевым имуществом военнослужащих и обоснование перспектив её развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 3 (29). С. 52-56.
2. Джаксыбаев Н.А., Курбанов А.Х., Соболев А.В. Оптимизация производственно-логистических систем военного назначения: 3^ технологии // Компетентность. 2019. № 3. С. 31-37.
3. Ежегодный статистический сборник 2017 / Департамент экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации. М., 2018.
4. Князьнеделин Р.А., Наружный В.Е., Смуров А.М. Государственный заказ: теория, механизм исполнения, специфика реализации в оборонной сфере. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
5. Козин М.Н., Янина А.В. Государственно-частное партнерство, как фактор повышения военно-экономической безопасности государства // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2017. № 2 (42). С. 96-101.
6. Красовитов Р.А. Методика отбора функций вещевого обеспечения военных потребителей для внедрения технологий «Индустрии 4.0» // Финансовая экономика. 2018. № 7 (ч. 13). С. 1577-1582.
7. Курбанов А.Х., Курбанов Т.Х., Лучкин С.В. Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок // Логистика. 2018. № 10. С. 32-36.
8. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.
9. Плотников В.А., Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика. СПб.: Копи-Р Групп, 2013.
10. Топоров А.В., ЦеликовскихА.А. Развитие способов материально-технического обеспечения войск (сил) в современных условиях // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2018. № 1 (45). С. 6-10.
11. Целиковских А.А., Смуров А.М. Анализ государственных закупок вещевого имущества в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2018. № 2 (46). С. 12-19.