/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Абрамов А.К., Волчков Д.А., Грошков Д.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕЩЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Для эффективной организации обеспечения военных потребителей военной формой необходимо создать единое информационное пространство вещевого обеспечения - единую систему информационно-логистической поддержки, сочетающую в себе информационный и организационный компоненты и создающую информационную и организационную основу для эффективного взаимодействия всех участников процессов вещевого обеспечения, включая собственно военнослужащего - получателя вещевого имущества.
Ключевые слова. Военная организация государства, вещевое обеспечение военнослужащих, военные потребители, конвергентный подход.
Abramov A.K., Volchkov D.A., Groshkov D.V.
PERFECTION OF THE SYSTEM OF CLOTHING MAINTENANCE OF MILITARY CONSUMERS WHEN USING THE CONVERGENT APPROACH
Abstract. For effective organization of providing military consumers with military uniform, it is necessary to create a single information space for material support - a single system of information and logistic support, combining information and organizational components and creating an information and organizational basis for effective interaction of all participants in procurement processes, including the recipient serviceman clothing.
Keywords. The military organization of the state, the material support of servicemen, military consumers, the convergent approach.
Вещевое обеспечение является видом материального обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов. Включает в себя комплекс мероприятий по определению их потребности в вещевом имуществе и технических средствах, в соответствии с их предназначением, снабжению таким имуществом и средствами, их разработке, заготовке, содержанию, использованию (носке (эксплуатации), расходу), модернизации, ремонту и утилизации (реализации), а также по осуществлению руководства деятельностью органов вещевой
ГРНТИ 78.75.33
© Абрамов А.К., Волчков Д.В., Грошков Д.В., 2017
Абрамов Алексей Кириллович - преподаватель кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург). Волчков Дмитрий Александрович - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург). Грошков Дмитрий Владимирович - кандидат экономических наук, старший эксперт штаба материально-технического обеспечения ВС РФ (г. Москва).
Контактные данные для связи с авторами (Абрамов А.К.): 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: abramov_14.09@mail.ru.
службы ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов по вопросам вещевого обеспечения указанных войск (сил) [1].
По нашему мнению, развитие системы вещевого обеспечения военных потребителей путём совершенствования военно-экономических процессов за счет внедрения конвергентного подхода, подразумевающего использование опыта коммерческого канального распределения в интересах ведомственных логистических систем и потенциала организаций различных форм собственности, возможно, однако нуждается в соответствующем научно-методическом сопровождении. Внедрение перспективной системы вещевого обеспечения военных потребителей потребует реализации целого комплекса мероприятий между соответствующими органами военного управления, хозяйствующими субъектами (АО «Военторг» и логистические компании), элементами системы вещевого обеспечения ВС РФ и военнослужащими. Для удобства рассмотрения данные мероприятия были сведены в специальную информационно-аналитическую таблицу.
Перспективным направлением развития системы вещевого обеспечения военных потребителей, в части, касающейся обеспечения вещевым имуществом, является сочетание интенсивных (направленных на внедрение организационных и технологических инноваций) и экстенсивных (заключающихся в повышении качества выполнения существующих регламентов на основе дополнительной административной и ресурсной поддержки) инструментов. Такой подход позволяет разработать комплекс мер по совершенствованию организации вещевого обеспечения офицеров, опирающийся на применение современных информационных технологий.
Внедрение конвергентного подхода, применительно к вещевому обеспечению, должно включать в себя несколько мероприятий: закупка (разработка) специального программного обеспечения; определение потребности и закупка необходимого оборудования; обучение и повышение квалификации персонала; обоснование потребности в дальнейшей поддержке и обслуживании создаваемой системы хранения и обработки информации; развитие совместно с АО «Военторг» логистической инфраструктуры. Переход к новой системе вещевого обеспечения является достаточно сложной задачей оптимизации соответствующих процессов производственно-логистических процессов и поэтому требует комплексного подхода.
По нашему мнению, в первую очередь, речь должна идти о формировании системы информационно-логистической поддержки вещевого обеспечения военных потребителей (далее - система ИЛП). Попытка выработки предложений по формированию подобной системы была сделана в работах А.Х. Курбанова, Е.В. Клюкина, В.А. Плотникова [1, 2, 5]. Она получила название «Единая информационно-логистическая система» (ЕИЛС) вещевого обеспечения и была направлена на оптимизацию процессов обеспечения личного состава вузов вещевым имуществом.
В отличии от мнения Е.В. Клюкина, который считает, что информатизация процессов вещевого обеспечения должна заключатся в максимальном исключении бумажного документооборота, мы исходим из того, что необходимо все операции, связанные с планированием, учётом и отчетностью, перевести в электронный вид. При этом следует максимально использовать возможности автоматизации соответствующих процессов. Кроме того, в работе Е.В. Клюкина [5] сказано, что реализация информационной компоненты ЕИЛС вещевого обеспечения должна опираться на применение специальной микропроцессорной пластиковой карты - так называемой «карты военнослужащего», в которой будет закодирована следующая информация: учёт постановки и снятия с обеспечения по всем видам довольствия; контроль выдачи и получения материальных ценностей по нормам довольствия; информация об антропометрических характеристиках военнослужащего для выдачи вещевого имущества.
Наша позиция заключается в том, что по сути «карта военнослужащего» для организации вещевого обеспечения не нужна. Достаточно иметь личный кабинет на соответствующем сайте. Вся необходимая информация будет содержаться в нём. Процессы обеспечения военных потребителей военной формой будут реализовываться в единой информационной среде, благодаря чему станет возможным полный их контроль со стороны должностных лиц органов военного управления вещевого обеспечения. Фактически эта информационная среда создаёт условия для эффективного организационного взаимодействия пространственно обособленных участников. Сама система вещевого обеспечения военных потребителей приобретет черты интегрированной цепочки поставок.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 3 (33). 27
Таблица
Содержание мероприятий, проводимых при внедрении конвергентного подхода _в системе вещевого обеспечения военных потребителей_
Задача Содержание Предлагаемый порядок решения
Планирование потребности в военной форме Организация планирования обеспечения военной формой при внедрении конвергентного подхода предполагает предоставление военнослужащим (речь идет об офицерах) самостоятельно решать, что им из имущества, положенного по норме, действительно необходимо Потребность в предметах военной формы будет планироваться исходя из заявок, формируемых через личные кабинеты военнослужащих. При этом возможно, что с течением определённого времени алгоритм формирования потребности сможет работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме, рекомендуя и/или напоминая военнослужащим о заказе того или иного предмета военной формы исходя из анализа предыдущих заявок, времени года, получения очередного воинского звания и проч.
Заказ и изготовление военной формы в промышленности Обеспечение военнослужащих по призыву военной формой предлагается не изменять и осуществлять по классической (существующей) схеме. Изготовлением предметов военной формы будут заниматься специализированные предприятия Изменение системы заказов возможно приведёт к повышению стоимости предметов военной формы. Это связано с необходимостью выстраивания новой информационно-логистической инфраструктуры. Однако данное повышение, по нашему мнению, не будет постоянным. Возникнет объективная необходимость в разработке специальных финансово-экономических механизмов, применение которых позволит решить комплекс проблемных вопросов по ценообразованию в новой системе заказов военной формы. Реализация соответствующих мероприятий позволит учесть интересы всех участников цепи поставок (производителей, заказчиков и логистических посредников)
Доставка и временное хранение военной формы Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, доставка и хранение организуются по классической схеме; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту - через предприятия АО «Военторг» и с использованием предприятий, представленных на рынке логистических услуг Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, будут обеспечиваться предметами военной формы исходя из потребности. В ходе обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, длительное хранение военной формы в логистической цепочке не представляется целесообразным, поскольку система по своей архитектуре будет относится к «вытягивающим». Однако, необходимо совместно с АО «Военторг» решать задачу по размещению в военных округах распределительных центров, магазинов, пунктов выездной торговли, а также привлекать логистических операторов для доставки военной формы на взаимовыгодной основе
Выдача (продажа) военнослужащим предметов военной формы Выдача военной формы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, организуется в порядке, установленном требованиями соответствующих руководящих документов. При организации выдачи предметов военной формы военнослужащим по контракту возможно построение многоканальной системы распределения Предлагается несколько вариантов организации выдачи военнослужащим предметов военной формы: по существующей схеме (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву); начисление денежной компенсации на приобретение предметов военной формы и приобретение соответствующих товаров по безналичному расчету в сети магазинов АО «Военторг», либо при получении военной формы от курьера или через почтоматы (автоматизированные терминалы по выдаче посылок и товаров, которые покупают в каталогах или интернет-магазинах). При этом во втором варианте, если получатель не может забрать посылку лично, то это может сделать доверенное ему лицо. Для этого нужно просто сообщить ему адрес почтамата и код посылки
Составлено авторами по результатам анализа работ [3-7] и собственных исследований [1, 2 и др.].
В целях перехода к новому порядку вещевого обеспечения необходимо предусмотреть организационный этап - полное устранение задолженности перед военнослужащими за невыданные
предметы вещевого имущества в соответствии с действующими нормами снабжения. На данном этапе необходимо произвести обеспечение военнослужащих положенными предметами вещевого имущества до полной потребности за счет имеющихся ресурсов. При этом, необходимо обратить внимание на погашение задолженности перед военнослужащими за невыданные предметы военной формы одежды, в соответствии со ст. 21 постановления Правительства Российской Федерации 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти ...», которая разрешает производить замену одних предметов вещевого имущества на другие в пределах их стоимости.
Основными результатами внедрения предлагаемой системы ИЛП станут:
• уменьшение численности персонала во всех звеньях управления процессами вещевого обеспечения военных потребителей (это достигается тем, что многие трудоемкие учетно-вы-числительные операции, такие как обработка первичных данных, проведение расчетов и т.д., исключаются из функций органов военного управления);
• обеспечение в режиме реального времени достоверной информацией о наличии вещевого имущества и проведение всех видов ведомственного контроля и инвентаризации;
• исключение коррупционной составляющей и умышленного искажения учетных данных;
• анализ данных о соответствии поставляемых материальных ценностей условиям государственных контрактов, а также о законности операций по их движению;
• автоматическое отслеживание качественного состояния материальных ценностей, окончания их годности (эксплуатации);
• сокращение времени прохождения материальных ценностей по логистической цепочке;
• оптимизация загрузки складских мощностей на объектах хранения материальных средств [6]. Таким образом, предлагаемый порядок вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту (офицеров и прапорщиков), является наиболее целесообразным в современных условиях. Тем не менее, он функционален только при достаточном финансировании (100% выделение денежных средств для производства требуемых выплат). Кроме того, потребуется внесение изменений (дополнений) в нормативные правовые акты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грошков Д. В., Курбанов А.Х., Клюкин Е.В. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности процессов вещевого обеспечения военных потребителей. СПб.: Копи-Р Групп, 2016.
2. Грошков Д.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Военно-экономическое обоснование вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на основе инновационных управленческих технологий. СПб.: Копи-Р Групп, 2012.
3. Котляров И.Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2016. С. 177-181.
4. Курбанов А.Х., Ворушилин Л.В. Может ли компания заниматься логистикой самостоятельно // Логистика. 2013. № 12 (85). С. 57-59.
5. Курбанов А.Х., Клюкин Е.В. Обоснование целесообразности и оценка военно-экономического эффекта от применения бенчмаркинга в управлении вещевым обеспечением военной организации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 46-50.
6. Курбанов Т.Х. Факторный анализ эволюции логистики с учётом её применения в военной сфере (на примере развития складской инфраструктуры) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. Т. 3.1. № 21. С. 200-209.
7. Коновалов В.Б. Материально-техническое (тыловое и техническое) обеспечение силового компонента государства: направления интеграции и координации // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации. Сборник научных трудов. СПб.: СПбПУ, 2017. С. 7-17.