Научная статья на тему 'Цифровизация цепей поставок в ведомственных логистических системах: проблемы и пути решения'

Цифровизация цепей поставок в ведомственных логистических системах: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военные потребители / военная логистика / Интернет вещей / «Индустрия 4.0» / продукция военного назначения / цепь поставок / цифровизация / military consumers / military logistics / Internet of Things / Industry 4.0 / military products / supply chain / digitalization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация цепей поставок в ведомственных логистических системах: проблемы и пути решения»

Курбанов А.Х.

д.э.н., профессор, Военная академия материально-технического обеспечения

[email protected]

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ВЕДОМСТВЕННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: военные потребители, военная логистика, Интернет вещей, «Индустрия 4.0», продукция военного назначения, цепь поставок, цифровизация.

Keywords: military consumers, military logistics, Internet of Things, Industry 4.0, military products, supply chain, digi-talization.

В современных условиях как в России, так и за рубежом цифровизация логистики является одним из основных направлений повышения эффективности цепей поставок [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9]. Однако использование цифровых технологий связано не только с получением определенных преимуществ, но и с комплексом проблем, идентификация и учёт которых на этапе принятия решения по повышению эффективности логистической системы представляются нам крайне важными.

Особое внимание вопросам цифровизации должно уделяться в ведомственных логистических системах, призванных обеспечивать функционирование государственных организаций (в первую очередь здесь имеются в виду различные военные организации, силовые министерства и ведомства) [4, 5, 6].

Несмотря на то, что ведомственные логистические системы должны функционировать без каких-либо существенных перебоев, в настоящее время всё настолько тесно интегрировано, что без постоянного мониторинга и многовариантного подхода в некоторых ситуациях не обойтись. С другой стороны, требование времени заключается в том, что необходимо ориентироваться на политику непрерывного бенчмаркинга, философия которого обещает компаниям конкурентоспособность и получение высокой прибыли. А если речь идет о военной организации государства, то при развитии ведомственной логистической системы можно ожидать куда более значимых результатов, заключающихся в повышении уровня национальной безопасности, а это достаточно сложно оценить с экономической точки зрения.

Наиболее интересными, на наш взгляд, цифровыми технологиями, которые могут быть реализованы в условиях новой технико-экономической волны в ведомственных логистических системах, являются [1, 4, 6, 7]:

- развитие промышленного Интернета и возможность кастомизации выпускаемой продукции (оперативное изменение номенклатуры и характеристик под требования заказчика);

- внедрение концепции «Индустрии 4.0»;

- формирование эффективной системы обратной связи с потребителями, предполагающей автоматический заказ и отправку материальных средств различными способами;

- уберизация перевозок и интеграция всех видов транспорта за счет использования мультимодальных технологий перевозки грузов;

- осуществление контроля груза в пути, в том числе онлайн;

- использование беспилотных автомобилей, дронов, шаттлов и др.;

- распространение технологий 3-d печати для сокращения логистических издержек в цепи поставок;

- создание складов с полностью автоматизированными системами управления запасами материальных средств;

- накопление информации о жизненном цикле изделий и особенностях их эксплуатации с целью оптимизации логистики и повышения качества продукции.

Данные направления использования цифровых технологий с достаточной полнотой описаны в ряде публикаций [см.: 1, 4, 7]. Следует при этом особо подчеркнуть, что цифровизация некоторых логистических систем (особенно, ведомственных) может оказаться невозможной на определенном этапе их развития. Нельзя рассчитывать на то, что все их элементы способны развиваться и функционировать одинаково эффективно (данные системы весьма масштабны, а в случае с нашей страной еще и имеют территориально рассредоточенную логистическую инфраструктуру). И дело здесь не только в необходимости существенных финансовых инвестиций. Проблемы цифровизации ведомственной логистики могут быть связаны с законодательными, организационными и многими другими причинами.

Разумеется, использование цифровых технологий в цепях поставок, функционирующих в интересах военных потребителей, сопряжено с получением определенных преимуществ (в том числе и тех, которые, как было указано, достаточно сложно выразить экономически). Однако здесь возможно проявление и комплекса проблемных вопросов, идентификация которых на этапе принятия решения по повышению эффективности ведомственных логистических систем, представляется нам крайне необходимой (табл. 1).

Таблица 1

Основные проблемы, сопряженные с внедрением цифровых технологий в ведомственных логистических системах, и способы их решения

Проблема Описание Способ решения

Отсутствие баланса в развитии элементов логистической системы, при переходе на цифровые технологии В случае, если один из элементов системы будет значительно улучшен и сможет работать быстро и качественно, а другой останется без изменений, то результатом может быть лишь неудовлетворительная работа системы в целом Несмотря на то, что комплексная цифровизация требует гораздо большего финансирования, чем фрагментарная, целесообразными представляются именно целостные инновационные решения. Возможно, следует предусмотреть реализацию соответствующих проектов в границах логистических подсистем

Возможность синхронизации различных участников цифровой цепи поставок Достижение консенсуса между гражданскими компаниями, являющимися конкурентами при производстве и поставках продукции военного назначения, и военными потребителями Представляется целесообразным создание универсальной цифровой смарт-платформы, которая бы позволяла в режиме реального времени осуществлять заказ, оплату и контроль доставки некоторых видов материальных средств (например, вещевого имущества личного пользования)

Риски утечки важной информации, в том числе и той, которая носит «закрытый» характер Обеспечение режима ограниченного распространения информации, характеризующей параметры материальных потоков генерируемых в интересах военных потребителей, является важной задачей, требующей решения В настоящее время вопросы безопасности цифровой инфраструктуры можно решить путем использования комплексного подхода, который включает в себя разработку специальных программных продуктов и технических средств, с одной стороны, а с другой - обучение работы с ними и обеспечение их непрерывной эксплуатации

Сопротивление персонала внедрению цифровых технологий в логистике Любые системные изменения, связанные со сменой традиционного уклада деятельности сотрудников, как правило, воспринимаются негативно. Особенно, если речь идет о необходимости повышения уровня знаний, навыков и умений. В случае с цифровизацией логистической системы это одно из обязательных условий На стадии внедрения цифровых технологий необходимо своевременное выявление и пресечение источников необоснованного сопротивления. Демонстрация выгод и мотивация могут в значительной степени предотвратить или минимизировать возникновение данного риска

Источник: разработано автором на основе анализа различных источников [2, 3, 5, 6, 9] и результатов исследований, проведенных совместно с другими учёными [1, 4, 7].

Необходимо ответить, что в табл. 1 были рассмотрены лишь основные проблемные вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий в ведомственных логистических системах. Полный их перечень может быть довольно обширным.

Подводя итог, можно сделать несколько выводов:

1) применение цифровых технологий является одним из приоритетных направлений развития логистики. Данному вопросу уделяют внимание не только коммерческие компании, но и государственные организации. Особое значение цифровизация приобретает в случае её использования в интересах повышения эффективности ведомственных логистических систем;

2) цифровизации логистики и цепей поставок, функционирующих в интересах военных потребителей присущи определённые риски, которые должны быть учтены, как при проектировании перспективных логистических систем, так и при трансформации архитектуры существующих. Локализация и снижение этих рисков позволит в полной мере использовать новые возможности от цифровизации как для бизнес-компаний, так для военных потребителей;

3) по всей вероятности, решение проблемных вопросов, связанных с цифровизацией цепей поставок в ведомственных логистических системах, должно основываться на анализе зарубежного опыта и соответствующем научно-методическом аппарате, который позволил бы осуществить не только обоснование управленческих решений и бюджетирование инновационных проектов, но и оценку их экономической эффективности как на предварительном этапе, так и в ходе реализации;

4) необходимо понимать, что функционирование логистических систем с использованием цифровых технологий, предполагает постоянный мониторинг эффективности цифровой инфраструктуры, исправность технических средств, обновление программных продуктов и повышение квалификации как руководителей, так и обслуживающего персонала. Без этих мероприятий, выполняемых непрерывно и в комплексе, работоспособность современных логистических цепей поставок будет незначительной, а затраты могут превышать возможные эффекты.

Список литературы

1. Бекмурзаев И.Д., Курбанов Т.Х., Курбанов А.Х. Направления и этапы построения логистических систем на основе использования цифровых технологий // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. - № 4 (20). - С. 5-9.

2. Бодрунов С.Д., Демиденко Д.С., Плотников В.А. Реиндустриализация и становление «цифровой экономики»: гармонизация тенденций через процесс инновационного развития // Управленческое консультирование. 2018. - № 2 (110). - С. 43-54.

3. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева Е.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики: моногр. - Курск: Юго-западный гос. ун-т, 2017. - 147 с.

4. Грошков Д.В., Курбанов А.Х., Красовитов Р.А. Порядок внедрения технологий «Индустрии 4.0» в процесс вещевого обеспечения военных потребителей // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. - № 5. - С. 100-106.

5. Коновалов В.Б. Материально-техническое (тыловое и техническое) обеспечение силового компонента государства: направления интеграции и координации // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Сборник научных трудов. - СПб.: СПбПУ, 2017. - С. 7-17.

6. Котляров И.Д. Оценка эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечения силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2016. - С. 177-181.

7. Курбанов А.Х., Курбанов Т.Х., Лучкин С.В. Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок // Логистика. 2018. - № 10. - С. 32-36.

8. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. - № 4 (112). - С. 16-24.

9. Плотников В. А., Самойлова Т. Д. Особенности управления резервами организаций торговли // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфере, технологии. 2017. - № 2 (32). - С. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.