Научная статья на тему 'Воздействие теневых экономических процессов на систему логистического обеспечения военной организации государства'

Воздействие теневых экономических процессов на систему логистического обеспечения военной организации государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЛОГИСТИКА / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / КОРРУПЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / MILITARY LOGISTICS / THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE / CORRUPTION / LOGISTICAL SUPPORT / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Шильников Валентин Геннадьевич

Функционирование логистических систем, особенно тех, которые призваны обеспечивать военную организацию государства в материально-техническом отношении, должно осуществляться не только с соблюдением принципов целевой эффективности, но и с обязательным условием рационального расходования всех видов ресурсов, выделяемых на эти цели (материальных, трудовых, финансовых и пр.). В работе предпринята попытка выявить специфические особенности проявления теневых экономических процессов в ведомственной логистической системе и изучить возможную степень их воздействия на военную организацию государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Шильников Валентин Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SHADOW ECONOMIC PROCESSES ON THE SYSTEM OF LOGISTICS SUPPORT FOR THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE

The functioning of logistics systems, especially those designed to provide the military organization of the state in terms of logistics, should be implemented not only in accordance with the principles of targeted efficiency, but also with an obligatory condition for rational spending of all types of resources allocated for these purposes (material, labor, financial and other). An attempt is made to identify specific features of the manifestation of shadow economic processes in the departmental logistics system and to study the possible degree of their impact on the military organization of the state.

Текст научной работы на тему «Воздействие теневых экономических процессов на систему логистического обеспечения военной организации государства»

Курбанов А.Х., Шильников В.Г.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА СИСТЕМУ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Функционирование логистических систем, особенно тех, которые призваны обеспечивать военную организацию государства в материально-техническом отношении, должно осуществляться не только с соблюдением принципов целевой эффективности, но и с обязательным условием рационального расходования всех видов ресурсов, выделяемых на эти цели (материальных, трудовых, финансовых и пр.). В работе предпринята попытка выявить специфические особенности проявления теневых экономических процессов в ведомственной логистической системе и изучить возможную степень их воздействия на военную организацию государства.

Ключевые слова. Военная логистика, военная организация государства, коррупция, материально-техническое обеспечение, теневая экономика.

Kurbanov A.Kh., Shilnikov V.G.

THE IMPACT OF SHADOW ECONOMIC PROCESSES ON THE SYSTEM OF LOGISTICS SUPPORT FOR THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE

Abstract. The functioning of logistics systems, especially those designed to provide the military organization of the state in terms of logistics, should be implemented not only in accordance with the principles of targeted efficiency, but also with an obligatory condition for rational spending of all types of resources allocated for these purposes (material, labor, financial and other). An attempt is made to identify specific features of the manifestation of shadow economic processes in the departmental logistics system and to study the possible degree of their impact on the military organization of the state.

Keywords. Military logistics, the military organization of the state, corruption, logistical support, shadow economy.

В последнее время со стороны государства вопросам обеспечения целевого и законного расходования бюджетных средств уделяется особое внимание. Если говорить о военной организации, то это связано в первую очередь с тем, что финансирование государственного оборонного заказа (ГОЗ) и Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) существенно увеличилось. Кроме того, многие функции, ранее находившиеся в ведении ведомственных обеспечивающих структур, несколько лет назад были переданы сторонним специализированным исполнителям (обеспечение горючим, организация питания личного состава и его банно-прачечное обслуживание и др.) [3, 7].

Аутсорсинг, который до сих пор многими специалистами воспринимается неоднозначно, получил широкое распространение в ВС РФ [4, 5]. Обратная сторона возможности концентрации на основных видах задач, возлагаемых на военную организацию государства, состоит в том, что при

ГРНТИ 78.75.33

© Курбанов А.Х., Шильников В.Г., 2018

Артур Хусаинович Курбанов - доктор экономических наук, доцент, профессор Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург). Валентин Геннадьевич Шильников - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Курбанов А.Х.): 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, дом 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: kurbanov-83@yandex.ru.

привлечении частных компаний в сферу обслуживания военных потребителей увеличивается риск возникновения теневых экономических процессов [6, 9, 11]. Ситуация усугубляется несовершенством нормативно-правовой базы, наличием лоббистов интересов коммерческих структур в военной среде и сложной военно-политической обстановкой.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию с исторической точки зрения, то нелишним будет вспомнить о том, что во времена СССР основной формой обеспечения продукцией военного назначения в интересах всего силового компонента государства были так называемые централизованные поставки (плановые работы). С развитием рыночной экономики на смену централизованной (плановой) системе обеспечения ВС РФ пришла система заказов, размещаемых на конкурсной основе [6]. Это во многом изменило архитектуру логистического обеспечения военных потребителей, а сам процесс трансформации в 90-е гг. ХХ века был весьма длительным и непростым.

И в настоящее время выбор поставщика, способного выполнять свои обязательства в рамках ГОЗ, является сложной задачей. Следует, однако, признать, что эта проблема характерна не только для нашего оборонного ведомства. Многие страны НАТО, сталкиваются с лоббированием интересов частных корпораций при заключении государственных контрактов в интересах обороны, завышением их стоимости, нарушениями обязательств со стороны подрядчиков и проч. (особенно это характерно для США [13]).

Для дальнейших рассуждений, в рамках поиска ответа на вопрос о механизмах воздействия теневых экономических процессов на систему логистического обеспечения военной организации государства, необходимо определиться, что всё-таки под ними понимается. Сразу оговоримся, что общепринятой трактовки данного явления нет. Особенно, если попытаться рассматривать его через призму теории и практики функционирования ведомственных логистических систем [10].

С учетом этого, мы считаем, что под теневыми экономическими явлениями в системе логистического обеспечения военной организации можно понимать деятельность, скрываемую от общества и контролирующих государственных органов, целью которой является получение возможности неправомерного обогащения за счет использования бюджетных средств, а также в результате взаимодействия с коммерческими структурами, производящими продукцию, оказывающими работы и услуги в интересах военной организации государства. Эти действия относятся к ненаблюдаемой, неформальной части экономики системы логистического обеспечения военной организации государства.

Проявление и генерирование этих процессов по видам обеспечения, как показывает практика, являются дифференцированными. Кроме того, возникновение теневых экономических процессов может зависеть от целого комплекса дополнительных факторов, таких как специфика мероприятий, обеспечение которых осуществляется в материально-техническом отношении (проведение учений, военных сборов или даже участие в военной кампании), необходимости модернизации или разработки новых образцов вооружения и военной техники (здесь всё зависит от длительности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, продолжительности производственных циклов, количества подрядчиков, степени уникальности изготавливаемой продукции военного назначения, объема закупок и других особенностей) и др.

Воздействие теневых экономических процессов на систему логистического обеспечения военной организации государства следует рассматривать по уровням с учётом её иерархии. Это позволит объективно и наглядно структурировать теневые экономические процессы, определить их особенности и характер проявления (см. таблицу).

При всей кажущейся негативности рассматриваемого нами явления, есть и иная точка зрения. До передачи функций по логистическому обеспечению военных потребителей сторонним специализированным исполнителям, теневые экономические процессы воспринимались некоторыми должностными лицами не только как способ личного обогащения за счет использования бюджетных средств и имеющихся ресурсов (личного состава, оборудования, технических средств и др.), но и как возможность децентрализовано, минуя сложный и довольно бюрократизированный путь согласования, поддерживать войсковое хозяйство на должном уровне, обеспечивать ремонт технических средств, осуществлять закупку расходных материалов и проч. (в первую очередь мы говорим о тактическом уровне рассматриваемой системы).

Таблица

Особенности проявления теневых экономических процессов на различных уровнях _системы логистического обеспечения военной организации государства_

Уровень ведомственной логистической системы Особенности и характер проявления теневых экономических процессов

Стратегический (планирование развития, администрирование логистической системы, выполнение основных управленческих функций) Теневые экономические процессы отличаются, в первую очередь, масштабом. В основном они могут быть связаны с реализацией ГОЗ, распределением имеющихся лимитов, контролем за исполнением обязательств подрядчиков и производителей продукции военного назначения, часто встречается лоббирование (прямое или косвенное) интересов коммерческих компаний

Оперативный (прогнозирование потребности в материальных средствах, планирование поставок, координация, контроль и анализ эффективности логистических процессов) Возникновение и степень проявления теневых экономических процессов могут быть связаны как с ситуационными явлениями (выполнение решения вышестоящей инстанции, на которое выделяются финансовые ресурсы), так и носить системный характер (контроль за качеством услуг, оказываемых сторонними организациями в рамках действующих контрактов). В любом случае, на данном уровне степень вовлечения должностных лиц в процесс будет высока, так как система управления предполагает наличие большого спектра вертикальных и горизонтальных связей

Тактический (получение материальных средств, их перевозка, переработка, хранение и выдача (реализация)) Теневые экономические процессы на тактическом уровне существовали практически всегда. Они, как правило, отличаются незначительной величиной ущерба, причиняемого государству (разумеется, если говорить об отдельно взятых эпизодах, не носящих системного характера, и сравнивать их с теневыми экономическими процессами на других уровнях). Степень их проявления может резко увеличиваться на фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране, однако регулируется ужесточением контрольных функций со стороны должностных лиц оперативного и стратегического уровня, а также специальных органов, согласно ведомственной принадлежности логистической системы

Разработано авторами на основе анализа работ [1, 2, 6, 9, 12], результатов собственных исследований [7, 8].

Подобная ситуация, по нашему мнению, не является нормальной. Действия должностных лиц, хотя и могут в какой-то степени именоваться, как «заготовки хозяйственным способом», являются нарушением требований руководящих документов. В настоящее время, когда большая часть функций на тактическом уровне передана сторонним специализированным исполнителям, на должностных лиц ведомственной логистической системы, например, в МО РФ, возлагается обязанность контролировать сроки и качество оказываемых услуг, либо поставляемой продукции.

Особые проблемы возникают с услугами, в частности, по питанию личного состава. Дело в том, что питание организуется несколько раз в день и, согласно требованиям руководящих документов, по разнообразию продуктов, нормам и формам их доведения данная услуга весьма неоднородна. Это создает возможности для значительного количества разнообразных нарушений (номинального завышения количества питающихся, замены одних продуктов другими, сокращения их количества при приготовлении готовых блюд и т.д.). При этом со стороны должностных лиц, отвечающих за соответствие услуги требованиям государственного контракта (оперативный и тактический уровень), могут отмечаться предпосылки участия в теневых экономических процессах в интересах личного обогащения. Вопросы поддержания воскового хозяйства на должном уровне, ввиду появления еще одной структуры, формально за него ответственной, уходят на второй план.

В свою очередь, если обратиться к ГОЗ (стратегический уровень системы логистического обеспечения военной организации государства), то проблем, связанных с нецелевым расходованием денежных средств в этой сфере, более чем достаточно. В некоторых исследованиях [2, 6, 8, 11], авторами изучаются возможные направления институциональных преобразований, способствующих повышению уровня экономической безопасности предприятий отечественного ОПК.

Рассматриваются такие задачи, как формирование эффективной системы организации претензионной работы по фактам неисполнения договорных обязательств со стороны всех участников системы ГОЗ; организация разработки детализированной методики планирования и кальку лирова-

ния стоимости продукции (работ, услуг), поставляемой по ГОЗ с последующей разработкой соответствующих отраслевых методик (методическая база в этой сфере существенно устарела и не вполне адекватна современным реалиям); повышение эффективности механизма государственно-частного партнерства при разработке новых образцов вооружения и военной техники; совершенствование порядка возмещения причиненного государству материального ущерба, в том числе признания недействительными заведомо убыточных сделок, совершённых предприятиями, реализующими ГОЗ и др. [6].

Однако, говорить о том, что все эти мероприятия будут реализованы комплексно и оперативно, вряд ли возможно. Таким образом, совершенно очевидно, что в настоящее время теневые экономические процессы в системе логистического обеспечения военной организации государства объективно существуют. Степень их проявления может быть различной и зависеть от множества факторов. Учитывая всё многообразие теневых экономических процессов и степень закрытости ведомственной логистической системы, необходимо определиться не только с набором методов борьбы с ними, но и постоянно совершенствовать как сам инструментарий (аналитические модели, методы военно-экономического и статистического анализа и др.), так и практические алгоритмы его использования. Причем, совершенно очевидно, что набор способов идентификации теневых экономических процессов на каждом уровне системы будет отличаться. Это означает, что инструментарий стратегического уровня вряд ли можно будет применить на уровне оперативном (или тактическом) и наоборот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочуров А.А., Милецкий В.П., Черезов Д.Н. Социальные факторы коррупции в конфликтогенном российском обществе // Конфликтология. 2018. № 13 (1), С. 177-189.

2. Князьнеделин Р.А., Наружный В.Е., Смуров А.М. Государственный заказ: теория, механизм исполнения, специфика реализации в оборонной сфере. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.

3. Козин М.Н., Алексеев А.В., Егоров А.А. Аутсорсинг как инструмент оптимизации процессов тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2011. № 5-3. С. 133-136.

4. Козин М.Н., Янина А.В. Государственно-частное партнерство, как фактор повышения военно-экономической безопасности государства // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2017. № 2 (42). С. 96-101.

5. Котляров И.Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2016. С. 177-181.

6. Кузьменков А.М., Курбанов Р.Р. Обоснование направлений институциональных преобразований, способствующих повышению уровня экономической безопасности предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (34). С. 36-40.

7. Курбанов А.Х. Аутсорсинг: теория, методология, специфика применения в военной организации: монография / под ред. В.А. Плотникова. СПб.: ВАТТ, 2011. 277 с.

8. Курбанов А.Х., Наружный В.Е., Плотников В.А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности реализации // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 101-109.

9. Литвиненко А.Н., Пеунов П.Н. Развитие методических инструментов по противодействию экономическим преступлениями на промышленных предприятиях // Проблемы и перспективы социально-экономического развития общества: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 44-48.

10. Лизина О.М. Роль теневой экономики в воспроизводственном процессе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 8. С. 64-67.

11. Плотников В.А., Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика. СПб.: Копи-Р Групп, 2013.

12. Смуров А.М. Противоречия системы государственного заказа // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2016. № 11 (27). С. 79-85.

13. Скоробогатый П., Хазбиев А. Война - дело частное // Эксперт. 2018. № 15. С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.