Научная статья на тему 'Структура сформированности положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка'

Структура сформированности положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE / COMPONENT / POSITIVE IMAGE / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / LAW ENFORCEMENT OFFICER / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сурцев А.В.

В статье выявлен структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних, с использованием метода анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты. В статье сделан вывод о том, что все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE FORMATION OF THE POSITIVE IMAGE OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PROTECTOR OF THE LAW ORDER

The article reveals the structural composition of a positive image of an employee of internal organs, using the method of analysis, which consisted in decomposing the whole, complex positive image of an employee of internal organs into separate parts or components. At the same time, all components of a common, integrated positive image of an employee of internal organs are in close relationship with each other, influence each other and complement each other and are considered as a whole, formed from separate components: cognitive-intellectual, communicative-emotional, moral, digital information. Among the qualities of the positive image of an officer of the internal affairs agencies most often mentioned the following: the ability to communicate with any category of citizens and any age, intellectual quality, attentiveness and ability to notice even minor details, volitional qualities, the ability to empathize emotionally respond to the needs and concerns of citizens, which is closely linked to high morality police.

Текст научной работы на тему «Структура сформированности положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка»

нажёры, интернет-ресурсы. Компьютерная деятельность на учебных занятиях и элективных курсах ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, а служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

На наш взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются: презентация проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов; диагностика ЗУНов учащихся с использованием программ; электронная библиотека; аудиокниги; электронные словари; видеофильмы;

Библиографический список

виртуальные экскурсии; онлайн курсы по изучению дисциплины; интерактивные упражнения.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности: кружки, исследовательские работы (курсовая и дипломные работы), проекты, творческие работы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в образовательном процессе является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося.

1. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией Л.Ф. Ильичева. Москва, 1983.

2. Словарь педагогического обихода. Под редакцией Л.М. Лузиной. Псков, 2003.

3. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агараги-мова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С. и др. Москва, 2018.

References

1. Filosofskij 'enciklopedicheskj slovar'. Pod redakciej L.F. Il'icheva. Moskva, 1983.

2. Slovar'pedagogicheskogo obihoda. Pod redakciej L.M. Luzinoj. Pskov, 2003.

3. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S. i dr. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 07.12.18

УДК 378

Surtsev A.V., Police Major, teacher, Department of Special Disciplines, North Caucasus Institute for Advanced Studies, branch of Krasnodar

University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia), E-mail: surtsev1980@mail.ru

THE STRUCTURE OF THE FORMATION OF THE POSITIVE IMAGE OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PROTECTOR OF THE LAW ORDER. The article reveals the structural composition of a positive image of an employee of internal organs, using the method of analysis, which consisted in decomposing the whole, complex positive image of an employee of internal organs into separate parts or components. At the same time, all components of a common, integrated positive image of an employee of internal organs are in close relationship with each other, influence each other and complement each other and are considered as a whole, formed from separate components: cognitive-intellectual, communicative-emotional, moral, digital information. Among the qualities of the positive image of an officer of the internal affairs agencies most often mentioned the following: the ability to communicate with any category of citizens and any age, intellectual quality, attentiveness and ability to notice even minor details, volitional qualities, the ability to empathize emotionally respond to the needs and concerns of citizens, which is closely linked to high morality police.

Key words: structure, component, positive image, employee of internal affairs bodies, law enforcement officer.

А.В. Сурцев, преп. каф. специальных дисциплин, Северокавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, майор полиции, г. Нальчик, E-mail: surtsev1980@mail.ru

СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА

В статье выявлен структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних, с использованием метода анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты. В статье сделан вывод о том, что все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.

Ключевые слова: структура, компонент, положительный образ, сотрудник органов внутренних дел, защитника правопорядка.

Современные выпускники прошли обучение в вузах системы МВД в период её активного реформирования. Достаточно наглядно переоснащение Внутренних войск современными образцами вооружения и военной спецтехникой. За последние 10 - 15 лет, в ходе целенаправленной государственной политики, значительно повысилось материальное вознаграждение сотрудников органов внутренних дел, реализовались действия по укреплению социальных гарантий сотрудников, прошла совершенствование правовая, законодательная база МВД, направленная на пресечение правонарушений. Наряду с этим, повысился размер пенсий сотрудников, приняты законы, направленные на профилактику правонарушений, защиту прав несовершеннолетних, повышение безопасности движения, усиление контроля над оборотом огнестрельного оружия. Особое внимание уделяется противодействию экстремизму.

Чтобы определить наиболее достоверный, адекватный структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних дел, мы использовали метод анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты. При этом все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается нами как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих.

Среди качеств или компонентов положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка чаще всего упоминаются такие как: способность к коммуникации с любой категорией граждан и любым возрастом, интеллектуальные качества, внимательность и способность замечать даже

мелкие детали, волевые качества, способность сопереживать, эмоционально отзываться на нужды и проблемы граждан, которая тесно связана с высокой нравственностью полицейского.

Наряду с перечисленными профессиональными качествами, сотрудник органов внутренних дел призван обладать и компетенциями, так как ему предстоять выполнять разные профессиональные роли - сыщика, следователя, судебного эксперта, психолога, дознавателя и т. д. После тщательного анализа многочисленного ряда представленных компетенций, способностей, мы пришли к выводу, что наиболее значимые из них являются следующие компоненты-компетенции: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.

Познавательно-интеллектуальный компонент-компетенция.

Познавательно-интеллектуальный компонент включает в себя субкомпоненты - социальный интеллект, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации; умение делать прогноз профессиональным действиям; способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам; творческое мышление; отсутствие эмоциональной деструкции; развитая интуиция.

Не случайно, на наш взгляд в данных требованиях на первом месте стоит социальный интеллект полицейского. «Сегодня высокий уровень социального интеллекта - необходимое условие для работников профессий «человек-человек», в частности, большое значение он имеет в работе современного полицейского. В настоящее время особое внимание общества обращено на социальную адаптивность сотрудников МВД, умение правильно понимать и оценивать дей-

ствия человека в различных ситуациях, общаться с людьми и оказывать им юридическую и иную помощь» [1, с. 66 - 69].

Коммуникативно-эмоциональный компонент-компетенция.

К коммуникативно-эмоциональному компоненту мы отнесли такие качества полицейского как: уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, способность быть эмоционально устойчивым при принятии ответственных решений. Сюда же мы отнесли хорошее внимание личности полицейского и его наблюдательность, который работает в системе «человек-человек».

Коммуникативно-эмоциональный компонент должен уметь и демонстрировать хорошую коммуникацию, общительность, уметь наладить контакт с любым собеседником в профессиональной деятельности. Чем больше полицейский работает над собой, тем быстрее и качественнее он обзаводится полезными знакомствами среди населения, которые будут всячески помогать в работе на собственном участке и в отделении. Полицейский должен уметь так расположить к себе людей, чтобы у населения появлялось желание дальше общаться. Население получает информацию о полицейских, судя не только по его внешнему виду, но и по поведению, по главное культуре речи и содержанию.

Морально-волевой компонент-компетенция.

Морально-волевой компонент или морально-волевая устойчивость сотрудника внутренних дел рассматриваться нами как один из главнейших показателей его психологической готовности к профессиональной деятельности и важным компонентом формирования его положительного образа в глазах общественности. М.Х. Машекуашева определяет морально-волевой компонент как «умение сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние» [2, с. 61].

Необходимость у полицейского развивать и формировать силу воли является чрезвычайно важным для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Если у сотрудника достаточно развита сила воли, то он обладает целеполаганием, он знает чего хочет, он четко знает, чего он хочет добиться в будущем. Наравне с этим, сотрудник достаточно решителен, способен принимать быстрые решения. Он также достаточно проявляет упорства, может противостоять профессиональным и жизненным трудностям. В ходе исполнения профес-

Библиографический список

сиональных обязанностей полицейский проявляет самообладание, выдержку, способность сдерживать негативные эмоциональные состояния. Конечно же, сотрудник со сформированной силой воли достаточно самостоятелен, инициативен, активен, предлагает руководству в решении профессиональных задач множество идей.

Информационно-цифровой компонент или компетенция.

Формирование информационно-цифрового компонента обусловлено существующим Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», в статье 10 сказано, что «информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности», которую осуществляют органы внутренних дел, могут и должны создавать и использовать новейшие информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Владение сотрудниками органов внутренних дел новейшими информационными и цифровыми технологиями, имеет непреходящее значение, поскольку позволяет «формировать сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах» [3]. Под информационной компетенцией сотрудника ОВД понимается его владение информационно-коммуникационными технологиями, широким и новейшими информационными методами, устройствами и производственными процессами, которые полицейский должен уметь использовать для сбора, хранения, обработки, хранения и распространения информации (если этого требует оперативная обстановка).

Итак, был определен наиболее достоверный, адекватный структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних, с использованием метода анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты [4]. При этом все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.

1. Прикладная юридическая психология. Под редакцией А.М. Столяренко. Москва, 2004.

2. Мальцева Т.В. Юридическая психология: практикум. Москва, 2017.

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016).

4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 2004.

2. Mal'ceva T. V. Yuridicheskaya psihologiya: praktikum. Moskva, 2017.

3. Federal'nyj zakon «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» ot 12.08.1995 № 144-FZ (red. ot 06.07.2016).

4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.12.18

УДК 393.3:378.14:004(571.150)

Temliantseva S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: sergeys54@rambler.ru Temliantsev S.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: sergeys54@rambler.ru

A MODEL FOR ENHANCING OF TEACHERS OF A BALLROOM DANCE AT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL LEVEL IN AN INSTITUTE OF CULTURE.

The paper considers an important issue about enhancing the general educational and professional level of specialists in the field of ballroom choreography according with some new requirements to their competency and to current market needs. In the authors' view, ballroom dance lies on the contact line between art and sport, its peculiarities require to pay heed to stimulation of educational process, to development of students' creative abilities, and all of that claims some new approach to modelling education process. The article gives some methodological principles for enhancing of a process of training ballroom choreography, presents a model of enhancing of a ballroom dance teachers of educational and professional level. The model had been tested by academic staff of the Ballroom Choreography Department of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia). It gives an opportunity to prepare skilled workers who have good background in choreography art, to build a continual educational trajectory from "a bachelor's degree program" to "a master's degree program".

Key words: art of choreography, ballroom dance, professional competences, market needs, model for enhancing.

С.Н. Темлянцееа, канд. пед. наук, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: SergeyS54@rambler.ru

С.И. Темлянцев, канд. пед. наук, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: SergeyS54@rambler.ru

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА В ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается актуальный вопрос о подготовке специалистов в области бальной хореографии, с учетом новых требований к профессиональным качествам и потребностям рынка. По мнению авторов, следует обратить внимание на то, что современный бальный танец находится на стыке искусства и спорта, его специфика требует особого внимания к стимулированию процесса обучения, развитию творческих способностей обучающихся и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.