Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка'

Моделирование процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODELING / MODEL / POSITIVE IMAGE / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / LAW ENFORCEMENT OFFICER / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурцев А.В.

В статье разработана и обоснована методика моделирования процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел, как защитника правопорядка, в системе повышения квалификации. Метод моделирования идентифицируется учеными с приемом аналогии, поскольку он предполагает презентацию сходства воображаемого и реального объекта в педагогическом исследовании. В разработанной модели представлены: цели, подходы, принципы, условия, методы, средства, технологии, критериально-компонентные характеристики положительного образа сотрудника, диагностические методики и результативность, которые позволят привнести в образовательный процесс повышения квалификации интересы социума, личностно-ориентированные цели обучаемых, субъектный опыт педагогов, обучающих слушателей курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING A POSITIVE IMAGE OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PROTECTOR OF THE LAW ORDER

In the paper a technique of modeling of process of formation of a positive image of an employee of law-enforcement bodies, as a defender of a law and order, in the system of professional development is developed and proved. The method of modeling is identified by scientists with the method of analogy, since it involves presentation of the similarity of the imaginary and the real object in pedagogical research. The developed model presents goals, approaches, principles, conditions, methods, tools, technologies, criteria-component characteristics of the positive image of the employee, diagnostic techniques and effectiveness, which will bring into the educational process of training the interests of society, personality-oriented goals of students, subject experience of teachers, training course participants.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка»

сигнал в полосу пропускания приемника связной бортовой станции, если максимальное напряжение на выходе приемника рассчитано в задании 1?

3. Рассчитать таблицу значений напряжения на выходе приемника связной бортовой станции, если несущая частота изменяется в диапазоне от 1 до 2 МГц с шагом 0,1 МГц.

4. Определить максимальное значение выходного напряжения и соответствующую ему частоту

5. По таблице, рассчитанной в задании 3, построить график зависимости напряжения на выходе приемника от несущей частоты. По графику найти максимальное значение выходного напряжения и соответствующую ему несущую частоту. Сравнить полученный результат с результатом, найденным в задании 4.

Выстроенная таким образом обучающая среда позволяет формировать предусмотренные ФГОС общие и общепрофессиональные компетенции [1], а именно:

• способность к поиску, переработке и передаче актуальной информации из различных источников, готовность квалифицированно использовать современные информационные компьютерные технологии (ОК-8);

• способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

Библиографический список

• способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

• способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в сфере профессиональной деятельности (ОПК-1);

• способность понимать сущность и значение информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-3);

• способность использовать пакеты прикладных программ при решении профессиональных задач (ОПК-6);

• способность решать прикладные инженерно-геометрические задачи и оформлять техническую документацию согласно Единой системе конструкторской документации (ОПК-10);

• готовность осуществлять контроль соответствия оформляемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ОПК-11).

Таким образом, формирование в военном вузе обучающей среды, построенной в соответствии с проектно-технологическим принципом обучения, обеспечивает реализацию требований к результатам освоения программы, предусмотренных ФГОС.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета): Приказ Мин-ва образования и науки РФ от 11 авг. 2016 г № 1020. Портал федер. гос. образоват. стандартов высш. образования. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/2012

2. Сташкевич И.Р Проектно-технологический принцип профессионального обучения и его компьютерная реализация: в помощь преподавателю. Юж.-Урал. науч.-об-разоват. центр РАО ; ГБУ ВПО «Челяб. гос. ун-т». Челябинск, 2003..

3. Сташкевич И.Р Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: монография. Челябинск: ГБУ ВПО «Челяб. гос. ун-т», 2005.

4. Управление проектной деятельностью студентов в процессе изучения информатики: учебно-методическое пособие. Мин-во образования и науки Челяб. обл.; ГБУ ДПО ЧИРПО. Челябинск, 2017. Электрон. опт. диск.

5. Савельева С.В. Формирование информационной компетентности курсантов военного вуза. Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2009; 1: 139 - 149.

6. Основы программирования на Visual Basic for Applications: учебно-практическое пособие. В 2 ч. С. В. Савельева, И.Р Сташкевич, В.М. Хаютина. Челябинск: Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016; Ч. 2

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 25.05.04 Letnaya 'ekspluataciya i primenenie aviacionnyh kompleksov (uroven' specialiteta): Prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 11 avg. 2016 g. № 1020. Portal feder. gos. obrazovat. standartov vyssh. obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/2012

2. Stashkevich I.R. Proektno-tehnologicheskj princip professional'nogo obucheniya i ego komp'yuternaya realizaciya: v pomosch' prepodavatelyu. Yuzh.-Ural. nauch.-obrazovat. centr RAO ; GBU VPO «Chelyab. gos. un-t». Chelyabinsk, 2003..

3. Stashkevich I.R. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti kursantov voennyh vuzov pri komp'yuternom soprovozhdenii uchebnogo processa: monografiya. Chelyabinsk: GBU VPO «Chelyab. gos. un-t», 2005.

4. Upravlenie proekínoj deyatel'nost'yu studentov v processe izucheniya informatiki: uchebno-metodicheskoe posobie. Min-vo obrazovaniya i nauki Chelyab. obl.; GBU DPO ChIRPO. Chelyabinsk, 2017. 'Elektron. opt. disk.

5. Savel'eva S.V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti kursantov voennogo vuza. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 2009; 1: 139 - 149.

6. Osnovy programmirovaniya na Visual Basic for Applications: uchebno-prakticheskoe posobie. V 2 ch. S. V. Savel'eva, I.R. Stashkevich, V.M. Hayutina. Chelyabinsk: Filial VUNC VVS «VVA», 2016; Ch. 2

Статья поступила в редакцию 06.12.18

УДК 378

Surtsev A.V., Police Major, Department of Special Disciplines, North Caucasus Institute for Advanced Studies, branch of Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), E-mail: surtsev1980@mail.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING A POSITIVE IMAGE OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PROTECTOR OF THE LAW ORDER. In the paper a technique of modeling of process of formation of a positive image of an employee of law-enforcement bodies, as a defender of a law and order, in the system of professional development is developed and proved. The method of modeling is identified by scientists with the method of analogy, since it involves presentation of the similarity of the imaginary and the real object in pedagogical research. The developed model presents goals, approaches, principles, conditions, methods, tools, technologies, criteria-component characteristics of the positive image of the employee, diagnostic techniques and effectiveness, which will bring into the educational process of training the interests of society, personality-oriented goals of students, subject experience of teachers, training course participants.

Key words: modeling, model, positive image, employee of internal affairs bodies, law enforcement officer.

А.В. Сурцев, преп. каф. специальных дисциплин, майор полиции, Северокавказский институт повышения квалификации,

филиал Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: surtsev1980@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА

В статье разработана и обоснована методика моделирования процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел, как защитника правопорядка, в системе повышения квалификации. Метод моделирования идентифицируется учеными с приемом аналогии, поскольку он предполагает презентацию сходства воображаемого и реального объекта в педагогическом исследовании. В разработанной модели представлены: цели,

подходы, принципы, условия, методы, средства, технологии, критериально-компонентные характеристики положительного образа сотрудника, диагностические методики и результативность, которые позволят привнести в образовательный процесс повышения квалификации интересы социума, личностно-ори-ентированные цели обучаемых, субъектный опыт педагогов, обучающих слушателей курсов.

Ключевые слова: моделирование, модель, положительный образ, сотрудник органов внутренних дел, защитника правопорядка.

Своевременность моделирования процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в системе повышения квалификации с целью совершенствования мастерства и компетентности сотрудников МВД обусловлены, с одной стороны, острой необхо-

димостью повышением положительного образа сотрудника, учета потребностей в высококвалифицированных кадрах системы МВД, с другой - разработкой индивидуальных потребностей, возможностей, социально-профессионального опыта самих полицейских, что также будет способствовать его позитивному имиджу.

Критериально- компонентный модуль

Познавательно- Коммуникативно- Морально- Информационно-

интеллектуальный эмоциональныи ком- волевой компо- цифровой компо-

компонент понент нент нент

Диагностико-результативный модуль: Методика «К понятию социального интеллекта сотрудника полиции МВД России» Е.А. Погониной, «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) В.Ф. Ряховского; «Методике диагностики помех в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко; Методика "Шкала лживости" Д. Марлоу и Д. Крауна, Тест И.В. Мальцевой «Информационно-аналитическая культура сотрудников органов внутренних дел».

Рис. 1. Модель процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка

в системе повышения квалификации.

Метод моделирования идентифицируется учеными с приёмом аналогии, поскольку он предполагает презентацию сходства воображаемого и реального объекта в педагогическом исследовании. Другими словами, используя моделирование, мы предлагаем с помощью рисунка или схемы представить далее тот процесс формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел, который предполагается сформировать на практике средствами системы повышения квалификации. «Модель - от латинского «modus, modulus», что означает «мера, образ, способ». [1, с. 55 - 59].

Итак, определив сущность и содержание метода моделирования формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в системе повышения квалификации, мы приступили к её созданию, которая отображена на рис. 1.

Модуль целеполагания. Суть целеполагания формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка невозможно без добросовестного исполнения должностных обязанностей, без позитивных результатов в ежедневной службе, которые могут способствовать восстановлению доверия российских граждан.

Государственный заказ на современного сотрудника ОВД в рамках ФГОС ВО обусловлен Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г № 1614»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Выпускник, освоивший программу специ-алитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, экспертно-консультационная деятельность, правоохранительная деятельность и т.д.

Подходы к процессу формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в системе повышения квалификации: компетентностный, андрогогический и личностно-ориентирован-ный подход.

Профессионально-квалификационный модуль. Современная профессиональная подготовка будущих специалистов органов внутренних дел в вузах системы МВД отличается высоким качеством разнообразных образовательных программ и кадровым преподавательским составом.

Критериально-компонентный модуль:

Познавательно-интеллектуальная компетенция или качество современного полицейского - важные компоненты, являющиеся частью разработанных «Требований, предъявляемых кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел». Познавательно-интеллектуальный компонент включает в себя субкомпоненты - социальный интеллект, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации; умение делать прогноз про-

Библиографический список

фессиональным действиям; способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам; творческое мышление; отсутствие эмоциональной деструкции; развитая интуиция. Полицейский должен так же уметь использовать в своей деятельности творческий подход при решении поставленных руководством профессиональных задач, применять методы анализа и синтеза.

К коммуникативно-эмоциональному компоненту мы отнесли такие качества полицейского как: уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, способность быть эмоционально устойчивым при принятии ответственных решений. Сюда же мы отнесли хорошее внимание личности полицейского и его наблюдательность, который работает в системе «человек-человек».

Морально-волевой компонент или морально-волевая устойчивость сотрудника внутренних дел рассматриваться нами как один из главнейших показателей его психологической готовности к профессиональной деятельности и важным компонентом формирования его положительного образа в глазах общественности.

Формирование информационно-цифрового компонента обусловлено существующим Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», в статье 10 сказано, что «информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности», которую осуществляют органы внутренних дел, могут и должны создавать и использовать новейшие информационные системы.

Диагностико-результативный модуль. Авторский Опросник «Кто такой хороший полицейский?»; Методика «К понятию социального интеллекта сотрудника полиции МВД России» Е.А. Погониной, Е.В. Коваленко, А.А. Белимо-вой; «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) В.Ф. Ряховского; «Методике диагностики помех в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко; Тест интерперсональной диагностики Т. Лири, Методика акцентуаций характера К. Леонгарда, Методика «Шкала лживости» Д. Марлоу и Д. Крауна, Методика «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации?» К. Томаса; Тест Е.В. Гореловой «Моя информационная культура»; Тест И.В. Мальцевой «Информационно-аналитическая культура сотрудников органов внутренних дел».

Таким образом, разработанная и обоснованная методика моделирования процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в системе повышения квалификации - цели, подходы, принципы, условия, методы, средства, технологии, критериально-компонентные характеристики положительного образа сотрудника, диагностические методики и результативность - позволили привнести в образовательный процесс повышения квалификации интересы социума - заказчика, личностно-ориентиро-ванные цели обучаемых полицейских, субъектный опыт педагогов, обучающих слушателей курсов, а также инновационные возможности образовательного пространства.

1. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования. Преподаватель WI век. 2013; 5: 55 - 59. References

1. Zemlyanskaya E.N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovaniya. Prepodavatel'HHI vek. 2013; 5: 55 - 59.

Статья поступила в редакцию 21.01.19

УДК 378

Tadtaeva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Finance University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz, Russia),

Е-mail: tanzhela2005@yandex.ru

Isakova Yu.R., 4-year student, Finance and Economic Department, Finance University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz, Russia),

Е-mail: yulashkaisakova@mail.ru

Gassieva N.K., Professor, Cand. of Sciences (Philology), Department of Russian Language, South-Ossetian State University n.a. A.A. Tibilov

(Vladikavkaz, Russia), Е-mail: azabesaeva64@mail.ru

ABOUT POSITIVE RESULT ACHIEVEMENTS IN FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT OF NON-LINGUISTIC EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS' STUDENTS. The article is dedicated to the foreign-language competence development while training of the foreign language in non-linguistic higher educational institutions. Theoretical and methodical justifications of this reception in the context of the specific educational objectives solution are considered. The levels, methodical receptions covering the whole educational process taking into account its components are investigated. Three stages in the development of speech activity system taking into consideration the intersubject connections of the communications participating in the students' foreign-language competence formation are conditionally allocated. The conditions of increase in intensity through development results of the foreign-language competence system and a condition of pedagogical interaction are considered. The foreign-language competence potential in achievement with positive result when training students from higher educational institutions in a foreign language is revealed; a number of methodical recommendations for the purpose of the increase in foreign language lesson efficiency in non-linguistic higher educational institutions are offered.

Key words: foreign language competence, system-and-valuable new growth, methodical receptions, communicative competence, speech activity, pragmatics, systemacity of foreign-language knowledge and abilities.

А.В. Тадтаева, канд. пед. наук, доц. каф. «Общественные науки», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» (Владикавказский филиал), Е-mail: tanzhela2005@yandex.ru

Ю.Р. Исакова, студентка 4 курса финансово-экономического факультета, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» (Владикавказский филиал), Е-mail: yulashkaisakova@mail.ru

Н.К. Гассиева, канд. филол. наук, проф. каф. русского языка, Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова, г. Владикавказ,

Е-mail: azabesaeva64@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.