УДК 378
Abdullaev D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies and Methods of Informatics Teaching,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Khaliev M.S-U., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The article discusses the nature, types and features of information and communication technologies and the role of their use in vocational and pedagogical education. The most common information technologies used in the work of a teacher are presentations, interactive simulators, and Internet resources. The use of information and communication technologies in the educational process is an effective means, by which one can significantly diversify education and training and comprehensively develop the student. Application of modern information and communication technologies contributes to learners the ability to navigate in today's information flow, willingness to select adequate information of pedagogical tools to implementation of teaching future teachers in using information technology.
Key words: information and communication technologies, professional and pedagogical education, student.
Д.А. Абдуллаев, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
М.С-У. Халиев, ассистент каф. бизнес-информатика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрены сущность, виды и особенности информационно-коммуникационных технологий выявлена роль их применения в профессионально-педагогическом образовании. Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе педагога, являются презентации, интерактивные программы-тренажёры, интернет-ресурсы. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, профессионально-педагогическое образование, студент.
Повышение качества профессионально-педагогического образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В настоящее время одной из задач системы профессионального образования является формирование у выпускников знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способности и готовности использовать их средства в профессионально-педагогической деятельности. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Применение современных информационных и коммуникационных технологий способствует формированию у обучающихся способности ориентироваться в современном информационном потоке, готовности к отбору адекватных информационных педагогических средств, к выполнению педагогической деятельности будущими учителями с использованием информационных технологий. Использование информационных технологий в преподавании учебных предметов в профессионально-педагогическом образовании можно считать эффективным, лишь при условии, когда педагог, в достаточной мере, мотивирован на их применение в учебном процессе, обладает широким кругозором, имеет навыки использования программных средств, как общего, так и учебного назначения, способен определить место информационных технологий в методической системе преподавания предмета.
К числу ключевых понятий, важных для определения сущности и содержания информационно-коммуникационной технологий, относятся понятия «информация» и «коммуникация». В контексте образования эти феномены находятся в тесной взаимосвязи. Так, реализация любого решения в профессиональной сфере невозможна без передачи информации, то есть воплощение решения в практику невозможно без коммуникационного процесса в учреждении. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта процесса к другому. Поэтому коммуникация и информация являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями: информация - это совокупность каких-либо данных, коммуникация - передача этих сообщений по определённым каналам связи.
В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «информация» (от лат Погтайо - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом:
1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;
2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;
3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)» [1].
Насыщенность общества информацией, постоянно меняющейся и обновляющейся, приводит к выводу о том, что в современных условиях строить стра-
тегию образования только на усвоении готовых знаний уже недостаточно. Важно вооружить обучающихся приемами и способами поиска, анализа, обработки, хранения, использования и продуцирования информации, ее передачи транслирования. Передача информации в ходе общения составляет сущность одной из специфических форм взаимодействия членов человеческого общества вообще и учителя и ученика, в частности, - а именно коммуникации.
Коммуникацией называется обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов, другими словами, это процесс кодирования и передачи информации от источника и приема получателем сообщения.
В психологической и социологической литературе термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира; процесса передачи информации от человека к человеку; а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.
Коммуникация и информация - это движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни, которые не ограничиваются ни предметом, ни местом, ни временем и играют важнейшую роль в обеспечении самых разных сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе образования [2].
В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Соединенные с информационными коммуникационные знания и умения предоставляют обучающимся новые возможности самосовершенствования и способствуют индивидуализации учебного процесса, внедрению в него элементов развития творческого потенциала учащихся, расширению возможностей познавательной деятельности, совершенствованию приемов мышления, повышению качества применяемых методов и технологий обучения [3].
В связи с этим современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Достижению такой цели должна способствовать подготовка и переподготовка специалистов в области ИКТ. Поэтому высшим учебным заведениям следует не ограничиваться формированием только информационной или коммуникационной грамотности, а рассматривать обучение студентов в плоскости их интеграции - формирования информационно-коммуникационной грамотности.
Поскольку профессиональное мастерство должно быть основано на единстве способностей, качеств, опыта, знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта - ИКТ, то можно утверждать, что информационно-коммуникационная грамотность является сегодня важной частью знаний и умений специалиста, слагаемых его профессионализма. Владение таким комплексом знаний, умений и навыков позволит решать свои профессиональные задачи на качественно более высоком уровне: свободно, уместно и адекватно использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности; ориентироваться в современном информационном пространстве; обеспечивать себя необходимым материалом, в том числе пользуясь распределенным ресурсом; представлять этот материал в современной форме и т. д.
Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе педагога, являются презентации, интерактивные программы-тре-
нажёры, интернет-ресурсы. Компьютерная деятельность на учебных занятиях и элективных курсах ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, а служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
На наш взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются: презентация проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов; диагностика ЗУНов учащихся с использованием программ; электронная библиотека; аудиокниги; электронные словари; видеофильмы;
Библиографический список
виртуальные экскурсии; онлайн курсы по изучению дисциплины; интерактивные упражнения.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности: кружки, исследовательские работы (курсовая и дипломные работы), проекты, творческие работы.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в образовательном процессе является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося.
1. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией Л.Ф. Ильичева. Москва, 1983.
2. Словарь педагогического обихода. Под редакцией Л.М. Лузиной. Псков, 2003.
3. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агараги-мова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С. и др. Москва, 2018.
References
1. Filosofskij 'enciklopedicheskj slovar'. Pod redakciej L.F. Il'icheva. Moskva, 1983.
2. Slovar'pedagogicheskogo obihoda. Pod redakciej L.M. Luzinoj. Pskov, 2003.
3. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S. i dr. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 07.12.18
УДК 378
Surtsev A.V., Police Major, teacher, Department of Special Disciplines, North Caucasus Institute for Advanced Studies, branch of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia), E-mail: [email protected]
THE STRUCTURE OF THE FORMATION OF THE POSITIVE IMAGE OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PROTECTOR OF THE LAW ORDER. The article reveals the structural composition of a positive image of an employee of internal organs, using the method of analysis, which consisted in decomposing the whole, complex positive image of an employee of internal organs into separate parts or components. At the same time, all components of a common, integrated positive image of an employee of internal organs are in close relationship with each other, influence each other and complement each other and are considered as a whole, formed from separate components: cognitive-intellectual, communicative-emotional, moral, digital information. Among the qualities of the positive image of an officer of the internal affairs agencies most often mentioned the following: the ability to communicate with any category of citizens and any age, intellectual quality, attentiveness and ability to notice even minor details, volitional qualities, the ability to empathize emotionally respond to the needs and concerns of citizens, which is closely linked to high morality police.
Key words: structure, component, positive image, employee of internal affairs bodies, law enforcement officer.
А.В. Сурцев, преп. каф. специальных дисциплин, Северокавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, майор полиции, г. Нальчик, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА
В статье выявлен структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних, с использованием метода анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты. В статье сделан вывод о том, что все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.
Ключевые слова: структура, компонент, положительный образ, сотрудник органов внутренних дел, защитника правопорядка.
Современные выпускники прошли обучение в вузах системы МВД в период её активного реформирования. Достаточно наглядно переоснащение Внутренних войск современными образцами вооружения и военной спецтехникой. За последние 10 - 15 лет, в ходе целенаправленной государственной политики, значительно повысилось материальное вознаграждение сотрудников органов внутренних дел, реализовались действия по укреплению социальных гарантий сотрудников, прошла совершенствование правовая, законодательная база МВД, направленная на пресечение правонарушений. Наряду с этим, повысился размер пенсий сотрудников, приняты законы, направленные на профилактику правонарушений, защиту прав несовершеннолетних, повышение безопасности движения, усиление контроля над оборотом огнестрельного оружия. Особое внимание уделяется противодействию экстремизму.
Чтобы определить наиболее достоверный, адекватный структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних дел, мы использовали метод анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты. При этом все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается нами как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих.
Среди качеств или компонентов положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка чаще всего упоминаются такие как: способность к коммуникации с любой категорией граждан и любым возрастом, интеллектуальные качества, внимательность и способность замечать даже
мелкие детали, волевые качества, способность сопереживать, эмоционально отзываться на нужды и проблемы граждан, которая тесно связана с высокой нравственностью полицейского.
Наряду с перечисленными профессиональными качествами, сотрудник органов внутренних дел призван обладать и компетенциями, так как ему предстоять выполнять разные профессиональные роли - сыщика, следователя, судебного эксперта, психолога, дознавателя и т. д. После тщательного анализа многочисленного ряда представленных компетенций, способностей, мы пришли к выводу, что наиболее значимые из них являются следующие компоненты-компетенции: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.
Познавательно-интеллектуальный компонент-компетенция.
Познавательно-интеллектуальный компонент включает в себя субкомпоненты - социальный интеллект, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации; умение делать прогноз профессиональным действиям; способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам; творческое мышление; отсутствие эмоциональной деструкции; развитая интуиция.
Не случайно, на наш взгляд в данных требованиях на первом месте стоит социальный интеллект полицейского. «Сегодня высокий уровень социального интеллекта - необходимое условие для работников профессий «человек-человек», в частности, большое значение он имеет в работе современного полицейского. В настоящее время особое внимание общества обращено на социальную адаптивность сотрудников МВД, умение правильно понимать и оценивать дей-