Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешонок Татьяна Андреевна

Статья посвящена разработке структуры процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности в рамках социологии управления, где автор выделяет условия, субъект, объект, механизмы и результат. Приводится ряд нормативных правовых актов, регламентирующих образовательный процесс курсантов, а также отражается специфика обучения в военных учебных заведениях. Особое внимание уделено важности применения субъект-субъектного подхода при исследовании данной проблемы. Результатом подготовки курсантов автор предлагает считать готовность к военно-профессиональной деятельности, где следует выделять объективную (подготовленность) и субъективную (предрасположенность) стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терешонок Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE CADETS’ TRAINING PROCESS FOR PROFESSIONAL MILITARY ACTIVITIES: SOCIO-MANAGERIAL ASPECT

The article is devoted to the development of the structure of the cadets’ training process for military professional activity within the framework of the sociology of management, where the author identifies the conditions, subject, object, mechanisms and result. A number of normative legal acts regulating the educational process of cadets are given, and the specifics of training in military educational institutions are also reflected. Particular attention is paid to the importance of using the subject-subject approach in the study of this problem. It is proposed to consider the readiness for professional military activity as a result of cadets’ training, reveling the cadets’ objective readiness and subjective inclination.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 85-89 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 85-89

https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-85-89

Научная статья УДК 316:316.354:351/354

Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект

Т. А. Терешонок

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Россия, 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14

Терешонок Татьяна Андреевна, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований), tanyusha.tereshonok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7820-8771

Аннотация. Статья посвящена разработке структуры процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности в рамках социологии управления, где автор выделяет условия, субъект, объект, механизмы и результат. Приводится ряд нормативных правовых актов, регламентирующих образовательный процесс курсантов, а также отражается специфика обучения в военных учебных заведениях. Особое внимание уделено важности применения субъект-субъектного подхода при исследовании данной проблемы. Результатом подготовки курсантов автор предлагает считать готовность к военно-профессиональной деятельности, где следует выделять объективную (подготовленность) и субъективную (предрасположенность) стороны.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, военно-профессиональная подготовка, курсанты, военный вуз, военное образование, социология управления

Для цитирования: Терешонок Т. А. Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социоло-го-управленческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 85-89. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-85-89

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The structure of the cadets' training process for professional military activities: Socio-managerial aspect T. A. Tereshonok

Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 14 Bolshaya Sadovaya St., Moscow 123001, Russia

Tatiana A. Tereshonok, tanyusha.tereshonok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7820-8771

Abstract. The article is devoted to the development of the structure of the cadets' training process for military professional activity within the framework of the sociology of management, where the author identifies the conditions, subject, object, mechanisms and result. A number of normative legal acts regulating the educational process of cadets are given, and the specifics of training in military educational institutions are also reflected. Particular attention is paid to the importance of using the subject-subject approach in the study of this problem. It is proposed to consider the readiness for professional military activity as a result of cadets' training, reveling the cadets' objective readiness and subjective inclination.

Keywords: military professional activity, military professional training, cadets, military university, military education, sociology of management For citation: Tereshonok T. A. The structure of the cadets' training process for professional military activities: Socio-managerial aspect. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 1, рр. 85-89 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-85-89

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Исследование подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности невозможно без разработки выстроенной, многофункциональной и актуальной в соответствии с современностью структуры, которая, по нашему мнению, выражается в следующих компо-

нентах: условия, субъект, объект, механизмы и результат подготовки к военно-профессиональной деятельности.

Первый элемент предложенной нами структуры - условия подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, которые, как

© Терешонок Т. А., 2022

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1

правило, выражаются в условиях высших военных учебных заведений, являющихся частью государственной системы высшего профессионального образования. Военно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с перечнем военных специальностей, определенных Министерством обороны Российской Федерации1, и по специальностям, которые установлены Государственным образовательным стандартом2. Общие требования к специальностям закреплены в основной образовательной программе профессионального образования3, а также в квалификационных требованиях к профессиональным знаниям, умениям и навыкам военнослужащих4. Вместе с тем видами Вооруженных Сил и родами войск к выпускникам вузов соответствующего профиля предъявляются специальные требования, которые помимо формальных критериев предусматривают формирование определенных личностных качеств и характеристик.

Специфике обучения курсантов военных вузов, в отличие от студентов «гражданских» учебных заведений, посвящено достаточно много работ (В. Н. Лымарев5, Н. И. Привалов6 и др.), которые в совокупности отражают следующие положения:

- курсанты - это действующие военнослужащие, потому их поведение помимо вышеизложенного контролируется предписывающими образцами действий, функциональными границами поведения, а также юридически закрепленными нормами в рамках соответствующего социального института, несоблюдение которых влечет за собой ответственность от административной до уголовной;

- специфический характер обучения, выражающийся в переплетении учебной и служебной деятельности (несение нарядов, караулов, выполнение различных видов хозяйственных работ и пр.), что обусловливает более высокий уровень физического и морально-психологического напряжения образовательного процесса курсантов;

- ограничение взаимодействия курсанта с внешней средой, сопровождающееся строгим контролем, предписанием границ и алгоритмов поведения, что, безусловно, накладывает отпечаток на формирование личности курсанта;

- для того чтобы попасть в военный вуз, требуется определенный уровень здоровья и физической подготовки с целью поддержания постоянной боеготовности курсантского подразделения, потому с соматической точки зрения состав профессиональных групп военнослужащих вызван, прежде всего, отбором, который производит данная профессия.

Мы считаем целесообразным в исследовании подготовки к военно-профессиональной деятельности придерживаться субъект-субъектной исследовательской устойчивой модели мышле-

ния и в соответствии с ней выделить два полюса взаимодействия участников образовательного процесса. С одной стороны, субъектами выступают преподаватели и офицеры, транслирующие ценности и нормы института военной службы, обучающие и воспитывающие курсантов, с другой стороны, субъектами являются сами курсанты, «принимающие на себя» все то, что исходит от первых.

Не будем затрагивать в статье субъект-объектный подход, хоть он и находится в рамках социологии управления, поскольку, прежде всего, он не учитывает личностные факторы обучающегося - потребности, ценности, интересы, установки и ожидания. То есть, согласно его положениям, центральными фигурами выступают офицеры и преподаватели, осуществляющие различного рода воздействия на курсантов, тем самым формируя их личности под заданные требования. Курсанты же, в свою очередь, без учета всех нюансов восприятия этих распоряжений всегда должны выполнять требуемое. Но в действительности обучающиеся далеко не всегда поддаются внешнему воздействию, что в конечном итоге не приводит к безусловному успеху подготовки к военно-профессиональной деятельности. Из этого следует, что курсанты должны все воздействия согласовать со своими личностными факторами (потребностями, интересами и ценностями), тем самым принять непосредственное участие в достижении целей военной организации. Подтверждение нашего взгляда можно найти и у Т. Парсонса, противостоящего суждениям Э. Дюркгейма, который выступает за безусловность процесса социального принуждения. Напротив, Т. Пар-сонс говорит о том, выбор человеком модели поведения не диктуется абсолютным влиянием общественного принуждения, а базируется на основании внутренних процессов осмысления и принятия ценностей конкретного сообщества в ходе социализации7.

Следование субъект-субъектному подходу обусловливает неясность вопроса: «Кто или что в этом случае становится объектом?». Мы согласимся с Т. В. Габай8 в том, что предмет образовательной деятельности лежит не вне личности, а внутри нее. В соответствии с изложенным объектом подготовки к военно-профессиональной деятельности выступает то, что субъект имеет к ее началу, и то, что подлежит трансформации в течение военно-образовательного процесса, т. е. преобразование личности курсанта.

Методологически важная мысль, заслуживающая нашего внимания, прослеживается в трудах В. Л. Примакова, изучив которые, можно сделать вывод о принципиальном разделении понятий «курсант» и «личность курсанта» по аналогии сравнения: «человек» и «личность».

«Курсант» - понятие собирательное, характеризующее совокупность индивидов определенной социально-профессиональной группы (готовящихся к должности офицерского состава), в то время как «личность курсанта» есть целостность биологического, психического и социального. Последнее есть часть, социальная сторона «курсанта», вырабатываемая в процессе социализации и выражающаяся в совокупность социальных свойств «курсанта»9. Вместе с этим мы должны иметь в виду, что личность проявляет себя как социальный тип, а отнюдь не как индивидуальность (как в психологии), главное в ней не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества.

Анализ теоретических определений личности и собственное видение контекста и специфики настоящего исследования привели нас к тому, что под личностью курсанта (соответственно, под субъектом военно-профессиональной деятельности) мы понимаем добровольно и сознательно действующий субъект социальных отношений и социального взаимодействия, устойчивую систему важных для исполнения функций офицера, знаний, умений, навыков, а также ценностей, личностных качеств и характеристик.

Необходимо обратить внимание на такое качество, как устойчивость, важность присутствия которого в личности военнослужащего отмечают многие исследователи (В. И. Веремчук, М. В. Барановский10, Н. П. Поплевкин11 и др.), в чем мы, безусловно, с ними согласимся. Под понятием «устойчивость» в основном понимается сопротивляемость, инертность личности в тяжелых условиях жизнедеятельности, сопровождающихся деструктивным внешним воздействием.

Результатом процесса подготовки к военно-профессиональной деятельности выступает готовность к ней, являющаяся сложным, многоуровневым, системным свойством личности курсанта. Анализ научных источников, затрагивающих данное свойство, привел нас к выводу, что чаще всего он применяется в психолого-педагогической литературе в связи с тем, что понятие «готовность» впервые стало употребляться в экспериментальной психологии, а затем было перенесено в сферу педагогических и социологических исследований. В Большом психологическом словаре готовность трактуется как «установка, направленная на выполнение того или иного действия»12. Многие исследователи выделяют в понятии «готовность» такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, прак-тико-деятельный, личностный, эмоциональный, волевой, эмоционально-волевой.

С точки зрения военного социолога В. И. Ве-ремчука, понятие «готовность к профессиональной деятельности» представляет собой показатель процесса социализации курсанта и опре-

деляет его как «детерминированное процессом социализации устойчивое состояние качеств, характеристик личности, обусловленных ее предрасположенностью и подготовленностью к сознательному избранию военной службы офицера как приоритетного вида жизнедеятельности и выполнению социально и профессионально значимых функций в рамках соответствующей социальной роли офицера»13. Мы согласимся с мнением В. И. Веремчука и будем иметь в виду, что готовность к военно-профессиональной деятельности является частью профессиональной социализации (социализация шире, так как помимо готовности включает также и формирование идентичности). За основу составляющих компонентов готовности к военно-профессиональной деятельности примем взгляды В. И. Ве-ремчука, который в ней выделяет объективную (подготовленность) и субъективную (предрасположенность) стороны.

Подготовленность к военно-профессиональной деятельности, по мнению вышеназванного военного социолога, включает в себя, во-первых, степень военно-профессиональных знаний, умений и навыков, относящихся к дальнейшему исполнению служебных обязанностей офицера (военно-профессиональная подготовленность); во-вторых, совокупность профессионально-значимых качеств курсанта, позволяющих успешно осуществлять процесс интеграции в военно-профессиональную среду и в последующем сформировать воинскую идентичность (социальная подготовленность). Также мы считаем целесообразным дополнить имеющуюся структуру подготовленности третьим важным, на наш взгляд, положением, а именно степенью готовности курсанта действовать самостоятельно, умения преодолевать трудности и межличностные конфликты в будущей военно-профессиональной деятельности (действенно-практическая подготовленность).

Социологической аспект настоящей статьи диктует необходимость подробнее остановиться на качествах, которыми необходимо обладать курсанту, успешно подготовленному к военно-профессиональной деятельности. Данный вопрос интересует многих ученых (М. Г. Луки-нова, Е. А. Щербакова14, Ю. П. Сосоновский, А. А. Чайковский, В. А. Ушаков15, А. П. Рома-хин16 и др.). Так, важность обладания физической выносливостью, возвышенными духовными морально-волевыми качествами отмечает А. Ю. Нагорнова17. Ученый-психолог О. П. Кис-ляков значимое место в системе личности курсанта отводит психической устойчивости18. Необходимость комбинирования исполнительности и инициативности, а также ответственности за последствия как собственного профессионального поведении, так и поведения подчиненных подчеркивает А. Ю. Дмитриенко19.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1

И. М. Жданько, А. А. Ворона, И. В. Запеч-никова, В. В. Булавин утверждают, что военнослужащему необходимо отличаться такими качествами, как уверенность, инициативность, изобретательность, находчивость, иметь способность стремительно и отчетливо оценивать сложившуюся обстановку, обладать военной дерзостью и агрессивным порывом, владеть способностью мгновенно адаптироваться к быстротечности меняющихся условий различного рода, в том числе и стихийных ситуаций20.

Мы пришли к выводу, что требуемые институтом военной службы качества чаще всего в наиболее обобщенном смысле именуются учеными-исследователями как военно-профессиональные, однако В. Л. Примаков21 помимо последних выделяет еще и индивидуально-личностные качества (социально-демографические характеристики, период обучения, ценностные ориентации, уровень информированности и др.). Ниже представлена обобщенная классификация качеств:

- общесоциальные - гуманизм, причастность к защите Отечества, патриотизм, стремление отстаивать интересы своего народа;

- обшенравственные - честность, доброжелательность, отзывчивость, вежливость, уступчивость, тактичность, заботливость, бескорыстность;

- общие военные - самообладание, дисциплинированность, организованность, смелость, решительность, исполнительность, мужество, гражданственность, законопослушность, понимание роли Вооруженных Сил, осознанность единоначалия и других принципов военного строительства, командирская воля, организаторские способности, трудолюбие, принципиальность и ответственность при решении военно-профессиональных задач;

- военно-профессиональные - владение воинским мастерством, уровень квалификации, компетентности и профессионализма;

- интеллектуальные - способность к восприятию, переработке и усвоению большого количества информации, развитие представления, оперативного мышления, памяти и внимания, умение выделить в информации существенное, способность анализировать и принимать рациональное решение, умение прогнозировать ситуацию;

- психологические - эмоциональная устойчивость, выдержка, целеустремленность, самообладание, психическая выносливость;

- физические - сила, выносливость, быстрота двигательной реакции, точный глазомер.

Все вышеназванные качества выступают не просто ожидаемыми и желательными компонентами в структуре личности военнослужащего, а являются должными, потому в той

или мной форме находят свое отражение в Кон -ституции Российской Федерации, законах, Военной присяге, уставах и других нормативных положениях. В самом общем смысле их можно свести к существу воинского долга, раскрываемого в ст. 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Поэтому до, в процессе и после обучения в военном учебном заведении из этих личностных качеств необходимо сформировать цельный механизм, дающий курсанту возможность и способность стать полноценной личностью защитника Родины.

Готовность к военно-профессиональной деятельности характеризуется также субъективной стороной, отражающей отношение курсанта к данному виду деятельности и выступающей внутренней предрасположенностью к военно-профессиональной деятельности. Она подразделяется на несколько видов:

- социальная предрасположенность - совокупность притязаний и ожиданий личности курсанта от исполнения своих обязанностей в роли офицера, демонстрирующая мотивационно-цен-ностную ориентацию субъекта по отношению к военной службе (представления курсанта о значимости для себя военно-профессиональной детальности);

- военно-профессиональная предрасположенность - характеризуется планами и намерениями курсанта по отношению к его дальнейшей офицерской военной карьере и профессиональной мобильности (наличие или отсутствие у курсанта установки на овладение конкретной военной специальностью, желание совершенствовать военно-профессиональное мастерство, строить карьеру офицера и др.).

На наш взгляд, основой механизмов подготовки к военно-профессиональной деятельность вполне может послужить классификация социализации мотивационных механизмов Т. Парсонса, которому весьма успешно удалось последовательно связать их с механизмами личности22:

- механизм обучения - ряд процессов (ритуалов), посредством которых субъект получает новые элементы ориентации своего поведения, требуемого военным вузом;

- механизм защиты - процессы, посредством которых преодолеваются внутренние конфликты личности (противоречия между требованиями военного вуза и внутренней готовность их выполнять);

- механизм адаптации - процесс уравновешивания, благодаря которому субъект справляется с элементами напряженности и конфликтами, связанными с вышеназванными противоречиями;

- механизм социального контроля -процессы, целью которых является обеспече-

ние соблюдения норм и следование ценностям, присущим конкретному социальному институту, с помощью применения определенных санкций и процедур.

Таким образом, процесс подготовки к военно-профессиональной деятельности тесно связан с процессом профессиональной социализации, поэтому не ограничивается только лишь подготовкой к формальному осуществлению своих обязанностей в соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками, а диктует необходимость рассматривать в нем также и субъективную сторону, выражающуюся в принятие военнослужащим ценностей, норм и мировоззрения, присущих институту военной службы, что в совокупности обеспечивает успешное выполнение служебных обязанностей, а также самореализацию личности военнослужащего.

Примечания

1 См.: Система высшего образования Минобороны России // Министерство обороны Российской Федерации : [сайт]. URL: https://vuz.mil.ru/Perechen-specialnostei (дата обращения: 07.11.2021).

2 См.: Федеральные государственные образовательные стандарты. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 См.: Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). Ст. 12. Образовательные программы. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 См.: О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198 : приказ Министра обороны РФ от 06.08.2012 № 2195 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5 См.: ЛамаревВ. Н. Теоретические аспекты формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Пермь : Пермский ВИ ВНГ РФ, 2020.

6 См.: ПриваловН. И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов. Рязань : РВВДКУ 2018.

7 См.: Парсонс Т. Социальная система : пер. с англ. М. : Академический проспект, 2018.

8 См.: Габай Т. В. Педагогическая психология. М. : Академия, 2005.

9 См.: Примаков В. Л. Социализация офицера в условиях военной службы : На примере Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... д-ра социол. наук. М., 2000.

10 См.: Веремчук В. И., Барановский М. В. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 104-110.

11 См.: Поплевкин Н. П. Особенности институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих контрактной службы // Социология. 2018. № 3. С. 208-2011.

12 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/psihologic/460 (дата обращения: 07.11.2021).

13 Веремчук В. И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении : дис. ... канд. социол. наук. М., 1999. С. 79.

14 См.: Лукинова М. Г., Щербакова Е. А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения : структура личностных качеств // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, № 1. С. 156. https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-152-164

15 См.: Сосновский Ю. П., Чайковский А. А., Ушаков В. А. Особенности формирования психофизиологических профессионально важных качеств у курсантов авиационных вузов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №. 2-3 (53). С. 167-172. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-2-3-167-172

16 См.: Ромахин А. П. Ценностные ориентации курсантов военных вузов России в современных условиях : сущность, факторы влияния и формирование : дис. ... канд. филос. наук. М., 2020.

17 См.: Стресс и эмоциональное выгорание : методы профилактики / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2019. С. 46.

18 См.: Кислякова О. П., Пелевина А. П. Формирование профессионально важных качеств летчика на основе сбалансированной системы показателей // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2017. № 1 (12). С. 156.

19 См.: Дмитренко А. Ю. Оценка уровня сформирован-ности профессиональной ответственности у курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков // Мир педагогики и психологии. 2020. № 10 (51). С. 82. URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/otsenka-urovnya-sformirovannosti-professionalnoj-otvetstvennosti-u-kursantov-krasnodarskogo-vysshego-voennogo-aviatsionnogo-uchilishha-letchikov.html (дата обращения: 28.09.2021).

20 См.: Жданько И. М., Ворона А. А., Запечникова И. В., Булавин В. В. Профессионально важные качества как средство повышения профессиональной деятельности летного состава // Военная мысль. 2017. № 9. С. 87-93.

21 См.: Примаков В. Л. Указ. соч.

22 См.: Парсонс Т. Указ. соч.

Поступила в редакцию 27.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 10.12.2021 The article was submitted 27.11.2021; approved after reviewing 08.12.2021; accepted for publication 10.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.