Научная статья на тему 'Структура процесса формирования гражданской ответственности курсантов вузов МЧС России'

Структура процесса формирования гражданской ответственности курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРА / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / PROFESSIONAL DUTY / STRUCTURE / FORMATION PROCESS / SUBJECT / OBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубов Игорь Валентинович

Рассматривается структура процесса формирования гражданской ответственности у курсантов вузов МЧС России, включающая субъект и объект, цели и задачи, содержание, закономерности и принципы, методы, формы и средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубов Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL RESPONSIBILITY FORMATION STRUCTURE OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The formation process structure of civil responsibility of the cadets of higher educational establishments of EMERCOM of Russia, which includes the subject and the object, purposes and objectives, contents, patterns and principles, techniques, forms and methods is considered.

Текст научной работы на тему «Структура процесса формирования гражданской ответственности курсантов вузов МЧС России»

УДК 37.035.7

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

© Игорь Валентинович ЗУБОВ

Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Воронеж, Российская Федерация, начальник кафедры иностранных языков и культуры речи, e-mail: goscha.zuboff@yandex.ru

Рассматривается структура процесса формирования гражданской ответственности у курсантов вузов МЧС России, включающая субъект и объект, цели и задачи, содержание, закономерности и принципы, методы, формы и средства.

Ключевые слова: гражданская ответственность; структура; процесс формирования; субъект; объект.

Процесс формирования гражданской ответственности курсантов вузов МЧС имеет свою педагогическую структуру. В эту структуру входят следующие элементы: объекты (личность курсанта, актив курсантских подразделений, общественные объединения курсантов, курсантские коллективы); субъекты (командиры, начальники, воспитатели, преподаватели, общественные коллективы и организации); четко поставленные цели и задачи процесса формирования гражданской ответственности курсантов; закономерности и принципы; наиболее оптимальные формы, методы и средства формирования личностных и профессионально важных качеств гражданственности; основные виды деятельности командиров, начальников, профессорско-преподавательского состава и курсантов (учебная, воспитательная, служебная и др.); оценочно-корректировочная часть процесса

формирования гражданской ответственности, его прямые и обратные связи.

В данной структуре находит отражение комплексный подход к формированию гражданской ответственности курсантов, для чего согласовываются цели, задачи, функции, направления деятельности субъектов формирования по времени (этапам, периодам, семестрам, курсам), а также по формам, методам, средствам, приемам (рис. 1).

Ведущую роль в рассматриваемом педагогическом процессе выполняют субъекты формирования гражданской ответственности курсантов (руководитель вуза, его заместители, начальники отделов и служб, командование факультетов и курсов, воспитатели, преподавательский состав, научные работники), исходя из приоритета субъект-объект-ных отношений в ведомственном вузе МЧС. Следует учитывать, что доминанта внешне

заданного управленческого и организационного начал в таких вузах, предполагающая жесткую регламентацию учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности, субъект-объектные отношения субординации, с одной стороны, повышает эффективность работы по формированию гражданской ответственности курсантов, а с другой - не способствует установлению равноправных субъект-субъектных взаимоотношений с

преподавателями и воспитателями, ограничивает развитие креативности, инициативы, заинтересованности курсантов и тем самым тормозит становление и развитие данного феномена.

Важнейшим структурным элементом исследуемого процесса является сам объект. Как известно, деятельность курсантов (курсантского коллектива) как объекта взаимодействия складывается, по мнению военного ученого А. В. Барабанщикова, «из восприятия воспитательных воздействий и переработку их через призму потребностей» [1, с. 31]. При этом процесс формирования гражданской ответственности предполагает наличие конкретной цели, позволяющей предвидеть конечный результат деятельности субъектов

воздействия. Целью является формирование у курсантов вузов МЧС, наряду с общими, и конкретных, профессионально важных качеств гражданственности, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач, в т. ч. и в чрезвычайных ситуациях. Патриотизм, государственность, законопослушность дополняются качествами профессионального долга спасателя, личной ответственности за защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, мужества, смелости, самопожертвования, бескорыстия, готовности прийти на помощь, рискуя жизнью и др. [2]. Трагические события в Крымске показали, что такие качества присущи абсолютному большинству спасателей. Однако организационные просчеты руководства, в т. ч. и МЧС, сводят на нет самоотверженные усилия спасателей (например, местный аварийноспасательный отряд МЧС численностью 12 человек при возникновении чрезвычайной ситуации оказался явно недостаточным для города с населением 57 тыс. человек и не мог в полном объеме выполнить поставленные задачи).

СОДЕРЖАНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Ц

Е

Л

И

Р

Е

З

У

Л

Ь

Т

А

Т

Ы

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ПРИНЦИПЫ

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Рис. 1. Структура процесса формирования гражданской ответственности курсантов вузов МЧС России

Работа специалистов МЧС в чрезвычайных условиях, угрожающих здоровью и жизни людей, предполагает и углубленную специализированную подготовку (например, в сфере противопожарной безопасности, медицинскую, физическую и др.), без которой спасателям невозможно в полном объеме выполнять свой профессиональный долг, проявляя качества гражданской ответственности.

Для достижения поставленной цели определены задачи, решение которых позволит достичь требуемого результата - сформированную гражданскую ответственность курсантов на необходимом для общества, профессиональной деятельности и личности уровне. Основными из них являются следующие:

1) определение тех специфических качеств, которые характеризуют гражданскую ответственность курсантов и их формирование необходимо в первую очередь;

2) учет объективных закономерностей процесса формирования гражданской ответственности курсантов в практической деятельности субъектов образовательного процесса в вузах МЧС;

3) выявление и разрешение противоречий рассматриваемого процесса на всех этапах обучения в вузе МЧС;

4) обоснование основных критериев и показателей уровня сформированности гражданской ответственности курсантов вузов МЧС;

5) определение факторов (объективных, субъективных), влияющих на эффективность процесса формирования гражданской ответственности курсантов;

6) обоснование основных путей совершенствования данного процесса, существенно повышающих его качество и результативность;

7) выявление организационно-педагогических условий процесса формирования гражданской ответственности курсантов в специфической образовательной среде ведомственных вузов МЧС.

К числу закономерностей формирования гражданской ответственности курсантов, наряду с общими, относятся и специфические, присущие образовательному процессу ведомственных вузов МЧС:

1) определение целей и задач формирования гражданской ответственности курсан-

тов вузов МЧС как будущих спасателей в зависимости от политики государства в сфере безопасности, потребностей общества и государства в таких специалистах, выраженных в государственном заказе;

2) зависимость результативности формирования гражданской ответственности курсантов от положения сотрудника МЧС в обществе, его социального статуса и авторитета;

3) взаимосвязь процесса формирования гражданской ответственности курсантов в ведомственных вузах и практической профессиональной деятельности сотрудников в частях и подразделениях МЧС, в т. ч. и в условиях чрезвычайных ситуаций;

4) зависимость формирования гражданской ответственности курсантов от уровня профессиональной подготовки и педагогического мастерства командного и преподавательского состава вузов МЧС;

5) обусловленность формирования гражданской ответственности курсантов мотивацией к предстоящей профессиональной деятельности в учреждениях, частях и подразделениях МЧС и др.

Источником развития исследуемого педагогического процесса являются объективно присущие ему противоречия:

- между теоретическим обоснованием процесса формирования гражданской ответственности курсантов и его реализацией на практике в специфической образовательной среде вузов МЧС;

- между содержанием процесса формирования гражданской ответственности курсантов и системой конкретных методов, приемов, средств, форм работы в вузах МЧС по становлению и развитию рассматриваемого феномена;

- между необходимостью подготовки высокопрофессиональных специалистов для МЧС с высоким уровнем гражданской ответственности и готовностью различных категорий командиров, начальников, воспитателей и преподавателей к данной деятельности, соответствие их педагогического мастерства предъявляемым требованиям [3].

Процесс формирования гражданской ответственности курсантов вузов МЧС России не исчерпывается рассмотренными выше положениями и строится также, исходя из меняющихся задач в сфере безопасности, особенностей реформирования и развития самой

системы МЧС, ее образовательных учреждений, необходимостью повышения профессионального уровня сотрудников и других факторов.

1. Педагогические проблемы воспитания воинов / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1984.

2. Об утверждении Кодекса чести сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от

06.03.2006 года № 136. иЯЬ: Шр://^26оф8. ucoz.rU/news/kodeks_chesti_sotrudnika_mchs/2 011-05-18-4 (дата обращения: 2.09.2012 г.).

3. О некоторых вопросах аттестации аварийноспасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя: постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091 // Российская газета. 2012 г. 13 янв.

Поступила в редакцию 25.09.2012 г.

UDC 37.035.7

CIVIL RESPONSIBILITY FORMATION STRUCTURE OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA

Igor Valentinovich ZUBOV, Voronezh Institute of State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia, Voronezh, Russian Federation, Head of Foreign Languages and Speech Culture Department, e-mail: goscha.zuboff@yandex.ru

The formation process structure of civil responsibility of the cadets of higher educational establishments of EMERCOM of Russia, which includes the subject and the object, purposes and objectives, contents, patterns and principles, techniques, forms and methods is considered.

Key words: professional duty; structure; formation process; subject; object.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.