Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузах МЧС России'

Моделирование процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СПАСАТЕЛИ МЧС / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / PROFESSIONAL DUTY / MODELLING / RESCUERS OF THE EMERCOM / DEPARTMENTAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конорев Д. В.

В статье рассматривается проблема моделирования процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в ведомственных вузах МЧС, включающая цели, задачи, основные положения, специфические особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING THE PROCESS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL DUTY OF FUTURE RESCUERS IN THE UNIVERSITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA

The paper deals with the problem of modelling the process of formation of a professional duty of future rescuers in departmental institutions of the EMERCOM, including goals, objectives, fundamentals, specific features

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузах МЧС России»

УДК 159.9

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА У БУДУЩИХ СПАСАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

Д.В. Конорев

В статье рассматривается проблема моделирования процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в ведомственных вузах МЧС, включающая цели, задачи, основные положения, специфические особенности

Ключевые слова: профессиональный долг, моделирование, спасатели МЧС, ведомственные вузы

Моделирование представляет собой распространенный способ реализации и проверки тех или иных теоретических положений в определенных условиях. Моделирование предполагает научное обоснование организационных подходов к определению целей обучения, отбору и структурированию содержания преподаваемых дисциплин, выбору методов, средств, форм обучения, контролю качества обучения и его коррекции. С этой точки зрения моделирование представляет собой дидактическую систему, направленную на реализацию механизма социально-гуманитарной подготовки

обучаемых в вузах, в том числе и в ведомственных образовательных учреждениях МЧС России

Для описания эффективности

моделирования в педагогику введено специальное понятие - педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления, каковым и является понятие «профессиональный долг». Споры вокруг возможности моделирования сложных явлений педагогической сферы продолжаются и сейчас, и ученые высказывают порой прямо противоположные мнения. И связано это с фундаментальной проблемой полноты каждой сконструированной модели. Никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве. Вот и приходится ученым при конструировании моделей балансировать на границе их полноты и валидности. Определенную перспективу видят

Конорев Дмитрий Валериевич - ВГИПС МЧС России, ст. преподаватель, e-mail: dkonorev@rambler.ru

в построении комплекса моделей,

описывающих разные факторы развития образовательной системы. Еще раз подчеркнем, что имеется в виду именно комплекс, а не произвольный набор моделей, который приведет к эклектичности, произвольности и хаотичности описания. В конструировании целостного комплекса моделей и проявляется профессионализм исследователя.

Определим основные положения процесса моделирования профессионального долга у будущих спасателей в вузе МЧС:

а) на основе теоретического и

эмпирического изучения объекта

(профессиональный долг) устанавливаются известные по отношению к объекту сведения (исторические, теоретические, эмпирические и др.), затем формулируются проблемы, определяющие задачи и соответственно конкретный предмет моделирования;

б) определяются закономерности процесса

формирования профессионального долга, включая необходимые оптимальные

параметры, описывающие его структуру и особенности управления; некоторые из этих параметров могут принимать неопределенные значения;

в) рассматривается динамика изменения, самоорганизации и развития рассматриваемого процесса в условиях его сложного функционирования;

г) устанавливается причинно-следственная связь между развитием процесса и характером управляющего воздействия;

д) описываются и анализируются условия

неопределенности функционирования

моделируемого объекта.

Учитывая данные положения,

моделирование процесса формирования

профессионального долга в ведомственных вузах МЧС, позволяет трансформировать общие цели и содержание образования в дидактические цели и содержание,

реализуемые в учебных программах образовательных учреждений системы МЧС.

Моделирование является

распространенным методом рассмотрения и исследования различных процессов и явлений в педагогической науке. Метод моделирования может применяется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях исследования. На теоретическом - для выполнения интерпретаторской, объяснительной,

предсказательной функций, а также функций в мыслительном эксперименте, на эмпирическом уровне он используется для выполнения измерительной, описательной и других функций [1, 2]. «Модель - пишет В. М.

Варфоломеев, - это объект любой природы, который создается исследователем с целью получения новых знаний об объекте-оригинале и отражает только существенные (с точки зрения разработчика) свойства оригинала»[3, с.10]. Подобные по содержанию определения дают П.В. Грес [4, с.87], В.В.Федосеев [5, с.8] и другие авторы.

При моделировании процесса

формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузах МЧС учитывается факт переосмысления существующего подхода к обучению и воспитанию с учетом целей и содержания обучения в ведомственном вузе, направленных на развитие таких качеств профессионального долга, которые будут способствовать профессиональному

выполнению своих обязанностей в любых условиях, в том числе, и в чрезвычайных. При этом необходимо опираться на передовой опыт, включающий в себя методику совершенствования как традиционных форм обучения, так и инновационных на основе использования современных компьютерных программ и автоматизированных обучающих систем.

Реализация разработанной модели

формирования профессионального долга

будущих спасателей в условиях специфической образовательной среды вуза МЧС возможна при всестороннем учете психологических особенностей обучаемых, уровня полученных знаний, имеющихся навыков и умений, которые отражают учебно-познавательную деятельность каждого обучаемого, динамику формирования значимых качеств гражданской ответственности.

Модель предусматривает

целенаправленную деятельность по развитию качеств профессионального долга у будущих спасателей, выбор форм, методов, средств

обучения и воспитания по становлению и развитию профессионального долга в образовательном учреждении МЧС. При разработке модели учитывается

перспективный план развития ведомственного вуза МЧС в целом, а также методика совершенствования технологии обучения социально-гуманитарным дисциплинам на основе использования инновационных средств, направленных на подготовку спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций.

При моделировании процесса

формирования профессионального долга у обучаемых в вузах МЧС следует учитывать, что в педагогических исследованиях модели выполняют следующие функции:

иллюстративную, трансляционную,

объяснительную, процессуальную,

предсказательную и др. С их помощью можно проанализировать разные педагогические системы, выявить их особенности, сильные и слабые стороны, определить какими они должны быть для достижения желаемого результата [6, с.76]. Таким образом, моделирование дает возможность всесторонне рассмотреть существующую педагогическую систему по формированию профессионального долга у обучаемых в вузах МЧС и наметить пути ее совершенствования.

Под моделированием процесса формирования профессионального долга у будущих спасателей в вузах МЧС понимается мысленно представляемая и материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, заменяет его таким образом, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте и способствует повышению эффективности данного процесса.

Формирование профессионального долга у обучаемых в ведомственных вузах МЧС России происходит в ходе целенаправленной работы начальников, командиров, профессорско-преподавательского состава на всех этапах становления и развития рассматриваемого личностного феномена.

При моделировании данного процесса следует учитывать, что в образовательных учреждениях МЧС формирование

профессионального долга в ходе обучения и воспитания имеет свои специфические особенности, наиболее существенными из которых являются:

- процесс обучения и воспитания будущих спасателей в вузах МЧС проходит в рамках закрытой организации, в которой весь учебно-

воспитательный процесс детально

регламентирован и урегулирован нормами, приказами, инструкциями;

- субъектами обучения и воспитания

выступают начальники, командиры,

воспитатели, профессорско-преподавательский состав, которые по своему положению наделены определенными властными полномочиями по отношению к обучаемым;

- в процессе обучения в образовательном учреждении МЧС России изучаются предметы, дающие знания, навыки и умения для предстоящей профессиональной деятельности спасателей, которые в той или иной мере формируют качества профессионального долга;

- будущие спасатели сами выступают в

качестве субъектов формирования

профессионального долга в ходе субъект-субъектных отношений в учебно-

воспитательном процессе.

Для того чтобы реализовать на практике модель формирования профессионального долга у обучаемых необходимо учитывать структуру вуза МЧС России, порядок и особенности управления учебновоспитательным процессом, обязанности

должностных лиц и четко представлять профессиограмму будущего специалиста-

спасателя. Формирование рассматриваемого феномена представляет собой сложный, многоаспектный и противоречивый процесс, который можно представить в виде совокупности определенных компонентов, объединенных общим замыслом и планом, что предполагает:

- выработку требований к уровню сформированности профессионального долга в ведомственном вузе;

- обучение с упором на становление и

развитие знаниевого компонента

профессионального долга;

- воспитание с упором на формирование качеств профессионального долга;

- управление процессом формирования профессионального долга применительно к специфической системе МЧС;

- оценку уровня сформированности профессионального долга;

- коррекцию учебно-воспитательного процесса в плане усиления воздействия на личность с точки зрения становления и развития качеств профессионального долга.

В соответствии с требованиями к уровню сформированности профессионального долга должны быть определены: цели, принципы,

направления, формы, методы, средства, позволяющие в условиях вуза МЧС России на основе мировоззренческого подхода сформировать высокий уровень

профессионального долга у будущих

спасателей.

Процесс формирования

профессионального долга в вузе МЧС представляет собой сложный и длительный по времени процесс, поэтому должны быть определены этапы и задачи, которые последовательно должны решаться в период обучения.

Цели и задачи модели формирования профессионального долга у будущих

спасателей в вузах МЧС определяются исходя из будущего предназначения выпускников и тех задач и ситуаций, которые им предстоит самостоятельно решать в процессе повседневной профессиональной деятельности.

Предложенная модель объединяет все основные элементы, участвующие в процессе формирования профессионального долга, показывает взаимосвязь и

взаимообусловленность каждого из них. Субъектами воздействия являются общество, государственные институты и учреждения, средства массовой информации, общественные организации и объединения, органы управления вуза, командиры (начальники), профессорско-преподавательский состав,

служебные коллективы, а также сами

обучаемые в ходе субъект-субъектных отношений, осуществляемых в учебновоспитательном процессе. Объектами

воздействия в образовательных учреждениях МЧС России являются сами обучаемые, учебные группы, курсы, факультеты.

Результат моделирования

рассматриваемого процесса - сформированный правовой долг у будущих спасателей в образовательном процессе вуза МЧС в соответствии с требованиями социального заказа на специалиста и удовлетворяющий личностным притязаниям выпускника.

Литература

1. Гаврилов О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. / О. А. Гаврилов -М.: Наука, 1990. - 184 с.

2. Пустовалов С.И. Формирование правового

мировоззрения как средство профилактики правонарушений в вузах / В.В. Исаев, С.И. Пустовалов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Материалы всероссийской научно-практической

конференции. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. - С.48 - 52.

3. Варфоломеев В. М. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем: учеб.

пособие / В.М. Варфоломеев. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

4. Грес П.В. Математика для гуманитариев: учеб. пособие / П.В. Грес. - М.: Юрайт, 2000. - 210 с.

5. Экономико-математические методы и прикладные

модели: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В.

Федосеева. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 215 с.

6. Остапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография / В.С. Остапенко. - Воронеж, ВИ МВД России, 2009. - 256 с.

Воронежский институт Г осударственной противопожарной службы МЧС России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODELLING THE PROCESS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL DUTY OF FUTURE RESCUERS IN THE UNIVERSITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA.

D.V. Konorev

The paper deals with the problem of modelling the process of formation of a professional duty of future rescuers in departmental institutions of the EMERCOM, including goals, objectives, fundamentals, specific features.

Key words: professional duty, modelling, rescuers of the EMERCOM, departmental universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.