31. Lakoff, G. Classifiers as a reflection of mind [Text] / G. Lakoff // Noun classes and categorization : Proc. of a Symposium on categorization and noun classification, Eugene, Oregon, October 1983. - A.; Ph. : Benjamins, 1986. - P.13-51.
32. Rosch, E. Cognitive representations of semantic categories [Text] / E. Rosch // Journal of Experimental Psychology : General, 1975. - Vol. 104. - № 3. - Р. 192233.
33. Rosch, E. Principles of categorization [Text] / E. Rosch // Cognition and categorization /ed. by E. Rosch and Lloyd. - Hillsdale : Lawrence Erlbaum, 1978. - P. 27-48.
34. Taylor, J. R. Linguistic categorization. Prototypes in Linguistic theory [Text] / J. R. Taylor. - Oxford : Clarendom Press, 1995. - 309 p.
35. Topka, L. V. Uncertainty : pragma-semantic aspect of research [Text] / L. V. Topka // International Conference «The Communication of Certainty and Uncertainty Linguistic, Psychological, Philosophical Aspects» October 3rd-5th 2012 : Book of Abstracts. University of Macerata, University of Verona, University of Würzburg. Italy, 2012. - P. 106.
36. Wittgenstein, L. The blue and brown books : Preliminary studies for the «Philosophical investigations» [Text] / L. Wittgenstein. - Oxford : Blackwell, 1969. - 192 p.
Список источников примеров
37. Maugham, W. S. The Creative Impulse [Text] / W. S. Maugham // Honeymoon and other stories by English writers. - Moscow : Ayris-press Publishing House, 2004. - 288 p.
Список использованных словарей
38. CILDSA, 2005 - Collins Internet Linked Dictionary of Synonyms and Antonyms [Text]. - Glasgow : Harper Collins Publishers 2005. - 791 p.
39. LDELC, 1999 - Longman Dictionary of English Language and Culture [Text] / Addison Wesley Longman. - [England] : Pearson Education Limited, 1999. - 1568 p.
40. MEDAL, 2007 - Macmillan English Dictionary for Advanced Learners [Text] / Macmillan Publishers Limited. - Oxford, 2007. - 1748 p.
41. OSEDME, 2006 - ORIGINSA SHORT ETYMOLOGICAL DICTIONARY OF MODERN ENGLISH by ERIC PARTRIDGE [Text] / E. Patridge. : published in the Taylor & Francis e-Library, 2006. - 4218 p.
Максимова Алена Вячеславовна
Магистрант факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 81.00 ББК 81.001.3
СТРУКТУРА ПРОТОТИПИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕНТАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОЖАЛЕНИЯ
В статье представлена структура прототипической ситуации эмоциональноментального состояния сожаления, которая состоит из трех компонентов: субъекта состояния, самого состояния, его объекта. Данные компоненты имеют определенные особенности в языковом выражении.
Ключевые слова: антропоцентрический подход; эмоционально-ментальное состояние; прототипическая ситуация; модель; сожаление.
THE STRUCTURE OF THE PROTOTYPICAL SITUATION OF EMOTIONAL-MENTAL STATE OF REGRET
In this article the structure of the prototypical situation of emotional-mental state of Regret is analyzed. The structure involves three components: subject, state itself and object. In the English language these components display unique representation patterns.
Key words: anthropocentric approach; emotional-mental state; prototypical situation; model; regret.
Одним из ведущих направлений лингвистических исследований на рубеже XX-XXI веков стал антропоцентризм. К этому времени лингвистика накопила огромный материал по системе и структуре языка, его функционированию и развитию. Это позволило более ясно осознать, что язык является не только средством общения, но и воплощением духовного и материального опыта народа, отражением культурной, социальной и исторической среды и в то же время средством воздействия на национальное мировосприятие. Если в философии под антропоцентризмом понимается положение о человеке как центре и высшей цели мироздания «всех совершающихся в мире событий» [Философский энциклопедический словарь 1989, с. 48], то в языкознании в рамках антропоцентрического подхода язык изучается с позиции носителя языка - «человека в языке» [Бенвенист, 1974, с. 234]. Во главу угла ставятся вопросы, связанные с ощущениями человека, живущего в условиях того или иного языка, анализируются процессы как познавательной, так и творческой мыслительной деятельности человека и их отражение в языке.
Необходимость рассматривать язык не только как средство общения, но и как орудие мыслей и чувств народа - вопрос не новый для современной лингвистики. Он активно обсуждался в первой трети ХХ века и еще раньше - в первой половине XIX века. Поэтому современные языковеды располагают сегодня солидной научной основой, представленной исследованиями В. Гумбольдта, А. Потебни, Э. Сепира, Б. Уорфа и других ученых, сформулировавших первоосновы данного направления исследований.
В современном языкознании интерес ученых к вопросам взаимосвязи и взаимообусловленности языка и внутреннего мира человека, к проблемам национальных особенностей познания и их отражению в языке, к выявлению особенностей национальных языковых картин мира отличается устойчивостью и масштабностью.
Однако принцип антропоцентризма понимается в лингвистической науке неоднозначно. Так, В. Гумбольдт полагал, что изучение языка подчинено «цели познания человеком самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» [Гумбольдт, 1984, с. 383]. Согласно мнению Ю.Н. Караулова, антропологический подход предполагает включение «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки к ее истории) [Караулов, 2004, с. 46].
Ментальное состояние - один из режимов, в котором может находиться психика человека. Такое состояние характеризуется как некоторым набором эмоций, так и определенными физиологическими параметрами и специфическими установками относительно окружающего мира. Существует множество различных ментальных состояний, причем некоторые из них уникальны именно для конкретного человека, поэтому не имеет смысла даже пытаться перечислить их. Но есть некоторые состояния, которые часто встречаются и связаны с определенными эмоциями. Чаще всего в трейдинге встречаются состояния страха, злости, беспокойства, сожаления, азарта, но также и уверенности, мотивированности, счастья.
Эмоционально-ментальное состояние сожаления относится к сфере явлений, не доступных для наблюдения (ментальной сфере). Проблема представления внутренней сферы человека решается в терминах прототипического сценария [Апресян,1995; Lakoff, 1990; Wierzbicka, 1996], ситуации [Рябцева, 1994; Кустова, 2004; Обаревич, 2004], когнитивной модели [Kovecses,1990; Lakoff, 1990]. Когнитивное моделирование является одним из наиболее продуктивных и перспективных методов исследования языка. Когнитивная модель представляет собой некоторый стереотипный образ, при помощи которого организуется опыт, такая модель определяет нашу концептуальную организацию опыта, наше к нему отношение, а также то, что мы хотим выразить [Чейф, 1983]. Понятие прототипической ситуации рассматривалось также в ряде работ таких ученых как Е.М. Вольф, Л.М. Ковалева, Т.И. Семенова [Вольф, 1989; Ковалева, 2006; Семенова, 2007]. В качестве метаязыка в своей работе мы используем термин прототипическая ситуация, который определяем как когнитивную структуру высокой степени абстракции, включающую в себя набор семантических компонентов, типичных для ситуации [Трушкова, 2011, с. 111]. Структура прототипической ситуации любого эмоционального состояния состоит из трех компонентов: субъект эмоции, само эмоциональное состояние и его объект [Вольф, 1989, с. 55]. Эмоциональное состояние сожаления, обладая признаками универсальной категории состояния, представляет собой прототипическую ситуацию, основными элементами которой мы считаем субъект состояния, само состояние, его объект. Все вышеперечисленные составляющие имеют свои особенности в
языковом выражении. Предполагается, что для высказываний, выражающих эмоциональное состояние человека, релевантен субъект состояния. В терминах падежной грамматики Ч. Филлмора - экспериенцер - субъект состояния является наиболее распространенным типом субъекта в высказываниях, выражающих состояние [Fillmore, 1971]. Согласно А.А. Зализняк, субъект состояния - это одушевленный инактивный участник ситуации, «испытывающий» нечто [Зализняк, 2006, с. 444].
Эмоциональные состояния являются субъективными по своей природе, поэтому о наличии того или иного состояния, его причине степени и т.д. может судить только сам субъект эмоционального состояния, репрезентированный первым лицом. Ментальные состояния обладают онтологией первого лица, поэтому и являются состояниями, так как переживаются субъектом [Searle, 1999]. Классифицируя предложения по характеру их субъекта, Ю.С. Степанов выделяет «я»-предложения, «он»-предложения и «оно»-предложения [Степанов,1981, с. 166]. Предложения первого типа произносятся от лица «я»-самого говорящего. В наиболее типичном предложении с «я»- утверждаемое относится не к внешнему миру, а к внутреннему состоянию «я». Дж. Остин утверждает, что человек, в отличие от стороннего наблюдателя, всегда распознает то чувство, которое он сам испытывает [Austin, 1979, p. 97]. Как представлено в примере ниже, говорящий судит о своем эмоциональном состоянии непосредственно, ср.: Now I just feel great regret at what has happened [BNC]. В качестве субъекта эмоционального состояния может выступать и также второе лицо. Таким образом, когда в роли субъекта выступает другое лицо, говорящий судит о его состоянии на основании косвенных признаков (внешних проявлений), со слов самого субъекта, либо высказывает гипотезу [Булыгина, 2000, с. 228]. Ср.: ‘Of course,’ Alexander said and cast a regretful glance out of the window [BNC]; She could hear the regretful, gentle voice of Mother Francis telling her that life was never meant to be easy and that her best course was to work very hard now and get out of this place in record time [BNC]; ‘But you're not telling me about it, are you, Cameron?’ the DI says, sounding regretful. Как явствует из примеров, мы судим о состоянии человека на основании внешних проявлений: выражения глаз, тембра голоса, интонации. В позиции субъекта внутреннего состояния также могут употребляться местоимения третьего лица. Такого рода высказывания являются признаком несобственно-прямой речи, и в них третье лицо обладает всеми правами первого лица. В несобственно-прямой речи значение лица субъекта первое, как и в прямой речи, т.е. устанавливается с точки зрения самого говорящего персонажа [Атарова, 1980; Труфанова, 2000]. В таких конструкциях концептуализация внутреннего состояния происходит с точки зрения «квазинаблюдателя» - субъекта-наблюдателя, совмещенного с субъектом состояния [Вольф, 2002]. В Он-модусной рамке точка зрения автора переключается в ментальную зону героя, что позволяет проникнуть в содержание его ментальной и перцептивной деятельности [Золотова, 2004, с. 284]. Т.И. Семенова также выделяет Я-внутреннюю модусную рамку и не-Я внешнюю модусную рамку. В первых события интенсиональной сферы квалифицируются самим субъектом состояния, который одновременно является
и субъектом речи; во вторых - квалификация или оценка осуществляется «со стороны третьих лиц» [Семенова, 2007]. Таким образом, описывая внутреннее состояние от третьего лица, говорящий как бы становится на точку зрения субъекта состояния, ср.: Alexandra felt smooth and neat and tight and regretful that, with Lyddy to keep a stern eye on standards, she could not secretly leave off her stays when the weather got warmer as she did occasionally at Bewick [Harvey, 1992].
Как элемент структуры прототипической ситуации эмоционального состояния объект представляет собой событие, которое может быть обозначено различными способами в пределах высказывания. На синтаксическом уровне событие вводится предлогами:
1. by, at, with, about, over, ср.: He did not crave recognition, but was understandably regretful about his lack of it [Cashmore, 1982]. Как видно из примера, автор не жаждал признания, но сожалел о его отсутствии.
2. Событие может быть обозначено придаточным предложением, вводимым союзом that, ср.: He was staring at the lake, regretful perhaps that he'd said too much not to say more [Clarke, Lindsay 1989]. В примере речь идет о том, что субъект сожалеет о том, что сказал много лишнего.
3. Событийный объект может быть обозначен придаточным предложением времени с союзами since, after, until, ср.: Fatah was not particularly regretful when the Israeli authorities finally closed the NGC down in 1982 [McDowell, 1990]. Герой не сильно сожалел, когда власти Израиля закрыли NGC.
4. Событийный объект может быть обозначен конструкциями с герундием и инфинитивом:
I had sworn never to call her aunt again, but I did not regret breaking that promise to myself [BNC]. Из примера видно, что герой поклялся не звонить ее тете, но не сожалеет о том, что нарушил свое обещание.
Использование метода когнитивного моделирования позволило получить представление о когнитивной структуре прототипической ситуации эмоционально-ментального состояния сожаления, состоящей из трех компонентов: субъекта состояния, самого состояния, его причины. На основе анализа языкового материала видно, что субъект прототипической ситуации эмоционального состояния сожаления может быть выражен первым, вторым и третьим лицом. Наличие высказываний со вторым и третьим лицом связывают идею представления эмоциональных состояний с попыткой проникнуть в «чужое сознание». В таких высказываниях говорящим делается вывод об ощущениях субъекта по аналогии со своими собственными. В пределах высказывания объект представляет собой событие, которое может быть обозначено предлогами, придаточными предложениями и конструкциями с герундием и инфинитивом.
Библиографический список
1. Austin, J. Other Minds ^xt] / J. Austin// Philosophical papers/ed. By J.O. Urmson and GJ. Warnock.-3-d edition.-Oxford University Press, 1979.- P. 76-116.
2. Fillmore, Ch. Types of lexical information ^xt] / Ch. Fillmore // Semantics. Ed. By D. Stenbergand L. Jakobovites. - Cambridge University Press, 1971.- P. 370392.
3. Kovecses, Z. Emotion Concepts ^xt] / Z. Kovecses // Springer Verlag.-Frankfurt-am-Main, 1990.- P. 34-56.
4. Lakoff, G. Women, Fire, and Dangerous Things ^xt] / G. Lakoff.- Chicago and London : The University of Chicago Press, 1990.
5. Searle, J. R. Mind, language and society [Теxt] / Philosophy in the real world / J. R. Searle.-N.Y. :Basic Books, 1999.
6. Атарова, К. Н. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе [Текст] / К. Н. Атарова, Г. А. Лесскис // Изв. АН. СССР : сер. лит. и яз.-1980.-Т. 39. - С. 33-46.
7. Бахтин, М. М. Собрание сочинений [Текст]. В 5т. Т.5 Работы 1940-х-начала 1960-х годов / М. М. Бахтин. - М. : «Русские словари»,1997. - 731 с.
8. Бенвенист, Э. Общая лингвистика и вопросы французского языка [Текст] / Э. Бенвенист. - М. :Прогресс, 1974.- 447 с.
9. Булыгина, Т. В. Грамматика позора [Текст] / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка. Языки этики. - М. : Языки русской культуры, 2000.- С. 216-234.
10. Вольф, Е. М. Эмоциональное состояния и их представления в языке [Текст] / Е. М. Вольф // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. - М. : Наука, 1989. - С. 55-75.
11. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е. М. Вольф. -2-е изд., доп. - М. : Едиториал УРСС, 2002.- 280 с.
12. Гумбольдт, В. Фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М. :Прогресс, 1984. - 400 с.
13. Зализняк, А. А. Многозначность в языке и способы ее представления [Текст] / А. А. Зализняк. - М. :Языки славянских культур, 2006. - 672 с.
14. Золотова, Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка [Текст] / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. - 2-е изд. - М. : ИРЯ РАН, МГУ, 2004.-544 с.
15. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Едиториал УРСС, 2004.- 264 с.
16. Ковалева, Л. М. Английская грамматика: от предложения к слову [Текст]. В 2 т. Т I. Пропозиция / Л. М. Ковалева. - Иркутск : ИГЛУ, 2006.- 169 с.
17. Кустова, Г. И. Типы производственных значений и механизмы языкового расширения [Текст] / Г. И. Кустова.- М. : Языки славянской культуры, 2004.
18. Обаревич, Е. В. Когнитивный аспект английских предложений-высказываний, передающих ситуации эмоционального состояния [Текст] : дис.
.. .канд. филол. наук / Е. В. Обаревич. - Тамбов, 2004.
19. Рябцева, Н. К. Коммуникативный модус и метаречь [Текст] / Н. К. Ряб-цева // Логический анализ языка. Язык речевых действий. - М. :Наука, 1994. - С. 82-92.
20. Семенова, Т. И. Лингвистический феномен кажимости [Текст] : монография / Т. И. Семенова. - Иркутск : ИГЛУ, 2007. - 237 с.
21. Семенова, Т. И. Лингвистический феномен кажимости [Текст] : авто-реф. дис. .д-ра филол. наук : 10. 02.04 / Т. И. Семенова. - Иркутск, 2007. - 36 с.
22. Степанов, Ю. С. Имена, предикаты, предложения ^миологическая грамматика) [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. :Наука, 1981.- 360 с.
23. Труфанова И. В. Прагматика несобственно-прямой речи [Текст] : монография / И. В. Труфанова. - М. :Прометей, 2000. - 569 с.
24. Трушкова, Л. О. Лингвокогнитивное моделирование прототипической ситуации эмоционального состояния sadness [Текст] / Л. О. Трушкова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 3 (15). - С.111-116.
25. Философский энциклопедический словарь [Текст] / редкол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы и др. - 2-е изд. - М. :Советская энциклопедия, 1989. -815 с.
26. Чейф, У. Л. Память и вербализация прошлого опыта [Текст] / У. Л. Чейф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. Прикладная лингвистика. - М. : Радуга, 1983. - С. 35-73.
Список источников примеров
1. Barnes, J .Talking it over [Text] / J. Barnes.- Pan Books Ltd : London, 1992.-pp. 1-128.
2. BNC-British National Corpus [Electronic resourse]. - URL : http://www.natcorp.ox.ac.uk. (дата обращения : 04.11.2012).
3. Cashmore, Ernest. Black sportsmen [Text] / Ernest Cashmore. - Routledge & Kegan Paul plc : London, 1982.- pp. 1-119.
4. Clarke, Lindsay. The chymical wedding [Text] / Clarke, Lindsay.- Jonathan Cape : London, 1989.
5. Harvey, Caroline. Legacy of love [Text] / Harvey, Caroline.- Transworld Publishers Ltd : London, 1992. - pp. 173-309.
6. McDowell, David. Palestine and Israel [Text] / McDowell, David .- I B Tauris & Company Ltd:London, 1990. - pp. 39-122.
ЯЗЫКОВАЯ НОМИНАЦИЯ: МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕССЫ Богданова Светлана Юрьевна
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
Коробейникова Наталья Николаевна
тШ711 @тай.ш
Студентка второго курса магистратуры направления «Педагогическое образование», профильной направленности «Информационные технологии в педагогическом образовании» ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 811.11 ББК 81.2