Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУХГАЛТЕРА'

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУХГАЛТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС ЭТИКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миславская Н.А.

Основные принципы этики профессионального бухгалтера сформулированы и известны профессиональному сообществу. В частности, речь идет о профессиональной компетентности. Однако вопросы ее однозначного и достоверного определения остаются сложными, по причине отсутствия целевых установок и методов их достижения. Суть этой проблемы обозначается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE ACCOUNTANT

The basic principles of the ethics of a professional accountant are formulated and known to the professional community. In particular, we are talking about professional competence. However, the issues of its unambiguous and reliable definition remain complicated, due to the lack of targets and methods for achieving them. The essence of this problem is indicated in this article.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУХГАЛТЕРА»

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУХГАЛТЕРА

Аннотация

Основные принципы этики профессионального бухгалтера сформулированы и известны профессиональному сообществу. В частности, речь идет о профессиональной компетентности. Однако вопросы ее однозначного и достоверного определения остаются сложными, по причине отсутствия целевых установок и методов их достижения. Суть этой проблемы обозначается в данной статье.

Ключевые слова: кодекс этики, специальная компетентность, социальная компетентность, личная компетентность, индивидуальная компетентность.

Mislavskaya N.A, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow

STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE

ACCOUNTANT

Annotation

The basic principles of the ethics of a professional accountant are formulated and known to the professional community. In particular, we are talking about professional competence. However, the issues of its unambiguous and reliable definition remain complicated, due to the lack of targets and methods for achieving them. The essence of this problem is indicated in this article.

Keywords: code of ethics, special competence, social competence, personal competence, individual competence.

В условиях нарастающей конкуренции трудовых ресурсов, требования к уровню подготовки специалистов в различных сферах человеческой деятельности имеют тенденцию к возрастанию. Особое место в этом отношении занимают представители экономических специальностей, в

частности, к бухгалтерские работники, что связано с требованиями статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет ...» [1]. Иными словами, присутствие бухгалтера обязательно в каждой организации. Таким образом, подготовка высококвалифицированных экономистов по соответствующей специализации актуализируется и требует применения новых подходов в обучении, учитывающих реалии усложнившихся социально-психологических отношений в обществе, этическую составляющую экономических отношений, основанных на рыночной конкуренции.

Данная задача осознается профессиональным сообществом, все большую популярность приобретают активные методы обучения: тренинги, ситуационные задания, ролевые игры, тестирования. С одной стороны, все они направлены на повышение профессионального уровня будущих бухгалтеров и изучение необходимой в будущей работе информации (нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности). С другой стороны, все указанные методы обучения сопряжены с психологическим знанием, а точнее с методами, используемыми в практической психологии. И если практические занятия в подобных формах проводят люди, не имеющие основ специальной подготовки (например, приглашаемые в вузы практикующие коллеги) или не уделяющие внимания вопросам профессиональной этики, то часто приходится наблюдать противоположный ожидаемому эффект от занятий: снижение уровня интереса к предмету, низкий уровень знаний по дисциплине и т.д.

Тем не менее, в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров -членов НП «ИПБ России» (Кодекс), утвержденном решением Президентского Совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» 12 декабря 2012 г., сказано, что одним из основных принципов профессиональной этики для бухгалтера является профессиональная компетентность и должная тщательность. Это означает -способность поддерживать знания, умения, навыки «на уровне, необходимом, чтобы гарантировать заказчику услуг или работодателю получение компетентных профессиональных услуг, с учетом тенденций в профессиональной практике, законодательства и методов работы, а также соблюдать тщательность в работе в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами» [2]. В качестве пояснений к данному принципу сказано, что его выполнение возможно при соблюдении следующих условий:

• постоянного поддержания своих знаний и навыков на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам и работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на современной передовой практике, действующем законодательстве, профессиональном суждении;

• проявления должного усердия по применению технических и профессиональных стандартов;

• поддержания постоянной осведомленности в профессиональной, технической и деловой областях;

• принятия мер по профессиональной подготовке подчиненных, повышению их профессионального уровня, должного руководства в соответствующей сфере бухгалтерской деятельности.

Однако, часто, при непосредственном осуществлении профессиональных услуг в должности бухгалтера, аудитора, главного бухгалтера, финансового консультанта у молодых экономистов и их руководителей возникают проблемы с достоверной оценкой уровня компетентности и соответствующими ей компетенциями (умениями). Полагаем, что подобные трудности связаны с недопониманием природы профессиональной компетентности, как таковой, и игнорированием наработок коллег-психологов в данном направлении.

Психологи утверждают, что уровень профессиональной компетентности специалиста определяется посредством профессиограммы -характеристики профессии, включающей «описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья» [4, с. 324]. Определение говорит о некоторых отличительных особенностях по сравнению с содержанием Профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. № 1061н, которым руководствуются в своей деятельности работодатели и преподаватели вузов.

Профессионализм психологами рассматривается двояко - как необходимость соответствовать нормативным требованиям к профессии, и как определенный набор психофизиологических характеристик субъекта трудовой деятельности (в нашем случае - бухгалтера).

Компетентность, в отличие от определения, приведенного в Кодексе этики профессионального бухгалтера, рассматривается в психологии как набор, сочетание психических качеств, позволяющих индивиду самостоятельно и ответственно осуществлять профессиональную деятельность. Компетентность имеет сложную структуру (специальная компетентность, социальная компетентность, личная компетентность, индивидуальная компетентность) и для того, что достоверно оценить ее уровень необходимо проанализировать все соответствующие составляющие.

Специальная компетентность - «это владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие» [3, с. 171].

Социальная компетентность связана с наличием коммуникативных навыков, с умением работать в коллективе и нести долю ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.

Личная компетентность имеет непосредственное отношение к таким личным качествам бухгалтера, как самовыражение, саморазвитие, самодостаточность, умение «выходить» из профессиональных конфликтов.

Индивидуальная компетентность - это умение и возможность развития индивидуальных профессиональных способностей в рамках профессии.

В отношении определения специальной компетентности индивида значительных сложностей не возникает, так как доминирующие виды деятельности, трудовые функции бухгалтера и главного бухгалтера подробно описаны в соответствующих профессиограммах и в Профессиональном стандарте «Бухгалтер». Это специальные знания и навыки в отношении организации и ведения бухгалтерского учета определенных объектов хозяйственной деятельности, включающие в себя умения по приему и контролю первичных учетных документов, их группировке, экономическому анализу деятельности организации, формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за определенный период, обеспечению сохранности бухгалтерской документации в соответствии требованиями архивного дела, пользованию специализированными компьютерными программами.

Касательно социальной, личной и индивидуальной компетенций в нормативных и правовых актах, регламентирующих организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов информация отсутствует. Из чего следует, что достоверная оценка профессиональной компетентности бухгалтера принципиально невозможна. Данное обстоятельство являет из себя детерминанту всех проблем, с которыми сталкиваются в процессе оценивания профессионализма конкретного индивида и профессорско-преподавательский состав вузов, и работодатели. Учитывая вышесказанное, попытаемся представить некоторые пояснения к интересующему нас вопросу.

Социальная компетентность - это поведенческая способность по выстраиванию «зоны профессионального комфорта» в коллективе, способствующей качественному и высокопрофессиональному выполнению должностной инструкции сотрудника. Атмосфера в коллективе должна не подавлять и не подменять индивида, а создавать условия для наиболее полной реализации профессиональных способностей каждого сотрудника. Для достижения этой коммуникативной цели субъекты общения (в данном случае сотрудники бухгалтерии не являются исключением) пользуются определенной коммуникативной стратегией, тактикой, коммуникативными навыками, в связи с чем психологами выделяется несколько соответствующих стилей: открытый, реализующий, замкнутый, защитный, сдержанный.

1. Открытый стиль коммуникативного поведения характеризуется повышенной степенью открытости личности, эмоциональностью, желанием привлечь к себе внимание. Значимость ответной реакции (обратной связи), в

данном случае, для индивида вторична.

2. Реализующий стиль коммуникативного поведения отличается паритетными началами высокого уровня открытости индивида и высокого уровня обратной связи в коллективе. Эмпирическая практика его применения свидетельствует о том, что в условиях осуществления хозяйственной деятельности современных организаций, данный стиль скорее идеален, чем реален, что обусловлено гендерными различиями между сотрудниками бухгалтерии, а также различиями в статусе и профессиональном опыте.

3. Замкнутый стиль коммуникативного поведения выделяется низким уровнем открытости индивида и, как следствие, низким уровнем ответной реакции, установлением «жестких граней» между сотрудником и коллективом.

4. Защитный стиль коммуникативного поведения характеризуется низким уровнем открытости и высоким уровнем «обратной связи», что выражается в способности сотрудника оценивать профессиональные действия коллег, но не свои собственные.

5. Сдержанный стиль коммуникативного поведения проявляется посредством умеренного уровня открытости и умеренного уровня обратной связи.

Психологи утверждают, что оптимальным стилем коммуникации для индивида является тот, который позволяет наиболее полно раскрыть его личные качества, то есть право на успешное существование априори сохраняется за любым из них. Однако, целью наших изысканий является проецирование психологического знания на профессию бухгалтера, для чего необходимо провести анализ вышерассмотренных стилей с учетом данных профессиограммы «Бухгалтер», которая свидетельствует о следующем.

Среди обеспечивающих успешность выполнения профессиональных обязанностей бухгалтера, обязательными являются такие способности, как:

- высокий уровень математических (счетных) способностей [4, с. 316];

- способность оперативно анализировать и обобщать получаемую информацию;

- высокий уровень концентрации внимания с периодическим его «переключением», с целью решения различных профессиональных задач;

- способность к длительному сосредоточению внимания на одном предмете;

- высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти.

Совокупность данных способностей является обязательным условием по осуществлению профессиональной деятельности бухгалтера и, по нашему убеждению, принципиально несовместима с некоторыми стилями коммуникативного поведения.

Так, открытый стиль подразумевает проявление повышенной эмоциональности, которая может выражаться через аффекты и стрессы.

Аффективное поведение характеризуется нарушением волевого контроля индивида и изменением сознания. Стрессы проявляются в виде длительного психологического напряжения, являющегося следствием эмоциональной перегрузки. Очевидно, что для работников бухгалтерии, непосредственно имеющих отношение к коммерческой тайне организации и длительным контактом с документацией, цифровыми материалами, подобное поведение несвойственно и недопустимо. Следовательно, открытый стиль коммуникативного поведения неприемлем для профессионального бухгалтера и не должен поощряться во время обучения в вузе. То же относится к реализующему стилю коммуникативного поведения.

Замкнутый стиль коммуникативного поведения допустим в профессиональной деятельности бухгалтера и может быть полезен при выполнении определенных трудовых действий. Так, при выполнении обязанностей кассира, или организации и осуществлении внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, информация не должна быть доступна для всех членов коллектива, а должна касаться только тех служащих, которые, например, допустили определенные профессиональные неточности, нарушения законодательства и т.п.

Защитный стиль коммуникативного поведения полезен для оказания аудиторских услуг по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, осуществлению независимого контроля финансово-хозяйственной деятельности, постановке бухгалтерского учета, проведению финансовых экспертиз, анализу финансовой отчетности, консультированию руководства экономического субъекта.

Сдержанный стиль коммуникативного поведения, по нашему мнению, наиболее предпочтителен, как для рядовых сотрудников бухгалтерской службы, так и для главного бухгалтера. Подобное поведение, с одной стороны, способствует установлению необходимого, в ходе осуществления должностных обязанностей, уровня профессиональных контактов, с другой стороны, обеспечивает необходимый уровень безопасности конфиденциальной информации, с которой работники бухгалтерской службы имеют перманентный контакт.

Таким образом, с целью формирования эффективного профессионального общения, у обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», рекомендуем развивать следующие компетенции:

- умение «активно слушать», то есть, в случае необходимости, формулировать однозначные профессиональные вопросы;

- умение правильно выбирать канал общения, то есть преимущественно общаться по профессиональным вопросам и только с сотрудниками, имеющими определенные полномочия по передаче соответствующей информации;

- умение однозначно понимать смысл получаемых сообщений, которое

требует постоянного повышения профессиональной квалификации;

- умение наблюдать, проводить индивидуальные беседы с целью обмена мнениями и выявления профессиональных проблем (для руководителей бухгалтерских служб).

Личная индивидуальная компетентность профессиональной деятельности бухгалтера в профессиограммах психологов определяются такими качествами, как: усидчивость, терпеливость, ответственность, обязательность, педантичность, аккуратность, дисциплинированность, высокий морально-нравственный уровень.

Вопросы методики формирования данных качеств сегодня выходят в разряд наиболее актуальных, однако масштабных исследований в этом направлении пока нет. Связано это, во-первых, с тем, что изыскания должны проводиться на стыке экономических и психологических специальностей. Во-вторых, с тем, что осознание этических проблем профессиональной сферы деятельности обществом и большинством представителей государственных органов власти носит декларативный характер - проблемы формулируются, обозначаются, но никаких дальнейших действий, ведущих к разработкам методических указаний и рекомендаций федерального уровня нет. И чтобы «продвинуться» в решении данных проблем, первоначально необходимо дать однозначный ответ на вопрос: «Какие качества личности должны превалировать и развиваться в той или иной профессиональной деятельности?».

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». [Электронный ресурс]. Доступ с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации - http://www.minfin.ru/

2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России». [Электронный ресурс]. Доступ с сайтаhttp://www.ipbr.org/about/documents/statutes/code-of-ethics/

3. Бекоева Д.Д. Практическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Д. Бекоева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

4. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2007. - 333с. -(Gaudeamus).

5. Герасимова Л.Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Герасимова. -М.: Юрайт, 2014. - 318 с. - Серия: Модуль.

6. Герасимова Л.Н. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / Л.Н. Герасимова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 328 с.

7. Миславская Н.А. Международные стандарты финансовой отчетности: проблемы и противоречия: монография / Н.А. Миславская. - М.: РУСАИНС, 2015. - 202с.

8. Миславская Н.А. Специфика профессиональной деформации личности

бухгалтера // Аудитор. 2017. № 4.

9. Поленова С.Н. Регулирование бухгалтерского учета: пространственно-временной анализ: монография /С.Н. Поленова. - М.: РУСАЙНС, 2015. - 180 с.

10.Поленова С.Н. Требования к профессиональному бухгалтеру в российской предпринимательской среде// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №3.

УДК 004.08

Михайленко В.И. студент бакалавриата 3 курса факультет «Информатика и вычислительная техника» Донской Государственный Технический Университет

Россия, г. Ростов-на-Дону

Mikhaylenko V. I. Bachelor student

3 course, faculty «Informatics and Computer Engineering»

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ

КОЛЛОИДОВ

Статья посвящена проблеме развития технологии хранения и обработки информации на основе цифровых коллоидов. В статье рассмотрены особенности технологии и перспективы ее развития и применения на практике. Так же представлены последние исследования в этой области.

Ключевые слова: цифровые коллоиды, коллоидные кластеры, хранение информации, влажные вычисления.

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES FOR STORING AND PROCESSING INFORMATION

BASED ON DIGITAL COLLOIDS.

The article is devoted to the problem of development of technologies for storing and processing information based on digital colloids. The article discuss features of technology and its further directions of development and application in practice. Also, latest researches in this area are presented.

Keywords: digital colloids, cluster of colloids, storing of information, wet-computing.

Анализ и перспективы развития технологии хранения и обработки информации на основе цифровых коллоидов.

На сегодняшний день достижения проектирования и разработки нано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.