Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУХГАЛТЕРА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУХГАЛТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миславская Н.А.

Основные принципы этики профессионального бухгалтера известны и формализованы в соответствующем кодексе. Однако их соблюдение основано на формировании у субъектов трудовой деятельности определенной системы ценностей, сопряженной с профессиональной спецификой. Перечня этих ценностей не содержится ни в одном нормативном документе, регламентирующем организацию и ведение бухгалтерского учета. Автор, на основе сопоставления принципов этики, типов мотивации личности и соответствующих ценностей, попытался выделить основные профессиональные ценности бухгалтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL VALUES OF ACCOUNTANT

Basic principles of ethics of professional accountant and formalized in a corresponding code. However their observance is based on forming for the subjects of labour activity of the certain system of values, attended with a professional specific. A list of these data is not contain in one normative document, regulating organization and conduct of record-keeping. An author, on the basis of comparison of principles of ethics, model of motivation of personality and calculated values, made an effort distinguish the basic professional values of accountant.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУХГАЛТЕРА»

психологию» (Конспект лекций).

https://abc.vvsu.ru/books/ob_psih/page0051.asp

4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега - Л, 2006. - 352 с; табл. илл. - (Библиотека высшей школы.) - ISBN 5-98119-390-5.

5. Миславская Н.А. Специфика профессиональной деформации личности бухгалтера // Аудитор. 2017. № 4.

6. Олсон Мансур. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995. - 1474 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. -896 с.

8. Поленова С.Н. Регулирование бухгалтерского учета: пространственно-временной анализ: монография /С.Н. Поленова. - М.: РУСАЙНС, 2015. - 180 с.

9. Столяр В.Ю. Социально-философский и междисциплинарный дискурс о доверии. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 77.

10.Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУХГАЛТЕРА Аннотация

Основные принципы этики профессионального бухгалтера известны и формализованы в соответствующем кодексе. Однако их соблюдение основано на формировании у субъектов трудовой деятельности определенной системы ценностей, сопряженной с профессиональной спецификой. Перечня этих ценностей не содержится ни в одном нормативном документе, регламентирующем организацию и ведение бухгалтерского учета. Автор, на основе сопоставления принципов этики, типов мотивации личности и соответствующих ценностей, попытался выделить основные профессиональные ценности бухгалтера.

Ключевые слова: кодекс этики профессионального бухгалтера, ценности, мотивация, профессиональная специфика.

Mislavskaya N.A, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow PROFESSIONAL VALUES OF ACCOUNTANT

Annotation

Basic principles of ethics of professional accountant and formalized in a corresponding code. However their observance is based on forming for the subjects of labour activity of the certain system of values, attended with a professional specific. A list of these data is not contain in one normative document, regulating organization and conduct of record-keeping. An author, on the basis of comparison ofprinciples of ethics, model of motivation of personality and calculated values, made an effort distinguish the basic professional values of accountant.

Keywords: code of ethics of professional accountant, value, motivation, professional specific.

Профессии бухгалтера и аудитора относятся к разряду наиболее значимых для современного российского социума. Функционирование экономики страны, принятие управленческих решений на уровне организации и государства в целом основываются на информации, предоставляемой посредством отечественной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая уже два десятилетия находится в состоянии реформирования в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. Данное обстоятельство привело к развитию профессионализации специалистов экономического направления и обусловило появление «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России», утвержденного решением Президентского Совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» 12 декабря 2012 года (Кодекс). Международная практика свидетельствует, что подобные документы функционируют именно для тех профессий, которые являются первостепенными для существования и развития общества - для врачей, юристов, государственных служащих, - и являются инструментом по упорядочению и управлению действиями соответствующих структур.

Интересующий нас документ в своей основе содержит ряд основных принципов этики профессионального бухгалтера, это - честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность и профессиональное поведение [1]. Принцип представляет собой «Основное, исходное положение ... убеждение, взгляд на вещи» [4, с. 584]. Исходные положения (принципы), в отсутствие

соответствующих подробных методических указаний, актуализируют исследование практической реализации профессиональной этики и сопутствующих вопросов.

Очевидно, что соблюдение положений Кодекса зиждется на поведении конкретного индивида, профессионального бухгалтера, обладающего профильным образованием. Основой любого поведенческого акта является мотивация, то есть «внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели» [3, с. 105]. Функциями мотивации выступают «побуждение к действию; направление деятельности; контроль и поддержание поведения» [3, с. 107] (и Кодекс можно рассматривать как инструмент контроля и поддержания поведения профессионального бухгалтерского сообщества на должном уровне). Природа трудовой мотивации опирается на систему ценностей личности, регулируемой культурой общества и профессиональной общностью. Следовательно, возникает необходимость осмысления такой культурной составляющей, как профессиональные ценности бухгалтера, которые и будут определять эффективность приятия и исполнения профессиональным сообществом определенной этики.

Ценность - это «важность, значение» [4, с. 854], иными словами -устойчивый императив, детерминирующий общую мотивацию личности. Американский психолог Милтон Рокич, посвятивший большинство своих научных работ исследованию человеческих ценностей, подразделял последние на две категории: терминальные (конечные) и инструментальные. Терминальные - это ценности, определяющие смысл существования конкретного индивида (ценности результата). Здесь Рокич выделил восемнадцать составляющих, среди которых, например, равенство и братство, интересная и активная жизнь, забота о близких, зрелая любовь, безопасность, дружба, самоуважение, мир во всем мире. Понятно, что определенные приоритеты коррелируют с возрастом, уровнем жизни индивида и могут трансформироваться в зависимости от происходящих изменений.

Так как трудовая деятельность представляет собой процесс, то для нашего исследования будут представлять интерес инструментальные ценности (ценности процесса), или компетенции, которыми необходимо обладать для достижения конечных (терминальных) ценностей. Это: амбициозность, непредубежденность, компетентность, аккуратность, твердость позиции, способность прощать, способность помогать, искренность, творческие способности, самодостаточность,

интеллигентность, последовательность, способность любить, способность хранить верность, способность повиноваться, вежливость, ответственность, сдержанность.

Теперь проанализируем потенциальные проявления мотивационного поведения личности и их возможности по провоцированию угроз

соблюдения основных принципов этики профессионального бухгалтера. Современные социологи выделяют следующие типы мотивации:

1 - экономический - заключается в повышенной материальной или финансовой заинтересованности (на его основе возникает угроза личной заинтересованности профессионального бухгалтера);

2 - креативный - характеризуется стремлением к новаторскому решению профессиональных задач;

3 - карьерный - нацеливает индивида на достижение высоких, престижных, статусных позиций (может генерировать угрозы личной заинтересованности);

4 - коммуникативный - ориентирует интересы личности, прежде всего, на выстраивание внутригрупповых (коллективных) отношений (может детерминировать угрозы заступничества и близкого знакомства);

5 - патерналистский - определяется направленностью личности на безопасность и различного рода гарантии;

6 - доминантный - характеризуется стремлением к доминированию в группе, к власти, к авторитету (может провоцировать угрозы личной заинтересованности);

7 - соревновательный - ориентирует индивида на борьбу и самоутверждение, отстаивание собственной точки зрения любым способом (является побудительным в отношении возникновения угрозы шантажа);

8 - демократический - заключается в стремлении к независимости и свободе, к равенству прав;

9 - конформистский - отличается приверженностью личности к сложившимся общепринятым традициям, правилам и ритуалам;

10 - неопределенный - проявляет себя отсутствием устойчивой позиции и поведения, зависимостью от сложившейся ситуации (служит причиной возникновения угрозы личной заинтересованности, угрозы самоконтроля, угрозы заступничества, угрозы близкого знакомства, угрозы шантажа).

Заметим, что только четыре из десяти перечисленных типов мотивации являются безопасными, с точки зрения соблюдения этических принципов профессионального бухгалтера, а именно: креативный тип мотивации; патерналистский тип мотивации; демократический тип мотивации; конформистский тип мотивации.

Для выявления профессиональных ценностей бухгалтера, необходимо сопоставить типы мотивации и специфику соответствующей трудовой деятельности. Используемые психологами профессиограммы выделяют следующие способности, определяющие успешное выполнение бухгалтером профессиональной деятельности: «высокий уровень математических (счетных) способностей; способность к анализу, синтезу, обобщению получаемых материалов; хорошие мнемические способности (хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти)» [2, с. 324]. Перечисленные способности обеспечиваются креативным типом мотивации

личности.

В дополнение к упомянутым, специфичными для бухгалтерской деятельности являются такие способности как:

- «хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности, а также способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой)» [2, с. 324] - обеспечивается при наличии креативного типа мотивации личности;

- «способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами и цифрами)» [2, с. 324] -обуславливается конформистским типом мотивации;

- «высокая помехоустойчивость» [2, с. 324] - сопутствует патерналистскому и демократическому типам мотивации индивида.

Итак, вышеупомянутые четыре типа мотивации, не провоцирующие угрозы соблюдения основных принципов профессиональной этики, соответствуют специфическим, отличительным особенностям трудовой деятельности бухгалтера. Каждому типу этих мотиваций соответствует определенный набор ценностей, которые логически будут соответствовать профессиональным ценностям бухгалтера.

С креативным типом мотивации согласуются такие ценности как непредубежденность, компетентность, творческие способности, самодостаточность. То есть в процессе подготовки экономистов по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» необходимо сделать акцент на развитие способностей самостоятельного профессионального мышления, инициативности, определенной смелости в высказывании собственного профессионального мнения, что возможно только на основе глубоких знаний теорий бухгалтерского учета (именно теорий!), истории развития российской и международной учетной практики. Знание исключительно только нормативных правовых актов, Международных стандартов финансовой отчетности лишает профессию бухгалтера научного знания и превращает в ремесло, что ведет к утере национальных интересов в области подготовки информации для всей экономики страны.

Для патерналистского типа мотивации характерны следующие ценности - аккуратность, последовательность, способность повиноваться, сдержанность. Подобные ценности культивируются, например, посредством выполнения практических заданий без использования компьютерных программ, обязательным условием успешного выполнения здесь является наличие (или развитие) повышенного уровня внимательности, исполнительности и ответственности.

Демократический тип мотивации личности согласуется с твердостью занимаемой индивидом позиции. Стимулирование подобной профессиональной ценности зиждется на умении аргументированно обосновать собственное профессиональное суждение (а не придерживаться мнения большинства коллег). Отстаивание выбранных позиций должно

сочетаться с таким качеством как терпимость, необходимо учить будущих бухгалтеров с уважением и должной выдержкой выслушивать позицию оппонентов.

Конформистский тип мотивации основывается на такой ценности как способность хранить верность (например, коллективу организации или непосредственно бухгалтерской службе). Поощрение конформизма в организационных и профессиональных отношениях возможно посредством формирования у обучающихся уважительного отношения к своим предшественникам. В условиях организации подобное достигается различными методами: присвоением званий почетного работника сотрудникам, проработавшим продолжительное время на одном предприятии; назначением повышенных пенсий; премированием и т.п. В период обучения в вузе необходимо разрабатывать и вводить в учебную программу спецкурсы по изучению заслуг отечественных ученых-экономистов в области бухгалтерского учета и их профессиональных заслуг.

Предвещая возражения противников выбранного нами исследовательского подхода в отношении типов мотивации, которые не были выбраны в качестве представляющих интерес, заметим следующее.

Оставшиеся незатронутыми типы мотивации и соответствующие им ценности мы подразделяем на второстепенные для профессиональной деятельности бухгалтера и недопустимые.

Экономический тип мотивации личности важен для нашей профессии, так как стимулирует трудолюбие и рационализм, но отследить его динамику в условиях организации невозможно, что позволило отнести генерируемые им ценности к второстепенным (тем более, что стимулировать данный тип нет необходимости, он является неотъемлемым атрибутом для выполнения профессиональных обязанностей).

Коммуникативный тип мотивации связан с ценностями, обуславливающими сплоченность в коллективе - взаимопомощью, профессиональным альтруизмом. Но он также может быть отнесен только к воспроизводящим второстепенные ценности, так как может приводить к нерациональному использованию рабочего времени и даже к конфликтным ситуациям.

Карьерный, доминантный, соревновательный и неопределенный типы мотивации личности относятся нами к недопустимым для осуществления профессиональной деятельности бухгалтера. Первые два провоцируют амбициозность, властность, высокомерие, неадекватную оценку собственной персоны. Соревновательный тип мотивации ориентирует сотрудников на достижение поставленных целей любым (мошенническим, беспринципным) путем, а неопределенный характеризуется полным отсутствием собственных ценностных установок, так как целевой установкой сотрудника является сохранение занимаемой служебной позиции.

Таким образом, принципы этики профессионального бухгалтера могут соблюдаться при условии культивирования в процессе подготовки и

непосредственно трудовой деятельности определенных, выделенных нами профессиональных ценностей. Ориентация на второстепенные и недопустимые типы мотивации и соответствующие ценностные установки приведет к возникновению угроз соблюдения основных принципов этики профессионального бухгалтера.

Использованные источники:

1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России». [Электронный ресурс]. Доступ с сайта http://www.ipbr.org/about/documents/statutes/code-of-ethics/

2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2007. - 333с. -(Gaudeamus).

3. Майорова Н.В. социология управления: учеб. Пособие / Н.В. Майорова, С.А. Баркалов, А.И. Половинкина, И.С. Половинкин. - Воронеж: Научная книга, 2011. - 403 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. -896 с.

5. Система ценностей. [Электронный ресурс]. Доступ с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki

УДК 621.182

Мустаев Д.В. студент магистратуры 2 курса кафедра «Промышленная теплоэнергетика» Казанский государственный энергетический университет научный руководитель: Валиев Р.Н., к.т.н.

доцент Россия, г. Казань

АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОВРЕЖДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ТЕПЛОВЫХ

СЕТЕЙ

Аннотация: В статье выявлена актуальность анализа возможных причин повреждения трубопроводов. Показаны проблемы износа и деструктивных процессов в тепловых сетях. Определены основные причины формирования дефектов. Систематизированы факторы, влияющие на возникновение повреждений. Представлена статистика видов дефектов по категориям.

Ключевые слова: тепловые сети, трубопровод, повреждения, дефекты, деструкция, износ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.