Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОБЛЮДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА'

ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОБЛЮДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ / УГРОЗЫ СОБЛЮДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ / ИНТЕРЕСЫ СОТРУДНИКОВ / ДОВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миславская Н.А.

Статья раскрывает методологические основы соблюдения основных принципов этики профессиональных бухгалтеров. Выводы автора основываются на результатах изысканий современных психологов, социологов и философов. Результатом подобного междисциплинарного исследовательского подхода явилась формулировка определенных правил, соблюдение которых способствует минимизации возникновения угроз соблюдения этических принципов профессиональных бухгалтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST AS A FACTOR OF COMPLIANCE WITH THE BASIC PRINCIPLES OF THE ETHICS OF THE PROFESSIONAL ACCOUNTANT

The article reveals the methodological bases for observing the basic principles of the ethics of professional accountants. The author's conclusions are based on the results of the research of modern psychologists, sociologists and philosophers. The result of this interdisciplinary research approach was the formulation of certain rules, compliance with which helps to minimize the occurrence of threats to the ethical principles of professional accountants.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОБЛЮДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА»

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОБЛЮДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

Аннотация

Статья раскрывает методологические основы соблюдения основных принципов этики профессиональных бухгалтеров. Выводы автора основываются на результатах изысканий современных психологов, социологов и философов. Результатом подобного междисциплинарного исследовательского подхода явилась формулировка определенных правил, соблюдение которых способствует минимизации возникновения угроз соблюдения этических принципов профессиональных бухгалтеров.

Ключевые слова: кодекс этики профессиональных бухгалтеров, угрозы соблюдения основных принципов этики, интересы сотрудников, доверие.

Mislavskaya N.A, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow

TRUST AS A FACTOR OF COMPLIANCE WITH THE BASIC PRINCIPLES OF THE ETHICS OF THE PROFESSIONAL

ACCOUNTANT

Annotation

The article reveals the methodological bases for observing the basic principles of the ethics of professional accountants. The author's conclusions are based on the results of the research of modern psychologists, sociologists and philosophers. The result of this interdisciplinary research approach was the formulation of certain rules, compliance with which helps to minimize the occurrence of threats to the ethical principles ofprofessional accountants.

Keywords: a code of ethics for professional accountants, threats to adherence to the basic principles of ethics, interests of employees, trust.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России», утвержденный решением Президентского Совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» 12 декабря 2012 года

(Кодекс), для профессионального сообщества имеет первостепенное значение. Целью данного документа является формирование обновленной специализированной моральной среды, благоприятствующей и способствующей развитию бухгалтерской и аудиторской деятельности отечественных экономистов. Данное утверждение обосновывается самим названием Кодекса, тем, что он является именно профессиональным, а не корпоративным, носящим более узконаправленную целевую установку по универсализации социальных нравственных принципов применительно к той или иной деятельности.

Однако, с точки зрения практического применения рекомендаций, предлагаемых в данном формуляре, возникает целый ряд проблем, решение которых требует проведения интегративных междисциплинарных исследований. Это обстоятельство предопределило интенцию к нахождению основополагающих, сущностных причин, детерминирующих главную проблему - возникновение угроз соблюдения основных этических принципов профессионального бухгалтера. В Кодексе этот вопрос не решен, и именно этим объясняется использование концептуального подхода, предоставляющего право профессиональному бухгалтеру самостоятельно идентифицировать, оценивать и предпринимать «ответные действия в отношении ... угроз» [1].

Во втором разделе Кодекса «Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики публично практикующими профессиональными бухгалтерами», в качестве разъяснительного компонента по опознаванию определенного вида угроз приводятся примеры конкретных обстоятельств. Так, угрозы личной заинтересованности сопряжены с финансовыми или профессиональными (карьерными) интересами бухгалтера. Например, при оценке результатов оказанных бухгалтером услуг, у него может возникнуть соблазн сокрытия факта допущения существенной ошибки, дабы избежать дисциплинарного или материального взыскания.

Примером возникновения угрозы самоконтроля может послужить ситуация, при которой в ходе выполнения задания, в состав рабочей группы входит сотрудник, в недавнем прошлом занимавший авторитетную должностную позицию у заказчика выполняемых услуг (с точки зрения возможности оказания влияния на результат работы).

Угрозы заступничества могут диагностироваться при представлении профессиональным бухгалтером интересов заказчика услуги в ходе судебного разбирательства или спора с третьей стороной.

Угрозы близкого знакомства связаны с существованием субъективных отношений между профессиональными бухгалтерами рабочей группы (близкое родство, близкое личное знакомство), или между бухгалтером и заказчиком услуг (принятие бухгалтером подарков или знаков внимания со стороны заказчика услуг).

Возникновение угрозы шантажа может выражаться посредством отказа

заказчика услуг от дальнейшего сотрудничества, в случае неодобрения выбранной учетной методики определенных фактов хозяйственной деятельности.

Привлекает внимание тот факт, что психологической основой всех перечисленных в Кодексе угроз основным принципам этики является возникновение или обострение определенного интереса, активатором которого выступает либо сам профессиональный бухгалтер, либо заказчик бухгалтерских или аудиторских услуг (угрозы шантажа). «Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности» [3].

Первый важный вывод состоит в том, что интерес - это эмоция, а эмоцией можно управлять, то есть либо увеличивать, либо уменьшать ее амплитуду.

Интересы подразделяются по направленности на:

- материальные интересы - выражаются через стремление индивида к обладанию вещами, достижению комфортных условий (в основе -финансовый интерес);

- духовные интересы - характеризуются высоким уровнем развития индивида, проявляющимся в особом интересе к физике, математике, искусству и т.д. (в нашем случае - это интерес к бухгалтерской науке);

- общественные интересы - проявляют себя как заинтересованность в осуществлении организаторской деятельности (например, желание занять руководящую должность в структуре бухгалтерской службы);

- непосредственные интересы - это заинтересованность в самом процессе деятельности, в процессе познания, труда или творчества (желание заниматься практической бухгалтерской работой);

- опосредованные интересы - характеризуются заинтересованностью в результате деятельности или в определенном иерархическом (корпоративном или общественном) положении (преднамеренная заинтересованность в получении определенного результата или получении должностной позиции).

Все перечисленные интересы, в той или иной степени, перманентно присутствуют в ходе осуществления профессиональной деятельности бухгалтера, и все они существуют под эгидой специализированной или коммерческой организации. Целью хозяйственной деятельности любой организации, как это ни парадоксально может показаться коллегам на первый взгляд, «является поддержание или продвижение интересов своих членов. Это очевидно, по крайней мере с экономической точки зрения. Однако возможно существование организаций, которые могут игнорировать необходимость содействия интересам своих участников; некоторые организации могут служить интересам только высшего руководства. Но обычно организации гибнут, если не действуют в интересах своих членов; этот фактор должен значительно ограничить число организаций, которые плохо служат интересам своих участников» [6, с. 5]. Логика рассуждений

приводит нас ко второму важному выводу - чем в большей степени организация заботится о соблюдении интересов своих сотрудников, тем меньше вероятность возникновения определенных интересов индивида во внешней среде (в другой организации, например).

То есть, возникновение или наращивание угроз соблюдения основных принципов этики профессионального бухгалтера зависит от степени его уверенности в защищенности собственных интересов в организации. Психологический концепт уверенности, по сути, представляет собой ничто иное, как доверие - «уверенность в чьей-либо добросовестности...» [7, с. 166]. Следовательно, повышение доверия к работодателю должно сопровождаться сведением уровня угроз этическим принципам до приемлемого показателя. Полученный вывод косвенно подтверждается в ряде работ психологов, социологов и философов (Ф. Фукуямы, А. Смита, О. Вильямсонаи др.), которые исследовали сущность понятия «доверие» и помимо нравственной природы, выделяли соответствующую экономическую компоненту.

Социально-философский анализ интересующего нас понятия основывается на том, что «Доверие - это социальная среда, условие действия, внутренняя структура социальной деятельности, имманентный признак социальной коммуникации» [9, с. 177]. Также « ... доверие -качественно особое состояние нравственного сознания, включающего в себя нравственные чувства и убеждения, которые и являются мотивами поведения личности. Иначе говоря, доверие выступает в качестве регулятора нравственных отношений» [9, с. 178].

Коллегами психологами установлена зависимость доверия от межличностных отношений между людьми в конкретных группах общества и от уровня развития нравственного самосознания личности. Интересно, что доверие, наличие которого зависит от полученного в прошлом опыта общения, является нравственной категорией будущего, на его основе, индивид осуществляет свою (еще не вознагражденную) профессиональную деятельность честно, объективно, компетентно, является преданным своей организации и соблюдает конфиденциальность в отношении полученной информации. Таким образом, «... доверие выполняет функцию прогнозирования, понимается как предвидение возможного поведения человека» [9, с. 178].

Об экономической компоненте понятия «доверие» можно говорить потому, что «если стороны изначально уверены в честности друг друга: меньше нужды разъяснять элементарные вещи в объемных контрактах, меньше нужды предусматривать все непредвиденные риски, меньше споров, меньше нужды в судебных тяжбах, если споры возникают. На самом деле, кода отношения пронизаны доверием, стороны иногда даже не беспокоятся об увеличении краткосрочной прибыли, поскольку знают, что дефицит за один период будет позднее компенсирован другой стороной» [10, с. 253].

Экономической основой существования социума является

хозяйственная деятельность, осуществляемая организациями различных форм собственности. Они производят продукцию, заключают контракты, пополняют бюджет, и без доверия осуществление их функций просто невозможно. То есть «Доверие - это социально-экономический капитал» [9, с. 180].

Бухгалтерская служба представляет собой некую социальную общность, малую группу, которая характеризуется такими обязательными атрибутами, как совместное осуществление деятельности двумя и более индивидами, установление непрерывных межличностных контактов, осознание членами группы своей общности, наличие четкой иерархической структуры, формирование и приятие всеми индивидами общих морально-нравственных ценностей. Экстраполируя полученные нами выводы относительно важности доверия, как фактора соблюдения Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, возникает закономерный вопрос о возможностях его повышения среди сотрудников бухгалтерии.

Здесь необходимо отметить, что доверие имеет уровневую структуру и соответственно подразделяется на:

- уровень доверия между рядовыми сотрудниками бухгалтерии и главным бухгалтером;

- уровень доверия непосредственно между сотрудниками.

Существуют определенные принципы, придерживаясь которых

взаимоотношения в малой группе могут иметь прочный, положительно окрашенный характер.

Во-первых, это принцип уважения и субординации, основанный на соблюдении традиционных морально-нравственных норм, учитывающих индивидуально-психологические особенности всех без исключения сотрудников. Субординация может быть достигнута культивированием уважения социальной роли и профессионального статуса каждого члена бухгалтерии.

В основе функционирования второго принципа - сплоченности членов коллектива - лежит развитие чувства ценности принадлежности к данной группе, профессиональной поддержки, взаимопомощи.

Третий основополагающий принцип - принцип гуманизма. Он основан на таких базовых нравственных концептах как справедливость, честность, человечность, искренность, способность сочувствовать.

Соблюдение этих принципов необходимо для предотвращения стихийного характера структурирования взаимоотношений, сопровождаемого антипатией, безразличием к выполняемому заданию, неприязненным отношением к членам коллектива, проявлениями вражды. В подобных ситуациях управлять коллективом и, тем более, минимизировать возникновение угроз соблюдения этических принципов, становится невозможно.

Практические рекомендации по внедрению вышесказанного в условия конкретной рабочей среды, в нашем случае, заключается в том, что главному

бухгалтеру, как руководителю малой группы, необходимо сознательно формировать и укреплять доверительные отношения, посредством следующих устоявшихся императивов:

- открытости, прозрачности и доступности информации - все члены бухгалтерской службы должны быть осведомлены о нравственных нормах и принципах, положенных в основу профессиональных взаимоотношений, возможностях и условиях карьерного продвижения и вознаграждения;

- первоочередного и безусловного решения социальных проблем -главный бухгалтер должен иметь представление об условиях жизни и здоровье своих сотрудников, оказывать всяческое содействие в решении возникающих затруднений и проблем;

- возможность членов коллектива открыто выражать свои интересы -сотрудники не должны испытывать какого-либо рода затруднения в высказывании заинтересованности в карьерном росте, повышении оплаты труда и т.п.;

- неотвратимость вознаграждения - члены коллектива должны быть уверены в гарантированном получении вознаграждения за свой труд.

Сказанное в равной степени относится к уровню доверия непосредственно между рядовыми сотрудниками бухгалтерии и к уровню доверия между сотрудниками и главным бухгалтером, от последнего требуется проявление дополнительной активности в следующих направлениях:

- в повышении таких компетенций главного бухгалтера как адекватная оценка результатов выполнения задания и соответствующее распределение вознаграждения;

- в способности принимать решения оперативно, эффективно и справедливо;

- в паритетном и честном отношении к работникам бухгалтерской службы.

В заключение отметим, что на основе полученных выводов и рекомендаций возможно поставить вопрос о необходимости расширения содержания Кодекса этики профессиональных бухгалтеров. Желательно, чтобы в документе учитывались наши национальные особенности, история развития отечественной бухгалтерской науки и главное - во главу угла этических постулатов профессионального бухгалтера было поставлено доверие.

Использованные источники:

1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России». [Электронный ресурс]. Доступ с сайтаhttp://www.ipbr.org/about/documents/statutes/code-of-ethics/

2. Герасимова Л.Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Герасимова. -М.: Юрайт, 2014. - 318 с. - Серия: Модуль.

3. Казаков Ю.Н., Золотарева Г.К. Общая психология. Раздел «Введение в

психологию» (Конспект лекций).

https://abc.vvsu.ru/books/ob_psih/page0051.asp

4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега - Л, 2006. - 352 с; табл. илл. - (Библиотека высшей школы.) - ISBN 5-98119-390-5.

5. Миславская Н.А. Специфика профессиональной деформации личности бухгалтера // Аудитор. 2017. № 4.

6. Олсон Мансур. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995. - 1474 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. -896 с.

8. Поленова С.Н. Регулирование бухгалтерского учета: пространственно-временной анализ: монография /С.Н. Поленова. - М.: РУСАЙНС, 2015. - 180 с.

9. Столяр В.Ю. Социально-философский и междисциплинарный дискурс о доверии. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 77.

10.Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУХГАЛТЕРА Аннотация

Основные принципы этики профессионального бухгалтера известны и формализованы в соответствующем кодексе. Однако их соблюдение основано на формировании у субъектов трудовой деятельности определенной системы ценностей, сопряженной с профессиональной спецификой. Перечня этих ценностей не содержится ни в одном нормативном документе, регламентирующем организацию и ведение бухгалтерского учета. Автор, на основе сопоставления принципов этики, типов мотивации личности и соответствующих ценностей, попытался выделить основные профессиональные ценности бухгалтера.

Ключевые слова: кодекс этики профессионального бухгалтера, ценности, мотивация, профессиональная специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.