Научная статья на тему 'К вопросу об этике в профессиональной деятельности бухгалтера'

К вопросу об этике в профессиональной деятельности бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
569
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕР / ACCOUNTANT / ЭТИКА / ETHICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / ПОВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРА / BEHAVIOR OF THE ACCOUNTANT / ПРОФЕССИЯ БУХГАЛТЕРА / ACCOUNTANT''S PROFESSION / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ETHICAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мялкина Анна Франковна, Федорова Кристина Вячеславовна, Медведева Ольга Александровна

Основной целью написания статьи является обоснование этических норм в профессиональной деятельности бухгалтера. Возрастание рыночных процессов в обществе обострило вопросы нравственно-этической стороны деятельности специалистов, в том числе и бухгалтеров. С точки зрения бизнеса бухгалтер является наемным работником, поэтому его поведение и интересы должны диктоваться целями и интересами бизнеса. Суждение многих авторов, исследующих проблемы профессиональной этики основано на том, что одним из факторов доверия пользователей к финансовой отчетности, формируемой бухгалтером, является соблюдение норм профессиональной этики. При этом основной задачей профессии бухгалтера является обеспечение права каждого члена общества на свободное получение информации. Но эти интересы не всегда совпадают. Решением может стать использование этических норм в профессиональной деятельности бухгалтеров. В статье рассматриваются основные этические нормы, применительно к профессиональной деятельности бухгалтера. Отмечается, что профессиональная деятельность бухгалтера должна строится на таких этических нормах, как честность, порядочность, добросовестность, компетентность, конфиденциальность, необходимость регламентации и использования единых стандартов и других. Профессиональные правила изменялись и расширялись в соответствии с изменяющимися обстоятельствами внешней среды, с развитием рыночных отношений в нашей стране. Они устанавливались и формировались исходя из опыта конкретных ситуаций, норм поведения, когда возникали конфликты интересов, и ставился под угрозу престиж профессии бухгалтера. Даются направления, позволяющие реализовать нормы бухгалтерской этики на практике и оценить профессиональную деятельность бухгалтера. Обоснование этических норм в профессиональной деятельности бухгалтера позволяет перевести их из теоретического варианта в практическую направленность. Соблюдение этических норм и правил в профессиональной деятельности играет важную роль, и их регулирование способствует укреплению и развитию профессии бухгалтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT ETHICS IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE ACCOUNTANT

Main objective of this article is justification of ethical standards in professional activity of the accountant. Increase of market processes in society, aggravated questions of moral ethical aspect of activity of experts including accountants. From the point of view of business the accountant is the hired worker therefore his behavior and interests have to be dictated by the purposes and the interests of business. Judgment of many authors investigating problems of professional ethics bases on that one of factors of trust of users to the financial statements formed by the accountant is respect for standards of professional ethics. At the same time the main objective of a profession of the accountant is ensuring the right of each member of society for free obtaining information. But these interests not always coincide. Use of ethical standards in professional activity of accountants can become the decision. In article authors considered the main ethical standards, in relation to professional activity of the accountant and noted that professional activity of the accountant has to be under construction on such ethical standards as honesty, decency, conscientiousness, competence, confidentiality, need of a regulation and use of uniform standards and others. Professional rules changed and extended according to the changing circumstances of the external environment, with development of the market relations in our country. They were established and formed as a matter of experience concrete situations, standards of behavior when there were conflicts of interests and the prestige of a profession of the accountant was threatened. Authors gave the directions allowing to realize norms of accounting ethics in practice and to estimate professional activity of the accountant. Justification of ethical standards in professional activity of the accountant allows to transfer them from theoretical option to practical orientation. Respect for ethical standards and rules in professional activity plays an important role and their regulation contributes to strengthening and the development of a profession of the accountant.

Текст научной работы на тему «К вопросу об этике в профессиональной деятельности бухгалтера»

УДК 657 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-220-228

К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУХГАЛТЕРА

МЯЛКИНА АННА ФРАНКОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: anna211164@mail.ru

ФЕДОРОВА КРИСТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kristina060198@yandex.ru

МЕДВЕДЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: olya.me2012@yandex.ru

Основной целью написания статьи является обоснование этических норм в профессиональной деятельности бухгалтера. Возрастание рыночных процессов в обществе обострило вопросы нравственно-этической стороны деятельности специалистов, в том числе и бухгалтеров. С точки зрения бизнеса бухгалтер является наемным работником, поэтому его поведение и интересы должны диктоваться целями и интересами бизнеса. Суждение многих авторов, исследующих проблемы профессиональной этики основано на том, что одним из факторов доверия пользователей к финансовой отчетности, формируемой бухгалтером, является соблюдение норм профессиональной этики. При этом основной задачей профессии бухгалтера является обеспечение права каждого члена общества на свободное получение информации. Но эти интересы не всегда совпадают. Решением может стать использование этических норм в профессиональной деятельности бухгалтеров. В статье рассматриваются основные этические нормы, применительно к профессиональной деятельности бухгалтера. Отмечается, что профессиональная деятельность бухгалтера должна строится на таких этических нормах, как честность, порядочность, добросовестность, компетентность, конфиденциальность, необходимость регламентации и использования единых стандартов и других. Профессиональные правила изменялись и расширялись в соответствии с изменяющимися обстоятельствами внешней среды, с развитием рыночных отношений в нашей стране. Они устанавливались и формировались исходя из опыта конкретных ситуаций, норм поведения, когда возникали конфликты интересов, и ставился под угрозу престиж профессии бухгалтера. Даются направления, позволяющие реализовать нормы бухгалтерской этики на практике и оценить профессиональную деятельность бухгалтера. Обоснование этических норм в профессиональной деятельности бухгалтера позволяет перевести их из теоретического варианта в практическую направленность. Соблюдение этических норм и правил в профессиональной деятельности играет важную роль, и их регулирование способствует укреплению и развитию профессии бухгалтера.

Ключевые слова: бухгалтер, этика, профессиональная этика, поведение бухгалтера, профессия бухгалтера, этические нормы

Возрастание рыночных процессов в обществе обострило вопросы нравственно-этической стороны деятельности специалистов, в связи с приоритетностью получения прибыли над общечеловеческими нравственными ценностями. Наряду с другими, в число важных направлений современной научной мысли вошли и проблемы профессиональной этики специалистов. Проблемы профессиональной этики рассматриваются учеными в системе профессиональной культуры как ее компонент, что позволяет говорить о профессионально-этической культуре специалистов и акцентировать внимание на необхо-

димости усиления этической стороны профессиональной культуры.

Стоит отметить, что разделение труда и выполнение человеком общественных трудовых функций, зародившихся еще в рабовладельческом обществе, привело к становлению профессиональной этики. У ее истоков стояли Аристотель, Гиппократ и другие мыслители древности. В данном случае исходят из того, что труд является главным условием существования человека, главным показателем моральной ценности и источником нравственных отношений.

Профессиональная этика складывалась там, где главным объектом выступала работа с людьми, отличающаяся трудностями, противоречиями, которые необходимо преодолевать и решать. Каждому роду человеческой деятельности, будь-то научной, педагогической, экономической, художественной и другой, соответствуют определенные виды профессиональной этики, под которыми понимают специфические особенности профессиональной деятельности, направленные непосредственно на человека в тех или иных условиях его существования. Каждый вид профессиональной этики, имея свои специфические требования в области морали, определяется своеобразием профессиональной деятельности.

Каждой профессии присущи особые профессиональные моральные нормы, правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов. Так, например, в обществе существует особые представления о профессиональной этике врача, педагога, сотрудника правоохранительных органов и других. Именно по этой причине в этике существует понятие «нравственность труда», подразумевающее как отношение к труду, так и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности.

Поскольку в данной статье речь идет, в частности, об этике в профессиональной деятельности, обратимся к материалам Википедии: «Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации» [1].

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного, и принципы ее базируются на общечеловеческих нормах морали, среди которых выделяют:

- ответственность, обусловленную спецификой деятельности;

- понятие долга и чести в профессии;

- профессиональная (корпоративная) солидарность.

Как правило, частные принципы обусловлены конкретными условиями, содержанием и спецификой той или иной профессиональной деятельности и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Стоит отметить, что отличительной особенностью бухгалтерской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому их ответственность не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интере-

сах, бухгалтеры обязаны соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики и морали.

Этические требования к бухгалтерской профессии обусловлены тем, что информация, предназначенная для общественного пользования, должна быть качественной. Поэтому чем больше у бухгалтерской и налоговой отчетности заинтересованных пользователей, тем важнее становятся этические принципы ее составителей.

Кодекс этики профессионального поведения разрабатывается в основном для специалистов, деятельность которых сопряжена с особой, повышенной ответственностью перед обществом - государственных служащих, врачей, учителей, профессиональных бухгалтеров, аудиторов и других. В международной практике профессия бухгалтера и аудитора является саморегулируемой. Но, несмотря на это, существуют определенные ограничения и правила поведения, закрепленные в кодексах этики, которые сертифицированные бухгалтеры и аудиторы обязаны соблюдать.

В России отсутствует обязательная сертификация главных бухгалтеров. Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплены требования лишь о наличии высшего образования и стажа работы и об отсутствии неснятой или непогашенной судимости главного бухгалтера за преступления экономического характера. Эти требования установлены для главных бухгалтеров общественно значимых хозяйствующих субъектов и применимы лишь к тем главным бухгалтерам, которые назначены после введения закона в действие (то есть после 1 января 2013 г.).

В отсутствие обязанности главного бухгалтера быть членом саморегулируемой организации не ясно, кто будет контролировать этот вопрос. Следует признать, что саморегулирование бухгалтерской профессии сейчас фактически отсутствует. А требования к аутсорсерам бухгалтерских услуг весьма расплывчаты: они сформулированы как требования к лицам, с которыми организация заключает договор о ведении учета.

Современный период развития экономики характеризуется усилением конкуренции и в этих условиях для процветания и развития бизнеса необходимо эффективно управлять активами, концентрируя ресурсы на профильной деятельности. Решению этой задачи, наряду с другими инструментами, способствует аутсорсинг [2]. Вместе с тем порядок контроля над тем, кто выполняет функции главного бухгалтера при заключении договора с организацией-аутсорсером, не установлен.

Однако существуют профессиональные объединения бухгалтеров, самое известное из которых

- Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), являющийся членом Международной федерации бухгалтеров (ШАС). Соответственно члены ИПБ обязаны следовать Кодексу этики ШАС. Международная федерация бухгалтеров сравнительно недавно - в конце прошлого столетия сформулировала и провозгласила этический кодекс профессионального поведения бухгалтеров, который в Российской Федерации официально признан в 2003 г. Этот Кодекс разрабатывался с учетом требований законодательства Российской Федерации и положений Кодекса этики аудиторов в России, принятых несколько ранее.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

- членов Института профессиональных бухгалтеров России был утвержден решением Президентского Совета ИПБА России (протокол № 09/07 от 26.09.2007 г. и обновлен (протокол № 10/16 от 24 ноября 2016 г.)) [3]. В кодексе представлены разделы, касающиеся основных принципов этики и концептуального подхода к их соблюдению (раздел 1); применения концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики профессиональными бухгалтерами, работающими в организациях (раздел 2), а также применения концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики публично практикующими профессиональными бухгалтерами (раздел 3).

Специфическое содержание выполняемых бухгалтерией функций и общественное предназначение учетной профессии предопределило необходимость специального кодекса этики поведения бухгалтеров, работающих в качестве учетных ра-

ботников на предприятиях, в учреждениях и других организациях. Данный Кодекс направлен на сбалансирование личных интересов и поведения каждого бухгалтера с той или иной степенью ответственности, которая присуща представителям данной профессии. Этический кодекс определяет моральные критерии, которыми должны руководствоваться и следовать бухгалтеры в процессе своей профессиональной деятельности. Выдвигаются особые требования к главному бухгалтеру в этой сфере, поскольку он возглавляет весь процесс эффективного функционирования учета на предприятии. Профессиональные бухгалтеры могут рассчитывать на доверие всех, кто имеет с ними дело, при условии, что будут не только выполнять свои обязанности на высоком качественном уровне, но и соблюдать этические нормы в своей деятельности и руководствоваться кодексом профессионального поведения.

Сейчас на практике мы можем увидеть, что наличие кодекса и прописанных в нем норм не связано напрямую с реализацией этих норм на практике. Исследование, проведенное среди практикующих бухгалтеров, показало неутешительные результаты: «слышали, но не знаем, знаем, но не применяем». В этой связи актуальным для научных исследований становится вопрос, связанный с поиском новых методов регулирования и, самое главное, практической реализации профессиональной этики бухгалтера [4]. Соблюдение определенных этических норм и принципов продиктовано целями и задачами бухгалтерской профессии и желанием профессионального сообщества поддержать высокий авторитет в обществе (рис. 1).

Рис. 1. Этические нормы профессиональной деятельности бухгалтера

Кратко дадим понятие каждой этической норме, представленной на рисунке 1. Применительно к бухгалтерам, как и для других любых порядочных людей, честность означает необходимость действовать, исходя из общих норм морали, понятий справедливости, правдивости, прямоты и искренности.

В частности, данную норму следует рассматривать не только как необходимость действовать открыто и честно, без обходных путей, но и отсутствие лжи и сознательной связи бухгалтера с неполной, неправдивой или вводящей в заблуждение информацией. Это может касаться, например, формирования показателей в учете и отчетности, содержащих неправдивую информацию, обещания составить годовую отчетность крупной организации за один день и др. Придерживаясь Кодекса этики, честный бухгалтер, формируя учетную информацию, не должен допускать неточностей, неясностей, пропусков и изъятий, необдуманных заявлений и тому подобное. В случае если бухгалтер неосознанно сформировал недостоверную информацию, то внесение в нее изменений снимает с него ответственность.

Объективность - это тот принцип, который в основном подвержен угрозам его нарушения, что, как правило, влечет за собой нарушение других принципов. Применительно к бухгалтерам, принцип объективности предполагает отсутствие пристрастий, предрассудков, предвзятости, конфликтов интересов и чрезмерной зависимости от чужого мнения.

Избегая возможности давления со стороны заинтересованных лиц и отношений, которые могут допустить предвзятость и необъективность, руководствуясь здравым смыслом, бухгалтеру важно обеспечить объективность ведения учета и формирования показателей в отчетности. Например, если руководитель не совсем понимает, зачем компании достоверная отчетность, необходимо объяснить, чем грозит «липовый баланс» и усиленная экономия на налогах лично руководителю, а также организации в целом. Ежедневная работа бухгалтера сводится не только к умению вести учет в организации и вовремя производить расчеты с сотрудниками и контрагентами. Это еще умение правильно выстроить отношения с руководством и сотрудниками организации, проще говоря, найти общий язык.

Стоит отметить, что непременным условием успешной деятельности любого сотрудника, ровно как и бухгалтера, является профессиональная компетентность. Обеспечить ее недостаточно только наличием общего, специального, высшего образо-

вания, аттестационных экзаменов и подтвержденных аттестатов, дипломов и сертификатов и даже опытом практической работы по выбранной специальности. Необходимо постоянно повышать свои профессиональные знания и навыки на таком уровне, который необходим для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Профессиональная компетентность и поддержание своего профессионализма на должном уровне позволяет бухгалтеру предоставлять качественные профессиональные услуги своему работодателю, с учетом последних практических, законодательных и технических достижений. Стоит также отметить, что главный бухгалтер несет ответственность не только за себя, но и за сотрудников, работающих под своим началом. Он обязан организовать надлежащий надзор за их деятельностью и удостовериться в их профессиональной компетентности.

Современному бухгалтеру одних знаний по бухгалтерии будет слишком мало. Для успеха в профессии ему нужно быть еще юристом, кадровиком, немного программистом и даже психологом. Это необходимо для того, чтобы понимать специфику работы, так как сферы деятельности у перечисленных специалистов будут пересекаться. Стоит отметить, что гораздо проще работать с тем же программистом, если хоть немного понимать то, что он предлагает. Это также позволит сэкономить расходы для компании, ввиду того, что бухгалтер четко знает, какие конкретно работы и услуги оплачиваются [5]. Универсальный бухгалтер-специалист всегда найдет способы оптимизации выполнения рутинных операций, а высвободившееся время потратит на решение тех задач, которые требуют нестандартного подхода. Такой бухгалтер не только не останется без работы, но и всегда сможет найти себе еще и дополнительную подработку.

Еще жив в памяти светлый образ счетовода в нарукавниках, заваленного учетными папками. Но сегодня все по-другому. Свести дебет с кредитом уже недостаточно. Чтобы работать бухгалтером, мало этому просто научиться, необходимо быть «правой рукой» руководителя. Найти для компании хорошего и компетентного бухгалтера не только дорогостоящая, но в настоящий момент просто непосильная задача [6].

Не секрет, что руководители хотят получать объективную и максимально полную информацию, и ее обязаны ему предоставить сотрудники. Если сведения, которые предоставит бухгалтер, будут непонятны руководителю, то не исключено, что он обвинит в некомпетентности именно его [7]. Если бухгалтер дорожит своей востребованностью на

рынке труда, то ему необходимо быть в тренде. Чтобы держать себя в профессиональном тонусе, достаточно следовать нескольким советам:

- специалисту - главному бухгалтеру или бухгалтеру высокой категории необходимо делегировать свои рутинные полномочия подчиненным, проще говоря, «не брать все на себя»;

- бухгалтеру необходимо следить за современными методиками ведения учета. Вместе с другими сотрудниками стоит уделять внимание совершенствованию и модернизации технологии бухгалтерского и налогового учета, покупке современного софта, его поддержке;

- профессионал никогда не перестает учиться: необходимо регулярно посещать курсы повышения квалификации. Кроме того, стоит читать открытые правовые базы и расти самим по себе, возможно, даже в нерабочее время.

Настоящий бухгалтер-профессионал своего дела не тратит время на бессмысленные разбирательства и выяснения отношений: спорить с руководством стоит в исключительных случаях. Во-первых, если предлагаемые действия могут нанести вред организации, во-вторых, если эти действия могут повлечь негативные последствия для бухгалтера лично [8]. Следуя этим рекомендациям, бухгалтер сможет сжать свое рабочее время в эффективный и плотный комок. Необходимо помнить, что каждый сотрудник продает своей организации 166 часов жизни в месяц, и продать их нужно эффективно.

Отличительным признаком любой профессии, в том числе и бухгалтерской всегда была добросовестность в работе. Можно представить себе, какие возникнут проблемы в организации, если бухгалтер окажется недобросовестным сотрудником. При этом он создаст много проблем не только для себя, но и для других, поскольку его невнимательность или небрежность приведет к ошибкам в учетной деятельности и неправильным выводам и решениям при использовании сформированной им учетной информации.

Принцип конфиденциальности, применительно к бухгалтерской деятельности, означает неразглашение полученной информации в процессе выполнения своей деятельности. Всем известно, что использование конфиденциальной информации в своих интересах или в интересах третьих лиц запрещено. Она может быть раскрыта только в случаях, когда на это имеется разрешение клиента или работодателя либо раскрытие обязательно по законодательству. Потоки информации пронизывают всю деятельность организации, они направляются вверх руководителям по иерархии управления,

вниз исполнителям, по горизонтали коллегам в других подразделениях. Кроме того, сотрудники общаются между собой не только в соответствии со своими должностями и положением в организации, но и по-дружески, в соответствии со своими симпатиями и интересами. Требование о сохранении конфиденциальной информации распространяется не только на сотрудников бухгалтерии, но и на всех работников организации. Отметим также, что требование о сохранении конфиденциальности распространяется на бухгалтера и по окончании сотрудничества с клиентом или работодателем. Сроков давности по соблюдению конфиденциальности как таковых пока не установлено. Вместе с тем, профессиональный опыт, приобретенный в процессе сотрудничества с клиентом и работодателем, использовать можно и нужно.

Профессиональное поведение предполагает, что любой сотрудник, в том числе и бухгалтер, не должен преувеличивать свои возможности, квалификацию и опыт, обязан действовать в соответствии с высокой репутацией своей профессии и воздерживаться от каких-либо действий, высказываний и поступков, которые могли бы нанести ей ущерб. Являясь членами профессиональных сообществ, бухгалтеры должны следовать корпоративным нормам и избегать действий, дискредитирующих профессию в целом, особенно когда они ищут возможности трудоустройства или привлекают клиентов.

Бытует мнение, что бухгалтер не очень общительный сотрудник в организации, который с неохотой отвечает на вопросы. Многие сотрудники организации обращаются в бухгалтерию по различным вопросам. При выяснении спорного вопроса следует игнорировать негативную интонацию в голосе собеседника и его негативное поведение. Знание норм делового этикета поможет справиться с любой стрессовой ситуацией. Нужно сконцентрировать внимание на предмете вопроса. Эмоциональный всплеск, по мнению психологов, длится максимум 29 секунд. После выдержанной паузы бухгалтеру следует объяснить сотруднику, чем он может ему помочь, а что не в его силах. Причем говорить надо на тон тише, чем собеседник. Положительное поведение бухгалтера не только успокоит сотрудника, но и позволит ему заслужить уважение всего коллектива. Кроме того, хорошие манеры помогут бухгалтеру правильно общаться с сотрудниками, контрагентами и высшим управленческим персоналом. Так, например, стоит думать и говорить, как психолог, строить свое общение с руководителем на «трех китах»: лаконичность, понятность, полезность. Это пред-

полагает выражать мысли по делу, кратко и ясно, без лишнего профессионального жаргона. Известно выражение «краткость - сестра таланта», принадлежащее А. П. Чехову.

В ситуации, когда бухгалтер оказывается в роли учителя своего руководителя, следует избрать спокойную стратегию поведения. Не стоит лишний раз указывать руководителю на то, что он ничего в бухгалтерии не понимает. Высказывать свои доводы лучше наедине, оперируя не сухими бухгалтерскими фразами, а доступным языком. Бухгалтер должен показать, что ценит и уважает точку зрения руководителя, но при этом объяснить, почему так делать нельзя. Лучше приводить конкретные примеры и ситуации. Если же бухгалтер будете активно демонстрировать профессиональную несостоятельность руководителя, то перед ним реально встанет вопрос об увольнении.

Зачастую руководители контролируют каждый шаг главного бухгалтера, притесняют их, не могут выслушать, уклоняются от споров и острых вопросов, приписывают себе чужие заслуги и перекладывают вину на бухгалтерию за многие неудачи в бизнесе. Такое поведение кому угодно испортит настроение. Одна из основных задач бухгалтера -наладить отношения с руководителем. Стратегии налаживания отношений доступны каждому. Большей частью они кажутся общеизвестными, основанными на здравом смысле. Но люди нередко забывают, что способны сами разрешить конфликт, поэтому будет не лишним рассмотреть все варианты. Плохие руководители, как правило, со своими слабостями, но им приходится руководить другими, и это делает их уязвимыми. Поэтому надо обратить внимание не только на их поведение, но и на причины их поступков.

Проблема отчасти кроется в самом бухгалтере, который пытается поладить с руководителем. Своим поведением можно помешать руководителю оценить себя по заслугам. Возможно, признав собственные ошибки, осознав, в чем именно они, и, скорректировав свои действия, можно суметь спасти профессиональные отношения с руководством. Советуем начать с простого самоанализа и постараться по возможности беспристрастно обдумать критические замечания руководителя и то, как их исправить.

Следует также обдумать, какие особенности характера, поведения и результаты работы могли бы вызывать раздражение руководителя, и что может приводить к конфликту. Зачастую руководители служат для них «объектами переноса», воплощая в себе личности бывших руководителей, с которыми не смогли найти общий язык. Перенос та-

кого рода заметно сказывается на поведении. Обычно, когда выявляется подобный перенос, бухгалтер может принять меры и исправить ситуацию, оглянуться назад, забыть старые обиды и более терпимо отнестись к замечаниям руководителя.

Полагают, что спор - дело благое, в споре рождается истина и тому подобное, но является ли спор с руководителем вещью обязательной и абсолютно необходимой для бухгалтера? Мы полагаем, что современный бухгалтер просто обязан спорить со своим руководителем в двух случаях:

- когда руководитель совершает или собирается совершить что-либо, что принесет вред организации;

- когда руководитель совершает или собирается совершить что-либо, что принесет вред лично бухгалтеру.

При ведении спора необходимо придерживаться теории «трех китов», которая строится на лаконичности, понятности и полезности. Пустословие при ведении аргументированного диспута недопустимо, необходимо использовать ясную и разумную аргументацию, которая будет понятна всем участникам спора. И, наконец, бухгалтер должен нести позитивную роль, то есть объяснить, чем то, что предполагает его позиция по обсуждаемому вопросу, будет более полезна для организации в целом и для руководителя в частности.

Одной из отличительных особенностей профессии бухгалтера является необходимость регламентации и использования единых стандартов в бухгалтерском учете. Ведение бухгалтерского учета в организации не может быть в свободном плавании, поскольку оно регламентируется действующими нормативно-законодательными и правовыми положениями и актами, техническими и профессиональными стандартами. Профессия бухгалтера интересна еще и тем, что приходиться разбираться не только с бухгалтерским учетом и налогообложением, но и со смежными вопросами. Хороший бухгалтер сегодня должен понимать и кадровое законодательство, и в компьютере разбираться, и даже знать основы психологии. Надо постоянно работать над собой и научиться получать удовольствие от процесса обучения.

Для того, чтобы стать грамотным специалистом, к сожалению, знания одного Налогового кодекса недостаточно. Нужно прибавить базовые знания Гражданского, Трудового, Уголовного, Ар-битражно-процессуального кодексов, а также Кодекса об Административных правонарушениях. Не следует забывать, что эта профессия связана и с материальной ответственностью. За серьезные нарушения в работе, как неосознанные и случайные,

так и преднамеренные, за использование своего служебного положения в корыстных целях, бухгалтер может быть привлечен не только к дисциплинарной и административной, но и к уголовной ответственности [9].

Для того чтобы не утонуть в этом бесконечном потоке информации, на помощь приходят справоч-но-правовые системы и специализированные издания для бухгалтеров. Быть «в тренде» также помогут издания для юристов. Здесь нужно понимать, что нет никакой необходимости учить наизусть все действующие нормы законодательства. Они слишком быстро устаревают. Для бухгалтера ценно умение быстро найти те нормы, которые актуальны по текущему вопросу на данный момент [10].

В заключении стоит отметить, что бухгалтер с точки зрения бизнеса - наемный работник, поэтому его поведение и интересы должны диктоваться целями и интересами бизнеса. В настоящее время роль бухгалтерского учета в хозяйствующем субъекте трудно переоценить. Грамотно поставленный учет - залог успешной деятельности любого предприятия. Не вызывает сомнения и важность, престижность профессии бухгалтера. Находясь в курсе всей финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтер должен не только грамотно вести учет, но и уметь минимизировать налоги, учитывая положения законодательства, особенности организационно-правовой формы и видов деятельности организации.

При этом основной задачей профессии бухгалтера является обеспечение права каждого члена общества на свободное получение информации. Но эти интересы не всегда совпадают. Решением может стать использование кодекса этики для профессиональных бухгалтеров. Отражение в кодексе именно этих принципов связано с тем, что во многих странах бухгалтерский учет на малых и средних предприятиях передается на аутсорсинг и собственно профессиональные бухгалтеры - скорее сообщество фирм по оказанию услуг широкому спектру клиентов, а не наемные работники. Соответственно большинство принципов направлено на обеспечение независимости профессионального бухгалтера от клиента.

На наш взгляд, бухгалтеру надо строить свое общение с руководителем на принципах полезности и понятности. Профессия бухгалтера всегда была нужной и важной, а за последние годы она стала еще и престижной. Не секрет, что зачастую главный бухгалтер является «правой рукой» своего руководителя. Бухгалтер находится в курсе всех дел предприятия, так как он должен отразить в учете финансово-хозяйственные операции и, пра-

вильно воспользовавшись льготами, минимизировать налоги. От его работы зависит, сколько будет перечислено в бюджет и не придется ли предприятию уплачивать штрафы.

Часто бухгалтера сравнивают с гимнастом, идущим по канату и балансирующим между налоговыми органами, руководством, внутренними интриганами, недовольными контрагентами. Многие руководители с уважением относятся к бухгалтерам и доверяют им. Но не следует забывать, что эта профессия связана и с большой ответственностью. Каждый бухгалтер может не бояться ответственности и суровых взысканий. Для этого ему надо всего лишь соблюдать профессиональную этику, установленные законодательством правила, а также предельно точно и своевременно исполнять свои служебные обязанности.

Литература

1. URL: https://ru.wikipedia.org

2. Коровина Л. Н. Аутсорсинг бухгалтерских услуг - реальность? // Саяпинские чтения сборник материалов круглого стола. 2017. С. 146-153.

3. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России (утвержден решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (протокол № 10/16 от 24 ноября 2016 г.)). URL: https://www.ipbr.org/about-/documents

4. Лесина Т. В., Волкова Ю. С. Профессиональная этика бухгалтера: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 4406-4410. URL: http://e-koncept.ru/2015/

5. Жизненные советы для бухгалтеров и не только. URL: https://school.kontur.ru/publications/292

6. Мялкина А. Ф., Евстратова Д. А. Аутсорсинг бухгалтерских услуг: проблемы и перспективы развития // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России: сборник. 2017. С. 111-121.

7. Суховская М. Г. Конфликт в бухгалтерии: вырабатываем тактику поведения. URL: http://glavk-niga.ru/elver/2012/20/863-konflikt_bukhgalterii

8. Шкурякова Н. Н. Психотерапия для бухгалтера или Десять важных правил: URL: http://glavkni-ga.ru/elver/2013/12/1081 -psikhoterapija

9. Мялкина А.Ф., Чадаева Т.А. К вопросу об ответственности главного бухгалтера // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения организаций Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения организаций // мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 199-210.

10. Гринь О. И. Директор + бухгалтер: общение без границ. URL: http://www.buhgalteria.ru/article/2928

References

1. URL: https://ru.wikipedia.org/

2. Korovina L. N. Autsorsing bukhgalterskikh uslug -real'nost'? [Is outsourcing of accounting services reality?] // Sayapinskiye chteniya sbornik materialov kruglogo stola. 2017. S. 146-153.

3. Kodeks etiki professional'nykh bukhgalterov -chlenov NP «IPB Rossii (utverzhden resheniyem Prezidentskogo soveta NP «Institut professional'nykh bukhgalterov i auditorov Rossii» (protokol № 10/16 ot 24 noyabrya 2016 g.)) [The code of ethics of professional accountants - members of NP IPA Russia (approved by decision of President Assembly of NP «Institute of Professional Accountants and Auditors of Russia» (the protocol № 10/16 on November 24, 2016)]. URL: https://www.ipbr.-org/about/documents

4. Lesina T. V., Volkova Yu. S. Professional'naya etika bukhgaltera: ot teorii k praktike [Professional ethics of the accountant: from the theory to practice] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2015. T. 13. S.4406-4410. URL: http://e-koncept.ru/2015/

5. Zhiznennye sovety dlya bukhgalterov i ne tol'ko... [Vital councils for accountants and not only.] URL: https://school.kontur.ru/publications/292

6. Myalkina A. F., Evstratova D. A. Autsorsing bukhgalterskikh uslug: problemy i perspektivy razvitiya

[Outsourcing of accounting services: problems and prospects of development] / V sbornike: Uchenye zapiski Tambovskogo regional'nogo otdeleniya Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2017. S. 111-121.

7. Sukhovskaya M. G. Konflikt v bukhgalterii: vyrabatyvaem taktiku povedeniya [Conflict in accounts department: we develop behavior tactics]. URL: http://glavk-niga.ru/elver/2012/20/863-konflikt_bukhgalterii

8. Shkuryakova N. N. Psikhoterapiya dlya bukhgaltera, ili Desyat' vazhnykh pravil [Psychotherapy for the accountant, or Ten important rules]. URL: http://glav-kniga.ru/elver/2013/12/1081-psikhoterapija

9. Myalkina A.F., Chadaeva T.A. K voprosu ob otvetstvennosti glavnogo bukhgaltera [To the issue about responsibility of the chief accountant] / V sbornike: Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya organizatsij Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya organizatsij / mat-ly IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2015. S. 199-210.

10. Grin' O. I. Direktor + bukhgalter: obshcheniye bez granits [Director + accountant: communication without borders]. URL: http://www.buhgalteria.ru/article/2928

* * *

TO THE ISSUE ABOUT ETHICS IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE ACCOUNTANT

MYALKINA ANNA FRANKOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: anna211164@mail.ru

FEDOROVA KRISTINA VYACHESLAVOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kristina060198@yandex.ru

MEDVEDEVA OLGA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: olya.me2012@yandex.ru

Main objective of this article is justification of ethical standards in professional activity of the accountant. Increase of market processes in society, aggravated questions of moral ethical aspect of activity of experts including accountants. From the point of view of business the accountant is the hired worker therefore his behavior and interests have to be dictated by the purposes and the interests of business. Judgment of many authors investigating problems of professional ethics bases on that one of factors of trust of users to the financial statements formed by the accountant is respect for standards of professional ethics. At the same time the main objective of a profession of the accountant is ensuring the right of each member of society for free obtaining information. But these interests not always coincide. Use of ethical standards in professional activity of accountants can become the decision. In article authors considered the main ethical standards, in relation to professional activity of the accountant and noted that professional activity of the accountant has to be under construction on such ethical standards as honesty, decency, conscientiousness, competence, confidentiality, need of a regulation and use of uniform standards and others. Professional rules changed and extended according to the changing circumstances of the external environment, with development of the market relations in our country. They were established and formed as a matter of experience concrete situations, standards of behavior when there were conflicts of interests and the prestige of a profession of the accountant was threatened. Authors gave the directions allowing to realize norms of accounting ethics in practice and to estimate professional activity of the accountant. Justification of ethical standards in professional activity of the accountant allows to transfer them from theoretical option to practical orientation. Respect

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

for ethical standards and rules in professional activity plays an important role and their regulation contributes to strengthening and the development of a profession of the accountant.

Key words: accountant, ethics, professional ethics, behavior of the accountant, accountant's profession, ethical standards

Об авторе:

Мялкина Анна Франковна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Федорова Кристина Вячеславовна, студентка Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Медведева Ольга Александровна, студентка Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Myalkina Anna Frankovna, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting and Tax Control Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

Fedorova Kristina Vyacheslavovna, Student of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Medvedeva Olga Aleksandrovna, Student of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.