Научная статья на тему 'Генезис профессиональной этики: от общественной регламентации к профессиональной саморефлексии и саморегуляции'

Генезис профессиональной этики: от общественной регламентации к профессиональной саморефлексии и саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1970
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ETHICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL AWARENESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / CODE OF ETHICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Итунина Нина Борисовна, Новикова Жанна Александровна

Статья посвящена философско-исторической реконструкции профессиональной этики на различных этапах общественного развития. Предпринимается попытка выявить логику генезиса профессиональной этики и тенденции ее дальнейшего развития, что актуально в связи с необходимостью решать проблему гуманизации труда как цивилизационной сверхзадачи, имеющей не только прагматическую, но, прежде всего, этико-философскую компоненту. В статье выявлено, что развитие профессиональной этики шло в направлении от общественной регламентации правил профессионального поведения к профессиональному самоопределению представителей профессии, осознанию ими общественной значимости своей деятельности и выработке этических принципов и норм профессионального поведения. Это позволяет обеспечивать должное качество работы, ожидаемое от профессионалов обществом, что декларируется в профессионально-этических кодексах. Широкое распространение последних рассматривается в статье как свидетельство роста профессионального сознания и поиска новых путей утверждения места и значения профессии в обществе. Доказывая свою способность удовлетворять потребности общества, благодаря которым возникла профессия, профессиональное сообщество всегда реагировало на изменяющиеся запросы социума. А потому как в прошлом, так и сегодня в развитии профессиональной этики появляются новые тенденции. В настоящее время это находит выражение в переходе на уровень саморегуляции профессиональной деятельности. Саморегуляция является итогом осознания социальной ответственности профессии и проявляется в качестве адаптивной (как реакция на уже случившееся) или неадаптивной (предупреждение, превенция событий). Ныне, когда профессиональная этика должна стать гарантом гуманизации общественных отношений и обеспечивать возрастающую ответственность профессионалов перед вызовами информационного общества, новым вектором в развитии профессиональной этики, по мнению авторов статьи, должен стать переход на более высокий уровень неадаптивной профессиональной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Итунина Нина Борисовна, Новикова Жанна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис профессиональной этики: от общественной регламентации к профессиональной саморефлексии и саморегуляции»

Н. Б. Итунина

Смоленский Государственный Университет

Ж. А. Новикова

Смоленская Государственная Сельскохозяйственная Академия

ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ: ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ И

САМОРЕГУЛЯЦИИ

Статья посвящена философско-исторической реконструкции профессиональной этики на различных этапах общественного развития. Предпринимается попытка выявить логику генезиса профессиональной этики и тенденции ее дальнейшего развития, что актуально в связи с необходимостью решать проблему гуманизации труда как цивилизационной сверхзадачи, имеющей не только прагматическую, но, прежде всего, этико-философскую компоненту. В статье выявлено, что развитие профессиональной этики шло в направлении от общественной регламентации правил профессионального поведения - к профессиональному самоопределению представителей профессии, осознанию ими общественной значимости своей деятельности и выработке этических принципов и норм профессионального поведения. Это позволяет обеспечивать должное качество работы, ожидаемое от профессионалов обществом, что декларируется в профессионально-этических кодексах. Широкое распространение последних рассматривается в статье как свидетельство роста профессионального сознания и поиска новых путей утверждения места и значения профессии в обществе. Доказывая свою способность удовлетворять потребности общества, благодаря которым возникла профессия, профессиональное сообщество всегда реагировало на изменяющиеся запросы социума. А потому как в прошлом, так и сегодня в развитии профессиональной этики появляются новые тенденции. В настоящее время это находит выражение в переходе на уровень саморегуляции профессиональной деятельности. Саморегуляция является итогом осознания социальной ответственности профессии и проявляется в качестве адаптивной (как реакция на уже случившееся) или неадаптивной (предупреждение, превенция событий). Ныне, когда профессиональная этика должна стать гарантом гуманизации общественных отношений и обеспечивать возрастающую ответственность профессионалов перед вызовами информационного общества, новым вектором в развитии профессиональной этики, по мнению авторов статьи, должен стать переход на более высокий уровень неадаптивной профессиональной саморегуляции.

Ключевые слова: этика, профессиональная этика; профессиональное сознание; профессионально-этический кодекс, профессиональная саморегуляция.

N. B. Itununa

Smolensk State University (Smolensk, Russia) Zh. A. Novikova

Smolensk State Agricultural Academy (Smolensk, Russia)

GЕNESIS OF PROFESSIONAL ETHICS EVOLVING FROM PUBLIC REGULATION TO PROFESSIONAL SELF-CONTROL

The article is devoted to evolvement of professional ethics in the historical and philosophical background at different periods of social development. An effort is made to reveal the logics of professional ethics genesis and trends for its further development, which seems to be relevant today due to the need to solve the labour humanization problem treated as a super-task set for the civilization, and which has not only a pragmatic, but first of all ethical and philosophical content. The article reveals how professional ethics has progressed from public regulation of code of professional conduct to the professional identity of people, raising their professional awareness, understanding public significance of their activity and formulating ethical principles and professional standards. This allows for the adequate performance expected by the society from a competent specialist and declared in codes of ethics. The article considers wide-spreading of such codes as a proof for raising professional awareness and searching the new ways to approve the role and importance of the profession in the society. The professional community has always responded to the changing demands of the environment by showing its capability to meet the needs of the society, which contributed to the profession creation. That's why there appeared new trends in developing professional ethics in the past and in the present. Nowadays this is reflected in self-control of professional activity. Self-control is the result of social responsibility awareness implied in professional work and can be adaptive (as a response to the events that have already happened) or nonadaptive (as a warning, to prevent those events). Now that professional ethics must guarantee public relations humanization and ensure the increase of professional responsibility to the challenges of the information-oriented society, a new line in developing professional ethics should, in the author's opinion, bring nonadaptive professional self-control to a higher level.

Keywords: ethics, professional ethics; professional awareness; code of ethics, professional self-control.

Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал этику «практической философией». Тем самым он подчеркнул, что главная задача этического знания состоит не только в познании добродетели и обсуждении морально-нравственных проблем, но и в научении тому, как стать добродетельным, в нахождении практических способов решения обсуждаемых проблем [1]. Впоследствии правильность аристотелевской мысли будет неоднократно подтверждаться теми философами, которые не только предлагали варианты решения этических дилемм и вопросов, но и следовали задекларированным в своих учениях нормам и принципам, не отступая даже перед лицом смерти. Отголоски выводов древнегреческого мудреца можно услышать в современных этических дискуссиях, в частности, в дискуссиях по поводу прикладной этики.

Большинство современных западных и отечественных специалистов в области этики, имея различные взгляды на сущность и специфику прикладной этики, ее место и статус в системе этического знания, единодушно признают практическую направленность этого вида этического знания. Так, в западной науке преобладает взгляд на прикладную этику как органическую часть, «метод и средство усиления» этико-философского знания, возникшего в античные времена в связи с необходимостью решать практические вопросы, связанные с положением, поведением и взаимоотношениями людей в обществе. Ее выделение из классической этики в самостоятельную и равноправную область знания в XX-XXI вв. они объясняют расширением и усложнением проблем

общественной жизни и необходимостью находить пути и способы их практического решения [2].

Практическую направленность этического знания признают и представители двух ведущих современных отечественных этических школ. Так, А. А. Гусейнов определяет прикладную этику как «область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер» [3, с. 388]. Ее смысл -перевести моральные ценности «из идеальной формы бытия в практическую», сохранив их изначальное значение и содержание как для отдельного человека, так и для всего общества [4, с. 80].

В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов понимают прикладную этику как «проектно-ориентированную этику». Выделяя в ее структуре моральную практику и этическое знание, они считают, что прикладная этика преобразует фундаментальное знание для нужд практики и создает новое проектно-ориентированное, фронестическое знание, т.е. знание-умение, где с помощью знания осуществляется творческий поиск решения конкретных моральных проблем, возникающих в сегментированных сферах общества [5, с. 39-45].

Профессиональную этику, являющуюся одним из разделов прикладной этики, можно определить как «практическую философию профессий», направленную на изучение профессиональной морали в целом и конкретных ее проявлений в определенных профессиональных группах.

В настоящее время в связи с необходимостью решать проблему гуманизации труда как цивилизационной сверхзадачи, имеющей не только прагматическую, но, прежде всего, этико-философскую компоненту (включающую вопросы о путях формирования профессиональной культуры, понятия о профессиональной чести, долге и ответственности), представляется важным и необходимым выявить логику генезиса профессиональной этики и тенденции ее дальнейшего развития.

Первые недифференцированные профессионально-этические представления развивались в рамках трудовой этики, где ценность имел «конкретный труд, связанный с профессиональным мастерством» [6, с. 177]. Их основная мысль заключалась в том, что любой труд должен быть направлен на удовлетворение потребностей общества и человека. Качество работы обеспечивалось разработанной государством (обществом) системой наказаний за недолжное исполнение обязанностей, начиная от выплаты материальной компенсации вплоть до лишения права заниматься трудовой деятельностью и смертной казни, в зависимости от степени нанесенного ущерба [7; 8].

В то же время особая «человекоориентированность» ряда профессий предопределяет появление представлений о том, что ряд занятий требует от человека не просто добросовестного исполнения обязанностей, но и личностной, интеллектуальной пригодности к выполняемой деятельности. В первую очередь, это относилось к управленческому труду, а также к труду врачей и педагогов.

Постепенно в общественном сознании складывается представление, что все профессии можно разделить на две группы: напрямую контактирующие с

населением и контактирующие с населением опосредованно, через продукт своего труда. В профессиях первой группы степень ответственности ее представителя выше, а потому к его деятельности должны предъявляться более высокие требования. Особое внимание со стороны общества формирует у представителей профессий типа «человек-человек» повышенное чувство ответственности и будит их профессиональное сознание, что становится основой для появления первых примеров профессиональной саморефлексии [9; 10].

Эта традиция получила дальнейшее развитие в античности, одним из важнейших событий которой стало появление «Клятвы» Гиппократа, которую нередко называют первым в истории человечества профессионально-этическим кодексом.

Пришедшее на смену средневековье внесло свои коррективы в общественную жизнь и сознание. Возрастание внимания к внутреннему миру человека и требование духовно-нравственного самосовершенствования влечет за собой развитие способности к саморефлексии, в том числе и профессиональной. Особенно ярко это прослеживается на примере развития врачебной этики.

Известнейшие арабские врачи Авиценна и Абуль-Фарадж (в крещении Григорий Иоанн Бар-Эбрей) подчеркивали, что согласованное взаимодействие врача, знающего особенности психики своего пациента, и пациента, доверяющего своему врачу, является залогом успешности борьбы с болезнью [11; 12]. Комментируя мысли средневековых целителей, следует отметить, что с учетом социокультурных исторических реалий требование «понимающего» отношения к пациенту и взаимодействия с ним является требованием именно профессиональной этики, обеспечивающим эффективное и качественное оказание медицинской помощи.

Главным событием развития профессиональной этики в эпоху средневековья стало появление цеховых уставов и регламентом, как будущих прообразов профессионально-этических кодексов. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что вопреки широко бытующему мнению, главной задачей цеха была не социальная защита ремесленников, а упорядочивание конкуренции. Поэтому в профессиональном сознании людей, связанных с населением не напрямую, а через результат своего труда, общеэтическая компонента значительно ослаблена и усилена прагматическая, предписывающая компонента. Однако, для человека традиционного религиозного общества чувство сопричастности к определенной профессиональной группе и осознанное принятие ее норм и правил служили гарантом ответственности за результаты своего труда и добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей.

Движение Реформации - важный этап в развитии трудового (профессионального) самосознания. Как известно, М. Вебер отмечал, что религия протестантизма воспитывала «трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни» и формировала специфически буржуазный профессиональный

этос. Однако, рост богатства приводил к уменьшению религиозного рвения и создавал благодатную почву «для гордыни, страстей и привязанности к мирским радостям жизни». Постепенно идеи реформаторов, изначально имевшие аскетическое воспитательное значение, растворяясь в трезвой профессиональной добродетели, уступали место утилитарности и прагматизму [13].

Согласно философской мысли XVШ в., направление эгоизма и жадности в экономическое русло могло бы принести обществу благо. А. Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». Гарантом качественного исполнения профессиональных обязанностей он видел конкуренцию, материальное вознаграждение, возможность отличиться в своей профессии и получение общественного признания [14].

Прагматико-утилитаристическая разработка вопросов

профессиональной этики в рамках философских и социологических теорий продолжается и в XIX в., но, благодаря работам Э. Дюркгейма, происходит возвращение к осмыслению профессиональной деятельности с морально-нравственных, этических позиций.

Французский ученый утверждал, что человеческое общество по мере эволюции становится все более диссоциированным. Ослабление социальных уз приводит к сужению сферы морального чувства. Снижению нравственности, по его мнению, может противостоять не государство или политическое общество, а включение человека в профессиональные группы. В новом обществе органической солидарности именно они станут источником моральных ценностей и группового права. Причем, их целью будет не только защита интересов индивидов в определенных сферах деятельности, но и решение нормативно-социальных проблем; выработка не просто норм согласования деятельностей, но и механизма утверждения и защиты этих норм, превращения их в авторитетный источник влияния на поведение и образ мышления людей [15].

С середины XIX века параллельно теоретическому осмыслению вопросов профессиональной этики осуществляется осмысление и обобщение эмпирического опыта своей профессиональной группы отдельными профессионалами. В истории профессиональной этики навсегда останутся имена основательницы современного сестринского дела Флоренс Найтингейл, французского юриста, адвоката, члена аппеляционного суда Ф. Э Молло, русского офицера, участника русско-турецкой, русско-японской и I мировой войн В. М. Кульчицкого, владельца и редактора газеты «Чаттаннуга Таймс», а впоследствии «Нью-Йорк Таймс» А. С. Окса, начинания которых были подхвачены представителями различных профессиональных сообществ. В результате этой рефлексии на основе отбора специфических для того иного вида профессиональной деятельности моральных обязанностей и способов решения типичных нравственных коллизий, позволяющих специалисту

качественно исполнять профессиональную роль, в конце XIX-начале XX вв. появляются первые кодексы профессиональной этики в их современном виде. Так, в 1908 г. Союз американских адвокатов принимает «Правила профессиональной этики». В этом же году Русское техническое общество опубликовывает «Кодекс профессиональной этики электротехника». В 1918 г. Национальный синдикат французских журналистов издает «Хартию поведения», а в 1923 г. Американское общество редакторов газет - «Каноны журналистики». В 1926 г. благодаря деятельности американского журналиста Дж. Брауна появляется первый международный профессионально-этический кодекс журналистов, одобренный Межамериканской ассоциацией прессы.

С середины XX века в развитии профессиональной этики определяются три новых направления: превращение профессионально-этических кодексов в неотъемлемый атрибут жизни профессионального сообщества, создание этических комитетов и комиссий, введение профессиональной этики в качестве учебной дисциплины в систему подготовки студентов в вузах.

Говоря о первом направлении, необходимо отметить, что:

1. новые профессионально-этические кодексы разрабатываются и принимаются представителями ранее не существовавших профессий или возникших в результате дифференциации и интеграции уже существующих видов профессиональной деятельности. В частности, о необходимости создания своего кодекса говорят представители такой еще не институционализированной в нашей стране, но фактически существующей профессии, как предприниматель. Также сегодня широко обсуждается вопрос о создании профессионально-этических кодексов представителей НКО. Особенно озабочены проблемой создания единого кодекса представители некоммерческого сектора российских правозащитных организаций [НКО] [16];

2. ранее принятые кодексы профессиональной этики перерабатываются в соответствии с требованиями практики и изменившимися условиями жизни. Так, «Кодекс профессиональной этики адвоката», принятый I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, за годы своего существования редактировался уже пять раз (последняя редакция от 20.04.2017 г.) в связи с учетом изменений в законодательстве РФ и реализацией «решений предыдущих Съездов и Совета ПА РФ» [17]. Аналогично этому примеру «развитие сестринской практики, медицинской науки и технологий, изменение общественных ценностей и взглядов на роль и место пациента в процессе оказания медицинской помощи» [18, с. 2] предопределило принятие в сентябре 2010 г. новой редакции существовавшего с 1997 г. «Этического кодекса медицинской сестры России»;

3. с целью конкретизации этики той или иной профессиональной группы на федеральном, региональном, отраслевом или корпоративной уровнях на основе ранее принятых профессионально-этических кодексов разрабатываются новые документы [19].

Современные профессионально-этические кодексы в силу отсутствия их единого образца различны. Так, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, одобренный Конгрессом журналистов России (23.06.1994 г.),

состоит всего из десяти пунктов. В восьми из них определяются профессиональные обязанности журналиста и принципы журналистской деятельности, подчеркивается его ответственность как перед Человеком вообще, так и перед объектами его профессионального внимания и коллегами в частности. Последние два пункта посвящены правам журналиста. Причем, одно из этих прав заключается в обязанности отказываться от заданий, выполнение которых влечет за собой нарушение хотя бы одного из указанных в кодексе принципов [20].

Кодекс этики ученых и инженеров, принятый III съездом Российского Союза НИО 19.02.2002 г., как и Кодекс профессиональной этики российского журналиста, также имеет декларативный характер, хотя и более развернут по сравнению с ним [21].

В структурном и даже содержательном плане очень отличается от указанных выше профессионально-этических кодексов Этический кодекс психолога, принятый V съездом Российского психологического общества (14.02.2012 г.). В семи пунктах преамбулы этого кодекса перечисляются нормативно-правовые документы, на которых он основывается, и указывается, что «консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества». Даются определения основных терминов, встречающихся в кодексе, подчеркивается ответственность Психолога «перед клиентами, обществом и психологической наукой», определяются сферы действия кодекса, включая формы работы Психолога, осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет. Формулируется цель Этического кодекса - регуляция деятельности психологов, как внутри сообщества, так и обществом в целом. Отмечается, что данный кодекс является основой для «применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности».

Первый раздел кодекса называется «Этические принципы психолога». В нем не только перечисляются эти принципы, но каждый из них конкретизируется теми нормами и правилами, которые психолог обязан соблюдать в своей профессиональной деятельности.

Во втором разделе, имеющем название «Нарушение Этического кодекса психолога», указывается, какие действия являются нарушением данного кодекса, и отмечается, что эти действия могут стать предметом письменной жалобы, подающейся в Этический комитет Российского психологического общества. В случае подтверждения факта нарушения кодекса к психологу применяются санкции, перечень которых указывается в данном разделе, включая привлечение к судебной ответственности [22].

Как видно, профессиональная группа, сообщество в своем профессионально-этическом кодексе декларирует этические принципы и нормы профессионального поведения, соблюдение которых позволяет специалисту качественно исполнять свой профессиональный долг и удовлетворять потребности и запросы общества, благодаря которым и возникла профессия. Представляя себя посредством зафиксиронанного нормативного документа, она

выражает свою готовность и далее служить интересам общества, неся ответственность в случае некачественного исполнения своих профессиональных обязанностей. А потому крупномасштабное распространение профессионально-этических кодексов следует рассматривать как свидетельство роста профессионального сознания и поиска новых путей утверждения места и значения профессии в обществе.

Говоря о втором направлении, то есть о создании этических комитетов и комиссий, отметим, что начале 50-х гг. XX века наблюдаются первые бессистемные попытки создания этических комитетов в сфере медицинской деятельности. Некоторые из этих комитетов рассматривали вопросы, возникающие в непосредственной практике врачебной деятельности, другие занимались проблемными вопросами экспериментальной медицины. В 70-х гг. XX века создаются первые стабильные регулятивные структуры: Ш^ЕЯМ (Франция 1974 г.), Совет по медицинским исследованиям (Дания 1978 г., Канада 1978 г.). В 90-х гг. XX века этические комитеты появляются в России, и первым из них стал Российский Национальный комитет по биоэтике, созданный под эгидой Российской Академии наук в 1992 г.

Впоследствии по пути, проложенному медиками, пошли и другие профессиональные сообщества, создавая с целью контроля за соблюдением кодексов и разрешением возникающих при этом конфликтных ситуаций с междисциплинарных и профессиональных позиций свои этические комитеты и комиссии.

Начало введению профессиональной этики в качестве учебной дисциплины в систему подготовки студентов в последней четверти XX века положили некоторые вузы страны, осуществляющие подготовку специалистов в сфере профессий «человек-человек». Этот шаг был направлен на создание условий для формирования профессионального сознания, системы ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы будущего специалиста, развития его способности к профессиональной рефлексии и саморефлексии. Однако курс, построенный аналогично традиционным учебникам и программам по этике, был теоретически перегружен в ущерб нормативно-этическим и этико-прикладным аспектам конкретной профессиональной деятельности и не вполне отвечал возросшим запросам профессионального образования [23]. С целью вооружения будущих специалистов комплексом необходимых знаний, умений и навыков (в терминах сегодняшнего дня формирования соответствующей компетенции) для решения практических проблем, возникающих в профессиональной деятельности, были разработаны не только новые программы и учебники, но и новые способы обучения, соответствующие запросам современной практики.

Сегодня идут дискуссии о включении профессиональной этики в программы подготовки студентов технических вузов (особо острый характер они приобретают, когда рассматриваются вопросы профессиональной этики инженера). И дискуссионным здесь является не сам вопрос о необходимости включения, а о том, как лучше, организованнее и продуктивнее реализовать данное намерение. При этом инициатива формирования профессионально-

этического сознания будущих специалистов по-прежнему идет не со стороны общества, а со стороны самих профессионалов, часть из которых работает в системе вузовского образования, а потому и само нововведение, и меры по его реализации можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это подтверждает готовность работников высшей школы выполнять свой профессиональный долг, реализовывая ценности и принципы вузовской корпорации, зафиксированные в кодексе профессиональной этики работника высшей школы России, в практике педагогической деятельности [24]. С другой стороны, это свидетельствует о продолжающемся росте профессионального сознания как феномене общественной жизни, и появлении новых способов профессиональной саморефлексии в целом.

Характеризуя в целом второе и третье направления развития профессиональной этики, отметим, что их появление стало ответом на все более распространяющуюся ориентацию на карьерный и материальный успех, на все возрастающую опасность злоупотребления властью, которую дают специалисту профессиональные знания и возрастающее безразличие к отдаленным последствиям своей деятельности. Другими словами, эти направления явили собой пример соотнесения ценностей профессии с развивающимися потребностями и ценностями общества, пример профессиональной самокритики и поиска путей преодоления выявленных недостатков, что свидетельствует о возникновении внутренней потребности в создании системы профессиональной саморегуляции и ответственности.

Поскольку профессиональная этика существует не сама по себе, а в контексте общественной жизни, в ее развитии и сегодня возникают новые тенденции. Например, создание межнациональных и междисциплинарных ассоциаций и организаций, в сферу деятельности которых входит организация конференций и дискуссий по насущным проблемам профессиональной этики, включая вопросы природоохранной деятельности, отношения к живому (вообще, а не только к человеку) и др., и освещение полученных выводов и решений в газетах, журналах, учебных пособиях и нормативных документах. Большую работу в этом направлении в нашей стране ведут АНО Центр прикладной и профессиональной этики (Р. Г. Апресян, Москва), АНО Центр прикладной этики: XXI век (В. И. Бакштановский, Тюмень), Мордовская республиканская общественная организация «Центр образовательных технологий, прикладной и профессиональной этики». Также следует отметить и такую важную особенность сегодняшнего дня, как возрастание общественного внимания к вопросам и проблемам профессиональной этики. Оно проявляется в том, что принятие этических стандартов профессиональной деятельности, как одного из способов разрешения моральных противоречий в обществе и противостояния потере ценностных ориентиров, стимулируется со стороны государства, о чем свидетельствуют майские указы 2012 г. [25].

Итак, профессиональная этика - это не застывшая система умозрительных представлений и отвлеченных рассуждений о профессиональной деятельности в целом или каких-либо ее конкретных проявлениях. Это - практическая философия профессий, отражающая мораль

определенной профессиональной группы в ее частных, не универсальных формах и включающая в себя:

1. собственно систему моральных норм профессиональной деятельности (кодекс);

2. осмысление принципиальных нормативных оснований профессии;

3. когнитивную компоненту экспертного сопровождения нормотворчества и нормативной практики в сфере профессий;

4. понимание назначения и смысла деятельности институтов, обеспечивающих действенность профессиональных моральных кодексов.

За время своего существования она прошла длительный путь развития в направлении от общественной регламентации к профессиональной саморефлексии, созданию профессионально-этических кодексов и саморегуляции профессиональной деятельности.

Определяя саморегулирование как итог осознания социальной ответственности профессии, различают два вида ответственности - адаптивную (как реакцию на уже случившееся или происходящее) и неадаптивную (смысл которой заключается в предупреждении события, действия) [26, с. 116]. Для современных профессиональных сообществ характерен первый вид ответственности. Вместе с тем в условиях информационного общества, когда профессиональные действия специалиста, повлекшие за собой ущерб материальному или духовному благополучию человека (общества) или нанесение вреда окружающей среде, нарушение им норм профессиональной морали становятся достоянием общественности, профессиональная этика должна стать гарантом гуманизации общественных отношений и обеспечения ответственности профессионалов перед обществом. А потому представляется, что новым вектором в развитии профессиональной этики станет переход на более высокий уровень неадаптивной профессиональной саморегуляции.

Литература

1. Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2010. 496 с.

2. Коновалова Л. В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М.: ИФ РАН, 1998. 217 с.

3. Гусейнов А. А. Прикладная этика // Этика : энцикл. словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 388-390.

4. Гусейнов А. А. О прикладной этике вообще и эвтаназии в частности // Философские науки. 1990. № 6. С. 80-84.

5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: идея, основание, способ существования // Вопросы философии. 2007. № 9. С. 39-50.

6. Ерасов Б. С. Социальная культурология : учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.

7. Хачатуров Р. Л. Сборник законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1. Тольятти: Акцент, 1996. С. 4-18.

8. Книга Пророка Иезекииля [Электронный ресурс] // Русская православная церковь : официальный сайт Моск. Патриархата. М., 2005-2018. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/eze (дата обращения: 30.01.2018).

9. Эльманович С. Д. Законы Ману. Манавадхармашстра. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 496 с.

10. Хитти Ф. Краткая история Ближнего Востока. Мост трех континентов. М.: Центрполиграф, 2012. 286 с.

11. Абу Али ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент: Фан, 1979-1982.

12. Силуянова И. В. Этика врачевания: современная медицина и православие. М.: Изд-во Моск. Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 2001. 129 с.

13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека по философии / А. Злыгостев. 2001-2017. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/st000.shtml (дата обращения: 23.01.2018)

14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс] // RoyalLib.com : электронная библиотека. 2010-2018. URL: https://royallib.com/read/smit adam/issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov.html#0 (дата обращения: 23.01.2018)

15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии [Электронный ресурс] // RoyalLib.com : электронная библиотека. 2010-2018. URL: https://royallib.com/read/dyurkgeym emil/o razdelenii obshchestvennogo

truda.html#225280 (дата обращения: 23.01.2018)

16. Этический кодекс для НКО: лучшие мировые практики. М.: ТРАНСПЕРЕНСИ ИНТЕРНЕШНЛ-Р, 2014. 42 с.

17. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всерос. съездом адвокатов 31.01.2003 : ред. от 20.04.2014) [Электронный ресурс] // Гарант.ру: справочно-правовой портал. М., 2014-2018. URL: http://base.garant.ru/12130519/ (дата обращения: 23.01.18)

18. Этический кодекс медицинской сестры России / сост.: А. Я. Иванюшкин, В. В. Самойленко. СПб., 2010. 23 с. ; то же [Электронный ресурс]. URL: http://www.medsestre.ru/files/file/ethics code rna icn.pdf (дата обращения: 23.01.2018)

19. Смирнова Е. А. Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике : дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. 177 с.

20. Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс] // КодексКонсорциум : электронный фонд прав. и норм. -техн. информации. 2018. URL: http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 23.01.2018)

21. Кодекс этики ученых и инженеров Российского союза (принят III съездом Рос. Союза НИО 19.02.2002 г.) [Электронный ресурс] // Рос. Союз научных и инженерных общественных объединений : сайт. М., 2016-2018. URL: http://www.rusea.info/ethics (дата обращения: 23.01.2018)

22. Этический кодекс и клятва российского психолога [Электронный ресурс] // Российское психологическое общество : официальный сайт проф. корпорации психологов России. М., 2003-2018. URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics klyatva.php (дата обращения: 23.01.2018)

23. Апресян Р. Г. Этика в высшем образовании // Ведомости НИИ прикладной этики. Вып. 26 : Этика образования. Тюмень: НИИ ПЭ, 2005. С. 6488.

24. Кодекс профессиональной этики работника высшей школы [Электронный ресурс] // kspu.ru : сайт. 2018. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2012/08/16/b6c3282bf15c3127edec35e77a5a0 387/proekt-kodeksa-professionalnoj-etiki-rabotnika-vyisshej-shkolyi.pdf (дата обращения: 23.01.2018)

25. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г., № 597 // Гарант.ру: справочно-правовой портал. М., 2014-2018. URL: http://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения 23.01.2018)

26. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Общепрофессиональная этика: концептуальный замысел // Ведомости НИИ прикладной этики. Вып. 25 : Общепрофессиональная этика. Тюмень: НИИ, 2004. С. 6-153.

References

1. Aristotle. Etika [Ethics]. Moscow: AST, 2010. 496 p.

2. Konovalova L. V. Prikladnaya etika (po materialam zapadnoy literatury) [Applied ethics (based on Western literature)]. Issue 1: Bioetika i ekoetika [Bioethics and ecoethics]. Moscow: IF RAN, 1998. 217 p.

3. Guseynov A. A. Prikladnaya etika [Applied ethics] // Etika [Ethics]: Encyc. dictionary. Moscow: Gardariki, 2001. P. 388-390.

4. Guseynov A. A. O prikladnoy etike voobshche i evtanazii v chastnosti [On applied ethics in general and euthanasia in particular] // Filosofskiye nauki [Philosophical sciences].1990. No 6. P. 80-84.

5. Bakshtanovskiy V. I., Sogomonov Yu. V. Prikladnaya etika: ideya, osnovaniye, sposob sushchestvovaniya [Applied ethics: idea, basis, way of being] // Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 2007. No. 9. P. 39-50.

6. Yerasov B. S. Sotsial'naya kul'turologiya [Social cultural studies]: Textbook for universities. Moscow: Aspect Press, 2000. 591 p.

7. Khachaturov R. L. Sbornik zakonov tsarya Khammurapi [Collection of Laws King Hammurabi] // Istochniki prava [Sources of law]. Issue 1. Togliatti: Aktcent, 1996. P. 4-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kniga Proroka Iyezekiilya [The Book of the Prophet Ezekiel] [Electronic resource] // The Russian Orthodox Church: the official website of Moscow Patriarchate. Moscow, 2005-2018. URL: http: //www.patriarchia.ru/bibl e/eze (reference date: 30.01.2018).

9. El'manovich S. D. Zakony Manu. Manavadharmashstra [Laws of Manu. Manava-Dharmasastra]. Moscow: Eksmo-Press, 2002. 496 p.

10. Hitty Ph. Kratkaya istoriya Blizhnego Vostoka. Most trekh kontinentov [The Arabs: a short history]. Moscow: Tsentrpoligraf, 2012. 286 p.

11. Abu Ali Sina (Avicenna). Kanon vrachebnoy nauki [The Canon of Medicine]. In 5 vols. Tashkent: Fan, 1979-1982.

12. Siluyanova I. V. Etika vrachevaniya: sovremennaya meditsina i pravoslaviye [Ethics of healing: modern medicine and orthodoxy]. Moscow: Publishing House of Moscow Farmstead of Holy Trinity Sergius Lavra. 2001. 129 p.

13. Weber, M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism] [Electronic resource] // Digital library of philosophy / A. Zlygostev. 2001-2017. URL: http: //filosof.historic.ru /books/item/f00/s00/z0000297/st000.shtml (reference date: 23.01.2018)

14. Smith A. Issledovaniye o prirode i prichinakh bogatstva narodov [Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations] [Electronic resource] // RoyalLib.com: electronic library. 2010-2018. URL: https://royallib.com/ read/smit adam/issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov.html#0 (reference date: 23.01.2018)

15. Durkheim E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii [On the division of social labor. The method of sociology [Electronic resource] // RoyalLib.com: electronic library. 2010-2018. URL: https://royallib.com/ read/dyurkgeym_emil/o_razdelenii_obshchestvennogo_truda.html#225280 (reference date: 23.01.2018)

16. Eticheskiy kodeks dlya NKO: luchshiye mirovyye praktiki [Code of ethics for NGOs: the best world practices]. Moscow: TRANSPARENCY INTERNATIONAL-R, 2014. 42 p.

17. Kodeks professional'noy etiki advokata [Code of professional ethics for lawyer] (adopted by the First All-Russ. Congress of Lawers of 31.01.2003: Ed. from 04.20.2014) [Electronic resource] // Garant.ru: legal reference portal. Moscow, 20142018. URL: http://base.garant.ru/12130519/ (reference date: 23.01.2018)

18. Eticheskiy kodeks meditsinskoy sestry Rossii [Code of Ethics of Russian medical sister] /compl.: A. Ya. Ivanyushkin, V. V. Samoylenko. SPb., 2010. 23 p.; ibid. [Electronic resource]. URL: http://www. medsestre.ru/files/file/ethics code_rna_icn.pdf (reference date: 23.01.2018)

19. Smirnova E. A. Professional'no-eticheskiye normy v sovremennoy rossiyskoy zhurnalistike [Professional and ethical standards in contemporary Russian journalism]: dis. ... kand. filol. nauk [Cand. Thes. ... Cand. Philol. Sciences]. Moscow, 2015. 177 p.

20. Kodeks professional'noy etiki rossiyskogo zhurnalista [Code of professional ethics of the Russian journalist] [Electronic resource]//KodeksKonsortsium: electronic fund of legal and regulatory information. 2018. URL: http://docs.cntd.ru/document/901854413 (reference date 23.01.2018)

21. Kodeks etiki uchenykh i inzhenerov Rossiyskogo soyuza [The code of ethics for scientists and engineers of the Russian Union] (adopted by the third Congress of Russ. Union of RD, 19.02.2002.) [Electronic resource] // Russ. Union of scientific and engineering public associations: site. Moscow, 2016-2018. URL: http://www.rusea.info/ethics (reference date: 23.01.2018)

22. Eticheskiy kodeks i klyatva rossiyskogo psikhologa [The code of ethics and oath of the Russian psychologist] [Electronic resource] // Russian psychological society: Official website of Prof. Russian Psychologists Corporation]. Moscow, 2003-2018. URL: http: //rpo.rf/rpo/documentation/ethics klyatva.php (reference date: 23.01.2018)

23. Apresyan R. G. Etika v vysshem obrazovanii [Ethics in Higher Education] // Vedomosti NII prikladnoy etiki. Issue 26: Ethics of Education. Tyumen: NII PE, 2005. P. 64-88.

24. Kodeks professional'noy etiki rabotnika vysshey shkoly [Code of Professional Ethics of a higher school employee] [Electronic Resource] // kspu.ru: site. 2018. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2012/08/16/b6c3282bf 15c3127edec35e77a5a0387/proekt-kodeksa-professionalnoj-etiki-rabotnika-vyisshej-shkolyi.pdf (reference date: 23.01.2018)

25. O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki [On measures to implement state social policy] [Electronic resource]: the decree of the President of the Russian Federation of 7 may 2012 No. 597 // Garant.ru: legal reference portal. Moscow, 2014-2018. URL: http://base.garant.ru/70170950/ (reference date: 23.01.2018)

26. Bakshtanovskiy V. I., Sogomonov Yu. V. Obshcheprofessional'naya etika: kontseptual'nyy zamysel [General professional ethics: conceptual plan] // Vedomosti NII prikladnoy etiki. Issue 26: General professional ethics. Tyumen: NII, 2004. P. 6-153.

Статья поступила в редакцию 10.03.2018 Статья допущена к публикации 30.05.2018

The article was received by the editorial staff10.03.2018 The article is approved for publication 30.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.