Научная статья на тему 'Структура познавательного интереса будущего учителя начального образования к изучению английского языка'

Структура познавательного интереса будущего учителя начального образования к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алыпкачева Гульбике Абдулгамидовна

В статье представлена структура и определены основные компоненты познавательного интереса личности будущего учителя начального образования к изучению иностранного языка: когнитивно-практический, поисково-деятельностный, потребностно-коммуникативный, эмоционально-чувственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алыпкачева Гульбике Абдулгамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE of COGNITIVE INTEREST of FUTURE TEACHERS IN PRIMARY EDUCATION to LEARNING ENGLISH

The paper shows the structure and the main components of the cognitive interest of a future teacher of primary education to the study of a foreign language: cognitive and practical, searching-active, need-communicative, emotional and sensual.

Текст научной работы на тему «Структура познавательного интереса будущего учителя начального образования к изучению английского языка»

УДК 378

г.А. Алыпкачева СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлена структура и определены основные компоненты познавательного интереса личности будущего учителя начального образования к изучению иностранного языка: когнитивно-практический, поисково-деятельностный, по-требностно-коммуникативный, эмоционально-чувственный.

Ключевые слова: структура, структурный компонент, познавательный интерес, начальное образование, будущий учитель, английский язык.

Gulbike Aiypkacheva STRUCTURE OF COGNITIVE INTEREST

OF FUTURE TEACHERS IN PRIMARY EDUCATION TO LEARNING ENGLISH

Annotation. The paper shows the structure and the main components of the cognitive interest of a future teacher of primary education to the study of a foreign language: cognitive and practical, searching-active, need-communicative, emotional and sensual.

Keywords: structure, structural components, cognitive interest, primary education, future teacher, English.

Сформированный познавательный интерес может быть предпосылкой и источником качественного улучшения и совершенствования процесса обучения иностранному языку. Поэтому познавательный интерес будущего учителя начального образования к иностранному языку формирует устойчивую направленность его мыслей, чувств и воли, ориентирует его на овладение глубокими ценными знаниями и прочными практическими языковыми навыками, на достижение высокой степени мастерства в говорении, коммуникации, аудировании, переводе и т.д. Вместе с тем проблема формирования и развития у студентов познавательного интереса к иностранному языку в вузе, в том числе и неязыковом, очень важна в силу современных требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускниками высшей школы со стороны рынка образования и работодателей.

На формирование познавательного интереса студентов в процессе обучения в вузе обращается особое внимание. Если при изучении основ наук главное - это интерес к теоретическим положениям науки, ее методологии, сущности, технологиям, методам, роли науки в жизни общества, познавательный интерес к истории направлен на личности, творившие историю, которые отстаивали свои убеждения, на исторические факты, то изучаемый материал по иностранному языку должен быть связан с данными фактами из области страноведения.

Познавательный интерес будущего учителя начального образования к изучению иностранного языка - это интегральное личностное образование, синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих качеств, самостоятельно выбранная познавательная направленность личности, связанная со способностью применения комплекса знаний, умений и навыков (ЗУН) и ключевых компетенций в процессе овладения английским языком не ниже уровня А2-В1 в соответствии с международными стандартами по шкале Европейского языкового портфеля. Процесс формирования познавательного интереса будущего учителя начального образования к изучению иностранного языка -это процесс оптимизации развития основных его составляющих компонентов. Эффективное формирование познавательного интереса у будущего учителя начального образования к изучению английского языка напрямую связано не только с выявлением современных требований к общей профессио-

© Алыпкачева Г.А., 2014

нальной подготовке будущего учителя, но и с определением структуры познавательного интереса, компоненты которой обеспечат эффективное его развитие.

Понятие «структура» в словаре С.И. Ожегова и С.И. Шведовой толкуется как «строение, внутреннее устройство» [1, с. 775]. «Терминологический словарь по философии» определяет термин «структура» как некоторую «совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его целостность, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях» [4, с. 78]. Другое содержание «структуры» - способ определения и понятия формы. В.И. Свидерский подчеркивает, что «диалектический материализм рассматривает понятие "структура" как важную составляющую в современном познании» [3, с. 77].

В XX в. особое место занимает исследование разных типов структур, структурных отношений и связей в изучении языка, межкультурных коммуникаций, взаимосвязей, структур национальных общностей, что дало возможность определить специфические приемы и методы познания разных типов структур. В науке иногда понятие «структура» соотносится с понятиями «системы» или «организации». Приведенные дефиниции демонстрируют то, что в исследованиях нет однозначного понимания структуры, и все же в большинстве случаев понятия структура рассматривается как множество составных частей, компонентов какого-то сложного объекта - его связи, построение, принципы, элементы, функции, показатели, что помогает понять структурное содержание познавательного интереса студента к изучению иностранного языка, его компонентный состав.

В рамках нашего исследования нужно заметить, что познавательный интерес как средство обучения тесно взаимодействует с проблемой занимательности в обучении, проанализированной в многочисленных психологических и педагогических исследованиях. В исследованиях О.В. Прозоровой отмечаются важные составляющие структуры познавательного интереса - средство и стимул обучения [2, с. 43].

В структуре интереса кроме познавательного существуют также интересы в зависимости от качественных психологических характеристик (действенные, недейственные, слабые, сильные, пассивные, активные, устойчивые, неустойчивые, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные), интересы по принадлежности к различным областям познания (интерес к языкам, литературе, химии, истории, математике, биологии, физике и т.д.), интересы научные, музыкальные, танцевальные, технические, конструкторские, вокальные, спортивные. Анализ научной литературы, представляющей структуру и типологию познавательного интереса, позволил доказать, что формирование познавательного интереса у будущего учителя начального образования к иностранному языку нужно рассматривать с позиций внешних и внутренних проявлений познавательного процесса. Согласно А.Н. Леонтьеву и Г.И. Щукиной, определившим внутренние проявления познавательного интереса личности, выделяются структурно как отдельные психологические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические) познавательного интереса, так и объективно-субъективные связи личности с окружающей действительностью.

В результате анализа большого ряда качеств, умений, навыков, способностей, ключевых компетенций в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» (свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением, письмом, переводом, включая деловую и профессиональную коммуникации) мы попытались выявить основные структурные компоненты, определяющие суть и динамику развития познавательного интереса личности студента к изучению английского языка: когнитивно-практический, поисково-деятельностный, потребностно-коммуникативный и эмоционально-чувственный.

Когнитивно-практический компонент предполагает овладение значимыми знаниями и прочными практическими навыками английского языка, достижение в иностранном языке высокой степени его освоения - говорения, коммуникации, перевода, чтения, аудирования и т.д. Студент демонст-

рирует усвоение иноязычного материала, состоящего из образцов английской речи, обоснованной системы упражнений для овладения и устной, и письменной речью, свободное пользование на практике всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением, письмом, переводом, включая деловую и профессиональную коммуникации на иностранном языке, как важными средствами коммуникации, владение системой лингвистических правил не ниже уровня А2-В1 в соответствии с международными стандартами по шкале Европейского языкового портфеля. Студент демонстрирует знание и понимание особенностей английской национальной культуры, государственности, сути общественного устройства и отношений, норм международного делового и культурного общения, способность к межкультурной коммуникации и межязыковому общению, знания о содержании и структуре английского языка, формирует инокультуру страны изучаемого языка.

Проблемно-поисковый компонент предполагает сформированные у будущего учителя начального образования любознательность, здоровое любопытство, самостоятельность в поиске иноязычных знаний, мыслительную деятельность, креативность и творчество. Студент осуществляет целеустремленный поиск эффективных путей решения познавательных задач, связанный с усилиями в преодолении препятствий, которые являются стимулом в развитии целеустремленности, настойчивости, трудолюбия в познании английского языка, интеллектуальной активности. Студенту свойственны хорошие аудирование, слушание, говорение на английском языке в синтезе фонетического, лексического и грамматического содержаний английского языка с психолингвистическим компонентом.

Потребностно-коммуникативный компонент предполагает ценные мотивы педагогической деятельности, наличие у студентов ценностных мотивов к билингвистической деятельности, активную заинтересованность в изучении английского языка как языка межнационального общения, прошедшую стадию мотивации, развитие любознательности к иностранному языку, постоянный поиск лингвистических знаний, сознательную направленность студента на удовлетворение познавательной потребности в обладании иноязычными знаниями, потребность в межкультурной коммуникации, активное отношение к английскому языку и осознанность высокой значимости владения английским языком.

Эмоционалъно-чувственный компонент предполагает сформированные у студента любопытство, любознательность, любовь к изучению английского языка, проявление на занятии иностранного языка активного внимания и слушания, сформированные эмоции и удивление, чувство ожидания нового, интеллектуальной радости и чувство успеха. Студент демонстрирует положительное эмоционально-окрашенное отношение к познанию иностранного языка, к овладению языком на эмоциональном уровне, психологическую активность, определяющую общую сознательную устремленность личности к объекту; удовлетворение познавательным интересом, связанным с позитивными эмоциями; эмоциональный подъем деятельности по усвоению иностранного языка и волевое устремление; чувство интеллектуальной радости и успеха от результативности усвоения знаний, эмпатию, этническую толерантность, открытость по отношению к другим языкам и культурам; удовлетворенность от ситуации межнационального общения, рефлексивность, позитивное переживание успеха в овладении иностранным языком и общении с носителями языка.

В процессе профессиональной подготовки в вузе активно формируются основные компоненты познавательного интереса будущего учителя. Учебная мотивация, куда входит познавательный интерес, наполняет процесс изучения английского языка личностным смыслом, задающим благоприятный эмоциональный тонус всей учебной деятельности.

Таким образом, оценка сформированных ЗУНов и ключевых компетенций у будущего учителя начального образования в дидактике высшей школы определяется как процесс соизмерения приобретенного студентами уровня сформированных качеств с эталонными требованиями и качествами,

выдвигаемыми современными требованиями, обозначенными в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиограммах.

Библиографический список

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп.. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

2. Прозорова О.В. Формирование познавательного интереса у дошкольников средствами народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2001. - 255 с.

3. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании / В.И. Свидерский. - М., 1962. - 188 с.

4. Терминологический словарь по философии: к семинарским занятиям для студ. всех специальностей / под ред. Н.А. Прокопишиной. - Новочеркасск, 2007. - 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.