Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
УДК 372.8
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Г.З. Халилова
Аннотация. Существуют трудности при обучении иностранным языкам детей с задержкой умственного развития, которое проявляется в слабом уровне познавательных процессов. У детей с ЗПР наблюдаются трудности при усвоении лексического, грамматического материала, а также при устной речи. Существует ряд решений при обучении детей, отстающих в развитии при обучении чтению, говорению и аудированию. Предлагаются методики обучения, которые берут во внимание умственные способности и склонности ребенка. В статье рассматриваются способы обучения языкам у школьников.
Ключевые слова: навыки, обучение, задержка развития, познание, мышление, говорение, чтение, аудирование
Дети с задержкой психического развития отличаются низким уровнем подготовки к обучению иностранным языкам в связи с тем, что у них недостаточное разностороннее восприятие, неразвитость аспекта образов-представлений, слабая связь между вербальными и невербальными сферами, низким уровнем развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи[1]. Трудности усвоение английского языка у детей с ЗПР связано со спецификой их развития:
- замедленное усвоение лексического материала, синтаксиса и их использования в речи;
- трудности при аудировании устной речи;
- задержка в усвоении форм диалогической речи.
Обучение английскому языку предполагает овладение основными видами речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование. Овладение письмом используется для усвоения лексико-грамматического материала и совершенствования навыков чтения и устной речи [2].
На начальных этапах обучения огромнейшую роль играет мотивация к изучению английского языка, следовательно, необходимо уделить внимание этому аспекту: продумать, отобрать и подготовить материал, направленный на решение данной проблемы.
Стоит брать во внимание умственные способности школьников при изучении алфавита. Например, введение букв алфавита можно растянуть во времени, уделяя каждому уроку введение только несколько букв, а также последующему их закреплению, используя при этом множество визуальных средств на нахождение и идентификацию букв как разрозненно, так и словах, включая их в элементарные инсценировки. Обучение английскому алфавиту и звукам проводится в игровой и соревновательной форме, с постепенной подготовкой учащихся к чтению.
Необходимо уделить внимание подбору текстов для чтения. Следует лучше подбирать лексико-грамматический минимум, учитывая возможности его усвоения и интересы детей данного возраста, можно не включать в лексический минимум слова, которые мало употребляются, вместо этого расширить интернациональную лексику, легко узнаваемую в процессе чтения. Умение узнавать эти слова улучшает процесс развития догадки, кроме того, идет закрепления связей букв и звуков. При составлении текстов очень важно соотносить содержание текстов иллюстрирующим материалом.
Несмотря на то, что методика преподавания иностранным языкам располагает несколькими видами чтения [3]. Однако к школьникам с ЗПР, следовало бы применять преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Данная работа включает: ввод новой лексики, усвоение новых слов сопровождается демонстрацией наглядного материала. Зрительные опоры, при обучении словарю, рекомендуется вводить во второй четверти первого года обучения.
Обучение английскому языку следует проводить по четко разработанным тематическим разделам [4]. Если объем лексико-грамматического материала сокращается, то
Г.З. Халилова
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
тематические разделы не претерпевают особых изменений. Устные темы можно более активно отрабатывать в сюжетно-ролевых играх.
При обучении иностранным языкам детям с ЗПР, следует на первое место ставить задачи развития их памяти, мышления, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающей действительности при помощи средств иностранного языка. То есть, внимание уделяется на общее развитие ребенка. Английский язык признается одним из действенных из школьных предметов при работе в этом направлении [5].
Усвоение английского языка связано не только с приобретением учениками иноязычных знаний, умений и навыков, а также приводит к изменению личности. Английский язык способствует развитию:
- психических, эмоциональных и творческих способностей школьника, его фантазии, любознательности;
- способности ученика к социальному взаимодействию (умение работать вместе: парами, группами, находить и устанавливать контакт с партнёром по общению, адекватно реагировать не его просьбы);
- языковых особенностей, «чувствительности» к английскому языку;
- чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу;
- позитивного и внимательного отношения к языкам (родному и английскому), к культуре других стран.
Содержание преподаванию иностранному языку следует определять с учетом коммуникативно-познавательных интересов и потребностей детей с задержкой психического развития, а также с учетом их возрастных особенностей [6]. Оно должно не только отражать потребности российских школьников, но и знакомить их с жизнью сверстников в других странах, где говорят на изучаемом иностранном языке. Английский язык может являться огромным толчком для повышения мотивации учащихся.
Таким образом, процесс обучения английскому языку должен сформировать у школьника с задержкой психического развития такие личностные качества, которые являются важными составляющими его способности к речевому и неречевому общению и взаимопониманию с людьми, с окружающим его миром во всём его многообразии, независимо от того, на каком языке происходит общение. Основная и главная задача учителя обеспечение доброжелательного и внимательного отношения к каждому ребенку. Учитель должен понимать и воспринимать своего ученика таким, какой он есть, уважать его, не требуя того, чего от него нельзя требовать, поощряя самые незначительные успехи.
Огромная роль уделяется развитию личности учащегося, осуществлению личност-но - ориентированного подхода. Максимально учитывать уровень и умения школьника, его особенностей, склонностей. Учить работать самостоятельно, и вести себя активно на уроке. В задачи учителя также входит создание на уроке комфортные условия, атмосферу учения с удовольствием. Ежедневно работать над исправлением и развитием мышления детей с ЗПР, их речи и памяти, активизации познавательной деятельности, расширяя их знания о мире, который окружает ребенка.
Литература
1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей массовых и специальных учреждений. -М.,1997.-286с.
2. Программы 5 - 9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития (из опыта работы). Под ред. В.Н. Вовка - СПб: ЛОИУУ -1992.-242с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты и коммент. Шуаре Марта О.-М.-1992. -272с.
4. Гальскова Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. -1995.-№5.
5. Бим И.Л., Садомова Л.В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. языки в школе. -1998.-№2.
Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
6. Пискарева В.Ф. Обучение немецкому языку в классах коррекции // Иностр. языки в школе. -2002.-№2.
7. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы//Иностр. языки в школе. - 2002.-№2
8. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе // Иностр. языки в школе. - 1996.-№2.
Сведения об авторе
Халилова Г.З., магистрант, Башкирский государственный университет, е-mail: [email protected]
TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE OF SCHOOLCHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
G.Z. Khalilova
Abstract. There are difficulties in teaching foreign languages to children with mental retardation, which is manifested in a weak level of cognitive processes. Children with mental retardation show difficulties in the assimilation of lexical, grammatical material, and in oral speech. There are a number of solutions for teaching children in learning to read, speak and listen. Teaching methods are proposed that take into account the child's mental abilities and inclinations. The article deals with ways of teaching languages to pupils.
Keywords: skills, training, development delay, cognition, thinking, speaking, reading, listening
Data about the author
Khalilova G., graduate student, Bashkir State University, Ufa, Russia, e-mail: [email protected]