губернатором графом Игнатьевым, женатым на представительнице императорского дома, убирали многочисленные препоны и создавали условия для постановок татарских спектаклей [9]. В частности, Х.Т.Акчурин использовал свой авторитет, широкие связи и положение в обществе для получения разрешения на проведение спектакля татарскими артистами на самой главной торговой площадке России - Нижегородской ярмарке.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что из числа рабочих и служащих татарских предпринимателей вышли популярные драматурги Афзал Тагиров [10] и Шамиль Усманов, когда-то работавшие на фабриках и других предприятиях Акчуриных.
Изложенное выше позволяет нам сделать определенные выводы. Известные татарские купцы и фабриканты Акчурины проявляли интерес к национальному театру. Из них некоторые делали конкретные шаги по поддержке труппы «Сайяр». В частности, это выразилось в получении разрешения на постановку спектакля. Неравнодушие к театру Акчуриных проявилось в создании ими самодеятельного театрального коллектива (татарского и русского) на одной из своих суконных фабрик. Молодежь из Акчуриных принимала активное участие в организации и проведении спектаклей и литературно-музыкальных вечеров. Более того, дети и внуки фабрикантов непосредственно играли в спектаклях.
Литература
1. В советское время это здание долгие годы служило клубом Гурьевской суконной фабрики, позднее (после переноса в другое место) - музыкальной школой. Историческое здание было разобрано в первые годы XXI в.
2. НА РТ.Ф.И22.Оп.3 .Д.42.Л.95.
3. ЦГА ИПД РТ. Ф.8233. Оп.2. Д.2-5187. Т.1. ЛЛ. 22-25.
4. Гиниятуллина АК. Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник Казань, 1970. С.425.
5. Архив ФСБ РФ по РТ. Д.2. - 8034 (Булатов Абаз Абдуллович); Беседа с ААБулатовым в ноябре 1975 г.
6. Ульфат («Согласие»). 1907. 22 февраля. № 61.
7. Ил («Страна»). 1913. 20 декабря.
8. ГАОО. Ф.21. Оп.2. Д.618. ЛЛ.165-166.
9. Эхмэтвэли Мэцгэр. Хатирэлэр. Казан, 1997. Б.106-107.
10. Таиров Н.И. Татарская буржуазия Поволжья и Приуралья: социальная деятельность, благотворительность и меценатство (60-е гг. XIX в. - 1917 г.): монография. - Казань, 2011. С.82-83 .
11. Гэли X. 20- еллык эдэби хезмэт// Яцалиф. 1932. № 1-2. 58-60 ББ.
УДК 37
З.Н.Сафина
СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВАРИАТИВНЫХ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ
В статье рассматриваются результаты исследования, показавшие, что структура и потребности современной женщины весьма динамичны, представляют многоаспектность ее интересов как личности, матери, жены, работника, являются источниками ее активности в различных сферах жизнедеятельности человека, а также необходимым условием для их удовлетворения сервисными организациями.
Ключевые слова: структура потребностей женщин, организации сервиса
Saflna Z.N. THE STRUCTURE AND NEEDS OF MODERN WOMEN AS A CONDITION OF DEVELOP-MENT OF THE VARIABLE SERVICE
The article discusses the results of the study showed that the structure and needs of the modern woman is very dynamic, represent the diversity of her interests as a person, mother, wife, and worker, are the source of her activity in various spheres of human activity, as well as a necessary condition for their satisfaction of service organizations.
Key words: structure needs of women, organization of service.
Социальное, личностное содержание жизни женщины, система ее ценностей, ситуативных представлений и жизненных перспектив является одним из проблемных направлений исследований, актуализированных, прежде всего, вниманием государства к современной семье [1]. Отметим, что в целях реализации Указа президента РФ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года, Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на период до 2030 года создана межведомственная рабочая группа по реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан в целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти и институтов гражданского общества. Одним из последних важных документов в данном контексте можно назвать План мероприятий на 2016-2018 годы по реализации в Республике Татарстан первого этапа Концепции государственной семейной политики
в Российской Федерации на период до 2025 года [2]. Среди мероприятий, например, следующие: проведение конкурса на лучший сценарий культурно-досугового мероприятия, пропагандирующий семейные ценности, организация на базе органов ЗАГС РТ сети «Семейных консультаций», а также службы психологической помощи семьям в ситуации развода «Телефон доверия» при Управлении ЗАГС КМ РТ, повышение эффективности использования гражданами созданной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, создание во всех муниципальных районах и городских округах «Советов отцов», поддержка некоммерческих организаций, семейных клубов и родительских, осуществляющих акции и мероприятия по популяризации и продвижению традиционных семейных ценностей, а также по поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства (информационная, правовая, финансовая в виде грантов, и др.), проведение информационной кампании, направленной на пропаганду в обществе семейного образа жизни, позитивного отцовства и материнства, поддержка государством инициатив по оказанию услуг в сфере семейной, демографической политики, реализуемых как государством, так и ресурсами некоммерческого сектора, еще раз свидетельствует о приоритетности данного направления деятельности.
Обращение к теме статьи вызвано необходимостью постоянного мониторинга потребностей граждан в различных сферах жизнедеятельности, отдельных целевых аудиторий, проведение гендер-ных исследований в целях разработки и реализации вариативных сервисных услуг. Для опроса была выбрана целевая аудитория женщин в возрастном диапазоне от 18 до 45 лет, работающие, обучающиеся, проживающие в городах, сельской местности Республики Татарстан, и в рамках статьи мы обозначим отдельные аспекты заявленной темы.
Характеризуя современную женщину респонденты из 15 предложенных вариантов назвали три наиболее значимых - это «ум» (данный вариант выбрали 54,8% отпрошенных); «хорошая внешность» - соответственно 45,9%, и «умение заработать» - 43,1%. Далее по мере убывания названы следующие характеристики: «стремление к успеху» - 35,3%; «организованность» - 35,2%; «порядочность» -34,8%; «заботливость» -33,3%; «хозяйственность» -32,9%; «умение сопротивляться невзгодам» - 29,2 %; «независимость» -25,5%; «верность» - 18,1%; «темперамент» - 15,3%; «способность сопереживать» -12,4%; «сексапильность» -10,1%; «легкий характер» -8,3%.
Для женщин самым важным остается семья, перспективы ее развития, семейные ценности, среди личных приоритетов 59,7% респондентов выделяют создание семьи, 49,5% - рождение ребенка. Семья в глазах большей части опрошенных женщин - это также проявление любви к детям, проявление любви к супругу. Ценность семьи является весьма значимой и при возникновении жизненных трудностей: 49,6% женщин в этих ситуациях надеются на членов своей семьи, включая родителей. Среди существенных семейных вопросов - это «личная безопасность и безопасность членов семьи» -82,1%; «состояние здоровья и здоровья членов семьи - 81,5%»; «отношения в семье» - 78,6%; «материальное положение Ваше и Вашей семьи» - 61,9%.
Возрастающая роль женщины во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в семейной, подтверждается, и ответом на вопрос - кто является главой семьи. Одна треть считает, что главы семьи вообще не должно быть -важные решения должны приниматься вместе; 19% - тот, кто может принять эффективное решение, 15,1% - тот, кто является основным добытчиком денег и только 22,8% - старший в семье мужчина или в его отсутствии старшая женщина.
Женщины считают своей обязанностью относительно детей - «дать хорошее образование» -52,7%; «воспитать культурного, нравственного человека» - 48,9%; «приучить к самостоятельности, независимости» - 44,6%.
Для современной женщины в центре внимания остаются вопросы самосовершенствования и работы над самой - этот вариант ответа выбрали 60,7% респондентов; для каждой третьей представляется значимой творческая самореализация; возможности достижения поставленных целей очень важными видятся для 45,2% респондентов, для одной трети респондентов существенными становятся вопросы карьерного роста. Однако при постановке вопроса: семья или карьера? -более половины из числа опрошенных женщин выбирают семью.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, более половины из числа опрошенных женщин весьма оптимистично смотрят в будущее. Взаимопонимание с супругом, забота о детях, материальное благополучие и чувство любви приносят в их семейной жизни настоящее удовольствие, что для одной трети опрошенных выражается в том, что их семейное счастье оправдалось, и брак для 44,2% респондентов оценивается скорее удачным. Относительно форм выстраивания семейных отношений, для большей части женщин (63,3%) предпочтительным видится форма зарегистрированного брака без подписания брачных договоров, более трети выбирают наиболее оптимальным возраст для выступления в брак -25 лет.
Наши женщины оказались весьма самокритичны в отношении оценки своей компетентности в
вопросах воспитания детей: только четверть из числа опрошенных уверена, что в данных вопросах она компетентна, более половины сомневаются в своей компетентности, каждый десятый выбирает ответ «скорее нет, чем да», чуть более одного процента вообще не знают, как воспитывать детей.
Опрос позволил вывить мнение женщин относительно работы, ее характеристик, предпочтений: например, из 13 предложенных вариантов, респонденты выбрали следующие три приоритетных утверждения: «хорошая работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь», «хорошая работа та, которая дает хороший заработок», «хорошая работа обеспечивает достаток в доме, возможность приобретать то, что хочется». Для женщин важными видятся в этом контексте следующие характеристики работы - высокая заработная плата (73,6%), возможность профессионального роста (56,0%), благоприятный психологический климат - 51,8%.
Таким образом, в целом результаты опроса показали, что современная женщина весьма успешна, нацелена на саморазвитие, на создание семьи и сохранение истинных семейных ценностей. Она энергична, умна, позитивно смотрит в будущее и надеется в решении многих вопросов на себя. Дети для женщины остаются самыми значимыми, и для них женщина как мать стремится дать хорошее образование, воспитание. Для этого, как собственно и для своего личностно-профессионального роста, женщина нуждается в хорошо оплачиваемой, интересной работе.
Вместе с тем, опрос обозначил ряд весьма интересных вопросов для анализа и соответствующих выводов. Например, среди важных характеристик современной женщины, каждая третья нашей целевой аудитории назвала умение сопротивляться невзгодам, каждая четвертая -независимость. Такие составляющие образа женщины как верность и темперамент выбрали соответственно 18,1% и 15,3% из числа опрошенных, способность сопереживать - 12,4%.
Для каждой десятой из респондентов будущее представляется тревожным, каждая четвертая относится к будущему спокойно, но без особых надежд, при том на государство в решении проблем надеется только 3,2% из числа опрошенных. Для почти каждой пятой из числа опрошенных очень важными являются такие стороны жизни как экономическая и политическая обстановка в стране, и для каждой десятой -вопросы участия в общественной и политической жизни. В данном контексте представляют интерес мнение целевой аудитории относительно активности женщин в различных сферах жизнедеятельности, например, по их мнению, самую высокую активность женщины проявляют в сфере образования и культуры, среднюю -в сфере бизнеса и науки, низкую -в сфере политики. В связи с этим логичными представляется, что среди личных приоритетов из шести предложенных вариантов утверждение «реализовать себя в бизнесе, политике, общественной жизни» занимает пятое место, на последнем шестом оказался ответ «занять руководящую должность».
Анализируя данные о роли семьи в жизни женщины, мы обратили внимание на то, что около 40% рассматривают семью как продолжение рода, как «убежище от стрессовых влияний мира», для каждой третьей - это место для самореализации, самовыражения. Вместе с тем, часть из числа опрошенных считают семью помехой для самореализации: если из общего числа опрошенных эта цифра составляет 5%, то в возрастной категории 19-21 летних молодых женщин - 9,7%, 26-29 летних - 9,2%. Тревожно, что каждая десятая девушка до 18 лет рассматривает семью как место постоянных скандалов и проявления насилия. Вопросы о насилии в семье, к сожалению, вновь прослеживаются в ответах респондентов относительно причин, из-за которых надежды на семейное счастье не оправдались -около двадцати процентов женщин называют в данном контексте - наличие семейного насилия, причем для возрастной категории 36-45 лет (это возраст женщины с семейным стажем) данную причину назвала каждая третья из числа опрошенных. Наряду с другими 22-25 летние респонденты, например, называют и такие причины как «неготовность к семейной жизни» - 57,1%, и «наличие разных взглядов на жизненные ценности -58,7%. Все эти данные еще раз свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по подготовке к семейной жизни девушек, что, собственно, и является целью рекомендуемых курсов «Семьеведение».
Таким образом, результаты опроса показали, что наши женщины: и молодые, и зрелые нуждаются в психологическом, экономико-правовом всеобуче, также востребованы данной целевой аудиторией образовательные услуги в вопросах самопознания, выстраивания конструктивных отношений с членами семьи, ведения домашнего хозяйства. Для многих из них, как мы выяснили, комфортными являются традиционные лекции, тренинги более востребованы возрастной категорией до 25-27 лет. Такая форма работы как «разбор конкретных жизненных ситуаций» была интересна практически всем возрастным группам женщин - от 18 до 45 лет. Индивидуальные психологические консультации в нашем проекте оказались необходимыми женщинам от 28 лет и старше только при условиях полной анонимности адресности их проведения. Возможность получать бесплатные услуги в рамках проекта была отмечена как очень важной практически всеми участниками проекта. Около 25 процентов из числа нашей целевой аудитории готовы оплачивать обозначенные выше услуги частично или полно-
стью, что актуализирует вопрос поиска источников финансирования для оказания данного вида социальных услуг женщинам, поскольку одной из причин невозможности оплачивать услуги названа причина отсутствия денег.
Результаты исследования показали, что структура и потребности современной женщины весьма динамичны, представляют многоаспектность ее интересов как личности, матери, жены, работника, являются источниками ее активности в различных сферах жизнедеятельности человека, а также необходимым условием для их удовлетворения сервисными организациями.
Источники и литература
1.Сафина З.Н. Реалии и перспективы современной женщины: материалы социологического опроса//под общей редакцией З.Н.Сафиной -Казань: Изд-во «Orang-k», 2015-84С.
2.План мероприятий на 2016 - 2018 годы по реализации в Республике Татарстан первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года // Электронный ресурс// http: // mtsz.tatarstan.ru/rus / file/pub/pub_573842.pdf
УДК 77.01
Э.О.Кранк
ФОТОГРАФИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье фотографическая редукция объекта съемки сопоставляется с феноменологической процедурой. Имея в виду ее различные этапы, мы рассматриваем фотографию как практическую феноменологию. Редукция бытия объекта в фотографии переводит его обстоятельственные характеристики в иные качества. В результате мы имеем снимок как экспликацию эпистемологического смысла бытия феномена, изображенного на фотографии.
Ключевые слова: фотография, феноменология, феноменологическая редукция, пространство, время, эпистемологический смысл изображения.
Eduard Krank PHOTOGRAPHY AS A PRACTICAL PHENOMENOLOGY: TO STATEMENT OF THE PROBLEM
We compare the photographical reduction of the real object with the phenomenological procedure in this paper. Meaning to its different phases, we consider photography as a phenomenological practice. The photographical reduction of the object's being converts its circumstancial characteristics in other qualities. As a result we have the picture as an explication of the epistemological sense of the phenomena, represented on the photo.
Keywords: photography, phenomenology, phenomenological reduction, space, time, epistemological sense of the picture.
Намерение остановить мгновение, выйти из-под власти временной и пространственной ограниченности имеет глубочайшие хтонические корни. Скульптура и живопись, как вневременные искусства, воплотили в себе эту потребность человеческой природы с мифологических времен. Момент сосредоточения на мгновении, медитативного отношения к теперь-бытию в фотографическую эпоху находит свое воплощение в идее «вечного возвращения однажды бывшего» Ф.Ницше [10, с.112-113; 15; 16], а также в феноменологии Э.Гуссерля, ведь «вынесение за скобки», освобождение от «Я-суждения» и собственно редукция есть процессы, предполагающие если не остановку, то задержку в континуальном потоке пространства-времени. Именно этим свойством обладает фотография.
К изобретению фотографии первоначально отнеслись как к «служанке искусств» [2, с.148-149]. Больше века потребовалось для того, чтобы к ней стали проявлять научный интерес как к значимому феномену, в котором преломлены проблемы времени и пространства, а следовательно - и человеческого бытия в целом (подробнее об этом см. во второй части нашей работы по феноменологии фотографии [9]). Ставя эти проблемы как произведенными артефактами, так и своей институциональной действенностью в качестве целостной культурной практики, фотография инициирует философскую рефлексию по ее поводу, которая становится всё более актуальным направлением в метафизике. Парадоксальность ситуации заключается в том, что фотографические артефакты самодостаточны: любая рефлексия по поводу конкретных снимков не в силах ничего изменить в изображениях, которые своей многозначительной молчаливостью совершенно равнодушны к комментариям и трактовкам, подражая в этом самой действительности.
Однако уподобление артефактов фотографии объектам окружающей реальности не совсем корректно: фотография есть осознанная деятельность, способ операционального отображения реальности, и сколько бы В.Беньямин [3], а вслед за ним и С. Сонтаг [14, с.96] ни утверждали онтологическую эквивалентность мира объектов и их фотографических отпечатков, - уравнивание в правах источника и дубликата является скорее проблемой культурной, чем собственно философской. В утверждении С. Сонтаг: «„.изображения реальных вещей прослоены изображениями изображений» [14, с.227] - представлено одно из характернейших феноменологических свойств фотографии, в соответствии с кото-