ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94 (77.04) ББК (Т) 63.3(2)6-7
Р.О. АБИЛОВА
«ОНИ ВСЕГДА СО МНОЙ»: К ИСТОРИИ НАСТЕННОГО ФОТОАЛЬБОМА
Ключевые слова: Н.Ф. Федоров, фотография, семейный фотоальбом, настенный фотоальбом, семейная память, музей.
В статье представлена история настенного фотоальбома на основе эмпирических данных полевого исследования в сельских населенных пунктах Республики Татарстан. Среди других его названий - «иконостас» фотоизображений, «фотоиконостас», «деревенский коллаж». История альбома на стене началась в послевоенные годы (в конце 1940-х гг.). В последующие десятилетия он получил массовое распространение среди сельских жителей, но уже в конце 1970-х - начале 1990-х гг. утратил свою популярность и стал исчезать из домашнего интерьера. В наши дни можно наблюдать возрождение настенного фотоальбома и его модернизацию. В данном исследовании настенный альбом рассматривается в качестве музея через интерпретацию Н.Ф. Федорова.
«Всякий человек носит в себе музей» [8. C. 372], таким «музеем» является и семейный фотоальбом. Его экспонаты, семейные фотографии, передаются потомкам, одному или нескольким поколениям.
Альбомная традиция берет свое начало от немецкого «штамбуха» (das Stammbuch) [10. C. 177-178]. Так в Германии называли альбомы (die Deutsch Standesbücher), которые первоначально изготовляли немецкие дворяне в XVI в. В дальнейшем эта традиция распространилась на другие слои общества, в том числе и за пределами страны. На формирование «русской альбомной традиции» повлияли те самые немецкие альбомы (они были привезены в Россию во второй половине XVIII в.) [9. C. 102-104]. История фотоальбома начинается практически сразу же с появлением фотографии. В российской историографии принято отмечать, что современная фотоальбомная традиция берет свое начало от рукописных (девичьих) альбомов, которые появились незадолго до изобретения фотографии [5; 7. С. 256-257]. Первоначально это были книги, в которых хранили опытные образцы первых фотографий, как правило, членов семьи. Когда фотографии получили более широкое распространение, появились первые фотоальбомы. Альбомы использовали как подарки на память и предметы коллекционирования.
До середины ХХ в. семейный фотоальбом чаще всего - часть городской культуры. Семейные альбомы в сельской местности были большой редкостью как в силу отсутствия традиции, ограничений по религиозным мотивам, так и в силу реальных возможностей приобщения к процессу фотографирования. Фотосъемка и создание семейных альбомов, как культурное явление, входили в жизнь сельского населения не так стремительно, как это происходило в городах. Интересно, что первые семейные фотоальбомы сельского населения стали «особым типом фотообъекта» [7. C. 256], закрепившим за собой принадлежность к деревенской и поселковой бытовой культуре. В российской историографии эта форма бытования фотографий менее всего изучена. В работах некоторых исследователей присутствует лишь упоминание об этом феномене [1, 3, 4, 7].
Речь идет о так называемом «настенном» фотоальбоме. Среди других его названий - «иконостас» фотоизображений (также «фотоиконостас») или «дере-
венский коллаж» [7. С. 256, 371]. Роль семейного фотоальбома выполняли самодельные деревянные рамки, которые крепились на стене. За стеклом рамы вставлялись фотографии членов семьи и близких родственников (живых и ушедших в мир иной). В наши дни до сих пор еще встречаются дома, где традиционно на стенах можно увидеть рамки с семейными фотографиями нескольких поколений. По мере увеличения количества фотографий настенный фотоальбом превращался в «своеобразное хранилище памяти» - семейный музей.
В истории настенного фотоальбома можно выделить несколько этапов: зарождение и массовое распространение, упадок и исчезновение, возрождение и модернизация. Обратимся к результатам анализа эмпирического материала полевого исследования, проведенного в татарской деревне Верхний Шемордан Кукморского района и селе Столбище Лаишевского района Республики Татарстан в 2011-2012 гг.1. Во время проведения исследования практика создания настенных фотоальбомов была встречена как в русских, так и в татарских семьях. Первые альбомы на стене стали появляться в послевоенные годы (во второй половине 1940-х гг.). В основном в них размещали черно-белые портреты. Постепенно к ним добавлялись и любительские фотографии, выполненные родственниками-горожанами или присланные из армии, а с появлением собственного фотоаппарата - выполненные членами семьи (рис. 1-2).
Рис. 1. Фотография «настенного» фотоальбома в семейном альбоме. 1961 г. ТАССР Кукморский район д. Верхний Шемордан
1 Научное исследование главным образом базируется на основе данных дер. Верхний Шемордан, которые дополняются сведениями, полученными в с. Столбище. Выбор территориальных рамок непосредственным образом связан с особенностями национального и религиозного состава населения, а также с социальным развитием населенных пунктов. Верхний Шемордан является классической «глубинкой». На момент проведения исследования в Верхнем Шемордане проживало 265 человек - татары, исповедующие ислам. В деревне отсутствует крупное производство, и на протяжение ХХ в. число населения резко сокращалось. Деревня расположена в 130 км от республиканской столицы - Казани, в 30 км от районного центра - Кукмора. Село Столбище значительно отличается по уровню социально-экономического развития от деревни Верхний Шемордан. Со второй половины XX в. число жителей значительно увеличилось за счет исчезновения ближайших «неперспективных» сел. На данный момент количество населения составляет около 7000 человек, из них русских, исповедующих христианство, - 77%. Благополучному экономическому положению села способствуют наличие производства и близкое расположение к крупному городу - Казани (около 25 км).
ЧГ
Рис. 2. «Настенный» фотоальбом в деревенской избе. 1974 г. ТАССР Кукморский район д. Верхний Шемордан
Результаты интервью показали, что пик своего распространения настенные фотоальбомы получили в 1960-е гг., когда фотографы из фотоателье собирали семейные портреты, переснимали их, ретушировали и раскрашивали анилиновыми красками, а затем возвращали владельцам, которые размещали их на стене комнаты. В этот период можно было встретить по нескольку рам с семейными фотографиями. На этих фотографиях запечатлена визуальная история семьи и рода. В одном из таких альбомов была выявлена фотография, на которой зафиксировано шестое поколение семьи. Хотя в большинстве случаев на фотоснимках настенных фотоальбомов зафиксированы представители трех-четырех поколений семейного рода. Это и есть главная функция настенного фотоальбома - хранение памяти о предках. Семейный альбом на стене превращается в музей, призванный «восстановлению умерших, по их произведениям, живыми деятелями» [8. С. 377]. Настенный фотоальбом, как и любой семейный альбом, -это «ворота» памяти, ведущие к фотореминисценции о предках [6]. Этот процесс побуждает к почтению «отцов» рода.
Интересно, что через практику составления настенных альбомов одновременно в разных частях мира формировались и иные традиции почтения. Так, например, в исследовании, посвященном отношению жителей Тибета к фотографии [11], проанализированы «фотоиконостасы». Они стали появляться в домах жителей, имеющих высокий ранг, в 1930-е гг. Настенный фотоальбом в тибетских семьях, как и в российских, располагается на стене сверху, что свидетельствует об уважении к запечатленным на фотографиях. Таким образом в Тибете отдают дань почтения религиозным лидерам, начиная от Далай-ламы. В фотографическом «иконостасе» наряду с фотокарточками известных религиозных деятелей присутствуют и региональные монахи. Автор исследования о тибетских фотографий пришел к выводу о том, что такие «фотоиконостасы» можно называть семейными альбомами [11. С. 144]. Однако указывается, что для тибетских буддистов это не члены семьи, а члены родословной религиозных лидеров. Кроме того, такие настенные альбомы выполняют функцию «щита» [11. С. 146]. Схожие представления о фотографическом «щите» описаны и в одном из отечественных исследований, проведенном среди восточно-славянских и финно-угорских народов Приура-лья и Западной Сибири [2]. В большой раме с фотографиями размещались «снимки умерших - для памяти, живых - для защиты». В то же время фотографии умерших могли восприниматься в качестве семейных покровителей.
Формирование настенного фотоальбома происходило «случайно» и «не повсеместно». Как и другие музеи, рост альбомов на стене «не правильный, не постоянный, не непрерывный, а внутреннее распределение предметов в них представляет скорее случайный сброд, чем правильное собирание» [8. С. 379]. Возникнув стихийно, настенные фотоальбомы начали утрачивать свою популярность в конце 1970-х гг. в с. Столбище, а в д. Верхний Шемордан в начале 1990-х гг. В данном случае возникла противоречивая ситуация, о которой писал русский философ Н.Ф. Федоров: «почтение, выраженное «музейски» <...> заключает в себе двусмысленность» [8. С. 370] - музей - почтение и музей - презрение. Это выразилось в том, что семьи по-прежнему относились с почтением к прошлым поколениям, но в то же время расставались со своими настенными фотоальбомами.
Интересно, что респонденты разных населенных пунктов объяснили причину спада популярности по-разному: жители Столбищ стали отказываться от таких альбомов из-за выхода их из моды и доступности фабричных фотоальбомов, а жители Верхнего Шемордана - по религиозным причинам (запрет по канонам ислама). Еще одна причина, свойственная татарским и русским семьям, -обновление домашнего интерьера. После проведения ремонтных работ в комнатах многие предметы не вернулись на свое прежнее место. В их числе оказались и настенные фотоальбомы. Выводы Н.Ф. Федорова оказались верны: «Чем более человек будет продвигаться по пути нынешнего промышленного прогресса, тем более будет сдавать в музей вещей, тем более будет требоваться места, сил и средств для хранения, и в то же время тем менее сравнительно будет попадать их в музей» [8. С. 380]. Фотографии получили широкое распространение среди сельского населения, но перестали быть достоянием альбомов на стене. Полученное заключение противоречит точке зрения О.Ю. Бойцовой, которая считает, что фотографии в сельской культуре более статичны, чем в городской, и фотоснимки на стенах «наиболее неподвижны» [1. С. 156]. Это мнение можно назвать спорным, так как описываемое явление для населения дер. Верхний Шемордан и с. Столбище было характерно в прошлые десятилетия, а не в последние годы. В ходе проведения исследования было выявлено, что в некоторых русских семьях (30%) традиционные настенные фотоальбомы по-прежнему занимают свое почетное место (рис. 3), но среди татарских семей настенный фотоальбом был обнаружен только в одной семье (3%) (рис. 4).
Рис. 3. «Настенный» фотоальбом в сельском доме. 2012 г. Республика Татарстан Лаишевский район с. Столбище
Рис. 4. «Настенный» фотоальбом. 2012 г. Республика Татарстан Кукморский район д. Верхний Шемордан
Тем не менее, несмотря на перечисленные факторы, настенный фотоальбом не ушел в прошлое. Выдержав паузу от нескольких лет до пары десятилетий, в середине 2000-х гг. семейный фотомузей преобразился и начал свое возрождение. Н.Ф. Федоров предугадал, что «только воссозданное заключает в себе силу противодействия разрушению; прогресс же лишь придает благолепие тлению» [8. C. 422]. В семьях стали появляться современные фабричные рамки с фотографиями. Наряду с цветными портретами последних лет за стеклом рам можно увидеть и черно-белые фотографии ХХ в., которые когда-то бережно хранились в традиционном альбоме на стене. На глазах произошло соединение памяти о прошлом и современности в одно пространство.
В эпоху цифровой фотографии (хранящейся на электронных носителях) восстановление настенного фотоальбома может показаться анахронизмом, хотя для самих владельцев альбомов это не так. Один из последних респондентов на вопрос, почему же Вы формируете и модернизируете настенный фотоальбом своих предков, ответил: «Потому что они всегда со мной».
Литература
1. Бойцова О.Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 266 с.
2. Голубкова О.В. Фотография в представлениях восточно-славянских и финно-угорских народов Приуралья и Западной Сибири (по полевым материалам 2000-х годов) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий / РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т археологии и этнографии. Новосибирск, 2007. Т. 13. С. 443-446.
3. Лаврентьева Л.С., Толмачева Е.Б. Об одном сюжете деревенской семейной фотографии // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб., 2009. С. 179-182.
4. Петрова А.А. Фотографические практики северного села: изобразительный канон и коммуникативный потенциал [Электронный ресурс]. URL: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=254914 (дата обращения: 14.02.2015).
5. Разумова И.А. Письменные традиции современной семьи: проблемы собирания и изучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/rasumova1.htm (дата обращения: 15.05.2015).
6. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Научная книга, 2007. С. 146-168.
7. Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии. 5-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 392 с.
8. Федоров Н.Ф. Собр. соч.: в 4 т. М.: Прогресс, 1995. Т. II. 498 с.
9. Чеканова А.В. Альбомы милые, преданья старины... // Родина. 2003. № 4. С. 102-104.
10. Dahlgren A. Dated Photographs The Personal Photo Album // Photography & Culture. 2010. July. Vol. 3. № 2. P. 175-194.
11. Harris C. The Photograph Reincarnate: The Dynamics of Tibetan Relationships with Photographs. In: Edwards E., Hart J., eds. Photographs Objects Histories. L., Routledge, 2004, pp. 139-155.
АБИЛОВА РАМИНА ОЛЕГОВНА - аспирантка Института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (ramina.abilova@gmail.com).
R. ABILOVA
«THEY ARE ALWAYS WITH ME»: HISTORY OF WALL PHOTO ALBUM Key words: N. Fedorov, photographs, family photo albums, the wall photo album, family memory, museum.
The article is devoted to the history of the wall photo album based on empirical data of field research in rural areas of the Republic of Tatarstan. Other names for the wall photo album are «iconostasis» of photographic images, «photoikonostas», «rural collage». The history of the wall photo album began in the postwar years (late 1940s). In the following decades, the wall photo album became very popular with villagers, but in the late 1970s - early 1990s, it has lost its popularity and began to disappear from the home interior. Today, we can observe the revival of the wall album and its modernization. Wall album is regarded as a museum as interpreted by N. Fedorov.
References
1. Boitsova O.Yu. Lyubitel'skie foto: vizual'naya kul'tura povsednevnosti [Amateur photo: visual art of everyday life]]. St. Petersburg, 2013, 266 p.
2. Golubkova O.V. Fotografiya vpredstavleniyakh vostochno-slavyanskikh i finno-ugorskikh narodov Priural'ya i Zapadnoi Sibiri (po polevym materialam 2000-kh godov) [Photography as perceived by East Slavic and Finno-Ugric peoples of the Urals and Western Siberia (based on field data of the 2000s]. Prob-lemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nykh territorii [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories]. Novosibirsk, 2007, vol. 13, pp. 443-446.
3. Lavrent'eva L.S., Tolmacheva E.B. Ob odnom syuzhete derevenskoi semeinoi fotografii [A story told by a rural family photo]. Radlovskii sbornik. Nauchnye issledovaniya i muzeinye proekty MAE Ran v 2008 g. [Radlovsky Collection. Research and museum projects at Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences in 2008]. St. Petersburg, 2009, pp. 179-182.
4. Petrova A.A. Fotograficheskie praktiki severnogo sela: izobrazitel'nyi kanon i pkommunikativnyi potentsial [The photographic practice of northern village: image representation canons and communicative potential]. Available at: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=254914 (Accessed 14 February 2015).
5. Razumova I.A. Pis'mennye traditsii sovremennoi sem'i: problemy sobiraniya i izucheniya [Writing traditions of a modern family: problems of collecting and studying]. Available at: http://www.ruthenia.ru/folklore/rasumova1.htm (Accessed 14 February 2015).
6. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Landshafty pamyati: opyt prochteniya fotoal'bomov [Landscapes of Memory: the experience of reading albums]. Vizual'naya antropologiya: novye vzglyady na sotsial'nuyu real'nost' [Visual Anthropology: new perspectives on the social reality]. Saratov, Nauch-naya kniga Publ., 2007, pp. 146-168.
7. Stigneev V.T. Vek fotografii. 1894-1994: Ocherki istorii otechestvennoi fotografii. 5-e izd. [A century of photography. 1894-1994: Historical Sketches of Russian Photography. 5h ed.]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2012, 392 p.
8. Fedorov N.F. Sobranie sochinenii: v 4-kh t. [The collected works. 4 vols.]. Moscow, Progress Publ., 1995, vol. II, 498 p.
9. Chekanova A.V. Al'bomy milye, predan'ya stariny... [Lovely albums, ancient legends]. Rodina [Motherland], 2003, no. 4, pp. 102-104.
10. Dahlgren A. Dated Photographs The Personal Photo Album. Photography & Culture, 2010, July, vol. 3, no. 2, pp. 175-194.
11. Harris C. The Photograph Reincarnate: The Dynamics of Tibetan Relationships with Photographs. In: Edwards E., Hart J., eds. Photographs Objects Histories. L., Routledge, 2004, pp. 139-155.
ABILOVA RAMINA - Post-Graduate Student, Institute of International Relations, History and Oriental Studies of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.
Ссылка на статью: Абилова Р.О. «Они всегда со мной»: к истории настенного фотоальбома // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 5-10.