Научная статья на тему 'Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома'

Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3081
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ / СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ / РИТУАЛ / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / FAMILY PHOTO ALBUM / SOCIAL MEANING / RITUAL / AND VISUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гришкова Анастасия Андреевна

В современной России на фоне актуализации темы кризиса семьи, усиления разобщенности между поколениями, потери ценностных ориентиров становится особенно актуальным изучение различных механизмов и практик поддержания сплоченности и воспроизводства семей. Именно этому посвящена данная статья. В ней дается анализ эволюции семейных фотоснимков. Семейный фотоальбом исследуется как комплексный социальный феномен, отражающий особенности визуальной культуры, межличностных и внутрисемейных коммуникаций, социальную повседневность семей в определенную историческую эпоху. В статье рассматривается, что эволюция практик фотографирования, создания, хранения и содержания семейных альбомов отражает не только технические изменения, не только технический прогресс и появление нового оборудования, но и социальные. Особое внимание уделяется роли фотоснимков, как части семейного ритуала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL MEANING OF PHOTOGRAPHY AND THE EVOLUTION OF THE FAMILY PHOTO ALBUM

In modern Russia on the background of updating the theme of family crisis, strengthen the disunity between the generations, the loss of values is particularly important to study the various mechanisms and practices of maintaining cohesion and reproduction of families. That is what this article is devoted. In article the analysis of the evolution of family photos. Family photo album is considered as a complex social phenomenon reflecting the peculiarities of visual culture, interpersonal and interfamilial communications, social everyday life of families in a certain historical epoch. The article considers the evolution of photographic practices, creation, storage and maintenance of family albums reflect not only technical changes, not only to technological progress and the emergence of new equipment, and also social. Special attention is paid to the role of photographs as part of family ritual.

Текст научной работы на тему «Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома»

УДК 316

А. А. Гришкова

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ФОТОГРАФИИ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЕЙНОГО ФОТОАЛЬБОМА

Аннотация. В современной России на фоне актуализации темы кризиса семьи, усиления разобщенности между поколениями, потери ценностных ориентиров становится особенно актуальным изучение различных механизмов и практик поддержания сплоченности и воспроизводства семей. Именно этому посвящена данная статья. В ней дается анализ эволюции семейных фотоснимков. Семейный фотоальбом исследуется как комплексный социальный феномен, отражающий особенности визуальной культуры, межличностных и внутрисемейных коммуникаций, социальную повседневность семей в определенную историческую эпоху. В статье рассматривается, что эволюция практик фотографирования, создания, хранения и содержания семейных альбомов отражает не только технические изменения, не только технический прогресс и появление нового оборудования, но и социальные. Особое внимание уделяется роли фотоснимков, как части семейного ритуала.

Ключевые слова: семейный фотоальбом, социальный смысл, ритуал, визуальная культура.

A. A. Grishkova

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE SOCIAL MEANING OF PHOTOGRAPHY AND THE EVOLUTION OF THE FAMILY PHOTO ALBUM

Abstract. In modern Russia on the background of updating the theme of family crisis, strengthen the disunity between the generations, the loss of values is particularly important to study the various mechanisms and practices of maintaining cohesion and reproduction of families. That is what this article is devoted. In article the analysis of the evolution of family photos. Family photo album is considered as a complex social phenomenon reflecting the peculiarities of visual culture, interpersonal and interfamilial communications, social everyday life of families in a certain historical epoch. The article considers the evolution of photographic practices, creation, storage and maintenance of family albums reflect not only technical changes, not only to technological progress and the emergence of new equipment, and also social. Special attention is paid to the role of photographs as part of family ritual.

Key words: family photo album, social meaning, ritual, and visual culture.

Ещё до возникновения фотографии существовали различные способы увековечивание семейной истории. Фотография сделала эти практики простыми и доступными практически для всех слоев населения, став сегодня неизменным спутником любой семьи. Благодаря фотографиям семья создает хронику семейной истории. Как отметила американская писательница Сьюзен Зонтаг: «Зачастую семейный фотоальбом является не только как единственное подтверждение существования той или иной семьи, но и тем, что объединяет большую семью в некое единое целое. Фотография или, вернее, фотографии создают у их обладателя иллюзию обладания прошлым, включая даже нереальное прошлое» [7]. Семейные фотографии отражают многочисленные внешние приметы той эпохи, в которой были сделаны. Фотографии и их судьба меняются в общем ритме социально-исторического процесса, вслед за социальными переменами. Лица людей, их позы,

одежда, аксессуары, интерьеры и пейзажи, запечатлённые на съемке - на всем этом есть отпечаток Истории, что и делает фотографии одними из наиболее ярких, зримых свидетельств прошлых эпох. Исторически предопределены также и сам ритуал фотографирования, и способы хранения фотографий, и отношение к ним.

Фотоальбом - это своего рода семейная библия. Ни в одном предмете настолько сильно не сохраняется культура семейных традиций и метафизика связи поколений. Ничто так сильно не помогает личной самоидентификации, как осознание собственного места в семье, а семьи - в обществе. И в этом смысле семейный альбом недостаточно рассматривать просто как способ хранения фотографий.

История семейного фотоальбома несет в себе психологический и социологический оттенки, и напрямую связана с историей всего общества. По оформлению альбома, по количеству и качеству фотографий в нем, по сюжетам на снимках можно определить место, которое семья занимала в обществе в разные периоды времени, по ним мы можем судить о семейных взаимоотношениях, о глубине родственных связей. Фактически семейный альбом - это средство, позволяющее конструировать семейную историю. И именно семейный альбом наглядно демонстрирует отношение семьи к собственному прошлому.

Сегодня существует огромное количество способов для хранения фотографий, но ничто не заменит настоящий фотоальбом, верно хранящий память главных событий жизни долгие годы, который надежен и не подвержен сбоям в компьютерной системе.

Теоретические и эмпирические исследования социальной роли визуальной культуры вообще и фотографии в частности содержатся в работах таких известных авторов Р. Барта и М. Фуко, Т. Ван-Дейка, П. Бурдье [3] и пр. Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Ж. Деррида, Ж. Лакан, М. Шапиро, К. Силверман, Ж. Бодрийяр и другие ведущие современные теоретики.

Семейный фотоальбом является в полном смысле общественным предметом, сосредоточивая в себе различные признаки и приметы социального своеобразия той или иной эпохи:

- особенности визуальной культуры и эстетических предпочтений (прически, макияж, одежда, позы, расположение людей на фотографиях, даже выражение их лиц отражают различные аспекты культуры определенного времени);

- социальный статус семьи и способы его декларирования;

- стиль семейных отношений, распределение семейных ролей;

- распространенность, доступность фотографии в различные периоды времени, её роль в повседневной культуре и коммуникациях;

- стиль межпоколенческих взаимоотношений в семье.

Социальный смысл фотографии - служить средством и индексом семейной интеграции. Фотографические практики вне этого определяющего фактора образует аномалию, некую девиaнтность, считает П. Бурдьe. «Семейная фотография является как указателем, так и инструментом интеграции» [8, с. 40].

В соответствии с иллюстративным подходом, фотография показывает некоторую «объективную» реальность, а сам снимок, заснятые вещи и снимающиеся люди имеют законченный точно определённый смысл, который одинаков для каждого.

Когда фотография только появилась, никто и не задумывался, чтобы использовать ее для портретирования. В 1839 году, представляя это изобретение французской Академии наук, Франсуа Арaго упоминал историков, археологов, физиков и астрономов как тех, кто в первую очередь сможет воспользоваться преимуществами нового средства фиксации изображений. Тем не менее уже в том же году в журнале «Карикатюр» был опубликован рисунок художника

Теодора Мориссе под названием «Дагеротипомания», где были изображены толпы людей, которые бегают с дагеротипами и неустанно фотографируют друг друга. Хотя и техника была несовершенна, и процесс съемки порой был затруднителен, повсюду начали открываться фотоателье и очень популярным стал дагеротипиче-ский портрет. В середине XIX века был введен в обращение мокроколлодионный процесс, который значительно упростил и удешевил фотосъёмку, и фотографии начали печататься тысячами. Историки назвали это «портретоманией»: каждому хотелось обзавестись своим портретом и заполучить портреты других людей. Этот процесс выражался во всякого рода обменах, куплях и продажах фотокарточек. Тогда-то и появились семейные фотоальбомы.

Семейные альбомы XIX века мало были схожи с современными альбомами. Дагеротипы хранились в отдельных футлярах, а маленькие мокроколлодионные «визитные карточки» размещались в альбомах рядом со снимками родных, знакомых, политиков, актрис, художников и т.д.

Фотография стала быть неотъемлемой частью семейных ритуалов. Одной из ее ключевых функций является укрепление семьи через визуальное представление прочности семейных связей [2]. Именно поэтому столь необходимы групповые фото, на которых изображены все родственники. И потому родные обмениваются фотографиями между собой, рассказывают друг другу о личных достижениях и успехах, которые зафиксированы на снимке. Вследствие этого придаётся огромное значение демонстрации фотоальбома родственникам, а тем более чужим людям. «То, что фотографируется, и то, что прочитывается теми, кто листает семейный альбом, не имеет отношения к индивиду как уникальной личности, речь идет или о социальных ролях - муж, мальчик на первом причастии, солдат, - или о социальных отношениях - дядя из Америки или тетя из Сованьона», - подчеркивает французский социолог П. Бурдье и продолжает: «Когда уехавшая жить в другую страну дочь присылает родителям фотографию своего мужа, то это не просто фотография мужа, а символ ее социального успеха». Семейный фотоальбом трансформировался в идеализированный образ индивида и его семьи. Поэтому фотографии для семейного фотоальбома делаются крайне аккуратно и тщательно и далеки от случайности. Отбирается только самое достойное, интересное и красивое. Люди на фотографиях всегда улыбаются, всегда одеты в самое лучшее, всегда на фоне праздничного стола, нового автомобиля или известной достопримечательности. Время, когда студийный фотоснимок был одним лишь способом получить портрет, прошло, но мы всё так же относимся к семейной фотографии с большой ответственностью, как если бы фотографировались в профессиональной фотостудии.

Семейный фотоснимок модифицировался в самый конвенциональный, герметичный, строгий и несвободный вид фотографии. Однако благодаря этому, она стала так интересна для современного искусства. Художники попытались разрушить стереотипы и общепринятые правила самопрезентации, этот искусственный образ безупречности, непрекращающегося счастья и гармонии, который мы для кого-то предоставляем [5, с. 44]. Мы не устаем фотографироваться за новогодним столом, но при этом нам почему-то не кажется нужным сфотографировать то, как мы готовим еду, убираем квартиру, стираем белье, разговариваем по телефону. Ни один детский праздник не обходится без радостных снимков детских улыбок, но мы вряд ли будем снимать, как дети спят, плачут, хулиганят или ходят угрюмыми. У нас множество фотографий свадеб, но нет ни одной фотографии развода [6, с. 146]. Сейчас отношение к процессу фотографирования и самой фотографии, несомненно, пережило весьма значительные изменения, так как едва ли не у каждой современной семьи есть своя фотоаппаратура. Возникла возможность не только собственноручно делать фотоснимки, но и печатать их у себя дома, а кроме этого, при наличии необходимых навыков редактирования, и изменять фотографии в специальных компьютерных программах, например Photoshop.

Как бы то ни было, а отношение человека к своему фото-отражению не поменялось - всё так же оно имеет некий элемент сакрального. Человек всё что угодно может сделать со своим фотоснимком, например, скомкать, разорвать, спрятать от окружающих, удалить с фотоаппарата фотографию, которая не соответствует его личному представлению о себе. Или же, наоборот, вставить в фоторамку, повесить на самое видное место, поставить как заставку на мониторе своего компьютера то фото, говорящее о нём, опять же, на его взгляд, лучше всего.

Фотография почти во всех случаях является совместным визуальным нар-ративом модели и фотографа, а позже и зрителя, рассматривающего изображение. Это интерпретация человеком себя, своего самоощущения и социального образа, происходящая при взаимодействии с фотографом, который принимает на себя часть ответственности за конечный результат [4, с. 208]. Так, сегодня очень распространены практики обращения к услугам фотографа для проведения индивидуальных фотосессий, lоve-stоry, fаmily-stоry, свадебной фотосъемки [1, с. 98].

Таким образом, семейный альбом - материализованная память, это осязаемый кусок нашей собственной, очень личной истории. Ключевым смыслом фотографии является само событие фотографирования, важнейшего ритуала семейной интеграции. «Нормы, которые организуют фотографическую оценку мира в терминах оппозиции между тем, что подлежит фотографированию и не подлежит, эти нормы неотделимы от внутренней системы ценностей, поддерживаемой классом, профессией, художественным объединением, частью которого фотографическая эстетика должна быть, даже если она отчаянно требует автономии» [8, с. 6]. На сегодняшний день в гуманитарных науках еще окончательно не объединился в единое целое подход к изучению фотографии и тем более ее функциональной составляющей. В основном своеобразность социологического подхода заключается в том, что он направлен на интерпретацию социальных явлений, которые отражены в фотографии, процессов, структур, норм и образцов в динамике их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации / Н.М. Богданова // Журнал социологии и социальной антропологии. — № 2(61). — 2012. —С. 98-113.

2. Власова Т.А. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержания семейных фотоальбомов /Т.А. Власова // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. статей / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. — Саратов: Научная книга, 2007. — 528 с.

3. Круткин В.Л. Фотография в границах культур / В.Л. Круткин // Визуальные аспекты культуры - 2006: сб. науч. ст. под ред. В.Л. Круткина, Т.А. Власовой. — Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» — 2006. — 326 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5154/ 90_4.pdf?sequence= 1 (дата обращения: 8.11.2016).

4. Петровская Е. Непроявленное: очерки по философии фотографии / Е. Петровская. — М. : «Ad Marginem», 2012. — 208 с.

5. Полещук С. Хроники боли и счастья. Эволюция семейного альбома / А. Поли-щук // ART AKTIVIST (Aug 6, 2011) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// artaktivist.org/xroniki-boli-i-schastya-evolyuciya-semejnogo-alboma-2/ (дата обращения 8.11.2016).

6. Романов П. Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова / / Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. — Саратов: Научная книга, 2014. — С. 146-168

7. Сонтаг С. О фотографии / С. Сонтаг. — М. : ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.

272 с.

8. Bourdieu P. Photography: A Middle-brow Art. Oxford: Polity Press, 1998, 218 p.

REFERENSES

1. Bogdanova N. M. Photography as a Tool for Sociological Analysis of Visual Practices of Self-presentation. ZZhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii= The Journal of Sociology and Social Anthropology, 2012, no. 2(61), pp. 98-113 (in Russian).

2. Vlasova T.A. Examining, Telling, Remembering: Narrativization of Maintenance of Family Photo Albums. Vizual'naia antropologiia: novye vzgliady na sotsial'nuiu real'nost': sb. statei = Visual anthropology: new views on social reality: collection of articles, Saratov, Nauchnaia kniga Publ., 2007, 528 p.

3. Krutkin V.L. The Photo in Limits of Cultures. Vizual'nye aspekty kul'tury - 2006: sb. nauch st. = Visual aspects of culture - 2006: collection of scientific articles, Izhevsk: GOUVPO «Udmurtskii gosudarstvennyi universitet» Publ., 2006, 326 p. Available at: www.elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5154/90_4.pdi?sequence=1 (accessed 8.11.2016).

4. Petrovskaia E. Neproiavlennoe: ocherki po filosofii fotografii [Not shown: sketches on photo philosophy]. Moscow, Ad Marginem Publ., 2012, 208 p.

5. Poleshchuk S. Khroniki boli i schast'ia. Evoliutsiia semeinogo al'boma (Chronicles of pain and happiness. Evolution of a family album). Available at: http://artaktivist.org/xroniki-boli-i-schastya-evolyuciya-semejnogo-alboma-2/ (accessed 8.11.2016).

6. Romanov P., Iarskaia-Smirnova E. Memory landscapes: experience of reading of photo albums. Vizual'naia antropologiia: novye vzgliady na sotsial'nuiu real'nost': sb. nauch. st. = Visual anthropology: new views on social reality: collection of scientific articles, Saratov, Nauchnaia kniga Publ., 2014, pp. 146-168 (in Russian).

7. Sontag S. O fotografii [About the photo].Moscow, OOO «Ad Marginem Press» Publ., 2013, 272 p.

8. Bourdieu P. Photography: A Middle-brow Art. Oxford, Polity Press, 1998, 218 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гришкова Анастасия Андреевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Grishkova Anastasiia Andreevna — Master student, Penza State University, 40 Krasna-ya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Гришкова А.А. Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома / А.А. Гришкова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». □— 2016. □— Т. 4, № 4 □[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Grishkova A. A. The social meaning of photography and the evolution of the family photo album. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.