Научная статья на тему 'Структура поликультурного мировоззрения обучающихся начальной школы'

Структура поликультурного мировоззрения обучающихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / MULTICULTURAL WORLDVIEW / TOLERANCE / MULTICULTURALISM / ELEMENTARY SCHOOL / THE STRUCTURE OF THE WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репина Юлия Ягфяровна, Пискунова Елена Николаевна

В статье рассматривается структура поликультурного мировоззрения. Выделены компоненты поликультурного мировоззрения младших школьников: познавательно-культурологический; нормативно-аксиологический; эмоционально-рефлексивный; деятельностный и культурно-творческий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF A POLICULTURAL WORLDWIDE OF STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the structure of multicultural worldview. The components of the multicultural worldview of younger students are identified: cognitive-cultural; normative-axiological; emotional-reflexive; activity and cultural-creative.

Текст научной работы на тему «Структура поликультурного мировоззрения обучающихся начальной школы»

ученик показал знания соответствующие повышенному уровню, он получает зачет по экзамену повышенного уровня. То же происходит, если при написании экзамена основного уровня, ученик показал знания базового уровня. В отличие от Англии вопрос к экзаменам составляются учителями по пройденным темам, а после утверждаются вышестоящими инстанциями.

Разбором английского учебника по истории Великобритании занимался Коньков Д. С. [4, с. 61-67]. Он провел анализ учебника по истории Римской Британии. Не существует единого учебника по истории Великобритании. Государство лишь устанавливает общие рамки в пределах, которых должно излагаться содержание материала по истории. Ценность учебника зависит не от количества материала излагаемого в нем, а от доступности материала изложенного по предмету и оформления данного материала. Так как изучение истории страны в Великобритании начинается с 7-8 лет, а не с 11-12 лет как в России, большинство учебников для начальной школы адаптировано для детей. Иллюстративный материал в них преобладает над текстовым. В учебниках по истории преобладают иллюстрации в виде фотографий различных археологических артефактов. Что касается картинных иллюстраций в учебниках, то они, по мнению Конькова Д.С. [4, с. 65], сильно идеализируют жизнь прошлого для создания идентичности современности и прошлого у учеников.

Очень часто британские учебники по истории пишутся профессиональными писателями без исторического образования. Данный факт связан с тем, что для британцев важнее доступность изложения материала в учебнике, чем его информативность. В учебниках истории значительно место отводится цитатам известных людей, но в большинстве смысл этих цитат не объяснен в историческом контексте. Это связано с тем, что большинство этих цитат расхожи в официальном английском языке и литературе. Большая часть материала в учебниках по истории Великобритании изложена в нейтральном стиле. Начиная еще с истории Римской Британии, англичане избегают слова варвар применительно к бриттам. Большинство учеников говорят об индивидуальности английской культуры и занижают в неё вклад римского общества. В конце учебников указаны списки мест рекомендуемых к посещению для большей информации по теме. Это могут быть музеи или памятники прошлого. Так же в современных учебниках указаны ссылки на интернет-ресурсы содержащие дополнительную информацию по излагаемым темам.

Выводы. Британская система исторического образования обладает значительной централизацией и основана на «Едином учебном плане». Британская система образования предоставляет ученика широкие возможности для самообразования, поскольку английская школа ориентирована не на простое изложение фактов учителем, а на работу ученика с дополнительным материалом. Так же для Британии характерно составление учебников истории с позиции красочного изложения материала. Британская система наиболее близка к гуманистической концепции образования. Помимо данных плюсов для британской системы образования характерно слабое знание учениками фактологического материала, а так же проблема с эмпатией.

Литература:

1. Браун Р. Качество преподавания в средних школах и колледжах: монография / Р. Браун. Лондон.: СЕВ, 1995. 158 с.

2. Большакова О.В. Преподавание истории в Великобритании / О.В. Большакова // Отечественная и зарубежная литература. - 1997. - №5 с. 86-98

3. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. - 2010. - №6 с. 68-84

4. Коньков Д.С. Репрезентация Римской Британии в современных британских учебниках в контексте формирования национальной идентичности / Д.С. Коньков // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - №403 с. 61-68

5. Протопопова Д.А. Прошлое с английским акцентом. Как учат истории в британских средних школах / Д.А. Протопопова // История. - 2006. - №22 с. 104-125

6. Савельева И.М. Концептуальные проблемы современного исторического образования в Европе и США / И.М. Савельева // Содержание образования. - 2016. - №2 с. 114-123

7. Фитжеральд И. Хингли В. История в университете: монография / И. Фитжеральд., Лондон.: СЕВ, 1996. 146 с.

Педагогика

УДК 37.012

аспирант 3-го года обучения Репина Юлия Ягфяровна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); кандидат педагогических наук, доцент Пискунова Елена Николаевна Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград)

СТРУКТУРА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается структура поликультурного мировоззрения. Выделены компоненты поликультурного мировоззрения младших школьников: познавательно-культурологический; нормативно-аксиологический; эмоционально-рефлексивный; деятельностный и культурно-творческий.

Ключевые слова: поликультурное мировоззрение, толерантность, мультикультурализм, начальная школа, структура мировоззрения.

Annotation. The article deals with the structure of multicultural worldview. The components of the multicultural worldview of younger students are identified: cognitive-cultural; normative-axiological; emotional-reflexive; activity and cultural-creative.

Keywords: multicultural worldview, tolerance, multiculturalism, elementary school, the structure of the worldview.

Введение. Проблема мирного сосуществования различных народов и государств всегда привлекала внимание философов, государственных деятелей на разных этапах развития общества. Издавна человечество делало попытки найти средство обеспечения бесконфликтного сосуществования стран и национальных человеческих сообществ.

В условиях экономической, культурной и образовательной интеграции в мировое сообщество для каждой страны особую актуальность приобретает воспитание молодого поколения с развитым поликультурным мировоззрением, устойчивого к проявлениям расизма, ксенофобии и нетерпимости, готового к эффективному межкультурному взаимодействию в новых социально-экономических условиях.

Целью данной статьи является изучение поликультурного мировоззрения обучающихся начальных классов с точки зрения его структуры.

Изложение основного материала статьи. Понятие «поликультурность» появилось в научном обороте в середине ХХ в., постепенно оно приобретало все большую значимость, поскольку придавало новый смысл прошлым установкам, а также обобщало современный опыт реализации идей мира и взаимоуважения между народами, несмотря на имеющиеся между ними культурные, расовые, национальные и религиозные различия.

Проблемы поликультурности не являются новыми для человеческой цивилизации. В вопросах поликультурности пытались разобраться еще древние философы - Сократ, Платон, Аристотель, а основателем поликультурного воспитания считается Я.А. Коменский, который считал необходимым подготовить ребенка к жизни в многонациональном обществе [9]. Позже идеи поликультурного воспитания мы находим в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерева, С.Ф. Русовой, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и многих других выдающихся мыслителей мира.

Научные труды таких отечественных ученых, как В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой, Д.Г. Анохина, И.П. Ильинской раскрывают отдельные аспекты поликультурного мировоззрения и воспитания школьников, освещают развитие теории и практики поликультурного образования в историко-педагогическом контексте. Проблемы межкультурной коммуникации и диалога культур рассматривались в исследованиях М.М. Бахтина, М.С. Кагана, В.С. Библера, П.П. Гайденко и др.; культура межнациональных отношений освещена в работах Г. Померина, М. Хохмана, воспитание толерантности - в трудах Г.Д. Дмитриева, А.Г. Асмолова и др.

Проблеме теории поликультурного мировоззрения и воспитания посвящены также работы зарубежных исследователей. Так, в рамках подхода поликультурного воспитания освещаются: гармонизация отношений между этническими группами (Дж. Мейл, Дж. Фаркас), изучение традиций родной культуры (Ю. Босс-Нюнинг), необходимость воспитания взаимной открытости, интереса и терпимости (Ю. Зандфукс), формирование культурной идентичности (В. Фтенакис, А. Зонне, В. Валхинер).

Отдельные концепции и положения социально-психологического подхода посвящены психологическим предпосылкам поликультурного воспитания (К. Даффи, Дж. Бэнкс, Г. Дмитриев, Н. Крылова, Т. Менский). Эти подходы содержательно дополняют друг друга. Рассматривая проблему культурного и политического взаимодействия различных народов [14], для определения феномена «поликультурность», авторы оперируют разными понятиями. К наиболее используемым можно отнести такие как поликультурность, мультикультурализм, культура межнационального общения, мультикультурность и т.п. [12].

Изучение поликультурного мировоззрения сегодня также находится в центре внимания европейских педагогов, которые видят в нем выход из кризиса в межэтнических отношениях. На сегодняшний день вопрос поликультурного мировоззрения и образования актуальны для многих стран Европы, Австралии, России и США.

Обзор научных работ отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что идеи поликультурности прошли в своем развитии определенные этапы, каждый из которых характеризуется своеобразными чертами. Так, определение прав и свобод человека, акцентуация необходимости их обеспечения приходится на XVII-XVIII вв. - это этап «первого поколения» данного феномена. «Второе поколение» - это период становления прав человека, он характеризуется особым вниманием к социально-экономическим вопросам и приходится на конец XIX - начало ХХ века. «Третье поколение» прав сформировалось в конце ХХ - начале XXI в. и вынесло на общественную и мировую арену права наций и народов, среди которых определяющим становится право наций на собственную культуру и язык, на самоопределение.

Цели, функции и задачи поликультурного мировоззрения должны быть направлены на формирование поликультурного воспитания, а именно: понимание своеобразия каждой отдельной культуры через приобщение к ее ценностям, в том числе своей собственной; умение вести диалог с представителями другой культурной группы [8], уважительное и толерантное отношение к ее традициям, убеждениям, ценностям [3]. Особое значение придается толерантности: «Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [2]. Толерантность в данном контексте - это высшая степень развития культуры человека, а также общества в целом, и характеризуется умением индивида жить в гармонии с собой и миром других людей. Кроме того, поликультурность как внутренней, так и внешней общественной среды требует от каждого гражданина способности к межэтнической и межкультурной коммуникации наряду с толерантным отношением к культурным ценностям иных народов [11].

В настоящее время существуют проблемы, которые появились после обострения старых и возникновения новых конфликтов на религиозной, национальной, экономической, политической, языковой, половой и родовой почве. Это в первую очередь связано с актуализацией общего движения за права человека, а также с процессами развития демократии в мире в целом [10]. Поэтому все острее возникает необходимость целенаправленно подготавливать подрастающее поколение к жизни в культурно гетерогенном и меняющемся мире.

В современной научной литературе разрабатываются различные подходы к организации поликультурного воспитания, выбора форм и методов его эффективной реализации, предлагается использовать как активные и интерактивные их разновидности, которые позволяют перевести учащегося в

позицию активного субъекта учебно-воспитательного процесса, так и возможности привычной окружающей педагогичной среды при соответствующем ее моделировании. Определяющую роль в решении этой задачи играет формирование поликультурного мировоззрения учащихся младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст - важная ступень на пути социального становления личности. Он характеризуется возрастными особенностями, учет которых способствует максимально эффективному применению форм и методов воспитания учащихся начальных классов в духе политкультурности. К основным из них относятся: эмоциональная чувствительность и активность, толерантность и психологическое равновесие, открытость и эмпатийность, инициативность и рефлексивность, способность к уже осознанной саморегуляции. Помимо вышеупомянутых особенностей, в младшей школе особенно интенсивное развитие получают способности обучающихся к социальной рефлексии, принятию позиции других, приобретению личного опыта как участника разнопланового общения и взаимодействия, в процессе которого у ребенка постепенно формируется своя социальная позиция - осознанное отношение к себе как к ответственному лицу, к своему обучению - как к выполнению долга, к общению со взрослыми и сверстниками, к развитию своих ценностных социальных связей [6].

Младший школьный возраст - это не только важный период в жизни человека, но и выход на новый возрастной этап. В качестве основной задачи в этом возрасте выступает учебная деятельность, которая осуществляется в школе.

Школа - это, безусловно, тот социальный институт, где реализуется и должно реализовываться поликультурное образование детей. Начальная школа со всем разнообразием форм и средств, методов и приёмов в образовательном и воспитательном процессе крайне важна для формирования у школьников культуры межнациональных отношений [13]. В этом смысле поликультурное воспитание должно быть частью процесса планомерной социализации школьников, ориентированной на освоение системы общечеловеческих и национальных культурных установок и ценностей, формирование коммуникативных качеств, которые помогают школьнику реализовывать себя в плане межкультурного взаимодействия, принимать как данность другие языки и культуры, относиться толерантно к их представителям.

Роль школы в поликультурном воспитании чрезвычайно важна. Однако следует подчеркнуть тот общеизвестный факт, что основы любой культуры закладываются еще в семье. Важную роль семья играет в закладке основ мировоззрения, понимании смысла нравственных правил поведения, в формировании правильного отношения к людям и их поступкам. Домашняя атмосфера способствует адекватному восприятию ребенком существующих в семье правил, норм поведения, взглядов и стремлений.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что современная семья может оказывать значительное влияние на формирование и развитие у ребенка стереотипов межличностных взаимоотношений с представителями других культур. Но проблема в том, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания этим вопросам, что в некоторых случаях даже скорее негативно влияет на поликультурное становление ребенка. С учетом данной ситуации в полиэтнической среде следует осуществлять тесное сотрудничество школы и семьи.

Структура поликультурного мировоззрения младших школьников должна включать компоненты, обязательно связанные с семейным обучением и воспитанием, поскольку именно в семье как источнике формирования традиций ребенок приобретает важный опыт коммуникации с людьми, в семье ребенок учится слушать и уважать мнение других, учится общаться, бережно и терпеливо относиться к своим родным и близким.

Взаимодействие школы с родителями может осуществляться, например, через проведение родительских собраний, дней семейного общения, совместных мероприятий, праздников. Значимыми могут стать индивидуальные беседы, групповые занятия, направленные на развитие чуткости, взаимоуважения и доверия между родителями и детьми, создание общих благоприятных условий в семье.

Н.Г. Баранец отмечает, что мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также жизненные позиции, программы поведения и действий людей [1, с. 4]. Мировоззрение является необходимая составляющей человеческого сознания, в нем (в мировоззрении) обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи. Исходя из этого Н.Г. Баранец отмечает, что мировоззрение включает основные компоненты [1, с. 4]: а) познавательный - обобщённые знания о мире и человеке; б) ценностно-нормативный - идеалы, ценности, убеждения и нормы, определяющие жизненную позицию человека; в) морально-волевой - система личностных установок и ориентаций, формирующих готовность к определённому действию; г) практический - деятельность по реализации знаний, убеждений, установок и ценностных ориентаций.

Стоит отметить, что любой процесс направлен на достижение определенного результата, подтверждает его целесообразность и эффективность. Процесс формирования поликультурного мировоззрения не является исключением из этого правила и предполагает достижение высокого уровня сформированности поликультурной воспитанности.

Опираясь на точку зрения Н.Г. Баранец, а также на анализ философской, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, представим авторское видение структуры поликультурного мировоззрения младших школьников:

- познавательно-культурологический компонент (включающий знания о мире вообще, о месте человека в этом мире, а также знание различных культур, которые обучающий получает в ходе изучения иностранных языков);

- нормативно-аксиологический компонент (оценки, ценности, определенный эталон проявления чувств, стремление к реализации их в отношениях с другими людьми);

- эмоционально-рефлексивный компонент (потребности, мотивы, установки, совокупность соответствующих эмоционально-психологических характеристик);

- деятельностный компонент (умения, навыки, привычки, действия, поступки, поведение);

- культурно-творческий компонент (умение оценивать произведения духовной и материальной культуры, наличие высокого уровня гуманитарной культуры (культура мышления, поведения, речевой деятельности), наличие интереса и толерантности к предметам чужой культуры, наличие творческих потребностей и способностей обучающихся к созданию предметов, обладающих эстетической ценностью).

Очевидно, что все элементы данной структуры имеют тесную связь между собой, находятся в постоянном взаимодействии, формируются одновременно.

Собственные наблюдения, проведённые в ходе педагогической деятельности, показали, что основными причинами низкого в большинстве случаев уровня сформированности поликультурного мировоззрения младших школьников определены следующие: недостаточная компетентность учителей, родителей и учеников по вопросам поликультурности и социального становления личности; теоретическая неразработанность социально-педагогического аспекта проблемы поликультурного воспитания и ее технологического обеспечения в условиях обучения в начальной школе.

Если говорить о воспитательных технологиях, формирующих поликультурное мировоззрение учащихся начальной школы и особенностях этого школьного возраста, то методы воспитания в данном случае должны характеризоваться единством познавательных и эмоционально-волевых аспектов деятельности, открытостью к окружающему миру как обязательному элементу формирования основ поликультурной личности. В данной связи поликультурное мировоззрение можно определить как особые педагогические усилия, которые обеспечивают развитие культурно-социальной личности, открытой другим культурам, национальностям, верованиям [4].

Исходя из этого, содержание поликультурного воспитания должно строиться вокруг четырех ориентиров: социокультурная, этническая идентификация личности ребенка, постепенное усвоение системы представлений и понятий о поликультурной среде, формирование положительного отношения к разнообразию культур и языков, развитие навыков межнационального общения [7]. В ходе личного поликультурного становления ребенок проходит несколько ступеней: уважение к своей этнической культуре и осознание культурных различий, толерантность, понимание и принятие другой культуры.

Таким образом, выделенные структурные компоненты позволяют целенаправленно вести работу по формированию поликультурного мировоззрения, в ходе данного процесса у младших школьников проявляются толерантность, понимание, активная солидарность, взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен, осознание культурных различий.

Формирование каждого из выделенных компонентов поликультурного мировоззрения должно происходить в ходе специально организованного педагогического процесса, представляющего поликультурное воспитание, в ходе решения практических задач; ориентации на отказ от неэффективных стереотипов, преодоление имеющихся противоречий и недостатков. Тактика оказывает влияние на последующие алгоритмы и приемы воспитания для каждого отдельного учащегося и подразумевает осуществление воспитательных и образовательных мероприятий по формированию поликультурного мировоззрения у школьников.

В основу технологии формирования поликультурного мировоззрения обучающихся должен быть положен комплекс личностно-ориентированных ее разновидностей (гуманно-личностные и технологии сотрудничества), которые выдвигают в центр воспитательной системы личность ребенка, акцентируя внимание на необходимости создания комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой группе технологий не только объект воспитания, но и приоритетный субъект, выступающий целью воспитательной системы, а не средством достижения какой-то другой цели.

Другими видами воспитательных технологий являются: технология коллективного творческого воспитания И. Иванова, технология создания ситуации успеха А. Белкина, технологии игровой деятельности [5], которые помогают заинтересовать детей содержанием воспитательной работы и соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Формирование личности, обладающей поликультурным мировоззрением, - сложный и ответственный процесс, и эффективность этого процесса будет зависеть от совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Выводы. Таким образом, в статье определена структура поликультурного мировоззрения младших школьников, которая включает такие компоненты, как познавательно-культурологический; нормативно-аксиологический; эмоционально-рефлексивный; деятельностный и культурно-творческий.

Формирование каждого из выделенных компонентов должно происходить комплексно, поэтапно. Процесс планомерного и целенаправленного развития поликультурного мировоззрения обеспечивает развитие и становление чувств и убеждений обучающегося в русле признания существования множественности культур, формирует толерантное отношение к различиям окружающих людей и мира в целом и подразумевает понимание и адекватное восприятие современных культур. Поликультурное мировоззрение является интегративным качеством индивида, обусловливает многоаспектность отношений на микро- и макроуровне и состоит из множества поликультурных убеждений, ценностей, установок и потребностей личности.

Литература:

1. Баранец Н.Г. Основы философии: учебное пособие к курсу «Философия» для вузов. - Ульяновск: Издательство УлГУ, 2010. - 334 с.

2. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 152 с.

3. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В.П. Борисенков, Гукаленко А.В., Данилюк А.Я. - М. Изд-во ООО «Педагогика», 2006. - 567 с.

4. Васютенкова И.В. Современные проблемы поликультурного образования. // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. - 143 с.

5. Вовк Е.В. Средства поликультурного образования младших школьников // Universum: психология и образование. 2018. № 4 (46). - С. 8-10.

6. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Рулева А.О. Организация поликультурного образования в начальной школе // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 11. - С. 50-53.

7. Гукаленко А.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности в современной молодёжи // Известия Академии педагогических и социальных наук. - Москва -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - С. 121-128.

8. Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: материалы международ. науч.-практ. конф. М.: Владос, 1995. С. 51-52.

9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.

10. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников / Т.И. Лучина // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси материалы педагогических чтений. - Омск: 2015. - С. 70.

11. Макаев В.В. и др. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.

12. Пиджоян М.З., Шабанова Е.А. Мультикультурное образование: содержание понятия // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 4-1. - С. 44-47.

13. Тихомирова О.Б. Нравственные ценности как феномен русской педагогической культуры. / О.Б. Тихомирова, Т.Н. Ушенина // Педагогика и современность Научно-педагогический журнал. - 2014. - №3. - С. 63-67

14. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. - Boston: Allyn and Bacon, 2001. - 360 p.

Педагогика

УДК: 37

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры воспитательных систем Романова Галина Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье обоснована необходимость комплексного подхода к развитию социокультурной компетентности обучающихся в инклюзивной образовательной среде организаций дополнительного образования, рассмотрены потенциальные возможности системы дополнительного образования в формировании социокультурной компетентности обучающихся с особыми образовательными потребностями; представлена сущность социокультурной компетентности как личностной характеристики.

Ключевые слова: комплексный подход; социокультурная компетентность обучающихся; система дополнительного образования детей; инклюзивная образовательная среда; обучающиеся с особыми образовательными потребностями; общение.

Annotation. The article substantiates the need for a comprehensive approach to the development of socio-cultural competence of students in an inclusive educational environment of organizations of additional education, considers the potential of the system of additional education in the formation of socio-cultural competence of students with special educational needs; presents the essence of socio-cultural competence as a personal characteristic.

Keywords: complex approach; socio-cultural competence of students; system of additional education of children; inclusive educational environment; students with special educational needs; communication.

Введение. Насыщенность школьных образовательных программ фактическим материалом приводит, зачастую, к уменьшению его воспитательного потенциала. В ситуации нестабильной социально-экономической обстановки, когда родители не могут уделять достаточного внимания воспитанию детей, будучи заняты поиском работы и удовлетворением, прежде всего, материальных благ, возникает острая необходимость создания специальной воспитывающей среды, формирующей социально-значимые качества личности. В этих условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования в обеспечении успешной социализации личности каждого ребенка. Особую значимость это приобретает для тех, кто имеет особые образовательные потребности, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Вопросы проектирования и организации образовательной среды, равно как и особенности ее влияния на личностное развитие занимают одно из ведущих мест в современных педагогических исследованиях [3; 8]. Взгляды специалистов во многом ориентированы на исследование воспитывающего потенциала образовательной среды, его возможностей в становлении личности [4; 8]. Говоря о важности создания специальной среды, формирующей и развивающей социально-значимые, коммуникативные качества детей и молодежи, среды, направленной, в том числе, на развитие социокультурной компетентности обучающихся, остановимся на необходимости комплексного подхода к решению данной проблемы. Комплекс - это сочетание, совокупность, представляющая собой единое целое. В контексте рассматриваемой проблемы - комплекс - это система. Комплексность, считает К.И. Бузаров, может быть рассмотрена как единство целей и задач, содержания, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия [2]. Острая необходимость в таком подходе именно сегодня возникает в связи с тем, что и в теории и в практике воспитания и воспитательной деятельности феномен воспитания фактически рассматривался как сумма отдельных процессов, совокупный результат направлений воспитания, составляющих его структуру. Бытовало мнение, в том числе и в научном мире, что эти «отдельно взятые» процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Это вполне резонно: развивая одну из составляющих системы, мы придем к приращению и других ее характеристик. Однако, акцент делался при этом не на формирование целостной личности, а на развитие ее отдельных свойств. Следует также отметить, что качество современного дополнительного образования во многом определяется его соответствием запросам и интересам формирующейся личности, направленностью не только и не столько на развитие умственных сил и творческих способностей и развитие индивидуальности, сколько на обеспечение эффективной адаптации и самореализации каждого в условиях поликультурного социального многообразия. Следовательно, комплексность воспитательно-образовательной деятельности в условиях инклюзивной практики организаций дополнительного образования есть грамотная реализация системы воспитательных воздействий и взаимодействий, снимающая дискретность реализации целей и задач инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.