ученик показал знания соответствующие повышенному уровню, он получает зачет по экзамену повышенного уровня. То же происходит, если при написании экзамена основного уровня, ученик показал знания базового уровня. В отличие от Англии вопрос к экзаменам составляются учителями по пройденным темам, а после утверждаются вышестоящими инстанциями.
Разбором английского учебника по истории Великобритании занимался Коньков Д. С. [4, с. 61-67]. Он провел анализ учебника по истории Римской Британии. Не существует единого учебника по истории Великобритании. Государство лишь устанавливает общие рамки в пределах, которых должно излагаться содержание материала по истории. Ценность учебника зависит не от количества материала излагаемого в нем, а от доступности материала изложенного по предмету и оформления данного материала. Так как изучение истории страны в Великобритании начинается с 7-8 лет, а не с 11-12 лет как в России, большинство учебников для начальной школы адаптировано для детей. Иллюстративный материал в них преобладает над текстовым. В учебниках по истории преобладают иллюстрации в виде фотографий различных археологических артефактов. Что касается картинных иллюстраций в учебниках, то они, по мнению Конькова Д.С. [4, с. 65], сильно идеализируют жизнь прошлого для создания идентичности современности и прошлого у учеников.
Очень часто британские учебники по истории пишутся профессиональными писателями без исторического образования. Данный факт связан с тем, что для британцев важнее доступность изложения материала в учебнике, чем его информативность. В учебниках истории значительно место отводится цитатам известных людей, но в большинстве смысл этих цитат не объяснен в историческом контексте. Это связано с тем, что большинство этих цитат расхожи в официальном английском языке и литературе. Большая часть материала в учебниках по истории Великобритании изложена в нейтральном стиле. Начиная еще с истории Римской Британии, англичане избегают слова варвар применительно к бриттам. Большинство учеников говорят об индивидуальности английской культуры и занижают в неё вклад римского общества. В конце учебников указаны списки мест рекомендуемых к посещению для большей информации по теме. Это могут быть музеи или памятники прошлого. Так же в современных учебниках указаны ссылки на интернет-ресурсы содержащие дополнительную информацию по излагаемым темам.
Выводы. Британская система исторического образования обладает значительной централизацией и основана на «Едином учебном плане». Британская система образования предоставляет ученика широкие возможности для самообразования, поскольку английская школа ориентирована не на простое изложение фактов учителем, а на работу ученика с дополнительным материалом. Так же для Британии характерно составление учебников истории с позиции красочного изложения материала. Британская система наиболее близка к гуманистической концепции образования. Помимо данных плюсов для британской системы образования характерно слабое знание учениками фактологического материала, а так же проблема с эмпатией.
Литература:
1. Браун Р. Качество преподавания в средних школах и колледжах: монография / Р. Браун. Лондон.: СЕВ, 1995. 158 с.
2. Большакова О.В. Преподавание истории в Великобритании / О.В. Большакова // Отечественная и зарубежная литература. - 1997. - №5 с. 86-98
3. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. - 2010. - №6 с. 68-84
4. Коньков Д.С. Репрезентация Римской Британии в современных британских учебниках в контексте формирования национальной идентичности / Д.С. Коньков // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - №403 с. 61-68
5. Протопопова Д.А. Прошлое с английским акцентом. Как учат истории в британских средних школах / Д.А. Протопопова // История. - 2006. - №22 с. 104-125
6. Савельева И.М. Концептуальные проблемы современного исторического образования в Европе и США / И.М. Савельева // Содержание образования. - 2016. - №2 с. 114-123
7. Фитжеральд И. Хингли В. История в университете: монография / И. Фитжеральд., Лондон.: СЕВ, 1996. 146 с.
Педагогика
УДК 37.012
аспирант 3-го года обучения Репина Юлия Ягфяровна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); кандидат педагогических наук, доцент Пискунова Елена Николаевна Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград)
СТРУКТУРА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается структура поликультурного мировоззрения. Выделены компоненты поликультурного мировоззрения младших школьников: познавательно-культурологический; нормативно-аксиологический; эмоционально-рефлексивный; деятельностный и культурно-творческий.
Ключевые слова: поликультурное мировоззрение, толерантность, мультикультурализм, начальная школа, структура мировоззрения.
Annotation. The article deals with the structure of multicultural worldview. The components of the multicultural worldview of younger students are identified: cognitive-cultural; normative-axiological; emotional-reflexive; activity and cultural-creative.
Keywords: multicultural worldview, tolerance, multiculturalism, elementary school, the structure of the worldview.
Введение. Проблема мирного сосуществования различных народов и государств всегда привлекала внимание философов, государственных деятелей на разных этапах развития общества. Издавна человечество делало попытки найти средство обеспечения бесконфликтного сосуществования стран и национальных человеческих сообществ.
В условиях экономической, культурной и образовательной интеграции в мировое сообщество для каждой страны особую актуальность приобретает воспитание молодого поколения с развитым поликультурным мировоззрением, устойчивого к проявлениям расизма, ксенофобии и нетерпимости, готового к эффективному межкультурному взаимодействию в новых социально-экономических условиях.
Целью данной статьи является изучение поликультурного мировоззрения обучающихся начальных классов с точки зрения его структуры.
Изложение основного материала статьи. Понятие «поликультурность» появилось в научном обороте в середине ХХ в., постепенно оно приобретало все большую значимость, поскольку придавало новый смысл прошлым установкам, а также обобщало современный опыт реализации идей мира и взаимоуважения между народами, несмотря на имеющиеся между ними культурные, расовые, национальные и религиозные различия.
Проблемы поликультурности не являются новыми для человеческой цивилизации. В вопросах поликультурности пытались разобраться еще древние философы - Сократ, Платон, Аристотель, а основателем поликультурного воспитания считается Я.А. Коменский, который считал необходимым подготовить ребенка к жизни в многонациональном обществе [9]. Позже идеи поликультурного воспитания мы находим в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерева, С.Ф. Русовой, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и многих других выдающихся мыслителей мира.
Научные труды таких отечественных ученых, как В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой, Д.Г. Анохина, И.П. Ильинской раскрывают отдельные аспекты поликультурного мировоззрения и воспитания школьников, освещают развитие теории и практики поликультурного образования в историко-педагогическом контексте. Проблемы межкультурной коммуникации и диалога культур рассматривались в исследованиях М.М. Бахтина, М.С. Кагана, В.С. Библера, П.П. Гайденко и др.; культура межнациональных отношений освещена в работах Г. Померина, М. Хохмана, воспитание толерантности - в трудах Г.Д. Дмитриева, А.Г. Асмолова и др.
Проблеме теории поликультурного мировоззрения и воспитания посвящены также работы зарубежных исследователей. Так, в рамках подхода поликультурного воспитания освещаются: гармонизация отношений между этническими группами (Дж. Мейл, Дж. Фаркас), изучение традиций родной культуры (Ю. Босс-Нюнинг), необходимость воспитания взаимной открытости, интереса и терпимости (Ю. Зандфукс), формирование культурной идентичности (В. Фтенакис, А. Зонне, В. Валхинер).
Отдельные концепции и положения социально-психологического подхода посвящены психологическим предпосылкам поликультурного воспитания (К. Даффи, Дж. Бэнкс, Г. Дмитриев, Н. Крылова, Т. Менский). Эти подходы содержательно дополняют друг друга. Рассматривая проблему культурного и политического взаимодействия различных народов [14], для определения феномена «поликультурность», авторы оперируют разными понятиями. К наиболее используемым можно отнести такие как поликультурность, мультикультурализм, культура межнационального общения, мультикультурность и т.п. [12].
Изучение поликультурного мировоззрения сегодня также находится в центре внимания европейских педагогов, которые видят в нем выход из кризиса в межэтнических отношениях. На сегодняшний день вопрос поликультурного мировоззрения и образования актуальны для многих стран Европы, Австралии, России и США.
Обзор научных работ отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что идеи поликультурности прошли в своем развитии определенные этапы, каждый из которых характеризуется своеобразными чертами. Так, определение прав и свобод человека, акцентуация необходимости их обеспечения приходится на XVII-XVIII вв. - это этап «первого поколения» данного феномена. «Второе поколение» - это период становления прав человека, он характеризуется особым вниманием к социально-экономическим вопросам и приходится на конец XIX - начало ХХ века. «Третье поколение» прав сформировалось в конце ХХ - начале XXI в. и вынесло на общественную и мировую арену права наций и народов, среди которых определяющим становится право наций на собственную культуру и язык, на самоопределение.
Цели, функции и задачи поликультурного мировоззрения должны быть направлены на формирование поликультурного воспитания, а именно: понимание своеобразия каждой отдельной культуры через приобщение к ее ценностям, в том числе своей собственной; умение вести диалог с представителями другой культурной группы [8], уважительное и толерантное отношение к ее традициям, убеждениям, ценностям [3]. Особое значение придается толерантности: «Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [2]. Толерантность в данном контексте - это высшая степень развития культуры человека, а также общества в целом, и характеризуется умением индивида жить в гармонии с собой и миром других людей. Кроме того, поликультурность как внутренней, так и внешней общественной среды требует от каждого гражданина способности к межэтнической и межкультурной коммуникации наряду с толерантным отношением к культурным ценностям иных народов [11].
В настоящее время существуют проблемы, которые появились после обострения старых и возникновения новых конфликтов на религиозной, национальной, экономической, политической, языковой, половой и родовой почве. Это в первую очередь связано с актуализацией общего движения за права человека, а также с процессами развития демократии в мире в целом [10]. Поэтому все острее возникает необходимость целенаправленно подготавливать подрастающее поколение к жизни в культурно гетерогенном и меняющемся мире.
В современной научной литературе разрабатываются различные подходы к организации поликультурного воспитания, выбора форм и методов его эффективной реализации, предлагается использовать как активные и интерактивные их разновидности, которые позволяют перевести учащегося в
позицию активного субъекта учебно-воспитательного процесса, так и возможности привычной окружающей педагогичной среды при соответствующем ее моделировании. Определяющую роль в решении этой задачи играет формирование поликультурного мировоззрения учащихся младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - важная ступень на пути социального становления личности. Он характеризуется возрастными особенностями, учет которых способствует максимально эффективному применению форм и методов воспитания учащихся начальных классов в духе политкультурности. К основным из них относятся: эмоциональная чувствительность и активность, толерантность и психологическое равновесие, открытость и эмпатийность, инициативность и рефлексивность, способность к уже осознанной саморегуляции. Помимо вышеупомянутых особенностей, в младшей школе особенно интенсивное развитие получают способности обучающихся к социальной рефлексии, принятию позиции других, приобретению личного опыта как участника разнопланового общения и взаимодействия, в процессе которого у ребенка постепенно формируется своя социальная позиция - осознанное отношение к себе как к ответственному лицу, к своему обучению - как к выполнению долга, к общению со взрослыми и сверстниками, к развитию своих ценностных социальных связей [6].
Младший школьный возраст - это не только важный период в жизни человека, но и выход на новый возрастной этап. В качестве основной задачи в этом возрасте выступает учебная деятельность, которая осуществляется в школе.
Школа - это, безусловно, тот социальный институт, где реализуется и должно реализовываться поликультурное образование детей. Начальная школа со всем разнообразием форм и средств, методов и приёмов в образовательном и воспитательном процессе крайне важна для формирования у школьников культуры межнациональных отношений [13]. В этом смысле поликультурное воспитание должно быть частью процесса планомерной социализации школьников, ориентированной на освоение системы общечеловеческих и национальных культурных установок и ценностей, формирование коммуникативных качеств, которые помогают школьнику реализовывать себя в плане межкультурного взаимодействия, принимать как данность другие языки и культуры, относиться толерантно к их представителям.
Роль школы в поликультурном воспитании чрезвычайно важна. Однако следует подчеркнуть тот общеизвестный факт, что основы любой культуры закладываются еще в семье. Важную роль семья играет в закладке основ мировоззрения, понимании смысла нравственных правил поведения, в формировании правильного отношения к людям и их поступкам. Домашняя атмосфера способствует адекватному восприятию ребенком существующих в семье правил, норм поведения, взглядов и стремлений.
В ходе многочисленных исследований было установлено, что современная семья может оказывать значительное влияние на формирование и развитие у ребенка стереотипов межличностных взаимоотношений с представителями других культур. Но проблема в том, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания этим вопросам, что в некоторых случаях даже скорее негативно влияет на поликультурное становление ребенка. С учетом данной ситуации в полиэтнической среде следует осуществлять тесное сотрудничество школы и семьи.
Структура поликультурного мировоззрения младших школьников должна включать компоненты, обязательно связанные с семейным обучением и воспитанием, поскольку именно в семье как источнике формирования традиций ребенок приобретает важный опыт коммуникации с людьми, в семье ребенок учится слушать и уважать мнение других, учится общаться, бережно и терпеливо относиться к своим родным и близким.
Взаимодействие школы с родителями может осуществляться, например, через проведение родительских собраний, дней семейного общения, совместных мероприятий, праздников. Значимыми могут стать индивидуальные беседы, групповые занятия, направленные на развитие чуткости, взаимоуважения и доверия между родителями и детьми, создание общих благоприятных условий в семье.
Н.Г. Баранец отмечает, что мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также жизненные позиции, программы поведения и действий людей [1, с. 4]. Мировоззрение является необходимая составляющей человеческого сознания, в нем (в мировоззрении) обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи. Исходя из этого Н.Г. Баранец отмечает, что мировоззрение включает основные компоненты [1, с. 4]: а) познавательный - обобщённые знания о мире и человеке; б) ценностно-нормативный - идеалы, ценности, убеждения и нормы, определяющие жизненную позицию человека; в) морально-волевой - система личностных установок и ориентаций, формирующих готовность к определённому действию; г) практический - деятельность по реализации знаний, убеждений, установок и ценностных ориентаций.
Стоит отметить, что любой процесс направлен на достижение определенного результата, подтверждает его целесообразность и эффективность. Процесс формирования поликультурного мировоззрения не является исключением из этого правила и предполагает достижение высокого уровня сформированности поликультурной воспитанности.
Опираясь на точку зрения Н.Г. Баранец, а также на анализ философской, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, представим авторское видение структуры поликультурного мировоззрения младших школьников:
- познавательно-культурологический компонент (включающий знания о мире вообще, о месте человека в этом мире, а также знание различных культур, которые обучающий получает в ходе изучения иностранных языков);
- нормативно-аксиологический компонент (оценки, ценности, определенный эталон проявления чувств, стремление к реализации их в отношениях с другими людьми);
- эмоционально-рефлексивный компонент (потребности, мотивы, установки, совокупность соответствующих эмоционально-психологических характеристик);
- деятельностный компонент (умения, навыки, привычки, действия, поступки, поведение);
- культурно-творческий компонент (умение оценивать произведения духовной и материальной культуры, наличие высокого уровня гуманитарной культуры (культура мышления, поведения, речевой деятельности), наличие интереса и толерантности к предметам чужой культуры, наличие творческих потребностей и способностей обучающихся к созданию предметов, обладающих эстетической ценностью).
Очевидно, что все элементы данной структуры имеют тесную связь между собой, находятся в постоянном взаимодействии, формируются одновременно.
Собственные наблюдения, проведённые в ходе педагогической деятельности, показали, что основными причинами низкого в большинстве случаев уровня сформированности поликультурного мировоззрения младших школьников определены следующие: недостаточная компетентность учителей, родителей и учеников по вопросам поликультурности и социального становления личности; теоретическая неразработанность социально-педагогического аспекта проблемы поликультурного воспитания и ее технологического обеспечения в условиях обучения в начальной школе.
Если говорить о воспитательных технологиях, формирующих поликультурное мировоззрение учащихся начальной школы и особенностях этого школьного возраста, то методы воспитания в данном случае должны характеризоваться единством познавательных и эмоционально-волевых аспектов деятельности, открытостью к окружающему миру как обязательному элементу формирования основ поликультурной личности. В данной связи поликультурное мировоззрение можно определить как особые педагогические усилия, которые обеспечивают развитие культурно-социальной личности, открытой другим культурам, национальностям, верованиям [4].
Исходя из этого, содержание поликультурного воспитания должно строиться вокруг четырех ориентиров: социокультурная, этническая идентификация личности ребенка, постепенное усвоение системы представлений и понятий о поликультурной среде, формирование положительного отношения к разнообразию культур и языков, развитие навыков межнационального общения [7]. В ходе личного поликультурного становления ребенок проходит несколько ступеней: уважение к своей этнической культуре и осознание культурных различий, толерантность, понимание и принятие другой культуры.
Таким образом, выделенные структурные компоненты позволяют целенаправленно вести работу по формированию поликультурного мировоззрения, в ходе данного процесса у младших школьников проявляются толерантность, понимание, активная солидарность, взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен, осознание культурных различий.
Формирование каждого из выделенных компонентов поликультурного мировоззрения должно происходить в ходе специально организованного педагогического процесса, представляющего поликультурное воспитание, в ходе решения практических задач; ориентации на отказ от неэффективных стереотипов, преодоление имеющихся противоречий и недостатков. Тактика оказывает влияние на последующие алгоритмы и приемы воспитания для каждого отдельного учащегося и подразумевает осуществление воспитательных и образовательных мероприятий по формированию поликультурного мировоззрения у школьников.
В основу технологии формирования поликультурного мировоззрения обучающихся должен быть положен комплекс личностно-ориентированных ее разновидностей (гуманно-личностные и технологии сотрудничества), которые выдвигают в центр воспитательной системы личность ребенка, акцентируя внимание на необходимости создания комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой группе технологий не только объект воспитания, но и приоритетный субъект, выступающий целью воспитательной системы, а не средством достижения какой-то другой цели.
Другими видами воспитательных технологий являются: технология коллективного творческого воспитания И. Иванова, технология создания ситуации успеха А. Белкина, технологии игровой деятельности [5], которые помогают заинтересовать детей содержанием воспитательной работы и соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Формирование личности, обладающей поликультурным мировоззрением, - сложный и ответственный процесс, и эффективность этого процесса будет зависеть от совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
Выводы. Таким образом, в статье определена структура поликультурного мировоззрения младших школьников, которая включает такие компоненты, как познавательно-культурологический; нормативно-аксиологический; эмоционально-рефлексивный; деятельностный и культурно-творческий.
Формирование каждого из выделенных компонентов должно происходить комплексно, поэтапно. Процесс планомерного и целенаправленного развития поликультурного мировоззрения обеспечивает развитие и становление чувств и убеждений обучающегося в русле признания существования множественности культур, формирует толерантное отношение к различиям окружающих людей и мира в целом и подразумевает понимание и адекватное восприятие современных культур. Поликультурное мировоззрение является интегративным качеством индивида, обусловливает многоаспектность отношений на микро- и макроуровне и состоит из множества поликультурных убеждений, ценностей, установок и потребностей личности.
Литература:
1. Баранец Н.Г. Основы философии: учебное пособие к курсу «Философия» для вузов. - Ульяновск: Издательство УлГУ, 2010. - 334 с.
2. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 152 с.
3. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В.П. Борисенков, Гукаленко А.В., Данилюк А.Я. - М. Изд-во ООО «Педагогика», 2006. - 567 с.
4. Васютенкова И.В. Современные проблемы поликультурного образования. // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. - 143 с.
5. Вовк Е.В. Средства поликультурного образования младших школьников // Universum: психология и образование. 2018. № 4 (46). - С. 8-10.
6. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Рулева А.О. Организация поликультурного образования в начальной школе // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 11. - С. 50-53.
7. Гукаленко А.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности в современной молодёжи // Известия Академии педагогических и социальных наук. - Москва -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - С. 121-128.
8. Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: материалы международ. науч.-практ. конф. М.: Владос, 1995. С. 51-52.
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.
10. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников / Т.И. Лучина // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси материалы педагогических чтений. - Омск: 2015. - С. 70.
11. Макаев В.В. и др. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.
12. Пиджоян М.З., Шабанова Е.А. Мультикультурное образование: содержание понятия // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 4-1. - С. 44-47.
13. Тихомирова О.Б. Нравственные ценности как феномен русской педагогической культуры. / О.Б. Тихомирова, Т.Н. Ушенина // Педагогика и современность Научно-педагогический журнал. - 2014. - №3. - С. 63-67
14. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. - Boston: Allyn and Bacon, 2001. - 360 p.
Педагогика
УДК: 37
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры воспитательных систем Романова Галина Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье обоснована необходимость комплексного подхода к развитию социокультурной компетентности обучающихся в инклюзивной образовательной среде организаций дополнительного образования, рассмотрены потенциальные возможности системы дополнительного образования в формировании социокультурной компетентности обучающихся с особыми образовательными потребностями; представлена сущность социокультурной компетентности как личностной характеристики.
Ключевые слова: комплексный подход; социокультурная компетентность обучающихся; система дополнительного образования детей; инклюзивная образовательная среда; обучающиеся с особыми образовательными потребностями; общение.
Annotation. The article substantiates the need for a comprehensive approach to the development of socio-cultural competence of students in an inclusive educational environment of organizations of additional education, considers the potential of the system of additional education in the formation of socio-cultural competence of students with special educational needs; presents the essence of socio-cultural competence as a personal characteristic.
Keywords: complex approach; socio-cultural competence of students; system of additional education of children; inclusive educational environment; students with special educational needs; communication.
Введение. Насыщенность школьных образовательных программ фактическим материалом приводит, зачастую, к уменьшению его воспитательного потенциала. В ситуации нестабильной социально-экономической обстановки, когда родители не могут уделять достаточного внимания воспитанию детей, будучи заняты поиском работы и удовлетворением, прежде всего, материальных благ, возникает острая необходимость создания специальной воспитывающей среды, формирующей социально-значимые качества личности. В этих условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования в обеспечении успешной социализации личности каждого ребенка. Особую значимость это приобретает для тех, кто имеет особые образовательные потребности, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Изложение основного материала статьи. Вопросы проектирования и организации образовательной среды, равно как и особенности ее влияния на личностное развитие занимают одно из ведущих мест в современных педагогических исследованиях [3; 8]. Взгляды специалистов во многом ориентированы на исследование воспитывающего потенциала образовательной среды, его возможностей в становлении личности [4; 8]. Говоря о важности создания специальной среды, формирующей и развивающей социально-значимые, коммуникативные качества детей и молодежи, среды, направленной, в том числе, на развитие социокультурной компетентности обучающихся, остановимся на необходимости комплексного подхода к решению данной проблемы. Комплекс - это сочетание, совокупность, представляющая собой единое целое. В контексте рассматриваемой проблемы - комплекс - это система. Комплексность, считает К.И. Бузаров, может быть рассмотрена как единство целей и задач, содержания, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия [2]. Острая необходимость в таком подходе именно сегодня возникает в связи с тем, что и в теории и в практике воспитания и воспитательной деятельности феномен воспитания фактически рассматривался как сумма отдельных процессов, совокупный результат направлений воспитания, составляющих его структуру. Бытовало мнение, в том числе и в научном мире, что эти «отдельно взятые» процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Это вполне резонно: развивая одну из составляющих системы, мы придем к приращению и других ее характеристик. Однако, акцент делался при этом не на формирование целостной личности, а на развитие ее отдельных свойств. Следует также отметить, что качество современного дополнительного образования во многом определяется его соответствием запросам и интересам формирующейся личности, направленностью не только и не столько на развитие умственных сил и творческих способностей и развитие индивидуальности, сколько на обеспечение эффективной адаптации и самореализации каждого в условиях поликультурного социального многообразия. Следовательно, комплексность воспитательно-образовательной деятельности в условиях инклюзивной практики организаций дополнительного образования есть грамотная реализация системы воспитательных воздействий и взаимодействий, снимающая дискретность реализации целей и задач инклюзии.