Научная статья на тему 'СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)'

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / ИНТЕРЕС / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васельцова Ирина Александровна, Бродецкий Андрей Борисович, Поляков Александр Александрович

Политические, социально-экономические и санитарно-эпидемиологические изменения, происходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на динамику стилевых особенностей поведения, формирование целевых установок к деятельности и развитие ценностного потенциала учащейся молодежи. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения динамики структурного и содержательного наполнения потребностно-мотивационной сферы студентов путей сообщения к занятиям физкультурно-оздоровительной и прикладной физической деятельностью. Контент-анализ результатов прикладных исследований позволил констатировать, что с течением времени структура мотивационной сферы студентов становится более мозаичной. Наблюдается ротация мотивов, связанных со здоровьесбережением, функциональным наполнение деятельности, рекреацией, получением новых знаний с мотивами социальной и личностной актуализации. На основе изученных материалов была разработана анкета, в содержание которой вошли шесть боков: социальный, информационно-познавательный, профессиональный, спортивный, оздоровительно-рекреативный, рефлексивный и обоснован выбор игрового и соревновательного методов, как приоритетных в формировании актуальных мотивов к занятиям различными видами двигательной активности в студенческой среде (с учетом современных условий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васельцова Ирина Александровна, Бродецкий Андрей Борисович, Поляков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF MOTIVATION FOR PHYSICAL AND IMPROVEMENT ACTIVITIES AND APPLIED PHYSICAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITIES (RETROSPECTIVE ANALYSIS)

The political, socio-economic and sanitary-epidemiological changes taking place in modern society have significant impact on the dynamics of stylistic behavior, the formation of target attitudes for activity and the development of the value potential of young students. The relevance of the article is due to the need to study the dynamics of the structural and content of the need-motivational sphere of students of Railways University to physical culture, health improvement and applied physical activities. Content analysis of the results of applied research allowed us to state that over time, the structure of the motivational sphere of students becomes more mosaic. There is a rotation of motives related to health conservation, functional content of activities, recreation, acquisition of new knowledge with motives of social and personal actualization. Based on the studied materials, the questionnaire was developed, the content of which included six blocks: the social, information-cognitive, professional, sports, health-improving, reflexive, and the choice of game and competitive methods was justified as priority in the formation of actual motives for practicing various types of physical activity in the student environment (taking into account modern conditions).

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)»

для расширения диапазона двигательных функций посредством освоения элементарных движений плавания.

Приобретенные навыки гидрореабилитации являются основой для безопасного и эффективного нахождения в воде, а также могут благоприятно влиять на другие виды деятельности, что улучшает состояние и способствует повышению социального благополучия детей с нервно -мышечными расстройствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетков Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

2. Мальцев Д.В. Воздействие состязательно-игрового метода обучения начальным навыкам плавания младших школьников / Д.В. Мальцев, О.Е. Понимасов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 164-167.

3. Понимасов О.Е. Формирование начальных навыков плавания с учетом особенностей детей младшего школьного возраста / О.Е. Понимасов, Д.В. Мальцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 164-167.

REFERENCES

1. Kochetkov, D. I., Ponimasov, O. E. and Pilina, I. B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universi-teta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

2. Maltsev, D.V. and Ponimasov, O.E. (2021), "Impact of the competitive play method of teaching primary swimming skills for junior schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 164-167.

3. Ponimasov, O.E., Saburova, E.V. and Maltsev, D.V. (2021), "Formation of initial swimming skills taking into account the features of young school children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No. 9, pp. 164-167.

Контактная информация: waknin.elana@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.07.2022

УДК 796.011

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ

АНАЛИЗ)

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Борисович Бродецкий, доцент, Александр Александрович Поляков, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

Политические, социально-экономические и санитарно-эпидемиологические изменения, происходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на динамику стилевых особенностей поведения, формирование целевых установок к деятельности и развитие ценностного потенциала учащейся молодежи. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения динамики структурного и содержательного наполнения потребностно-мотивационной сферы студентов путей сообщения к занятиям физкультурно-оздоровительной и прикладной физической деятельностью. Контент-анализ результатов прикладных исследований позволил констатировать, что с течением времени структура мотивационной сферы студентов становится более мозаичной. Наблюдается ротация мотивов, связанных со здоровьесбережением, функциональным наполнение деятельности, рекреацией, получением новых знаний с мотивами социальной и личностной актуализации. На основе изученных материалов была разработана анкета, в содержание которой вошли

шесть боков: социальный, информационно-познавательный, профессиональный, спортивный, оздоровительно-рекреативный, рефлексивный и обоснован выбор игрового и соревновательного методов, как приоритетных в формировании актуальных мотивов к занятиям различными видами двигательной активности в студенческой среде (с учетом современных условий).

Ключевые слова: потребностно-мотивационная сфера, целевые установки, интерес, эмоциональная насыщенность, физическая культура и спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p71-76

STRUCTURE OF MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURER AND HEALTH-IMPROVEMENT AND APPLIED PHYSICAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF

RAILWAY UNIVERSITIES (RETROSPECTIVE ANALYSIS) Irina Aleksandrovna Vaseltsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Andrey Borisovich Brodetsky, the docent, Alexander Alexandrovich Polyakov, the senior teacher, Samara State Railway University, Samara

Abstract

The political, socio-economic and sanitary-epidemiological changes taking place in modem society have significant impact on the dynamics of stylistic behavior, the formation of target attitudes for activity and the development of the value potential of young students. The relevance of the article is due to the need to study the dynamics of the structural and content of the need-motivational sphere of students of Railways University to physical culture, health improvement and applied physical activities. Content analysis of the results of applied research allowed us to state that over time, the structure of the motivational sphere of students becomes more mosaic. There is a rotation of motives related to health conservation, functional content of activities, recreation, acquisition of new knowledge with motives of social and personal actualization. Based on the studied materials, the questionnaire was developed, the content of which included six blocks: the social, information-cognitive, professional, sports, health-improving, reflexive, and the choice of game and competitive methods was justified as priority in the formation of actual motives for practicing various types of physical activity in the student environment (taking into account modern conditions).

Keywords: need-motivational sphere, goals, interest, emotional richness, physical culture and

sports.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура как социальный феномен, являясь по сути человековедческой дисциплиной чувствительна к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе. Каждый хронологический этап влияет на формирование направленности в мо-тивационной сфере обучающихся, интересов, потребностей, мотивов, готовности к поддержанию здорового и продуктивного стиля жизни, успешной реализации в профессиональной деятельности. Исследователи отмечают, что каждую четверть века сменяется поколение и соответственно меняются фундаментальные ценности, стилевые особенности поведения, отношение к социальным и моральным нормам и др. Современных студентов 1-3 курсов относят к поколению Z (зумеры). Гаджеты, IT-технологии, всемирная паутина и большие объемы быстроменяющейся информации являются неотъемлемыми атрибутами их повседневных жизненных практик. Санитарно-эпидемиологическая обстановка, удаленный режим обучения способствуют снижению общего уровня двигательной активности, интереса к занятиям различными видами оздоровительных практик, еще большему погружению в виртуальную реальность, цифровое общение. Молодежь данного поколения не ориентирована на достижение удаленных результатов. Им необходима мотивация и реакция окружающих на каждом выполненном этапе, поставленных ними задач, которые в свою очередь должны быть четко и детально сформулированы.

Принципиальным для становления субъектной функции индивидуального самостроительства, саморазвития, интеллектуальной, творческой и профессиональной психо-

физической надежности будущих специалистов железнодорожного транспорта является соответствие характеристик потребностно-мотивационной сферы студентов содержательному наполнению различных форм физической подготовки в вузе, что определяет актуальность проблемы исследования.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления доминирующих мотивов к занятиям спортивно -оздоровительной и прикладной физической деятельностью, динамики изменений структуры мотивационной сферы студентов в различные временные периоды был проведен анализ результатов прикладных исследований в университетах путей сообщения России.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о сущностных характеристиках по-требностно-мотивационной сферы.

2. Провести детальный ретроспективный анализ мотивационной сферы студентов университетов путей сообщения и технических вузов РФ.

3. Определить актуальные мотивы, целевые установки, сферу интересов, стимулирующие мотивацию студентов к занятиям физкультурно-оздоровительной и прикладной физической деятельностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследователи рассматривают мотивацию как понятие, которое в обобщенном виде представляется как динамично развивающееся целостное образование, включающее побуждения различного уровня или как множество диспозиций (В.Г. Асеев, И.А. Джида-рьян, А.К. Маркова и др.). Взаимосвязь потребностей, интересов, эмоций и их влияние на силу и степень выраженности мотива раскрываются в работах В.И. Ковалева, К.Х. Кекче-ева. Установлено, что физиологическая, физическая, психологическая активность, а, следовательно, и уровень работоспособности стимулируются положительными эмоциональными состояниями (В.И. Ковалев, А.А. Леонтьев). Б.Ф. Моргун констатирует, что активность обучающегося должна рассматриваться в двух аспектах: мотивационном (отношение к предмету обучения) и операционном (владение приемами ориентировки в материале и выбор адекватных действий для решения образовательных задач). Уровни целей, как результативная характеристика деятельности, определяются уровнями мотивов и классифицируются как широкие познавательные (овладение новыми знаниями), учебно -познавательные цели (усвоение способов и приемов добывания и пополнения знаний), цели самообразования (приобретение дополнительных знаний и построение программы самосовершенствования), социальные цели (определение своего положения в коллективе, позиции в общении, нахождение оптимального способа сотрудничества и др.). Мотива-ционным состояниям познавательного характера соответствует проектный или ориентированно-исследовательский вид деятельности (Р.С. Немов). Э.Д. Телегина, исследуя мотивацию студентов, выявила, что среди множества мотивов учебной деятельности особое место занимают познавательные мотивы, мотивы профессиональной реализации и мотивы профессионального интереса. Познавательные мотивы обладают свойством не насыщаемости и, следовательно, организация учебного процесса должна максимально симулировать рост познавательных мотивов в структуре мотивации студентов.

Обобщая изученные материалы, можно определить следующую гипотетическую позицию для продолжения исследования: если будут определены актуальные, действенные мотивы к занятиям различными видами физкультурной деятельности, конкретизированы основные целевые установки, потребности и совокупность интересов, служащих источником мотивации студента, то возможно задать условия реализации учебно -воспитательного процесса, соответствующие потребностям студентов.

Контент-анализ научных работ, направленных на изучение мотивации студентов к занятиям физической культурой представлен в таблице [1, 2, 4, 5].

Таблица - Ретроспективный анализ мотивационной сферы студентов университетов путей сообщения к занятиям ФКиС_

Вуз Методы исслед. Результаты

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (В.А. Садовский, Г.Я. Галимов) Выстраивание ассоциативных рядов. Выборочная совокупность 204 человека (2012 г.) 79% отмечают положительную взаимосвязь между уровнем двигательной активности и здоровьем. У 73% понятие здоровье ассоциируется с успешностью, внешней привлекательностью, работоспособность. У 56% учебные занятия по ФКиС вызывают ассоциации «устарело», «однообразно», «скучно». 40% связывают занятия физической культурой и спортом с формированием активной жизненной позиции, самоактуализацией, рекреацией. 25% отмечают заинтересованность в занятиях спортивным волонтерством, освоением новых или экстремальных видов спорта. 17% предпочитают занятия с невысоким уровнем двигательной активности.

Омский государственный университет путей сообщения (Мироненко Е.Н) Анкетный опрос. Выборочная совокупность 360 человек, студенты 1 - 4 курсов (2012 г.) Результаты исследований представлены в соотв. с рангом значимости: - мотив улучшения здоровья (77% респондентов); - физическая и эмоциональная удовлетворенность занятиями (47%); - улучшение физических кондиций (41 %); - привлекательность личности преподавателя (23%); - развитие морально-волевой сферы и получение новых знаний (21% и 16%).

Самарский государственный университет путей сообщения (И.А. Ва-сельцова, А.Б. Бродецкий, С.А. Петров) Анкетирование. Выборочная совокупность 135 человек. Студенты 1-3 курсов (2016 г.) Ранжирование целевых установок (распределение по курсам): На первом месте у студентов 1-2 курсов функциональные цели (хорошее физическое состояние, телосложение, активный отдых, освоение новых спортивных дисциплин). У студентов 3 курса преобладают барьерные цели (получение зачета по дисциплине). Самосовершенствование (коррекция фигуры, достижение определенных спортивных результатов, коммуникация, формирование морально-волевых качеств) занимает второе место по значимости у всей выборочной совокупности. 3-4 место занимают оздоровительные цели (укрепление здоровья, повышение работоспособности). Цели, связующие профессиональную успешность, уровень физической подготовленности и оптимальной работоспособности располагаются на последнем месте в шкале значимости.

Уральский государственный университет путей сообщения Уральский государственный университет путей сообщения (А.В. Зименкова, Я.В. Чуб) Анкетный опрос. Ранжирование в бальной системе от 0 до 10 Выборочная совокупность 450 человек, студенты 1-2 курсов (2018 г.) Анализировались факторы, влияющие на интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом: Оздоровление, формирование телосложения - 9,3 Улучшение физических данных - 8,7 Хорошо оборудованная материальная база и возможность выбора спортивной специализации - 7,9 Чувство азарта, соперничество - 7,4 Возможность общения - 6,7 Получение зачета - 5,4 Удовлетворенность отношениями в коллективе 5,2 Получение дополнительных знаний о методиках тренировок - 4,6 Достижение спортивных результатов - 3,2 Совершенствование характера - 2

Петербуржский государственный университет путей сообщения (С.В. Кононов, Е.В. Радовицкая, Р.И. Русняк) Анкетирование. Выборочная совокупность 190 человек. Студенты 1 -2 курсов (2019 г.) Выявлялись мотивы к занятиям ФКиС: Мотив улучшения внешних данных (66%). Мотив долженствования, получение зачета (54%). Лидерство, успех, самосовершенствование (51%). Смена видов деятельности, рекреация 49%. Неформальное общение (47%). Здоровье и поддержание здорового образа жизни (45%). Острые ощущения, эмоциональная и физическая удовлетворенность (37%). Соответствие модным тенденциям, представленным в средствах массовой информации (23%). Подготовка к профессиональной деятельности (работоспособность и внешняя успешность) (13%). Спортивное совершенствование, достижение и спортивных результатов (9%). Удовлетворенность качеством учебных занятий (7%).

Сравнительный анализ результатов исследований позволил констатировать, что с течением времени структура мотивационной сферы студентов становится более мозаичной. Наблюдается ротация мотивов, связанных со здоровьесбережением, функциональным наполнение деятельности, рекреацией, получением новых знаний с мотивами социальной и личностной актуализации (лидерство, самоутверждение, эффективная коммуникация, престижность видов спорта, эмоциональная насыщенность, волонтерская деятельность).

На основе изученных материалов была разработана анкета, направленная на выявление актуальных мотивов, целей, интересов современного студенчества к занятиям ФКиС. Анкета содержит шесть боков: социальный, информационно-познавательный, профессиональный, спортивный, оздоровительно-рекреативный, рефлексивный. Выборочную совокупность составили 454 человека (студенты 1-3 курсов Самарского государственного университета путей сообщения). Опрос проводился в тестовой системе Google.

9,9% (45 человек) опрошенных указали на отсутствие любой мотивации, что практически совпадает с количеством студентов (11%) предпочитающих пассивные формы ФК (просмотр спортивных передач, участие в качестве болельщиков и др.). 76% считают необходимыми обязательные занятия по физическому воспитанию в вузе. Среди факторов, формирующих положительное отношение к занятиям, были отмечены: влияние рекламы ведущих спортивных брендов, фитнес индустрии, направленное на физическое совершенствование в соответствии с предлагаемыми стандартами (58,5%); вариативность видов спорта, возможность их самостоятельного выбора, эмоциональная насыщенность занятий (52%); достижение спортивных результатов, уверенность и самоутверждение (49,3%); хорошее материально-техническое оснащение спортивных площадей (48%); оздоровление, снятие умственного напряжения и эмоциональной разрядки (26,7%); восприятие учебно-тренировочных занятий, как дополнительной возможности неформального общения и нахождения в социально привлекательной среде (25,1%).

Вместе с тем, наличие взаимосвязи физической и профессиональной подготовки (средство повышения работоспособности; формирования профессионально значимых физических качеств, стрессоустойчивости; укрепление функциональных систем организма) осознают только 28,6% респондентов. В сферу познавательных интересов входят: разнообразные концепции правильного питания, методики тренировок, направленные на снижение массы тела, формирование рельефов, увеличение мышечной массы; режимы занятий (интервальные, круговые тренировки и др.); диагностические программы (уровень двигательной активности, показатели PAI) Приоритетные источники информации: интернет-ресурсы - 62,7%; СМИ - 13,2%; специализированная литература - 5,6%.

Анализ рефлексивного блока анкеты позволил выявить наличие противоречия между реальным уровнем физической подготовленности (по результатам сдачи обязательных тестов) и самооценки студентов.

Полученные материалы позволяют утверждать, что для формирования мотивов к занятиям различными видами двигательной активности в студенческой среде (с учетом современных условий) рационально ориентироваться на применение игрового и соревновательного методов, позволяющих создать яркую эмоциональную атмосферу состязательности и выявления лидеров в условиях соперничества. Игровой метод позволяет проигрывать различные социальные роли (лидер, ведомый, командное взаимодействие и др.) в условиях высокой вариативности действий. Соревновательный метод задает четкую номенклатуру действий, очерченную рамками правил, развивая чувство уважения к сопернику, лидерские качества, дисциплинированность, целеустремленность, собранность в условиях высокой психологической напряженности [3]. Информационное сопровождение, институт болельщиков, деятельность которого очерчена этическим кодексом, способствуют формированию социального резонанса. Максимальный эффект можно получить, если данная деятельность будет инициироваться самими студентами и

реализовываться при их непосредственном участии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова И.А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, С.А. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). -С. 19-25.

2. Зименкова А.В. Гендерные различия в мотивации к занятиям физическими упражнениями студентов / А.В. Зименкова, Я.В. Чуб // Организационно-экономические и социальные проблемы и перспективы развития транспортной отрасли. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета экономики и управления Уральского государственного университета путей сообщения. - Екатеринбург, 2018. - С. 442-447.

3. Зиновьев Н.А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134) - С. 98-102.

4. Радовицкая Е.В. Формирование у обучающихся понимания воздействия вредных привычек и мотивация отказа от них / Е.В. Радовицкая, С.В. Кононов, Р.И. Русняк // Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни в образовательном процессе современного вуза. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры «Физическая культура». - Санкт-Петербург, 2019. - С. 144-146.

5. Садовский В.А. Профессионально-ориентированная система физического воспитания студентов учебных заведений железнодорожного транспорта / В.А. Садовский, Г.Я. Галимов. - Хабаровск : Издательство ДВГУПС, 2012. - 278 с.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A., Brodetsky, A.B. and Petrov, S.A. (1997), "The study of motivation for physical culture of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp. 19-25.

2. Zimenkova, A.V. and Chub, Ya.V. (2018), "Gender differences in students' motivation for physical exercises", Organizational-economic and social problems and prospects for the development of the transport industry. Proceedings of the International scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary of the Faculty of Economics and Management of the Ural State Railway University, Ekaterinburg, pp. 442-447.

3. Zinoviev, N.A. and Svyatchenko, P.B. (2016), "Pedagogical conditions for the formation of a healthy lifestyle for students of a technical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 98-102.

4. Radovitskaya, E.V., Kononov, S.V., Rusnyak, R.I. (2019), "Formation of students' understanding of the impact of bad habits and motivation for abandoning them", Physical culture, sport and a healthy lifestyle in the educational process of a modern university. Proceedings of the International scientific-practical conference dedicated to the 80th anniversary of the department "Physical culture", St. Petersburg, pp. 144-146.

5. Sadovsky, V.A. and Galimov, G.Ya. (2012), Professionally-oriented system of physical education of students of educational institutions of railway transport, DVGUPS Publishing House, Khabarovsk.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2022

УДК 796.012.2:799.3

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТРЕЛКОВ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Дмитриевна Павлова, старший преподаватель Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

В настоящее время пулевая стрельба в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, является одним из основных видов спорта, которая развивается и совершенствует-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.