Научная статья на тему 'ГИДРОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-МЫШЕЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ГИДРОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-МЫШЕЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОТЕРАПИЯ / НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вакнин Елена Евгеньевна, Малышева Елена Владимировна, Понимасов Олег Евгеньевич, Сабурова Екатерина Викторовна

С целью выявления возможностей гидрореабилитации в восстановлении двигательных способностей разработана реабилитационная программа, основанная на гидродинамическом подходе к активизации моторных и сенсорных процессов у детей с нервно-мышечными расстройствами. Сформулированы наиболее эффективные формы занятий водными упражнениями, способствующие расширению диапазона двигательных функций посредством освоения элементарных движений плавания детьми с нервно-мышечными расстройствами. Получен новый научный результат - выявлена возможность использования гидрореабилитации как важной составляющей программ физической активности и реабилитационных программ для детей с нервно-мышечными расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вакнин Елена Евгеньевна, Малышева Елена Владимировна, Понимасов Олег Евгеньевич, Сабурова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYDROTHERAPY IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH NEURO-MUSCULAR DISORDERS

In order to identify the possibilities of hydro-rehabilitation in the restoration of motor abilities, the rehabilitation program has been developed based on the hydrodynamic approach to the activation of motor and sensory processes in children with neuromuscular disorders. The most effective forms of water exercises are formulated, which contribute to the expansion of the range of motor functions through the development of elementary swimming movements by children with neuromuscular disorders. The new scientific result has been obtained - the possibility of using hydro-rehabilitation as an important component of physical activity programs and rehabilitation programs for children with neuromuscular disorders.

Текст научной работы на тему «ГИДРОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-МЫШЕЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

practice of physical culture, No. 7. pp. 61-63.

7. Karpov, V. Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14(1), рр. 99-103.

8. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y, Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V, Gusev, A.V, Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Bio-chem Technol, Vol. 12 (1), рр. 27-31.

9. Lipovka A.Yu., Zuikova E.G., Bushma T.V., Lipovka V.P. (2019), "Realization of personal needs of female students in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 104-108.

10. Ripkovich, V.D. (2015), "The role of a coach in creating a socio-psychological climate and effective activity of a sports team", International Student Scientific Bulletin, No. 4-5, pp. 551-552.

11. Petrov, A.B., Gursky, A.V., Kurshev, U.R., Mikhalev, V.N. and Petrov, A.A. (2018), "The study of physical performance in martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158). pp. 247-252.

12. Rusakov, A.A., Romanova S.V. (2018) "Organization of physical education at the university on the basis of individual physical culture orientation of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 215-218.

13. Sviyagina, E.V., Zipunnikova, T.A. and Zhuravleva, I.A. (2019), "Improving the motor abilities of female students in physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 202-206.

14. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

Контактная информация: ishmeeva2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.012.61+797.2

ГИДРОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-МЫШЕЧНЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Елена Евгеньевна Вакнин, доктор психологических наук, профессор, Санкт-

Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Елена Владимировна Малышева, кандидат педагогических наук, Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, доцент, Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена

Аннотация

С целью выявления возможностей гидрореабилитации в восстановлении двигательных способностей разработана реабилитационная программа, основанная на гидродинамическом подходе к активизации моторных и сенсорных процессов у детей с нервно-мышечными расстройствами. Сформулированы наиболее эффективные формы занятий водными упражнениями, способствующие расширению диапазона двигательных функций посредством освоения элементарных движений плавания детьми с нервно-мышечными расстройствами. Получен новый научный результат - выявлена возможность использования гидрореабилитации как важной составляющей программ физической активности и реабилитационных программ для детей с нервно-мышечными расстройствами.

Ключевые слова: гидротерапия, нервно-мышечные расстройства, реабилитационная программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p68-71

HYDROTHERAPY IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH NEUROMUSCULAR DISORDERS

Elena Evgenievna Vaknin, the doctor of psychological sciences, professor, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Elena Vladimirovna Malysheva, the candidate of pedagog-

ical sciences, Oleg Evgenievich Ponimasov, the doctor of pedagogical sciences, docent, Ekate-rina Viktorovna Saburova, the candidate of pedagogical sciences, docent, The Herzen State

Pedagogical University of the Russian

Abstract

In order to identify the possibilities of hydro-rehabilitation in the restoration of motor abilities, the rehabilitation program has been developed based on the hydrodynamic approach to the activation of motor and sensory processes in children with neuromuscular disorders. The most effective forms of water exercises are formulated, which contribute to the expansion of the range of motor functions through the development of elementary swimming movements by children with neuromuscular disorders. The new scientific result has been obtained - the possibility of using hydro-rehabilitation as an important component of physical activity programs and rehabilitation programs for children with neuromuscular disorders.

Keywords: hydrotherapy, neuromuscular disorders, rehabilitation program.

ВВЕДЕНИЕ

Гидрореабилитация имеет большое значение для поддержания наилучшего качества жизни в течение максимально длительного времени и рассматривается как жизненно важная часть традиционной медицины. Водная терапия считается эффективной формой лечебной гимнастики для людей с нервно-мышечными расстройствами.

Вода является средой, в которой люди с нервно-мышечными расстройствами имеют возможность совершать самостоятельные движения, укрепляя уверенность и увеличивая мобильность [2, 3]. Движения, выполняемые в тёплой воде, повышают мышечный тонус, в то же время способствуя расслаблению, в том числе при упражнениях с высокой физической нагрузкой. Улучшение качества повседневной жизни пациентов с нервно -мышечными расстройствами может быть достигнуто в случае проведения физиотерапии в сочетании с гидротерапией.

В настоящее время водная реабилитация проводится с детьми, страдающими нервно -мышечными расстройствами: ослабленным моторным контролем, мышечной слабостью, нарушением координации, баланса, двигательной реакции, снижением двигательных способностей, неустойчивостью походки, повышенной утомляемостью; подверженными депрессии или с отсутствием мотивации. Под воздействием физических свойств плотности, вязкости, текучести, гидростатического давления и термодинамики водной среды пациенты выполняют упражнения, которые не в состоянии выполнить на суше, и достигают цели реабилитации [1].

Наиболее эффективные формы водных упражнений для детей, страдающих нервно-мышечным расстройствами, включают индивидуальную терапию, тренировку дыхания в воде, техники плавания, в которых особое внимание уделяется тщательно контролируемым движениям и дыханию, а также мягкое прогрессирующее укрепление в сочетании с аэробными и групповыми упражнениями в теплой воде. Сниженная физическая активность является следствием прогрессирующих нервно-мышечных заболеваний, отрицательно влияющих на качество жизни и состояние здоровья.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Участие в программе водной реабилитации приняли 26 детей в возрасте от 8 до 11 лет, страдающих различными двигательными дисфункциями: умеренной мышечной дистрофией, спинальной мышечной атрофией, невропатией, миастенией, боковым амиотро-фическим склерозом.

С целью оценки эффективности реабилитационных занятий плаванием сравнивались показатели, характеризующие динамику двигательных способностей в выполнении упражнений гидродинамического характера.

Уроки гидрореабилитации в бассейне проводились двумя педагогами. Один педагог находился непосредственно в воде, второй - руководил занятием на бортике бассейна.

Также на занятии присутствовал тьютор. На первых занятиях выявлялся исходных уровень двигательных умений и способности детей с нарушениями нервно-мышечного спектра к восприятию и воспроизведению движений.

Упражнения проводились во всех частях занятия и дозировались в зависимости от состояния детей. Использовались все основные группы упражнений по степени сознательной активности ученика и физической помощи тренера: пассивные упражнения с погружением головы в воду и активные упражнения с погружением головы в воду. Учитывались индивидуальные условия, сроки обучения отдельным элементам, количество повторений, количество пауз для отдыха и переключения.

Данные были проанализированы с помощью SPSS Statistics 23.0, методом распределения частот и t-критерий различий между группами.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результатами тестирования по окончанию исследования диагностируется достоверный рост двигательных способностей детей с нервно-мышечными расстройствами в выполнении упражнений гидродинамического характера (таблица).

Таблица - Динамика показателей испытуемых в выполнении упражнений гидродинамического характера, х±т_

Показатель до после t

Выдохи с погружением в воду, кол-во раз 1,6±0,3 4,6±0,4 2,3

Способность выполнить упражнение «поплавок», балл 0,8±0,04 3,6±0,5 3,4

Скольжение, м 1,1±0,7 5,3±0,4 2,2

Движения ногами способом кроль на груди с доской, балл 1,4±0,6 5,90±0,5 2,7

Доставание до предмета со дна, балл 0,6±0,04 2,5±0,03 1,5

Результаты показывают, что дети значительно улучшили двигательные способности к освоению навыков плавания, преодолели боязнь самостоятельного нахождения в воде, погружения под воду, что является предпосылками профилактики мышечной слабости, контрактуры, сколиоза.

Утверждение о формировании предпосылок для реабилитации двигательных функций посредством водной деятельности детей с нервно-мышечными расстройствами представляется актуальной для дальнейшего обсуждения. Причины сформулированных тезисов группируются в плоскости реабилитационного подхода, поскольку занятия по плаванию проводились с единой целью - создать условия для независимого и самостоятельного проявления двигательных способностей за счёт воздействия особых гидротерапевтических условий. Освоение упражнений эффективного дыхания в воде послужило психологической и функциональной основой для дальнейшего контроля и расширения диапазона выполняемых движений.

Контроль над телом и способность самостоятельно передвигаться в воде жизненно важным компонентом для произвольных контролируемых и локомоций в пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гидротерапия и плавание - важная часть программ физической активности, а также реабилитационных программ для детей с нервно-мышечными расстройствами.

Включение в гидрореабилитацию активизирует моторные и сенсорные процессы, которые влияют на эмоциональное и социальное здоровье детей. Исследование показало эффективность водной реабилитации детей с нервно-мышечными расстройствами. Методы гидрореабилитации предлагают более индивидуальные подходы и ориентированы на улучшение состояния двигательных функций.

Наиболее эффективной формой водных упражнений для детей с нервно -мышечными расстройствами является индивидуальная гидротерапия, которая начинается с освоения дыхательных упражнений в воде. Предлагаемый подход создаёт предпосылки

для расширения диапазона двигательных функций посредством освоения элементарных движений плавания.

Приобретенные навыки гидрореабилитации являются основой для безопасного и эффективного нахождения в воде, а также могут благоприятно влиять на другие виды деятельности, что улучшает состояние и способствует повышению социального благополучия детей с нервно -мышечными расстройствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетков Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

2. Мальцев Д.В. Воздействие состязательно-игрового метода обучения начальным навыкам плавания младших школьников / Д.В. Мальцев, О.Е. Понимасов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 164-167.

3. Понимасов О.Е. Формирование начальных навыков плавания с учетом особенностей детей младшего школьного возраста / О.Е. Понимасов, Д.В. Мальцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 164-167.

REFERENCES

1. Kochetkov, D. I., Ponimasov, O. E. and Pilina, I. B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universi-teta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

2. Maltsev, D.V. and Ponimasov, O.E. (2021), "Impact of the competitive play method of teaching primary swimming skills for junior schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 164-167.

3. Ponimasov, O.E., Saburova, E.V. and Maltsev, D.V. (2021), "Formation of initial swimming skills taking into account the features of young school children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No. 9, pp. 164-167.

Контактная информация: waknin.elana@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.07.2022

УДК 796.011

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ

АНАЛИЗ)

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Борисович Бродецкий, доцент, Александр Александрович Поляков, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

Политические, социально-экономические и санитарно-эпидемиологические изменения, происходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на динамику стилевых особенностей поведения, формирование целевых установок к деятельности и развитие ценностного потенциала учащейся молодежи. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения динамики структурного и содержательного наполнения потребностно-мотивационной сферы студентов путей сообщения к занятиям физкультурно-оздоровительной и прикладной физической деятельностью. Контент-анализ результатов прикладных исследований позволил констатировать, что с течением времени структура мотивационной сферы студентов становится более мозаичной. Наблюдается ротация мотивов, связанных со здоровьесбережением, функциональным наполнение деятельности, рекреацией, получением новых знаний с мотивами социальной и личностной актуализации. На основе изученных материалов была разработана анкета, в содержание которой вошли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.